Заявленная опасность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Опасность существует лишь на словах, либо герою ничего не грозит, либо опасность очень преувеличена, на деле ее можно сказать что и нет. За героя не страшно.

Предполагается, что герои оказываются в опасности (обычно во время спасения мира), но почему-то за них не боязно — автор сделал угрозу настолько топорной, что им фактически ничего не грозит.

Во-первых, это случается потому, что основной костяк персонажей обыкновенно обладает литературным бессмертием — автор ничего не может с ними сделать, потому что ему надо будет писать продолжение. Чем более коммерческий и массовый продукт, тем сильнее это выражается.

Во-вторых, сама опасность, она может быть как и слишком неправдоподобной, так и слишком заштампованой, а часто и тем и другим вместе.

В-третьих, она может быть несоразмерна возможностям героя. Вчера герой раздавал тычки и затрещины всему пантеону богов, а сегодня его поколотил первый встречный гопник. Автор забывает о прошлых заслугах героев и ставит в такие ситуации, которые бы герой минус две серии назад разрулил бы плевком.

Важная черта тропа — ради нагнетания чувства опасности, у героев могут отобрать сюжетную броню, лишить крутости и даже сделать Анти-Сью.

В других случаев работает обычная унылая непобедимость, только заправленная пафосом и посыпанная драмой.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Сварог» — хоть раз протагонисту угрожала реальная опасность?
    • Вообще-то, в ранних романах («Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова») проблемы были более чем серьёзные — ибо Сварог тогда ещё не был официальным Серым Ферзём и «королём королей». Потом конечно сюжетной брони нарастили дай боже, но внезапно вышел «Алый как снег» где полегла ВСЯ Странная Компания, да и протагониста изрядно потрепали, сам Дахака... то есть царь Зоххак - это вам не шутки.
  • Творчество Перумова — повторяющиеся по нескольку раз за книгу эпизоды с эпическим перенапряжением героя-мага в очередной битве титанов, от которого его должно было порвать в лоскуты, но, хвала Ракоту, все опять сошло гладко.
  • Алексей Пехов, «Ловцы Удачи» — воздушный флот ящеров-маргудцев заявлен как очень опасный, на деле их сбивают все кому не лень, без потерь.
  • Терри Гудкайнд, «Правила волшебника» — считается что Исповедницу нельзя победить в одиночку, потому идут на нее минимум вчетвером. Интересно, а что про это думают лучники или копейщики?

Кино[править]

  • «Защитники» — персонажей предупреждают, что использование спецприёма может их убить. Вот только зритель, которому известно, что анонсировано продолжение (которое, слава Богу, отменили), не поверит, что они погибнут. Да чего уж там, за весь фильм не было ни одной предпосылки к проявлению побочек сверхспособностей, кроме пустой болтовни! Даже если не знать о сиквеле, все вот эти: «Я могу навсегда превратиться в медведя — ой, чота не превратился», «если объединим силы, можем все сдохнуть — ой, чота не сдохли», — не играют на создание атмосферы напряжения абсолютно никак.
  • «Охотницы за привидениями» — главгад только делал вид, что хочет убить героинь, иначе бы не выбрасывал их из здания, которое собирался разрушить.

Телесериалы[править]

  • «Флэш» — в третьем Барри попадает в будущее и видит как убивают Айрис, на протяжении более чем десятка серий герои ангстятся по этом поводу, хотя очевидно, что главных героев в таких сериалах обычно не убивают.
    • А в комиксах — убивают. И смерть Айрис — один из ключевых моментов в биографии Барри Аллена.
  • «Стрела»: главгад четвёртого сезона, Дэмиен Дарк — очень крутой маг и апокалиптический маньяк, желающий уничтожить мир. А противостоит ему… Какой-то лучник в зелёном капюшоне. Стрелы которого этот маг останавливает магией на подлёте. В этой вселенной есть другие супергерои (Флэш, Атом, можно и Супергёрл с Супермэном из параллельной вселенной позвать), но нет, никто из них не приходит лучнику на помощь, у них есть куда более важные дела, чем какое-то там жалкое спасение мира. Впрочем, они правильно делают, ибо лучник и сам справляется.
  • «The Defenders»[1] — четверке главных героев ничего особо не грозит на протяжении всего сезона. Причина первая — герои слишком круты, причина вторая — злодеи слишком слабы и обладают мелочной мотивацией.
    • Ну как сказать — та же Мадам Гао успешно вытирает героями пол при каждой встрече.
  • The Witcher (Netflix) — в Аретузе Тиссая де Врие учит магичек, что при касте заклинаний надо контролировать расход жизненной силы и желательно высасывать её из чего-то ещё, а то будет худо самому магу. После этого единственный раз, когда данная опасность проявляется — в битве за Содденский холм у нильфгаардских «одноразовых магов», всё остальное время все маги поголовно кастуют любые заклинания в любых количествах абсолютно безвредно для себя.

Манга и аниме[править]

  • Kakegurui — Мир (локальный) азартных игр, где от удачи и умения обманывать зависит всё. Где полный триумф и тотальный крах разделяет одна фишка. Где собрались истинные гении этого искусства, отточившие свои навыки до совершенства. Где ставки в виде частей тела, а то и жизней являются вполне нормальными. И где ничего не могут противопоставить Юмэко Джабаями. Она всегда будет выходить сухой из воды, даже после поражения она выкрутится не сейчас, так в ближайшее время. И ничто не сможет её поколебать.
  • Fairy Tail — Одна из причин всеобщей ненависти к данному тайтлу, пробивающая педель в магму.
  • One Piece — говорилось, что Gear Second Луффи несёт очень большую нагрузку на организм, да такую, что он будет жить на несколько лет меньше. А потом юзает эту абилку в каждом серьёзном бою, а после таймскипа эту ерунду решили вообще забыть. Обоснуй: Луффи приноровился к овторому гиру так хорошо, что тот теперь не уменьшает годы его жизни. Как и гормоны Иванкова, лол.

Видеоигры[править]

  • Во многих играх с режимом берсерка/сумашествия/демона/(нечто иное) вас предупреждают, что нельзя просто взять, и делать это, будут необратимые последствия. Не верьте этому, это можно делать постоянно, лишь бы ярости хватило.
  • Аналогично во многих играх всякие смертельные яды и смертоносные атаки являются таковыми лишь на словах.
  • Те случаи, когда никакой не босс получился по недосмотру.
  • Многие игры с тропом и пусть весь мир подождёт. Вам могут все уши прожужжать, что скоро настанет кирдык близким людям, городу, миру, вселенной. Не бойтесь, можете хоть игровыми днями искать гномиков, пинать кур и поливать цветы, без вас апокалипсис не начнётся.
  • GTA San Andreas — при предельном ожирении игра выдаёт предупреждение, что это может вылиться в риск сердечного приступа. Очевидно, ничего подобного в игре на самом деле не предусмотрено.
  • Мор (Утопия) — если попытаетесь вылечить заражённого при помощи мутного порошочка, Коготь станет изводить вас, мол хотите сжечь бедняге все внутренности. Даже не думайте вестись!
  • Risen — в первой части игры во время загрузки есть предупреждение о том что глубокая вода смертельно опасна. Да, если зайти глубоко то вылезет морской червь и якобы съест главного героя, но вот только главный герой просто очнется на берегу, без всякого ущерба для себя или своих вещей.
  • Skyrim — Алдуин, которого всю игру представляют не иначе как Пожирателем Миров и персонификацией апокалипсиса. В итоге этот Пожиратель_Миров_228 отличился тем, что пожёг пару деревенек, вернул к жизни с десяток драконов и пал от руки главного героя, единственное преимущество которого в физических возможностях перед простыми смертными — врождённая предрасположенность к одному из видов магии. Что характерно, отношение к нему со стороны мира игры соответствующее — половина о пробуждении этого «зла вселенского масштаба» вообще не в курсе, другая воспринимает это как далеко не самую важную проблему в своей жизни.
    • Педаль в пол — когда этот самый Алдуин отлетает с одного удара Бритвой Мерунеса (из-за сработавшей способности) или стрелы не в меру разжиревшего на зачарованиях лучника. И это без багоюза, только цикл профессий до потолка.
  • Mass Effect 2 — в описаниях планет во множестве встречаются предупреждения не летать туда, потому, что там бандитская малина, либо же наоборот, колония, которую охраняет солидная ЧВК, и пираты и близко не подходят, а то и вообще колония Волусов, у которой на подстрахуе турианская эскадра. И что? И ничего, летаем где хотим, потрошим полезные ископаемые до основания, и никто и слова не скажет.
  • World of Warcraft — в аддоне WotLK заявлено, что «Всегда должен быть Король Лич». Зачем и почему? Логика примерно такая — без Короля Лича огромные, непобедимые толпы нежити обрушатся на живых Азерота и всех сожрут. Нежить без Лича буквально опаснее, чем с ним, о чём Теренас говорит прямым текстом. Только вот есть подозрения, что значимость угрозы явно преувеличена:
    • Во-первых, Король Лич тоже может отправить толпы нежити в бой, только ещё и более организовано, что, очевидно, хуже для сил живых. Без Короля Лича безмозглая нежить может пойти совсем не в сторону живых, застрять в Нордсколе, погибать на укреплениях небольшими группами, ведь никакой верховный предводитель не будет сосредотачивать силы мертвецов для одной крупной атаки и т. д.
    • Во-вторых, как мы видели на примере Отрёкшихся, часть нежити может вернуть воспоминания о своей жизни и пойти резать безмозглую нежить или организовывать союзы с живыми и т. п.
    • Наконец, что опять же уже было в истории до WotLK, часть нежити поделят меж собой военачальники поменьше уровня Короля Лича. И если даже они не перебьют друг друга на радость живым, то как минимум могут разбрестись кто куда и их можно будет побить по одному, как это уже делала Сильвана.
И всё это было бы теорией (хотя и аргументированной), но однажды вышел аддон Shadowlands. В нём всё та же Сильвана разорвала шлем Короля Лича и тем самым фактически уничтожила эту «должность», и толпы нежити попёрли на Азерот… Только от них отбились без особых проблем и на этом даже не сделали большого акцента в сюжете (основной махач игроки пропустили, так как тусили в этих ваших Шадовлэндсах). Угроза реально оказалась сильно преувеличенной. А ведь всего этого можно было избежать, если бы вместо пафоса про «Всегда должен быть» и про то, что нежить опаснее без Короля Лича, был бы обычный прагматизм. Нежить без «плохого» Короля Лича должна быть слабее, чем с ним (что мы и увидели в Shadowlands, хоть и очевидно, что сценаристы на момент WotLK так далеко не заглядывали). Однако если посадить «своего» Короля Лича, «хорошего» (каким и был Болвар), то нежить станет ещё менее опасной, ведь она под контролем того, кто хочет защитить живых от мертвецов. И вот мы обосновали необходимость Болвара на нежитском «троне» безо всяких надуманных угроз.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — в лоре часто намекалось, что Тираниды — самая большая на текущий момент опасность для галактики (не считая, возможно, того, от чего они убегали), однако на столе они долгое время были одной из самых слабых армий. Кодексы выходили с огромным опозданием, когда они все-таки выходили, то нерфили и без того слабую армию еще сильнее. Когда появились правила на смещанные армии, тираниды были единственными, с кем никто не «дружил». Много юнитов они потеряли по копирастическим причинам. Однако в седьмой и особенно восьмой редакции они дождались баффов, и даже получили себе союзников в виде Культа Генокрадов (не желаете ли танковую поддержку для вашей космической саранчи?) — по иронии судьбы, в бэке в это время самой большой угрозой признали Хаос.
    • Рубикон Примарис - хирургическая процедура, которая из старого, полностью оформившегося десантника-"карлана" делает моднявого примариса. И вроде как есть нехилый риск умереть в процессе, но угадайте, сколько поименованных героев не пережило процесса примарисизации? Правильно - пережили все.
  1. Никогда не называйте своё произведение «Защитники», слышите!