Технотриллер: различия между версиями
Onyx (обсуждение | вклад) м |
(→Примеры: _) |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* Упомянутый выше Крайтон, "[[Парк Юрского Периода]]" - это скорее не фантастика, а крутой детектив-[[капиталисты плохие|пасквиль на капитализм]]. В книжном варианте - триллер, в фильмовом - скорее роуд-муви с элементами хоррора. | |||
* "[[Годзилла]]-1984, Годзилла против Биолланте (1989), Шин Годзилла (2016)" - ярко выраженная технотриллерная составляющая, способная усыпить малолетнего любителя поединков [[кайдзю|монстров]]. Ярко выраженный триллер в первом случае, с примесью биопанка во втором, с унылым списком <s>кора</s> оружия и чиновников в третьем. | |||
* С. Лем, вставная новелла из "Повторения", повествующая о заброске шпиона [[рыбки плавали|пытавшегося]] обезвредить хронооружие. | |||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Science fiction}} | {{Nav/Science fiction}} |
Текущая версия на 23:22, 22 мая 2024
Технотриллер — это специфический гибридный жанр, сочетающий в себе черты обычного триллера, шпионского боевика, военной драмы и, иногда, научной фантастики.
Характеристика[править]
В первую очередь технотриллер отличает внимание к техническим деталям — именно здесь прочно прописывается оружейное и техническое порно, а также раскрываются принципы работы государственных аппаратов, механики шпионажа, боевых искусств, политики... Список можно продолжать долго и каждый представитель жанра грозит в любой момент превратится в настоящий список кораблей. Впрочем, великая сила – это великая ответственность, а значит список неладов пополняется с сопоставимой скоростью.
Во-вторых, для этого жанра характерен большой размах. Если в мире технотриллера случается кризис, то он задевает огромные массы людей – не отдельных везунчиков, а целые государства (а то и весь земной шар сразу). Мировые войны и катастрофы здесь – обычная тема.
Третий пункт следует из второго – поскольку необходимо охватить деятельность целых государственных аппаратов, персонажей в технотриллере обычно много и практически все они обладают широкими полномочиями: президенты, министры, генералы, адмиралы, мультимиллионеры, ведущие ученые умы... Главный герой, впрочем, может не принадлежать ни к одной из вышеперечисленных груп, но точно вхож в их круг, хотя бы косвенно.
Четвертый пункт – иногда все это великолепие пересекается с фантастикой недалекого будущего (обычно довольно умеренной и твердой – дальше будет уже киберпанк) или альтернативной историей. Второе любят особенно. Именно научно-фантастический элемент, наряду со шпионским, и отвечает за "триллерную" составляющую, а магия и мистика же очень редкие гости.
Пятый пункт – основным местом действия является наша многострадальная матушка Земля. Временной период соответствует либо современности (во всяком случае, для автора на момент написания), либо очень и очень недалекому будущему. Если основные события происходят на другой планете – то это уже планетарный романс.
История[править]
Считается, что одним из первых техно-триллеров был «Сатанинский жук» Алистера Маклина. Что интересно, в то же время многое из того, что считалось научной фантастикой в довоенном и раннем послевоенном Советском Союзе, было по сути техно-триллерами, полными технических деталей и сложных шпионских сюжетов, одним из самых ярких примеров является «Тайна двух океанов» Григория Адамова.
Впрочем, настоящими отцами жанра считаются великий Майкл Крайтон и ужасный Том Клэнси. Именно они заложили фундамент технотриллера в современном понимании – шпионские разборки, мировые войны и катастрофы... Настоящий культ.
Примеры[править]
- Упомянутый выше Крайтон, "Парк Юрского Периода" - это скорее не фантастика, а крутой детектив-пасквиль на капитализм. В книжном варианте - триллер, в фильмовом - скорее роуд-муви с элементами хоррора.
- "Годзилла-1984, Годзилла против Биолланте (1989), Шин Годзилла (2016)" - ярко выраженная технотриллерная составляющая, способная усыпить малолетнего любителя поединков монстров. Ярко выраженный триллер в первом случае, с примесью биопанка во втором, с унылым списком
кораоружия и чиновников в третьем. - С. Лем, вставная новелла из "Повторения", повествующая о заброске шпиона пытавшегося обезвредить хронооружие.