Псевдодокументалистика: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 9: Строка 9:
* «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца.
* «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца.
* «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль ([[Я не Зельда!|а вовсе не в Блэр]]), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, [[дневник катастрофы|отснятые и в самом деле пропавшими студентами]]. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного.  
* «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль ([[Я не Зельда!|а вовсе не в Блэр]]), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, [[дневник катастрофы|отснятые и в самом деле пропавшими студентами]]. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного.  
** А вот [[сиквел]] «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом!
* «Паранормальное явление» и её продолжения.
* «Паранормальное явление» и её продолжения.
* «Дневники мертвецов» Ромеро.
* «Дневники мертвецов» Ромеро.

Версия 19:47, 16 сентября 2022

Псевдодокументальный фильм или mockumentary (англ. mock — насмехаться, пародировать и documentary — документальный) — кинематографический или телевизионный жанр игрового кино, в котором вымышленные события показаны в формате документального фильма. Жанр появился как ответ на коммерциализацию документального кинематографа и вытекающую из этого ложь с постановочными сценами[1]. Так что в фильмах этого жанра документалистика высмеивается и доводится до абсурда — например, иногда можно наблюдать нарочитый «непрофессионализм» операторов. Различают комедийные и драматические псевдодокументальные фильмы. Псевдодокументальные комедии часто используются в качестве сатиры. В некоторых фильмах всё действо снимается на любительскую камеру (как в «Ведьмах из Блэр»), и данный приём наиболее распространен в современной псевдодокументалистике.

Не стоит путать псевдодокументалистику с доку(ментальной)драмой. Докудрама (Docudrama, Documentary drama) — это воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, внешне подающееся в форме документального или научно-популярного фильма. Также есть такой жанр, как документальный вымысел — комбинация документалистики и вымысла.

Примеры

Кино

  • «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными.
  • «Каллоден» (1965) — один из первых представителей псевдодокументального кино. Показывает Сражение при Каллодене (которое состоялось 16 апреля 1746) в виде «телерепортажа», включающего в себя и «интервью» с участниками событий.
  • «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца.
  • «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль (а вовсе не в Блэр), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, отснятые и в самом деле пропавшими студентами. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного.
    • А вот сиквел «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом!
  • «Паранормальное явление» и её продолжения.
  • «Дневники мертвецов» Ромеро.
  • «V/H/S» («З/Л/О») — серия зарисовок о встрече мирных и не очень граждан с нечистью.
  • «Искатели могил»
  • «Пограничная полоса» (Borderlands) — о нелёгких буднях экзорцистов.
  • «Тайна перевала Дятлова».
  • «Монстро».
  • «Первые на Луне». СССР запустил космонавта на Луну еще в 1938 году и после частично неудачного запуска уничтожил почти все следы космической программы, а космонавт-то не только долетел, но и вернулся!
  • «Аполлон-18».
  • Короткометражка «Выжить в Йобурге», позже развернутая в фильм «Район № 9».
  • «Хватай деньги и беги», «Зелиг» и «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во втором — о человеке, обладающем способностью перевоплощаться в кого угодно, в третьем — о легендарном джазовом музыканте.
  • «Борат».
  • «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне.
  • Испанский фильм «Репортаж» и его американский ремейк «Карантин».
  • «Это — Spinal Tap». Фильм, который тонко подшучивает над разными рок-группами, обыгрывая их взлёты и падения на примере выдуманной глэм-рок группы Spinal Tap.
  • «Забытое серебро» Питера Джексона и Косты Боутса.
  • What We Do in the Shadows (в русском прокате «Реальные упыри») — деконструкция идеи современных вампиров, живущих среди нас.
  • «Два капитана II» Курёхина. И его же видеолекция о брома
  • Культовый треш «Зелёный слоник» (до повального бума в сети) некоторые принимали за реальную съёмку.
  • «Армия Франкенштейна».
  • «Trailer Park Boys» — подается как документалка о жизни канадского «белого отребья» в трейлерном парке. Один раз оператора даже подстрелили из ружья.
  • «Alien Abduction: Incident in Lake County» — подаётся как найденная плёнка, заснявшая нападение пришельцев на семью во время Дня благодарения.
  • Фильм «Горько!» стилизован под свадебное видео.
  • «Шопинг-тур», ужастик не особо успешный, зато российский.
  • «Документалистика сегодня!» — цикл пародий на известные в США документальные фильмы и сериалы от выпускников SNL. Детально воссоздают стилистику оригиналов, часто на грани оммажа.
  • «Залив» (2012) — ужастик в стиле «body-horror».
  • В 2013 году был снят псевдодокументальный телефильм «Великая Марсианская война 1913—1917». На Уэллса похоже лишь местами, но навеяно явно его нетленкой.
  • «После смерти» (Post Mortem) (2013) — наш ответ «Паранормальному явлению». Молодой человек, занимающийся по просьбе находящегося в отъезде друга похоронами его дедушки, остаётся на ночь в квартире один-на-один с лежащим в гробу покойником. Как назло, во всём районе гаснет свет, и главному герою приходится использовать фонарик своей камеры для освещения. Несмотря на затянутость, слабую насыщенность событиями и такую себе актёрскую игру, фильм получился довольно жутковатым и может напугать, если смотреть его ночью и без света — такова магия мокьюментари.
  • «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего в зоне военных действий в Луганске. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-клоуны «Шарапов» и «Жиглов» из цирка «Лунатики», и за этим читается намёк на ужасы войны. На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру.

Телесериалы

  • «Скорая помощь» — в одном из первых сезонов была серия, по сюжету которой местный телеканал снимал репортаж «один день приемного отделения многопрофильной городской больницы», снятая в псевдодокументальном стиле.
  • «Восьмидесятые» — одна из серий сделана в этом стиле: американцы снимают документальный фильм о советской молодёжи.
  • «Школа» В. Г. Германики.
  • «Реальные упыри», упомянутые в разделе «Кино», оказались настолько успешными, что обзавелись двумя сериальными спин-оффами. Тоже, разумеется, псевдодокументальными.
    • «Паранормальный Веллингтон» — помните, как в первоисточнике к вампирам нагрянули с проверкой копы, которые осмотрели весь дом, но так и не заметили ничего подозрительного, хотя это самое «подозрительное» было у них прямо под носом? Так вот, из этой зарисовки сделали отдельный сериал. Теперь операторы-документалисты таскаются за теми самыми двумя копами, которые в каждой серии расследуют новое паранормальное дело, тупя так же, как в фильме, но уже без обоснуя в виде вампирского гипноза.
    • «Чем мы заняты в тени» (в оригинале сериал называется так же, как фильм, просто на сей раз переводчики не стали пускаться в безумный креатив) — создатели второго спин-оффа не стали изобретать велосипед и сняли те же яйца, только в другой корзине. Операторы-документалисты снова следят за жизнью небольшого ковена вампиров, но только не того, что был в фильме, а другого. Вампиры из первоисточника тоже порой появляются в сериале в качестве камео.

Телевидение

Мультфильмы

  • Есть несколько мультиков у Текса Эйвери: «Автомобиль будущего», «Ферма будущего» и «Дом будущего». С одной стороны пародировались обучающие мультфильмы, а с другой — сюжеты из киножурналов и теленовостей.

Аниме

  • В режиссёрской версии «Первого отряда» действие перемешивается с псевдодокументальными вставками, в которых якобы очевидцы событий, психологи и врачи комментируют происходящее.

Интернет-проекты

  • SCP — собственно, целиком об этом. Истории про вымышленные объекты с фантастическими свойствами, изложенные в формате какбе реального научного исследования (и даже с фотографиями).

Прочее

  • Радиопостановка Орсона Уэллса по книге Герберта Уэллса[2] В 1938 году в США «Война миров» была выполнена в виде репортажа о высадке пришельцев. По легенде, 1/5 часть слушателей приняла постановку за чистую монету, и началась паника (несмотря на то, что во время постановки диктор несколько раз напомнил, какая передача идёт в эфире и кто её автор). По альтернативному мнению, историю о массовой панике раздули газетчики, чтобы очернить деятельность своего лютого конкурента, радио. А вот в Эквадоре в 1949 году действительно дело кончилось тем, что эквадорцы, разгневанные тем, как их напугали, в итоге устроили на радиостанции погром с жертвами.

См. также

Примечания

  1. Так, известная сцена самоубийства леммингов в фильме «Белая пустошь» (1958) полностью постановочная. Реальные причины колебания численности леммингов куда сложнее и связаны с кормовой базой, моделью «хищник-жертва» и миграциями.
  2. Нет, они не родственники и даже не однофамильцы — их фамилии пишутся по-разному, Welles и Wells, соответственно.