Типа я Фауст: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Пьеса «Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гёте, основанная на немецких легендах о докторе Фаусте, стала одним из ключевых произведений мировой культуры, оказала огромное влияние на готику и романтизм и породила множество фанфиков и подражат...»)
 
Строка 4: Строка 4:


# Герой, обуреваемый мирскими амбициями или жаждой запретных знаний, заключает (буквальную или символическую) сделку с тёмными силами
# Герой, обуреваемый мирскими амбициями или жаждой запретных знаний, заключает (буквальную или символическую) сделку с тёмными силами
# Герой путешествует по всему миру или по иным мирам (возможно, при поддержке своих тёмных покровителей) и [[Сюрреалистическое путешествие|видит всякие чудеса и диковины]], но не находит того, к чему стремится его душа  
# Герой путешествует по всему миру или по иным мирам (возможно, при поддержке своих тёмных покровителей) и [[Сюрреалистическое путешествие|видит всякие чудеса и диковины]], но не находит того, к чему стремится его душа
# Герой возвращается домой к родителям, любящей жене или любимой девушке, к родным берёзам и осинам и понимает, что то, что он искал, всегда было здесь, и для обретения этого ему требовались не кругосветки, а только лишь внутренний рывок к Богу. Иногда это осознание спасает его от представителей нечистой силы, пришедших взыскать должок, иногда нет — в зависимости от позиции автора и степени его оптимизма.
# Герой возвращается домой к родителям, любящей жене или любимой девушке, к родным берёзам и осинам и понимает, что то, что он искал, всегда было здесь, и для обретения этого ему требовались не кругосветки, а только лишь внутренний рывок к Богу. Иногда это осознание спасает его от представителей нечистой силы, пришедших взыскать должок, иногда нет — в зависимости от позиции автора и степени его оптимизма.


== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* «Пер Гюнт» Ибсена.
* «Пер Гюнт» Ибсена.
Строка 13: Строка 14:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «Огненный ангел» Брюсова. По сюжету ГГ даже встречает живых Фауста с Мефистофелем!
* «Огненный ангел» Брюсова. По сюжету ГГ даже встречает живых Фауста с Мефистофелем!
* «[[Мастер и Маргарита]]» Булгакова ― на минималках, потому что сюжетная структура абсолютно оригинальна и не следует вышеприведённой «фаустовской» канве (большую часть романа Мастер вообще сидит в психушке и никаких вояжей не совершает). Но оммажей произведению Гёте у Булгакова вагон и маленькая тележка. Породила [[Типа я Булгаков|свой собственный жанр подражателей]].
* «[[Мастер и Маргарита]]» Булгакова ― очень хитрым [[зигзаг]]ом. Во-первых, большую часть романа мастер — очевидный архетип Фауста — вообще сидит в дурке и никаких вояжей не совершает. Зато этим вполне занимается Маргарита, и сделку с нечистью заключает тоже она ([[инверсия|в прямую противоположность]] [[непоколебимая чистота|непоколебимой чистоте]] Маргариты гётевской), так что для Воланда она сама — Фауст, тогда как для мастера — вполне себе Мефистофель. Во-вторых, итоговая [[награда от Дьявола]] для пары — тот самый «покой» в садовом домике — откровенная пародия на «родные осины». Это подсвечивает сам Воланд, предлагая мастеру «как Фауст, создать нового [[гомункул]]а» — юмор в том, что гомункула химичил как раз не романтик-Фауст, а его ученик, [[схоласт]] Вагнер. Да и проводить этот «покой» наедине с Маргаритой (учитывая вышесказанное) — всё равно что Фаусту навечно остаться наедине с Мефистофелем, пусть даже оснащённым [[готическая брюнетка|буйными ведьминскими кудрями и третьим размером груди]]; надо полагать, и она сама, вовсе не склонная к верности, от такого единообразия полезет на стену; в общем, сатана в очередной раз подсунул тем, кто ему доверился, [[невероятно отстойный дар]] Породило [[Типа я Булгаков|свой собственный жанр подражателей]].
* «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса.
* «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса.
* «Без юности юность» Мирчи Элиаде (особенно интересно это читается, если знать детали биографии автора, который [[:w:Железная гвардия|сам в некотором роде продал душу нечисти]]).
* «Без юности юность» Мирчи Элиаде (особенно интересно это читается, если знать детали биографии автора, который [[:w:Железная гвардия|сам в некотором роде продал душу нечисти]]).
* «Бесконечная книга» Михаэля Энде — начинается как типичная история про юного героя, спасающего сказочную страну, а продолжается как раз в духе сабжа по мере того, как героя искушают тёмные силы, и он «теряет берега». Из экранизации эту составляющую безбожно вымарали, сделав простой фэнтези-сюжет.
* «Бесконечная книга» Михаэля Энде — начинается как типичная история про юного героя, спасающего сказочную страну, а продолжается как раз в духе сабжа по мере того, как героя искушают тёмные силы, и он «теряет берега». Из экранизации эту составляющую безбожно вымарали, сделав простой фэнтези-сюжет.
* [[Dragonlance]] же! Рейстлин — этакий сам себе и Фауст, и Вагнер, [[стремящийся в бессмертные]] и ради этого не раз и не два заключавший сделки с тёмными силами, рассчитывавшими использовать его [[зло против зла|друг против друга]]. Крисания и Карамон — тоже вполне себе вариации на тему Маргариты и Валентина соответственно, особенно в финале. До «света», правда, маг в итоге не дотягивается, но «покой» вполне заслуживает.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Молодость без молодости» Фрэнсиса Форда Копполы — экранизация романа Элиаде, где «фаустовская» составляющая подсвечена ещё ярче.
* «Молодость без молодости» Фрэнсиса Форда Копполы — экранизация романа Элиаде, где «фаустовская» составляющая подсвечена ещё ярче.
 
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Магистр дьявольского культа]] — без бога и без дьявола
* [[Mo Dao Zu Shi]] — без бога и без дьявола.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===

Версия 11:28, 17 января 2023

Пьеса «Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гёте, основанная на немецких легендах о докторе Фаусте, стала одним из ключевых произведений мировой культуры, оказала огромное влияние на готику и романтизм и породила множество фанфиков и подражателей.

Структура сюжета в произведении в жанре «типаяфауст» примерно такова:

  1. Герой, обуреваемый мирскими амбициями или жаждой запретных знаний, заключает (буквальную или символическую) сделку с тёмными силами
  2. Герой путешествует по всему миру или по иным мирам (возможно, при поддержке своих тёмных покровителей) и видит всякие чудеса и диковины, но не находит того, к чему стремится его душа
  3. Герой возвращается домой к родителям, любящей жене или любимой девушке, к родным берёзам и осинам и понимает, что то, что он искал, всегда было здесь, и для обретения этого ему требовались не кругосветки, а только лишь внутренний рывок к Богу. Иногда это осознание спасает его от представителей нечистой силы, пришедших взыскать должок, иногда нет — в зависимости от позиции автора и степени его оптимизма.

Примеры

Театр

  • «Пер Гюнт» Ибсена.

Литература

  • «Огненный ангел» Брюсова. По сюжету ГГ даже встречает живых Фауста с Мефистофелем!
  • «Мастер и Маргарита» Булгакова ― очень хитрым зигзагом. Во-первых, большую часть романа мастер — очевидный архетип Фауста — вообще сидит в дурке и никаких вояжей не совершает. Зато этим вполне занимается Маргарита, и сделку с нечистью заключает тоже она (в прямую противоположность непоколебимой чистоте Маргариты гётевской), так что для Воланда она сама — Фауст, тогда как для мастера — вполне себе Мефистофель. Во-вторых, итоговая награда от Дьявола для пары — тот самый «покой» в садовом домике — откровенная пародия на «родные осины». Это подсвечивает сам Воланд, предлагая мастеру «как Фауст, создать нового гомункула» — юмор в том, что гомункула химичил как раз не романтик-Фауст, а его ученик, схоласт Вагнер. Да и проводить этот «покой» наедине с Маргаритой (учитывая вышесказанное) — всё равно что Фаусту навечно остаться наедине с Мефистофелем, пусть даже оснащённым буйными ведьминскими кудрями и третьим размером груди; надо полагать, и она сама, вовсе не склонная к верности, от такого единообразия полезет на стену; в общем, сатана в очередной раз подсунул тем, кто ему доверился, невероятно отстойный дар Породило свой собственный жанр подражателей.
  • «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса.
  • «Без юности юность» Мирчи Элиаде (особенно интересно это читается, если знать детали биографии автора, который сам в некотором роде продал душу нечисти).
  • «Бесконечная книга» Михаэля Энде — начинается как типичная история про юного героя, спасающего сказочную страну, а продолжается как раз в духе сабжа по мере того, как героя искушают тёмные силы, и он «теряет берега». Из экранизации эту составляющую безбожно вымарали, сделав простой фэнтези-сюжет.
  • Dragonlance же! Рейстлин — этакий сам себе и Фауст, и Вагнер, стремящийся в бессмертные и ради этого не раз и не два заключавший сделки с тёмными силами, рассчитывавшими использовать его друг против друга. Крисания и Карамон — тоже вполне себе вариации на тему Маргариты и Валентина соответственно, особенно в финале. До «света», правда, маг в итоге не дотягивается, но «покой» вполне заслуживает.

Кино

  • «Молодость без молодости» Фрэнсиса Форда Копполы — экранизация романа Элиаде, где «фаустовская» составляющая подсвечена ещё ярче.

Аниме и манга

Реальная жизнь

  • Довольно-таки «фаустовской» была биография немецкого историка Отто Рана. Вдохновлённый Шлиманом и его открытием Трои, Ран мечтал точно так же найти священный Грааль из легенд, и ради этого заключил сделку с Генрихом Гиммлером, став оберштурмфюрером СС и сотрудником «Аненербе» и участвовал в экспедиции «Аненербе» в Исландию. Постепенно осознав, что из себя представляют эти фошысты и насколько всё плохо, Ран в конце концов покинул ряды НСДАП и СС и погиб при загадочных обстоятельствах. Заодно стал одним из источников вдохновения для Индианы Джонса.