Иное строение мира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Схематичное изображение Иггдрасиля. Скандинавская мифология.

Мы — ну, большинство из нас — привыкли к тому, что живём на круглой планете с шестью континентами, вместе с семью другими планетами и меньшими телами вращающейся вокруг Солнца, одной из звёзд нашей Галактики. Как звёзды, так и галактики образуют скопления, наполняющие бесконечную Вселенную, возникшую около 15 миллиардов лет назад в результате Большого Взрыва.

Конечно, так было не всегда. Немногим больше ста лет назад люди считали, что мир ограничивается нашей Галактикой, и существовал всегда, а Земле не более нескольких сотен тысяч или миллионов лет (либо настаивали на Творении около восьми тысяч лет назад). Зато жизнь нередко ожидали обнаружить не то, что на Марсе и Венере, но на Луне и чуть ли не на Солнце.

Для средневекового европейца Земля была круглой, но стояла в центре мироздания, а соответствующие семи металлам Солнце, Луна и пять планет вращались вокруг неё, прикреплённые к прозрачным сферам (сфера каждой планеты издавала при движении звук определённой ноты, вместе звуки космоса сливались в симфонию сфер), под управлением ангелов, снаружи же мир был объят сферой звёзд, где, вероятно, находился Божий престол. То есть, для образованного средневекового европейца, коих было меньшинство: как видели мир крестьяне, не писавшие книг, мы уже не узнаем.

Античные учёные составили множество рациональных, но причудливых моделей мира. Мифологии разных народов ставили в центр мироздания то Мировое Древо, то гору или реку, делили мир на Верхний, Средний и Нижний, обитаемую ойкумену и внешний хаос, видели в небе купол иглу, крышу, тело бога, Солнце и Луна были то очами божества, то антропоморфными или зооморфными божественными супругами, братьями, или охотником и жертвой.

Итак, причудливая космология неизбежна при описания мироустройства в достаточно старом произведении. А для чего к ней могут прибегать современные работы?

  • Для имитации чувства мифа, эпоса, сказки или средневековой литературы — ради реконструкции мировоззрения конкретной культуры или некой абстрактной архаики, либо наоборот постмодернистского обыгрывания в сочетании с современными элементами (стиля, сюжета, сеттинга).
  • В эстетических целях: альтернативная космология может быть источником ярких и причудливых образов.
  • Ради некой научной или философской спекуляции. Какой была бы реальность или жизнь при иных физических (или метафизических) законах?
  • И просто в качестве обоснуя для антисеттинга.

Сейчас иное строение мира — преимущественно троп фэнтези, магического реализма и антисеттиноговой мягкой научной фантастики — но по третьей вышеприведённой причине встречается и среди жёсткой.

Характерные элементы иного строения мира — Не космос, Чужое небо, Чуждая геометрия, Чужеродное место, Три мира, Все любят Гелиоса и Селену, Плоская земля, Геоцентризм, Это не луна!, Устаревшие научные теории, Альтернативная история.

Примеры[править]

Мифология[править]

С точки зрения современного человека — любое представление предков о Земле, о чём уже рассказано выше.

  • Эпос о Гильгамеше — плоская земля окружена горами, на которые опирается металлическое небо, на востоке и на западе в них есть ворота, через которые проходит Солнце, охраняемые людьми-скорпионами. По другую сторну гор находится берег Мирового Океана, по которому котором и плавает Земля. Ещё в этом океане находится остров, где живёт месопотамский аналог Ноя, Утнапиштим с женой — единственные люди, получившие от богов бессмертие.
  • Скандинавская мифология — трудно поверить что викинги придумали столь красивую вселенную, которая представляет собой огромное дерево, чьи миры располагаются на её ветвях. В общем, по их мнению наш мир Мидгард является всё же диском, который опоясывает Иггдрасиль (так называется дерево), края которой стережёт змей Ёрмунганд. Повыше располагается мир эльфов Альфхейм и ещё выше — обитель богов Асгард. А ниже располагаются миры помельче, связанные со стихиями.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Ник Перумов, «Семь зверей Райлега»: Райлег — не просто плоский мир (что доказано местными учёными), это лист на великом древе. А вот демонический план здесь вполне стандартный.
  • Метавселенная Рудазова — помимо классического строения мира — пятимерной вакуумной гиперсферы — есть и множество других, весьма причудливых. Скажем, вакуум может быть заменен чем угодно: Светом, Тьмой, какой-нибудь стихией или веществом, как огонь в Кафе, вода в Абсу или камень в Лабиринте. Педаль в пол — Шеол, где не космос заполнен живым организмом бесконечной размерности.
    • Чуть реже встречаются выверты с геометрией пространства: так, Эйкр — плоский. Нет, без всяких слонов и черепах, просто бесконечная плоскость толщиной около 14 километров, освещение и тепло в которой создается особым газом в воздухе. А Олег Бритва с Джемуланом однажды посетили мир настолько маленький, что смогли заглянуть за его границу и увидеть далеко впереди себя самих.
    • Ещё более экзотические миры — лишённые какого-нибудь привычного нам взаимодействия. К примеру, мир, где отсутствует сила трения, или мир, где пространство и время взаимосвязаны, так что с течением времени не только стареешь, но и движешься.
    • И это мы ещё не упомянули о строении метавселенной за пределами миров! Хаос или Лимбо тоже достаточно чужеродные места. На этом фоне тот факт, что эфир у Рудазова реален и активно взаимодействует с материей и энергией, даже как-то теряется.
  • Леонид Кудрявцев, «Чёрная сена» и «Клятва крысиного короля» — цепь миров. Неопределённое количество соединённых друг с другом плоских миров (один из персонажей упоминал, что добирался до сотого). Первый мир, с которого велась нумерация, открывался чёрной стеной, и о том, что за ней находится, не знал никто.
  • Братья Стругацкие:

На других языках[править]

  • «Божественная комедия» — описание Рая основано на средневековой космологии. А догмат о чистилище был переведён из разряда народных верований именно в догматы не в малой степени благодаря дантовому описанию данной локации.
    • Идея чистилища в католической церкви не является догматом и внезапно никогда им не являлась (догматом в том смысле смысле, в каком догматами является идея Троицы или исхождение святого Духа от Отца и Сына - то есть нечто, не подлежащее сомнению или обсуждению). Чистилище было общепринятым в народе представлением (да, Данте неплохо популяризовал его), но на уровне богословия вполне дискутабельным.
  • «Сильмариллион» — игра с тропом. Изначально была и плоская Арда, и звёзды во внешнем слое воздухов на грани с омывающим мир океаном, заключённым в Стены Ночи, не говоря уже о Светильниках и Древах, и только с ходом истории вселенная принимает нынешний вид: планета сворачивается в шар и начинает кружиться в вакууме вокруг солнца, а не наоборот. Ну и такая пикантная мелочь, что утренняя звезда, известная землянам как планета Венера, на самом деле космический корабль Эарендила с Сильмариллом на топе мачты.
  • «Хроники Нарнии» — здешний мир, и это научно задокументировано, плоский, а звёзды над ним — натуральные ангелы. А представление о мире как о шаре, вращающемся в вакууме вокруг звезды из горящего газа, считается таким же глупым суеверием, как плоскоземелие на, собственно, Земле (завезённым, вероятно, тельмаринами).
  • «Плоский мир» — планета в форме диска, расположенного на спинах четырёх слонов, несомых плывущей в космосе гигантской черепахой А’Туином. Солнце вращается вокруг диска.
  • Легенды Этшара — край мира, под которым жёлтый туман.
  • «Стоит свеч» — мир, на котором происходит большинство событий, представляет собой шестиугольник, тесселированный на бесконечной плоскости. Над ним вращается солнце и обитаемая луна, населённая эльфами.
  • «Небесные материи» Ричарда Гарфинкла — мир работает в полном согласии с физическими законами, известными древним грекам (прежде всего Аристотелю). Земля находится в центре Вселенной, звёзды расположены на внешних сферах, земная материя движется по прямой, а небесная — по кругу, и так далее.
  • «Иные песни» Яцека Дукая.
  • «Заводная ракета» Гега Игона — мир, основанный на альтернативной физике.
  • «Песнь Льда и Пламени» — лето и зима тут длятся годами, причём с большим и непредсказуемым разбросом. А в экранизации упоминается легенда о том, что мир находится в голубом глазу великана.

Кино[править]

  • «Звёздный ворс» — космос твёрдый, а планеты — это полости в космической тверди. Освещение обеспечивается вращением солнца, у которого светится одна сторона.
  • «Параллельные миры» — жители каждой из планет притягиваются только к своей планете, при том, что планеты расположены так тесно, что с высокой горы можно дотронуться до другой.

Мультсериалы[править]

  • «Черепашки-ниндзя» (2012) — гравитация на планетах в измерении кренгов направлена в две стороны навстречу друг другу, так что, шагнув через край, можно оказаться на другой стороне.

Комиксы[править]

  • Homestuck — уже с первых страниц нам показывают, что мир этого веб-комикса работает по собственным законам. Сначала веб-комикс имитирует под классический point-and-click квест… с разрушением четвёртой стены, разумеется. А потом, когда главный герой уже начинает играть в Sburb со своей подружкой… о-о-о, тут уже начинается полнейшая наркомания!

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls — данная вселенная обладает весьма сложной космологией (см. иллюстрацию), но в целом её можно описать несколькими предложениями. Итак, Аурбис — это вся вселенная серии игр. Её внешняя оболочка — это Этериус, план аэдра (светлых духов и богов), куда попадают после смерти праведные разумные существа. Под нею находится Обливион, что-то вроде ада демонами-даэдра, только разделённый на уникальные области, каждый из которых правит собственный Принц. Ну а под Обливионом располагается Мундус, план смертных с несколькими планетами, в центре которого находится Нирн, планета где происходят почти все действия игр франшизы. Ну а звёзды с Солнцем — это дырочки на границе Мундуса и Обливиона, через которые просачивается магия из Этериуса. И да, всё это досконально изучено учёными магами. В играх серии можно даже книжку почитать о путешествии одного волшебника по планам Обливиона.
  • We Are The Dwarwes — твёрдый космос в виде скал с пещерами, изометрия.
  • Ремейк King's Bounty — в дань уважения упомянутому выше Терри Пратчетту, в космосе плывут черепахи, на спинах которых располагаются океаны и континенты.
  • Kingdom Hearts — в плане мозголомности сеттинга может по-соперничать с The Elder Scrolls, а порою даже превосходит. В общем, действия этой серии игр происходят в мультивселенной, состоящем из множества относительно изолированных друг от друга миров. Главный герой и его спутники передвигаются между ними с помощью корабля гамми по всему некосмосу. И судя ко всему, каждый мир обладает своими собственными законами (например, прибыв в Атлантику Сора тут же отращивает рыбий хвост). Однако для всей этой мультивселенной всё же есть общий метафизические законы. Во-первых, каждое живое существо (а порою даже неодушевлённые предметы!) имеет так называемое «Сердце». Это не душа, а совсем уж метафизическое нечто, которое делает существо существом, то есть человеком-человеком или уткой-уткой. И если не бай дог это сердце наполнится Тьмой или вырвут из груди, то существо превратится в так называемого Несуществующего, то есть неразумного монстра… при условии что у существа Сердечко было слабое. У тех, у кого Сердце сильное они становятся Несуществующими, но с сохранившимся обликом и разумом. А Сердце — в Бессердечного. А ещё главному герою по ходу дела нужно закрывать миры ключ-клинком, чтобы предотвратить зомби-апокалипсис и… давайте признаёмся честно, вселенная Kingdom Hearts — ещё тот вывих мозга который уступает по мозголомности лишь Хоумстаку.
  • Halo — случай с прикрученным фитильком, но всё же творения Предтечей и Ковенанта выглядят крайне экзотично. Представьте себе, что вы бороздите по космосу и видите огромное кольцо, на внутренней стороне которого располагается целый мир.
  • Disco Elysium
  • Sunless Skies
  • Planescape: Torment — действие происходит в описанном ниже сеттинге DnD, большей частью - в Сигиле, крайне причудливом городе-перекрёстке миров, находящемся внутри гигантского тора, вращающегося вокруг вершины бесконечного горного пика (гравитация в любой точке направлена к наружной стороне тора).
  • Мор (Утопия) — в представлении степняков, мироздание образует тело Бооса Туроха, Мирового быка.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — в принципе, сеттинг тут космооперный. Есть галактика, планеты и межзвёздные путешествия… которые происходят посредством телепортации с помощью Варпа. А Варп — это уже что-то с чем-то! По сути это отражение эмоций всех существ обычного мира, параллельный мир состоящий из чисто психической энергии, в которой демоны. И, ох-хо-хо, там совсем иные законы пространства и времени, чем пользуется имперский флот для преодолений расстояний в несколько тысяч световых лет. Разумеется, для безопасного путешествия на борту необходимо включить Поле Геллера, иначе из-за высокой концентрации психической энергии произойдёт такой звездец, что можно с ума сойти! Буквально! Достойны упоминания захваченные силами Хаоса планеты, где уже действуют похожие на Варп законы физики, разве что там люди друг друга переубивают. Неудивительно, почему Империум завёл крестовый поход против Хаоситов.
  • Dungeons and Dragons — большой выбор самых разных устройств миров. Например, солнце под названием «Лига» в сеттинге Greyhawk вращается вокруг планеты, где происходят основные действия игры. И это только верхушка айсберга. Как вам хрустальные сферы, плывущие в потоке флогистона, возможность летать по космосу, наполненному пригодым для дыхания воздухом, бесконечный шпиль, над концом которого висит бублик, на внутренней поверхности которого построен торговый город Сигил, связанный порталами со множеством иных миров, миры с преобладанием стихий, света или тьмы, Бездна, состоящая из бесконечного числа слоёв, на последнем из которых спит очень злой бог, и так далее?
    • Вообще говоря, в ранних версиях D&D считался стандартным вариант теории пустой Земли, в котором под землёй есть бесчисленное количество пещер, те самые подземелья из названия.
    • Конкретное строение вселенной вообще зависит от сеттинга. Planescape и, отчасти, Dragonlance следуют космологии Великого Колеса (материальный план, окружённый эфирным, окружённый элементальными планами, окружённый астральным, окружённые внешними планами элайнмента; вышеописанное безумие это именно внешние планы), у Forgotten Realms Мировое Древо (не связанное с Иггдрасилем, который в нём тоже есть; это название для слегка смахивающей на дерево структуры астральных связей между планами) и в пятой редакции вариант Великого Колеса (отличается тем, что добавлены два плана к материальному, элементальные буквально соприкасаются, порождая параэлементальные, а положительный с отрицательным убраны от элементальных и сделаны «половинками» сферы, окружающей Колесо), а в Eberron используется Оррери, с «внешними» планами, вращающимися по орбитам в Астрале вокруг заключённого в Эфирный и Теневой планы Материального, и влияющими на него. В четвёртой редакции попытались заменить Колесо на Мировую Ось, что не сыскало успеха от фанатов, почему его и откатили к вышеупомянутому варианту Колеса в пятой редакции.