Конец истории
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Nineties. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Моё поколение — дерьмовое поколение. На чём мы росли? Мерзкая жвачка, поп-группы из сладкоголосых мальчиков и чудовищные гибриды рэпа и металла. | » |
— Скарлетт Йоханссон |
(link)
Вот так выглядела эта эпоха глазами российских детейПосле окончания Холодной войны, когда СССР прекратил своё существование, его бывших жителей встретил дикий капитализм, приватизация, разгул преступности и все прочие «прелести» — а вот на Западе (особенно в США) наступило время благоденствия и процветания, которое даже сподвигнуло Фрэнсиса Фукуяму заявить о наступившем «конце истории» и начале вечной эпохи либеральной демократии. Привлекательность этого периода в том, что он соединил в себе стабильность и уют пятидесятых и свободные нравы шестидесятых-семидесятых: тогда люди уже крепко забыли послевоенный патриархальный уклад и пуританскую мораль, но ещё не знали про «харассмент», «белые привилегии», «культуру отмены» и тому подобное. Как и не знали про «карантин», «самоизоляцию», «QR-коды», «социальную дистанцию» и прочие прелести одной из последующих эпох.
Эпоха имеет очень чёткие временные рамки — от распада СССР (1991)[1] до теракта 11 сентября 2001, когда стало понятно, что Фукуяма был, мягко говоря, недальновиден.
Внимание: в статью просьба добавлять только те произведения, где показаны именно реалии этой эпохи и именно западных стран (США-Канады-Австралии и Западной Европы) либо какой-то их СФК. Страны бывшего соцлагеря проходят по другому ведомству, а если речь идёт просто про характерный художественный стиль (суперкомпьютеры, мутанты и инопланетные монстры) — это Китч восьмидесятых. В России аналогом этого времени можно считать Сытые нулевые, когда 90-е уже закончились, а новый кризис из-за санкционной войны и структурной деградацией отечественной экономики ещё не наступил.
Характерные приметы времени[править]
Наука и технологии[править]
- Персональные компьютеры продолжают своё победное шествие. IBM PC-совместимые машины вытесняют конкурентов с массового рынка, а Microsoft превращается из «молодой, динамично развивающейся компании» в корпорацию зла. Настоящим символом эпохи становится компьютерная дискета aka флоппи-диск.
- 25 августа 1991 года финский студент Линус Торвальдс пишет в ньюсгруппу comp.os.minix про «I’m doing a (free) operating system (just a hobby, won’t be big and professional like gnu) for 386(486) AT clones».
- В 1992 году появилась 386BSD, прародительница FreeBSD и NetBSD (которая, в свою очередь, породила OpenBSD).
- В мире игровых приставок, тем временем, появляются четвёртое (самые известные представители: Sega Genesis, она же MegaDrive, и SNES), пятое (Sony Playstation, Nintendo 64 и Sega Saturn) и, под самый занавес, шестое (продажи Sega Dreamcast начались в 1997/1998 году, второй плойки в 2000) поколения.
- Компакт-диски начинают и выигрывают. К концу эпоху доля компакт-кассет на рынке музыкальной продукции США упала до 4 %, а единственной (новой) приставкой, использовавшей картриджи, осталась только Nintendo 64[2]. С дискетами же установился паритет: пишущие CD приводы стоят намного дороже[3] дисководов, перезаписываемые диски стоят дороже, запись и перезапись требуют специального софта, так что самым доступным простому пользователю вариантом оставалось скопировать файлы на дискету и пойти с ней к другу. По схожим причинам (плюс то, что качество изображения у них было не лучше чем у бытового видеомагнитофона) не взлетели и VideoCD.
- Во второй половине эпохи появились DVD и карты памяти, но в массы домашних пользователей они пошли уже в следующем десятилетии.
- В Интернете революция — появился WWW, а по-простому — сайты[4], которые быстро вышли за пределы университетов, правительственных учреждений и IT-отделов крупных фирм. Отдельные региональные сети сливаются воедино. Появляются коммерческие провайдеры, предлагающие доступ к интернету для простых смертных, а правительство (США) озабочивается вопросом его
цензурызаконодательного регулирования.- Уже в восьмидесятые существовал прообраз интернета — Usenet, который использовался в основном для общения между собой студентов и работников ВУЗ-ов. Из-за такой специфики каждый сентябрь сопровождался наплывом новичков, малознакомых с укладом сети и ее негласными правилами. В 1993 году, когда было положено начало коммерческому использованию сетей, и количество пользователей начало расти в геометрической прогрессии, наступил «Вечный сентябрь».
- Первая война браузеров, выигранная Микрософтом за счёт того, что Internet Explorer шёл в нагрузку к каждой копии Windows, а его главный конкурент — Netscape Navigator — был платным и докупался отдельно, причем «мелкомягкие» при подписании контрактов с компаниями часто напрямую требовали отказаться от использования Netscape Navigator.
- Первые цифровые фотокамеры. Стоят от «очень дорого» (появившийся в 1991 Kodak DCS100 продавался за $20000, легендарный Nikon D1 (1999 год) — $5500, не считая объектива) до «сравнимо с плёночной зеркалкой» (Nikon Coolpix E100 — $249), техническими характеристиками не блещут.
Быт и культура[править]
- Виртуальная реальность, с которой тогда носились примерно как в середине XX века с космосом или сейчас — с трансгуманизмом и искусственным интеллектом. Очень популярны фильмы на тему «реальность не та, чем кажется» — как про ВР и симуляции («Вспомнить всё», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж», «Тёмный город» и как итог всего этого — «Матрица»), так и просто про обман или безумие («Игра», «Шоу Трумена», «Бойцовский клуб»). Ещё один символ времени — шлем виртуальной реальности, которые в дальнейшем утратили популярность из-за дороговизны и нерентабельности[5].
- Ещё одна характерная особенность эпохи, отчасти пересекающаяся с предыдущим пунктом — отношение к жизни как к игре. Типичный герой 1990-х — это уже не бунтарь-идеалист, протестующий против системы (как в 1960-70-е), не карьерист-яппи, стремящийся пробиться наверх (как в 1980-е), а сытый обыватель, ищущий приключений себе на одно место. Отсюда, с одной стороны, всякие детские ужастики и книги-игры про тинейджеров-суперагентов, няню-вампиршу, миллион долларов, закопанный на заднем дворе, и тому подобное, а с другой — аналогичные сюжеты про скучающих взрослых с кризисом среднего возраста, которые от скуки вляпываются в мистику или в конспирологию («Игра», «С широко закрытыми глазами», «Малхолланд Драйв», отчасти — «Красота по-американски» и «Бойцовский клуб»). Жанр детско-подросткового чунибья благополучно перекочевал и в нулевые, а вот детские игры для взрослых из серии «найди у себя в машине синий ключ и вставь его в зелёный рояль у себя в офисе» после 9/11 смотрелись уже откровенным анахронизмом.
- Как следствие предыдущего пункта — расцвет индустрии развлечений, в частности, детских парков аттракционов.
- На стыке темы цифровых технологий и темы игр и загадок появляется много интересных электронных головоломок, для обозначения этой субкультуры даже придумали специальный термин «шифропанк». Одной из первых ласточек стал так называемый armchair treasure hunting — поиск ключей в тексте произведения с целью выиграть реальный приз: первым произведением в этом жанре была книга «Маскарад» Кита Уильямса, выпущенная аж в 1979, но в девяностые этот тренд перешёл в виртуальное пространство. В частности, в 1989 стартовала игра-мистификация под названием «Шляпа Онга», которая по-прежнему будоражит умы конспирологов. А в 1992 отец киберпанка Уильям Гибсон выпустил самоуничтожающуюся книгу под названием «Агриппа (Книга мёртвых)»: в бумажной версии книги чернила выцветали под воздействием света, а в электронном варианте, распространявшемся на дискетах, файл можно было прочитать только один раз, после чего он шифровался. Криптографы ломали над ней голову 20 лет, и взломали программу самоуничтожения только в 2012.
- Бум научпопа, связанного с теоретической физикой (книги Роджера Пенроуза, Брайана Грина, Стивена Хокинга, и др.): если раньше этими темами интересовались в основном специалисты и гики, то начиная с девяностых, такие понятия, как Адронный Коллайдер и Кот Шрёдингера, входят в поп-культуру. В самой физике бурно развивается теория струн и связанная с ней М-теория, которые становятся в массовом сознании синонимом ответа на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого.
- Начало десятилетия — всё ещё эпоха приставок, соперничают новенькая SNES и вышедшая в 1988 Sega. К концу десятилетия игры всё больше переходят с приставок на ПК, в конце десятилетия многим кажется, что приставки скоро будут вообще не нужны. Ага, как же!
- Видеоигры осваивают 3D, выходят первые части Tomb Raider, Resident Evil и Silent Hill. Но первое время низкополигональные модели выглядят настолько хуже тёплого лампового рисованного 2D, что новинка приживается со скрипом. К тому же не все машины тянут даже это. Поэтому изометрия остаётся стандартом индустрии до самого миллениума.
- Самый популярный жанр — шутеры от первого лица (Doom, Duke Nukem, Quake). Впрочем, стратегии (Starcraft, Warcraft, Age of Empires, HOMM) и изометрические РПГ (Fallout, Baldur’s Gate) тоже переживают расцвет.
- Меж тем на аркадах и консолях после выхода в 1991 безумно успешного Street Fighter ll: The World Warrior начинается золотая эра жанра файтинг. Основные серии: Японская 2d-классика Street Fighter и Darkstalkers от Capcom, Fatal Fury, The King of Fighters, The Art of Fighting, Samurai Shodown от SNK, мрачные и кровавые файтинги западной школы Mortal Kombat и Killer Instinct, появившиеся ближе к середине декады и ставшие мэйнстримом в ее конце 3d-файтинги Vitua Fighter от Sega, Tekken и Soul от Namco, Battle Arena Toshinden от Takara, Bloody Roar от Hudson, Dead or Alive от Tecmo.
- Всю первую пловину десятилетия продолжается начавшийся в конце 80х расцвет Beat’em upов: серии Streets of Rage и Golden Axe а также такая уникальная в своем роде игра как Comix Zone на Sega Mega Drive, вторая и третья части Final Fight, Batman Returns, Ninja Warriors Again и в чем-то даже превзошедший аркадный оригинал порт TMNT: Turtles In Time на SNES, дилогия Battle Toads/Battle Toads & Double Dragon и эксклюзивная TMNT 3: Manhattan Project на NES, Violent Storm, Metamorphic Force, Cadillacs and Dinosaurs, Aliens vs Predator, Armored Warriors, дилогия Dungeons & Dragons на аркадах. Однако во второй половине декады интерес к жанру резко идет на спад.
- Успех вышедшей в 1991 году игры про синего ежа поспособствовал появлению множества платформеров с главгероями-животными (либо какими-нибудь странными созданиями), источающими подростковую крутость в ее тогдашнем понимании (Awesome Possum, Bubsy, Aero the Acro-Bat, Zero the Kamikaze Squirell, Mr Nutz, Radical Rex, Cool Spot, Zool), но сравниться славой с Соником удалось лишь Donkey Kong Country с переработанным в духе времени британцами из Rare персонажем классических нинтендовских аркад Донки Конгом, да появившемуся в 1996 на PSX трёхмерному Crash Bandicoot.
- Игры постепенно перестают быть просто аттракционом и понемногу превращаются в полноценный вид искусства. Разработчики начинают ценить проработанные сюжеты и сеттинги. Да, в бОльшей части игр, не являющихся квестами или jRPG, сюжет всё ещё для галочки — но это уже не две строчки текста, как в восьмидесятых. Одними из первых об этом задумались разработчики RPG — в том же Daggerfall вполне себе интересный и лихо закрученный сюжет.
- Появляются изометрические RPG, которые станут классикой. Fallout 1-2, Baldur's Gate, Planescape: Torment, Diablo. Во второй половине десятилетия изометрия становится стандартом для RPG, почти полностью вытеснив старый с видом от первого лица (как в Might and Magic).
- Появляются стратегии, которые станут классикой: Dune 2 и ее сиквелы, Command & Conquer, Command & Conquer: Red Alert, Warcraft, Starcraft, Heroes of Might and Magic, Age of Empires, Civilization. Во второй половине десятилетия рынок захлестывает волна однообразных RTS.
- В кино правят бал: фильмы-катастрофы; криминальные комедии Тарантино и подражателей; диснеевские мультфильмы-мюзиклы; внезапно — душевные драмы по книгам Кинга, который теперь уже не только король ужасов.
- Золотая эпоха фантастики на ТВ: «Секретные материалы», «Вавилон-5», «Лекс», «Звездные врата», «Параллельные миры», «Фарскейп».
- В отличие от предыдущих десятилетий, когда в тренде были рокеры, панки и прочая контркультурная музыка, в 1990-е в моду входит поп-музыка, которая по нынешним меркам кажется наивно-сентиментальной. Характерный саундтрек эпохи — Yaki-Da, Ace of Base, Spice Girls (и впоследствии выступавшая сольно Джери Халлиуэлл), Rednex, Селин Дион, Лара Фабиан, Джессика Джей («Касабланка»)[6], Лорен Кристи, Лаура Паузини, Шивон де Маре (Siobhan de Mare). В тренде и просто зажигательные поп-ритмы, часто с экзотическими мотивами, такие как, например, «Макарена», «Livin' La Vida Loca», «Samba de Janeiro» и «Tic Tic Tac» (впоследствии перепетое как «Мальчик хочет в Тамбов»). Символом эпохи стал жанр евродэнс, звучавший из каждой утюга, подаривший сотни «групп одного хита»… и скончавшийся уже в конце 1990-х!
- Рок-музыка, однако, не сдаёт позиций совсем — но теперь на смену глэму приходят более жёсткие и непричёсанные движения — в частности, гранж (Nirvana, Soundgarden, Alice in Chains, Pearl Jam), более радикальные ответвления металла (в Европе правят бал блэк и дэт, просачивающиеся и к нам, в Америке на пике популярности Pantera и Rage Against the Machine). В той же Норвегии в девяностые натурально было опасно слушать какое-либо направление метала, кроме того самого блэка — тру-блэкеры были народом агрессивным и запросто могли сорвать концерт, избив публику, исполнителей и вообще всех, кто под горячую руку попадется. Не менее важны гранж (сиэтлские группы во главе с Nirvana) и усиленная им волна альтернативного рока. Последний звучал максимально по-разному: от жизнерадостных Red Hot Chili Peppers до в меру мрачных Garbage, не говоря уже о бритпопе или близких по духу авторшах-исполнительницах типа Тори Эймос, Аланис Мориссет и Пи-Джей Харви.
- А ещё, как ни странно, это золотой век как раз-таки мелодичных металлических жанров — gothic metal и power-metal, появление симфо. Но популярны они были в основном в Европе (и, опять же, на постсоветском пространстве). Если хэви-метал восьмидесятых — это в основном Великобритания и в меньшей степени США, то в девяностые главными мировыми «сталеварами» становятся немцы, скандинавы и финны. Многие жанры, начало которым было положено еще в середине-конце прошлого десятилетия, развиваются, дробятся на подстили, исполнители вовсю экспериментируют: в сырой и злобный блэк-метал добавляются клавишные и чистый вокал (Emperor, Cradle of Filth, Dimmu Borgir и вообще волна симфо-блэка), в пауэр-метале заменяют традиционного голосистого вокалиста не менее голосистой вокалисткой (Nightwish) или вводят полноценный симфонический оркестр (Rhapsody), мрачный и тяжеленный death metal делают мягче и мелодичнее (In Flames, Arch Enemy, Dark Tranquillity, Hypocrisy), или наоборот, выжимают педаль брутальности в пол (Cannibal Corpse, Deicide). Жанры скрещиваются между собой: дэз+пауэр\хэви = melodic death metal (см. выше про In Flames и иже с ними), дэт+дум = death doom\doom death в зависимости от пропорций (My Dying Bride, Swallow the Sun, Anathema). Многие «мелодично-брутальные» группы играют на контрасте чистого и экстремального вокала. В новорожденных жанрах готик-мэтала, пэган-метала и симфо-блэка быстро входят в моду вокальные дуэты «красавица и чудовище» — нежный женский голос и брутальный мужской скрим\гроул, одними из кодификаторов (но не первопримеров) выступили Theatre of Tragedy. В метал вводятся не-металлические инструменты, в том числе народные или симфонические. Многим исполнителям становится откровенно тесно в старых рамках, и они ударяются в эксперименты на полную. Часто эксперименты оказываются вполне удачными и даже полагают начало новому стилю, например, Therion, вначале игравшие тяжеленный death metal, а потом начавшие выступать с симфоническим оркестром и оперными вокалистами обоего пола — без них не было бы ни Rhapsody, ни Nightwish. Все эти эксперименты смотрятся свежо и оригинально,[7] каждое удачное решение подхватывается кучей других исполнителей, у многих из которых в итоге получается не хуже, чем у признанных мастеров. Лучшие и наиболее любимые фанатами альбомы бОльшей части вышеперечисленных групп изданы именно в девяностые.
- Первый глобальный взрыв популярности хип-хопа и одно из самых знаковых событий в его истории — «Война побережий», где от востока главной звездой становится The Notorious B.I.G., а от запада — Тупак Шакур.
- Интересная черта произведений того времени: поскольку зрителю необходим конфликт добра и зла, а всё Мировое Зло, казалось, победили (недобитые нацисты в основном состарились и умерли, СССР вместе со своими спецслужбами развалился, Russkaya Mafiya, наоборот, ещё не вошла в тренд), то злодеи становятся максимально абстрактными: это либо маньяки-одиночки (как в эротических триллерах), либо некий сферический в вакууме заговор (как в фильмах «С широко закрытыми глазами» и «Малхолланд Драйв»), либо вообще инопланетные монстры и сверхъестественные сущности.
- В начале 1990-х имели место робкие попытки назначить новым злом Японию, немного мурыжились с Германией, под конец эпохи сошлись на инфернально-злом правительстве.
- Экономический монстр Япония, которая вот-вот должна была скупить все Штаты, в начале 1990-х надорвалась, там начался бесконечный экономический кризис, идущий и поныне. Вот поэтому Япония вышла из числа злодеев.
- В начале 1990-х имели место робкие попытки назначить новым злом Японию, немного мурыжились с Германией, под конец эпохи сошлись на инфернально-злом правительстве.
- Одного ныне забытого злодея эпоха родила: Саддам Хусейн Абдулмаджид ат-Тикрити, или просто Саддам Хуссейн — колоритный усатый араб, он травит курдов химикатами, завоёвывает соседей, сажает пацифистов, создаёт культ личности, воюет со Штатами. Однако вставляли его почему-то в основном в комедии[8].
- Популярная ныне тема глобального потепления звучала и тогда (в частности, на ней строил свою избирательную кампанию Эл Гор, кандидат от демократов, в итоге проигравший республиканцу Джорджу Бушу). Однако основной Угрозой Человечеству тогда считались озоновые дыры, что даже нашло отражение в поп-культуре[9]. Но благодаря подписанному ещё в 1985 Монреальскому протоколу площадь озоновых дыр стала постепенно уменьшаться, и уже в нулевые проблема была постепенно снята с повестки дня.
- Ещё одна пугалка, на этот раз полумифическая — так называемая «проблема 2000»: номер года в компьютерах записывался двумя последними цифрами, поэтому при наступлении 2000 года компьютеры могли воспринять его как 1900, что привело бы к массовым техническим сбоям и к потенциальному экономическому коллапсу. В реальности, конечно, ничего такого не произошло — в стратегических важных программах год успели сделать четырёхзначным (либо он таким и был), а всякие там часы на простых ПК просто глазом не моргнув объявили нулевой год и ничего, не взорвались. Оправданы ли были эти страхи, спорят по сей день, но в целом всё же сходятся на том, что проблема была искусственно раздута.
- Тема глобализации и дружбы народов, сюжеты часто связаны с международными организациями.
- Газеты уже теряют влияние, зато телевидение достигает вершины могущества. Интернет в основном остается уделом гиков и на массовую культуру и политику практически не влияет.
- Завершение «дерегуляции радио» (в США). Искуственно поддерживаемое государством разнообразие (которое резко ограничивало размер и возможную прибыль радиостанций) заменил швятой рыночек и естественная олигополия, с соответствующими последствиями для музыкального разнообразия (одно дело когда в эфире тысячи независимых диджеев и совсем другое — считанные десятки менеджеров и шесть-восемь директоров).
Где встречается[править]
Литература[править]
- «Гарри Поттер» же! Год рождения главного героя — 1980, так что его годы в Хогвартсе пришлись именно на это время.
- Детские ужастики Р. Л. Стайна и серия книг-игр «Ужастики-2» — действие в основном происходит как раз в эту эпоху. Местами встречаются очень характерные реалии, например, интернет-кафе («Он явился из Интернета») и игровые дискеты («Секретный агент Бабуля»). Туда же — цикл более взрослых ужастиков «Улица Страха» и спин-оффы «Ghosts of Fear Street» и «Fear Street Seniors».
- Том Б. Стоун, цикл «Кладбищенская школа» — аналогично.
- Серия детских книг-игр «Выбери себе приключение». Особенно стоит отметить «Луна-парк для смельчаков» про красивую жизнь американских подростков.
- Майкл Колман, цикл «Интернет-детективы» — все реалии зарождающейся международной Сети.
- Томас Брецина, «Марк Мега» — про приключения подростка-суперагента, сталкивающегося то с вампирами, то с морскими чудовищами, то с динозаврами (фальшивыми). Кроме общей занимательности, оттуда можно извлечь немало полезных советов по ОБЖ и выживанию в экстремальных ситуациях.
- «Команда кникербокеров» того же Томаса Брецины.
- Фил Роксби-Кокс, детские детективы «Кто украл чёрный алмаз?» и «Загадка профессора Джонса». Концентрация знаков, символов и секретов на квадратный сантиметр зашкаливает.
- Большая часть творчества Ричарда Лаймона создана именно в девяностые, и уникальна в рамках хоррора именно тем, что отражает подход «жизнь как игра». В отличие от насквозь депрессивного Стивена Кинга, в творчестве которого отразились и личные проблемы с алкоголем и наркотиками, и смерть матери от рака, и боль поколения, пережившего войну во Вьетнаме, герои Лаймона в целом вполне позитивны, любят секс, и сами ищут приключения. Особенно стоит отметить «Во тьме», «Ночь в тоскливом октябре» и «Странствующий цирк вампиров» (где, правда, действие происходит в 1963, но сама книга написана в 2000).
- Умберто Эко, «Нулевой номер» — действие происходит в Италии тех времён, поэтому эпоха показана не с такого парадного фасада, как в американских примерах: безработица, криминал и избыток проходимцев и конспирологов, желающих нагреть руки на дутых сенсациях. Сюжет, однако, связан с теориями заговора, тянущимися ещё из семидесятых годов.
- Брюс Стерлинг:
- «Зенитный угол» — примечательна книга именно тем, что она про конец конца истории. Убедительно рассказывается и показывается США и Запад на пике своего могущества, тотального доминирования, интеллектуального и технологического превосходства. И главный герой там программист, который уже собирается стать одним из тех самых влиятельных и богатых людей в IT-сфере этого самого мира победившей Фукуямы… и видит с лужайки своего дома, как захваченные боевиками самолёты заходят на Мидтаун. И вот за какие-то несколько лет (действие книги происходит в течение примерно полутора-двух лет) весь идеализм рушится, обнажая страх перед технологической уязвимостью, новым методом ведения террористических войн, и угрозы возникновения потребности в тотальном контроле.
- «Дух времени» — примерно всё про то же самое. Но на сей раз на периферии «цивилизованного мира», непризнанный Турецкий Кипр, Малая Азия и прочие развивающееся страны. Постмодерн во все поля, поп-культура как орудие «мягкой силы». Острое предчувствие грядущих перемен и ощущение того, что «конец истории» немного попахивает лажей. Настроение мира на рубеже тысячелетий передано просто идеально. И что характерно, раскрыта тема распада СССР и миграции на Запад, и без клюквы.
- Многие романы Сидни Шелдона — в ту же степь: например, «Расколотые сны» (эротический триллер в гламурном антураже Силиконовой долины), «Рухнувшие небеса» (шпионско-политический триллер, где очень ярко показан контраст между реалиями США той эпохи и реалиями постперестроечной России), «Тонкий расчёт» (тут уже про интриги внутренней политики, и что характерно, книга вышла за год до скандала с Моникой Левински), «Утро, день, ночь…», и др.
- Мистико-детективная трилогия Питера Страуба «Голубая роза» — на стыке с предыдущей эпохой. Причём на примере этой трилогии очень ярко видно ментальный разрыв между эпохами: если первая часть «Коко», вышедшая в 1988 — это рефлексия на тему войны во Вьетнаме, то третья книга «Глотка» (1993) — уже классический триллер про маньяка в духе «Основного инстинкта», «Молчания ягнят» и тому подобного.
Кино[править]
- Фильмы-катастрофы с большими взрывами и разрушениями переживают бум. «Титаник» так вообще собирает 2 миллиарда и 11 оскаров.
- Краткая эпоха хоррор-блокбастеров, когда на ужастик про дом с привидениями или акул-убийц могли выделить почти сотню миллионов долларов и обойму голливудских звёзд первого класса. Благодаря феноменальному успеху «Крика» краткий повторный расцвет переживают зоохоррор и слэшер.
- «Анаконда».
- «Конго».
- «Призрак и Тьма».
- «Лейк-Плэсид».
- «Глубокое синее море».
- «Подъём с глубины».
- «Мумия».
- «Сонная лощина».
- «Призрак дома на холме».
- «Дом ночных призраков».
- «13 привидений».
- «Крик».
- «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».
- «Городские легенды».
- Целая плеяда эротических триллеров этого времени:
- «Море любви» (1989) Харольда Беккера
- «Ножницы» (1991) Фрэнка де Феллита
- «Основной инстинкт» (1992) Пола Верховена
- «Окончательный анализ» (1992)
- «Одинокая белая женщина» (1992)
- «Щепка» (1993) Филиппа Нойса
- «Тело как улика» (1993)
- «Цвет ночи» (1994)
- «Шлюха» Уильяма Фридкина (1995)[10]
- «Автокатастрофа» (1996)
- Триллеров в эстетике киберпанка, сюжеты которых часто связаны с размытием граней между реальным и виртуальным:
- «Газонокосильщик» (1992).
- «Джонни-мнемоник» (1995).
- «Виртуозность» (1995).
- «Странные дни» (1995).
- «Нирвана» (1997).
- «Отель „Новая роза“» (1998).
- «Тринадцатый этаж» (1999).
- «Экзистенция» (1999).
- «Матрица» (1999) как вершина жанра.
- А также триллеров аналогичного плана, связанных просто с обманом, безумием, мистикой и др.:
- «Лестница Иакова» (1990).
- «Ножницы» Фрэнка де Феллита (1991).
- «Шоссе в никуда» (1996).
- «Три жизни и одна смерть» Рауля Руиса (1996).
- «Игра» Дэвида Финчера (1997).
- «Открой глаза» Алехандро Аменабара (1997).
- «Ванильное небо» — его американский римейк (2001).
- «Генеалогия преступления» того же Руиса (1997).
- И его же «Никита-двойная жизнь» (1998).
- «Тёмный город» (1998)
- «Шоу Трумана» (1998).
- «С широко закрытыми глазами» (1999).
- «Бойцовский клуб» (1999).
- «Две жизни» (1999)
- «Четвёртый этаж» (1999)
- «Реквием по мечте» (2000)
- «Малхолланд Драйв» (2001).
- И просто триллеров:
- «Сеть» (1995).
- «Имитатор» (1995)
- «Первобытный страх» (1996).
- Ввиду отсутствия внятного внешнего врага предпринимались попытки раскрыть образ врага в себе, то есть выпустить фильмы, в которых злодеями выступают американские граждане, в том числе сотрудники спецслужб, изменившие присяге:
- «Стиратель» (1996).
- «Долгий поцелуй на ночь» (1996).
- «Особо опасный преступник» (1997).
- «Приговорённая» (1999).
- «Дорога на Арлингтон» (1999).
- Вышедший ещё в 1989 фильм «Кто подставил кролика Роджера» положил начало ещё одному тренду эпохи — игровым фильмам, где часто использовались мультяшные персонажи, и по которым потом нередко делали мультсериалы:
- «Параллельный мир» (1992)
- «Маска» (1994)
- «Эйс Вентура» (1994)
- «Повелитель страниц» (1994)
- «Космический Джем» (1996)
- «Флаббер» (1997)
- «Осмозис Джонс» (2001)
- «Красота по-американски».
- «Осторожно, двери закрываются».
- «Куда приводят мечты».
- «Дети-шпионы» 2002 г.
- «Магнолия».
- «Большие надежды» (1998)
- «Радиоволна» (2000)
- «Один дома».
- «Терминатор 2». Рассказ о том, что Скайнет начнёт Войну с запуска ракет по России («Зачем? Мы же теперь вроде как друзья…») для вызова ответного удара по Америке.
- Ещё есть новеллизация фильма, в которой автор обращает внимание читателей на граффити фукуямовского вида (типа «История мертва»), выставляя их этаким мета-пророчеством.
- «Люди в черном» — фильм, выстебывающий конспирологическую теорию о сокрытии спецслужбами факта присутствия на земле инопланетных пришельцев (см. «Секретные материалы»).
- В кинотеатры приходят доселе невиданные экранизации видеоигр: «Супербратья Марио» (1993), «Уличный Боец», (1994), «Двойной Дракон» (1994), «Смертельная Битва» (1995) и ее сиквел (1997), «Командир Эскадрильи» (1999).
- Ближе к концу десятилетия на больших экранах с переменным успехом начинается возрождение совсем было вытесненной на тв и видео старой-доброй космической фантастики: «Пятый элемент» (1997), «Звездный десант» (1997), «Сквозь горизонт» (1997), «Чужой: Воскрешение» (1997), «Затерянные в космосе» (1998), «Солдат» (1998), «Кромешная тьма» (1999), «Сверхновая» (1999), «В поисках галактики» (1999), «Звездные Войны. Эпизод 1: Скрытая Угроза».(1999).
- А вот с чем всё очень плохо, так это с высоким фэнтези: в 90-е жанр практически вымер, исключения разве что сериалы про Геракла и Зену, да «Сердце дракона». А ещё в 2000 году вышла днищенская экранизация D&D, которая показала, что киношникам на жанр наплевать, и могла его похоронить. В Новой Зеландии один толстяк уже думает, как это исправить, но его фильмы выйдут уже в следующую эпоху и возвестят её начало…
- Также благодаря окончанию холодной войны и как следствие исчезновению из массового сознания страха перед войной «горячей» надолго выходит из моды постапокалипсис. Две высокобюджетные попытки возрождения жанра в лице «Водного Мира» (1995) и «Почтальона» (1997) оборачиваются грандиозными провалами. Вышедшие в 1995 м году экранизации постапокалиптических комиксов («Судья Дредд», «Танкистка») и аниме («Кулак Полярной Звезды») тоже не снискали успеха.
- Зато неожиданно признаки жизни начинают подавать казалось окончательно и бесповоротно похороненные вестерны: «Танцы с волками» (1990), «Молодые стрелки-2» (1990), «Непрощённый» (1992), «Тумстоун» (1993), «Мэверик» (1994), «Уайетт Эрп» (1994), «Мертвец» (1995), «Дикий Билл» (1995), «Быстрый и мёртвый» (1995).
- Успех вышедшего в самом конце предыдущей эпохи «Бэтмена» Тима Бёртона породил моду на мрачные (но в отличии от мрачняка следующего поколения не гнавшиеся за «реализьмом») экранизации комиксов выдержанные в неонуарной («Дик Трейси», «Бэтмен Возвращается», «Тень») либо готической («Ворон», «Спаун», «Блэйд») стилистике. С фитильком сюда можно отнести и фильм «Черепашки-Ниндзя» 1990го года в сравнении с ярким и веселым мультсериалом 1987го давший заметный обратный крен в сторону мрачности оригинальных комиксов «Mirage».
Телесериалы[править]
- «Секретные материалы» (1993) — основное действие происходит именно в этот период, когда сериал и выходил. В наличии: инопланетные монстры, правительственный заговор, террористы-одиночки тоже встречаются.
- «Друзья» (1994) — для нас просто комедийный сериал, а для нью-йоркцев ностальгические заметки о жизни в НЙ в 1990-е.
- «Чудеса науки» (1994) — если действие оригинального фильма происходило а предыдущую эпоху, то его сериальный ремейк это как раз 90е.
- «Закон и порядок» — хроника того, как трущобный Нью-Йорк 80х постепенно приходит в порядок… пока не наступает 9/11.
- «Грейс в огне» — ситком (шёл с 1993 по 1998 год) о жизни американской домохозяйки, оставшейся, после развода, с тремя детьми и недолеченным алкоголизмом.
Мультсериалы[править]
- «Чёрный плащ».
- «Утиные истории» — больше относится к восьмидесятым, но краешком зацепил и девяностые.
- «Том и Джерри в детстве».
- «Фриказоид».
- «Animaniacs».
- «Пинки и Брейн».
- «Чокнутый».
- «Невероятные приключения Билла и Теда».
- «Черепашки-Ниндзя» — на стыке с восьмидесятыми.
- А также целый пласт мультсериалов-подражателей ЧН («Мыши-рокеры с Марса», «Уличные Акулы», «Коты быстрого реагирования», «Экстремальные динозавры»). Своим мультяшным шоу попытались обзавестись и Боевые Жабы, но дальше пилотного выпуска дело не пошло.
- «Бивис и Баттхед»
- А также его спин-офф «Дарья», хотя к концу сериала всё больше и больше появляются признаки следующей эпохи.
- «The Real Ghostbusters» и продолжение «Extreme Ghostbusters». «Реал» — на стыке эпох.
- Sonic SatAM.
- «Эй, Арнольд!» — на стыке этой эпохи и следующей.
- «Котопёс» — аналогично, на стыке эпох.
- «Симпсоны» — пилотный выпуск сериала вышел в декабре 1989го, но его становление и «золотая эра» пришлись именно на 90е.
- В конце десятелетия стартовало несколько мультсериалов для взрослых впоследствии получивших культовый статус («Южный Парк» (1997), «Царь горы» (1997), «Футурама» (1999), «Гриффины» (1999)).
- Потому что, увы, именно в этом десятилетии, а не на пару-тройку десятилетий раньше, окончательно и навсегда ушёл в историю стереотип, что «мультики - это для детей». (Хотя, казалось бы, этот стереотип должен был уже в 1960-е кануть в лету)
Аниме[править]
- Perfect Blue — многое в сюжете закручено вокруг тёплого и лампового интернета 1990-х.
- Serial Experiments Lain — киберпанк со старыми компами и модемами.
Видеоигры[править]
- «Day of the Tentacle».
- «Leisure Suit Larry»: первые игры серии — это ещё эпоха холодной войны (во второй части герою даже встречаются агенты КГБ), но пятая, шестая и седьмая часть — уже очевидные 1990-е. В частности, пятая игра очень похожа по духу на эротические триллеры того самого времени.
- «Jones in the Fast Lane» (она же «Keeping Up with Jones») — простенький симулятор жизни обычного американца начала девяностых.
- «Monkey Island» — вообще-то действие происходит в Золотой век пиратства, но серия отличается эклектичным стилем, и в третьей и четвёртой части показаны характерные реалии 1990-х (парк развлечений и туристический комплекс).
- «The Adventures of Willy Beamish».
- «Duckman: The Graphic Adventures of a Private Dick» — атмосфера Голливуда той эпохи.
- «Тони Крутони: Бешеная тыква».
- «Agent XXL und das Geheimnis der Quadrate» — немецкая игра в стиле классики LucasArts про молодого раздолбая, ставшего суперагентом после того, как он выиграл конкурс в своём любимом шпионском журнале «Top + Secret». Что характерно, игра была выпущена компанией «Ritter Sport» для рекламы шоколадок (по сюжету герою нужно найти несколько магических ацтекских квадратов, напоминающих те самые шоколадки).
- «Bazooka Sue» — аналогично, приключения женщины-свиньи в стилистике тех же квестов LucasArts.
- «Comix Zone» Музыка в игре стилизована под гранж, общая эстетика отсылает к комиксам тех лет (вроде творений Джима Ли, Тодда Макфарлейна или Дж. Скотта Кэмпбелла), а сам главгерой в мешковатых шортах и с прической «конский хвост» выглядит типичным представителем тогдашней молодежи.
- «Inspector Gadget: Mission 1 — Global Terror!» — детский квест, выпущенный аккурат в 1992, в котором налицо все приметы времени. Тут вам и пресловутая дружба народов с миссией по поиску похищенных послов ООН, и дружественная Россия на месте СССР, и шикарный Лос-Анджелес с лимузинами, в которых есть телевизор и телефон, и закусочная а-ля Макдональдс (ЗОЖ тогда был ещё не так популярен, и фастфуд считался нормальным вариантом недорого поесть, а не «едой для быдла, от которой растёт холестерин»).
- «Котопёс: В поисках золотого пожарного крана»
- «Police Quest: Open Season» — расследуем серию убийств в Лос-Анджелесе начала девяностых.
Настольные игры[править]
- Мир Тьмы — наш мир (главным образом — США), в котором скрытно существует огромное количество сверхъестественных существ и явлений. Так что симпатичная соседка, к которой ты пытаешься подкатить, на самом деле магичка, твой босс — вампир, вон те бомжи — стая оборотней, а посещение придорожной забегаловки наградит вас не только ожирением, но и порчей.
Прочее[править]
- Золотой век MTV.
- Ностальгирующий критик обозревает в основном фильмы, мультфильмы и рекламу этого периода. «Это сейчас-то плохой летний сезон блокбастеров? Да в 1997 одновременно вышло два блокбастера про извержение вулкана!»
Примеры нашего времени[править]
- Project Zomboid — мертвые пошли по земле летом 1993го года. Основные элементы эпохи (актуальные на начало 90х) прилагаются.
Примечания[править]
- ↑ С некоторой натяжкой к ней можно отнести и период с 1989 (конец президентства Рейгана и вывод советских войск из Афганистана) по 1991
- ↑ Что стоило ей, в частности, такой франшизы как Final Fantasy.
- ↑ HP 4020i, выпущенный в 1995 году, стоил 995 тогдашних долларов и это было ещё дёшево в сравнении с $10000, которые просили за подобный привод всего три года назад.
- ↑ Интернет был и до сайтов: электронная почта как средство общения, новостные группы как аналог форумов, FTP-серверы с разными программами. Термины «ник», «смайл», «спам», «модератор» были изобретены до WWW, но, конечно, с появлением WWW известность Интернета значительно выросла.
- ↑ И откровенной технической паршивости: вот тебе два недо-VGA (263×230, 256 цветов) экраничка, и ни в чём себе не отказывай.
- ↑ В действительности под этим псевдонимом пела итальянка Дора Карофильо
- ↑ В отличие от нулевых, когда они стали уже затертыми штампами.
- ↑ «Голый пистолет», «Большой Лебовски», «South Park»…
- ↑ От компьютерной игры «Агент Лис: Операция „Озон“» до известной песни группы «Несчастный Случай» со словами «Слёзы мужчин разрушают озоновый слой», вышедшей уже в 2010.
- ↑ Не путать со «Шлюхой» Кена Рассела (1991), которая к джалло не имеет отношения: там фильм-исповедь + горькая сатира нравов + эпатажная псевдоэротика, даже, пожалуй, антиэротика.