Магией владеют дети

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Питер, ты ждешь, чтобы я полетела с тобой? — Конечно. За этим я и прилетел. — Я не могу, — сказала она извиняющимся тоном. — Я разучилась летать.

»
— Джеймс Барри, «Питер Пэн»

Это троп Ребёнок со сверхспособностями, усиленный тем, что в данном сеттинге сверхспособностями могут обладать только дети. Иногда автор пытается так или иначе обосновать введённое им ограничение, иногда оно преподносится как факт, или даже не проговаривается явно.

Примеры[править]

Фольклор[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Юрий Томин, «Шёл по городу волшебник» — детьми являются и изначальный владелец волшебных спичек, и случайный обладатель коробка Толик.
  • Владислав Крапивин, цикл о Великом Кристалле — необычными способностями вроде мироходчества обладают почти исключительно дети и подростки.
  • «Приключения Печенюшкина» — волшебники прямо говорят, что на взрослых магия не действует: «какая-то штука в мозгах к годам шестнадцати зарастает, и всё тут».
  • Виталий Каплан, дилогия «Детям до шестнадцати» — магические способности угасают в районе 16-летия. И даже более того, бывшие маги становятся невольными гасителями сверхспособностей, поэтому вынуждены избегать контактов с теми, кто ещё имеет силу.
  • Александр Мирер, «Дом скитальцев» — в детей до 15-16 лет инопланетяне не могут подсадить мыслящего. С прикрученным фитильком тянет на магическую защиту, более рациональное объяснение — отличная от взрослого структура мозга.
  • «Дом, в котором…» — оно, конечно, сплошное Может, магия, а может, реальность, но факт есть факт — на Изнанку гуляют и прочие странные вещи проделывают только ученики, из воспитателей туда залез только Ральф, и то с посторонней помощью. Хотя ещё вопрос, насколько можно считать «детьми» товарищей вроде Сфинкса, который провёл на Изнанке несколько лет, и тем более Табаки.
  • Лукьяненко, «Дверь во тьму» — не совсем магия, но взрослые не могут летать и сражаться с Летящими: уникальное Крыло поднимает только сравнительно небольшой вес. А вот сами Летящие могут летать в любом возрасте. Поэтому взрослеющие крылатые нередко уходят к Летящим добровольно.
  • М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги» — Оберон объясняет Лене, что в ее мире магические способности проявляются у детей, но годам к восемнадцати, если их не развивать, они исчезают. Поэтому он забирает ее в мир Королевства, когда ей тринадцать.

Зарубежная[править]

  • Джеймс Барри, «Питер Пэн» — лишь дети могут летать (см. эпиграф).
  • Феликс Зальтен, «Белочка Перри» (продолжение «Бемби») — маленькая девочка Анюта (Анерле) умела общаться со всеми животными и птицами, дружила с ними и помогала. Но, когда подросла, утратила свой дар.
«

Она была в том предрассветном возрасте, когда дети существуют как бы независимо от взрослых, и у них нет никакого стремления повзрослеть. Кажется, что в их жизни ничего не меняется, что они живут по таинственным законам природы, и всё в них — и податливость, и терпеливость, и доброта, и преданность — от изначальной сути, когда человек жил в мире и согласии с природой и со всеми зверями и птицами на земле. И кажется, что в младенческих душах ещё живы воспоминания об этой давным-давно минувшей и счастливой поре, и, ещё не умея толком говорить, они, непостижимо как, понимают язык растений и животных — и запросто общаются с ними, и понимают друг друга. Но приходит время, и библейское утро младенческой жизни сменяется житейским суетным днём, — и всё забывается…

»
  • Памела Трэверс, «Мэри Поппинс» — педаль в пол: дети способны понимать язык животных, но только в грудном возрасте. К тому времени, как они обучаются человеческой речи, не остаётся даже воспоминаний о беседах с птицами за окном.
  • Джеймс Уайт, «Рождественский сюрприз» — детские сверхспособности причудливо переплетаются с наивной верой в Санта-Клауса.
  • «Агентство „Локвуд и компания“» — не совсем магия, но Даром видеть и ощущать паранормальные проявления обладают только дети. Обычно он угасает годам к восемнадцати. В тексте упоминается, что единицам удаётся сохранить Дар на всю жизнь, но ни одного такого персонажа за весь цикл не показано.
  • Стивен Кинг, «Оно» — субверсия: и Черепаха, и само Оно считали, что шанс уничтожить Оно у Неудачников был только в одиннадцать, за счёт детских неограниченных фантазии, веры и любви. Тем не менее, они добили Оно со второго раза, когда им было уже под сорок.
  • Леонид Сапожников, украинский советский фантаст, рассказ «Записка из ботинка» — оказывается, в детском лепете содержатся бесценные сведения об инопланетных технологиях, неизвестных законах природы и жизни космических цивилизаций, поскольку мозг, не загруженный мышлением, может принимать информационные трансляции из других миров. Чудесная способность, увы, прекращается, когда младенец начинает говорить первые осмысленные слова.
  • А. Бестер, «Звёздочка светлая, звёздочка ранняя» — мальчик Стюарт Бьюкенен умеет так сильно желать, что даже невероятные желания исполняются. А его друзья — гении: один делает пластилиновых человечков, которые строят миниатюрные самолёты, другая не любит есть бобы и потому превращает их в пироги. На грани с субверсией, поскольку об аналогичных способностях у взрослых просто ничего не известно.
  • Клифф Макниш, цикл «Роковое заклинание» — зигзаг: на Земле магией владеют только дети младше восемнадцати, с годами волшебство постепенно угасает. Но жители многих других планет способны колдовать полноценно независимо от возраста. Вокруг этой загадки строится немалая часть сюжета.
  • Александра Бракен, «Темные отражения» — в антиутопических декорациях: таинственный вирус, который поражает только детей, большинство убивает, но оставшимся дает паранормальные способности.

Кино[править]

  • «Тайна железной двери» — экранизация книги «Шёл по городу волшебник» с тем же ограничением: магические спички работают и у взрослых (например, милиционер случайно превращает хулигана в голубя), но они неспособны поверить в волшебство.

Аниме и манга[править]

Нередкий обоснуй, почему очередное злоЪ побеждать некому, кроме подростков.

  • Simoun — договориться с таинственным летающим аппаратом Симун могут только не достигшие совершеннолетия. Прошёл ритуал Источника — всё, будь ты хоть какой пилот, твоя судьба — учебно-тренировочный Симиле, выглядящий похоже, но сверхъестественными возможностями не обладающий.
  • Евангелион — способностями для пилотирования Евангелионов обладают только люди, рождённые после Второго Удара, который был 14 лет назад. То есть пилоты просто не могут быть старше.
  • Strike Witches — с прикрученным фитильком: основной магией владеют только несовершеннолетние ведьмы, с возрастом они теряют большую часть способностей, хотя и не все.
  • С прикрученным фитильком под троп попадают большинство махо-сёдзё, так как там магией владеют девочки подросткового возраста.

Видеоигры[править]

  • Мор (Утопия) и его неремейк — не только дети, но у детей своя работающая магия, которую они теряют после взросления. Магия взрослых иная и доступна лишь избранным.

Музыка[править]

  • Марко Поло, «Странные дети» — общаться с лесом, зверями и луной могут только дети. Вырастая, они сохраняют возникшую связь с волками, но уже перестают понимать, почему их собственным детям не спится по ночам. С прикрученным фитильком — упоминаются некие вполне взрослые ведьмы, мешающие детям убегать в лес, но это может быть и образно.
    • Не образно, просто у них разные источники сил («звёзды танцуют лишь тем, кто моложе, с иными же строже беседу ведут…»). И дети призывают «могучие силы», чтобы решить проблему с ведьмами радикальными методами.

Реальная жизнь[править]

  • Вундеркинд необязательно вырастает во взрослого гения.
  • А ещё взрослые неизбежно теряют детскую неуёмную энергию и зачастую — фантазию. Чем эти два качества не магия?
    • А вот это уже от методов образования зависит. Ещё Марк Твен писал «Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование».
  • Новорожденные владеют инстинктивной моторикой (как обезьяны): умеют висеть на заботливо подставленной руке и даже стоять вертикально. Потом этот атавизм проходит, и приходится учиться уже сознательной моторике. Нет, сохранить навык тренировкой нельзя (только ухудшается потом выработка сознательной моторики). Магия не магия, но выглядит как чудо природы.
  • Способность к обучению падает с возрастом. Подросшие дети-маугли уже неспособны адаптироваться в обществе.