Штыки в землю!
« | Наплевать, наплевать — Надоело воевать! Были мы солдаты, А теперь до хаты… |
» |
— Юлий Ким, «Бумбараш» |
And today we are brothers, tonight we're all friends...
«Нам говорили, что война будет быстрой и победоносной. Но ей конца-края не видно. Нам говорили, что мы обретём на войне славу и богатство — а мы видим лишь смерть, боль и страдания. Нам говорят, что мы защищаем Отечество в святой войне — а мы воюем за барыши предпринимателей и амбиции политиков. Нас убеждают, что наши враги — полные чудовища, которые хотят всех нас уничтожить. Но мы видим таких же, как мы, солдат, брошенных в горнило этой бойни… В этой войне нет никакого смысла для нас. Для меня она точно закончилась. Я не хочу бессмысленно сдохнуть. Нужно бежать с фронта. Или сдаться в плен».
Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями этого солдата. Но проблема в том, что так размышляет не один предатель или подлый трус — таких настроений начинают придерживаться всё больше солдат. А раз так, то много они не навоюют, и не за горами день, когда целые подразделения начнут дезертировать или сдаваться в плен.
Впрочем, ситуация может быть и такой, что изначально у армии достаточно высокий боевой дух. Но что-то случается, из-за чего боевой дух быстро падает до нуля — например, у врага обнаруживается слишком мощное оружие, или командир совершает недостойный поступок, после чего за него уже никто не хочет воевать.
А если обе армии не хотят воевать — тогда битва может перерасти в братание.
Где встречается[править]
Изобразительное искусство[править]
- Картина «Первый ленинский декрет» кисти Энгельса Васильевича Козлова. На картине изображены пятеро русских солдат, зачитывающих «Декрет о мире»; перед ними можно увидеть винтовки со штыками, воткнутые в землю.
Литература[править]
- Джанни Родари, «Война колоколов» — после того, как несостоявшиеся вундервафли начали издавать колокольный звон, солдаты противоборствующих армий бросаются брататься.
- Борис Васильев, «Дом, который построил Дед»:
« | Армия галдела, требовала мира или отпусков, сапог и мира, мира и новых шинелей, и снова того же мира с чем-то ещё на бесконечных митингах. Противник относился к этому с добродушным выжиданием: не стреляли, а кое-где, как утверждали всезнающие солдаты, началось и братание.
— Штык в землю! — орал Прохор Антипов, охрипший на ежедневных говорильнях. |
» |
- Владимир Савченко, «Открытие себя» — отец главгероя в Первую мировую за агитацию братания наказан двухчасовым стоянием на бруствере. Боится не столько за жизнь, сколько за то, что если с той стороны его кто-то застрелит, то братаниям конец. Двух часов не выстоял: солдаты-большевики постреляли офицериков.
- «Огненный бог марранов» Волкова — марраны увидели, что их пленные товарищи, про которых Урфин Джюс сказал, что их убили и скормили свиньям, живы, здоровы и играют в волейбол. После этого они обратились против своего бывшего бога.
- Гарри Гаррисон, «Стальная крыса идёт в армию» — армия генерала Зеннора совершает нападение на обитаемую планету, и операция кажется лёгкой прогулкой: местные жители — убеждённые пацифисты, не имеющие оружия и отвергающие насилие. Вот только солдаты этой войне совсем не рады, и идеи о массовом дезертирстве попали в благодатную почву…
- С. Михалков «Дядя Стёпа в Красной армии» (1940 г.) — действия происходят во время похода Красной армии в Польшу в 1939 г. Украинцы и белорусы, набранные в польскую армию, не желают сражаться против красноармейцев
« | И пятьсот солдат вздохнули, Что идти не нужно в бой, И пятьсот штыков воткнули Прямо в землю пред собой. |
» |
- Максим Горький, сборник «Русские сказки», рассказ 13-й — именно этим закончилась война Кузьмичей с Лукичами:
« | — Знаете, по что мы пришли? |
» |
— Хэппи-энд! |
- А. и Б. Стругацкие, «Парень из преисподней» — по словам Корнея Яшмаа, именно так закончилась война между Алайским герцогством и Империей.
- Emacipator Рэя Олдриджа — ближе к финалу трилогии такие перестрелки в Морвейнике развернулись, что наёмники решили договориться о перемирии, так как, вообще-то, они нанимались ради заработка, а не ради того, чтобы сдохнуть в перестрелках с другими такими же наёмниками.
Кино[править]
- «Счастливого Рождества» — фильм о братании на Западном фронте Первой мировой войны.
- «Шли солдаты...» — братание русских и немецких солдат прерывает артобстрел.
- «Иванко и царь Поганин» — люди Поганина в конце фильма отказываются за него сражаться. Неудивительно, учитывая, как Поганин к ним относился.
- «Римская Империя: Август» — во время конфликта между бывшими триумвирами римские легионеры, увидев на другой стороне своих друзей и родственников, отказываются вступать в бой, в результате чего Антоний и Октавиан договариваются прекратить вражду.
- «Кто заплатит за удачу?» — война то ли идёт, то ли нет, но уже до чёртиков всем надоела.
Мультфильмы и мультсериалы[править]
- Мистерия-буфф (1969 г.) — достигнув Земли обетованной, один из «нечистых», Красноармеец, втыкает свою винтовку со штыком в землю, чтобы наконец-то заняться мирным, созидательным трудом.
- Тебе — атакующий класс! — убедившись, что война «за Веру, Царя и Отечество» является лишь грызней во имя процветания барыг, которая солдатам ничего, кроме смертей да увечий не дает, солдат императорской армии с размаху вгоняет винтовку со штыком в землю.
- «Похождения бравого солдата Швейка» (2009 г.) — эта адаптация романа Гашека заканчивается тем, что солдаты австрийской и русской армий устраивают футбольный матч вместо боя.
- «Король Лев 2. Гордость Симбы» — львы и львицы Зиры прекращают бой и возвращаются в прайд Симбы.
- «Тимон и Пумба», серия «Тимон и Пумба идут на войну» — увидев обнимающихся Тимона и Пумбу, кабаны и мангусты прекращают войну друг с другом.
- My Little Pony: Friendship is Magic — в полнометражке это случилось с армией Короля Шторма: как только его забетонировали, вторжение закончилось, и в титрах солдаты присутствуют на празднике пони вместе со всеми. В некотором роде также финал шестого сезона, где все чейнджлинги кроме Кризалис в один момент бросили образ жизни энерговампиров.
- «Ивась» (1940 г.) — белорусский паренёк, насильно призванный в армию Второй Речи Посполитой, отказывается вступать в бой с красноармейцами.
Музыка[править]
- Ольга Арефьева «Нахрена нам война?»
- Пол Маккартни, клип на «Pipes of peace» — основан на реальном рождественском перемирии 1914 года.
- Sabaton — «Christmas Truce».
Реальная жизнь[править]
- Конец Первой мировой (1917-18 годы) — именно такие настроения царили в окопах всех уже навоевавшихся по макушку штальхельма/каски Адриана сторон.
- Русская армия и флот в конце Первой мировой войны стали одной из движущих сил революций.
- Буквально через несколько месяцев после февраля полыхнуло во французской армии, причём к лету ситуация набрала такой размах, что по признанию военного министра между Парижем и Суассоном осталось только две дивизии, подчиняющиеся приказам. На счастье французов правительство и командование не пустили дело на самотёк, да и сами солдаты были настроены не настолько радикально и в итоге ситуацию удалось погасить, но до конца года французские войска из наступательных операций, по существу, выбыли.
- Полыхнуло из-за «Наступления Нивеля», заслуженно прозванного «Бойней Нивеля» за рекордное соотношение потерь к достигнутому результату.
- Год спустя пришел черед Австро-Венгрии, чья армия в итоге просто разошлась по оказавшимся в новых государствах домам
- В Германии принятию условий перемирия сильно способствовало начавшееся в ноябре 1918 восстание моряков Флота Открытого моря.
- Многочисленные агитлистовки с призывом солдатам врага сдаваться в плен содержат данный призыв.
- В частности, во время Великой Отечественной агитки вермахта говорили, что если воткнуть винтовку штыком в землю, то это будет значить, что ты сдаёшься и тебя не тронут.
- Автор правки читал в книге-биографии Юрия Никулина, что во время войны фрицы советовали красноармейцам сдаваться в плен, сказав фашикам при встрече фразу «Штык в землю, Сталин капут». Воины Красной Армии, по словам Никулина, не верили этим призывам.
- В частности, во время Великой Отечественной агитки вермахта говорили, что если воткнуть винтовку штыком в землю, то это будет значить, что ты сдаёшься и тебя не тронут.
- В Армии США есть такая традиция: когда отдают честь погибшим солдатам, втыкают винтовку со штыком в землю, рядом с ней ставят солдатские ботинки, а на приклад надевают солдатскую каску. Называется это «Полевой могильный крест» (один из вариантов перевода, гуглится как «Battlefield Cross»). Эта традиция ведёт свою историю с Первой мировой войны. Правда, здесь фитилёк прикручен, ибо тут имеет место печальный символ, нежели призыв к братанию, дезертирству либо сдаче в плен.