Ворошиловский стрелок: различия между версиями
Строка 133: | Строка 133: | ||
* [[Псих с топором]] — Иван Афонин чуть [[Литерал|не отыграл сей троп буквально]]: едва пенсионер узнал о надругательстве над внучкой, впал в ярость, схватил мясницкий топор и пошел было к насильникам разбираться… Не срослось: участковый отправил дедулю домой, а сам вызвал наряд милиции. | * [[Псих с топором]] — Иван Афонин чуть [[Литерал|не отыграл сей троп буквально]]: едва пенсионер узнал о надругательстве над внучкой, впал в ярость, схватил мясницкий топор и пошел было к насильникам разбираться… Не срослось: участковый отправил дедулю домой, а сам вызвал наряд милиции. | ||
* [[Разум не вынес]] — участь Пашутина-младшего. После того, как Иван Афонин покарал двух его дружков, а папаша-полкан подколол его своеобразной лекцией, у отморозка разыгралась неслабая паранойя, в результате которой он подстрелил своего отца из ружья, а сам он, судя по тому, что милиционер вызвал психиатрическую, угодит в дурку. | * [[Разум не вынес]] — участь Пашутина-младшего. После того, как Иван Афонин покарал двух его дружков, а папаша-полкан подколол его своеобразной лекцией, у отморозка разыгралась неслабая паранойя, в результате которой он подстрелил своего отца из ружья, а сам он, судя по тому, что милиционер вызвал психиатрическую, угодит в дурку. | ||
* | * [[Самоуверенный мерзавчик]] — Вадим Пашутин и Игорь Зворыгин. Трус и подлец, насильники, верящие в свою безнаказанность: первый — за счёт отца, второй — за счёт друзей. | ||
* [[Снайпер]] — Иван «Ворошиловский стрелок» Афонин. | * [[Снайпер]] — Иван «Ворошиловский стрелок» Афонин. | ||
** [[Светлое советское прошлое|В недавние времена]] «ворошиловскими стрелками» называли тех, кто успешно овладел стрелковым делом и был награждён одноимённым значком. После премьеры фильма у данного словосочетания появился новый смысл: так стали называть ещё тех индивидов, кто творит самосуд с помощью огнестрельного оружия. | ** [[Светлое советское прошлое|В недавние времена]] «ворошиловскими стрелками» называли тех, кто успешно овладел стрелковым делом и был награждён одноимённым значком. После премьеры фильма у данного словосочетания появился новый смысл: так стали называть ещё тех индивидов, кто творит самосуд с помощью огнестрельного оружия. |
Версия 02:44, 13 сентября 2024
Ворошиловский стрелок | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | |
Страна производства | |
Киностудия | |
Режиссёр | Станислав Говорухин |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1999 |
Продолжительность | 95 минут |
В главных ролях: | |
Михаил Ульянов | Иван Афонин |
Анна Синякина | Катя Афонина |
Владислав Галкин | Алексей |
Илья Древнов | Вадим |
Алексей Макаров | Борис |
Марат Башаров | Игорь |
«Ворошиловский стрелок» — художественный фильм 1999 года от режиссёра Станислава Говорухина, снятый по мотивам книги писателя Виктора Пронина «Женщина по средам», написанного в 1995 году.
И первоисточник, и великолепная экранизация (один из лучших фильмов у Говорухина, несколько неровного постановщика) — о негодяях-насильниках и о вигилантстве, причём вынужденном, когда законным путём никакой справедливости не добьёшься. Симпатии автора и режиссёра, похоже, однозначно на стороне вигиланта. Фильм пользуется немалой народной любовью, считается одной из больших удач отечественного кинематографа.
Сюжет
Иван Фёдорович Афонин — ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды», бывший железнодорожник, а ныне пенсионер живёт cо своей внучкой Катей, студенткой музыкального училища. В соседнем доме проживает молодой бизнесмен («новый русский») Борис Чуханов, у которого часто собираются два приятеля — Вадим Пашутин (одноклассник Кати (в школе, не в училище)) и Игорь Зворыгин (студент, изучающий структурную лингвистику). У этой троицы есть традиция каждую среду отмечать «женский день», приглашая женщин лёгкого поведения.
Но однажды в среду 30 июня пригласить «даму с низкой социальной ответственностью» не удалось, и тут парни примечают возвращавшуюся домой Катю. Вадим предупреждает: «Не тот человек. Не даст!». Зворыгин в ответ ехидно заявляет: «Не даст — отнимем!». Игорь и Вадим заманивают девушку в квартиру Чуханова, под предлогом того, что у Бориса день рождения, но его никто не поздравил. Там парни спаивают девушку (её, непьющую и физически здоровую, развезло совсем немного, в целом она — в здравом рассудке), а затем по очереди насилуют. Катя, ввиду запоздалого осознания, что происходит, парализована ужасом; ей не пришло в голову звать на помощь, а отбиваться у неё нет сил; к тому же Борис её стукнул. Чуханов и Игорь Зворыгин настроены цинично, а Вадим Пашутин, который некогда был безответно влюблён в Катю, сразу после «акта» пытается неуклюже оправдываться и чуть ли не «извиняться» перед ней[1] (но не более чем «чуть ли не»), и этим, разумеется, не вызывает в девушке ничего, кроме гнева и гадливости. После акта глумления Игорь кладёт в сумочку Кати 50 долларов, но девушка выбрасывает деньги на улице (Зворыгин, разумеется, немедленно сбегал и подобрал зелёные бумажки, попутно помешав местному алкашу завладеть ими). Вадим предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, отказывается, полагая, что у троицы гадёнышей проблем никаких не будет.
Пострадавшая возвращается домой; ей стоило бы немедля пойти на медицинскую экспертизу и зафиксировать факт — но вместо этого она сразу идёт в ванную. Пусть она таким образом смоет улики — зато смоет и омерзительность, насколько это возможно; и потом, не носить же это в себе[2]? И возможно, Катя вдобавок осознаёт, что экспертиза, как пить дать, обнаружит в крови алкоголь[3][4].
Иван Фёдорович сразу догадывается о произошедшем. Узнав от своей внучки, кто надругался над ней, он впадает в ярость, хватает топор и идёт разбираться с насильниками. По пути его останавливает сосед — молодой участковый Алексей Подберёзкин — и отправляет старика домой, а сам вызывает милицию. Прибывший отряд во главе с капитаном Кошаевым разгоняет насильников по разным комнатам и выбивает из каждого урода признание (Кошаев в исполнении Сергея Гармаша отыграл троп «Чудо одной сцены»). Во время этой сцены один из насильников пытается вбросить что-то в духе «Да на этой девке и без того давно уже пробы ставить негде!», но участковый Подберёзкин заявляет, что Катерина выросла у него на глазах, поэтому милиции хорошо известно, какова она на самом деле (безупречно приличная), и эта наглая ложь у преступников не прокатит. К тому же на простынях обнаружена кровь: факт принудительной дефлорации очевиден. Однако в последний момент приезжает отец Вадима — полковник милиции Николай Петрович Пашутин. Он задействует свои связи, и обвинение разваливается. Афониным приходит повестка к следователю, который издевательски насмехается над Катей (маскируя это под «учтивость и корректность, всего лишь при этом эмоциональность») и говорит ей, что она добровольно и в корыстных целях занялась сексом с троицей. Попутно он обращает внимание пострадавшей на тот факт, что медицинская экспертиза «сразу по горячим следам» не была проведена, и теперь вряд ли удастся что-то доказать. Иван Афонин решает обратиться к прокурору, но тот заявляет старику, что улики собраны с нарушением закона, и советует ему получше воспитывать свою внучку. Иван Афонин высказывает прокурору всё, что он думает о нём и о власть предержащих.
Подберёзкин предлагает Афонину обратиться в Генеральную прокуратуру, но Иван Фёдорович, отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, решает осуществить правосудие своими руками. Он продаёт знакомому бизнесмену за $5000 свой дом в родной деревне; узнаёт от внучки, что соседка Мария Гавриловна Артёмова уехала в деревню на три недели и оставила ключи для присмотра за квартирой, из окон которой открывается вид на окна квартиры Бориса; отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных торговцев оружием и приобретает у них СВД с глушителем. Разумеется, торговцы поначалу не спешили ему верить (мало ли, вдруг это провокация силовиков?); но их главарь, побеседовав с дедом, приходит к выводу, что, по-видимому, тут всё без подвоха, и ветерана действительно «достали так, что дальше некуда», а законным путём ничего не добьёшься. Проверяя оружие, пенсионер неожиданно для торговцев поражает мишень так метко, что они восхищённо называют его «Ворошиловским стрелком».[5]
Вернувшись домой, Иван Фёдорович встречает свою дочь Ольгу, мать Кати. Но радость встречи быстро сменяется горьким разочарованием: женщина решила навестить отца лишь для того, чтобы попросить у него деньги на свои цели. Старик ей в ответ заявляет, что у него денег нет, а услышав, что Ольга попросит денег у полковника Пашутина, Афонин выгоняет её вместе с ухажёром «Додиком» (молодым армянином Давидом, торгашом-«челноком») из своего дома.
Ночью Иван Фёдорович тайком переносит винтовку в квартиру уехавшей соседки. В очередную среду, 28 июля, троица насильников вновь собирается на квартире у Бориса. Иван Афонин начинает свою месть — стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую держит между ног Игорь, тем самым кастрируя насильника. Афонин прячет винтовку и, ради видимости алиби, возвращается к компании мужиков-доминошников во дворе, которые наблюдают, как «скорая» забирает Зворыгина в больницу. Пашутин допрашивает сына и Чуханова, но те не могут ничего сказать — они думают, что бутылка шампанского сама взорвалась. Позже Пашутин-старший сообщает своему сынку, что бутылка взорвалась не просто так: в неё угодила пуля. Парни при этом заявляют, что у них при себе оружия не было.
В очередную среда Афонин замечает Бориса на новом автомобиле BMW E34. Он идёт в квартиру Артёмовой, достает винтовку и целится в Бориса. Тот садится за руль, а Афонин стреляет зажигательным патроном в бензобак. Машина взрывается; коммерсант, охваченный пламенем, выскакивает наружу. Он остаётся в живых, но получает сильные ожоги спины, задницы и половых органов, машина же сгорает дотла. Полковник Пашутин обнаруживает пулевое отверстие в бензобаке сгоревшей машины. Мент заявляет сыну, что в следующую среду Вадим станет жертвой. Папаше стыдно, что у него такой сын (хоть и нешуточно страшно за судьбу ненаглядного чада), и оттого мент ядовито насмехается над отпрыском (типа, «педагогика» такая), чем, сам того не желая, запугивает его до последней крайности. Охваченный ужасом Вадим занавешивает окна и достаёт из шкафа ружьё. Участковый Подберёзкин догадывается о происходящем, приходит к Кате, когда её деда нет дома, и тайком забирает ненадолго ключи от квартиры Артёмовой.
Пашутин-старший же узнаёт, что Афонин недавно продал дом. Он с двумя сыщиками приходит с обыском в квартиру Афониных. Во время обыска за своими ключами приходит Марья Гавриловна. Все идут к ней домой и проводят обыск в квартире, но подручные Пашутина ничего не находят. Пашутин заявляет Ивану Фёдоровичу, что знает о том, что тот — стрелок, и грозит расправой, если с его сыном что-нибудь случится. Старик отвечает: «Поздно спохватился. Уже случилось» (Афонин подразумевал, что сынок полковника связался с плохой компанией и стал насильником). Охваченный ужасом Пашутин-старший спешит домой. Там полковник стучится в запертую квартиру, пытается выстрелом из пистолета открыть замок, но тут из квартиры раздаётся ответный выстрел, который тяжело ранит Пашутина-старшего. Его помощник врывается в квартиру и обнаруживает невменяемого Вадима с ружьём, спрятавшегося за холодильником. Отобрав у парня оружие, опер вызывает скорую для полковника и психиатра для Вадима, который в этот момент истерически хохочет.
Подберёзкин просит Афонина зайти к нему. Там выясняется, что участковый заблаговременно забрал из квартиры Артёмовой СВД. Неофициально конфисковав оружие, Подберёзкин отпускает старика. Таким образом, Афонину больше нечего опасаться: никто против него ничего не докажет. Иван Фёдорович благодарит участкового и уходит. Придя домой, пенсионер слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь», и тихо плачет от радости, понимая, что в их дом вернулись мир и спокойствие.
Действующие лица и исполнители
- Иван Фёдорович Афонин — Михаил Ульянов
- Катя — Анна Синякина
- Алексей Подберёзкин — Влад Галкин (Сухачёв)
- Борис Чуханов — Алексей Макаров
- Игорь Зворыгин — Марат Башаров
- Вадим Пашутин — Илья Древнов
- Пашутин-старший, полковник милиции — Александр Пороховщиков
- Капитан Кошаев — Сергей Гармаш
- Ольга, мать Кати — Ирина Розанова
- Давид, ухажёр (и очередной жених?) Ольги — Карен Мурадян
- Следователь — Владимир Семаго (Говорухин пригласил сняться политика, непрофессионального актёра)
- Красавица-шлюха, прикалывавшаяся над Афониным в коридоре (тоже вызванная к следователю) — Ирина Третьякова
- Прокурор — Георгий Мартиросян
- Главарь нелегальных торговцев оружием (в прошлом их боевой командир?) — Сергей Апрельский
- Пострадавший на войне торговец оружием (подёргивается, лыбится и заикается) — Алексей Шевченков
- Рыночный торговец, предлагавший Афонину газовый пистолет (приятель и наводчик торговцев оружием) — Олег Комаров (в титрах ошибочно А. Комаров)
- Славик по прозвищу Скарлатина, местный алкаш лет за сорок, самая яркая фигура среди дворовых шахматистов-доминошников — Вячеслав Голоднов
- Артёмова М. Г., соседка — Роза Якимова
Что здесь имеется
- Автомат Калашникова — на задержание троицы уродов наряд милиции приехал с «Калашами» (при том с АКМСами, а не привычными глазу «ксюхами») — на дворе 1999 год. Во-первых, устав требует, а во-вторых, Кошаев рассчитывал (и не зря) на то, какое отличное деморализирующее действие производит «Калаш», направленный насильнику в рожу.
- Басня понята неправильно — многие поняли фильм как призыв к самосуду и даже больше: тебя обидели, так возьми ружье и замочи обидчиков. А ведь старик всё хотел сделать по закону, а за оружие взялся только когда стало ясно, что из-за влиятельного отца одного из негодяев они не понесут наказания, а ему самому просто посмеялись в лицо. Книга, кстати, хорошо показывает, что даже мститель не раз задумывается, правильно ли он поступает?
- Беда была в том, что в те бородатые годы слишком многие успели побывать на месте этого старика, и хорошо если не его внучки. Так что он просто проговорил словами через рот собственные мысли и сомнения зрителей по данному поводу — и вызвал симпатию именно потому, что пришёл к таким же выводам.
- Бензин — это взрывчатка — впрочем, аналогичный эпизод есть и в книге. Именно выстрелом в бензобак дедушка-вигилант взрывает и поджигает машину одного из обидчиков внучки. Что еще смешней, дедушка стреляет не в место положения бензобака, а в крышку горловины. В реальности взрыв мог бы произойти разве что при прямом попадании в бак, заполненный парами бензина (которые, кстати, в современных машинах стараются осадить или адсорбировать). Эти соображения, впрочем, касаются всех подобных сцен.
- Между прочим, у того же Ford Pinto взрывы и пожары происходили именно из-за повреждения неудачно спроектированной горловины бензобака, когда искры от столкновения попадали в заполненную парами бензина заправочную трубку.
- В крышку он стреляет в фильме, в книге прямо сказано: он вычислил, где бак, и пальнул насквозь. А в кино это допущение для зрелищности: где находится бак у этой конкретной модели автомобиля, знают единицы, а крышку горловины опознает всякий.
- Бесславные девяностые — конечно подобное могло произойти и позже, и страшно сказать, раньше. Но едва ли какой то другой фильм тогда снятый, настолько чётко демонстрирует зловонное паскудство эпохи. Причём не для коммерсанта, братка или мента, а именно для обычного человека из народа и его родных и близких.
- Боевой шахматист, который слаб в бою, но отличный тактик — Иван Афонин. Подсвечено в диалоге полковника с сыном, после того как дед лишил достоинства двоих из трёх насильников: «Молодец! Правильно сообразил. Теперь в тебя трудно будет попасть. Если, конечно, он захочет стрелять в окно. А в окно он стрелять не будет. Как я вижу, он проявляет разнообразие. Интересно, что он приготовил для тебя?»
- Большая нерезиновая деревня — Иван Афонин отправляется покупать оружие в Москву.
- Бронебойный ответ — капитан Кошаев, в ответ на скулёж Зворыгина о том, что мент ответит за задержание, выдает: «Конечно, отвечу, я тебе письмо напишу!»
- В момент, когда Пашутин-старший, пытаясь выгородить сына, спрашивает у капитана, есть ли у него дети, тот отвечает: «Две дочки!»
- Иван Афонин, пожалуй, мастер бронебойных ответов. Чего стоит этот диалог с Пашутиным-старшим:
- В момент, когда Пашутин-старший, пытаясь выгородить сына, спрашивает у капитана, есть ли у него дети, тот отвечает: «Две дочки!»
« | Пашутин-ст.: Это ты… Я знаю, это ты. И вот что я тебе скажу, народный мститель. Если с моим Вадимом что-нибудь случится… Афонин: Поздно. Пашутин-ст.: Что «поздно»? Афонин: Поздно спохватился. Уже случилось. Пашутин-ст.: Что?.. Что ты сказал? ЧТО ТЫ СКАЗАЛ?! |
» |
— без комментариев |
- Вигилант — ветеран-фронтовик расправляется с подонками, изнасиловавшими его внучку. Что характерно — ни один из трёх подонков не сдох: старик собирался уж было их мочить, но судьба подкинула ему более изящные и, что ценно, нелетальные способы, и мстителю осталось только ими воспользоваться. А в финале он ещё и наказания избежал, потому что подвернулся понимающий молодой мент, который питает к старику прямо-таки сыновние чувства и поэтому ограничился нелегальным изъятием оружия (чтобы ветеран не продолжал).
- Виновата буржуазная система — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
- Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.
- Винтовки — это круто — «Только жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…»
- Золотая молодёжь — три молодых долболоба каждую среду устраивают «сексуальный день» — трахают девушек, если те согласны, а несогласных всё равно трахают, то есть насилуют (впоследствии суя им крупные суммы в долларах). Старший — богатый «новый русский»; второй — студент-спортсмен-красавец и на хорошем счету в вузе; у самого младшего папаша — полковник, очень крупный ментовский начальник, и на него в основном и уповали все трое. Сам полковник сына не то что ненавидит, но явно считает не шибко умным и трусливым подонком, а отмазывает ради спасения своей репутации. Как, впрочем, и его дружков. Тем не менее, из передряги всех троих вытаскивает — родная всё-таки кровиночка, а остальных за компанию, а то ещё начнут жаловаться куда не надо… Вот только дедушка очередной жертвы оказался ветераном войны, бывшим бойцом сталинских железнодорожных бригад и классным снайпером. Вендетта вышла знатная, трое насильников и папа-крыша сильно пострадали, но остались живы; а старик даже в финале сумел избежать кары (благодаря понимающему молодому менту).
- Если бы так же вышло еще в советском фильме «Убийца» по роману Александра Крашенинникова с той же фабулой! (Причем и фильм, и роман появились много раньше литературной и киноверсии «Ворошиловского стрелка».) Увы, тамошний сынок крупного партийного деятеля оказался везучим.
- Изнасилование — худшее из зол — Чуханов, Зворыгин и Пашутин-младший совершают изнасилование Кати Афониной. Выродки после совершённого уверены, что ничего с ними не станется.
- Изнасилование и месть — как выяснится позднее — сталось. Да ещё как!
- А прямо в квартире Чуханова, сразу после «экспресс-дознания», Кошаев резко подсветил прямо в глаза появившемуся там Пашутину-старшему (не сомневаясь, что полковник будет отмазывать сына и двух его дружков): «Совершенно уверены в своей безнаказанности!». «Дерзишь, капитан», — только и ответил начальник.
- Изнасилование и месть — как выяснится позднее — сталось. Да ещё как!
- Инженю — Катя. Из-за чего и пострадала.
- К чёрту закон, я делаю добро! — участковый, который спасает старика-вигиланта от тюрьмы, пряча снайперскую винтовку у себя.
- Капитан Кошаев тоже. С точки зрения любого адвоката и прокурора, то что он делает — самые что ни на есть «ментовской беспредел». Но чисто по-человечески, хочется крепко держать выблядков стянув им руки за спину, пока он им на яйца ботинком наступает…
- В его случае, впрочем, с прикрученным фитильком. Станислав Карпов сходу бы пакет на голову натянул…
- Капитан Кошаев тоже. С точки зрения любого адвоката и прокурора, то что он делает — самые что ни на есть «ментовской беспредел». Но чисто по-человечески, хочется крепко держать выблядков стянув им руки за спину, пока он им на яйца ботинком наступает…
- Каков родитель, таково и дитя — ментовской полковник (милицейским назвать его язык не поворачивается, не заслужил) Пашутин и его сын Вадим. Папаша сына презирал, и явно не из-за случая с изнасилованием, а сам отмазал его от законной ответственности, чтобы спасти свою репутацию. К счастью, в конце оба получили по заслугам.
- Крокодилушка — поведение (выдающее «некоторое чувство неловкости») самого молодого из насильников — Вадима Пашутина, одноклассника пострадавшей. Трахал — и типа «чуть не плакал». Типа «чуть не плакал» — но трахал. Ведь с давних пор был безответно влюблён в эту девушку. Интересно же у некоторых проявляется… влюблённость…
- Крутой в отставке и Крутой дедуля — пенсионер Иван Афонин, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер многих наград. Прямолинеен как рельс, к несправедливости и скотскому отношению к людям нетерпим. А взяв винтовку в руки и свершив свою месть, поднимает уровень крутизны на новый уровень.
- Макаку чешет — вы вот, не смотрев фильм, догадались бы с ходу, что оружейне барыги подразумевают под «плёткой» и «маслятами»? Вот и герой не сообразил, пока не пояснили.
- Мешок на голове — торговцы оружием заботятся о своей безопасности.
- Милиция — всех цветов спектра. Есть и «светлый» участковый Подберёзкин, есть и «тёмный» полкан Пашутин-старший. Между ними можно поставить Кошаева.
- На тебе! — Иван Афонин слышит по радио песню в исполнении кабаре-дуэта «Академия» — «Ты отказала мне два раза, „не хочу!“ сказала ты, вот такая вот зараза, девушка моей мечты». Протагонист недовольно морщится и выдаёт высокоточный матснаряд: «Тьфу, бл*!..»
- Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту). Лунгин любит изображать в своих фильмах всяческую чернуху, а моральных уродов выписывает прямо-таки любовно. Чуханов, Зворыгин и Пашутин-младший — вполне «лунгинские» персонажи.
- А многие думали, что просто какое-то предельно абстрактное и никому не нужное «влияние пения на трение» имеется в виду.
- Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту). Лунгин любит изображать в своих фильмах всяческую чернуху, а моральных уродов выписывает прямо-таки любовно. Чуханов, Зворыгин и Пашутин-младший — вполне «лунгинские» персонажи.
- Не в ладах с оружием — у прицела ПСО-1 увеличение не 4-кратное, а как минимум 20-кратное. Дальномерная шкала с середины почему-то начинает идти в обратную сторону, видимо предполагается, что на дистанции 200 м и 1000 м типовая цель — человек ростом 1,7 метра — имеет один и тот же размер, а на 600 м — втрое меньше (и как вообще пользоваться дальномером при таком киношном увеличении, если цель, которая должна вписываться в шкалу в полный рост, не вписывается во все поле прицела даже одной мордой?). Глушитель в фильме полностью сводит звук выстрела к щелчку затвора, тогда как реальная эффективность ТГП-В считается спорной. Кроме того, Иван Федорович покупает для винтовки «обычные» и «зажигательные» патроны (ЛПС и БЗТ?), а про спецпатроны для бесшумной стрельбы (ЛС) не сказано ни слова, тогда как при стрельбе обычными патронами со сверхзвуковой скоростью пули глушитель в принципе позволяет только скрывать позицию снайпера (громкий звук ударной волны убрать невозможно, но он глушит и без того приглушенный глушителем звук выстрела, за счет чего невозможно понять, откуда стреляли. Но что стреляли, будет понятно), да и опасен — слишком большое давление газов (глушитель делается изначально под ослабленный патрон с дозвуковой скоростью пули, и потому предполагает задержку части газов с целью доведения давления в стволе до штатного, чтобы сработала автоматика оружия. Логично, что при стрельбе обычным патроном давление станет выше штатного) может разорвать как сам глушитель, так и разбить автоматику.
- Кроме того, такая махина как СВД явно избыточна для стоявшей перед дедом задачи — ему куда больше подошла бы ВСС, «Вал» или даже просто автомат с глушителем.
- Еще больше бы подошла именно СВУ, так как «пламегаситель» у неё близок к сегодняшним «банкам» — еще и размывает звук. А глушитель на СВД тут не ТГП-В, а... Криво и не до конца нахлобученный ПБС-1.
- На ВСС или Вал 5 000$ бы не хватило, на черном рынке они стоят примерно вдвое больше, ведь стоимость составляет ещё и расходы на стырить и щедрые комиссионные стырившим. Про СВД и то сказали, что только тебе, как ветерану.
- Еще больше бы подошла именно СВУ, так как «пламегаситель» у неё близок к сегодняшним «банкам» — еще и размывает звук. А глушитель на СВД тут не ТГП-В, а... Криво и не до конца нахлобученный ПБС-1.
- Кроме того, такая махина как СВД явно избыточна для стоявшей перед дедом задачи — ему куда больше подошла бы ВСС, «Вал» или даже просто автомат с глушителем.
- Не в ладах с юриспруденцией — Кошаев говорит троице поганцев, что в милицию поступила информация о совершенном групповом изнасиловании, и упоминает статью 131 УК РСФСР. Во-первых, согласно УК РСФСР 1960 года 131 статья предусматривает ответственность за оскорбление; за изнасилование ответственность наступает по 117 статье указанного уголовного кодекса. Во-вторых, принимая во внимание то, что декорации к фильму не делались, а на дворе стоял 1999 год, тогда ни к чему ссылаться на УК РСФСР: с 1997 года действует УК РФ, который как раз предусматривает ответственность за изнасилование в статье 131.
- Возможно, актёр Гармаш просто оговорился и вместо «РФ» по привычке сказал «РСФСР». Сойдёт и за внутрисюжетную оговорку матёрого Кошаева: он в холодной ярости.
- Нежданный любимец автора — Говорухин в одном из интервью признавался, что его любимый фильм — «Ворошиловский стрелок».
- Непреднамеренное совпадение — Игорь похож внешне на Владимира из фильма «Дорогая Елена Сергеевна». Сюжетная роль тоже схожа: оба болтают больше остальных в компании, являются инициаторами подлого поступка, самоуверенные мерзавчики, к тому же Владимир тоже пытался совершить изнасилование (хоть и инсценированное, но девушку не предупредил и не спросил).
- Несовместимое с жизнью остроумие — папаша-полковник излишне увлёкся, «тролля» своего трусоватого сынка («Хочешь, я тебе секрет открою? Ты следующий. Так что, дорогой, скоро в вашем кругу появится ещё один недобиток. Если, конечно, крепко повезёт. А если не повезёт — похороним» — и далее в том же духе), в результате получил пулю в живот — у парня развилась нехилая такая паранойя, из-за чего он поехал крышей. Но тут с прикрученным фитильком, поскольку не факт, что рана смертельная. Никакой смерти, во всяком случае, в кадре не показано.
- Хотя по первоначальному сценарию полковник Пашутин должен был именно умереть, без всяких недосказанностей. Изменили по требованию местного МВД (если верить интервью актёра А. Пороховщикова, сыгравшего Пашутина-старшего).
- Но в любом случае, рана в живот, даже в такой увесистый — это серьёзно. Полковник — очень зрелый мужчина, и как минимум инвалидность ему гарантирована.
- Нечаянная правда — полковник Пашутин, разыскивающий таинственного снайпера, стреляющего насильников, приходит с обыском к главному герою. Не найдя у него оружия (об этом позаботился и предусмотрительный дед, и, впоследствии, участковый — друг семьи), полковник предупреждает: «Если с моим Вадимом (как раз одним из насильников, на которых начал охоту Афонин) что-то случится…» «Поздно спохватился, — возражает Иван Фёдорович, — уже случилось». Старик-то имел в виду, что «раз он насильником стал — значит, с ним давно что-то случилось». Но, оказывается, пока полковник бегал и искал стрелка, с младшим Пашутиным уже успело «случиться» и в менее иносказательном смысле: под впечатлением от недавних событий парень тронулся головой.
- Обвинение жертвы — следователь, к которому пришла изнасилованная Катя, фактически принял сторону насильников и нагло смеялся ей в лицо, ссылаясь на то, что она добровольно пошла в квартиру насильников и пила у них алкоголь. А прокурор и вовсе заявил деду-ветерану Кати, что надо было получше воспитывать внучку.
- Ну, это сознательный слив дела, а не просто так. Но чисто внешние приёмчики — аккурат в духе тропа.
- Обнять и плакать — Катя Афонина, ставшая жертвой изнасилования со стороны троих подонков (причём среди них был её бывший одноклассник, которому она доверяла), и на которую плевать родной матери (женщина убеждена, что купить дублёнку достаточно, а изнасилование дочери не трагедия). И её дедушка Иван Фёдорович, которому пришлось вершить правосудие своими руками.
- Ой, бл… — Пашутин-старший угрожает неприятностями Афонину, если с его сынком что-то случится нехорошее. Афонин парирует: «Поздно спохватился. Уже случилось», подразумевая, что раз его сынок стал насильником, значит с ним давно случилось что-то нехорошее. Но одной этой фразы хватило, чтобы полкан стремглав побежал домой к сыну, предполагая худшее, напрочь при этом забив на обыск.
- Оторву твой длинный… — Иван Афонин стреляет Зворыгину прямо в пах. Так что, получается, «Отстрелю твой длинный…»
- Палёный злодей — Борис Чуханов ощутимо обгорел с обеих сторон ниже пояса, когда Афонин подорвал выстрелом его машину.
- Пистолет Макарова — поняв, что Пашутин заперся изнутри, его папаша-полковник пытается открыть квартиру, выстрелив из пистолета Макарова в замок. В ответ получил заряд дроби в живот.
- Похорошеть в адаптации — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — отвратительный толстяк, подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось.
- Правило Миранды — аверсия: капитан Кошаев говорит Пашутину-младшему, что «сейчас зачитает ему права»… Но вместо этого следует выбивание признания. Да такое, что аж сам тов. Пучков впечатлился.
- Проблема противоположных оценок — фильм, несомненно, очень популярен, но некоторые критики обвинили его в романтизации самосуда.
- Сам Станислав Говорухин указывал, что этот фильм — своего рода «наказ» власть предержащим:
« | Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти[6], но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей. | » |
— из «Правил жизни Станислава Говорухина». |
- Псих с топором — Иван Афонин чуть не отыграл сей троп буквально: едва пенсионер узнал о надругательстве над внучкой, впал в ярость, схватил мясницкий топор и пошел было к насильникам разбираться… Не срослось: участковый отправил дедулю домой, а сам вызвал наряд милиции.
- Разум не вынес — участь Пашутина-младшего. После того, как Иван Афонин покарал двух его дружков, а папаша-полкан подколол его своеобразной лекцией, у отморозка разыгралась неслабая паранойя, в результате которой он подстрелил своего отца из ружья, а сам он, судя по тому, что милиционер вызвал психиатрическую, угодит в дурку.
- Самоуверенный мерзавчик — Вадим Пашутин и Игорь Зворыгин. Трус и подлец, насильники, верящие в свою безнаказанность: первый — за счёт отца, второй — за счёт друзей.
- Снайпер — Иван «Ворошиловский стрелок» Афонин.
- В недавние времена «ворошиловскими стрелками» называли тех, кто успешно овладел стрелковым делом и был награждён одноимённым значком. После премьеры фильма у данного словосочетания появился новый смысл: так стали называть ещё тех индивидов, кто творит самосуд с помощью огнестрельного оружия.
- Суд Линча — отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, Иван Афонин решает свершить самосуд над подонками, надругавшимися над его внучкой.
- Снайперская винтовка — старая добрая СВД с глушителем. Разве что у прицела дальномер почему-то с дистанции 600 метров начинает идти в обратную сторону, у прицела кратность не 4, все 40 (как пользоваться дальномером, если цель, которая должна влезать в него в полный рост, не влезает во все поле зрения прицела одной мордой?), да и с глушителем звука выстрела нет вообще.
- А ещё в фильме показали СВУ (снайперскую винтовку укороченную), выполненную по схеме «булл-пап».
- Торгаш — это плохо — один из насильников — Борис Чуханов — является коммерсантом.
- Сюда же «челнок» Давид, которого Иван Афонин презрительно нарекает «Додиком».
- Торговец оружием — Главный герой пришёл к ним за орудием возмездия.
- Профессиональный риск торговца оружием — аверсия. Так и ждёшь, что у старика-протагониста (готовящегося в вигиланты) случится какая-нибудь неприятность с нелегальными торговцами оружием. Но всё обошлось: и дед подстраховался («Только я заранее предупреждаю — деньги не при мне»), и торговцы оказались людьми со стандартами. В итоге честно получил «плётку» (снайперскую винтовку), «маслята» (патроны) и даже возможность потренироваться в стрельбе вкупе с парой советов. Вообще, по фильму складывается впечатление, что оружием торгуют бывшие военные[7], так что в целом не удивительно, что они сочувственно отнеслись к доведенному до ручки ветерану.
- Тревожный смычок — Когда Иван Афонин выцеливает подонков в первый раз, играет вот такая мелодия (пардон за посторонние звуки, лучшей версии автор правки не нашел).
- Она же играет и в тот момент, когда дедушка пытается узнать у пострадавшей внучки, что с ней стряслось.
- Фанатское обеление — как ни странно, симпатиями некоторых дебилов пользуются даже Вадим, Игорь и Борис. Их-де, бедных-несчастных мальчиков, которые мирно
паслись на лужайке и собирали цветочкисидели и никого не трогали, спровоцировала эта гадина, которая ходит, разодевшись, аки последняя шлюха (вестимо, в мини-юбке и маечке, — как она посмела?!), и заваливается непонятно к кому в квартиру. Угу. Это при том, что на улице жара (Борис вон вообще без рубашки) и никакие интимные места под одеждой героини всё равно не просвечиваются (и вообще, как показывает жизнь — если маньяку приспичит, ему будет пофиг, как одета жертва). Но вообще вопросы по поводу одежды, по-хорошему, надо задать режиссёру и сценаристу. Потому что в книге-первоисточнике Катя — сюрприз! — в рубашке и джинсах. Не коротких, не рваных, не обтягивающих. С какой целью поменяли костюмец — увы, ведомо одним создателям фильма. Да и кто этот «непонятно кто»? В числе звавших Катю в квартиру был Вадим — его она знает с детства, а от таких людей, как правило, подвоха не ждут. И да, это ж как красиво получается: девушек насиловать вообще-то нехорошо, но если они наивные и нескромно одеты… «Животное да не убьёт другое животное без причины», блин.- Капитан Очевидность напоминает, что состав преступления от одежды потерпевшей не меняется.
- А кто-то пытается защищать и Николая — полковника милиции, отца Вадима. Того самого, который давил на Кошаева и, пользуясь служебным положением, сперва отчитывал его за медленную работу, а затем попросил отпустить Вадима под домашний арест.
- Фанатское очернение — Катя подвергается осуждению со стороны дебилов, которые заявляют, что она сама спровоцировала изнасилование: мол, «нечего щеголять без лифчика и в коротком топике и мини-юбке и ходить на вечеринки к парням, даже если одного из них ты знаешь с детства».
- Для справки: в юриспруденции понятие "провокации на изнасилование" отсутствует. Если следствие установило факт изнасилования, то поведение и стиль одежды жертвы роли не играет, как и факт ее знакомства с насильником. Что касается алкоголя, то он может быть только отягчающим для насильника обстоятельством - если жертва упилась до состояния, когда не могла сопротивляться либо выразить свое несогласие с происходящим.
- Фефекты фикции — один из нелегальных торговцев оружием (явно бывших военных), по всей видимости, страдает ПТСРом (из-за чего всё время не по делу жутковато лыбится и пошучивает) и слегка заикается. Контужен?.. Протагонист-старик (сам ветеран, только Второй мировой, а не современных «горячих точек») его беззлобно поддразнил.
- Чернозёмы и засечные линии — фильм в основном снимался в Калуге.
- Чудо одной сцены — «экспресс-дознание», устроенное капитаном Кошаевым. Любо-дорого смотреть, как милицейский капитан вытаскивает признание из трех уродов. Хотя некоторые посчитали, что «маловато будет»: некоторые очень одаренные «предлагали позвать Пистона и сделать телевизор погромче».
- Шахматы — мужики во дворе любят играть в шахматы с часами и на выбывание, причём на нескольких досках. Да и сам Иван Фёдорович, до завязки: «— Я в болельщики записался. — С твоей квалификацией не в болельщики, а в тренеры идти надо».
- Я заплачу! — Катя сообщает дедушке, что к ней заглянул полковник Пашутин и предложил довольно большую сумму денег. Иван Фёдорович, недолго думая, собирает указанные деньги, идет к полкану и, встретив его в дверях, швыряет банкноты прямо ментяре в лицо.
Примечания
- ↑ Похоже на своеобразную отсылку к рассказу Леонида Андреева про парня, девушку которого изнасиловали несколько отморозков, а парень после этого начал плакать над ней, утешать её... и тут возжелал её плоти и «присунул» ей в свою очередь. Нюансы: Катя — не девушка Вадима (он всего лишь мечтал об этом); Вадим не плакал и не страдал морально (но чувствовал себя несколько неловко — это видно невооружённым глазом); Вадим пошёл вторым, а не последним.
- А ещё очень похоже, что Вадим совсем немного ку-ку. Эта интересная личность повела в адрес изнасилованной Кати (наедине с ней, уже после собственной эякуляции) такие речи, которые можно истолковать и как «У нас с тобой, может быть, теперь начнутся отношения; мы всё это переживём, перемелется — мука́ будет...». Честное слово, после такого Вадимова фортеля его последующее сюжетное сползание в безумие выглядит ещё правдоподобнее!
- ↑ Афонин именно так объяснил не особенно, может быть, и дальновидный, но по-человечески вполне понятный поступок своей внучки
- ↑ Если бы менты были честными — это сработало бы как раз против насильников. Но ёжику ясно, что милиция будет покрывать «мажоров» (один — богач, другой — сын весомых родителей, а третий — отпрыск самого полковника), а в таком случае Катино состояние опьянения постараются трактовать как «Знала, куда и зачем шла, и выпила в рамках добровольной гулянки, готовая к последующему сексу». Закон — что дышло: куда повернёшь, туда и вышло... Если Катя опасалась именно этого — она не ошиблась: нечестный следователь, который позже будет с ней разговаривать, примется трактовать употребление ею алкоголя именно в таком ключе; такая позиция следователя — попросту факт из фильма.
- ↑ Эпичное произведение Сивой Кобылы: то, что жертва была пьяной, нельзя использовать для замятия дела никак, только через моральное давление на пострадавшую, но если уж кто-то будет заминать дело, то найдёт, до чего докопаться. На законодательном уровне опьянение никак не может быть использовано в качестве смягчающего вину насильника/ков обстоятельства.
- ↑ А он, по-видимому, таковым является без всяких кавычек: сдал в своё время норматив по стрельбе, носивший именно такое официальное название. (К которому и отсылают прошаренные торговцы.)
- ↑ На момент съёмок фильма Говорухин был депутатом Государственной думы.
- ↑ Те, что помоложе, вероятно, были на первой чеченской войне. Но и те, что постарше (включая главаря), там тоже, по всей видимости, отметились. Главарь, надо думать, моложе, чем выглядит — актёру на момент съёмок было чуть за 30.
Станислав Говорухин | |
---|---|
Фильмы (режиссёр) | Место встречи изменить нельзя (1979) • Асса (1987) • Ворошиловский стрелок (1999) |
Фильмы (сценарист) | Пираты XX века (1979) |
См. также | Россия, которую мы потеряли (автор фразы) |