Магия против науки

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magic Versus Science. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Наука «Фоллаута» против магии «Скайрима»

Итак, у нас есть сеттинг с магией. Может быть, маги носят длинные мантии разных цветов, имеют седые бороды, опираются на посохи и живут в высоких башнях. Может быть, они смотрят в хрустальные шары, чертят пентаграммы, вписанные в круги, вписанные в другие пентаграммы, подчиняют себе демонов и элементалей. Они могут вылечить больного наложением рук и произнесением тарабарщины на древнем языке, могут поражать своих врагов файерболами и летать на коврах-самолётах. Какую бы силу дать их врагам, сравнимую по возможностям, но иную? О, есть прекрасный вариант. Она тоже может вылечить больного (если ему дать пенициллин), уничтожить врага (запустив в него реактивный снаряд с термобарической боеголовкой) и позволить перемещаться с огромной скоростью на любые расстояния (самолёт к вашим услугам). Её адепты носят белые халаты, пишут на досках непонятные математические выражения, смотрят на циферблаты приборов и в окуляры микроскопов. Эта сила — наука.

Этот троп может быть обоснован по-разному. Вариант обоснования — несовместимость подходов: если научное мышление требует критического и скептического отношения ко всему, то магия может потребовать от адепта способности «просто поверить» в догму, и без этой веры ничего не заработает. Ещё вариант — если научная технология опирается на строгие и стабильные законы природы, то магия эти законы выворачивает наизнанку, и потому в присутствии чего-либо магического технологии перестают работать. Бывает и так, что в одном месте магия получается сильнее, поэтому там развивать технику дальше мельницы оказывается просто незачем, а в других регионах она работает гораздо хуже, и их обитателям приходится выкручиваться. Наконец, дело может быть в обыкновенной конкуренции между магами и учёными.

Ну и, наконец, этот троп подвержен действию правила крутизны: есть мало вещей более крутых, чем поединок мечущего молнии чародея и киборга с плазменной винтовкой. Вопрос «кто круче» всецело полагается на тараканы автора, в произведении могут быть как и маги, легко взрывающие порох во всех снарядах-патронах и маскирующиеся под/мысленно порабощающие президентов и главнокомандующих, так и пули «из железа к которому не притрагивалась человеческая рука», легко пронзающие любые магические щиты, и ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, от которых маги просто ходят кирпичами. Из-за чуждости сторон противостояние часто походит на «двух противников, прижавших пистолет к виску врага», и талант автора заключается не в описании, как быстро, круто, глумливо и тотально сторона «А» поимеет сторону «Б», а наоборот, в придании этому процессу реалистичных ограничений и достоверности.

Инверсия тропа: Техномагия. Родственный троп: Научная фантастика против фэнтези. Надтроп: Версус.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Приключения Молли Блэкуотер»: противостояние стимпанковской викторианской Великобритании и вооружённой древней магией Руси.
  • «Колдовской мир» Андре Нортон — магократия волшебниц Эсткарпа против технически продвинутых колдеров. Волшебницы с большим трудом победили, но только благодаря тому, что колдеров было очень мало.
    • В продолжении «Волшебница колдовского мира» обратная ситуация: жители технологически развитого параллельного мира столетия назад смогли взять в плен могучего мага из Колдовского мира и использовать его силу себе во благо. ГГ освободили его, но о победе речи не было — им всем нужно было уйти обратно в свой мир. Подчеркнуто прямо в тексте: «Вы разрушили их машины, но такое бывало и раньше. Есть быстрые способы ремонта и Зандор уже взялся за дело»
  • Есть фанатская теория, согласно которой мейстеры из «ПЛиО» стремятся уничтожить магию, чтобы их [сравнительно] неразвитая [квази]средневековая наука стала востребованной.
  • «Киборг и Чародеи» Уотта-Эванса: боевой киборг на одной из планет обнаруживает средневековье с настоящими магами.
  • Поттериана — магия с электроникой и т. д. практически несовместима, волшебники до сих пор пишут перьями на пергаментах, не имеют нормальной законности, используют почтовых сов и живут (в лучшем случае) как в эпохе Раннего Возрождения. Магических аналогов современной техники у них тоже нет, за редкими исключениями вроде летающих мётел. За это многие читатели прохаживаются по произведению мадам Ро ехидными словечками — ибо скучно и нереалистично!
    • Но поезд «Хогвартс-экспресс» у них всё же есть! Краденный-с.
    • А радиоприёмники? И сеть волшебного радиовещания, да ещё защищённая, вспоминаем передачи сопротивления в седьмой книге, которые пытались поймать ГГ: вполне себе магическая ППРЧ. Когда надо сюжету, всё прекрасно у них работает.
      • Радиовещание в Хогвартсе работает? Нет. А вот в домах волшебников электричество работает (старенький фордик не на одной магии летал!).
        • Как раз в Хогвартсе оно прекрасно работает, ибо оттуда трансляция и велась (седьмая книга к вашим услугам). А в общем и целом никакого конфликта магии и электричества, кроме как в фанатских домыслах, нет, иначе рядом с волшебниками и их домами все приборы бы ломались, но в доме Дурслей и зданиях рядом с Дырявым Котлом и домом на Гриммо, 12 ломаться ничего и не думает, хотя магии рядом хоть отбавляй.
          • «Кубок Огня», глава 28. Технологии, не перепрофилированные на работу от магии (вроде того же фордика или радиовещания), в Хогвартсе не работают именно потому что там слишком много магии. А насчёт всех трёх упомянутых заведений… ну, сравнивать их со зданием, в котором каждый год ежедневно колдует сотня взрослых магов и тысяча малолетних, и которое буквально пропитано волшебством — некорректно.
  • «Порри Гаттер» — конфликт науки и магии как одна из основных тем первой книги. Точнее, конфликт главного героя, который упорно гнёт линию техномагии и применения современных технологий и достижений науки в, мягко говоря, замшелой системе образования, и преподавателей, которые технические штучки в гробу видали. В последующих книгах трилогии чаша медленно, но верно склоняется в сторону техномагии, которую потихоньку пытаются внедрить.
  • Трилогия «Город Колдунов» Георгия Почепцова: король тёмных магов Карколам против учёных из Города Учёных.
  • «Серебро и свинец» А. Уланова и В. Серебрякова: СССР и США открывают проход в параллельный мир, где действует магия и не действует техника сложнее ламповой (и ядерные бомбы не работают).
    • Частично напоминает аниме «Ксанаду».
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена»: некогда единый мир был разделён на два: технологический (наш) и магический. У нас действуют лишь примитивные формы магии (такие, как гипноз); в магическом мире не работают механизмы сложнее катапульты. С прикрученным фитильком, поскольку прямого противостояния между технологией и магией в сюжете не происходит, оно лишь упоминается как возможный вариант будущего (который герои своими действиями как раз предотвращают).
  • «Земные пути» Святослава Логинова — прямое противостояние магии с религией и даже не науки, а технологии сложнее подобранной палки с прогрессом. Причём технология буквально убивает магию: выстрел из первой пушки ни в кого не попал, но убил всех находившихся в стане противника местных почти драконов-фуэтов и незримо ударил по находившемуся рядом с выстрелом богу, который и помогал её создавать.
  • «Сварог»: в первых двух книгах подцикла Короны технологи гнобят магов, чему те не рады и готовят реванш. В третьей книге маги устраивают революцию не по-детски и побеждают в кровавой гражданской войне. А в финале технология и магия наконец примирились.
    • А на Таларе всё это с фитильком — техномагический прогрессивный Магистериум противостоит магам-консерваторам из Мистериора.
  • С определённым фитильком у П. Аматуни в сказке «ЧАО — победитель волшебников» (в другом варианте просто «ЧАО»). В сеттинге есть и работающая магия, и хорошая наука, и неработающая лженаука-лжемагия (которую принимают за действующую магию). Против науки в определённом роде восточный волшебник Мур-Вей. Но он против освоения Луны космонавтами, иначе это разрушит магию. И сам он не брезгует применять достижения науки и техники, только опираясь на свои устаревшие взгляды и на устаревшую мораль, которая характерна больше для сказок Шахерезады.
  • Нил Гейман и Майкл Ривз, «Интермир» — фракции ХЕКС (магия) и Бинария (наука), располагающиеся на противоположных концах полумесяца-Альтиверсиума (набора параллельных Земель; наша, для справки, слегка склонена в сторону науки). Что характерно, обе злодейские.
  • «Одержимый магией» за авторством Желязны. Противостояние прирождённого мага и прирождённого инженера, которых в младенчестве поменяли местами.
    • «Джек из Тени» того же автора: магия действует только ночью, под лучами солнца рассеиваются любые чары, включая магию Кольвинии, но… день и ночь в сеттинге — понятия географические.
      • Техника, естественно, работает днём. Имеются и приграничные утро/вечер, и спутники над ночью. Учёные, кстати, в магию (по крайней мере официально) не верят.
  • «Повелитель грома» Андрэ Нортон заканчивается сабжем. Магия побеждает.
  • «Всеблагое электричество» Корнева: с интересным обоснованием. Некогда магические сущности вроде демонов или падших зачаровали себя от всех известных им видов вооружения людей. Они неуязвимы для меди, бронзы, железа, стали, свинца или огня, но научный прогресс вооружил человечество тем, о существовании чего им не было известно в принципе (титан, алюминий), или же что они никак не связывали с людьми (собственно, электричество). Судя по всему, перезачаровать себя по расширенному списку то ли очень долго, то ли вообще невозможно.
  • «Хроники странного королевства» — военная техника и магоподавляющие излучатели Каппы против магической цивилизации Дельты (с фитильком — во главе каппийского вторжения стоит могущественный маг, да и в помощниках у него целый народ магов-куфти). Также не перешедшее в открытый конфликт, но тянущее глобальный сюжет противостояние людей Альфы и эльфов Эпсилона. Симпатии автора при этом явно на стороне эльфов.
  • Цикл «Берсерки» Злотникова — только способность берсерков читать Рисунок позволила землянам успешно противостоять Единению канскебронов, опирающемуся на разум, логику и громадное технологическое превосходство.
  • «Князь Пустоты» — куно-инхоройские войны были сабжем, поскольку одни — крутые маги, а другие — технологичные Чу-Чу, технически победили первые, но с огромными потерями. При прямом же столкновении «световое оружие» инхороев легко пробивает магический барьер и даже сверхпрочный металл, из которого сделан их ковчег, что и было показано в финальной битве. Но победил снова крутой маг.
    • Технологичные инхорои проиграли только потому что они были немногочисленными выжившими после крушения космического корабля, вооруженные жалкой горсткой уцелевшего оружия, к которому ещё и батарейки сели. Кунуроям-то они всё-таки нанесли смертельный удар за счёт биологически созданных шранков.
  • Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Главный герой успешно побеждает клириков и магов шестого века с помощью технологий девятнадцатого. «Всякий раз, когда волшебство чернокнижия сталкивалось с волшебством науки, чернокнижное волшебство терпело поражение» — торжествует герой. При этом он считает своих противников не более чем шарлатанами, но в финале они наносят ему сокрушительный ответный удар: папа римский отлучает героя от церкви, а Мерлин отправляет его обратно в девятнадцатый век.
  • Из недавних можно взять произведения Сергея Кима, цикл — «2018».
  • Dragonlance:
    • Война гномов-механиков против Гаргата и Серого Бриллианта.
    • Рейстлин Маджере, конечно, великий маг. Но когда нужно, он способен применить против своих противников и чисто научные знания. Даже если это будут маги. Именно так он стал учеником Фистандантилуса и обвёл вокруг пальца Рыцарей Терновника.

Фанфики[править]

  • «Последний кольценосец» Еськова основан на этом противостоянии.
  • «Р. А. Ц.» Железнова весь про это. Что характерно — без явного преимущества обеих сторон. Противники снова и снова удивляют друг друга новыми фокусами до самого конца. Результат впечатляющий — экстерминатус двух планет, один краше другого.

Кино[править]

  • Парадокс (2010). Детектив из магического мира расследует преступления, совершённые с помощью невиданных доселе технологий. В конечном счёте он выходит на след, указывающий на угрозу из другого мира.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» — «Энергия остаётся энергией, что бы её ни породило — магия или же наука».
  • «Громокошки»:
    • Оригинальный сериал 1985 года — в технократическом обществе тандерцев были распространены колдуны и артефакты, а герои весь сериал противостоят колдуну Мамм-Ра, сидя в футуристическом танке.
    • Ремейк 2011 года — пополам с избиение младенцев, несмотря на все магические таланты тандерцев, они проигрывают всухую ящерам, получившим от Мамм-Ра футуристическое оружие и военную технику.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Toaru Majutsu no Index — самый известный пример в японской поп-культуре. Это чуть ли не суть всех конфликтов произведения. На самом деле всё не так однозначно. Взять хотя бы то, что глава и основатель местного оплота науки по совместительству является величайшим магом в истории.
  • Ваншот от Мураты Юсукэ «Наука против Магии». С прикрученным фитильком, так как конфликты научной и магической стран описываются как прошлое и сейчас они просто проводят соревнования раз в три года.
  • Meme Girls — эльф применяет против нэкодевушки самое страшное оружие: заваливает физическими формулами вслух. Нэкодевушка в ужасе убегает, вопя «У меня мозг болит!».
  • Gate — Thus the JSDF Fought There — Хороший пример стандартного столкновения магии и науки. Римская империя в магическом мире проходит через врата, что ведет в центр Японии. Позже Силы Самообороны Японии захватывают врата со стороны противника и дальше планируют свои действия.
    • Только вот империя магию в войне почти не использует. Так что немного сомнительный пример.
  • Dragon Ball Z — битва андроидов, созданные злобным ученым, против пользователей ки.

Видеоигры[править]

  • The Longest journey — ну как без него? Два мира, Старк (наш, технический) и Аркадия (магический). Некоторые товарищи (в том числе и наша главгероиня Эйприл Райан) ухитрялась прыгать то туда, то сюда. И находит в Аркадии брошенный невесть кем калькулятор и попаданца с велосипедом (как он там ещё не сломался? — велозапчасти живут ой как недолго). Да и сама отдаёт аркадийскому напёрсточнику намагниченную отвёртку, а потом в Старке уходит от госбезопасности, выпив зелье.
    • В продолжениях, Dreamfall и Dreamfall Chapters, в Аркадии антимагическая Империя Азади строит стимпанковый компьютер на основании знаний из Старка, а некоторые высокие технологии в Старке работают благодаря магии, которая просачивается из Аркадии.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. В присутствии сильных магов ломается техника сложнее рычага; зато вокруг чудес науки попытка колдовать чревата буквально взрывом мозга. Различные расы имеют природное сродство к магии (эльфы) и технологии (гномы, заклинания для них вдвое дороже), своим уровнем сродства отличаются и локации — центр Таранта и руины Вендигрота — наиболее технологические места, в то время как лаборатории магов и различные локации с нежитью — смещены в сторону магии. Книги в игровом мире подробно описывают теории эволюции рас, естественную (люди, карлики и гномы) и происходившую под действием магии (сверхъестественную) — таким путём появились эльфы, драконы, возможно, огры и орки.
  • Dishonored — редкий микс: религия+наука против магии. При помощи особых математических формул местные инквизиторы блокируют магические способности, полученные от Чужого. Впрочем, религия тут гражданская, без прямого Божественного вмешательства (примерно как в Ведьмаке или ПЛиО).
    • Автоматоны Кирина Джиндоша показали превосходство и над смотрителями, и над ведьмами. Просто отверните роботу башку и наблюдайте, сколько человек нужно, чтобы его завалить.
  • Rise of Legends — вступительный ролик показывает битву между стимпанковыми винчи и магическими (в стиле «Тысяча и одна ночь») алинами. В самой кампании винчи и алины не воюют между собой, хотя оба воюют сначала с тёмными алинами, а затем с куотлями, которые используют инопланетную технологию, которая, правда, выглядит как магия.
  • BlazBlue — зигзаг. Противостояние как бы магического Новус Орбис Либрариум и как бы научного Сектора Семь подаётся именно так, но фактически обе фракции используют одну и ту же техномагию, называемую Арс Магус. Разница в том, что НОЛ используют чистый Арс и работающую на нём технику, а Сектор Семь — Арс, контролируемый с помощью науки.
  • Sundered — с одной стороны, Эсхатон, цивилизация магов-теократов, поклоняющихся лавкрафтовским Древним. С другой стороны, «Валькирия», человеческая военизированная корпорация с наукой, лазерным оружием и боевыми человекоподобными роботами. В итоге, погибли и те, и другие.
  • Prime World — и Империя Доктов, и Адорния используют прайм, но делают это разными способами — докты занимаются научными исследованиями и создают механизмы, а адорнийцы усиливают с его помощью магические способности. До определённого момента даже вводимые герои встречались в двух вариантах, магически-утайском для Адорнии и европейско-техногенном для доктов.

Настольные игры[править]

  • Mage: The Ascension: основной конфликт сеттинга — противостояние Совета Традиций и Союза Технократии, победа в котором определяет, будет мир подчиняться магическим или научным законам. Фитилёк, однако, прикручен: в Совете есть две техномагические Традиции, пути которых разошлись с Технократией. Причём, если эфириты, по крайней мере, склонны к ретрофутуризму, то типичный виртуалист — классический герой киберпанка. И это ещё без Ордена Гермеса, привыкшего применять научный метод в отношении к магии.
    • В Mage: The Ascension разница между Традициями и Технократией только в том, что в базу «Технологии» — которая сама по себе также является лишь одной из магических традиций — верят массы. Только поэтому и летают те же самолёты. В «Руководстве по Традициям» есть правила по культам, которые сильно облегчают колдовство лидера, а в магическую традицию «Технология» верят несколько миллиардов человек (каждый из которых — Спящий, т. е. потенциальный маг), так что понятно, почему она работает даже в отсутствие рядом представителя Технократии. Вообще говорить про науку в Mage: The Ascension нельзя, только про веру. На одном конце миллиарды верящих в одно и то же, на другом — одиночки, верящие каждый в своё. Применимость крите́рия По́ппера (критерия научности эмпирической теории) осложнена тем, что каждый человек — Спящий и, имея «веру с горчичное зерно», может опровергнуть любую теорию (линейные маги яркий пример, а Сыны Эфира выжимают педаль в магму).
  • Shadowrun: Магия опирается на Сущность. Киборгизация организма этот параметр снижает вплоть до лишения магических способностей; организмы магических форм жизни отторгают основанные на электронике имплантаты.
    • Техномагией в этом сеттинге называется способность взаимодействовать с техникой силой мысли. Эта способность и магия — взаимоисключающие.
  • «Седьмое море»: согласно религии бога Теуса мир создан Творцом как загадка для человеческого разума, и потому наука, с помощью которой эта загадка разгадывается, — богоугодное дело, а магия, которая не поддаётся рациональному объяснению, — богомерзкое. Среди священников и монахов в этом сеттинге, кстати, много учёных.
  • Warhammer 40,000 — магия здесь работает именно так, попирая силой Варпа законы материального мира, и тем очень расстраивает некронов. Точнее, их оборудование. Те, в свою очередь, отбиваются как могут с помощью нуль-полей. Кроме того, некроны благодаря бездушности считались невосприимчивыми к демонским фокусам, но, к великому неудовольствию фанатов, теперь это определённо не так.
    • Вот только криптеки некронов, из-за гиперразвитости некроновских же технологий могут творить магию без Варпа, потому что всем давно известен принцип: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Прочее[править]

  • Фэндом «Звёздных войн». В самих фильмах этот конфликт отсутствует, но в фэндоме несть числа тем, в чьих глазах «научные» элементы в отношении Силы (типа мидихлориан) убивают мистику.
  • «Тейлз против Твайлайт»: гениальный изобретатель и конченый скептик Майлз «Тейлз» Прауэр против опытной в волшебстве Твайлайт Спаркл. Борьба оказывается равной, но Селестия перетягивает чашу весов в пользу магии.

Реальная жизнь[править]

  • Исторически научный метод начал вылупляться из натурфилософии в эпоху Возрождения. Потому что возрождался в эту эпоху именно что античный мистицизм и герметизм (до кучи со всем остальным античным наследием), и Церковь, которой эти языческие недобитки со своими суевериями были поперёк горла, дружно сделала ставку на механистическую картину мира. Согласно которой истинно сверхъестественные существа трансцендентны (до возможности вообще в них усомниться было, как до коммунизма раком), а вся окружающая нас природа разума не содержит, так что попытки воздействовать на её мнение с помощью ритуалов несостоятельны, зато открывать законы, по которым она действует — значит, прославлять их Законодателя. А уж потом, когда сыр-бор забылся, пришли просвещенцы и всё опошлили.