TRPG

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

TRPG (англ. tactical role-playing game) — тактическая ролевая игра, объединяющая в себе и классическую систему RPG, и элементы стратегических игр. Отличия в том, что система заточена под тактику, читай — под мочилово. Поэтому ролевые элементы сводятся к выбору изредка, за какую фракцию драться, прокачке характеристик, полному отсутствию социалки и различные вариации диалоговой системы — от двухкнопочной (КД:Р), до системы ключевых слов и социальных умений в довесок ко всему прочему (Wasteland 2, помимо прочего является к тому же классической CRPG).

Примеры[править]

Западные представители[править]

  • «Код доступа: Рай» — киберпанк в своём эталонном виде. Хакер что-то не то взломал, и на него объявлена облава. Но он не одинок в своём пути через бои и торговлю трофеями к финалу — по дороге к нему присоединяются отбросы общества, которые по различным причинам задолбались сидеть и терпеть весь тот мрак, что творится вокруг. Игрок контролирует всех бойцов отряда; РПГ-составляющая представлена в основном квестами (можно кого-нибудь спасти, а можно поиграть в террористов) и союзами (можно записаться в бандформирование или же помогать закону).
    • «Власть закона» — приквел. Всё то же самое, но играем за полицию, и нам выбирать, будем мы коррумпированными копами или же истинными слугами закона.
  • Jagged Alliance — считается эталоном ТРПГ. Отряд наёмников пытается совершить военный переворот в стране, подчиненной тирании злых людей. Не смотря на огромное количество багов, в обе части фанаты серии играют до сих пор (а третья скорее на любителя).
  • Серия X-Com — условно, так как больше это стратегия с элементами тактики, нежели чем тактическая ролевая игра. Не смотря на практически полное отсутствие диалогов, в ней просто очень дофига персонажей. Суть в том, что инопланетяне пытаются захватить и затерроризировать Землю (или что у нас там они делают в этой части — уже захватили? Прилетели новые? Добрались до Марса?), а земляне в лице игрока сопротивляются — как стратегически (развивая промышленность и науку), так и тактически (управляя подразделением солдат, у каждого из которых свои характеристики и причуды). Моральный выбор в основном обуславливается действиями игрока, когда тупой гражданский NPC, управляемый не менее тупым AI, загораживает сектор стрельбы. Впрочем, в последних версиях так же появилась система взаимоотношения с расами — можно или сделать всем хорошо, или сделать всем очень плохо.
  • Soldiers of Anarchy — пост-апокалиптика, чьё действие происходит в Сибири. По меркам обычной Tactical-RPG имеет огромные карты для боёв, немаленькие даже для RTS. Имеет реал-тайм боёвку, однако, в отличие от RTS имеется очень ограниченное число индивидуальных солдат, со своими характеристиками, опытом и прокачкой. В отличие от X-Com и Jagged Alliance нанять новых солдат на замену убитым не получится — не откуда, и новых солдат можно получить только из тех кого удалось спасти во время миссии. В отличие от RTS техника не воюет сама по себе, а требует обученных экипажей, из числа тех же солдат, которые можно обучить управлять техникой.
  • Sid Meier's Starships — редкий образец космической Tactical-RPG.
  • Бригада E5 и 7.62 — как идейные продолжатели Jagged Alliance.
  • Lethal RPG Destiny. Леталь, конечно, армия из одного человека, но даже он не способен захватить мир в одиночку. Так что тактика и стратегия здесь занимают не меньше времени, чем мечемахание.
  • Silent Storm — отечественный экземпляр, в котором игрок командует небольшим разношёрстым отрядом во время Великой отечественной, либо за антигитлеровцев либо за Ось как часть специального подразделения, оперирующего глубоко в тылу врага. У каждого персонажа свои навыки (помимо класса) и свои реплики. Игру часто сравнивают с вышеупомянутым Jagged Alliance, отчасти из-за почти полной разрушаемости местности (что, однако, может сделать задачу невыполнимой). Правда позже игра переходит в жанр бондианы — тайная организация разрабатывает немыслимые виды оружия и даёт его обеим сторонам, чтобы они уничтожили друг друга, а сама организация забрала что останется.
    • «Silent Storm: Sentinels» — продолжение/дополнение, действие разворачивается после войны. Создана организация «Часовые», борющаяся с той же тайной организацией «Молот Тора», которая всё ещё мечтает о мировом господстве. Членами «Часовых» являются некоторые из спецназовцев обеих сторон закончившегося конфликта. Правда теперь игроку приходится продавать лут, чтобы финансировать операции, так как «Часовые» уже не находится под крылом никакой державы, да и Холодная война не помогает.
    • «Серп и Молот» — тот же сеттинг на два года позже (и почему-то забыты панцеркляйны). Игрок принимает роль советского шпиона, засланного на западную сторону Германии, чтобы вести диверсионные операции против сил НАТО. Однако на пути стоят обе вышеупомянутые организации.
  • Langrisser — серия японских игр 90-х годов, включающая в себя пять основных игр и большое число ремейков на разные платформы. В отличие от многих представителей жанра предполагают не драку стенка-на-стенку между двумя отрядами героев, а полномасштабные сражения двух (изредка трёх) армий. Это достигается благодаря тому, что каждый герой (число которых зависит от игры, но чаще всего под началом игрока их до восьми, у ИИ до десяти-двенадцати) может нанимать себе отряды безликих наёмников. Причём число доступных для найма отрядов и то, какие именно отряды можно нанять, зависит от класса конкретного героя и от конкретной игры, благодаря чему более-менее сохраняется разнообразие войск. Сами войска подчиняются довольно развитой системе уязвимостей, у героев, в дополнение, имеется система классовых ограничений: например, маги и целители имеют много заклинаний, но не могут похвастать физической мощью и хорошими войсками ближнего боя, а бойцы обладают одним-двумя слабенькими заклинаниями, но зато обладают высокими характеристиками и могут нанимать мощных рыцарей и пехоту. Кроме того имеется и простенькая система местности. Правда ролевая система развита слабо: имеется несколько основных характеристики (атака, защита, мана, в третьей части появляется инициатива), которые увеличиваются путём повышения уровня героя и надеванием на него различных предметов (от одного до трёх, в зависимости от игры). При достижении десятого уровня, герой может перейти в другой класс (обычно выбирается из двух вариантов), само древо классов в большинстве игра имеет четыре стандартных уровня и пятый секретный, на котором находится один (реже два, совсем редко больше) класс, свой для каждого героя. Сюжет игр подаётся через диалоги персонажей, при этом сквозного сюжета, как такового, нет (но вот сквозная тема-таки имеется) и напрямую между собой связаны только две последние игры, однако отсылок к предыдущим играм вполне достаточно.
  • Игры по вселенной Front Mission выходили в самых разных жанрах, но знают эту вселенную в первую очередь за тактические пошаговые симуляторы.
  • Горький-17 (Odium) — большая часть игры состоит из пошаговых боев в стиле шахмат (приходится продумывать действия на несколько ходов вперёд) и прокачки характеристик после боя. Диалоги персонажей между боями раскрывают сюжет, но возможности выбирать реплики в диалогах у игрока нет.
  • Battle Brothers — симулятор отряда наёмников в фэнтезийном мире. Пошаговая боёвка, персонажи с отдельными чертами личностями, исследование мира, контракты-квесты. Звучит неплохо и очень близко к сабжу… а потом игра напоминает, что она прежде всего рогалик и выдаёт какое-нибудь архисложное задание.

Японские примеры[править]

  • Fire Emblem
  • Final Fantasy Tactics
  • Disgaea — постмодернистская игра про демонов. Здесь можно делать стопку из своих юнитов, чтобы потом эффективно раскидать их по полю, а также кидать врагов друг на друга, после чего они объединятся в одного более сильного. Также тут есть нереальной эпичности приёмы. Известна своим запредельно высоким порогом прокачки: ещё в первой игре можно прокачаться до 9999 уровня, в чём нет абсолютно никакой необходимости: для финального босса достаточно 80-100 уровня.