Магия иллюзий: различия между версиями
(Новая страница: «{{Q|Всю зиму у нее цвели орхидеи. Они пахли самым лучшим запахом, какой я только мог выдумать...|Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»}} {{q| Чары тумана, огонь талисмана,<br /> Правду нельзя отличить от обмана.<br /> Ты не поверить не сможешь в...») |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
Ты не поверить не сможешь в ложь,<br /> | Ты не поверить не сможешь в ложь,<br /> | ||
Увидев — поверишь, поверив — умрешь!|«Туда и оттуда». Обыкновенная сказка с элементами мюзикла}} | Увидев — поверишь, поверив — умрешь!|«Туда и оттуда». Обыкновенная сказка с элементами мюзикла}} | ||
Способность создавать красивые (или уродливые, это уж зависит от ситуации) изображения без помощи техники именуется магией иллюзий. | Способность создавать красивые (или уродливые, это уж зависит от ситуации) изображения без помощи техники именуется магией иллюзий. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
* М. Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]]» — Воланд с компанией владеют ею виртуозно. Чего стоит выступление в Варьете, когда одежда и прочие радующие дам предметы оказались ничем, а бумажные червонцы — этикетками от нарзана! | * М. Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]]» — Воланд с компанией владеют ею виртуозно. Чего стоит выступление в Варьете, когда одежда и прочие радующие дам предметы оказались ничем, а бумажные червонцы — этикетками от нарзана! | ||
* [[Братья Стругацкие]], [[Мир Полудня|«Жук в муравейнике»]] — во время экспедиции на планете Надежда Лев Абалкин и его друг, голован Щекн, встретили [[Осторожно, злая собака!|огромную, вонючую и агрессивную стаю собак]]. Голован пошёл прямо на них, стая остановилась… а потом, напуганная до полусмерти, с визгом бросилась наутёк. оказалось, что Щекн создал иллюзию огня — не только зрительную, но и тактильную. | * [[Братья Стругацкие]], [[Мир Полудня|«Жук в муравейнике»]] — во время экспедиции на планете Надежда Лев Абалкин и его друг, голован Щекн, встретили [[Осторожно, злая собака!|огромную, вонючую и агрессивную стаю собак]]. Голован пошёл прямо на них, стая остановилась… а потом, напуганная до полусмерти, с визгом бросилась наутёк. оказалось, что Щекн создал иллюзию огня — не только зрительную, но и тактильную. | ||
* Скив из романов Роберта Асприна обзавёлся весьма впечатляющей репутацией, пользуясь главным образом магией иллюзий — личинами. | |||
* Скив из романов Роберта Асприна обзавёлся весьма впечатляющей репутацией, пользуясь главным образом магией иллюзий — личинами | |||
** Он получил место придворного мага, сняв заранее наложенные личины с себя и своих спутников. А вот королю и его советникам показалось, будто Скив действительно превратил единорога в дракона, а жалкого урода — в могучего демона. | ** Он получил место придворного мага, сняв заранее наложенные личины с себя и своих спутников. А вот королю и его советникам показалось, будто Скив действительно превратил единорога в дракона, а жалкого урода — в могучего демона. | ||
** Во время сражения с армией Большого Джули Скив накинул на вражеского генерала Зверюгу личину демона. Собственные солдаты изрубили того в куски. | ** Во время сражения с армией Большого Джули Скив накинул на вражеского генерала Зверюгу личину демона. Собственные солдаты изрубили того в куски. | ||
* [[Архимаг]] Креол из [[Архимаг (серия книг)|книг]] [[Метавселенная Рудазова|Александра Рудазова]] неплохо владеет магией иллюзий. К примеру, изготовил для императрицы Кахалы ожерелье, устраняющее недостатки внешности. | * [[Архимаг]] Креол из [[Архимаг (серия книг)|книг]] [[Метавселенная Рудазова|Александра Рудазова]] неплохо владеет магией иллюзий. К примеру, изготовил для императрицы Кахалы ожерелье, устраняющее недостатки внешности. | ||
** А если ему самому недосуг — может припрячь своего слугу джинна Хубаксиса. У того иллюзии получаются вообще идеальные, даже материальные… но недолговечные. | ** А если ему самому недосуг — может припрячь своего слугу джинна Хубаксиса. У того иллюзии получаются вообще идеальные, даже материальные… но недолговечные. | ||
** С противоположной стороны | ** С противоположной стороны баррикад — Квиллион Дубль, постоянно окружённый армией наваждений-доппелей (даже сражается только с их помощью), и архидемон Йаг, заставляющий врагов грезить наяву, а уж во снах навевающий такое… | ||
* [[Ведьмак|«Ведьмак»]] — Фрингилья Виго подарила Геральту волшебный амулет. С его помощью ведьмак может создавать иллюзию того, что он ломает свой меч. | * [[Ведьмак|«Ведьмак»]] — Фрингилья Виго подарила Геральту волшебный амулет. С его помощью ведьмак может создавать иллюзию того, что он ломает свой меч. | ||
** В романе «Сезон бурь» из этой же серии фигурирует агуара, антропоморфная лиса, обладающая могучей магией иллюзий. Она довольно хитро пользуется этой магией: например, сбивает корабль с курса, меняя видимое положение стрелки компаса. | ** В романе «Сезон бурь» из этой же серии фигурирует агуара, антропоморфная лиса, обладающая могучей магией иллюзий. Она довольно хитро пользуется этой магией: например, сбивает корабль с курса, меняя видимое положение стрелки компаса. | ||
* Роджер Желязны | * Роджер Желязны «Князь света» — Мара-Сновидец, Владыка иллюзий. | ||
* «Тувия, дева Марса». Веками жители города Лотара защищались от вражеских орд, создавая иллюзии лучников. Со временем иллюзии стали такими совершенными, что действительно могли убивать врагов. В конечном итоге, один из иллюзорных стрелков даже сумел обрести плоть и стать реальным. | * «Тувия, дева Марса». Веками жители города Лотара защищались от вражеских орд, создавая иллюзии лучников. Со временем иллюзии стали такими совершенными, что действительно могли убивать врагов. В конечном итоге, один из иллюзорных стрелков даже сумел обрести плоть и стать реальным. | ||
* «[[Хроники странного королевства]]» — мэтр Лест, «нанятый» (точнее, соблазненный) королевской фавориткой, пытается убить Ольгу, наложив на разрушенный мост над пропастью иллюзию целого. Неудачно: у Ольги иммунитет к магии иллюзий. Зато Шеллар плавать научился: он-то иллюзии не видел и свалился в реку. | * «[[Хроники странного королевства]]» — мэтр Лест, «нанятый» (точнее, соблазненный) королевской фавориткой, пытается убить Ольгу, наложив на разрушенный мост над пропастью иллюзию целого. Неудачно: у Ольги иммунитет к магии иллюзий. Зато Шеллар плавать научился: он-то иллюзии не видел и свалился в реку. | ||
** По тем же причинам потерпел поражение дракон Скорм Непобедимый, который за счет наложения на себя иллюзии стен пещеры [[Гад-невидимка|создавал аналог невидимости.]] Вообще, драконы — признанные мастера иллюзий, в том числе используют говорящих фантомов, чтобы преодолеть свою неспособность воспроизводить звуки человеческой речи. | ** По тем же причинам потерпел поражение дракон Скорм Непобедимый, который за счет наложения на себя иллюзии стен пещеры [[Гад-невидимка|создавал аналог невидимости.]] Вообще, драконы — признанные мастера иллюзий, в том числе используют говорящих фантомов, чтобы преодолеть свою неспособность воспроизводить звуки человеческой речи. | ||
*** Во всяком случае | *** Во всяком случае *некоторые* драконы. Не все драконы--маги. Аррау, например, ученица почтенного Мэтра Гаррона, умеет создавать фантомы. А её супруг--нет. | ||
** Кроме них, в мирных целях иллюзии использовал принц Мафей, прятавший от наставника письменный стол, который нечаянно закрутил спиралью. | ** Кроме них, в мирных целях иллюзии использовал принц Мафей, прятавший от наставника письменный стол, который нечаянно закрутил спиралью. | ||
* «[[Досье Дрездена]]» — ученица Дрездена, дочь друга Гарри и Рыцаря Креста, Майкла, {{spoiler|а со временем — и Зимняя Леди}}, Молли Карпентер отлично владеет этим видом магии. | * «[[Досье Дрездена]]» — ученица Дрездена, дочь друга Гарри и Рыцаря Креста, Майкла, {{spoiler|а со временем — и Зимняя Леди}}, Молли Карпентер отлично владеет этим видом магии. | ||
* Star Wars Legends, «Я — джедай!» — магия иллюзий — любимый прием Коррана Хорна, неспособного к телекинезу и еще паре традиционных джедайских фокусов. | * Star Wars Legends, «Я — джедай!» — магия иллюзий — любимый прием Коррана Хорна, неспособного к телекинезу и еще паре традиционных джедайских фокусов. | ||
* [[ПЛиО]]: работу магии иллюзий достаточно подробно демонстрирует Мелисандра. Она показывает читателю, как работает сделанный ею зачарованный браслет, полностью меняющий внешность человека, {{spoiler|на примере Костяного Лорда и Манса Налётчика}}. Очень похожим на этот браслет описано и ожерелье, которое Мелисандра носит, не снимая, из-за чего многие фанаты подозревают, что её собственная внешность представляет собой иллюзию (а под иллюзией скрывается ветхая старуха — в сериале подтверждено). | * [[ПЛиО]]: работу магии иллюзий достаточно подробно демонстрирует Мелисандра. Она показывает читателю, как работает сделанный ею зачарованный браслет, полностью меняющий внешность человека, {{spoiler|на примере Костяного Лорда и Манса Налётчика}}. Очень похожим на этот браслет описано и ожерелье, которое Мелисандра носит, не снимая, из-за чего многие фанаты подозревают, что её собственная внешность представляет собой иллюзию (а под иллюзией скрывается ветхая старуха — в сериале подтверждено). | ||
* | * Главная героиня романа Пелевина «Священная книга оборотня» — [[Кицунэ|китайская волшебная лиса]], способная наслать весьма убедительные иллюзии. Например, она работает элитной проституткой, просто внушая клиенту, что тот занимается с ней сексом; на самом деле лиса спокойно сидит в сторонке. А в конце выясняется, что её способности действуют и на неё саму, причём довольно неожиданным (но характерным для Пелевина) образом: {{spoiler|лиса сама создаёт реальность для себя. Перестав это делать, она уходит в давно желанную нирвану.}} | ||
* Пирс Энтони, цикл о Ксанфе — иллюзии являются магическим талантом Ирис. Причем считаются магией достаточно мощной, чтоб признать ее Волшебницей (а Волшебников во всей стране раз-два и обчелся, при том, что магический талант есть у каждого). | * Пирс Энтони, цикл о Ксанфе — иллюзии являются магическим талантом Ирис. Причем считаются магией достаточно мощной, чтоб признать ее Волшебницей (а Волшебников во всей стране раз-два и обчелся, при том, что магический талант есть у каждого). | ||
* Андрей Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — шамаханы способны принимать облик любого человека, выдать их могут только рожки на голове и поросячий хвост. Теми же навыками (и особыми приметами | * Андрей Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — шамаханы способны принимать облик любого человека, выдать их могут только рожки на голове и поросячий хвост. Теми же навыками (и особыми приметами) обладала во время работы на Кощея и Олёна. | ||
* | |||
==== Сетевая литература ==== | |||
* «[[Сталь и пламя]]» — главгад первого тома Азиз Шакир владел ей в совершенстве. Его [[Дракон (персонаж)|наёмник]] Апион Грант на время действия первой книги тоже ей владеет, на уровне новичка. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[Star Trek]] — Нередко встречается в Оригинальных сериях. Эпизоды «Ловушка для человека», «Женщины Мадда», «Зверинец»… Много их | * [[Star Trek]] — Нередко встречается в Оригинальных сериях. Эпизоды «Ловушка для человека», «Женщины Мадда», «Зверинец»… Много их. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 55: | Строка 51: | ||
* [[Вселенная DC]] — [[Прекрасная волшебница|Затанна]]. Обычно она успешно притворяется обычной фокусницей — но на самом деле отлично колдует, и может применять магию иллюзий. | * [[Вселенная DC]] — [[Прекрасная волшебница|Затанна]]. Обычно она успешно притворяется обычной фокусницей — но на самом деле отлично колдует, и может применять магию иллюзий. | ||
** Mirror Master или Зеркальщик. Дайте ему зеркало — он и невидимым станет, и целую армию собственных двойников создаст. | ** Mirror Master или Зеркальщик. Дайте ему зеркало — он и невидимым станет, и целую армию собственных двойников создаст. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 69: | Строка 58: | ||
* [[Наруто]]. Гендзюцу — способность создавать иллюзии, в которые почти невозможно не поверить. Да и многие техники из ниндзютцу тоже: например, двойники Наруто — материальные иллюзии. | * [[Наруто]]. Гендзюцу — способность создавать иллюзии, в которые почти невозможно не поверить. Да и многие техники из ниндзютцу тоже: например, двойники Наруто — материальные иллюзии. | ||
* «[[Волчий дождь]]»: когда волки принимают человеческий вид — это именно иллюзия, «волчьи чары». | * «[[Волчий дождь]]»: когда волки принимают человеческий вид — это именно иллюзия, «волчьи чары». | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 79: | Строка 66: | ||
* [[Warcraft]] — «Отражения» у мага. | * [[Warcraft]] — «Отражения» у мага. | ||
* [[Tales of Berseria]] — Мельхиора со всей очевидностью можно назвать мастером иллюзий. Специальными приёмами он может создать туман иллюзий, который вберёт в себя все сожаления цели и покажет ей счастливый сон. | * [[Tales of Berseria]] — Мельхиора со всей очевидностью можно назвать мастером иллюзий. Специальными приёмами он может создать туман иллюзий, который вберёт в себя все сожаления цели и покажет ей счастливый сон. | ||
=== Эстрада и цирк === | === Эстрада и цирк === | ||
* Субверсия с натяжкой. Существуют некоторые фокусы, метод которых построен именно на восприятии действий фокусника. Т. е. действия артиста в сознании зрителя выглядят совсем не так, как на самом деле. Это обычно срабатывает вживую, а вот на видеозаписи хуже, т. к. ее можно просмотреть. Немало ментальных трюков построено на этом. Есть и другие. К примеру, фокусник в правой руке держит монету (карту/шарик/кубик) с секретом. Потом со словами «проверь» отдает зрителю предмет, но не из правой, а из левой руки, причем руки фокусника даже не соприкасались. Дальше зритель, проверяя предмет, недоумевает как вообще возможно произошедшее. При грамотной подаче приема неплохо срабатывает — автор правки лично видел несколько раз подобный прием во время частной беседы с иллюзионистом, причем фокусник показал этот трюк, а потом рассказал о нем, делалось это ради эксперимента. Другой вариант — фокусник дает колоду карт зрителю (''подтасованную заранее''). Не разрешает тасовать, а затем начинает запутывать «положи сколько хочешь карт туда», «убери отсюда сколько пожелаешь» и проч. В конце всех этих операций зритель открывает четыре карты, произведенных практически случайно, а они оказываются тузами/королями/дамами. Спустя несколько минут зритель уверен, что во время фокуса он тасовал карты. Кстати, с детьми или другими людьми, незнакомыми с картами, этот фокус не пройдет. | * Субверсия с натяжкой. Существуют некоторые фокусы, метод которых построен именно на восприятии действий фокусника. Т. е. действия артиста в сознании зрителя выглядят совсем не так, как на самом деле. Это обычно срабатывает вживую, а вот на видеозаписи хуже, т. к. ее можно просмотреть. Немало ментальных трюков построено на этом. Есть и другие. К примеру, фокусник в правой руке держит монету (карту/шарик/кубик) с секретом. Потом со словами «проверь» отдает зрителю предмет, но не из правой, а из левой руки, причем руки фокусника даже не соприкасались. Дальше зритель, проверяя предмет, недоумевает как вообще возможно произошедшее. При грамотной подаче приема неплохо срабатывает — автор правки лично видел несколько раз подобный прием во время частной беседы с иллюзионистом, причем фокусник показал этот трюк, а потом рассказал о нем, делалось это ради эксперимента. Другой вариант — фокусник дает колоду карт зрителю (''подтасованную заранее''). Не разрешает тасовать, а затем начинает запутывать «положи сколько хочешь карт туда», «убери отсюда сколько пожелаешь» и проч. В конце всех этих операций зритель открывает четыре карты, произведенных практически случайно, а они оказываются тузами/королями/дамами. Спустя несколько минут зритель уверен, что во время фокуса он тасовал карты. Кстати, с детьми или другими людьми, незнакомыми с картами, этот фокус не пройдет. | ||
* Еще одна субверсия. Мультфильм | * Еще одна субверсия. Мультфильм «Фунтик в цирке» многие помнят? Все помнят фокус дядюшки Мокуса с выращиванием апельсинового дерева? Во многих источниках по истории жанра описывается, как Жан Эжен Робер-Удэн (1805—1871) показывал этот фокус вживую: сажал зернышко в ящик(кашпо, горшок), на глазах зрителей вырастало деревце, появлялись цветы, потом и плоды — апельсины. Многие уверены, что именно так и все и было. В некоторых источниках пишут, что Робер-Удэн усовершенствовал фокус Пинетти с лимонным деревцем. Это уже ближе к правде, поскольку у Пинетти лимонное дерево именно вырастало. Но вот у Робер-Удэна на сцену деревцо приносили уже выросшее, а во время выступления появлялись цветы, апельсины (с которыми он показывал тоже отдельные фокусы и угощал ими зрителей). Т. е. историки жанра невольно объединили два разных фокуса разных людей в один. И этот вариант перекочевал в кино и мультипликацию. Если разобраться, то при развитии науки и техники в XVIII—XIX веках вырастающее дерево с появляющимися плодами создать было просто невозможно. Кстати трюк с мгновенным вырастанием деревца был и в репертуаре бродячих факиров, только каждая стадия растения появлялась после того, как факир накрывал предыдущую стадию платком. При пересказе выступления от одного человека к другому про платок потихоньку забывали, сводя к «мгновенному выращиванию». | ||
{{Nav/Superpowers}} | {{Nav/Superpowers}} |
Версия 12:22, 14 апреля 2022
« | Всю зиму у нее цвели орхидеи. Они пахли самым лучшим запахом, какой я только мог выдумать... | » |
— Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» |
« | Чары тумана, огонь талисмана, Правду нельзя отличить от обмана. |
» |
— «Туда и оттуда». Обыкновенная сказка с элементами мюзикла |
Способность создавать красивые (или уродливые, это уж зависит от ситуации) изображения без помощи техники именуется магией иллюзий.
Может подразделяться на применяемую к кому-то (или чему-то) другому или лично к себе. Сами иллюзии обычно бывают чисто зрительными, но у настоящих мастеров получается и материальность.
В мирных целях магию иллюзий можно использовать разве что в развлекательных или косметических целях. Также могут позабавиться трикстеры. Магия кицунэ тоже очень часто похожа на иллюзии. Шпионы или военные, однако, могут применить магию иллюзий с немалой фантазией и размахом. Например, такую магию приписывают ниндзя. Многие считают невидимость разновидностью магии иллюзий.
Где встречается
Литература
- М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Воланд с компанией владеют ею виртуозно. Чего стоит выступление в Варьете, когда одежда и прочие радующие дам предметы оказались ничем, а бумажные червонцы — этикетками от нарзана!
- Братья Стругацкие, «Жук в муравейнике» — во время экспедиции на планете Надежда Лев Абалкин и его друг, голован Щекн, встретили огромную, вонючую и агрессивную стаю собак. Голован пошёл прямо на них, стая остановилась… а потом, напуганная до полусмерти, с визгом бросилась наутёк. оказалось, что Щекн создал иллюзию огня — не только зрительную, но и тактильную.
- Скив из романов Роберта Асприна обзавёлся весьма впечатляющей репутацией, пользуясь главным образом магией иллюзий — личинами.
- Он получил место придворного мага, сняв заранее наложенные личины с себя и своих спутников. А вот королю и его советникам показалось, будто Скив действительно превратил единорога в дракона, а жалкого урода — в могучего демона.
- Во время сражения с армией Большого Джули Скив накинул на вражеского генерала Зверюгу личину демона. Собственные солдаты изрубили того в куски.
- Архимаг Креол из книг Александра Рудазова неплохо владеет магией иллюзий. К примеру, изготовил для императрицы Кахалы ожерелье, устраняющее недостатки внешности.
- А если ему самому недосуг — может припрячь своего слугу джинна Хубаксиса. У того иллюзии получаются вообще идеальные, даже материальные… но недолговечные.
- С противоположной стороны баррикад — Квиллион Дубль, постоянно окружённый армией наваждений-доппелей (даже сражается только с их помощью), и архидемон Йаг, заставляющий врагов грезить наяву, а уж во снах навевающий такое…
- «Ведьмак» — Фрингилья Виго подарила Геральту волшебный амулет. С его помощью ведьмак может создавать иллюзию того, что он ломает свой меч.
- В романе «Сезон бурь» из этой же серии фигурирует агуара, антропоморфная лиса, обладающая могучей магией иллюзий. Она довольно хитро пользуется этой магией: например, сбивает корабль с курса, меняя видимое положение стрелки компаса.
- Роджер Желязны «Князь света» — Мара-Сновидец, Владыка иллюзий.
- «Тувия, дева Марса». Веками жители города Лотара защищались от вражеских орд, создавая иллюзии лучников. Со временем иллюзии стали такими совершенными, что действительно могли убивать врагов. В конечном итоге, один из иллюзорных стрелков даже сумел обрести плоть и стать реальным.
- «Хроники странного королевства» — мэтр Лест, «нанятый» (точнее, соблазненный) королевской фавориткой, пытается убить Ольгу, наложив на разрушенный мост над пропастью иллюзию целого. Неудачно: у Ольги иммунитет к магии иллюзий. Зато Шеллар плавать научился: он-то иллюзии не видел и свалился в реку.
- По тем же причинам потерпел поражение дракон Скорм Непобедимый, который за счет наложения на себя иллюзии стен пещеры создавал аналог невидимости. Вообще, драконы — признанные мастера иллюзий, в том числе используют говорящих фантомов, чтобы преодолеть свою неспособность воспроизводить звуки человеческой речи.
- Во всяком случае *некоторые* драконы. Не все драконы--маги. Аррау, например, ученица почтенного Мэтра Гаррона, умеет создавать фантомы. А её супруг--нет.
- Кроме них, в мирных целях иллюзии использовал принц Мафей, прятавший от наставника письменный стол, который нечаянно закрутил спиралью.
- По тем же причинам потерпел поражение дракон Скорм Непобедимый, который за счет наложения на себя иллюзии стен пещеры создавал аналог невидимости. Вообще, драконы — признанные мастера иллюзий, в том числе используют говорящих фантомов, чтобы преодолеть свою неспособность воспроизводить звуки человеческой речи.
- «Досье Дрездена» — ученица Дрездена, дочь друга Гарри и Рыцаря Креста, Майкла, а со временем — и Зимняя Леди, Молли Карпентер отлично владеет этим видом магии.
- Star Wars Legends, «Я — джедай!» — магия иллюзий — любимый прием Коррана Хорна, неспособного к телекинезу и еще паре традиционных джедайских фокусов.
- ПЛиО: работу магии иллюзий достаточно подробно демонстрирует Мелисандра. Она показывает читателю, как работает сделанный ею зачарованный браслет, полностью меняющий внешность человека, на примере Костяного Лорда и Манса Налётчика. Очень похожим на этот браслет описано и ожерелье, которое Мелисандра носит, не снимая, из-за чего многие фанаты подозревают, что её собственная внешность представляет собой иллюзию (а под иллюзией скрывается ветхая старуха — в сериале подтверждено).
- Главная героиня романа Пелевина «Священная книга оборотня» — китайская волшебная лиса, способная наслать весьма убедительные иллюзии. Например, она работает элитной проституткой, просто внушая клиенту, что тот занимается с ней сексом; на самом деле лиса спокойно сидит в сторонке. А в конце выясняется, что её способности действуют и на неё саму, причём довольно неожиданным (но характерным для Пелевина) образом: лиса сама создаёт реальность для себя. Перестав это делать, она уходит в давно желанную нирвану.
- Пирс Энтони, цикл о Ксанфе — иллюзии являются магическим талантом Ирис. Причем считаются магией достаточно мощной, чтоб признать ее Волшебницей (а Волшебников во всей стране раз-два и обчелся, при том, что магический талант есть у каждого).
- Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — шамаханы способны принимать облик любого человека, выдать их могут только рожки на голове и поросячий хвост. Теми же навыками (и особыми приметами) обладала во время работы на Кощея и Олёна.
Сетевая литература
- «Сталь и пламя» — главгад первого тома Азиз Шакир владел ей в совершенстве. Его наёмник Апион Грант на время действия первой книги тоже ей владеет, на уровне новичка.
Телесериалы
- Star Trek — Нередко встречается в Оригинальных сериях. Эпизоды «Ловушка для человека», «Женщины Мадда», «Зверинец»… Много их.
Комиксы
- Вселенная Marvel — Mastermind из Братства Мутантов. А вот Мистерио просто прикидывается: он использует не магию, а технологию.
- Эта способность является одной из сил Локи. В марвеловской киновселенной же она сделана его коронной способностью, которую, кстати, он может практиковать, даже не имея при себе соответствующих техномагических артефактов.
- Вселенная DC — Затанна. Обычно она успешно притворяется обычной фокусницей — но на самом деле отлично колдует, и может применять магию иллюзий.
- Mirror Master или Зеркальщик. Дайте ему зеркало — он и невидимым станет, и целую армию собственных двойников создаст.
Аниме и манга
- Bleach — дзанпакто Соске Айдзена, Кёка Суйгецу, творит иллюзии. Противнику достаточно лишь увидеть момент высвобождения меча, чтобы попасть под эффект абсолютного гипноза.
- Саканадэ — меч Хирако Синдзи, обладает способностью изменять восприятие пространства: верх и низ, право и лево, может даже буквы в слове задом наперед переставить.
- Cardcaptor Sakura — карта Иллюжн (Illision). Перед поимкой демонстрировала прохожим то, о чём они думали, проходя мимо неё.
- Наруто. Гендзюцу — способность создавать иллюзии, в которые почти невозможно не поверить. Да и многие техники из ниндзютцу тоже: например, двойники Наруто — материальные иллюзии.
- «Волчий дождь»: когда волки принимают человеческий вид — это именно иллюзия, «волчьи чары».
Видеоигры
- Heroes of Might & Magic IV — одна из школ магии специализируется на иллюзиях
- TES — аналогично. Однако школа иллюзии в Skyrim специализируется в основном на контроле разума или изменения состояния психики, что относит ее скорее к псионике
- Guild Wars 2 — один из классов, месмер, почти полностью полагается на различные иллюзии, включая создание клонов персонажа.
- Warcraft — «Отражения» у мага.
- Tales of Berseria — Мельхиора со всей очевидностью можно назвать мастером иллюзий. Специальными приёмами он может создать туман иллюзий, который вберёт в себя все сожаления цели и покажет ей счастливый сон.
Эстрада и цирк
- Субверсия с натяжкой. Существуют некоторые фокусы, метод которых построен именно на восприятии действий фокусника. Т. е. действия артиста в сознании зрителя выглядят совсем не так, как на самом деле. Это обычно срабатывает вживую, а вот на видеозаписи хуже, т. к. ее можно просмотреть. Немало ментальных трюков построено на этом. Есть и другие. К примеру, фокусник в правой руке держит монету (карту/шарик/кубик) с секретом. Потом со словами «проверь» отдает зрителю предмет, но не из правой, а из левой руки, причем руки фокусника даже не соприкасались. Дальше зритель, проверяя предмет, недоумевает как вообще возможно произошедшее. При грамотной подаче приема неплохо срабатывает — автор правки лично видел несколько раз подобный прием во время частной беседы с иллюзионистом, причем фокусник показал этот трюк, а потом рассказал о нем, делалось это ради эксперимента. Другой вариант — фокусник дает колоду карт зрителю (подтасованную заранее). Не разрешает тасовать, а затем начинает запутывать «положи сколько хочешь карт туда», «убери отсюда сколько пожелаешь» и проч. В конце всех этих операций зритель открывает четыре карты, произведенных практически случайно, а они оказываются тузами/королями/дамами. Спустя несколько минут зритель уверен, что во время фокуса он тасовал карты. Кстати, с детьми или другими людьми, незнакомыми с картами, этот фокус не пройдет.
- Еще одна субверсия. Мультфильм «Фунтик в цирке» многие помнят? Все помнят фокус дядюшки Мокуса с выращиванием апельсинового дерева? Во многих источниках по истории жанра описывается, как Жан Эжен Робер-Удэн (1805—1871) показывал этот фокус вживую: сажал зернышко в ящик(кашпо, горшок), на глазах зрителей вырастало деревце, появлялись цветы, потом и плоды — апельсины. Многие уверены, что именно так и все и было. В некоторых источниках пишут, что Робер-Удэн усовершенствовал фокус Пинетти с лимонным деревцем. Это уже ближе к правде, поскольку у Пинетти лимонное дерево именно вырастало. Но вот у Робер-Удэна на сцену деревцо приносили уже выросшее, а во время выступления появлялись цветы, апельсины (с которыми он показывал тоже отдельные фокусы и угощал ими зрителей). Т. е. историки жанра невольно объединили два разных фокуса разных людей в один. И этот вариант перекочевал в кино и мультипликацию. Если разобраться, то при развитии науки и техники в XVIII—XIX веках вырастающее дерево с появляющимися плодами создать было просто невозможно. Кстати трюк с мгновенным вырастанием деревца был и в репертуаре бродячих факиров, только каждая стадия растения появлялась после того, как факир накрывал предыдущую стадию платком. При пересказе выступления от одного человека к другому про платок потихоньку забывали, сводя к «мгновенному выращиванию».