Несбалансированная армия
Сильная армия — это Камень-ножницы-бумага? Камень — разбивает ножницы, ножницы — режут бумагу, а бумага — оборачивается вокруг камня.
Но, погодите, что мы видим? Ест камень, есть ножницы, но где бумага? Эта армия слаба? Применяем против них, для пробы, ножницы — они ломаются об их камень. Используем против них бумагу — её режут их ножницы. Наконец, довольно ухмыляясь, берёмся за камень — бумаги ведь у них нет, а значит и отбиваться им, судя по всему, нечем… Но, вот тут оказывается, что камень-то у них ВДВОЕ больше и сильнее! И они просто одолевают ваш камень не бумагой, а другим камнем, ПОБОЛЬШЕ! Итого у них Несбалансированная армия, которой они с успехом пользуются, так как это не баг, а фича.
Родственный троп — косая атака.
Примеры
Вымышленные
- Если у нас именно такие гномы, то на поле боя они — тяжёлая бронированная пехота, на случай перестрелки имеющая тяжёлые арбалеты и большие щиты, при отсутствии какой-либо конницы. Иногда имеют пушки, но те ползут еще медленней, чем сами гномы. Если в сеттинге распространена боевая магия, то у гномов и с ней обычно провал. Зато опционально присутствует аналог бронетехники в виде големов и автоматонов. А то и, собственно, буквальная (броне)техника, от тележек с боеприпасами и стрелками, как в BfME, до натуральных паротанков, автожиров и прочих чудес. Однако, гномья кавалерия в виде наездников на разном непотребстве — козлобаранах, кабанах, медведях, быках, горбатых ящерицах, кротах-переростках — становится уже не такой редкостью в игровом масскульте.
- С другой стороны, гномы в обороне, особенно в родной крепости, будут непобедимы, если не заявится что-то, чему нельзя набить морду, вроде демона или дракона. Все мы помним, как кончили Мория и Эребор…
- Mount & Blade — помимо Хергитского ханства, которое тут классическая фракция степняков, сюда идут Родоки, которые остались без кавалерии (ибо находятся в гористой местности), а также Норды тоже без кавалерии. Что забавно, Родоки и Норды — самая прогрессивная и самая отсталая (визуально — у первых век пятнадцатый, вторые где-то в девятом сидят по уши, а в игре идёт подобие земной тринахи).
- В моде «Prophesy of Pendor» армии основных фракций основаны на фракциях из оригинала с соответствующими наклонностями, но эти наклонности сглажены, и у каждой страны имеются пехота, конница и стрелки. А вот среди второстепенных фракций есть безлошадный Меттенхайм, ставящий на тяжёлую пехоту с двуручниками и мощные арбалеты, конные кочевники Джату и Нолдоры, у которых даже рыцари не ходят в бой без лука.
- Total War: Rome — конница у греков настолько слабая, что уж лучше её не нанимать. А главной силой греков являются разнообразные фаланги — от греческого ополчения, являющихся самыми сильными в сравнении с ополченцами других народов, будучи у греков самой слабой разновидностью фаланги, до крайне крутых спартанцев — и тяжёлые пельтасты!
- Total war: Warhammer — святая троица «монстры, магия, стрелки» приводит к составлению армий для кампании высокой сложности почти целиком из одного типа юнитов, оставляя за бортом ближнебойную пехоту и кавалерию даже если они есть.
- У гномов нет ни кавалерии, ни вообще каких-либо больших существ, и атакующей магии тоже нет.
- Лесные эльфы не имеют артиллерии.
- Сильванские вампиры лишены стрелков (если не учитывать сильванских арбалетчиков и аркебузиров, доступных далеко не сразу, да и плохо вписываются в тактику) и артиллерии.
- Пираты Берега Вампиров и скавены не имеют кавалерии.
- Налетчики Норски не имеют артиллерии, за исключением одной (правда, очень мощной) уникальной батареи.
- У скавенов нет летающих отрядов даже в виде маунтов для героев и лордов как у Империи.
- В меньшей степени — разновидности этих самых монстров: у кого-то нет полноценной одиночной монстры, у кого-то монстропехоты, а чудовищная кавалерия это вообще редкий зверь.
- C&C Generals — Китай делает упор на грубую мощь тяжёлой техники, ГЛА не имеют авиации и не пользуются электричеством, их войска слабы в открытом бою, но хороши для диверсий и быстрых рейдов.
- В дополнении Zero Hour у каждого генерала есть своя специализация, обычно узкая. Генерал ВВС Грейнджер не может строить танки, танковый генерал Квай не имеет артиллерии, у принца Кассада нет ни того, ни другого.
- Command&Conquer 3, дополнение Kane’s Wrath:
- Черная Рука Братства Нод обладает мощной пехотой, но не имеет авиации, кибернетики и стелс-технологий.
- У Избранных Кейна отличная киберпехота, зато они лишены огнемётных танков или их аналогов.
- У Стальных Когтей ГСБ мощная техника, активно используются шагоходы и оружие Гаусса, но нет звукового оружия, снайперов, штурмовиков и коммандо.
- Силы зональных операций остались без пушек гаусса для танков.
- Age of Wonders: Planetfall:
- У Авангарда вообще нет юнитов ближнего боя, за исключением валькирий и дронов (временные юниты).
- У кер’ко и конструктов нет танков.
- У Синдиката и шакарн только по одной лодке, но им больше и не нужно — вся наземная техника Синдиката левитирует, а шакарн вообще земноводны.
- То есть они не должны быть в этой статье?
- Ни у амазонок (за исключением одной лодки), ни у кер’ко нет ни одного механического юнита. У Авангарда и двар, напротив, весь состав (кроме пары базовых юнитов) механизирован.
- Dawn of War — у Имперской Гвардии сильный перекос в сторону стрелковых юнитов, в ближнем бою сильны только геройский отряд командования и огрины, которые появляются поздно, а начиная с Dark Crusade ещё и ограничены одним отрядом. Орки, напротив, ориентированы на рукопашную. Большая часть войск некронов медлительна, но отличается силой и живучестью, эльдары напротив, слабы здоровьем, но очень мобильны. А игрокам за Тау приходится выбирать между уклоном в дальний или ближний бой.
- Властелин колец: Битва за Средиземье — лагеря сил Добра (Гондора и Рохана) хорошо укреплены, но у них всего один осадный юнит. Силы Зла (Мордор и Изенгард) имеют обширный осадный арсенал, зато не могут укреплять собственные базы. К тому же Добру доступно намного больше героев. В сиквеле ситуация стала чуть более сбалансированной — стены теперь бесполезны у всех фракций, а тёмным фракциям добавили новых героев.
- Warhammer 40000 — после Ереси Хоруса такими намеренно сделали Космодесант и Имперскую Гвардию: первые — элитные суперсолдаты, крайне ограниченные в численности и тяжёлой технике, вторые отделены от космофлота и делятся на полки, многие из которых узкоспециализированы — пехотные, бронетанковые, артиллерийские и так далее. Таким образом, несколько разных полков Гвардии, особенно при поддержке Космодесанта, составляют мощную сбалансированную армию, но если предаст отдельный полк или орден, это будет не такой уж катастрофой.
Реальная жизнь
- Древнегреческие армии — очень часто практически не имели конницы, считалось нормой, приехав на битву на коне, сражаться пешком в тяжёлых доспехах.
- Как и большинство армий Бронзового века. Армии состояли из пехоты и стрелков, как пеших так и на колесницах. Конницы не было, так как еще не были выведены подходящие породы коней. Как мобильные стрелковые платформы колесницы отлично справлялись, а вот непосредственно для схватки подходили мало из-за низкой прочности.
- Однако, в Македонии было много аристократов и достаточно пастбищ для коней, так что у македонцев имелась сильная конница.
- Армии кочевых и полукочевых степных народов нередко представляют из себя целиком конное войско, в основном состоящее из легкой конницы, так как каждый кочевник имеет возможность владеть как минимум одной лошадью. Случается, что даже при стремительном расширении и усилении армия остается почти полностью конной, хотя в ней появляются тяжеловооружённые части. Однако если в составе государства присутствуют оседлые регионы, то, как правило, в войсках будет встречаться определённое количество пехотных отрядов, не говоря о других родах войск.
- Османская ранняя армия — разнообразная конница, лёгкая и тяжёлая, янычары и тяжёлая осадная артиллерия, но очень малое количество копейщиков среди непосредственно турецких сил. Пешие копейщики, как правило, были в частях наёмников и ополченцев — с Балкан (арнауты, войники) и других территорий (мусульмане не-тюркского происхождения — гарибы)
- Армия Русского царства при Иване Грозном и Иване Третьем — аналогично: стрельцы с пищалями, поместная дворянская конница, хорошо развитая разнообразная артиллерия на все случаи жизни, и всё это без пикинёров. У стрельцов были бердыши — это в первую очередь секиры, копейный наконечник у них зачастую отсутствовал. Копьями-рогатинами вооружалась обозная обслуга. Полки копейного строя были сформированы уже только в начале XVII в.
- С другой стороны, допетровская армия была «восточного» типа (как и османская, кстати говоря) и предназначалась для борьбы с мобильными кочевниками, где тяжёлой рыцарской конницы не было. А раз так, то и пикинёры особо не нужны. Ну а если припрёт обороняться от каких-нибудь крылатых гусар — гуляй-город в помощь!
- Бурская типа-армия — была не только ездящая пехота, но и пулемёты, и артиллерия, но совсем не было холодного оружия: ни кавалерии, ни даже штыков у пехоты.