Эффект Мантона

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Магия не действует на живое»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Забавная штука — эта магия. Когда гномы научили меня колоть взглядом орехи, я всерьез возомнил себя непобедимым. Они надо мной посмеялись. — Сосредоточьтесь на сердце противника, — говорил я им, — и сделайте то же самое. Не вышло. Орех расколоть можно. Скалу с дом величиной с горы скинуть — пожалуйста. Не мне, человеку это не под силу, но гном это, в принципе, может. Но вот для работы с живым материалом - извольте использовать совсем другой подход.

»
— Степан Вартанов, «Проводник»

В сеттингах, где существуют магия, сверхспособности или особо продвинутая наука, они зачастую используются топорно и неэффективно. Этому посвящены соответствующие тропы. Один из наиболее красноречивых примеров — использование способностей исключительно для «внешнего» применения в ситуации, когда их было бы намного лучше использовать «внутри». Можешь поднять камень телекинезом и кинуть во врага? Значит, можешь без всяких камней раздавить врагу сердце (или открыть замок без ключа, двигая его детали прямо внутри двери). Можешь вскипятить чайник силой мысли? Значит, можешь и мозги кому-нибудь вскипятить… А тех, кого не получится сломать изнутри, не выйдет сломать и снаружи.

Многие авторы просто не задумываются о подобном. Другие — задумываются и дают героям использовать это. А наша статья — о ситуациях, когда подобные действия явно запрещены каким-либо мировым законом, или, по крайней мере, осложнены из-за него. Вода в крови неподвластна гидроманту, а телекинетик может обрушить здание, но не способен раздавить врага одной своей силой.

Дойлист скажет, что это ограничение выгодно в первую очередь автору. Ведь иначе исчезает нужда в особой боевой магии (почти любое воздействие может убить, если применить его к головному и спинному мозгу, сердцу, легким или на все тело сразу, а особо мощные или глобальные — даже куда угодно или вообще рядом с целью), и в зрелищных боях вообще. Битвы станут скучными: два мага посмотрели друг на друга, самый быстрый победил, у опоздавшего вскипел мозг. Конец. И никаких спецефектов! Разве что если на магов напускать какую-то совсем страшную и живучую НЁХ, которая после попытки её таким образом сломать лишь усмехнется или фыркнет — а побеждать её было бы все же как-то, да возможно (скажем, дезинтегрировать, или наколдовать мини-ядерный взрыв — а если не помогло, то использовать всякие там экзотические и темные материи, элементарные частицы, черные-белые дыры, искажения пространства-времени, и прочие вещи из физики и других наук разной степени сложности, от прикладной до чисто теоретической и гипотетической).

Ватсонианец скажет, что существует множество причин, почему такой закон может существовать, например:

  • Представление о том, что живая материя состоит из тех же атомов, что и неживая, и законы физики не учитывают границы объектов — часть современной научной картины мира. Долгое время люди верили, что живое отличается от неживого фундаментально — и в мирах с работающей магией это может быть на самом деле так.
  • А даже если и нет — не факт, что люди знают об этом. Может быть, способность работает так, как пользователь её себе представляет — а пользователь верит в разные правила для живого и неживого, да и быстро вообразить себе выворачивание противника наизнанку изнутри тоже не все могут…
  • Кроме того, способность может быть изначально спроектирована так, чтобы не наносить излишних повреждений. Было бы крайне плохо, если бы телекинетик, таская гигантские каменные блоки, мог бы случайно оторвать руку какому-нибудь прислонившемуся к грузу работяге. И боевому магу не хотелось бы обжигаться о свои же файерболы. В общем, способность может включать в себя эффект Мантона как некую защиту от дурака.
  • Можно воздействовать только на то, что ты видишь. Внутренние органы не видны — вот на них и нельзя подействовать. Правда, в этом случае ничего не мешает пирокинетику обуглить врагу кожу, а телекинетику — выдавить глаза. Может, на месте это и не убьёт, но боеспособности точно поубавит.
  • Все живые существа, или все движущиеся и достаточно сложные существа/объекты/механизмы (Т. Е. засчитывая, скажем, магических конструктов), или все разумные, являются магами некой минимальной силы и имеют определённые иммунитеты.
  • Из предыдущего пункта напрямую вытекает то, что возможность влиять на тело зависит от уровня силы персонажей и более сильный без проблем завяжет в узел внутренности более слабого, а вот с превосходящим противником или с хотя бы относительно равным такой фокус не пройдёт. Вот и выходит, что внутреннее воздействие годится только против того, кого и так можно запросто прихлопнуть.
  • Широкое распространение всевозможных защитных заклинаний, зелий, артефактов и всевозможных глушилок, которые не дают просто так наложить на мага что-то пакостное напрямую. Или же сами маги как таковые имеют такие иммунитеты, что на них заклинание не наложишь.
  • Ограничение на дальность применения магии. Скажем, поднять камень телекинезом на расстоянии 10 метров и запустить его в противника вдалеке можно, а сразу взять его в 50 метрах от себя и порвать нельзя — расстояние слишком большое. Либо же магия и вовсе требует прямого контакта: создать прямо в руке фаербол или пустить из неё струю огня выйдет, а на расстоянии это сделать не получится — это все равно, что из автомата стрелок выстрелить может, а телепортировать пулю прямо в противника минуя бронежилет не выйдет. Ещё больше это может усугубляться большой дистанцией «непрямого» воздействия, больше сопоставимой с дальностью стрельбы стрелкового оружия, артиллерии или вообще стратегического оружия и баллистических ракет, маскировкой, при которой вы должны противника сначала найти, а потом двигаться, и большой мобильностью магов (левитация, ускорение, хождение по воде и воздуху, телепорт) вместе с специальными способами замедления и отталкивания противника, из-за чего ещё поди с противником сблизься, когда он старается держать дистанцию.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Worm — кодификатор. У большинства сил существуют ограничения. Наиболее распространённый случай — способность влияет либо только на живых существ, либо только на неживую материю. Явление было описано учёным по фамилии Мантон и назван в его честь эффектом Мантона; по ходу повествования герои не раз обсуждают эффект, его причину и принципы работы, используют знания об эффекте — а в конце даже начинают понимать природу этого явления. При этом существуют как те, чьи силы строго следуют эту правилу, как и те, у кого силы его нарушают или работают необычно. Частным случаем является т. н. второй триггер — изменение (и как правило усиление) суперсил после особо стрессовой ситуации, как правило максимально близкой к той, в которой суперсилы были получены изначально (т. н. первый триггер).
    • Силовые поля героини Нарвал после второго триггера игнорируют эффект Мантона и способны создаваться внутри человеческого тела (или прочих биологических объектов).
    • Стояк останавливает время для любого объекта, без разницы, жив он или нет.
    • Серый мальчик — аналогично, только куда кошмарней — он время зацикливает для всех, кроме себя. Или по крайней мере так это выглядит со стороны.
    • Виста может растягивать и сжимать пространство как ей заблагорассудится, но не может это делать в области в непосредственной близости от живых существ. По-видимому, ограничение избирательное, так как не учитывает микробов и простейших, но в остальном неизменно.
    • Целительница Панацея не может применить свою суперсилу к себе самой.
    • Сталевар, юный супергерой с необычной мутацией, превратившей его в живую металлическую статую. Суперспособности, ограниченные органикой, считают его за неорганику и не работают, и наоборот.
    • Губитель Бегемот считается опаснейшим «Убийцей героев» именно поэтому — для него эффект Мантона не действует, и он может (правда, на небольшом расстоянии — так называемая «испепеляющая аура») повышать температуру прямо внутри тела противников, игнорируя все слои защиты — будь то броня, силовые поля или сверхпрочная кожа.
  • Harry Potter — Авада Кедавра в принципе действует и на живое, и на неживое, но очень уж по-разному. Живых существ она мгновенно и безболезненно убивает, не оставляя никаких следов. А вот неодушевлённые препятствия, попавшие под тот же зелёный луч, зрелищно разлетаются на куски, словно от попадания гранаты.
  • Лукьяненко, «Искатели неба» — «Живое и жившее Слову не подвластно». Впрочем, один из персонажей нарушает это правило; но его считают чудотворцем — и, наверное, не без оснований.
    • Хотя если подумать, это правило (как минимум в части «жившее») нарушается повсеместно: на Слово без проблем берутся предметы из дерева, кожи, ткани…
  • «Архимаг» — чем выше реальность объекта, тем труднее влиять на него магией. Материя, из которой состоят тела и вещества, реальнее эфира, из которого состоит мана. Поэтому гораздо проще создать огненную стрелу и бросить в человека, чем пытаться сжечь его напрямую — а то он может оказаться духовно сильнее мага и не поддаться.
    • Для сравнения: Креол, телекинетик явно выше среднего, способен раздавливать людям сердца, не трогая остального тела. Но Шамшуддин, телекинетик поистине богоподобного уровня, Хастура — даже оглушённого, раненого и не сопротивляющегося — мог лишь слегка подёргать за органы. Вот настолько вот средней руки архидемон реальнее крайне незаурядного человека.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — неживое гораздо лучше поддаётся магическому воздействию. Прокачавшие псионические способности персонажи с лёгкостью жгут электронные мозги бронированным роботам, разряжают аккумуляторные батареи бластеров и даже могут воспламенить одежду прямо на теле противника. Однако непосредственно на самих людей в такой степени воздействовать не получается. Только регенерация (максимум — бог во плоти Стив Баталов научился останавливать чужое сердце)
    • А вот на искусственные системы киборгов — очень даже получается. Когда агенты Конторы Игрек устроили резню на вечеринке у Тлемлеха, Лиргисо одним взглядом вывернул наизнанку сразу трёх крутых киборгов. А в пятой книге один единственный импульс, который Маршал запустил в спину уводящей девочек Тине, испортил большую часть её начинки.
      • Впрочем, позже Тина научилась делать магическую броню. Так что при следующей встрече Маршал понял, что его способности на неё НЕ ДЕЙСТВУЮТ!!!, и едва сам сумел убежать от разъярённого киборга.
      • Когда в шестой книге поднявшая уровень крутизны Лейла «слегка похулиганила» в одном пафосном ресторане (на самом деле — спасала героя-недотёпу Мориса от сектантов), двое охранников очень вежливо всё-таки попросили её остановиться, а их третий товарищ (с чёрным браслетом на руке) в этот момент изо всех сил пытался слиться с ландшафтом. На всякий случай…
  • Брендон Сандерсон:
    • «Рождённый туманом» — если металл находится внутри тела человека в хоть какой-то степени (от сережки в ухе до вбитого через глаз до затылка металлического штыря), то воздействовать на него алломантией нельзя. Один из героев мимоходом сокрушается, что если бы этого не было, то он бы как минимум попробовал вытаскивать металлы непосредственно из тела других алломантов.
    • Цикл «Мстители»: один из злодеев мог своей силой распылять всё, кроме органики, а другой — обращать в металл любую неживую материю.
  • Джеймс Уайт, «Рождественский сюрприз». Компания юных паранормов в принципе может применять свои силы (телекинез и телепортацию) и к биологическим объектам, но это очень утомительно, не всегда получается и от этого болит голова: Девочки объяснили, что трудно передвигать человека, или киску, или рыбку из аквариума, так как живое наделено разумом и потому упирается, будто сопротивляется, а неживому предмету упираться нечем, его легко передвинуть с места на место. Себя телепортировать и левитировать это им совсем не мешает — сам себе ведь сопротивляться не будешь.
  • Сергей Ким, «Девятый Легион» (он же «2018», он же «Врата») — с прикрученным фитильком. Чем меньше на эволюцию живого существа повлияла фоновая магия, тем толще вокруг него поле антимагии (от пары до пары десятков сантиметров), продавить его магией можно, но тяжело. Формально можно и мозги кипятить, и кровь замораживать, но в большинстве случаев проще работать внешними заклинаниями, а не внутренними. А еще — это все — не касается совсем что на Светлояре называют механической магией штатное и не очень вооружение Российской Армии вполне себе 'механическая магия инвириди', как и разработки (дорогие и неудобные) гномов, техника Незванных это вообще гибрид магии в обычном смысле и 'механической магии'.
  • Магия в веб-романе «Стоит свеч» у некоторых школ магии есть проблемы с воздействием на живых существ, у которых есть душа — магам огня тяжело дается воздействие на химические реакции внутри их организмов, маги ревизии не могут обезглавить человека, отмотав для его головы время на пару секунд, стоп-маги не могут остановить чей-нибудь гипоталамус относительно осей координат (хотя остановить биение сердца могут запросто, это их классический способ убийства), маги воды не могут управлять кровью. С другой стороны, магия, воздействующая на живое (кровяная, костяная, тату, шрамов и так далее), не работает на неанима — людей без души.
  • Степан Вартанов, цикл «Кристалл», вынесено в эпиграф. В этом сеттинге мир родился из компьютерной игры, и правила магии искусственно сделаны такими.
  • Эрагон — Инверсия. Магия в книгах максимально подчиняется законам физики — на магию тратится количество энергии, равное воздействию. Немного подумав можно понять, что самое эффективное для боевого мага не фаерболы и молнии, а совсем маленькие воздействия на организм, которые делают невозможной жизнь. Например перекрыть пару вен в сердце. Это является целой областью магии — «слова смерти», и кардинально меняет тактику боёв с участием магов.

Мультсериалы[править]

  • «Приключения Конана-варвара» — инверсия: царица Фриджия может воздействовать только на живые существа.

Комиксы[править]

  • X-men — один из злодеев мог создавать колебания, но только влияющие на неживых вещества, здание разрушить можно, но человека разорвать ни-ни. Но потом это ограничение у него отпало.

Вебкомиксы[править]

  • City of Reality (ныне, увы, несуществующий) — магия в Мире Магии. На неживое она действует без проблем, но чтобы магия подействовала на живое существо (по крайней мере, разумное), нужно согласие этого существа. Единственное известное исключение — ведьма Хинто Ама; её магия действует на что угодно, и именно поэтому она так опасна.

Аниме и манга[править]

  • Fairy Tail — главная слабость основной способности Миднайта, телекинеза. Погнуть оружие человека или задушить его же одеждой может, сломать шею — уже нет.
  • Jujutsu Kaisen — тело человека в каком-то смысле подобно Территории и чтобы воздействовать на него изнутри необходимо физически проникнуть в него. Поэтому Ханами, способный создавать растения прямо в воздухе, не может вырастить их внутри человека. А вот проткнуть человека корнями, которые затем прорастут через тело — без проблем.
  • Magical Girl Lyrical Nanoha — Боевой Луч одного из персонажей работает именно так, он может прожигать даже многометровые слои металла, но останавливается и выключается, когда упрется в живое существо, не прожигая его. Впрочем, от побочного вреда в виде остаточного жара или возможных обломков это не спасает.
  • One Piece — эффект есть для сил дьявольских фруктов, но у разных фруктов это отличается. К примеру, фрукт левитации может поднимать своего владельца или неорганические вещества, но не может влиять на другие органические. В то же время фрукт гравитации таких ограничений не имеет, и им можно раздавить живую цель, превратив её в кашу.
  • Vento Aureo — стенд Man in the Mirror создаёт отдельную зеркальную реальность, в которой автоматически существуют все неживые объекты из обычной реальности, только зеркально отражённые. А вот кого из живых существ допустить в эту реальность, решает хозяин стенда.
  • Ranma ½ — приём "Точка разрыва". Владеющий им человек может в одно касание превратить гигантский валун в горстку щебня и... Собственно всё. Больше он ни к чему не пригоден, что очень расстроило Рёгу, угробившего кучу времени на его освоение.

Видеоигры[править]

  • Почти все видеоигры, как жанр, втапливают педаль в пол: если в сеттинге игры есть магия, то, за редкими исключениями, она будет работать строго так, как прописали создатели игры, влияя на строго определённые объекты совершенно определённым образом. Не получится зажечь фаерболом костёр или заморозить мешающий пройти водоём заклинанием холода, если авторы этого не предусмотрели, как бы странно это ни выглядело в игре. Исключения возникают в двух случаях. Либо авторы не подумали о каком-то специфическом способе применения магии, найденном игроками. В этом варианте получается совершенно законный финт ушами, нестандартное использование магии, багофича или, если разработчики заметили недосмотр, но не исправили, «А что, пусть будет!» Либо же разработчики попытались реализовать в игре нечто вроде магической физики и тогда, всё, что по идее должно гореть или замерзать, от огненных и ледяных заклинаний будет загораться или превращаться в лёд. Обычно это приводит к появлению предыдущих тропов в товарных количествах.
  • Parasite Eve — в НМС прекращаются только животные и растения.
  • Half-Life 2 — с прикрученным фитильком: гравипушка не оказывает никакого эффекта на людей, но сбивает с ног муравьиных львов и достаточно сильно отбрасывает хедкрабов, убивая их за три выстрела. Позже в Цитадели она заряжается тёмной энергией и начинает действовать и на людей.
  • Dead Space — кинезис-модуль позволяет притягивать/отбрасывать мертвые тела как людей, так и некроморфов, но с живыми подобное не работает. Разве что для отбрасывания можно использовать силовой пистолет.

Настольные игры[править]

  • World of Darkness — Эффект вихляет от пользователя к пользователю.
    • Маги, использующие Сферу Вещества не могут влиять на живых существ, а использующие Сферу Жизни — на неживое. Тем не менее, никто не запрещает Магу владеть обеими Сферами, если он найдёт подходящих учителей и достаточно прокачает свою Парадигму и Арете.
    • А вот тремеры могут вскипятить кровь противника изнутри, сварив его живьем.
  • Авторы правил «Эры водолея» весьма серьёзно думали, как можно исключить этот эффект, и в итоге в рулбуке осталось несколько артефактов разных подходов. Кажется, окончательным мнением было: с точки зрения магии, границы предметов вполне объективны, чтобы пирокинезом нагреть мозг человека, нужно нагревать человека целиком, чтобы телекинезом перещёлкнуть на автомате предохранитель, нужно воздействовать на весь автомат, и так далее.
  • Нудмер. Город-ключ — у всех живых есть Тени (в том числе и позволяющие братству Эльма колдовать), так что магия Санаторов не может влиять на неорганику. А вот, например, вытягивать сквозь кожу спинномозговую жидкость им ничто не мешает.

Где НЕ встречается[править]

  • Avatar: The Last Airbender и Legend of Korra — как минимум это правило не работает для магов воды и воздуха. Захир, когда убивал Царицу Земли, сделал это не только не дав ей дышать с помощью воздушной сферы, в которую заключил ее голову, но и вытянув воздух из ее легких. Маги воды, хоть и с трудом, но могут управлять растениями, и могут изучить основанную на магии воды магию крови, при помощи которой могут управлять людьми как марионетками или убивать их.
  • Легенды Эйзенвальда — в бою маги колдуют почти только на живое. Оживленную статую магия не берет.
  • «Досье Дрездена» — Гарри одним из заклинаний заставил вспыхнуть подкожный жир врага, Мэб другим заморозила чужие глаза.
  • «Эдуард Ларан» Ильи Гутмана — не работает, прямо приводился пример с заклинанием прогревания крови внутри тела, которым можно как лечить, так и убить.
  • Warhammer 40000 — как минимум оно не работает с орками, к примеру, у их шаманов одно из заклинаний — это телепорт сквига внутрь противника, что разрывает его изнутри.
  • Misfits — как минимум оно не работало для парня, который мог передвигать молочные продукты. Ему ничто не помешало делать это внутри чужого тела, убивая и калеча людей.
  • Legends of Ethshar — это не работает с варлоками, их телекинезу ничего не мешает делать что-то внутри человеческого тела, чем многие варлоки-боевики и пользуются. Чсх здесь же одна из школ магов нашла способ мешать варлокам в этом благородном деле, навострившись прятать сердце и мозг заклинанием, что их дезоориентирует хоть на какое-то время, и дает шанс ударить пока они не придумают что-то еще.
  • JoJo’s Bizarre Adventure — один из персонажей умудрился заморозить кровь в жилах другого. А другой вовсе формировал лезвия из железа в крови, прямо в кровеносных сосудах врага[1].
  • Elfen Lied — векторы, невидимые телекинетические «руки» диклониусов, обычно весьма зрелищно разрывают врагов на части. Но ничто не мешает убить ими человека, аккуратно сдавив какой-нибудь сосудик в мозгу. Нана, одна из героинь, технический пацифист, прокачала этот последний скилл настолько, что может не только безболезненно усыпить человека, не причинив ему долгосрочного вреда, но даже временно «отключать» воздействием на мозг векторы других диклониусов.
  • Эрагон — магия полностью построена на том, чтобы добиваться результата минимальными усилиями, используя различные физические законы. Неудивительно, что основной вид «боевой» магии — «слова смерти», убивающие человека одним ударом и почти без затрат энергии. Но зато защита от такого заклинания тоже потребует очень мало энергии. Но на каждое заклинание требуется своя защита…
  • Айзек Азимов, «Основание и Земля» — представитель геномодифицированной расы, способной управлять окружающей энергией, угрожает убить героев, сварив им мозги прямо в черепной коробке.
  • Saga of Soul — главная героиня убила кайдзю, открыв внутри него портал, ведущий на дно Марианской впадины. Кайдзю лопнул под напором воды.
  • Сергей Лукьяненко, Ник Перумов — «Не место для людей». Как минимум здесь можно убирать воздух напрямую из лёгких.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — магия прекрасно действует и на живое. Но высокоэффективные защитные талисманы доступны в этом мире практически любому, поэтому прямое магическое воздействие на человека обычно не используется (если нет возможности предварительно отобрать у него талисман).

Примечания[править]

  1. На самом деле в человеке слишком мало железа для чего-то серьёзного. Зато разрушить все или почти все кровяные тельца наверняка способен.