Магия вероятностей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Случаи типа «один шанс на миллион» в реальной жизни случаются примерно девять раз из десяти »
— Наблюдение тестировщика

Во многих культурах считается, что жизнью человека управляет судьба, рок, предназначение. Если рассмотреть детально понятие «судьбы», то мы обнаружим, что это бесконечная последовательность мириад событий, вызванных, в свою очередь, другими событиями. И маги вероятностей способны эти события корректировать, изменяя причинно-следственные связи и направляя судьбу в нужном им русле.

Обычно магия вероятностей связана с удачей или, наоборот, неудачей. Маг может повысить свои шансы на успех или же снизить таковые у врага. На более высоком уровне он способен манипулировать ходом событий по принципу «взмаха крыла бабочки», прозревая общую картину и прикладывая к ней штрихи. Такую магию можно использовать и в бою. Например, вероятность того, что новенький пистолет в руках владельца вдруг развалится, крайне мала. 1 к 1 000 000 000, например. Но корректируя вероятности, маг может ускорить процесс распада.

Потенциально так же можно разрушать целые города, изнашивая опоры мостов и т. д. Можно искусственно состарить человека, вплоть до распада в прах. Можно накладывать проклятия, призывающие вечную неудачу, или благословлять союзников, даруя им успех. Самые могущественные маги вероятностей манипулируют судьбами целых народов и планет, а те даже не догадываются о постороннем вмешательстве.

Впрочем, с помощью магии вероятностей можно имитировать почти любые способности: хотите телекинез — увеличиваем вероятность нужного направления в броуновском движении молекул, хотите повелевать теплом — вы и так демон Максвелла, нужно электричество — повысьте вероятность ионизации воздуха и т. д.

Кроме того, магия вероятностей дает обоснуй широко наблюдаемому в экшне явлению: почему главгерой может безо всякого вреда для себя бегать под вражеским обстрелом. И да, всякий маг такого рода — нарушитель теории вероятностей, причём в его случае это не баг, а фича и часть вселенной.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Лихо одноглазое — воплощённое невезение. Кто с ним столкнётся — тот с горем породнится.
  • Абсолютное большинство суеверий.

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — редкое зелье Феликс Фелицис, дающее выпившему абсолютную удачу на короткий срок. Правда, есть и побочные эффекты — в случае злоупотребления могут начаться сильные головокружения.
  • «Шагреневая кожа» Оноре Бальзака: магия в этом произведении не именуется сабжем, но фактически это он и есть.
  • «Год Крысы» — здесь вся магия построена на вероятностях. Талант «видения» заключается в умении отслеживать все имеющиеся вероятности, которые могут возникнуть из определённого поступка. Талант «путничества» состоит умении изменять вероятности, направляя события по наиболее предпочтительному для колдующего пути.
  • «Хроники странного королевства» — с фитильком. Полноценной магической дисциплины, заведующей вероятностями, там нет, но Макс говорит (вполне серьёзно) о влиянии примет на них. Так, например, для короля Шеллара гроб — это счастливая (!) примета, и передав ему каменный саркофаг через гномов, Макс и Орландо обеспечивают ему удачу, столь необходимую в работе двойного агента.
  • «Колесо Времени» — не совсем магия, скорее сверхъестественное свойство. События в мире цикла определяет Великий Узор — совокупность нитей судеб. Некоторые люди, называемые та`верен, к которым относятся три главных героя, могут неосознанно воздействовать на Узор. Одним из побочных эффектов этого является то, что в присутствии та`верена во много раз увеличивается вероятность событий, которые обычно встречаются редко. За несколько дней пребывания Ранда ал`Тора в городе Тире произошло столько свадеб и убийств, сколько обычно происходит за целый год.
  • «Дозоры»: Иные способны отслеживать ведущие к опасности варианты развития событий. А Иные-пророки произнесением пророчества «фиксируют» определённую вероятность событий в качестве основной.
  • «Темная сторона» Саймона Грина: в магии вероятностей специализируется Томми Забвение, экзистенциальный детектив — временами напарник, а временами соперник главного героя.
  • Нью-Кробюзонский цикл Чайны Мьевиля, роман «Шрам» — Утер Доул, воин и учёный, специализируется в теории вероятностей и владеет сложным техномагическим устройством, Мечом возможного, всегда реализующим наиболее лучший удар из всех возможных.
  • «Тёмная сторона Солнца» Терри Пратчетта — в этом научно-фантастическом сеттинге подобную роль играет вероятностная математика.
  • «Автостопом по галактике» — звездолёты на невероятностной тяге работают именно на этой способности. Они просто увеличивают вероятность того, что звездолёт внезапно окажется в другом месте, от нуля до 100 %. Побочный эффект — увеличение вероятности любых других нелепых событий.
  • «Досье Дрездена» — энтропийное проклятье, устраивающее жертве «Пункт назначения», герой впервые встречает в «Ликах смерти» и многократно сталкивается с ним в «Обряде на крови». В частности, знаменитая замороженная индейка — результат того, что Гарри перенаправил проклятье на вампира.
  • Йар Эльтеррус, цикл «Отзвуки серебряного ветра» — маги видят нити вероятностей, сплетая которые в узоры и плетения, создают свои заклятия. Каждая нить отвечает за какую-то одну вероятность: например, за вероятность падения стакана за стола. Множество таких мелких вероятностей и приводит в заклятии к желаемому эффекту. Сила максимального воздействия зависит от силы мага. Так, Илар-ран-Дар смог вообще стереть из реальности одну из планет.
  • «Мир-кольцо» — скрытый смысл лотереи жизни был в том, чтобы селекционным путём вывести самого удачливого человека, которой стала Тила Браун, её удача также повысила вероятность успеха экспедиции всего экипажа.
  • «И аз воздам» из цикла «Конгрегация» — магией вероятности владеет злодей этого тома, инквизитор-предатель Петер Ульмер.
  • Вадим Панов "Кафедра Странников" - именно такова магия Странников, единственных независимых от Великих Домов людей-магов, к тому же единственных способных перемещаться между мирами (сами Дома давно технологию утеряли) и сумевших утопить по пояс в бетоне самого комиссара Сантьягу! Неотъемлемый недостаток геомантии- чем сложнее эффект, тем больше нужно совместить условий, которые при воплощении в реальность дадут кумулятивный эффект (поцеловаться ровно в полночь с рыжей девушкой на середине моста и т.д.)
  • «Мастер сглаза» и «Мастер силы» — почти полностью об этом.
  • "Worm" - проявляется в виде различных суперспособностей, базирующихся на возможности просчитывать варианты будущего. Например возможность узнавать процент всех возможных миров, в которых выбранное тобой действие Х привело к последствию У, и в соответствии с этим знанием действовать такая способность у Дины, правда ограниченная количеством вопросом в день, либо читерская способность Путь к победе, которая автоматически выдает тебе порядок действий, гарантированно ведущих тебя к победе Такую способность имеет Контесса, одна из соосновательниц Котла, что делает ее непобедимой в глазах Счетовода и многих других суперлюдей. Также способность есть у Сына. Также вероятностная магия доступна одному из губителей - Симург, которая видит прошлое и все варианты будущего, а так же может программировать сознание людей, находящихся в зоне воздействия ее крика, на определенные действия (которые обычно приводят к катострофическим последствиям) в будущем - людям, которые попали под ее влияние даже дали соответствующие название - "зиз-бомбы". Считается лучшим в мире манипулятором ее действия привели к превращению Ноэль в Ехидну и не только.
  • «Чернокнижник в мире магов / Wujie Shushi». Очень немногие маги специализируются на прорицании, из-за специфики развития данных техник, а их результаты баснословно дороги и ненадежны. Однако, порой это единственный способ выследить того, на кого не действуют любые другие методы обнаружения. Получив в распоряжение технику предвидения одного из кланов, Лейлину удалось, пусть и весьма мерзким способом, создать артефакт, отсеивающий негативные вероятности.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel: Алая Ведьма, дочь Магнето, специализируется именно на такой магии. Выглядит это, впрочем, совершенно по-другому.
  • Top Cow Universe: Тилли Граймс предсказывает будущее, решая уравнения.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck: Вриска Серкет умеет отнимать удачу противника и передавать её себе. Зачастую после этого с противником нет смысла делать что-то ещё — на него и так свалится камень или под ним провалится пол.

Мультсериалы[править]

  • «Action Man» — главный герой и некоторые другие персонажи владеют подобным умением. Существует особая математическая система, напоминающая принцип действия демона Лапласа, на основе которой компьютеры или такие вот специальные люди могут предсказывать будущее, соответственно меняя его. Например, «под каким углом толкнуть вот эту тележку, чтобы она вышибла неустойчивую балку водонапорной башни, а та придавила врага» или типа того.
  • Gravity Falls — силой делать вероятным любое событие обладает кость с бесконечными гранями, которая находится у Стэнфорда Пайнса.

Аниме и манга[править]

  • Bleach — способностью манипулировать вероятностью, завязанной на удачу, использует фуллбрингер Моэ Шишигавара при помощи кастета.
  • Denpa teki na Kanojo — у одной из местных злодеек началась лютая чёрная полоса — брат вскрылся, мать поехала, папаня растворился в тумане бытия, и так далее И у девчули возникла гениальнейшая идея, как все это поправить — забрать себе чужое счастье. Тогда обстоятельства так сложатся, что и мать поправится, и отец вернется, а то и братец, может быть, из могилы восстанет. Для этого надо просто гадить другим. Общее количество счастья — величина постоянная: если у кого-то убыло, значит у кого-то прибыло. Сторонники этой теории образовали целую злодейскую организацию. И это, конечно же, не сработало — то ли потому что счастье типа забрал вышеупомянутый брат (у покойника его уже не отнимешь), то ли потому что вся теория была обыкновенным бредом сломленной сумасшедшей, желающей обмануться.
  • To Love-ru — чем сложнее Юки Рито случайно упасть на девушку, тем более невероятные совпадения будут ему помогать упасть. Официальный обоснуй манги, выведенный персонажами после серии безуспешных опытов по блокировке абилки — возможно, Рито помогает сама Вселенная. Единственная проблема — мнение самого Рито его суперабилки в расчет не берут.

Видеоигры[править]

  • Clive Barker’s Jericho: математический гений Симона Коул управляет реальностью, оперируя теорией хаоса.
  • Fallout: в системе SPECIAL (и прочих основанных на DND) параметр "удачи" прописан как одна из характеристик персонажа, и его можно даже увеличивать имплантом во второй части. Так же есть перк аналогичный "лиху одноглазому" (см. выше) - любое боевое столкновение превращается в бесконечную череду неудач, где персонажи теряют обоймы, стреляют себе в ноги, а пистолеты взрываются каждые три хода. Посреди этого хаоса стоит Избранный и искренне недоумевает (особенно если вы недобрали очков Интеллекта)
  • Heroes of Might and Magic: удачу всех армий можно как увеличивать, так и уменьшать, заклинаниями и артефактами. Присутствуют в игре и лепреконы, которые опять же могут взаимодействовать с "удачей" как характеристикой.
  • The Secret World: представлена отдельно в геймплее и лоре. В геймплее для этого есть магия хаоса, правда, хаос там только в описаниях спеллов. В лоре за это отвечает Дракон, одна из игровых фракций - базируются в Азии, курят теорию хаоса и пытаются моделировать мироздание для собственных целей, с переменным успехом. Правда, им далеко до Даймона Кёты - оккультного ганстера из Токио, владеющего машиной предсказаний, оставшейся с одной из предыдущих итераций мира, и промышляющего именно эффектами бабочки (при этом никогда не понятно, это у него подготовления к очередной "случайности", или же он просто троллит исполнителя и наблюдателей). Поэтому после токийской арки Дракон делает его одним из своих лидеров.

Настольные игры[править]

  • Mage:The Ascension: именно этим занимается Сфера Энтропии. На самых высших уровнях маги-энтрописты могут контролировать развитие целых биологических видов, отменять смерть и полностью брать под контроль свою судьбу.
    • Также в родственной линейке Changeling: The Dreaming тем же занимаются феи, владеющие искусством Предсказаний (да, вопреки названию, они создают события, а не предсказывают). А вот Падшие, при всех словах о своём могуществе, могут лишь смотреть вероятности, но не влиять на них.
      • Былом могуществе, надо сказать. Всё, чего фоллены могут достичь в теле человека - лишь тень, и малая часть тех знаний, что были доступны им до падения, или хотя бы во время войны с небесами. Это ещё не говоря о том, что в человеческом теле способны "ужиться" на долгое время лишь слабейшие из демонов.
  • Warhammer 40 000: игроки благословлены Императором (ну или Хаосом), а потому получают очки судьбы. Сжигая очко судьбы, можно даже вытащить рояль из кустов, который волшебным образом спасет персонажа от верной смерти. Очков судьбы дают мало, так что слишком халявить полагаясь на то что «Император защитит» не получится.
    • На самом деле подобные средства вытаскивания роялей из кустов существуют во многих ролевых системах настольных игр, чтобы игроки не пребывали в безраздельной власти св. Рандомия. Но не везде под них подгоняется обоснуй, да.

Реальная жизнь[править]

  • Согласно концепции квантового бессмертия, из многомировой интерпретации квантовой механники следует, что для каждого наблюдателя существует отдельная параллельная вселенная, в которой события, приводящие к его гибели, не случаются.