Исследование завершено
![]() | Короче, Склихосовский! Статья об исследованиях в видеоиграх |
Наука как таковая занимается исследованиями… довольно хаотично. Большинство специалистов, особенно в современности, посвящают свою жизнь изучению какого-то очень узкого направления, а различные фундаментальные открытия и революционные изобретения потому фундаментальные и революционные, что их крайне мало. Государство, конечно, может слегка корректировать вектор научного развития с помощью грантов, конкурсов и других денежных поощрений, а также запрещать на законодательном уровне ряд экспериментов (в основном, над людьми)… но в целом это не особенно влияет на картину событий.
Видеоигровые исследования — совсем другое дело, и, как обычно бывает при с видеоигровой экономикой, всё научное сообщество под командованием игрока будет заниматься разработкой строго обозначенных им указанием сверху проектов, а если задач нет — будут простаивать. Однако на этом общие черты заканчиваются, и дальше начинаются различия в принципах работы:
- По требуемому ресурсу. В упрощённом варианте исследование идёт «по контракту» — исследовательская постройка забирает X золота, и через энное фиксированные в движке игры время выдаёт новую технологию. Более сложная версия — на развитие науки идёт специальный ресурс, который автоматически производят либо специалисты-учёные, либо построенные лаборатории/библиотеки/нужное вставить, а исследование назначается через специальное меню.
- По числу одновременных исследований. Может быть как фиксированным (например, одно за раз, от количества специалистов/лабораторий меняется только скорость изучения, сюда же варианты с одним исследованием на несколько направлений), так и зависящим от количества оных специалистов или особых зданий (каждый может исследовать что-то своё).
- По доступности. Все исследования могут быть доступны с самого начала (при наличии соответствующих зданий, например), могут открываться более мощные аналоги прежних исследований после завершения более простых (взяли улучшение на +1 к атаке — как только оно завершится, сможете изучить улучшение на +2 к атаке и т. д.), либо составлять определённое дерево технологий, где для продвижения к новому этапу необходимо исследовать все или значительную часть технологий предыдущего. Наконец, существует вариант, когда доступ к тому или иному исследованию определяет рандом, а игрок вправе выбирать лишь приблизительное направление работы.
- По эффекту — исследования могут как просто улучшать уже имеющихся юнитов и здания, так и открывать доступ к новым. А могу не влиять на них вовсе, затрагивая другие области геймплея.
- По способу внедрения в производство. Тут вариантов немного — либо после исследования оно начинает автоматически действовать на всех юнитов игрока, либо только на тех, которые были произведены после исследования, либо каждому юниту надо выдавать улучшенное снаряжение за отдельную плату.
- По охвату — исследования могут влиять на всю фракцию игрока или только на юнитов определённого типа, а для остальных будет бесполезно. Могут влиять не на юнитов и постройки, а на экономику в целом, или ускорять другие исследования. А могут вообще ни на что не влиять, оставаясь какой-то крайне узконаправленной ненужной фичей.
Примеры
- WarCraft и Starcraft — кодификаторы тропа. Исследования ведутся за золото и древесину (в варкрафте) либо минералы и веспен (в старкрафте), в каждом специальном здании могут изучаться разные апгрейды (то есть две кузницы могут исследовать разные улучшения), а эффект по завершении мгновенно распространяется на всех. Из этих игр и пошли три уровня прокачки улучшений атаки и защиты. К слову, в обоих сериях стратегий эти улучшения дают примерно +10 процентов к боевой эффективности, а ИИ получает их бесплатно в определённые моменты. Исследовать все эти апгрейды стоит как можно быстрее.
- Игры от Stardock Interactive — здесь игрок располагает очками науки и волен выбирать лишь направление исследований, а дальше учёные сами откроют ту или иную технологию из выбранного древа. Внедрять ничего не нужно, эффект мгновенный.
- Sid Meier's Civilization — исследование идёт от эпохи к эпохе, и всегда выгоднее сначала исследовать все технологии Античности перед тем, как перейти в Средневековье, и так далее. За исследования отвечают специальные здания, дающие очки исследований каждый ход, плюс можно разово получить огромное количество вышеупомянутых баллов с помощью великого учёного.
- Stellaris — игроку даются три направления для исследований: физические исследования, социологические исследования и инженерные исследования, и после каждого нового изученного проекта предлагают от трёх до пяти вариантов следующего улучшения. Для получения некоторых редких технологий придётся попотеть и, например, выполнить цепочку заданий, но и в этом нет ничего невозможного.
- Дилогия «The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth» — каждое исследование открывает новое снаряжение для отрядов, которое необходимо вручить за определённую плату. При этом прокачанные юниты намного сильнее своих не улучшенных версий, и несколько прокачанных отрядов легко могут расправиться с превосходящими в несколько раз по численности войсками без апгрейдов. Самих улучшений немного, но они недешёвые. Постройки при этом прокачиваются отдельно, и особенно разнообразные и интересные апгрейды у крепостей (главных зданий) во второй части — по сути это почти как второе (пускай заметно укороченное) древо фракционных способностей с ограниченным радиусом действия.
- Warhammer 40,000: Dawn of War — конкретно в первой части есть как исследования, открывающие новое снаряжение и требующие доплаты за появление этого оружия у бойцов, так и улучшения, которые просто усиливают все отряды. При этом почти все апгрейды узконаправленные и бафают только какой-то конкретный тип бойцов.
- Spellforce — в первой части улучшения действуют только на воинов, которые были вызваны после их покупки, а потому макроконтроль в этой части предполагает сначала покупку всех доступных исследований, и только потом — подготовку бойцов. Во второй части механика исследований присутствует только в виде пристроек для главного здания, открывающих новые типы войск, и улучшений для защитных башен.
- Ancestors Legacy — почти все улучшения у любой фракции так или иначе бафают конкретных юнитов, но в кузнице (которая всегда одна на каждого игрока) есть общие фракционные апгрейды — все они действуют сразу после исследования и абсолютно на всех. Плюс существует механика улучшения доспехов для каждого отряда по отдельности з железо, с примерно таким же приростом эффективности, как и в «Битве за Средиземье».
- Серия X-COM — за исследования отвечают учёные в лаборатории на базе. Чем больше учёных и лабораторий — тем быстрее идёт работа над проектом. Одновременно изучать можно только один проект.
- Серия Space Empires — довольно необычный, хотя и крайне затратный по времени и муторный подход к исследованиям. Игроку дают выбор из здоровенного списка проектов, некоторые из которых ещё и открывают другие проекты, и возможность определить процент от прироста очков науки, идущих каждый ход, которые будут задействованы в исследовании того или иного проекта. Как только набежит необходимая сумма по тому или иному направлению — исследование завершится.
- Серия Age of Wonders — здесь все исследования узко специализированы на открытие новых заклинаний то или иной магической школы. Во второй ещё появилась прокачка умений лидера фракций (вместо прокачки лидера фракций как отдельного героя), которые оказывают глобальный эффект на всю фракцию (например, увеличивают прирост золота с городов) и чатсо бывают намного полезнее нового заклинания.
- War Front: Turning Point — исследования позволяют открывать новые улучшения для отдельных юнитов и для всей армии разом, получать новые способы заработка и открывать новые юниты. Плюс в любой момент можно отдельно изучить одну из трех военных доктрин — господство в воздухе, господство на земле и оборонительную.
- Going Medieval — для исследования надо писать книги трактаты и диссертации. Когда их накопится достаточное количество, то накопленные знания можно «потратить» (само количество книг остаётся прежним) на новые технологии. Книги потом еще, кстати, можно продать.
Видеоигровые термины | |
---|---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
Баланс | Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
Геймплей | Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
Условности | Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
Сложность | Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
Реиграбельность | Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича) |
Тактика и стратегия | Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
Игровая механика | Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно? Городской портал |
← | Видеоигры |