Тёмный замок

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Барад-дур. Это все знают. Это классика.

Очевидно, что тёмный замок — это место, где живёт Тёмный властелин. Прежде всего данная постройка характерна для жанра фэнтези в целом и для всех поджанров, входящих в него.

Каков же дом Тёмного Владыки? Обычно он соответствует ряду штампов

Во-первых, он огромен: высокие и толстые стены, мощные башни, крепкие ворота. Как и полагается жилищу феодала, замок резко выделяется своими размерами на фоне окрестностей, чтобы орды злобных прихвостней издалека видели, кто ими управляет. Почти всегда замок неприступен, но при этом почему-то имеет уязвимое место — только одно, не больше.

Во-вторых, по законам жанра замок расположен у чёрта на рогах: посреди мёртвых земель, ледяных пустошей или жаркой пустыни. Хотя в этом случае снабжать его припасами — та ещё пытка. И даже если замок является столицей Мордора, то рядом всё равно будет вулкан, тёмный лес или зловещее болото. И мало того, что в окрестностях почему-то всегда темно, так ещё и на освещении замка экономят!

Разумеется, преобладающий цвет построек — чёрный, но красный, зелёный и фиолетовый тоже принимаются.

Внутренние помещения замка могут быть обставлены по-спартански: всё во имя Властелина/Империи/Тёмных богов и никаких излишеств! Либо наоборот — представляют собой ломящийся от роскоши и богатств дворец. В остальном замок как замок. Ещё стоит упомянуть трон Властелина, для пафосу целиком сделанный из мечей, черепов и т. д.

Но самое главное, без чего не может обойтись не один тёмный замок — это темницы и казематы для врагов Властелина и провинившихся слуг. А рядом с темницами, само собой, пыточные камеры, где специалисты продуктивно работают с пленными.

Склонен к разрушению в случае гибели хозяина.

Если жанр — Готика, это будет, скорее всего, полуразрушенный и полупустой родовой замок в готическом стиле, в котором живёт или безумный учёный с помощником, или вампир-аристократ.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Властелин колец» — в Средиземье тёмных замков и их владельцев хватает:
    • Барад-Дур (Тёмная Башня, Лугбурз по-орочьи) — цитадель Саурона и столица Мордора. И если верить Глашатаю Саурона пыточные камеры там лучшие для тюремщиков и худшие для узников во всём Средиземье.
    • Минас-Моргул — бывшая крепость Гондора, ставшая штаб-квартирой девятки назгулов. Уступает Барад-Дуру габаритами, но в плане зловещести, вероятно, даже превосходит его: мёртвая крепость, светящаяся мутно-белёсым светом, окутанная мертвецкой атмосферой. Даже оркам в ней неуютно.
    • После того, как Саруман свернул налево, он превратил Изенгард в подобие Барад-Дура.
    • Дол-Гулдур, в котором скрывался Саурон под псевдонимом Некромант. Там был запытан до безумия Траин, отец Торина.
    • Ещё раньше, при Морготе, на крайнем севере, были Ангбанд и Утумно.
  • Астрид Линдгрен, «Мио, мой Мио» (а также его англо-шведско-советская экранизация) — замок злого рыцаря Като на Мёртвом Озере. Не исключено, что именно он мог вдохновить Питера Джексона на создание облика Барад-Дура как башни с глазом на вершине (у самого Толкина Барад-Дур подобным образом не описывается).
    • Строго говоря, замок рыцаря Като не имеет огненного Ока на вершине, однако единственное освещённое окно башни в самом тексте сказки напрямую сравнивается с глазом, а на некоторых иллюстрациях (например, у Брюханова) действительно изображена башня с глазом. Но символ есть символ, да.
  • Песнь Льда и Огня — ну Драконий Камень же! Мрачный чёрный замок, издалека напоминающий огромного дракона, построенный из спеченного камня, по слухам, валирийским колдовством и драконьим пламенем. На его стенах восседает целая армия горгулий, а из окон открывается унылый вид на скалистый островок, носящий то же имя, что и замок, и бескрайнее море. Обитатели в нём проживали под стать: сначала он был резиденцией правящего дома Таргариенов, затем, когда Таргариены почти закончились, в замке поселился Станнис Баратеон, а вместе с ним — Мелисандра, жрица Владыки Света и, опять же по слухам, заклинательница теней из далёкого Асшая. На момент последней книги опустел, был взят штурмом и разграблен… Ну, по крайней мере, так сказали королеве, а как оно на самом деле, толком неясно.
    • Харренхолл, пополам с проклятый старый дом. Замок воистину циклопических размеров — требушеты на его крепостной стене снизу кажутся игрушечными. К тому же изрядно порушен при Завоевании Эйгона, который сильно поплавил его драконами, и с тех пор ни у кого из владельцев не было денег его отстроить. Из-за этого в обугленных руинах постоянно зловеще завывает ветер… и не факт, что только ветер. А ещё хозяева и управляющие этим замком — как на подбор зловещие или хотя бы мрачные личности, и меняются с пугающей чистотой — с Завоевания вымерло не меньше четырёх родов лордов Харренхолла, и ещё парочка на подходе.
  • Артем Кораблев, «Вор понарошку» — злодей в местной виртуальной реальности сидит именно в таком зловещем замке с единственным освещенным окном. Ну вы кагбэ поняли… Интересная инверсия — войти в замок очень легко. А вот выйти — разве что за совсем не виртуальные доллары…
  • «Тайный сыск царя Гороха» — логово Кощея. По сути, даже не замок, а бункер — целиком расположено под землёй с единственным выходом через холм, носящий пафосное имя Лысой горы.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
  • Упорядоченное — Ник Перумов щедро раздает такие замки и крепости многим персонажам и организациям. Что поделаешь, если уж автор активно продвигает принцип, что Тьма не есть Зло. Без множества темных замков тут не обойтись. Начиная от ранних цитаделей Ракота до Черной Башни, состоящей из эвиальской Западной Тьмы, и оформленной в инфернальном стиле лишь для убедительности, а не по истинной сути. Пожалуй, лучше всего тропу соответствует Красный Замок в Хьёрварде. А вот чего у Перумова нет, так это Темных Властелинов и их замков без очень веских причин для такого имиджа и дизайна.
  • «Досье Дрездена» — огромная крепость из чёрного льда и столица Зимних фейри Арктис-Тор. Несмотря на репутацию нельзя назвать Зимних в полной мере злыми. Но то, что они смертельно опасны — факт.

Кино[править]

  • «Ван Хельсинг» (2004) — замок, который Дракула предоставил Виктору Франкенштейну для исследований. И Ледяной Замок Дракулы, ранее бывший ему тюрьмой.
  • «Изгой-один» — цитадель Дарта Вейдера на Мустафаре.

Аниме и манга[править]

  • Bleach — тёмные не в буквальном смысле, но в остальном классические цитадели главгадов.
    • Лас Ночес — гигантская крепость в Уэко Мундо, в которую переехал Айдзэн после того, как официально объявил о своём предательстве. В ней живут служащие ему арканары арранкары.
    • Дворец правителя Ванденрейха Яхве Зильберн. А когда тот поглотил Короля Душ, то создал новый дворец под названием Варвельт намного больше предыдущего.
  • Mazinger Z — если главзлодея зовут доктор Хэлл, он просто обязан жить в таком замке. С подвыподвертом: его замок — это его самая большая и опасная меха.
  • Вольтрон: Защитник Вселенной/Го-Лайон — резиденция Заркона/Дайбзаала.

Видеоигры[править]

  • Warcraft — дофига персонажей → дофига злодеев → дофига тёмных замков: Цитадель Ледяной Короны Короля-Лича, Чёрный Храм во времена владычества Иллидана в Запределье, Сумеречный бастион, Престол Гроз, десятки их…
  • Castlevania — замок Дракулы же, чужеродное место с новой планировкой в каждой игре серии.
  • Overlord — Тёмная Башня у Третьего Повелителя и Башня Иного Мира у Четвёртого. Оммаж к Барад-дуру, пополам с Ортанком (башня в центре Изенгарда), и Цитадели Ледяной Короны соответственно.
  • Heroes of Might and MagicНекрополь. Выглядит как тёмный и мрачный замок посреди могил и грязи.