Шутер: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
(Доперенос)
 
Строка 2: Строка 2:
[[Файл:SpaceInvaders-Gameplay.gif|thumb|right|Легендарная игра «Space Invaders»]]
[[Файл:SpaceInvaders-Gameplay.gif|thumb|right|Легендарная игра «Space Invaders»]]
{{Q|
{{Q|
Стрельбе, азарту — все цвета,
Стрельбе, азарту — все цвета,
<br />Все возрасты покорны:
<br>Все возрасты покорны:
<br />И стар и млад, и тот и та,
<br>И стар и млад, и тот и та,
<br />И жёлтый, белый, чёрный.|[[Владимир Высоцкий]], «Баллада об оружии»  
<br>И жёлтый, белый, чёрный.|[[Владимир Высоцкий]], «Баллада об оружии»  
(По миру люди маленькие носятся, живут себе в рассрочку),  
(По миру люди маленькие носятся, живут себе в рассрочку),  
<br />написана для фильма «Бегство Мистера Мак-Кинли», не вошла}}
<br>написана для фильма «Бегство Мистера Мак-Кинли», не вошла}}
'''Шутер''' (англ. ''shooter'', стрелялка) один из самых популярных жанров [[экшен]]а. Главной целью игрока, как правило, является остаться в живых и выполнить миссию, которая в процессе требует уничтожить противников из огнестрельного или другого дистанционного оружия.
'''Шутер''' (англ. ''shooter'', стрелялка) — один из самых популярных жанров [[экшен]]а. Главной целью игрока, как правило, является остаться в живых и выполнить миссию, которая в процессе требует уничтожить противников из огнестрельного или другого дистанционного оружия.


== Характеристики шутеров ==
== Характеристики шутеров ==
Строка 16: Строка 16:
: Многие игры пытаются эмулировать реальные условия стрельбы (движение пули, отдача, качающийся прицел), другие опускают эти аспекты, чтобы не создавать игрокам лишних неудобств.
: Многие игры пытаются эмулировать реальные условия стрельбы (движение пули, отдача, качающийся прицел), другие опускают эти аспекты, чтобы не создавать игрокам лишних неудобств.
* '''Количество персонажей'''
* '''Количество персонажей'''
: Как правило, игрок может контролировать только одного персонажа. Максимум — отдавать команды независимым союзникам, которых контролирует компьютер.
: Как правило, игрок может контролировать только одного персонажа. Максимум — отдавать команды независимым союзникам, которых контролирует компьютер.
* '''Мультиплеер'''
* '''Мультиплеер'''
: Обычно существует три режима — командный, когда игроки объединяются в группы и сражаются друг с другом, кооперативный, когда игроки играют за одну команду или проходят игру вместе, и «все против всех» (DeathMatch, FreeForAll, FFA), когда каждый сражается за себя. Частным случаем последнего является «дуэльный» режим, когда два игрока бьются друг против друга один на один.
: Обычно существует три режима — командный, когда игроки объединяются в группы и сражаются друг с другом, кооперативный, когда игроки играют за одну команду или проходят игру вместе, и «все против всех» (DeathMatch, FreeForAll, FFA), когда каждый сражается за себя. Частным случаем последнего является «дуэльный» режим, когда два игрока бьются друг против друга один на один.
* '''Тактика'''
* '''Тактика'''
: Уровень тактических элементов может варьироваться от полного отсутствия до превращения уже в элементы практически квестовые. Собственно, это характеристика конкретного уровня, но обычно в игре выдерживается общий стиль. «Рельсовые» и крайне линейные шутеры (HL2) проходятся одним определённым образом, без возможности облегчить себе задачу хитростью<ref>На самом деле, Half-Life 2 — не очень удачный пример, так как благодаря хитрости и использованию физики некоторые эпизоды можно смело пропустить.</ref>. Нелинейные, как правило, «в лоб» на максимальном уровне сложности не приходятся вовсе (например, первый Doom после смерти и рестарта с одним пистолетом) просто патронов не хватит. К примеру, уровень 23 Doom II:HoE на -skill 4 -fast требует убежать от манкубуса, не идти в телепорт, вернуться, вспугнуть выстрелом галерею, перебить максимум врагов, только после этого идти в телепорт, пробежать рыцарей ада, собрать оружие, пробежать элементалей боли, не вступая в бой, нажать клавишу, найти убежище за треугольным лифтом, уже оттуда вступить в бой, перебить элементалей… И это только самое начало! Но истинная педаль в асфальт — серия карт Super Hostile для Minecraft (да-да, как всякая хорошая песочница, он может быть чем угодно — и шутером тоже). Собственно «стрельба» из верного лука вообще отступает на задний план перед хитростью и смекалкой.
: Уровень тактических элементов может варьироваться от полного отсутствия до превращения уже в элементы практически квестовые. Собственно, это характеристика конкретного уровня, но обычно в игре выдерживается общий стиль. «Рельсовые» и крайне линейные шутеры (HL2) проходятся одним определённым образом, без возможности облегчить себе задачу хитростью<ref>На самом деле, Half-Life 2 — не очень удачный пример, так как благодаря хитрости и использованию физики некоторые эпизоды можно смело пропустить.</ref>. Нелинейные, как правило, «в лоб» на максимальном уровне сложности не приходятся вовсе (например, первый Doom после смерти и рестарта с одним пистолетом) — просто патронов не хватит. К примеру, уровень 23 Doom II:HoE на -skill 4 -fast требует убежать от манкубуса, не идти в телепорт, вернуться, вспугнуть выстрелом галерею, перебить максимум врагов, только после этого идти в телепорт, пробежать рыцарей ада, собрать оружие, пробежать элементалей боли, не вступая в бой, нажать клавишу, найти убежище за треугольным лифтом, уже оттуда вступить в бой, перебить элементалей… И это только самое начало! Но истинная педаль в асфальт — серия карт Super Hostile для Minecraft (да-да, как всякая хорошая песочница, он может быть чем угодно — и шутером тоже). Собственно «стрельба» из верного лука вообще отступает на задний план перед хитростью и смекалкой.
** Записки на полях: не путайте нелинейность и лабиринты! Лабиринт — это «чёрт, туда стенка и туда стенка, как же туда добраться-то?» А нелинейность — это «туда интересно и туда тоже интересно, куда же пойти сначала?»
** Записки на полях: не путайте нелинейность и лабиринты! Лабиринт — это «чёрт, туда стенка и туда стенка, как же туда добраться-то?» А нелинейность — это «туда интересно и туда тоже интересно, куда же пойти сначала?»
* '''Цель'''
* '''Цель'''
: Все эти игры объединяет одно — стрельба как основа и цель [[геймплей|геймплея]].
: Все эти игры объединяет одно — стрельба как основа и цель [[геймплей|геймплея]].


== Жанры ==
== Жанры ==
[[Файл:Hod.jpg|thumb|right|Игровой автомат ''House of the Dead'']]
[[Файл:Hod.jpg|thumb|right|Игровой автомат ''House of the Dead'']]
[[Файл:Tf2.jpg|thumb|right|[[Team Fortress 2]] один из самых популярных мультиплеерных <s>симуляторов шляп</s> шутеров]]
[[Файл:Tf2.jpg|thumb|right|[[Team Fortress 2]] — один из самых популярных мультиплеерных <s>симуляторов шляп</s> шутеров]]


* '''[[Shoot 'em up]]'''
* '''[[Shoot 'em up]]'''
: Игрок не полностью контролирует перемещения своего аватара — постоянно движущийся задний план заставляет героя двигаться вперед, но он может перемещаться вверх-вниз или вправо/влево. Такие игры делятся на категории в зависимости от точки зрения: [[Огневой рубеж|фиксированные шутеры]] (Space Invaders), когда экран не меняется, взгляд с высоты птичьего полета, скроллеры, когда мир «прокручивается» в одном направлении, рельсовые шутеры, когда ноги сами несут героя куда надо, а игрок управляет только прицелом, изометрические, а также «стреляй и беги», которые соединяют механику рельсового шутера и [[платформер]]а.
: Игрок не полностью контролирует перемещения своего аватара — постоянно движущийся задний план заставляет героя двигаться вперед, но он может перемещаться вверх-вниз или вправо/влево. Такие игры делятся на категории в зависимости от точки зрения: [[Огневой рубеж|фиксированные шутеры]] (Space Invaders), когда экран не меняется, взгляд с высоты птичьего полета, скроллеры, когда мир «прокручивается» в одном направлении, рельсовые шутеры, когда ноги сами несут героя куда надо, а игрок управляет только прицелом, изометрические, а также «стреляй и беги», которые соединяют механику рельсового шутера и [[платформер]]а.
* '''Галерея'''
* '''Галерея'''
: Очень похожа на игру со световым пистолетом. Перед игроком появляется серия сцен с разными врагами, в которых ему предстоит прицелиться из специального [[контроллер]]а (в принципе, можно использовать [[геймпад]]). Враги стреляют в аватара героя, который расположен в низу экрана; его можно двигать, чтобы избежать смерти. С появлением световых пистолетов жанр пришел в упадок.
: Очень похожа на игру со световым пистолетом. Перед игроком появляется серия сцен с разными врагами, в которых ему предстоит прицелиться из специального [[контроллер]]а (в принципе, можно использовать [[геймпад]]). Враги стреляют в аватара героя, который расположен в низу экрана; его можно двигать и/или прятать за укрытие, чтобы избежать смерти. С появлением световых пистолетов жанр пришел в упадок.
* '''Световые пистолеты'''
* '''Световые пистолеты'''
: [[Световой пистолет]] впервые был изобретен в 1936 году; первая игра называлась ''Seeburg Ray-o-Lite'' и состояла в том, чтобы убить из светового ружья механическую утку с фотоэлементом. В 1960-х в MIT усовершенствовали конструкцию и создали современный световой пистолет на базе светового пера. В отличие от своего предшественника, пистолет не передавал сигнал телевизионной трубке с помощью пучка света, а принимал сигнал сам. Большую популярность такие игры получили в 1970-е. Самые известные примеры: ''Wild Gunman'' и ''Duck Hunt'' для [[NES]], а также игровые автоматы ''Time Crisis'', ''Virtua Cop'' и ''House of the Dead''.
: [[Световой пистолет]] впервые был изобретен в 1936 году; первая игра называлась ''Seeburg Ray-o-Lite'' и состояла в том, чтобы убить из светового ружья механическую утку с фотоэлементом. В 1960-х в MIT усовершенствовали конструкцию и создали современный световой пистолет на базе светового пера. В отличие от своего предшественника, пистолет не передавал сигнал телевизионной трубке с помощью пучка света, а принимал сигнал сам (что позволяло читерить, наведя его на лампу). Большую популярность такие игры получили в 1970-е. Самые известные примеры: ''Wild Gunman'' и ''Duck Hunt'' для [[NES]], а также игровые автоматы ''Time Crisis'', ''Virtua Cop'' и ''House of the Dead''. С появлением нормальных шутеров жанр устарел, поскольку в играх других жанров было возможно наводить оружие на противника, и при этом производить какие-либо прочие действия (например, самостоятельно двигаться); если брать дальнейшее развитие идеи игры с пистолетоподобным контроллером, физически наводимым на цель, то им будет VR (даже проблема с перемещением там та же: или его нет, или оно кривое и неудобное, или через костыль вроде телепортации, порой даже не свободной).
* '''Шутеры от первого лица''' ([[FPS]])
* '''Шутеры от первого лица''' ([[FPS]])
: На данный момент — самый популярный жанр, камера — вид от первого лица. Популяризован был ''Wolfenstein 3D'' от компании [[id Software]]. Наиболее известные примеры — ''Doom, Quake, Half-Life, Counter-Strike, Battlefield, Medal of Honor, Unreal, Call of Duty, Killzone, Halo, Team Fortress 2''. Как правило, в этих играх большой упор делается на [[мультиплеер]]. В играх для одиночного прохождения обычно присутствует тематика [[ужасы|ужасов]] и [[постапокалипсис]]а (''[[S.T.A.L.K.E.R.|S.T.A.L.K.E.R]]., [[BioShock]]'').
: На данный момент — самый популярный жанр, камера — вид от первого лица. Популяризован был ''Wolfenstein 3D'' от компании [[id Software]]. Наиболее известные примеры — ''Doom, Quake, Half-Life, Counter-Strike, Battlefield, Medal of Honor, Unreal, Call of Duty, Killzone, Halo, Team Fortress 2''. Как правило, в этих играх большой упор делается на [[мультиплеер]]. В играх для одиночного прохождения обычно присутствует тематика [[ужасы|ужасов]] и [[постапокалипсис]]а (''[[S.T.A.L.K.E.R.]], [[BioShock]]'').
* '''Шутеры от третьего лица''' ([[TPS]])
* '''Шутеры от третьего лица''' ([[TPS]])
: Камера обычно зафиксирована за головой героя. Примеры: ''Max Payne, Kill Switch, Star Wars Battlefront (опционально, можно играть и от первого лица), все Resident Evil’ы между 3-ей и 7-ой частями (не включительно), последние (4, V и Survival) Metal Gear Solid’ы, Gears of War.'' Очень популярны на [[консоль|консолях]].
: Камера обычно зафиксирована за головой героя. Примеры: ''Max Payne, Kill Switch, Star Wars Battlefront (опционально, можно играть и от первого лица), все Resident Evil’ы между 3-ей и 7-ой частями (не включительно), последние (4, V и Survival) Metal Gear Solid’ы, Gears of War.'' Очень популярны на [[консоль|консолях]].
Строка 43: Строка 43:
* '''Стелс-шутеры'''
* '''Стелс-шутеры'''
: Основным способом прохождения является [[стелс|скрытное перемещение]] и бесшумное устранение врагов поодиночке. Главный герой, как правило, шпион, вор или убийца. ''Thief, Hitman, [[Dishonored]], No One Lives Forever''.
: Основным способом прохождения является [[стелс|скрытное перемещение]] и бесшумное устранение врагов поодиночке. Главный герой, как правило, шпион, вор или убийца. ''Thief, Hitman, [[Dishonored]], No One Lives Forever''.
* '''[[Мясной шутер|Shoot 'em all]]'''
* '''[[Мясной шутер]]'''
: Некогда убер-популярные игры, сейчас сдающие позиции тактическим и стелс-шутерам. Игрок — [[армия из одного человека]], таскающий 10-20 стволов с тоннами боеприпасов в невидимом [[Hammerspace|хаммерспейсе]]. Атмосфера может быть либо с элементами ужасов, либо архитипичная именно для этого жанра «веселая мясорубка». Враги — чаще всего монстры — тупы как пробки и давят численностью. Оружие частенько бывает [[шизотех]]ом, так же часто футуристический плазмаган и ручная ракетница могут соседствовать в арсенале с револьвером и ружьём-переломкой. Примеры: ''[[Serious Sam]], Painkiller, Willrock, Duke Nukem 3D.''
: Некогда убер-популярные игры, сейчас сдающие позиции тактическим и стелс-шутерам. Игрок — [[армия из одного человека]], таскающий 10-20 стволов с тоннами боеприпасов в невидимом [[Hammerspace|хаммерспейсе]]. Атмосфера может быть либо с элементами ужасов, либо архитипичная именно для этого жанра «веселая мясорубка». Враги — чаще всего монстры — тупы как пробки и давят численностью. Оружие частенько бывает [[шизотех]]ом, так же часто футуристический плазмаган и ручная ракетница могут соседствовать в арсенале с револьвером и ружьём-переломкой. Примеры: ''[[Serious Sam]], Painkiller, Willrock, Duke Nukem 3D.''


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}


{{Nav/Games}}
{{Nav/Games}}
{{Nav/Шутеры}}
{{Nav/Шутеры}}

Текущая версия на 17:18, 10 декабря 2022

Не путать с фильмом «Стрелок»!

Легендарная игра «Space Invaders»
«

Стрельбе, азарту — все цвета,
Все возрасты покорны:
И стар и млад, и тот и та,
И жёлтый, белый, чёрный.

»
— Владимир Высоцкий, «Баллада об оружии»

(По миру люди маленькие носятся, живут себе в рассрочку),
написана для фильма «Бегство Мистера Мак-Кинли», не вошла

Шутер (англ. shooter, стрелялка) — один из самых популярных жанров экшена. Главной целью игрока, как правило, является остаться в живых и выполнить миссию, которая в процессе требует уничтожить противников из огнестрельного или другого дистанционного оружия.

Характеристики шутеров[править]

  • Перспектива
Игрок следит за происходящим от первого лица, то есть видит мир глазами своего аватара (first-person shooter, FPS), либо из-за плеча персонажа (third-person shooter, TPS). В некоторых играх камера зафиксирована, например, в скроллерах.
  • Реализм
Многие игры пытаются эмулировать реальные условия стрельбы (движение пули, отдача, качающийся прицел), другие опускают эти аспекты, чтобы не создавать игрокам лишних неудобств.
  • Количество персонажей
Как правило, игрок может контролировать только одного персонажа. Максимум — отдавать команды независимым союзникам, которых контролирует компьютер.
  • Мультиплеер
Обычно существует три режима — командный, когда игроки объединяются в группы и сражаются друг с другом, кооперативный, когда игроки играют за одну команду или проходят игру вместе, и «все против всех» (DeathMatch, FreeForAll, FFA), когда каждый сражается за себя. Частным случаем последнего является «дуэльный» режим, когда два игрока бьются друг против друга один на один.
  • Тактика
Уровень тактических элементов может варьироваться от полного отсутствия до превращения уже в элементы практически квестовые. Собственно, это характеристика конкретного уровня, но обычно в игре выдерживается общий стиль. «Рельсовые» и крайне линейные шутеры (HL2) проходятся одним определённым образом, без возможности облегчить себе задачу хитростью[1]. Нелинейные, как правило, «в лоб» на максимальном уровне сложности не приходятся вовсе (например, первый Doom после смерти и рестарта с одним пистолетом) — просто патронов не хватит. К примеру, уровень 23 Doom II:HoE на -skill 4 -fast требует убежать от манкубуса, не идти в телепорт, вернуться, вспугнуть выстрелом галерею, перебить максимум врагов, только после этого идти в телепорт, пробежать рыцарей ада, собрать оружие, пробежать элементалей боли, не вступая в бой, нажать клавишу, найти убежище за треугольным лифтом, уже оттуда вступить в бой, перебить элементалей… И это только самое начало! Но истинная педаль в асфальт — серия карт Super Hostile для Minecraft (да-да, как всякая хорошая песочница, он может быть чем угодно — и шутером тоже). Собственно «стрельба» из верного лука вообще отступает на задний план перед хитростью и смекалкой.
    • Записки на полях: не путайте нелинейность и лабиринты! Лабиринт — это «чёрт, туда стенка и туда стенка, как же туда добраться-то?» А нелинейность — это «туда интересно и туда тоже интересно, куда же пойти сначала?»
  • Цель
Все эти игры объединяет одно — стрельба как основа и цель геймплея.

Жанры[править]

Игровой автомат House of the Dead
Team Fortress 2 — один из самых популярных мультиплеерных симуляторов шляп шутеров
Игрок не полностью контролирует перемещения своего аватара — постоянно движущийся задний план заставляет героя двигаться вперед, но он может перемещаться вверх-вниз или вправо/влево. Такие игры делятся на категории в зависимости от точки зрения: фиксированные шутеры (Space Invaders), когда экран не меняется, взгляд с высоты птичьего полета, скроллеры, когда мир «прокручивается» в одном направлении, рельсовые шутеры, когда ноги сами несут героя куда надо, а игрок управляет только прицелом, изометрические, а также «стреляй и беги», которые соединяют механику рельсового шутера и платформера.
  • Галерея
Очень похожа на игру со световым пистолетом. Перед игроком появляется серия сцен с разными врагами, в которых ему предстоит прицелиться из специального контроллера (в принципе, можно использовать геймпад). Враги стреляют в аватара героя, который расположен в низу экрана; его можно двигать и/или прятать за укрытие, чтобы избежать смерти. С появлением световых пистолетов жанр пришел в упадок.
  • Световые пистолеты
Световой пистолет впервые был изобретен в 1936 году; первая игра называлась Seeburg Ray-o-Lite и состояла в том, чтобы убить из светового ружья механическую утку с фотоэлементом. В 1960-х в MIT усовершенствовали конструкцию и создали современный световой пистолет на базе светового пера. В отличие от своего предшественника, пистолет не передавал сигнал телевизионной трубке с помощью пучка света, а принимал сигнал сам (что позволяло читерить, наведя его на лампу). Большую популярность такие игры получили в 1970-е. Самые известные примеры: Wild Gunman и Duck Hunt для NES, а также игровые автоматы Time Crisis, Virtua Cop и House of the Dead. С появлением нормальных шутеров жанр устарел, поскольку в играх других жанров было возможно наводить оружие на противника, и при этом производить какие-либо прочие действия (например, самостоятельно двигаться); если брать дальнейшее развитие идеи игры с пистолетоподобным контроллером, физически наводимым на цель, то им будет VR (даже проблема с перемещением там та же: или его нет, или оно кривое и неудобное, или через костыль вроде телепортации, порой даже не свободной).
  • Шутеры от первого лица (FPS)
На данный момент — самый популярный жанр, камера — вид от первого лица. Популяризован был Wolfenstein 3D от компании id Software. Наиболее известные примеры — Doom, Quake, Half-Life, Counter-Strike, Battlefield, Medal of Honor, Unreal, Call of Duty, Killzone, Halo, Team Fortress 2. Как правило, в этих играх большой упор делается на мультиплеер. В играх для одиночного прохождения обычно присутствует тематика ужасов и постапокалипсиса (S.T.A.L.K.E.R., BioShock).
  • Шутеры от третьего лица (TPS)
Камера обычно зафиксирована за головой героя. Примеры: Max Payne, Kill Switch, Star Wars Battlefront (опционально, можно играть и от первого лица), все Resident Evil’ы между 3-ей и 7-ой частями (не включительно), последние (4, V и Survival) Metal Gear Solid’ы, Gears of War. Очень популярны на консолях.
  • Тактические шутеры
Симулируют реалистичные бои между войсковыми подразделениями. Игрок отдает приказы другим солдатам, при этом сам управляет напрямую только одним из них. Tom Clancy’s Rainbow Six, Ghost Recon, Operation Flashpoint.
  • Стелс-шутеры
Основным способом прохождения является скрытное перемещение и бесшумное устранение врагов поодиночке. Главный герой, как правило, шпион, вор или убийца. Thief, Hitman, Dishonored, No One Lives Forever.
Некогда убер-популярные игры, сейчас сдающие позиции тактическим и стелс-шутерам. Игрок — армия из одного человека, таскающий 10-20 стволов с тоннами боеприпасов в невидимом хаммерспейсе. Атмосфера может быть либо с элементами ужасов, либо архитипичная именно для этого жанра «веселая мясорубка». Враги — чаще всего монстры — тупы как пробки и давят численностью. Оружие частенько бывает шизотехом, так же часто футуристический плазмаган и ручная ракетница могут соседствовать в арсенале с револьвером и ружьём-переломкой. Примеры: Serious Sam, Painkiller, Willrock, Duke Nukem 3D.

Примечания[править]

  1. На самом деле, Half-Life 2 — не очень удачный пример, так как благодаря хитрости и использованию физики некоторые эпизоды можно смело пропустить.