Фрегат

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фрегат (ит. fragata или fregata) — широко известный тип парусных боевых кораблей XVII—XIX веков. Часто встречается в исторических книгах, фильмах и играх.

Суровая реальность[править]

Сразу договоримся о том, чтобы не путать сабж с одноименной морской птицей, похожей на баклана с ярко-красным воздушным мешком на пузе.

Первые фрегаты[править]

HMS Surprise — парусный фрегат эпохи Революционных войн (конец XVIII века)

Изначально «фрегатом» называли тип средиземноморской боевой галеры, строившейся с упором на скорость и манёвренность. В конце XVI века так стали называть любые быстрые парусные корабли, особенно действовавшие против испанцев голландские приватиры. К началу XVII века голландские кораблестроители научились строить первые фрегаты в привычном понимании этого слова. Это были длинные, быстроходные боевые корабли, которые несли при водоизмещении до 300 тонн около 40 небольших орудий.

В XVII веке фрегаты могли быть как с одной, так и с двумя орудийными палубами. Некоторые фрегаты могли ходить под вёслами.

Классические парусные фрегаты[править]

В 1740 году французский кораблестроитель Блез Оливье построил «Медею» — первый классический фрегат. Она была относительно небольшим кораблём — 37,2 м по орудийной палубе. «Медея» несла 26 8-фунтовых[1] пушек на верхней палубе, и могла использовать свою батарею даже в плохую погоду — в отличие от двухпалубных линейных кораблей и старых фрегатов, которые в шторм задраивали орудийные порты нижней палубы, чтобы не набрать воды.

«Медею» в 1744 году захватили англичане. Корабль им очень понравился, и они начали массово строить фрегаты похожей конструкции. Вслед за этим фрегаты распространились по большинству европейских флотов, которые могли себе позволить относительно крупный корабль для крейсерских операций.

Классический фрегат, как и его преемник крейсер — мастер на все руки. Он мог решить практически любую задачу, кроме завоевания превосходства на море. При этом был не такой дорогой, как линкор.

Так что же такое парусный фрегат? В общих чертах, это корабль с одной закрытой орудийной палубой и прямым парусным вооружением на трёх мачтах. Если орудия стоят на открытой верхней палубе, то это шлюп. Если орудий 20-28, то это скорее всего корвет или пост-шип. Или просто очень маленький фрегат, грань всегда была размытой.

Тяжёлые фрегаты[править]

USS Constitution до сих пор на плаву и в рядах флота США

К концу XVIII века фрегаты сильно выросли в размерах. Их главным оружием стали 18-фунтовые орудия. Для ближнего боя на форкасле и квартердеке ставили карронады — лёгкие короткоствольные орудия большого калибра.

Французы пошли дальше. Они взяли несколько старых линейных кораблей, срезали у них верхнюю орудийную палубу и получили сверхтяжёлые фрегаты-«рази» (фр. razee). Англичане сделали тоже самое, и ещё более успешно — один такой фрегат, 44-пушечный «Индефатигейбл», в компании с обычным тяжёлым 36-пушечным «Амазоном» загнали на мель французский 74-пушечный линейный корабль «Друа Дель Ом», где он и погиб.[2]

К концу века свой флот собрались строить получившие независимость США. Судостроения у них толком не было, линейные корабли показались слишком дорогими, поэтому они решили создать флот из очень мощных фрегатов с 24-фунтовыми орудиями. Один из них, «Конститьюшен», желающие могут до сих пор увидеть в Бостоне — «Железнобокий старина» на плаву с 1797 года.

Впрочем, англичане не оставались в стороне от фрегатной гонки. Пока американцы строили тяжёлые фрегаты по цене нормальных линейных кораблей, они построили гораздо более дешёвый «Эндимион». При сопоставимом вооружении и прочности он был ещё и самым быстрым парусным военным кораблём в истории Великобритании — разгонялся до 14,4 узлов.

Эпоха пара[править]

HMS Warrior на вечной стоянке в Портсмуте

Пароходофрегаты и винтовые фрегаты[править]

К 1830-м годам стало ясно, что на боевой корабль можно установить довольно приличную паровую машину. Поскольку пароходы в те годы приводились в движение не винтом, а гребными колесами, то первые фрегаты были довольно странными кораблями. Дело в том, что у пароходофрегатов не было привычной орудийной батареи на всю палубу — не помещалась из-за колёс и машины. Боевая ценность в результате была не особо высокой, но вплоть до Крымской войны они в локальных войнах поучаствовали.

С 1840-х годов фрегаты постепенно становятся винтовыми. По внешнему виду и назначению они мало отличались от своих парусных предшественников, зато развивали очень приличную скорость вне зависимости от силы ветра, а если надо было экономить топливо — ходили под парусами.

Броненосные фрегаты[править]

Примерно в это же время массово начали распространяться орудия Пексана, стреляющие разрывными снарядами. Для деревянных кораблей эти пушки были смертельно опасны, что и подтвердило Синопское сражение 1853 года — русская эскадра расстреливала турецкие корабли как мишени в тире. Французы начали в ответ строить вначале плавучие батареи, а потом — бронированные линкоры. Великобритания ответила первым в мире броненосным фрегатом «Уорриор». На что они были похожи — можно посмотреть в Портсмуте, где «Уорриор» до сих пор и стоит.[3]

Броненосные фрегаты к 1880-м года постепенно эволюционировали в броненосные крейсера и сошли на нет. Последним если не по букве, так по духу стал «Рюрик» (1892).[4]

Возрождение класса[править]

Вторая Мировая война[править]

Современный российский фрегат «Адмирал Горшков»

В 1940-е годы Королевский флот внезапно столкнулся с проблемой: как называется противолодочный эскортный корабль меньше эсминца, но больше корвета? Американское «эскортный эсминец» их не устраивало, в результате часть новых кораблей (а заодно пачку старых шлюпов и некоторые корветы) переименовали во фрегаты. Американцы посмотрели на союзников, и тоже построили серию «патрульных фрегатов» типа «Такома». Из них 28 даже несколько лет прослужили в СССР.

Это были слабо вооруженные корабли, напоминавшие фрегаты былых времен лишь названием. Основной их задачей было дешево и эффективно уничтожать подводные лодки.

Холодная война и наши дни[править]

Появление противокорабельных крылатых ракет неожиданно вернуло фрегатам их былую роль кораблей, способных охотиться на себе подобных. В Великобритании, США, Франции начали строить ракетные фрегаты. В США дошли до того, что к фрегатам одно время причисляли несколько серий ракетных крейсеров.

В СССР фрегатов не было, они назывались сторожевыми кораблями (СКР). Но в современном российском военно-морском флоте фрегаты в значении «среднеразмерный корабль океанской зоны с противокорабельными ракетами» тоже появились.

Художественные произведения[править]

Литература[править]

  • «Фрегат „Паллада“» — книга очерков Ивана Александровича Гончарова.
  • «Синко Льягас»/«Арабелла» из «Одиссеи капитана Блада» — формально скорее небольшой галеон, чем фрегат. Но на дворе вторая половина XVII века, определения ещё не установились окончательно. В романах и фильмах есть и классические фрегаты той эпохи.
  • «Лидия», корабль из первой (хронологически) книги про Горацио Хорнблауэра — типичный английский тяжёлый фрегат эпохи Наполеоновских войн.
  • Множество в «Хозяине морей», но в первую очередь любимый корабль главных героев «Сюрприз». В фильме хорошо показано, каково это — жить и умирать на борту парусного фрегата.
  • Владислав Крапивин, повесть-учебник «Фрегат „Звенящий“» — герои изучают устройство парусного судна на примере воображаемого фрегата. Здесь под этим словом подразумевается не боевой корабль, а просто трёхмачтовый парусник с прямыми парусами на всех мачтах.

Кино[править]

  • «Пираты Карибского моря» на типаж богаты.
    • В первую очередь, разумеется, сама «Чёрная Жемчужина». Одна закрытая батарейная палуба, одна открытая — фрегат XVII века классический, по ГОСТу.
    • «Разящий», караулящий рейд Порт-Рояла — тоже оно. На линкор его королевское величество, похоже, пожабился.
    • «Провидение» (каперский корабль Барбоссы в «Берегах»). Кстати, «сыграло» его то же самое судно, на котором в «Хозяине морей» ходили главные герои.
    • «Месть королевы Анны» — сложный случай. Перестроена из той же баржи, что изображала «Жемчужину», так что по орудиям — да, фрегат, но при этом добавлена высоченная, чуть не в три палубы, кормовая надстройка, как у галеона или голландского флейта.
  • Экранизация «Хозяина морей» — все два попадающих в кадр корабля, «Сюрприз» Обри и французский приватир «Ашерон».
    • «Сюрприз» — 28-пушечный фрегат, типичный представитель этого класса третьей четверти XVIII века. Для съемок использовалась реплика британского пост-шипа «Роуз», который был поменьше реального «Сюрприза» (в девичестве — французского корвета «Юните»).
    • «Ашерон» — 44-пушечный тяжелый фрегат, основанный на чертежах «Конститьюшен». По сюжету построен в США по заказу французского судовладельца.

Телесериалы[править]

  • «Морж» в «Чёрных парусах» выглядит как довольно типичный небольшой фрегат.
  • «Военный корабль» — британский телесериал, снимавшийся в 1970-е на борту реальных ракетных фрегатов типа «Линдер».

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий — «Четыре года рыскал в море наш корсар…»: «Вот развернулся боком флагманский фрегат, и левый борт окрасился дымами…».
  • Михаил Боярский — «Баллада об одной дуэли» — татуировка в виде фрегата сыграла свой роль в трагической истории.
  • Михаил Щербаков — «Пустые бочки вином наполню…»: «Покуда плыть хорошо фрегату — пирату жить хорошо весьма!».
  • Юлий Ким — «Хорошо идти фрегату по проливу Каттегату…»
  • Анатолий Полотно, «Фрегат»: «Фрегат заблудился, команда спала, несла наугад озорная волна. От первой удачи — деньжата в карман! Гуляет братва, в стельку пьян капитан…»
  • Иваси, "Погиб ли тот фрегат".
  • Олег Медведев в песне "Изумрудный город" сравнил этот плывущий в закат город с фрегатом.

Примечания[править]

  1. Калибр гладкоствольных орудий традиционно указывался не в линейных единицах, а через массу в фунтах шарообразного свинцового, чугунного или даже каменного ядра соответствующего диаметра. Фунты тоже были разными — от 300 до 500 граммов в зависимости от страны и эпохи.
  2. «Амазон» тоже вылетел на мель и погиб. Но почти вся его команда в крушении уцелела, хотя и попала в плен. А большая часть французских моряков утонула. Размен всё равно был невероятно выгодный для англичан.
  3. Корпус сохранился с XIX века, но оснастка, орудия и внутреннее оснащение — в основном новодел. Большую часть своей длинной скучной жизни «Уорриор» провёл как топливный склад.
  4. Формально «Рюрик» вообще был броненосным барком.