Эпиграф

Материал из Posmotreli
Версия от 12:18, 6 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Иногда мне кажется, что наша Вселенная — лишь эпиграф к другой, куда более масштабной и содержательной Вселенной. Фрагмент, припаянный на скорую руку между заголовком и началом. Это не значит, что мы — пустое украшательство и цена нам — грош. Это всего лишь значит, что в случае чего нами можно пожертвовать без особого вреда для общего замысла.

Нас это утешает?

Меня — да.

»
— Эпиграф к «Ойкумене» раскрывает тему
« Эпиграф — это последний шанс читателя одуматься и не читать всё остальное. »
—  Авторы «Порри Гаттера» тоже раскрывают суть, но по-своему

Эпиграф, как ведомо мудрым, не очень мудрым и просто всем, кто не прогуливал школьные уроки по литературе, есть цитата, предваряющая некий текст[1]. Казалось бы, всё просто, тема закрыта, расходитесь, тут нет ничего интересного. Но граней у этого простого, в общем-то, приёма — бессчётное множество, и на них неплохо бы остановиться поподробнее.

Эпиграфы могут различаться по цели. Иногда они поясняют заглавие или сразу как-то намекают на главный посыл произведения (если оное объёмно, а эпиграф туманен, может случиться откровение у холодильника). Зачастую в этом случае произведение выбирается солидное и освящённое временем, чтобы придать больший вес и авторитет. Иногда, напротив, оказывается, что тезис, вынесенный в эпиграфе, далее целиком и полностью критикуется, деконструируется и просто стебётся в хвост и в гриву. Иногда бывает и так, что соотношение эпиграфа с текстом очень призрачно — просто автору понравилась цитата, и он присобачил её на основе весьма зыбкого сходства. Тут, в зависимости от мастерства исполнения, реакция может разниться от «Какое надувательство» и «Что это было?» до серьёзных приступов СПГС. В терминальных случаях бывает, что автор очень-очень хочет показать свою эрудицию, и высоколобые эпиграфы торчат на каждом углу. В таком случае эпиграфы могут оказаться самым ценным, что есть в произведении.

Да, ещё один удобный критерий классификации — по количеству. Тут всё довольно просто: эпиграф может быть один, несколько и дофига. Во втором и третьем случае становится уместна ещё одна классификация — по расположению. Чаще всего, говоря о множестве эпиграфов, представляют по одному-два изречению на каждую главу или часть произведения. Но бывают и экзотические случаи, когда великое множество эпиграфов встаёт стеною в самом начале текста, иногда превращаясь в своего рода пролог-центон.

И наконец — по авторству. Тут, как ни странно, вариантов всего два. В первом случае цитата принадлежит кому-то другому — тут всё понятно. А во втором автором эпиграфа и текста является один и тот же человек — этот сценарий получил своё особое название, автоэпиграф. Последний тоже существует в нескольких вариантах. Иногда автор цитирует собственное более раннее произведение с целью отрефлексировать пройденный путь или просто напомнить читателю, что да как. Иногда же слова принадлежат непосредственно герою книги или происходят из вымышленного произведения — это придаёт глубины персонажам и сеттингу. К этому случаю примыкает мистификация — когда цитируемое произведение не существует, но подаётся как реальное.

В качестве постскриптума: эпиграфы бывают не только у литературных произведений и пьес, но также у фильмов и даже компьютерных игр. В Интернете ими тоже пользуются — наш проект, например, их очень даже любит.

Примечания[править]

  1. Хотя в редких случаях цитатами, наоборот, главы завершаются. Если у этого приёма есть своё название, автору статьи оно неизвестно.