Из демона в клоуна: различия между версиями
Строка 27: | Строка 27: | ||
* Более мягко, но в том же духе обошлись с Джейсоном в «[[Friday the 13th|Пятнице, 13-е]]» — начиная с шестой части и заканчивая приключениями [[Теперь в космосе!|в космосе]]. | * Более мягко, но в том же духе обошлись с Джейсоном в «[[Friday the 13th|Пятнице, 13-е]]» — начиная с шестой части и заканчивая приключениями [[Теперь в космосе!|в космосе]]. | ||
* С [[Жуткая кукла|куклой Чаки]] из серии «Детская игра» вышло по-своему даже неплохо — во многом потому, что матерящаяся ожившая кукла изначально выглядит комично. И всё-таки в четвёртой-пятой частях — «Невесте Чаки» и «Потомстве Чаки» — градус ужаса резко снизился, а градус юмора резко возрос. Чаки [[Обыденность зла|дрочит на девок-зомби, ругается с женой, воспитывает сынка]] и прочая, и прочая… | * С [[Жуткая кукла|куклой Чаки]] из серии «Детская игра» вышло по-своему даже неплохо — во многом потому, что матерящаяся ожившая кукла изначально выглядит комично. И всё-таки в четвёртой-пятой частях — «Невесте Чаки» и «Потомстве Чаки» — градус ужаса резко снизился, а градус юмора резко возрос. Чаки [[Обыденность зла|дрочит на девок-зомби, ругается с женой, воспитывает сынка]] и прочая, и прочая… | ||
* [[Годзилла]] же! За время эпохи Сёва ящер из мрачного символа ядерной войны и разрушительных бедствий превратился в нелепую зверушку, комично пританцовывающую и боксирующую с разнообразными монстрами. В «Годзилле против Кинг-Конга» досталось сразу обоим — даже в классическом «Кинг-Конге» бородатого | * [[Годзилла]] же! За время эпохи Сёва ящер из мрачного символа ядерной войны и разрушительных бедствий превратился в нелепую зверушку, комично пританцовывающую и боксирующую с разнообразными монстрами. В «Годзилле против Кинг-Конга» досталось сразу обоим — даже в классическом «Кинг-Конге» бородатого 1933 года обезьян смотрелся внушительнее. Что до ящера, то он под конец Сёва научился танцевать и даже (с субтитрами) разговаривать! Неудивительно, что в 1984 году выпустили [[реткон]], полностью отвергающий все фильмы Сёва, кроме самого первого, дабы вернуть Годзилле прежнее грозное величие. | ||
* Знаменитые монстры студии «Юниверсал» — [[Дракула]], [[Франкенштейн]], [[Мумия]], Человек-волк и т. д. После множества кроссоверов, становившихся всё нелепее, продюсеры поняли, что на их франшизу без смеха уже не взглянешь, плюнули и сняли несколько пародий с комиками Эбботом и Костелло, которые, мол, «встречают» то одно, то другое легендарное чудовище. | * Знаменитые монстры студии «Юниверсал» — [[Дракула]], [[Франкенштейн]], [[Мумия]], Человек-волк и т. д. После множества кроссоверов, становившихся всё нелепее, продюсеры поняли, что на их франшизу без смеха уже не взглянешь, плюнули и сняли несколько пародий с комиками Эбботом и Костелло, которые, мол, «встречают» то одно, то другое легендарное чудовище. | ||
* «[[Гремлины]]» — [[с прикрученным фитильком]]: [[гремлины]] и в первом фильме показаны хоть и опасными, но озорными зверушками, однако в сиквеле они хохмят совершенно без продыху. | * «[[Гремлины]]» — [[с прикрученным фитильком]]: [[гремлины]] и в первом фильме показаны хоть и опасными, но озорными зверушками, однако в сиквеле они хохмят совершенно без продыху. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
* В играх из серии «Двойной Дракон» злой колдун Кога Сюко — сущий демон. А в [[Вопиющий неканон|малоудачной киноверсии]], в исполнении Роберта Патрика — скорее клоун. | * В играх из серии «Двойной Дракон» злой колдун Кога Сюко — сущий демон. А в [[Вопиющий неканон|малоудачной киноверсии]], в исполнении Роберта Патрика — скорее клоун. | ||
** Абобо оттуда же. Всему виной [[Спецдефекты|дешёвый грим]]. Впрочем, кому смешно, а кому и [[Получилось страшно|жутко]]. А ведь в играх Абобо начинал как обыкновенный, лишённый всяких изысков, но при этом нешуточно грозный (для неумелого противника) [[шкаф|амбал]]-[[головорез]] на службе у [[Неформалы-бандиты|опасных бандитов]]-рукопашников, спутавшихся на свою голову (они-то полагали, что «ради своего преимущества») с [[мраккультист|мраккультизмом]]… | ** Абобо оттуда же. Всему виной [[Спецдефекты|дешёвый грим]]. Впрочем, кому смешно, а кому и [[Получилось страшно|жутко]]. А ведь в играх Абобо начинал как обыкновенный, лишённый всяких изысков, но при этом нешуточно грозный (для неумелого противника) [[шкаф|амбал]]-[[головорез]] на службе у [[Неформалы-бандиты|опасных бандитов]]-рукопашников, спутавшихся на свою голову (они-то полагали, что «ради своего преимущества») с [[мраккультист|мраккультизмом]]… | ||
* [[The Elder Scrolls]] | * [[The Elder Scrolls]] — внутримировой пример. Во внутриигровой книжке «Вернаккус и Бурлор» рассказано о неудачливом демоне, который умел только угрожать, а сам был слабым. Демон Вернаккус «победил» (на самом деле нет, как выясняется в финале рассказа) великого лучника Бурлора, благословлённого богами никогда не промахиваться, просто успев исчезнуть, телепортировавшись. После этого его сначала стали уважать, но когда распространились знания о реальном событии — начали насмехаться. В конце концов его почитателей вместе с Вернаккусом в его же святилище умудрились побить камнями простые крестьяне, а Вернаккус погиб от того, что застрявший в двери наконечник стрелы Бурлора стараниями крестьян всё-таки добрался до цели. | ||
{{Nav/Villains}} | {{Nav/Villains}} | ||
{{Nav/Ужасы}} | {{Nav/Ужасы}} |
Версия 23:28, 10 июля 2024
Извечная проблема затяжных хоррор-франшиз, между прочим. Сначала у нас был по-настоящему жуткий и мрачный главный злодей. Мы выпустили первый фильм, второй, а примерно на третьем решили добавить персонажу немного мрачного юморка. Не всё же ему действовать с серьёзной миной — это ведь так скучно! Чутка самоиронии ещё никому не вредило!
Проблема в том, что каждый сиквел имеет обыкновение приумножать всё, что было в предшественнике. Включая и иронию, которая вскоре перерастает в хохмочки, те — в бугагашечки, превращающие ужасы в откровенный балаган и самопародию, и вот уже вместо грозного монстра мы получаем клоуна. К этому времени основная часть публики, кроме оголтелых фанатов, отсеивается, и франшиза наконец-то благополучно загибается лет на десять-пятнадцать — до первого ремейка или перезапуска.
В иных случаях образ срывается в бафос-нежданчик без намерения похохмить. Или даже напротив — из-за звериной серьёзности. Нередко так бывает при неудачной попытке сделать светлее и мягче, дабы охватить детско-подростковую аудиторию. Или создатели пытаются увеличить размах, не учитывая свои технические возможности.
Общий случай — Злодей сдулся.
Важно: случаи намеренной пародии в троп не входят! Когда из-за обилия пародий персонажа (необязательно злодея) становится сложно воспринимать всерьёз, это другой троп — эффект Наполеона.
Примеры
Мифология и фольклор
- Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч. Если давным-давно это были по-инфернальному жуткие сущности, то сейчас, с подачи анекдотов, детских фильмов, мультиков и спектаклей (и детских утренников!), воспринимаются больше как комичные злыдни-недотёпы, которые обязательно в конце концов будут эпично посажены в лужу положительными персонажами. В ту же степь водяные, лешие и кикиморы.
- «Эволюция» сказочного образа волка от опасного хищника к смешному ничтожеству.
Литература
- Всеволод Нестайко, «В стране Солнечных Зайчиков» — агент Королевы Ночи господин Мрак был фигурой зловещей и таинственной. А в сиквеле «Незнакомка из Страны Солнечных Зайчиков» все, решительно все злодеи скатились до уровня детского утренника.
Кино
- Киноверсия «Гарри Поттера» — в первом и четвёртом фильме Волдеморт суров и страшен, в пятом несерьёзен (хотя изо всех сил ломает из себя грозного тёмного владыку и хочет, чтобы его боялись), в седьмом — смешной босоногий чёртик с дурацкой улыбочкой.
- Но тут прикручен сюжетный обоснуй: в седьмом фильме герои один за другим уничтожают крестражи, в которых заключены кусочки, оторванные от души Волдеморта (своего рода «якори», удерживающие Тёмного Лорда на этом свете), и с каждым погибшим крестражем от Волдеморта буквально остаётся всё меньше, и от его рассудка — тоже.
- «Кошмар на улице Вязов» — едва ли не кодификатор этого тропа. Из серийного маньяка, полного чудовища, демонического убийцы детей сделали ковёрного клоуна, в шестой части продавив педаль в магму (см. гифку). Фредди режется в видеоигры, летает на помеле и балагурит только так, почти не пуская в ход свои бритвы. В фильме «Фредди против Джейсона» это пытались пофиксить, но сами всё испортили, заставив Фредди трахать труп.
- Намного более успешная попытка исправить Фредди была предпринята в «Новом кошмаре Уэса Крэйвена», где Фредди — натуральное воплощение зла, совсем не смешное.
- Более мягко, но в том же духе обошлись с Джейсоном в «Пятнице, 13-е» — начиная с шестой части и заканчивая приключениями в космосе.
- С куклой Чаки из серии «Детская игра» вышло по-своему даже неплохо — во многом потому, что матерящаяся ожившая кукла изначально выглядит комично. И всё-таки в четвёртой-пятой частях — «Невесте Чаки» и «Потомстве Чаки» — градус ужаса резко снизился, а градус юмора резко возрос. Чаки дрочит на девок-зомби, ругается с женой, воспитывает сынка и прочая, и прочая…
- Годзилла же! За время эпохи Сёва ящер из мрачного символа ядерной войны и разрушительных бедствий превратился в нелепую зверушку, комично пританцовывающую и боксирующую с разнообразными монстрами. В «Годзилле против Кинг-Конга» досталось сразу обоим — даже в классическом «Кинг-Конге» бородатого 1933 года обезьян смотрелся внушительнее. Что до ящера, то он под конец Сёва научился танцевать и даже (с субтитрами) разговаривать! Неудивительно, что в 1984 году выпустили реткон, полностью отвергающий все фильмы Сёва, кроме самого первого, дабы вернуть Годзилле прежнее грозное величие.
- Знаменитые монстры студии «Юниверсал» — Дракула, Франкенштейн, Мумия, Человек-волк и т. д. После множества кроссоверов, становившихся всё нелепее, продюсеры поняли, что на их франшизу без смеха уже не взглянешь, плюнули и сняли несколько пародий с комиками Эбботом и Костелло, которые, мол, «встречают» то одно, то другое легендарное чудовище.
- «Гремлины» — с прикрученным фитильком: гремлины и в первом фильме показаны хоть и опасными, но озорными зверушками, однако в сиквеле они хохмят совершенно без продыху.
- Серия «Поворот не туда» — троица мутантов продержалась ровно один фильм.
Мультсериалы
- Южный Парк — Картман с 20-ого сезона.
Комиксы
- Судья Дредд — Судья Смерть. Начинал, как жуткий апокалиптический маньяк, предводитель Темных Судий, но в итоге быстро выродился в нечто чернокомедийное. Хотя от откровенно пародийных комиксов про Дредда другого ожидать и не стоило. Вернувшись к персонажу поздней, авторы попытались вернуть ему прежнюю зловещесть, но получилось неоднозначно, а потом его и вовсе убили окончательно, отправив в ад в компании всех его жертв.
Аниме и манга
- Sailor Moon — с прикрученным фитильком, ибо это произошло не с основными злодеями, а с «поколениями» рядовых демонов. Если ёмы Тёмного королевства нередко действительно пугают и реально кровожадны, а кардьяны и дроиды хотя бы зловещие и жестокие, то остальные… Ладно ещё фансервисные даймоны, но, глядя на лемуров и особенно фагов, совершенно не верится, что эти представляют ещё большую угрозу, чем их предшественники из первых сезонов. Зато в оригинальной манге подобного безобразия нет и мелкое демоньё стабильно остаётся жестоким и опасным.
Видеоигры и их адаптации
- В играх из серии «Двойной Дракон» злой колдун Кога Сюко — сущий демон. А в малоудачной киноверсии, в исполнении Роберта Патрика — скорее клоун.
- Абобо оттуда же. Всему виной дешёвый грим. Впрочем, кому смешно, а кому и жутко. А ведь в играх Абобо начинал как обыкновенный, лишённый всяких изысков, но при этом нешуточно грозный (для неумелого противника) амбал-головорез на службе у опасных бандитов-рукопашников, спутавшихся на свою голову (они-то полагали, что «ради своего преимущества») с мраккультизмом…
- The Elder Scrolls — внутримировой пример. Во внутриигровой книжке «Вернаккус и Бурлор» рассказано о неудачливом демоне, который умел только угрожать, а сам был слабым. Демон Вернаккус «победил» (на самом деле нет, как выясняется в финале рассказа) великого лучника Бурлора, благословлённого богами никогда не промахиваться, просто успев исчезнуть, телепортировавшись. После этого его сначала стали уважать, но когда распространились знания о реальном событии — начали насмехаться. В конце концов его почитателей вместе с Вернаккусом в его же святилище умудрились побить камнями простые крестьяне, а Вернаккус погиб от того, что застрявший в двери наконечник стрелы Бурлора стараниями крестьян всё-таки добрался до цели.