Мультипликация или анимация — это вид киноискусства, но вместо живых актёров — нарисованные персонажи, куклы или компьютерные модели, а вместо декораций[1] — нарисованный фон.
История
Анимация гораздо старше кинематографа — история сменяющих друг друга картинок уходит далеко в прошлое, но в современном виде мультипликация появилась только в середине XIX в. Тогда стала популярной игрушка — фенактистископ. Игрушка представляла из себя круг с картинками и отверстиями. Когда зритель вращает диск напротив зеркала, то кажется, что картинки ожили! Тогда же появился другой прибор — зоотроп. Это проагрейженный фенактистископ, но вместо круга — цилиндр с нарисованными внутри изображениями, а снаружи — вырезанными отверстиями. Принцип действия — тот же. В 1872 году в музее Гревен в Париже француз Эмиль Рено продемонстрировал «рисованную пантомиму» — короткий мультик-клоунаду.
См. также Российская мультипликация.
Виды мультфильмов
- Рисованные.
- Перекладка (по сути близка к рисованному, но каждую фазу движения персонажа не рисуют заново, а выкладывают из фрагментов).
- Кукольные (причем есть и «стоп-моушн» — покадровая съемка, и live-action, где вместо живых актёров куклы, и сочетания обеих техник). В СССР до 1950-х встречался термин "объемная мультипликация".
- Пластилиновые (могут быть как «двухмерные» в роде мультиков, сделанных перекладкой, так и «трехмерные», подобные кукольным).
- Предметные (зачастую та же кукольная мультипликация, но вместо кукол предметы).
- Компьютерные:
- CGI-мультфильмы, или трёхмерные мультфильмы («Шрек» и т. д.).
- Флэш-мультфильмы.
- Песочные.
- Еще встречается комбинирование нескольких техник (обычно двух, реже — больше). В том числе и в одном кадре. Как самый частый прием — в полностью кукольный мультфильм могут добавить рисованные элементы — огонь, дым, ветер, падающий снег. Или сочетание рисованной техники с перекладкой, в зависимости от того какая из них для какой сцены окажется удобней/выразительней.
- Комбинированная анимация с живыми съёмками.
Разница между «циклом мультфильмов» и «мультсериалом»
«
|
Each episode of the cartoon can be observed as separate as they don’t have one continuous story, but many adventures instead.
|
»
|
— www.vorply.com о классическом цикле «Том и Джерри»
|
На примерах
Мультфильмы могут быть объединены в циклы. Самые ранние из популярных циклов, составленных из анимационных короткометражек, создавались в «дотелевизионную эпоху». Их принцип — тот же, что и в дотелевизионных американских киноциклах 1920-х — 1950-х годов, например циклах (с живыми актёрами) о Тарзане, о докторе Килдэре, а также «киноситкомах» от Лаурел/Харди и «Трёх чудаков» и т. п.[2] Потом появилось телевидение — но некоторые авторы так и продолжали творить не мультсериалы (или не только мультсериалы), а именно мультциклы.
Таковы, например:
- Древние чёрно-белые мультфильмы про кота Феликса (тогда у него ещё не было волшебной сумки);
- Ранние диснеевские приключения Алисы (нет, не кэрролловской), кролика Освальда[3], Микки Мауса и его друзей.
- Looney Tunes/Merrie Melodies (1929—1969, отдельные «аддоны» — в том числе и полнометражки — выходили и позже).
- Классический Tom and Jerry (1940—1957, 1961—1962, 1963—1967).
- Классический Droopy (1943—1958).
- «Кинотеатровый» цикл Pink Panther (1964—1980).
- Венгерские «Пети», «Ура!» и «Густав».
- Чешский «Крот».
- Польские «Рекс», «Приключения мышки» и «Волшебный карандаш»[4].
Такие циклы короткометражных мультфильмов некоторые плохо инструктированные товарищи могут путать с мультсериалами. Также циклы мультфильмов могут транслироваться по телевидению «на правах» мультсериала, особенно если мультики цикла имеют одинаковую продолжительность. Но мультсериал — это на самом деле особый формат, измеряемый сезонами и во всех мыслимых отношениях копирующий формат «телесериала с живыми актёрами», только вот персонажи анимационные. Это — подражание таким образцам, как «Династия», «Санта-Барбара», «День за днём», телевизионным ситкомам с их характерной манерой, теленовеллам и пр.
В формате мультсериала сделаны, например:
Внимание: не всякая анимация, которую показывают по телевизору (и не всякая, которая для телевидения и снята) — уже «мультсериал». Единая заставка и единая музыкальная тема в начале каждой серии — тоже сама по себе не признак: хоть эта черта и очень характерна для мультсериалов, но цикл мультфильмов тоже может ею обзавестись. Важнейший аспект разницы между «циклом мультфильмов» и «мультсериалом» заключается в том, что мультсериал, как правило — это одна длинная история (или череда ТЕСНО взаимосвязанных историй[5]), порезанная на серии aka эпизоды.
- Из-за этого внутрь мультсериала очень удобно лить воду, если возникает такое желание и/или необходимость.
Другое дело цикл мультфильмов. Это, как правило, много отдельных историй, объединенных общими персонажами, или ещё и сеттингом, но, в общем, куда более самостоятельных. Каждая из таких историй ВСЕГДА имеет свою самодостаточную завязку, свою кульминацию, свою развязку[6]. Такие было бы удобно показывать порознь в кинотеатрах (даже если конкретный образец там не показывают).
- Внутрь каждой такой истории воду уже не очень-то нальёшь: сразу скажется на качестве. Зрители проголосуют ногами.
Ещё одна хитрая особенность: очень сложно сделать мультсериал без единой внятной реплики. Можно (например, «Огги и тараканы»), но сложно. А цикл мультфильмов — да запросто!
Компоненты-фрагменты
Цикл мультфильмов состоит из выпусков: их просто выпускали один за другим; их можно СОВЕРШЕННО БЕЗБОЛЕЗНЕННО менять местами, даже если там и наличествует чисто для прикола некая единая хронологическая канва (что скорее редкость). Если у выпусков есть нумерация — это главным образом указание на то, в каком порядке они выходили (это может как-то связываться с событиями сюжета, но не обязательно). Иногда по дизайну персонажей (или ещё и задников) видно, «ранний» перед нами выпуск или «поздний», но это обычно не влияет ни на что существенное.
Мультсериал же состоит из серий, или, по-западному, episodes, т. е. последовательных фрагментов некоего единого целого, менять порядок которых не рекомендуется, даже если в каждой серии рассказывается вроде бы отдельная история. Нумерация у серий есть ВСЕГДА, и она, как правило, чрезвычайно важна. По телевизору эпизоды всегда показывают в фиксированном порядке. В онлайне тоже очень не помешает выяснить нумерацию, а уж потом начинать просмотр.
Критерий
Один из главных признаков, по которому проводят различие: мультсериал чаще всего таков, что начни смотреть одну из серий, выхваченную из серёдки — и почти гарантированно не всё поймёшь, или даже ничего не поймешь; возможны казусы вроде «WTF?», «Кто все эти люди?».
А цикл мультфильмов — это обычно такая штука, которая специально создавалась, чтобы смотреть выпуски в произвольном порядке, или посмотреть один любой из середины — и тем не менее всё понять. Просмотр выпусков начиная с самого первого и в «условно правильном» порядке — может нести зрителю некий необязательный бонус; а может и того не быть.
По аналогии
Иначе говоря, если проводить аналогии с прозой: цикл мультфильмов — это как сборник чрезвычайно ёмких и энергичных (иногда — минималистичных) рассказов об одном и том же герое. Максимально независимых друг от друга.
А мультсериал — это как длинная, пухлая, обстоятельная повесть или роман, даже если «роман в рассказах». В аккурат такой же была разница между предтечей цикла мультфильмов (киноциклом с живыми актёрами из Золотого века американского кино, то есть начиная с 1920-х годов) и предтечей мультсериалов (появившимися в 1950-х годах телесериалами с живыми актёрами).
Примечания
- ↑ Кукольных мультфильмов это не касается, хотя встречаются исключения. Аналогичные исключения бывают и для рисованных мультфильмов, когда фон сделан в виде макетов или использована живая съемка.
- ↑ Ну, там, разве что, продолжительность сеанса обычно была побольше. Но попадались и киноциклы из короткометражек с живыми актёрами, преимущественно комедийные. Этой стилистике, кстати, подражают гайдаевские «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (Гайдай был большим фанатом Лаурел/Харди, которых на просторах Советской Родины мало кто мог посмотреть).
- ↑ Освальда потом спихнули студии Universal.
- ↑ Не вписывайте сюда «Болек и Лёлек» Негребецкого, это в некотором роде уникальная мультэпопея. Она — с сохранением, насколько возможно, единого стиля — состоит частично из нескольких мультциклов, а частично из нескольких мультсериалов!
- ↑ Выхваченные из контекста (взятые в отрыве друг от друга), эпизоды мультсериала мигом теряют смысл, как минимум частично. Посмотрев не все эпизоды сезона (или одной из арок сезона), ВСЕГДА упускаешь нечто, достижимое только при полном просмотре. С выпусками мультцикла такого не происходит никогда и ни под каким видом.
- ↑ В мультсериале такое тоже возможно, но опционально. А в цикле мультфильмов — жизненно важно.
Основы |
---|
Базовые понятия |
Амплуа • Анахронизм • Архетип • Атрибут • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • До того, как это стало мейнстримом • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира
Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • История вмешивается в сюжет • Основано на реальных событиях • Отвратительная обратная связь • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
---|
Значимость ролей |
Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист) • Тритагонист •
Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор
Неважный важный персонаж |
---|
Хорошо и плохо |
Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
---|
Направления |
Классицизм → Модернизм → Постмодернизм → Метамодернизм Натурализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • … |
---|
Приёмы |
Версия для бедных • Дешёвая драма • Киллер-фича • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Навязчивый рефрен • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт)
Аллюзия: Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Произведение-оммаж • Прямое упоминание
Структура: Билд-ап и пей-офф • Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу |
---|
Хронология |
Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
---|
Автор и ещё автор |
Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат/Самоплагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
---|
Автор и произведение |
Автор-творец=бог-творец: Воля Божия • Одобрение Божие • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)
Авторский произвол: А я сказал — негодяй! • Авторский беспредел • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины (Ктулху из машины) • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Удобная потеря информации • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор?
Авторский обоснуй: • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Метафизическая броня • Сюжетная броня (Спасение каноном)
Прочее: Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • Да я даже не старался! • Концепция изменилась (Фичекат) • Лавкрафт писал правду! • Нежданный любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (Не хочу об этом вспоминать • Отречение от адаптации • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Несуществующее произведение (Змеебарсук • Третий том «Мёртвых душ») • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Труднодоступное произведение • Убрать своё имя из титров • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так |
---|
Автор и публика |
Бонусы (билингвальный • для взрослых • для гениев • для местных • для пересматривающих • для современников • для фанатов (конфетка для фанатов)) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Время не пощадило vs Отомщено временем • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф/Перепиарили (Эффект завышенных ожиданий) • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Не читайте мои книги! • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Миллион самоотсылок • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Публика — сволочь • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (Доктор Фансервис • Мисс Фансервис (Мама Фансервис • Прекрасная старица • Ягодка опять) • Мистер Фансервис (Серебряный лис) • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) vs Фан-диссервис • Целевая аудитория (Промах с аудиторией) • Эффект Стрейзанд • Американский Кирби крутой |
---|
Рассказчики |
POV-персонаж • Божественный рассказчик • Болтливый рассказчик • Доктор Ватсон • Исмаил • Ненадёжный рассказчик • Посмертный рассказчик • Скрытный POV-персонаж • Странный рассказчик (Животное в роли рассказчика • Зловещий рассказчик) |
---|
Роды творчества |
Фольклор • Театр • Комплексные франшизы • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
---|
Прочее |
Массовая культура • Раньше трава была зеленее |
---|
Мультфильмы (отдельные и в циклах) |
---|
Россия и (пост)СССР |
Белка и Стрелка. Звёздные собаки • Бибигон • Большое путешествие • Большой Тылль • Братья Пилоты • Бременские музыканты • Бюро находок • Ваше здоровье • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • В синем море, в белой пене... • Голубой щенок • День рождения Алисы • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Заколдованный мальчик • цикл Иван Царевич и Серый волк • Ивашка из Дворца пионеров • История одного преступления • Как казаки... • Карлик Нос • Келе • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крепость: Щитом и мечом • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Лоскутик и Облако • Мама для мамонтёнка • Маугли • Мешок яблок • Миллион в мешке • На задней парте • Незнайка и Баррабасс • Ну, погоди! • Огонёк-Огниво • Одуванчик • Остров сокровищ • Очень синяя борода • Падал прошлогодний снег • Петя и Красная Шапочка • Пёс в сапогах • Пиф-паф, ой-ой-ой • Пластилиновая ворона • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Простоквашино • Разлучённые • Садко • Синяя птица • трилогия о Смешариках (Начало • Легенда о Золотом Драконе • Дежавю) • Снегурочка • тетралогия о Снежной Королеве (Снежная Королева • Снежная Королева 2: Перезаморозка • Снежная Королева 3: Огонь и Лёд • Снежная Королева 4: Зазеркалье) • Тайна страны земляники • Тайна третьей планеты • Товарищъ со звёздъ • Три богатыря (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Шамаханская царица, На дальних берегах, Ход конём, Морской царь, Принцесса Египта, Наследница престола, Конь Юлий) • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Чудо-Юдо • Шкатулка с секретом • Элька | |
---|
США |
Атлантида: Затерянный мир • Большое путешествие (совместно с Канадой) • Братец медвежонок • Бэмби • ВАЛЛ-И • Великий мышиный сыщик • Вор и сапожник • Вперёд • В поисках Немо/В поисках Дори • Все псы попадают в рай • Геркулес • Головоломка • Голубоглазый самурай • Горбун из Нотр-Дама • Город героев • Динозавр • Дом-монстр • Желание Вакко • Зверополис • Земля до начала времён • Дорога на Эльдорадо • Золушка • История игрушек • Камешек и пингвин (совместно с Ирландией) • Коралина в стране кошмаров • Король-Лев • Корпорация монстров • Кошмар перед Рождеством • Кунг-фу Панда • Лего. Фильм 2 (совместно с Австралией) • Ледниковый период • Мадагаскар • Мегамозг • Медведь Барни • Меч в камне • Моана • Мой маленький пони: Новое поколение • Мой маленький пони в кино • Мулан • Оливер и компания • Ослик • Отель Трансильвания • Пиноккио • Планета сокровищ • Полёт драконов (совместно с Великобританией и Японией) • Последний единорог (совместно с Великобританией, ФРГ и Японией) • Похождения императора • Принц Египта • Принцесса и лягушка • Принцесса-лебедь • Ральф • Рапунцель: Запутанная история • Рататуй • Робин Гуд • Русалочка • Рядовой Снафу • Секрет крыс • Скуби-Ду • Снупи и мелочь пузатая • Суперсемейка • Тайна Коко • Тачки • Том и Джерри • Труп невесты • Франкенвини • Холодное сердце • Холодное сердце 2 • Храбрая сердцем • Хранители снов • Человек-паук: Через вселенные • Шрек (Кот в сапогах 2: Последнее желание) • Энканто • Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный • Южный Парк: После COVID’а
Про Бетти Буп
Афроамериканские мультфильмы • Оленёнок Рудольф |
---|
Канада |
Я, Домашний Козёл 2 • Рэтчет и Кланк: Жизнь пирога |
---|
Аргентина |
Ноев ковчег |
---|
Западная Европа |
Британские мультфильмы (Побег из курятника • Жёлтая подводная лодка) • Мультфильмы Германии (Бременские музыканты: Бесстрашная четвёрка) (Мультфильмы ГДР • Мультфильмы Третьего рейха) • Ирландские мультфильмы (Тайна Келлс • Песнь моря (совместно с Францией, Бельгией, Данией и Люксембургом)) • Испанские мультфильмы (Клаус (совместно с Великобританией)) • Итальянские мультфильмы • Скандинавские мультфильмы • Французские мультфильмы (Дети дождя • Принцесса Солнца • Ренессанс (сочетание с игровым) • Страх[и] темноты • Эрнест и Селестина) |
---|
Восточная Европа |
Албанские мультфильмы • Болгарские мультфильмы • Венгерские мультфильмы (Ловушка для кошек • Ловушка для кошек 2: Кот Апокалипсиса) • Польские мультфильмы (Болек и Лёлек) • Румынские мультфильмы • Чешские и чехословацкие мультфильмы • Югославские мультфильмы (Сербские мультфильмы • Хорватские мультфильмы) … |
---|
Восточная Азия |
Вьетнамские мультфильмы • Китайские мультфильмы (Нэчжа) • Корейские мультфильмы (Мультфильмы КНДР • Мультфильмы Южной Кореи) • Филиппинские мультфильмы • … |
---|
Студии |
Disney (Все мультфильмы снял Дисней) • DreamWorks Animation • Pixar • Киевнаучфильм • Мельница • Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран» • Таллинфильм |
---|
Режиссёры |
Аида Зябликова • Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг |
---|
← |
Основы • Мультсериалы • Аниме |
---|