Технопатия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Технопатия — это способность контролировать механизмы, электронные приборы и вообще любую технику, не обладая при этом какими-то особыми инженерными знаниями и навыками: это происходит исключительно благодаря силе мысли и хотения. Не путайте с хакерством (см. ниже), где кое-какие знания и навыки все-таки требуются. Обычно обоснуя явления технопатии либо не дается, либо оно исходит из природы персонажа, часто связанной с киборгами и искусственным интеллектом.

Различают несколько типов технопатии:

  • Дистанционный. Персонаж контролирует технику с определенного расстояния, используя для этого магию, техномагические приборы (с принципами работы которых не знаком никто в сеттинге) или какие-нибудь торсионные поля. Так могут делать либо «радиоактивные люди», либо те счастливчики, у которых техномагические приборы в наличии имеются.
  • Контактный. Чтобы заставить технику слушаться, персонажу достаточно коснуться ее — причем, в отличие от реальной жизни, это можно проделать с какой угодно точкой корпуса прибора — все равно сработает. Этот способ часто встречается у сложно устроенных роботов и киборгов.
  • Одержимостный. Персонаж обладает способностью использовать разную технику как своё тело, получая к нему максимально полный доступ, и управляя ей исключительно «по щучьему велению по моему хотению». Так часто поступают призраки, энергетические существа и пакостные ИИ.

Технопатия редко встречается в литературе, поскольку вопрос о «душах машин» зародился не так уж давно; но вот в фильмах, мультсериалах и видеоиграх эта способность является достаточно часто.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Лукьяненко, «Звёзды — холодные игрушки»: раса Счётчиков, второй случай. Причём с их точки зрения мозг — это тоже технический прибор, и его также можно выключить или подчистить память, прикоснувшись рукой к голове цели.
  • Super Powereds — Джилл Мюррэй является технопатом. К счастью, её брат-близнец Уилл — технический гений, поэтому у неё нет недостатка в гаджетах, которыми она может управлять на расстоянии. Он также создаёт ей боевой костюм. Когда студенты гуляют на Хэллоуин, и кто-то ненароком проявляет свою способность (это запрещено), то Джилл быстро отключает камеру безопасности, пока никто не заметил, а если надо, то может и всё здание временно обесточить.

Кино[править]

  • Тропнеймер появился в фильме об академии супергероев под названием «Высший пилотаж». Такой способностью обладает няшный главгад[1], вполне успешно маскирующийся под обыкновенную ученицу — поэтому у нее все в ажуре с супергеройской физикой. Впрочем, когда она сняла маску, то о своих способностях она как-то сразу забыла, отдавая предпочтения молниям ситхов и обычным приборам безумного ученого.
  • «Вирус» 1999 года. Инопланетная энергетическая форма жизни, попав на корабль «Академик Владислав Волков», мгновенно захватила не только его компьютеры и навигационное оборудование, но и мастерские. Но чтобы воспользоваться их мощностями, ей пришлось основательно изучить земную робототехнику, попутно ознакомившись и с доступной информацией о человечестве, как о виде. Обучение заняло у инопланетянина не так уж и много времени, и он, не медля, начал собирать себе физические оболочки из любых подручных материалов… включая людей.
  • «Шедевр» российского кинематографа «Защитники» — главгад сей картины умел захватывать вообще любую технику и управлять ей с расстояния: начиная от роботов-пауков, и заканчивая танками старых моделей, в которых куда больше механики, чем электроники.
  • Трансформеры Майкла Бэя — Десептиконы вполне успешно интегрируют в свою армию обыкновенную земную технику: от спутников и кончая вафельницами. Возможный обоснуй: раз уж они умеют под земную технику маскироваться, то должны знать, как она устроена, и как на нее можно воздействовать.
  • «Терминатор 3: Восстание машин» — T-X способна брать под свой контроль любую технику, чем пользуется во время погони за Джоном Коннором и Кэтрин Брюстер и уничтожении персонала военного научного центра, где в этом фильме был создан «Скайнет».

Телесериалы[править]

  • «Герои» — Мика Сандерс обладает этой способностью. Одним касанием способен заставить банкомат выплюнуть сотни купюр или подключить телевизор к платному каналу.

Мультсериалы[править]

  • W.I.T.C.H. — показано в мультсериале. Во втором сезоне Вилл умеет разговаривать с электроприборами; и, хоть прямо заставлять их что-либо делать она не может, но относятся машины к ней весьма доброжелательно, и рады помочь, если есть такая возможность.
  • «Приключения База Лайтера». Злодей NOS-4-A2, робот-вампир, сделал эту способность своей фичей. Ему достаточно просто коснуться какого-нибудь прибора, чтобы заставить его подчиняться себе, а при особой удаче — безо всякого инженерного вмешательства превратить его в сверхмощное оружие. Такое, например, случилось с ЭКС-Аром; а так же с навороченной мульти-кухней, превратившейся по воле стального графа Дракулы в сложную оборонительную систему.
  • «Дэнни-призрак». Призрак Николай Технус (решивший стать злодеем, чтобы скучно не было) может вселяться исключительно в электроприборы и в сложную технику, но уж если вселится, то может натворить делов: от вполне безобидных сбоев в работе прибора, до создания офигенно большого робота из холодильников, телевизоров и утюгов — и эта махина еще и весьма опасна!
  • Чёрный Плащ — такое вполне по силам провернуть Мегавольту, хотя он довольно редко использует это свою способность.
  • «Экстремальные охотники за привидениями» — демон Луко способен вселяться в любую технику и управлять ею (спрятался от охотников в детекторе призраков), а кроме этого ещё и внушать людям во сне чертежи «Адской Машины», созданием которой технически одарённый человек после этого становится одержим. Когда машина оказывается создана, демон тут же вселяется в неё и начинает уничтожать всё на своём пути.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — большинство таких персонажей показаны врагами Супермена: Хэнк Хэншоу, Брэйниак, Металло. Но есть и положительные примеры — супергерой Киборг.
  • Вселенная Marvel — мутант Чёрный Ящик именно таков.
    • Мэдисон Джеффрис.
  • Tokyo Ghost — Дейви-Травма способен брать под контроль любого человека, использующего наноаугментации (то есть — почти любого человека вообще в сеттинге!)

Ранобэ, манга и аниме[править]

  • Munou na Nana — Цунэкичи умеет предсказывать будущее, но делает это неосознанно: лишь когда спит — и при этом держит в руке фотоаппарат. Способен предсказать за ночь до 5 различных вариантов будущего на следующие 24 часа.

Видеоигры[править]

  • Horizon: Zero Dawn. Смотрим:
    • АИД умел «заражать», то есть захватывать дикие машины, заставляя подчиняться исключительно себе. Чем крупнее и сложнее машина, тем труднее АИДу ее захватить издалека: с мелкими рыскарями проблем не возникает; над истребителями должны поколдовать подручные из секты Затмения, а чтобы перепрограммировать Шпиль, АИДу пришлось добираться прямо до него и подключаться непосредственно к установке.
    • Элой также умеет захватывать контроль над дикими машинами, используя для этого устройство старой человеческой цивилизации, успешно выдаваемое в сеттинге за волшебный артефакт, который фиг поймешь как работает. Особо ничего для захвата машины Элой не делает, так что для соплеменников-дикарей она предстает каким-то магом, умеющим подчинять машины с одного касания.
    • Роботы «ФароКорп», как можно судить из дневников, могли использовать для носителя матрицы своего ИИ вообще любой сложный прибор. Поэтому человечество в ходе плана «Стойкая победа» использовалась только живая сила и самое примитивное оружие, которое люди только могли себе позволить.
  • «Earth 2160» — юниты-хакеры выставляются технопатами. Чтобы захватить контроль над боевым киборгом, управляемым достаточно мощным искусственным интеллектом[2], им достаточно просто подойти к нему не какое-то расстояние немного подождать… и вуаля — готово!
  • Prey (2017): один из видов тифонов так и называется — «Технопат». Он захватывает контроль над дверьми, турелями и другой техникой. Впрочем, если поблизости нет ничего подходящего, вполне способен навалять игроку и сам (а его ЭМИ-атаки к тому же выводят из строя любое электронное оружие протагониста).
  • «Legacy of Heroes» — аж трое или даже пятеро, смотря как считать.
    • Один из главгадов, Daddy-O, после пробуждения своей суперсилы покинул старое мясное тело, сбежал через тюремную электросеть и принялся мастерить себе многочисленные аватары, от здоровенных роботов с кучей пушек и лап до нанитов для контроля простых людей.
    • Алойзиус Зерот, практически всех добрых супергероев, способен общаться с любыми машинами, дистанционно управлять даже орбитальной станцией, сидя в бункере на Земле, и мастерить всяческие навороченные конструкции вроде той же самой станции. Причём, что характерно, такими навыками он пользуется весьма редко, предпочитая использовать в сражениях старый добрый мордобой.
      • По идее, Абсолютный Зерот, его двойник из альтернативной реальности, обладает всеми теми же возможностями. Если это так, то их технопатические силы не безграничны, поскольку этого Алойзиус держал в специально защищённой тюрьме на вышеупомянутой орбитальной станции, и тот не мог из неё сбежать.
    • Джонни Тинкер, ещё один положительный супергерой, с детства мастерил всяческие механизмы вроде боевых экзоскелетов и, по косвенным намёкам, тоже умеет управлять как минимум некоторыми машинами на расстоянии.
      • Его двойник из несбывшейся альтернативной реальности, Джонни Тинкертрон, достиг в этом деле гораздо больших успехов — или же ему просто повезло получить больше ресурсов для творчества, фактически став главным защитником Земли и владельцем громадной корпорации по производству всяческих роботов.

Настольные игры[править]

  • Magic: The Gathering — Мишара, брат гениального мага Урзы, обладал способностью инстинктивно, подсознательно и рефлекторно превращать окружающие предметы в артефакты и управлять ими. Идея такого персонажа показалась авторам настолько удачной, что позже в сеттинг был введён Теззерет с аналогичными способностями, но несколько большей предусмотрительностью.
  • Warhammer 40,000 — Анракир Странник. У некронов свои технологии выглядят откровенной техномагией, но этот товарищ даже на таком фоне выделяется способностью усилием мысли временно брать под ограниченный контроль ЛЮБОЕ технологическое устройство ЛЮБОЙ расы. Да, даже орочью большую шуту на орочьей же боевой колымаге, у которой из приводов наведения только вцепившийся в неё орк, а автоматика по всем понятиям Имперских Механикумов вообще работать не должна. Авторы отдельно заостряют внимание на том, что разум Анракира за время Великого Сна не пострадал вообще ни капельки, так что не исключено, что таких, как он, когда-то было сильно больше.

Реальная жизнь[править]

  • Хакеры — субверсия: они могут действовать со сколь угодно большого расстояния, а их возможности практически безграничны даже сейчас, когда информационное пространство еще не смешалось с реальным. Однако хороший хакер должен многое знать и уметь, чтобы, во-первых, добиться желаемого результата от чужой техники или программы, и, во-вторых, чтобы его при этом никто не засек.
  • Технопатия не в экстрасенсорном или магическом, а в психиатрическом смысле, по аналогии с психопатией и социопатией, она же синдром «я ничего не нажимала — оно само сломалось». Встречается не просто часто, а почти повсеместно. Обладатели такой «черты» обладают гипертрофированной интуицией, подсказывающей им, что делать с любым техническим устройством — вот только гипертрофирована она у них в противоположную сторону, потому подсказывает не просто «что делать с устройством», а «что делать с устройством, чтобы оно сломалось». Именно из-за этого в 99 % случаев контроль чего угодно живым человеком считается надёжнее контроля автоматическим устройством, которое может быть походя выведено из строя обладателем такой «технопатии».

Примечания[править]

  1. Свою способность она описывает так: «Я технопат — контролирую технику силой мысли».
  2. СЦШ — пожалуй, единственная сторона конфликта, технику которой можно захватывать таким образом. Чтобы получить себе машинки ЕД или ЛК нужно убить их водителя и посадить в опустевший транспорт своего человека