Внепричинность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Я проверил ваши анализы. Мне жаль вам это говорить, больной, но Вселенная действительно детерминирована...
Свобода выбора иллюзорна, так как полностью основывается на предыдущем опыте. А тот, в свою очередь, вызван другими предопределёнными событиями,
Душа? Да бросьте, демиург обладает всезнанием. Он миллиарды лет назад знал каждый ваш шаг, и не вырваться вам из лап кармического закона. Или чего там у него…
Квантовые эффекты? Мышь Эйнштейна? Эффект наблюдателя? Нелепые логические построения, симулякры для успокоения полностью детерминированной воли, да это ложь…
И ничто, и никто не сможет выбраться из этого...

»

...всем, кроме этого персонажа. Потому что ему плевать на причину и следствие. Он живёт вне их. Каким-то образом он находится вне системы отсчёта, вне судьбы, кармы, пророчеств и чего-либо подобного. Он вне рамок.

Внепричинность, акаузальность или попросту «отсутствие судьбы» — редко встречающаяся суперсила (или проклятье), которая обычно самим своим существованием прибивает гвоздями всех других персонажей вселенной. Вот это существо — творец своего жизненного пути, он — истинно свободен. А все остальные — так, лишь мнящие себя свободными винтики.

Педаль в пол, если персонаж буквально может делать всё, что хочет в любой момент времени. Но, в любом случае, данная способность парадоксальна на всех уровнях. Естественно, против такого персонажа абсолютно бесполезно любое ясновидение, к гадалке не ходи.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Колесо Времени» — Тёмный. Провидица Мин видит в будущем одного из вельмож свадьбу. Императрица тут же запрещает ему жениться до победы над армиями Тёмного. Её решение вполне логично: если ему суждена свадьба, а до победы её не произойдёт, значит, наша победа гарантирована! Однако Мин разочаровывает Императрицу: всё бы было хорошо, но против Тёмного этот фокус не работает, ибо если он освободится, то сможет переписать и саму судьбу.
  • «Гобелены Фьонавара» Кея: Дикая Охота. Была создана Ткачом как раз затем, чтобы привнести в бытие элемент свободы. Печально, но именно это сделало возможным пришествие в мир Тёмного Властелина.
    • До некоторой степени и сам Тёмный Властелин. Вот только через некоторое время он это свойство утратил. Как это ни смешно — половым путём.
  • Сварог: собственно, Сварог. С фитильком, ибо вообще-то в его адрес полно всяких предсказаний и пророчеств. Но, судя по словам Лесной Девы, для подобного нужно использовать сильно нестандартные методы.
  • «Тайный Город» Вадима Панова: Божественные Лорды Тать. Ни один предсказатель не может определить, чем закончатся события с их участием.
  • Дозоры: Зеркало Мира.
  • «Трое из Леса» Юрия Никитина: Мрак. Желая избежать скорой и неотвратимой смерти, стёр запись о ней в Книге Судеб. Но, будучи неграмотным, ничего не написал взамен. Таким образом случайно сделал себя бессмертным.
  • М. Успенский, «Там, где нас нет». Время замкнуто в кольцо, события ходят и ходят по кругу, люди обречены раз за разом делать одно и то же. Но не все. Герой вдруг вспоминает прошлые циклы — он выполняет свой квест не первый раз и, наверное, не в последний. И даже если его убьют сейчас, то в следующий раз он наверняка пройдёт чуть дальше.
  • «Эленийский цикл» Эддингса — Анакха. Не чтобы для всех остальных людей мир был строго детерминирован, но всё-таки у них есть судьба. У Анакхи судьбы нет принципиально.
  • Сага о копье — Кендеры, гномы, дварфы и драконы не были сотворены богами по плану, поэтому не подчиняются обычному течению времени и могут его менять.
  • Джон Мини, «Paradox» (в русском переводе «Фактор жизни») — Оракулы непобедимы, поскольку их сознание существует разом в прямом и встречном временных потоках. Но герой получает артефакт из пространства, лежащего вне причинности, и может, например, взять и инфицировать Оракула ложной памятью о его смерти от старости, после чего прикончить. Весьма качественно проработанный вывих мозга.
  • «Юнлинг» Метельского — фанфик по «Звездным войнам». Главный герой перерождается (на самом деле природа его нахождения в данной вселенной огромный спойлер) в одарённого силой человеческого младенца, а потом его забирают в юнлинги за несколько лет до войны клонов. Эта внепричинность дважды подсвечена: первый раз будущим другом главного героя, обладающим выдающимся пророческим даром (тот удивлялся, почему видит так мало образов грядущего рядом с главным героем; оказалось, что образы просто сменяются с огромной скоростью, такой, что без медитации не заметить, т. е. протагонист один из немногих, кто сам творит свою судьбу); второй раз, намного более ярко, — в том самом огромном спойлере.
  • Hyperion Cantos — Шрайк не столько внепричинен, сколько надпричинен, потому как движется из будущего в прошлое, обеспечивая то направление хода событий, которое привело к будущему, в котором он появился и из которого он отправился в прошлое. Зачем же его тогда было отправлять, раз это будущее всё равно наступило? А затем, что оно наступило как раз потому, что Шрайк из него был отправлен в прошлое. При этом для всех, кто движется во времени в нормальном направлении, Шрайк всегда остаётся неизвестной переменной, потому как по результатам любых расчётов всегда выходит, что Шрайк появится в абсолютно любом возможном будущем и будет направлен в прошлое для обеспечения именно этого сценария.

Видеоигры[править]

  • Gothic III – несколько раз говорится, что сабжем является Безымянный. Боги просто устали воевать и решили предоставить выбор протагонисту, не забывая все-таки давать ему подачки.
  • Скайрим – Довакин. Один из местных, кхм, артефактов утверждает, что у него нет судьбы.
  • Planescape: Torment: если Безымянный придёт к гадалке, она испугается его рук да пошлёт без судьбы подальше. Ещё бы: душа Безымянного сотни раз латана-перелатана дефективным бессмертием, и если у него и был Путь, то стёрся давно.
  • Видеоигра Kingdoms of Amalur: отсутствие судьбы — сверхспособность протагониста.
  • Серия видеоигр Legacy of Kain: общий сюжет этой серии состоит как раз в том, что мир детерминирован и судьбы всех предрешены, а один из главных героев Каин отчаянно пытается «поставить монетку на ребро»: хотя бы на мгновение высвободиться из дурного цикла и получить возможность изменить судьбу. Истинной свободой и способностью менять судьбу обладает Разиэль… Что, однако, не добавляет ему проницательности и не даёт ему способностей избегать интриг тех, кто направляет его, как марионетку, по предрешённой миру циклу.
    • Правда судьба самого Разиэля предрешена временным парадоксом: что бы он не делал, в итоге его душа попадёт в меч Похититель Душ. Но как показали Soul Reaver 2 и Legacy of Kain: Defiance, и это может случиться очень по-разному.

Неразобранное[править]

  • Телесериал Smallville — попытки прочитать будущее Кларка безуспешны.
  • Вселенная DC: Люцифер Морнингстар (aka Утренняя Звезда aka Десница Божья). Был создан Господом как олицетворение истинной свободы без ограничений. Настолько свободен, что Судьба Извечная не имеет о нём записей в своей Книге, а Смерть — не может забрать.
    • Замысел Господень становится крайне прозрачным, когда акаузальный Морнингстар создаёт свою акаузальную вселенную, где живые существа могут жить вне своих судеб, истинно свободными. А Люцифер, сам того не желая, из бунтарских побуждений исполняет волю Бога по освобождению людей от всезнания Его.
    • Причём этот поворот довольно точно воспроизводит два богословских тезиса реального христианства: во-первых, считается, что Всевышний, таки да, ограничивает Своё всеведение исключительно перед свободой воли смертных, выступая таким образом её гарантом (правда, самостоятельно, без помощников); а во-вторых, сатана действительно вечно хочет зла и вечно совершает благо, но не потому, что он сам по себе такой, а потому что все его хитрые планы встраивает в Свои замыслы Творец и перепиливает из однозначного зла хоть какое-нибудь, но добро.
  • Веб-комикс HomestuckТакую способность получил Джон, прикоснувшись к артефакту, символизирующему сам комикс, и теперь может путешествовать по комиксу, меняя события в нём.
  • Goblin Slayer — Убийца Гоблинов является одним из немногих в этом мире, кто не подвластен влиянию бросков костей светлых и тёмных богов, определяющих судьбы смертных.
    • При этом, сам того не подозревая, регулярно влияет на важные события: например, спас деревню Избранного, а будущая Жрица совершила свое первое чудо при его косвенном участии.
  • Графический роман «Providence» Алана Мура, пропитанный лавкрафтовским детерминизмом, целиком об этом.
  • Таки квантмех же!
    • Впрочем, тут нужно сделать оговорку. Во-первых, принцип причинности в физике — не то же самое, что детерминизм. Если кратко, ПП означает, что причина всегда предшествует следствию во времени — то есть, время происхождения события А, являющегося причиной события Б, не может быть позже Б. Этот принцип выполняется как в классической и релятивистской, так и в квантовой механике. Различие в том, что в классической механике соблюдается и детерминизм, и мгновенное влияние событий друг на друга (бесконечная скорость света), в ОТО соблюдается первое, но не соблюдается второе, а в КМ наоборот. А в КТП (квантовой теории поля) вообще не соблюдается ни то, ни другое — скорость света ограничена, ПП соблюдается так же, как и в ОТО, но отсутствует детерминизм за счет ПНГ. Ещё раз: ПП не нарушается ни в одной из физических теорий, но из него не следует детерминизм.
  • «Мачете убивает» с Дэни Трехо — главный злодей, умеющий видеть будущее, не смог предсказать появление главного героя. Подсвечено самим героем: «Мачете случается».
  • SCPпедаль в пол, любое живое существо, чей уровень реальности превышает 1 Юм, не зависит от судьбы. Пока они не попадут в аномальную зону или параллельный мир с уровнем реальности выше, чем у них.
  • Fate/Stay night — при помощи своего Благородного фантазма Лансер может поразить цель копьем в любом случае, даже если удар был направлен мимо.