Не думай о белом медведе: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|ThoughtAversionFailure|Thought-Aversion Failure}}
{{Вкратце|Чем больше ты стараешься о чём то не думать, тем сильнее это будет лезть тебе в голову.}}
{{Q|Не думай ни о чём. И не думай о недумании.|Один из традиционных дзенских коанов.<br>Или пародия на таковой?}}
{{Q|Не думай ни о чём. И не думай о недумании.|Один из традиционных дзенских коанов.<br>Или пародия на таковой?}}
{{Q|— Я покажу, почему это не работает. Я говорю вам: не думай о слонах. О чём вы думаете?
{{Q|— Я покажу, почему это не работает. Я говорю вам: не думай о слонах. О чём вы думаете?<br>
— О слонах.|«[[Inception|Внедрение]]»}}
— О слонах.|«[[Inception|Внедрение]]»}}
Думать иногда тяжело, а целенаправленно не думать — ещё тяжелее. Причём чем больше усилий прикладывается к тому, чтобы не думать какую-либо мысль, тем настойчивей она лезет в голову. Подобный парадокс давно подмечен в виде притчи о белой обезьяне (с восточным колоритом) или рассказа о белом медведе (в пересказе классиков отечественной литературы), и нашёл отражение во многих произведениях искусства. Так, задача «не думать о…» может выступать как один из видов [[Невыполнимое задание|невыполнимого задания]] (обычно — шуточного и исходящего от матёрого [[трикстер]]а), быть основой размышления о контроле человека над своим сознанием или просто отсылкой на [[Псевдовосточная философия|восточную мудрость]], наравне с притчей о чашке чая и хлопком одной ладонью. Ну, или не-думание может быть таким хитрым условием для достижения какого-нибудь результата, к примеру — для победы над сверхъекстественным существом.
Думать иногда тяжело, а целенаправленно не думать — ещё тяжелее. Причём чем больше усилий прикладывается к тому, чтобы не думать какую-либо мысль, тем настойчивей она лезет в голову. Подобный парадокс давно подмечен в виде притчи о белой обезьяне (с восточным колоритом) или рассказа о белом медведе (в пересказе классиков отечественной литературы), и нашёл отражение во многих произведениях искусства. Так, задача «не думать о…» может выступать как один из видов [[Невыполнимое задание|невыполнимого задания]] (обычно — шуточного и исходящего от матёрого [[трикстер]]а), быть основой размышления о контроле человека над своим сознанием или просто отсылкой на [[Псевдовосточная философия|восточную мудрость]], наравне с притчей о чашке чая и хлопком одной ладонью. Ну, или не-думание может быть таким хитрым условием для достижения какого-нибудь результата, к примеру — для победы над сверхъекстественным существом.
Строка 11: Строка 13:


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[фольклор]] ===
* Плохая это была идея — рассылать глашатаев по всей Элладе, дабы они возглашали «Забыть, забыть безумного Герострата!». В результате этого самого Герострата (из тщеславия сжёгшего великолепный храм Артемиды Эфесской) помнят до сих пор…
* Плохая это была идея — рассылать глашатаев по всей Элладе, дабы они возглашали «Забыть, забыть безумного Герострата!». В результате этого самого Герострата ([[Дурная слава — тоже слава|из тщеславия сжёгшего великолепный храм Артемиды Эфесской]]) помнят до сих пор…
** В деконструкциях популярно утверждение, что на самом деле поджигателем был совсем другой человек, имя которого на самом деле забыто.
** В деконструкциях популярно утверждение, что на самом деле поджигателем был совсем другой человек, имя которого на самом деле забыто.
* Рассказы о недумании. Обычно один персонаж предлагает другому перестать думать о чём-то странном ради какого-нибудь мистического результата, а второй сталкивается с тем, что не думать о том, о чём до просьбы он никогда не думал — непосильная задача. В ассортименте:
* Рассказы о недумании. Обычно один персонаж предлагает другому перестать думать о чём-то странном ради какого-нибудь мистического результата, а второй сталкивается с тем, что не думать о том, о чём до просьбы он никогда не думал — непосильная задача. В ассортименте:
Строка 17: Строка 19:
** Рассказ о мошеннике, уверявшем, что можно [[Алхимия|получить золото из олова и трав]], если во время плавки не думать о той самой обезьяне.
** Рассказ о мошеннике, уверявшем, что можно [[Алхимия|получить золото из олова и трав]], если во время плавки не думать о той самой обезьяне.
** Ходившее в Европе шуточное задание вида «чтобы победить, не думай о белом медведе».
** Ходившее в Европе шуточное задание вида «чтобы победить, не думай о белом медведе».
* [https://ru.m.wikipedia.org/wiki/The_Game_(игра) The Game] мем про игру, в которой тот, кто про неё вспоминает, проигрывает. Поздравляем, вы только что проиграли!
* [https://ru.m.wikipedia.org/wiki/The_Game_(игра) The Game] — мем про игру, в которой тот, кто про неё вспоминает, проигрывает. Поздравляем, вы только что проиграли!


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 32: Строка 34:
* Михаэль Энде, «Катастрофанархисториязвандалкогорючий волшебный пунш» — когда главные злодеи варили этот самый пунш, заключительным этапом варки было насыщение пунша магией. Для этого пунш следовало просто оставить и не трогать: его почти готовая форма потихоньку всасывала магию из мира, и была так чувствительна, что улавливала не просто магию, но и мысли. К сожалению, пунш в тот момент был еще и нестабилен, поэтому рядом с ним ни в коем случае нельзя было в нем сомневаться — иначе он бы тут же взорвался. Злодеи нервничали, времени у них на подготовку было мало, поэтому они были вынуждены сначала отвлекать себя посторонними мыслями, а когда думать было больше не о чем, кинулись драться друг с другом. Сработало: в драке они даже сперва и не заметили, как пунш полностью зарядился.
* Михаэль Энде, «Катастрофанархисториязвандалкогорючий волшебный пунш» — когда главные злодеи варили этот самый пунш, заключительным этапом варки было насыщение пунша магией. Для этого пунш следовало просто оставить и не трогать: его почти готовая форма потихоньку всасывала магию из мира, и была так чувствительна, что улавливала не просто магию, но и мысли. К сожалению, пунш в тот момент был еще и нестабилен, поэтому рядом с ним ни в коем случае нельзя было в нем сомневаться — иначе он бы тут же взорвался. Злодеи нервничали, времени у них на подготовку было мало, поэтому они были вынуждены сначала отвлекать себя посторонними мыслями, а когда думать было больше не о чем, кинулись драться друг с другом. Сработало: в драке они даже сперва и не заметили, как пунш полностью зарядился.
* А. Бушков, «Чужие паруса» — [[Сварог]] [[эксплуатация тропа|ставит этот троп себе на службу]] при нападении чудовищ-[[телепат]]ов, запретив экипажу думать о белой обезьяне. В результате монстры почувствовали, что весь броненосец, от киля до клотика, думает лишь ОДНУ мысль, и решили, что раз мысль одна, то и существо одно, и не стоит нападать на такую громадину.
* А. Бушков, «Чужие паруса» — [[Сварог]] [[эксплуатация тропа|ставит этот троп себе на службу]] при нападении чудовищ-[[телепат]]ов, запретив экипажу думать о белой обезьяне. В результате монстры почувствовали, что весь броненосец, от киля до клотика, думает лишь ОДНУ мысль, и решили, что раз мысль одна, то и существо одно, и не стоит нападать на такую громадину.
* [[Макс Фрай]], «Неуловимый Хабба Хэн» — означенный Магистр может встретиться только тому, кто объективно нуждается в этой встрече, но [[неуловимый Джо|не хочет её]].
* [[Макс Фрай]], «Неуловимый Хабба Хэн» — означенный Магистр может встретиться только тому, кто нуждается в этой встрече, но [[неуловимый Джо|не хочет её]].
* «Пешки Хаоса» К. Брайана — протагонист, Дафан, подвергся влиянию демона [[Тзинч]]а и стал его невольным прислужником. Отправляясь по поручению, он старается не думать «опасных», в его положении, мыслей. Естественно, попытки понять, какие мысли опасны, приводят только к тому, что ни о чём безопасном он думать не может.
* «Пешки Хаоса» К.Брайана — протагонист, Дафан, подвергся влиянию демона [[Тзинч]]а и стал его невольным прислужником. Отправляясь по поручению, он старается не думать «опасных», в его положении, мыслей. Естественно, попытки понять, какие мысли опасны, приводят только к тому, что ни о чём безопасном он думать не может.
* Мэнли Уэйд Уэллман, цикл про Серебряного Джона — Джон умудрился именно что получить золото из олова и трав, сломав условие — приказал всем зрителям не думать о синем ведре. Потому что условием было «не думать о зеленой обезьянке». Поскольку все отгоняли от себя мысль про ведро, Джон смог получить слиток золота.
* Мэнли Уэйд Уэллман, цикл про Серебряного Джона — Джон умудрился именно что получить золото из олова и трав, сломав условие — приказал всем зрителям не думать о синем ведре. Потому что условием было «не думать о зеленой обезьянке». Поскольку все отгоняли от себя мысль про ведро, Джон смог получить слиток золота.
* Николай Носов, «[[Незнайка в Солнечном городе]]» — чтобы получить волшебную палочку, достаточно совершить подряд три хороших поступка… но при этом не думать о том, что ты их делаешь ради этой самой палочки. Подсвечено самим автором: «Однако легко говорить — не думать! На самом деле, когда хочешь о чем-нибудь не думать, так обязательно только о том и думаешь.»
* Николай Носов, «[[Незнайка в Солнечном городе]]» — чтобы получить волшебную палочку, достаточно совершить подряд три хороших поступка… но при этом не думать о том, что ты их делаешь ради этой самой палочки. Подсвечено самим автором: «Однако легко говорить — не думать! На самом деле, когда хочешь о чем-нибудь не думать, так обязательно только о том и думаешь.»
Строка 40: Строка 42:
* «[[Досье Дрездена]]» — главгерой неосторожно взглянул магическим Зрением на очень, ОЧЕНЬ злую тварь и едва не сошёл с ума от ужаса, но всё увиденное Зрением запоминается навсегда и во всех деталях, так что теперь при любой мысли об этой твари герой переживает этот кошмар заново. Поняв, что не может о ней не думать, он забивается в тёмную комнату и несколько часов подряд только о ней и думает, снова и снова вызывая у себя это воспоминание, пока эффект не притупляется просто до уровня «как вспомню, так вздрогну».
* «[[Досье Дрездена]]» — главгерой неосторожно взглянул магическим Зрением на очень, ОЧЕНЬ злую тварь и едва не сошёл с ума от ужаса, но всё увиденное Зрением запоминается навсегда и во всех деталях, так что теперь при любой мысли об этой твари герой переживает этот кошмар заново. Поняв, что не может о ней не думать, он забивается в тёмную комнату и несколько часов подряд только о ней и думает, снова и снова вызывая у себя это воспоминание, пока эффект не притупляется просто до уровня «как вспомню, так вздрогну».
** Много позже, во время разговора героя со старым, видавшим виды магом о похожих Чу-Чу, тот замечает, что теоретически их можно вычислить Зрением, но могут быть… побочные эффекты — и тут ''оба'' характерно вздрагивают.
** Много позже, во время разговора героя со старым, видавшим виды магом о похожих Чу-Чу, тот замечает, что теоретически их можно вычислить Зрением, но могут быть… побочные эффекты — и тут ''оба'' характерно вздрагивают.
* С. Лем, «Три электрыцаря». «Только бы не думать, и наша возьмёт!»
* С. Лем, «Три электрыцаря». «Только бы не думать, и наша возьмёт!»
* Б.Шоу, «Ночная прогулка». Главгероя во вражеском плену собираются подвергнуть калечащему воздействию — стиранию памяти. При этом при каждом нажатии на кнопку аппарата стирается только один слой памяти, поверхностный — то есть то, о чём персонаж думает прямо сейчас. Логично, что он в отчаянии пытается вспомнить что-то малополезное (в роли малополезного выступили лекции по биологии, слышанные им в бытность студентом).


==== [[Сетевая литература]] ====
==== [[Сетевая литература]] ====
* «Кордицепс, или Больно все умные» — {{spoiler|инопланетная сущность заражает нейроны мозга; здоровые нейроны заражаются, когда соединяются в цепочки с уже затронутыми. То есть, чтобы остановить развитие болезни, нужно не думать о сущностях, память о которых уже была заражена — в особенности о своей старой личности (поскольку люди думают о себе постоянно, эта область мозга заражается первой). И тем более нельзя думать о факте заражения (потому, что это — первое, о чём вы подумаете, столкнувшись с инопланетной заразой, а, значит, эта память также будет затронута одной из первых). Сама болезнь носит название «слон», и обеспечение возможности не думать о розовом слоне — одна из главных функций больницы для заражённых}}.
* «Кордицепс, или Больно все умные» — {{spoiler|инопланетная сущность заражает нейроны мозга; здоровые нейроны заражаются, когда соединяются в цепочки с уже затронутыми. То есть, чтобы остановить развитие болезни, нужно не думать о сущностях, память о которых уже была заражена — в особенности о своей старой личности (поскольку люди думают о себе постоянно, эта область мозга заражается первой). И тем более нельзя думать о факте заражения (потому, что это — первое, о чём вы подумаете, столкнувшись с инопланетной заразой, а, значит, эта память также будет затронута одной из первых). Сама болезнь носит название «слон», и обеспечение возможности не думать о розовом слоне — одна из главных функций больницы для заражённых}}.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 50: Строка 53:
** И правильно, что он подумал о человечке. Таким образом он всех спас, породив кайдзю, которого и одолеть имеющимся оружием можно, и последствия этого не разрушения, а ошметки зефира. [[Бафос|Но ошмётков было очень уж много, полгорода ими уделали…]]
** И правильно, что он подумал о человечке. Таким образом он всех спас, породив кайдзю, которого и одолеть имеющимся оружием можно, и последствия этого не разрушения, а ошметки зефира. [[Бафос|Но ошмётков было очень уж много, полгорода ими уделали…]]
* [[Детские ужастики|Ужастик]] по сюжету [[Р. Л. Стайн]]а «Не думай об этом» — героиня покупает в антикварной лавке книгу о двухголовом монстре, который появится только если о нём думать.
* [[Детские ужастики|Ужастик]] по сюжету [[Р. Л. Стайн]]а «Не думай об этом» — героиня покупает в антикварной лавке книгу о двухголовом монстре, который появится только если о нём думать.
* «[[Кин-дза-дза!]]» — на Плюке нужно уметь «не думать правду». Как оказалось, это вполне возможно.
* [[Кин-дза-дза!]] — на Плюке нужно уметь «не думать правду». Как оказалось, это вполне возможно.
** По-видимому, достаточно — лишь бы постоянно! — думать всякие [[лицемер]]ные трюки, увёртки, притворства, «задние мысли», «официальные версии» (например, всем приказано любить правителя — ну и думаешь время от времени «Я очень люблю господина Пэжэ!»), и тому подобное. По всей вероятности, за «правду» засчитывается только полная честность и искренность. Ну а в таком случае — миссия, скажем так, очень даже выполнима.
** По-видимому, достаточно — лишь бы постоянно! — думать всякие [[лицемер]]ные трюки, увёртки, притворства, «задние мысли», «официальные версии» (например, всем приказано любить правителя — ну и думаешь время от времени «Я очень люблю господина Пэжэ!»), и тому подобное. По всей вероятности, за «правду» засчитывается только полная честность и искренность. Ну а в таком случае — миссия, скажем так, очень даже выполнима.
* «Ковбои против пришельцев». Интересный зигзаг — чтобы снять с руки инопланетное оружие нужно было как раз не думать вообще, что в условиях пряток по инопланетному кораблю просто нереально. Но проблему решили — внезапным поцелуем. Какие уж тут мысли!..
* «Ковбои против пришельцев». Интересный зигзаг — чтобы снять с руки инопланетное оружие нужно было как раз не думать вообще, что в условиях пряток по инопланетному кораблю просто нереально. Но проблему решили — внезапным поцелуем.
* [[12 стульев]] — Остап собирается вытащить один из стульев, а Кису ставит «на стреме», потребовав, если кто-то посторонний появится, начать петь. «Что петь?» — уточняет Киса. «Ну, уж во всяком случае не „Боже, царя храни!“» — саркастически отвечает Бендер. Ну и какая песня первой пришла на ум Кисе, когда вдруг появился Безенчук?
* «[[Inception|Внедрение]]» — на сабже Артур, напарник главного героя, пытается доказать новому нанимателю, что внедрение идеи в мозг невозможно. Он ошибся.
* «[[Inception|Внедрение]]» — на сабже Артур, напарник главного героя, пытается доказать новому нанимателю, что внедрение идеи в мозг невозможно. Он ошибся.


Строка 59: Строка 63:
** Эпизод «Последнее Рождество» — «спящие пациенты» и [[Принудительный сон|сонные]] [[Машина лотофагов|крабы]] нападают на тех, кто о них думает и их видит. Шона, чтобы отвлечься, поёт и танцует; а Клара не справляется, пока Доктор [[Кнопка берсерка|не упоминает Дэнни]].
** Эпизод «Последнее Рождество» — «спящие пациенты» и [[Принудительный сон|сонные]] [[Машина лотофагов|крабы]] нападают на тех, кто о них думает и их видит. Шона, чтобы отвлечься, поёт и танцует; а Клара не справляется, пока Доктор [[Кнопка берсерка|не упоминает Дэнни]].
** «Ограбление времени» — инопланетное создание чувствует вину клиентов банка, поэтому главным героям ни в коем случае нельзя думать о преступлении, которое их принуждают совершить.
** «Ограбление времени» — инопланетное создание чувствует вину клиентов банка, поэтому главным героям ни в коем случае нельзя думать о преступлении, которое их принуждают совершить.
* «[[Сергий против нечисти]]» (2022) — эпизод «Вий» (2 сезон, 3 серия). Так называемая «ловушка знатока» работает по следующему принципу: Всякий кто войдёт в заколдованную комнату, зная, что это место как-то связано с магией, не сможет выйти оттуда, потому что для него все выходы из комнаты станут порталами в неё же. Чтобы покинуть проклятую комнату без помощи извне, нужно «всего лишь» забыть о том, что она является магической ловушкой, что, разумеется, невозможно. [[Незнание — сила|А вот для незнающих людей, забредших туда случайно, это место будет просто ничем не примечательной комнатой в заброшке, выйти из которой не составит никакого труда]].


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Полигон» по рассказу Севера Гансовского.
* «Полигон» по рассказу Севера Гансовского.
* «[[Масяня]]»: «Лохматый, не думать о голых бабах!»
* «[[Иван Царевич и Серый волк]] 2», сцена на Луне: «Здесь о чём ни подумаешь, так то и появится, особенно если этого боишься». Да, медведи тоже появляются.
* «Иван Царевич и Серый Волк 2», сцена на Луне: «Здесь о чём ни подумаешь, так то и появится, особенно если этого боишься». Да, медведи тоже появляются.
* «Энканто» — пополам с [[Самосбывающееся пророчество]]. Пепа может управлять погодой в зависимости от своего настроения. В песне «Мы не говорим о Бруно», она спела что Бруно, кто предсказывает будущее, сказал на её свадебном дне, что выглядит пасмурно. В итоге она женилась под ураган из-за этого тропа!


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Масяня]]»: «Лохматый, не думать о голых бабах!»
* «[[Чёрный Плащ]]» — в одной из серий показана вундервафля, способная усиливать мыслительные способности того, кто её использует. Главное условие — во время использования ни о чём не думать, иначе [[Взрыв головы|голова взорвётся]]. Этим и воспользовались главные герои для победы над местным гадом, завалив того вопросами.
* «[[Чёрный Плащ]]» — в одной из серий показана вундервафля, способная усиливать мыслительные способности того, кто её использует. Главное условие — во время использования ни о чём не думать, иначе [[Взрыв головы|голова взорвётся]]. Этим и воспользовались главные герои для победы над местным гадом, завалив того вопросами.


Строка 84: Строка 90:
** SCP-1001-RU — сущность, которая уничтожает всё, что осознаёт. Условия содержания направлены на то, чтобы обеспечивать её не-думание о вселенной. Более того — оно способно к ограниченной телепатии, так что попавшим под эффект сотрудникам осознавать тоже крайне противопоказано. Вплоть до тщательного устранения и памяти о контакте, и «думателя», и его трупа.
** SCP-1001-RU — сущность, которая уничтожает всё, что осознаёт. Условия содержания направлены на то, чтобы обеспечивать её не-думание о вселенной. Более того — оно способно к ограниченной телепатии, так что попавшим под эффект сотрудникам осознавать тоже крайне противопоказано. Вплоть до тщательного устранения и памяти о контакте, и «думателя», и его трупа.
* В инструкции к одному из советских шагомеров настоятельно рекомендовалось при использовании прибора не думать о том, что вы его используете: это, дескать, влияет на естественность походки, и в результате шагомер может врать.
* В инструкции к одному из советских шагомеров настоятельно рекомендовалось при использовании прибора не думать о том, что вы его используете: это, дескать, влияет на естественность походки, и в результате шагомер может врать.
* Sanders Sides — Логан рассказывает об эксперименте «Белый медведь», объясняя принцип действия навязчивых мыслей.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Диагноз «Обсессивно-компульсивное расстройство» ([https://mkb-10.com/index.php?pid=4251 F42 по МКБ 10]) — эталон сабжа, [[Психиатрия — это страшно|способный превратить жизнь страдающего им в полноценную пытку]] посредством одной-единственной мысли. Проверено автором правки на себе.
* Диагноз «[[Обсессивно-компульсивное расстройство]]» ([https://mkb-10.com/index.php?pid=4251 F42 по МКБ 10]) — эталон сабжа, [[Психиатрия — это страшно|способный превратить жизнь страдающего им в полноценную пытку]] посредством одной-единственной мысли. Проверено автором правки на себе.
* Кто пробовал медитировать — знает, как некоторым тяжело остановить поток мыслей и ни о чём не думать. А особенно — не думать о чём-нибудь, надоедливо вертящемся на языке.
* Кто пробовал медитировать — знает, как некоторым тяжело остановить поток мыслей и ни о чём не думать. А особенно — не думать о чём-нибудь, надоедливо вертящемся на языке.
** Японцы в таких случаях советуют «смотреть (или — вообразить себе), как растут камни».
** Японцы в таких случаях советуют «смотреть (или — вообразить себе), как растут камни».
*** Или просто начать размышлять над чем-то ещё. Автор правки иногда (достаточно часто, чтобы отметить подобное) обрывает неприятные цепочки размышлений без проблем.
*** Или просто начать размышлять над чем-то ещё. Автор правки иногда (достаточно часто чтобы отметить подобное) обрывает неприятные цепочки размышлений без проблем.
** Хозяйке на заметку — человек, как правило, в принципе не может думать о чём-то одном дольше десяти минут подряд. А чтобы сбить его с мысли, достаточно, как известно, всего лишь облить молоком и поджечь (можно только первый пункт из двух).
** Хозяйке на заметку — человек, как правило, в принципе не может думать о чём-то одном дольше десяти минут подряд. А чтобы сбить его с мысли, достаточно, как известно, всего лишь облить молоком и поджечь (можно только первый пункт из двух).
* [[w:Эксперимент Вегнера]] «О невозможности подавления мыслей».
* [[w:Эксперимент Вегнера]] «О невозможности подавления мыслей».

Текущая версия на 13:45, 21 мая 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Thought-Aversion Failure. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Чем больше ты стараешься о чём то не думать, тем сильнее это будет лезть тебе в голову.
« Не думай ни о чём. И не думай о недумании. »
— Один из традиционных дзенских коанов.
Или пародия на таковой?
« — Я покажу, почему это не работает. Я говорю вам: не думай о слонах. О чём вы думаете?

— О слонах.

»
— «Внедрение»

Думать иногда тяжело, а целенаправленно не думать — ещё тяжелее. Причём чем больше усилий прикладывается к тому, чтобы не думать какую-либо мысль, тем настойчивей она лезет в голову. Подобный парадокс давно подмечен в виде притчи о белой обезьяне (с восточным колоритом) или рассказа о белом медведе (в пересказе классиков отечественной литературы), и нашёл отражение во многих произведениях искусства. Так, задача «не думать о…» может выступать как один из видов невыполнимого задания (обычно — шуточного и исходящего от матёрого трикстера), быть основой размышления о контроле человека над своим сознанием или просто отсылкой на восточную мудрость, наравне с притчей о чашке чая и хлопком одной ладонью. Ну, или не-думание может быть таким хитрым условием для достижения какого-нибудь результата, к примеру — для победы над сверхъекстественным существом.

Задачка кажется до смешного простой, и только герою, пытающемуся всерьёз и быстро перестать думать о чём-либо, не до смеха.

Родственный и иногда пересекающийся троп — Не политурить.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Плохая это была идея — рассылать глашатаев по всей Элладе, дабы они возглашали «Забыть, забыть безумного Герострата!». В результате этого самого Герострата (из тщеславия сжёгшего великолепный храм Артемиды Эфесской) помнят до сих пор…
    • В деконструкциях популярно утверждение, что на самом деле поджигателем был совсем другой человек, имя которого на самом деле забыто.
  • Рассказы о недумании. Обычно один персонаж предлагает другому перестать думать о чём-то странном ради какого-нибудь мистического результата, а второй сталкивается с тем, что не думать о том, о чём до просьбы он никогда не думал — непосильная задача. В ассортименте:
    • Притча об учителе-гуру, который предложил ученику не думать о белой обезьяне.
    • Рассказ о мошеннике, уверявшем, что можно получить золото из олова и трав, если во время плавки не думать о той самой обезьяне.
    • Ходившее в Европе шуточное задание вида «чтобы победить, не думай о белом медведе».
  • The Game — мем про игру, в которой тот, кто про неё вспоминает, проигрывает. Поздравляем, вы только что проиграли!

Литература[править]

  • Ф. М. Достоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях» — задача из фольклора.
  • Л. Н. Толстой, «Воспоминания» — аналогично.
  • Леонид Соловьёв, «Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия» — с помощью такой задачки Насреддин перекладывает вину за неудавшееся лечение злодея Джафара на самого клиента и его родных. Подрядившись избавить ростовщика от горба, он велит Джафару раздеться донага и обойти несколько раз вокруг пруда. Оговорив, что в момент обряда никто из присутствующих (а народа у пруда хватало) не должен думать о рыжей обезьяне. Поскольку ростовщик был рыж, обильно покрыт волосами и обладал специфической походкой, не думать об обезьяне не вышло. Ходжа получил деньги, а ругань «пациента» досталась присутствующим.
    • Не поскольку рыж (никакой конкретной масти Насреддин не называл) и не поскольку вообще — просто классическое применение тропа.
  • Сергей Стульник, «Только не думай о белой обезьяне».
  • Георгий Мартынов, «Спираль Времени» — герои находят под водой загадочный чёрный шар, который испускает яркий свет, если кто-либо рядом подумает о свете. Руководитель экспедиции ученый Карелин строго-настрого запрещает героям, чья задача забрать шар, допускать хотя бы мысль о свете. Разумеется, все этот приказ невольно нарушают. Даже сам Карелин.
  • Виктор Пелевин, «Зелёная коробочка» — проходит тестирование когнитивное оружие. Прочитавший некий текст умирает. Скоро такие тексты будут внедряться в большинство книг, дабы физически уничтожать «пиратов». Например, в рассказ «Зелёная коробочка» внедрён такой вирус. Нужно отправить денюжек автору, иначе читатель вскоре помрёт. Каждый читатель может лично убедиться, что это правда: пусть читатель попробует не думать о зелёной коробочке.
    • Автор правки безудержно ржал, вспомнив минут через пятнадцать о том, что ему предлагали «не думать о зелёной коробочке», а он и не думал — пожал плечами и пошёл приготовить пожрать…
  • Север Гансовский, «Полигон» — робот-танк читает мысли, поэтому при встрече с ним нельзя думать о том, что он может с тобой сделать или как бы мог преодолеть преграду. Прокололся даже создатель.
  • Роберт Шекли, «Запах мысли» — главный герой, попав на планету с животными-телепатами, осознал, что перестать думать — это как останавливать лавину голыми руками. Вернее — последовательно поддерживать строго сформулированную мысль…
  • Михаэль Энде, «Катастрофанархисториязвандалкогорючий волшебный пунш» — когда главные злодеи варили этот самый пунш, заключительным этапом варки было насыщение пунша магией. Для этого пунш следовало просто оставить и не трогать: его почти готовая форма потихоньку всасывала магию из мира, и была так чувствительна, что улавливала не просто магию, но и мысли. К сожалению, пунш в тот момент был еще и нестабилен, поэтому рядом с ним ни в коем случае нельзя было в нем сомневаться — иначе он бы тут же взорвался. Злодеи нервничали, времени у них на подготовку было мало, поэтому они были вынуждены сначала отвлекать себя посторонними мыслями, а когда думать было больше не о чем, кинулись драться друг с другом. Сработало: в драке они даже сперва и не заметили, как пунш полностью зарядился.
  • А. Бушков, «Чужие паруса» — Сварог ставит этот троп себе на службу при нападении чудовищ-телепатов, запретив экипажу думать о белой обезьяне. В результате монстры почувствовали, что весь броненосец, от киля до клотика, думает лишь ОДНУ мысль, и решили, что раз мысль одна, то и существо одно, и не стоит нападать на такую громадину.
  • Макс Фрай, «Неуловимый Хабба Хэн» — означенный Магистр может встретиться только тому, кто нуждается в этой встрече, но не хочет её.
  • «Пешки Хаоса» К.Брайана — протагонист, Дафан, подвергся влиянию демона Тзинча и стал его невольным прислужником. Отправляясь по поручению, он старается не думать «опасных», в его положении, мыслей. Естественно, попытки понять, какие мысли опасны, приводят только к тому, что ни о чём безопасном он думать не может.
  • Мэнли Уэйд Уэллман, цикл про Серебряного Джона — Джон умудрился именно что получить золото из олова и трав, сломав условие — приказал всем зрителям не думать о синем ведре. Потому что условием было «не думать о зеленой обезьянке». Поскольку все отгоняли от себя мысль про ведро, Джон смог получить слиток золота.
  • Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — чтобы получить волшебную палочку, достаточно совершить подряд три хороших поступка… но при этом не думать о том, что ты их делаешь ради этой самой палочки. Подсвечено самим автором: «Однако легко говорить — не думать! На самом деле, когда хочешь о чем-нибудь не думать, так обязательно только о том и думаешь.»
  • А. Бестер, «Человек без лица» — герой задумал убийство, но опасается, что его намерения прочтут телепаты. И тогда он экранирует настоящие мысли, прокручивая в голове жутко въедливую и приставучую песенку.
  • Discworld — Тиффани из интереса задавала такую задачку матушке Ветровоск. Та, конечно, справилась. Возможно, потому, что не знает, что такое обезьяна.
  • «Досье Дрездена» — главгерой неосторожно взглянул магическим Зрением на очень, ОЧЕНЬ злую тварь и едва не сошёл с ума от ужаса, но всё увиденное Зрением запоминается навсегда и во всех деталях, так что теперь при любой мысли об этой твари герой переживает этот кошмар заново. Поняв, что не может о ней не думать, он забивается в тёмную комнату и несколько часов подряд только о ней и думает, снова и снова вызывая у себя это воспоминание, пока эффект не притупляется просто до уровня «как вспомню, так вздрогну».
    • Много позже, во время разговора героя со старым, видавшим виды магом о похожих Чу-Чу, тот замечает, что теоретически их можно вычислить Зрением, но могут быть… побочные эффекты — и тут оба характерно вздрагивают.
  • С. Лем, «Три электрыцаря». «Только бы не думать, и наша возьмёт!»
  • Б.Шоу, «Ночная прогулка». Главгероя во вражеском плену собираются подвергнуть калечащему воздействию — стиранию памяти. При этом при каждом нажатии на кнопку аппарата стирается только один слой памяти, поверхностный — то есть то, о чём персонаж думает прямо сейчас. Логично, что он в отчаянии пытается вспомнить что-то малополезное (в роли малополезного выступили лекции по биологии, слышанные им в бытность студентом).

Сетевая литература[править]

  • «Кордицепс, или Больно все умные» — инопланетная сущность заражает нейроны мозга; здоровые нейроны заражаются, когда соединяются в цепочки с уже затронутыми. То есть, чтобы остановить развитие болезни, нужно не думать о сущностях, память о которых уже была заражена — в особенности о своей старой личности (поскольку люди думают о себе постоянно, эта область мозга заражается первой). И тем более нельзя думать о факте заражения (потому, что это — первое, о чём вы подумаете, столкнувшись с инопланетной заразой, а, значит, эта память также будет затронута одной из первых). Сама болезнь носит название «слон», и обеспечение возможности не думать о розовом слоне — одна из главных функций больницы для заражённых.

Кино[править]

  • «Не думай про белых обезьян» — притча упоминается в прологе. После обезьяны преследуют главгероя.
  • «Охотники за привидениями» (1984) — Гозер объявил героям, что форма Разрушителя зависит от них. В итоге команда отчаянно пытается ни о чём не думать, чтобы не вызвать приход того самого Разрушителя — и только один старается представить нечто максимально безопасное, вроде зефирного человечка…
  • Ужастик по сюжету Р. Л. Стайна «Не думай об этом» — героиня покупает в антикварной лавке книгу о двухголовом монстре, который появится только если о нём думать.
  • Кин-дза-дза! — на Плюке нужно уметь «не думать правду». Как оказалось, это вполне возможно.
    • По-видимому, достаточно — лишь бы постоянно! — думать всякие лицемерные трюки, увёртки, притворства, «задние мысли», «официальные версии» (например, всем приказано любить правителя — ну и думаешь время от времени «Я очень люблю господина Пэжэ!»), и тому подобное. По всей вероятности, за «правду» засчитывается только полная честность и искренность. Ну а в таком случае — миссия, скажем так, очень даже выполнима.
  • «Ковбои против пришельцев». Интересный зигзаг — чтобы снять с руки инопланетное оружие нужно было как раз не думать вообще, что в условиях пряток по инопланетному кораблю просто нереально. Но проблему решили — внезапным поцелуем.
  • 12 стульев — Остап собирается вытащить один из стульев, а Кису ставит «на стреме», потребовав, если кто-то посторонний появится, начать петь. «Что петь?» — уточняет Киса. «Ну, уж во всяком случае не „Боже, царя храни!“» — саркастически отвечает Бендер. Ну и какая песня первой пришла на ум Кисе, когда вдруг появился Безенчук?
  • «Внедрение» — на сабже Артур, напарник главного героя, пытается доказать новому нанимателю, что внедрение идеи в мозг невозможно. Он ошибся.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «Полигон» по рассказу Севера Гансовского.
  • «Иван Царевич и Серый волк 2», сцена на Луне: «Здесь о чём ни подумаешь, так то и появится, особенно если этого боишься». Да, медведи тоже появляются.
  • «Энканто» — пополам с Самосбывающееся пророчество. Пепа может управлять погодой в зависимости от своего настроения. В песне «Мы не говорим о Бруно», она спела что Бруно, кто предсказывает будущее, сказал на её свадебном дне, что выглядит пасмурно. В итоге она женилась под ураган из-за этого тропа!

Мультсериалы[править]

  • «Масяня»: «Лохматый, не думать о голых бабах!»
  • «Чёрный Плащ» — в одной из серий показана вундервафля, способная усиливать мыслительные способности того, кто её использует. Главное условие — во время использования ни о чём не думать, иначе голова взорвётся. Этим и воспользовались главные герои для победы над местным гадом, завалив того вопросами.

Веб-комиксы[править]

  • «Jonty and Clem» («История с известным концом») — эмоции могут помешать телепортации. Герой, которому по этому поводу запретили смущаться, подсвечивает троп.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — восьмая часть. НЕ гоняться за главврачом недостаточно. Хватит одного желания узнать его личность, чтобы стенд сагрился и обрушил на наглеца убойные атаки. Поэтому Холли намекает, что нужно отбросить навязчивую идею с преследованием и переключиться на другую цель.

Видеоигры[править]

  • Portal 2 — GLaDOS даёт Уитли подумать над парадоксами (которые на нём не работают из-за его интеллекта хлебушка), при этом стараясь не думать о них самой, ибо это может убить её (у франкен-кубов в округе из-за парадоксов перегрелись микросхемы).
  • Starcraft II — одна из фраз-пасхалок Керриган отсылает к тропу: «Ты думаешь о цифре 4, по крайней мере теперь.»

Прочее[править]

  • SCP Foundation:
    • SCP-579 — объект, о котором по каким-то причинам запрещено знать. Возможно, из-за тропа.
    • SCP-2615 — эльфы, которые тем более реальны, чем больше в них верят.
    • SCP-1001-RU — сущность, которая уничтожает всё, что осознаёт. Условия содержания направлены на то, чтобы обеспечивать её не-думание о вселенной. Более того — оно способно к ограниченной телепатии, так что попавшим под эффект сотрудникам осознавать тоже крайне противопоказано. Вплоть до тщательного устранения и памяти о контакте, и «думателя», и его трупа.
  • В инструкции к одному из советских шагомеров настоятельно рекомендовалось при использовании прибора не думать о том, что вы его используете: это, дескать, влияет на естественность походки, и в результате шагомер может врать.
  • Sanders Sides — Логан рассказывает об эксперименте «Белый медведь», объясняя принцип действия навязчивых мыслей.

Реальная жизнь[править]

  • Диагноз «Обсессивно-компульсивное расстройство» (F42 по МКБ 10) — эталон сабжа, способный превратить жизнь страдающего им в полноценную пытку посредством одной-единственной мысли. Проверено автором правки на себе.
  • Кто пробовал медитировать — знает, как некоторым тяжело остановить поток мыслей и ни о чём не думать. А особенно — не думать о чём-нибудь, надоедливо вертящемся на языке.
    • Японцы в таких случаях советуют «смотреть (или — вообразить себе), как растут камни».
      • Или просто начать размышлять над чем-то ещё. Автор правки иногда (достаточно часто чтобы отметить подобное) обрывает неприятные цепочки размышлений без проблем.
    • Хозяйке на заметку — человек, как правило, в принципе не может думать о чём-то одном дольше десяти минут подряд. А чтобы сбить его с мысли, достаточно, как известно, всего лишь облить молоком и поджечь (можно только первый пункт из двух).
  • w:Эксперимент Вегнера «О невозможности подавления мыслей».
  • Близкое явление на уровне всего социума — эффект Барбры Стрейзанд, когда попытки прекратить обсуждение чего-либо в обществе приводят к бешеной популярности этой темы.
  • Какой процент людей на вопль «Не смотри туда!» чисто рефлекторно «туда» НЕ посмотрит?