Магутор сломался

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Предположим, вы пишете в целом реалистичное произведение, но решили добавить в него щепотку мистики или фантастики — скажем, устройство, умеющее читать чужие мысли, или персонажа, обладающего паранормальными способностями. Но при этом вы не желаете делать мистику постоянным элементом вашей вселенной, а хотите просто с её помощью раскрыть характеры героев (или вообще пишете многотомный цикл, скажем, детективов, и ради эксперимента ввели паранормальщину только в один из них). Выход? Правильно: как мистика вошла в сюжет, так она из него и выйдет. Загадочный прибор сломается (или будет от большого ума раскурочен героем), персонаж со странными возможностями уедет куда подальше или вообще погибнет от рук злодеев, а магазинчик паранормальных товаров исчезнет, как будто его и не было. Иногда такой сюжетный поворот применяется, чтобы поставить точку в истории, которая была построена вокруг этого магутора. Ещё одна причина в том, что изобретение такого магутора (особенно если автор пишет о прошлом) изменило бы весь мир и ход истории, и «магутор сломался» — это единственное реальное объяснение того, почему наш мир остался таким, каким мы его знаем.

Вариант на минималках — то, что умел делать предмет или персонаж, формально не называется магией, но выглядит буквально за гранью человеческих возможностей: например, прибор превращает обычные металлы в золото, а персонаж — гениальный актёр, способный превратиться в кого угодно. В таком случае герои глубокомысленно произнесут что-нибудь вроде «как именно он умел это делать, знал только он сам/его создатели, и теперь мы этого никогда не узнаем». Ещё один вариант на минималках — сеттинг сам по себе достаточно фантазийный, но то, что умел делать магутор, выглядит фантастикой даже по меркам этого мира (например, мир Незнайки и коротышек вполне себе сказочный, но именно магии в нём нет — и появление в нём волшебника и волшебной палочки становится сенсацией).

Более глобальный вариант применительно к целому миру — Магия уходит. Соседние тропы — Камнепад забирает золото себе (там тоже часто речь идёт о легендарных сокровищах вроде Грааля или Источника вечной молодости, и «камнепад» объясняет, почему их находка не изменила весь мир) и Удобная потеря информации. Частый элемент жанра низкое фэнтези.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказка, где бедный крестьянин выдавал себя за предсказателя. Несколько раз он выезжал на хитрости или везении, но поняв, что когда-нибудь да проколется, объявил, что сгорела его волшебная книга.

Литература[править]

  • Стивенсон, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — состав разделяющий добрую и злую сущность в человеке работал только за счёт неизвестных примесей и повторить его не удалось.
  • Герберт Уэллс:
    • «Человек-невидимка» — всё наследие Гриффина пропало, второго невидимки не будет.
    • «Первые люди на луне» — корабль, на котором герои летали на Луну, пропал в космосе из-за излишне любопытного подростка, передача Кейвора, в которой он пытался сообщить секрет изготовления кейворит, оборвалась на полуслове.
  • А. К. Дойль, «Открытие Рафзла Хоу» — изобретатель, убедившись, что все его попытки облагодетельствовать не то, что человечество, но хотя бы близких и соседей ни к чему хорошему не приводят, сам уничтожил как находившиеся в его поместье богатства, так и установку для производства золота из свинца, после чего умер от инфаркта. Хотя в общих чертах он открыл одному из героев суть изобретения, повторить его так и не удалось: герой год за годом тратит все свои скудные доходы на бесплодные попытки воспроизвести открытие.
  • Стивен Кинг, «Ур» — вместо читалки Kindle герою присылают странную читалку «Ur», которая позволяет читать книги из параллельных вариантов истории (например, роман Хемингуэя «Собаки Кортланда» и написанные им же нуар-детективы), а также читать новостную сводку из будущего. Благодаря последней опции он узнаёт, что его любимая девушка погибнет в автокатастрофе, и спасает её и ещё несколько человек… после чего читалку конфискуют зловещие люди в жёлтых плащах со строгим наказом больше никогда не вмешиваться в область за пределами человеческой компетенции.
  • Его же «Низкие люди в жёлтых плащах» — юный герой подружился с новым соседом, который, как выясняется, прибыл из другого мира, обладает паранормальными способностями, и за ним охотятся те самые люди в жёлтых плащах. В конце они всё-таки настигают его и забирают назад в другой мир: помешать этому герой не смог.
  • Алан Фревин Джонс, «Путешественник во времени» — аналогично: герои встречают загадочного юношу по имени Франклин, который утверждает, что прибыл из будущего, и за ним охотится полиция будущего (мрачного вида люди в чёрном). В конце, чтобы спасти героиню, Франклин добровольно отдаёт себя в руки преследователям, и они вместе с ним бесследно исчезают.
  • Т. Старджон, «Борговля тутылками». Герой приобретает способность видеть призраков и общаться с ними, купив бутылку в странной лавочке, которая неожиданно появилась на знакомой улице и столь же неожиданно исчезла. Вот только условием было не использовать дар для хвастовства или мести, а герою, сделавшему неплохую карьеру медиума и экстрасенса, взбрело в голову попусту похвастаться и самоутвердиться за счёт бывших знакомых, из-за чего один из них умер от страха после встречи с особо жутким призраком. В результате свои способности герой утратил прямо на чердаке заброшенного дома, в котором обитал тот самый злобный призрак бывшего хозяина, а потом ещё и свернул себе шею, пытаясь оттуда выбраться, и остался в обществе буйного владельца дома навсегда.
  • Булгаков, «Роковые яйца» — профессор Персиков убит, все аппараты красного луча уничтожены, повторить их не получается. «Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал в мире только один человек — покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков».
  • Андрей Саломатов, «Про меня и про машину» — детский фантастический рассказ завершается самым неуклюжим обоснуем, почему машина времени не вошла в повседневную жизнь человечества: «Пожар-то мы погасили, а вот машину спасти не удалось. А главное, папа не знает, как её починить. Сгорел целый блок, а от какого телевизора или пылесоса, никто не помнит».
  • Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — волшебная палочка, подаренная герою волшебником, теряет силу, когда Незнайка совершает три плохих поступка. В следующей книге о Незнайке, «Незнайка на Луне», никакое волшебство уже не упоминается.
  • Волков, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — тут зигзагом: Урфин Джюс слишком усердно перерабатывал волшебное растение на оживляющий порошок. Растений не осталось, порошок кончился. Но в последствии Урфин нашёл ещё кустик волшебного растения, однако к тому времени он уже исправился и мечты о господстве оставил.
    • Тут скорее он просто идиот. О продуктивном использовании переделанных дуболомов Урфин знал, и передав рассаду Страшиле или Ружеро он бы разом искупил все свои былые прегрешения и вошёл бы в историю как благодетель всей волшебной страны.
      • Ой ли? А тот же Руф Билан перехватил бы хоть кустик — и опять сначала всё?
  • Юрий Сотник, «Эликсир Купрума Эса» — героиня, отведавшая этого самого эликсира, обрела способность подчинять других людей своей воле. В конце действие эликсира прошло, и она эту способность утратила, а рецептуру и аппаратуру для изготовления создатель эликсира уничтожил.
  • Анатолий Мошковский, «Семь дней чудес» — а здесь герой благодаря найденному им загадочному прибору научился влиять на чувства других людей. В итоге же он сам сломал свой магутор, от большого ума нажав на кнопку самоуничтожения.
  • Валентин Постников, «Шапка-невидимка» — вылезший из телевизора фокусник Футынуты подарил главному герою несколько волшебных вещей, но герой последовательно сломал все магуторы (волшебная палочка выполнила три желания и исчезла, а шапку-невидимку он просто потерял), после чего фокуснику это надоело, и он вместе с телевизором провалился сквозь землю.
  • Часто встречается в детских детективах цикла «Компания с Большой Спасской» (Антон Иванов и Анна Устинова):
    • «Загадка театральной премьеры» — брат одного из героев утащил с секретного научного объекта какой-то странный приборчик и подложил его герою в комнату, благодаря чему у героя на короткое время прорезался дар ясновидения, и это помогло разгадать детективную загадку. А приборчик в итоге раскурочил старший брат одноклассницы брата героя, поэтому про него так ничего узнать и не удалось.
    • «Загадка салона „Магия“» — хозяйка салона, загадочная госпожа Гликерия, судя по всему, действительно владела то ли магией, то ли, как минимум, гипнозом. Именно благодаря этому она в конце сбежала из-под следствия, так и не выдав своих секретов.
  • «Загадка сапфирового креста» из цикла «Команда отчаянных» тех же Иванова и Устиновой — герои обратились за помощью в расследовании к некой Дарье Максимовне из эзотерического центра «Оазис», которая действительно сумела им помочь. Однако когда они впоследствии вновь пришли в «Оазис», оказалось, что никакой Дарьи Максимовны у них отродясь не было.
  • Дарья Донцова тоже любит этот троп:
    • «Камасутра для Микки-Мауса» — один из персонажей, Руслан, владеет какими-то таинственными китайскими практиками на грани паранормальных способностей, с помощью которых он может как излечить, так и убить человека — и преступники используют его в своих тёмных целях. В итоге он вместе с ними оказался за решёткой, и, осознав, что был обманут и служил злому делу, покончил с собой.
    • «Рыбка по имени Зайка» — а здесь сумасшедший учёный придумал некий загадочный прибор под названием «улучшитель», излучение от которого должно делать людей лучше. На практике кому-то он действительно помог, но многих и сводил в могилу — и преступники с его помощью совершили несколько убийств. В конце прибор, судя по всему, канул в недрах правоохранительных органов, и герою строго-настрого велели забыть о его существовании.
    • В одной из книг про Виолу Тараканову отцу главной героини что-то упало на голову и он получил возможность с первого взгляда диагностировать любую болезнь, паралельно сам перешёл на ЗОЖ. В конце книги ему опять упало на голову (вроде как даже то-же самое) и он стал таким как раньше.
  • Гарри Поттер — все маховики времени были уничтожены во время битвы в Отделе Тайн.
  • Азимов, «Робот ЭЛ-76 попадает не туда» — благодаря уникальному стечению обстоятельств робот построил дезинтеграционную установку, тратящую в миллион раз меньше энергии, чем стандартный образец. А потом, повинуясь приказу испуганного реднека, эту установку разломал и обо всём забыл.
  • BIONICLE «Легенды» — Тоа Иника получили чудодейственные стихии, заряженные ударом молнии, и органические маски, действующие без всякого усилия владельца. С их помощью без году неделя великие герои успешно дали бой головорезам. Огромный бонус за то, что те только что как детей разбили Тоа Нува, считавшихся ну очень мощными. Вот только сразу после победы Иника были обращены в иную форму, которая никакими молниями уже не швырялась. Ну хоть навыки пользоваться масками остались.
  • Симо Пуупонен («Аапели»), «Любимец города Вински». Волшебный порошок невидимости, который главный герой купил у аптекаря совершенно обычным образом (тот нисколько не удивился вопросу покупателя), попросту закончился, а в той самой аптеке оказался другой аптекарь, который вопроса Вински просто не понял и решил, что мальчишка издевается.
  • М. Арджилли, «Волшебные бутсы» — благодаря подаренному феей заглавному предмету Польдо стал звездой футбола, но он забросил тренировки, а бутсы были не вечны.

Кино[править]

  • «Выше Радуги» — Алик получает возможность прыгать выше всех, но лишь до тех пор, пока не солжёт. Соответственно, перед соревнованиями он эту способность теряет, но тренировками всё же добивается неплохих результатов.
  • «Ох, этот ужасный, ужасный телевизор» — грузинский фильм. Протагонист случайно покупает телевизор, который показывает передачи из завтра. Он смотрит новости и под видом экстрасенса предупреждает людей о разных опасностях. Однако потом телевизор ломается и показывает только прошлое.
  • «Назад в будущее» — именно так ставится точка в кинотрилогии: ДеЛореан с машиной времени после прыжка застревает на переезде, и его в клочья разносит поезд. Правда, спустя пару минут на переезде материлизуется Док Браун в новой машине времени, но, попрощавшись с Марти, отправляется в дальнейшие странствия.
  • ДМБ-003, история «Нострадамус». Бомба после удара по голове получил возможность видеть будущее (и при этом — полнейшую невозможность соврать). Потом снова получил по голове и утратил дар, так и не дав ответ на вопрос генерала Талалаева «Война будет?».

Мультсериалы[править]

  • «Черепашки-ниндзя» (1987) — в одной из серий Ирма попала под излучение, наделившее её суперсилой, и решила погеройствовать. В конце концов суперсилы просто иссякли.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — а тут Дейл приобрёл способности а-ля Мистер Фантастик из вселенной Марвел за счёт кусочка метеорита. Возомнив себя супергероем Резиновая Лента, поссорился с друзьями — ибо самоуверенно решил, что справится один. Что было весьма опрометчиво — ибо ещё один кусок волшебного камня получил мелкий жулик Сеймур! А после примирения Спасатели таки одолели Сеймура, но в схватке оба камня раскололись в пыль.
  • «Космическая команда капитана Симиана» — а тут персонаж сам сломал прибор сделавший его (не шибко умную горную гориллу) супергением