Неприступная цитадель

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Они обречённо защищали неприступную крепость. »
— Жжож рубит фишку.

Неприступная цитадель — это крепость, которую не взять никакими превосходящими силами[1]. Нет, и Сакнот не поможет. Выстроена эта фортификация из несокрушимого адамантиума, который не берут ни тараны, ни катапульты, ни бомбарды. Окружает ее бездонный ров, который бесполезно закидывать фашинником — всё равно на дне лава. Подкапывать мины под стены тоже не поможет — она стоит на граните. Три с половиной солдата, засев здесь, могут отбиваться хоть ото всей армии Чёрного Властелина.

Следовательно, чтобы взять Неприступную цитадель, нужна или хитрость, или очень много терпения. Вероятно, у крепости есть некая ахиллесова пята. Например, можно пробраться внутрь через калосточную трубу. Или переодеться свежим подкреплением. Если ничто другое не помогает — держать крепость в осаде и надеяться, что когда-нибудь у защитников таки кончится жрачка. На самый крайний случай — возможно, поможет из ряда вон выходящее супероружие или божественного уровня магия; крепость, сдавшаяся только под ударами самих богов или архангелов во всей их славе, или внезапной атомной бомбы посреди фэнтези-сеттинга, считается за неприступную цитадель.

Смотри также Каземат — сооружение обратного назначения, когда невозможно не войти, а, наоборот, выйти.

Где встречается[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Отблески Этерны» — Барсовы врата считались неприступными, несмотря на то, что имели всего три стены. Разумеется, легко были взяты ударом с тыла (и козлами-камикадзе со взрывчаткой и детонатором на рогах — такого метода выламывания ворот не ожидал никто).
  • «Приговор» Юрия Нестеренко: Греффенваль, родовой замок Лангедаргов, «справедливо считался неприступным». Его удалось взять, лишь подорвав его стену порохом (доселе в этом мире неизвестным). Куда более скромный сам по себе Блюменраль оказался неприступным в силу удачного расположения в горах: при поднятом мосте через пропасть к нему попросту невозможно подобраться.
  • «Космический бог» Дмитрия Билёнкина — база Гюисманса на астероиде «Рай Господа-Бога». Развалили изнутри…
  • «Верховная ведьма» Ольги Громыко: эпичнейший отыгрыш с Маил Ине Кирен («Вороньи когти» с гномьева), ныне принадлежащем рыцарскому ордену Белого ворона. Создатели этого замка действительно сделали всё, чтобы он был по-настоящему неприступным… В результате все потенциальные осаждающие смотрели на него и думали: «Нашли дураков!» Как следствие, за всё время своего существования ни разу не подвергался атаке!
    • Её же «Верные враги»: с фитильком цитадель ренегатов. С подсветкой (армия осаждающих как-то резко оказалась бесполезной). Для создания возможности атаковать протагонистам пришлось пробраться внутрь и снять магическую защиту, что вполне могло стоить и жизни.
  • «История Галактики» — Форт Стеллар основная база флота Колоний и Конфедерации, была взята штурмом только один раз.
  • Эдуард Катлас «Девятая Крепость». Собственно перестроенная Девятая Крепость — долина, окруженная горным массивом, посреди лесов. Способна выдержать осаду 1 к 10 и все равно, пока там будет гарнизон, взять её нереально.
    • Здесь же упоминается Четвертая Крепость — еще один пограничный форпост. Взять её можно только измором.

На других языках[править]

  • Вальтер Скотт, исторический роман «Пуритане» — вымышленный шотландский замок Тилитудлем, которому «была страшна только тяжёлая артиллерия» (отсутствовавшая у осаждавших). Будучи окружённый с трёх сторон пропастью, с единственной узкой дорогой, ведущей к воротам, он был практически неприступен, так что совсем небольшой отряд сумел успешно оборонять его от многократно превосходящего противника. Правда, в замке имелась «ахиллесова пята» в виде кухонного окна, воспользоваться которым осаждающие, однако, не смогли.
  • «Властелин Колец»:
    • Башня Ортханк. Энты, невероятно сильные ходячие деревья, которые разнесли по камешку все окружающие Ортханк укрепления, самое большее, что смогли сделать самой башне — это сколоть пару каменных крошек у основания.
      • Ортханк — не цитадель, а именно донжон, центральная башня. Крепость — Изенгард. Вот её-то энты и разнесли.
    • Минас Тирит строили тем же способом. Единственное уязвимое место — ворота, сокрушённые Грондом, да и то не без магии Короля-Чародея.
    • Из выше сказанного выходит, что и Минас Итил (впоследствии Минас Моргул[2]), брат-близнец Минас Тирита — аналогичен. Потерян был невоенным способом.
    • С прикрученным фитильком — Барад-Дур. Взять-то его взяли, но только однажды во Второй Эпохе и ценой колоссальных потерь. Но к концу Третьей Эпохи уже ни у кого не оставалось сил для захвата Чёрной Крепости.
  • «Сильмариллион» того же автора: Ангбанд как раз из разряда сдавшихся только ангельскому воинству. Все попытки более обычных светлых армий взять эту твердыню заканчивались в лучшем случае ничем, а в худшем страшным разгромом. Впрочем, справедливости ради, его вполне могли взять и объединённые армии людей, эльфов и гномов, ведь только из-за предательства части вастаков они проиграли.
    • Не сказано, что они могли бы взять Ангбанд. Даже к воротам не подошли. Сказано, что «могли бы и выиграть», но это про битву на равнине перед крепостью. Выиграли бы её — Моргот бы отозвал балрогов и драконов в крепость, и худо пришлось бы осаждающим.
      • При этом в битве Бессчётных Слёз ни один балрог не пострадал.
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени» — Тирская твердыня, древнейшая крепость, созданная с помощью единой силы и выдержавшая сотни осад. Пала за одну ночь, когда Ранд телепортировался внутрь, минуя стены. Вообще магия в цикле используется очень грамотно и нивелирует любые попытки противостоять ей с помощью средневековой тактики.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке»:
    • Вольный город Новиград. Окружён массивными стенами и расположен на островах дельты реки Понтар, поэтому любая попытка штурмовать его по земле бессмысленна. С моря атаковать город тоже нет смысла, ибо втиснуть флот в узкий городской порт тоже не представляется возможным. За всю историю никто не смог взять этот город штурмом.
    • Главная крепость Скеллиге Каэр Трольде. В книгах она описана мало, но в третей игре она представляет из себя троп, ибо расположена на отвесной скале, а единственным проходом в неё является узкий мост, расположенный в километре над водой.
  • «Песнь Льда и Пламени» — сага являет взору большую россыпь примеров замков разной степени неприступности, и у каждого есть своя неповторимая фишка. Для взятия некоторых требуется применить политическую хитрость, а другие нипочём не захватить, если не заручиться помощью свыше.
    • Лидирует в списке Орлиное Гнездо, родовой замок Арренов, расположенный на вершине крутого пика. Войскам, которые захотят штурмовать его, придётся ой как несладко. Единственная уязвимость этого замка — зима: в нём анемичное отопление, и когда приходят морозы, Арренам приходится переселяться в замок пониже, чтобы не помереть от воспаления лёгких. Ну и не забыть тот факт, что ведёт в него единственная узенькая дорога, и прямо по тексту подсвечено: если в удачный момент её перекрыть, то питаться осаждённые смогут разве что своими гербовыми птицами: закрома, конечно, обширны, но не бесконечны.
    • Неприступный Харренхолл смогли разрушить только при помощи авианалёта на драконах. После этого замок превратился в противоположность данного тропа: большую полуразвалину, которую никто толком не отремонтировал. Хотя никто с тех пор не смог собрать гарнизон такой численности, чтобы его оборонять. Да и просто жить там — занятие не для слабонервных. Кроме того, чтобы прокормить большой гарнизон, нужна целая армия фуражиров и с этой проблемой столкнулись во время Войны пяти Королей Тайвин Ланнистер и Русе Болтон. Во время Танца Драконов нехватка провизии из-за партизанства речных лордов выгнала из Харренхола армию Кристона Коля и принца Эймонда. Занявший перед этим замок Деймон Таргариен использовал его как сборный пункт сторонников жены-соправительницы и долго не задерживался.
    • Стены Штормового Предела защищены древними чарами, и ни бури, ни вражеские войска не способны нанести им сколь-нибудь серьёзный урон: у осаждающих больше шансов дождаться, пока гарнизон не вымрет от голода. Станнис Баратеон в его стенах смог выдержать более чем годичную осаду с суши и моря. Правда, тут помог проплывавший мимо морской контрабандист, сообразивший вовремя, что в осаждённом замке за груз провизии дадут баснословно много, и пробравшийся через морскую блокаду. Его возвели в рыцари, и с тех пор он известен, как сир Давос «Луковый Рыцарь» Сиворт.
    • Ров Кейлин неприступен при нападении с юга: крепость окружена непроходимыми болотами, а единственная дорога идёт меж башен таким образом, что вражеское войско оказывается как на ладони для лучников, и укрыться от стрел, пускаемых защитниками, попросту негде.
      • Сабж с прикрученным фитильком, с другой стороны она полностью открыта, чем и воспользовались Грейджои. Хотя тут и фактор внезапности сыграл роль. Их собственный гарнизон ухитрился отбить атаки подошедших с севера Рисвеллов и Дастинов, пока превращенный в Вонючку Теон не убедил защитников сдаться.
      • И это не учитывая озерных жителей Перешейка, которые могут устроить «сладкую жизнь» как осаждающим, партизаня у них в тылах, так и расстрелять из луков все, что высунется из крепости.
    • Замок дома Ридов, которые правят Перешейком — Дозор в Сероводье также ни разу не был взят, хотя сколочен из плавучего дерева и не имеет стен. Завоеватели просто не могли его найти, в то время, как их солдаты массово тонули в болотах, съедались местной живностью (от свирепого гнуса до крокодилов) или гибли от отравленных стрел болотных людей. ЧСХ, даже Старки, располагая мощью всего Севера, смогли заручиться поддержкой Болотных Королей только путем брака и победы над местным правителем в ритуальном поединке.
    • Осада твердыни Старков, Винтерфелла, является весьма рискованным предприятием для тех, кому всё-таки удастся миновать Ров Кейлин. Лишить замок воды просто невозможно, поскольку он построен на горячих источниках, питающих еще и ров вокруг крепости. По той же причине защитники могут вполне спокойно пережить и зимнюю осаду, дожидаясь, пока противники просто замерзнут от почти арктических холодов Севера. Справедливости ради, оба раза, когда Винтерфелл брали штурмом, в нем почти не было гарнизона, способного его оборонять.
    • Дредфорт, родовое гнездо Болтонов, никто никогда не брал. Хотя заморить голодной блокадой защитников и вынудить строптивого вассала сдаться Старки однажды смогли.
    • Риверран находится на мысу у слияния рек. В случае осады открываются шлюзы, и заполненный водой ров превращает замок в остров.
      • Хотя здесь и стоит отметить показательный момент объяснения Джейме, как именно он собирается штурмовать Риверран. Учитывая, что Эдмур Талли (который о силе своего же собственного замка был великолепно осведомлён) предпочёл подчиниться требованию и сдать замок, можно предположить, что он действительно не был уверен в его неприступности.
        • Эдмура сломали не угрозы взять замок, а то, что Джейме пообещал бросить с требушета его новорождённого ребенка. Здесь замок пал от слабости не стен, а их владельца. Да и держаться еще год с гарантией неизбежного падения удовольствие сомнительное. Помощи-то ждать неоткуда.
    • Утёс Кастерли неспроста так называется: большая часть жилых и караульных помещений, а также кладовых на случай осады, расположена не в скромных размеров замке на утёсе, а в ходах, вырытых в самом утёсе. Иными словами, это гребаная средневековая гора Шайен, Ямантау, Тора-Бора или Железногорск. Такое не берётся даже драконами: нужна ядерная боеголовка N-мегатонного калибра.
    • Аналогичной конструкции замок Кастамере (только не возвышавшийся над землёй, а утопленный в неё) был взят посредством затопления всех подземных коридоров. Вода дорожку найдёт!
    • Стена же, учитывая нехилые параметры высоты-ширины. Взобраться на такую, как сделали одичалые с Джоном, в реальности, в общем-то, невозможно. Особенно, когда интервентов сбривают гигантским лезвием (в книге такого нет, но металельных машин и бочек с щебнем у защитников хватало).
    • Как ни удивительно, под эту категорию подходит и Браавос, расположенный в укромной лагуне, огороженной естественной стеной из высоких скал и холмов. Военные укрепления в ногах Браавосского Титана и Арсенал, играющий роль крепости и верфи за ним прилагаются.
  • Брайан Джейкс, «Рэдволл» — цитадель владык-барсуков Саламандастрон. Тот же Утес Кастерли, только в дремлющем вулкане. С учетом того, что крепость охраняют зайцы, которые по своим силам превосходят обыкновенно штурмующий её контингент (то есть крыс, лис, горностаев и хорьков), представляющих из себя сброд с минимальными понятиями о дисциплине и воинском искусстве, а также прочности естественных стен горы, взять ее почти невозможно (по меркам сеттинга). В ходе цикла её осаждали много раз, но успехом увенчались всего лишь две попытки. В первом случае защитники просто под ноги валились от старости, а во втором нападавшим удалось отравить почти все запасы пищи и воды внутри крепости. И даже это прокатило в основном благодаря более чем шестикратному превосходству в силах осаждающих.
    • Аббатство Рэдволл также имеет подобную репутацию среди разбойного люда Страны Цветущих Мхов. Однако само по себе оно под троп не совсем подходит, ибо почти все попытки злодеев захватить его проводились по принципу «команда пиратского корабля пытается взять нахрапом средневековый замок». Тем не менее, братство при должной подготовке может выдержать и полноценную осаду, что подробно раскрывается в первой книге цикла. При этом Клуни Хлыст, целенаправленно готовившийся к захвату Рэдволла, в конце концов сумел его взять. Другое дело, что меньше чем на день, но тут уже заслуга не защитников аббатства, а вовремя приведенных подкреплений.
  • «Хроники Края» — Башня ночи. Находится на огромной шарообразной скале, которая, в свою очередь, располагается на множестве деревянных подпорках. Любая попытка штурма башни, кроме как по воздуху, бессмысленна.
  • Филип Рив, «Хроники хищных городов» — Батмункх-Гомпа aka Щит-Стена. Перегораживает узенький (по горным меркам) проход и ощетинена ракетными установками, чья дальнобойность на голову превосходит аналоги, стоящие на движущихся городах. Шансы были у Лондона, потому что у «Медузы» дальность ещё выше, но тут уже вмешались саботажники.
    • Воздушная Гавань — единственный и неповторимый летающий город. Уязвима лишь в моменты, когда приземляется для починки, но успеть ими воспользоваться так никто и не сумел.
  • Джонатан Свифт, третья книга «Путешествий Гулливера» — с прикрученным фитильком, но — Лапута же! Захватить штурмом её точно никто так и не смог — лишь один раз жители мятежного города Линдалино чуть было не обрушили крепость на землю при помощи тонкого знания законов физики и нескольких башен с магнитными навершиями. При этом в конце четвёртой книги Гулливер, в присущей английскому империализму манере и рассуждая о возможности покорения описанных ими стран, заявляет, что британская армия его времени была бы абсолютно бессильна против парящего острова.

Сетевая[править]

  • «РАЦ» Железнова: Вариант в сеттинге Наше время + 20 — РАЦ и его УР. Представляет собой бронированную супер-пушку с дальностью стрельбы в 1000 км способную стрелять атомными снарядами, окруженную тремя сотнями километров сплошных укреплений всех видов. Педаль в земную кару, чтобы его выбить пришлось Устроить экстерминатус. Дважды.
  • Стюарт Слейд «Salvation War». Субверсия. Таким считался Дит, столица Ада — огромный мегаполис бронзового века, слишком большой, чтобы взять его в осаду. Это не удалось даже ангельскому воинству. Но потом пришли люди… Осада продлилась меньше недели.
    • The Big One. В ходе Второй Мировой в крепости были превращены Сталинград, Москва, Ленинград и Архангельск. Сталинград пал после 120 дней боев. Москва продержалась 200 дней, пока был жив хотя бы один защитник. Бои за Архангельск продлились 650 дней и завершились победой Союзников. Сам город стал синонимом ледяного ада по обе стороны фронта.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге»:
    • Крепость Северного племени Воды. Как справедливо заметил Чжао, готовя свой поход на Север: «Они не просто так пережили сто лет войны. Холодная тундра коварна, сама местность — это настоящая ледяная крепость». Осложняют ситуацию и ещё два обстоятельства: во-первых на Севере живёт огромное количество магов воды, а во-вторых: любую атаку на них надо успеть провести в светлое время суток, ибо как только взойдёт луна сила этих самых магов воды станет невероятной.
    • Ба Синг Се — колоссальная столица Царства Земли известная своими могучими стенами. Несмотря на множество попыток, захватить её сумели только при помощи предательства. Подсвечено охраняющим её генералом: «Город называется Ба Синг Се — это означает „неприступная крепость“. Если бы эту крепость можно было взять, она называлась бы НА Синг Се».
    • Столица Страны Огня, расположенная в жерле спящего вулкана, дорогу к которому охраняют множество башен, а также врата, которые невозможно преодолеть на деревянных кораблях. Собственно, попытку взять её штурмом предприняли лишь один раз, в период затмения, при котором маги огня теряют силу.

Аниме и манга[править]

  • Legend of the Galactic Heroes — Изерлон. Огромная военная база-крепость внутри одноимённого прохода, рассчитанная на полную автономность, оборудованная уникальной «жидкой» бронёй (в дополнение к обычной, тоже не слабой) и супер-пушкой, способной сносить корабли сотнями (в дополнение к целой куче простых батарей). За всю историю своего существования не менее 12 раз подверглась полномасштабному нападению. Успешными оказались четыре, вот только два из них были связаны с хитростью, один раз защитники просто отступили без боя и ещё один — крепость пришлось сдать по мирному договору. А вот прямым штурмом взять её не удалось никому.
  • Берсерк — Долдрей. Если бы начальник крепости думал тем, чем положено, ее бы так и не взяли.
  • Fullmetal Alchemist — Бриггс.
  • Свет и тень — замок матери главной героини королевы Сисбель, был укреплен получше замка короля Дюкайна Третьего, недаром новый король в качестве своей резиденции выбрал именно его.
    • также упоминается что за взятие замка отборный отряд мятежников заплатил очень дорогую цену, ведь охрана королевы не только была лучше подготовлена чем охрана Дюкайна, но и служила своей госпоже не за страх, а на совесть.
  • «Небесный замок Лапута» — собственно, Лапута. Во вступительном ролике показывается, что в древние времена в небесах парило множество крепостей — однако на момент событий аниме людям известна только Лапута, да и то по отрывочным легендам и байкам. Сам собой напрашивается вывод о том, что в древности состоялась грандиозная война небесных крепостей, выстоять в которой смог лишь заглавный замок. Впоследствии Лапута же под управлением Муски с лёгкостью отбивается от вторжния непрошенных гостей с "Голиафа" — артобстрел этого корабля чёрное полушарие крепости даже не царапает, голограммы пули не берут, а солдаты в ужасе разбегаются прочь от армии сторожевых роботов, которые затем взлетают и сокрушают флагман.

Видеоигры[править]

  • Dwarf Fortress — можно построить и такую крепость, взять которую не смогут ни орды гоблинов и троллей, ни дракон, ни забытые твари (например, используя вместо ворот подъемные мосты). Но где же в этом веселье?
    • В игре и без этого веселья хватает.
  • Disciples — практически любая Столица 4-5 (в зависимости от части игры и сценария) является сабжем из-за огромного бонуса к броне защитников и Стража — Мизраэля у людей, Витара у гномов, Ашгана у нежити, Ашкаэля у демонов и Иллюмиэль у эльфов. Последний, обычно с 900 хп. чудовищной инициативой и 200+ урона Здоровьем по всем обычно уничтожает всех незадачливых «штурмовиков» за 1-2 удара. Однако взять Столицы можно, записывайте рецепты: перед штурмом накачать лучшую армию баффами от эликсиров и заклинаний, взять юнита (не промахивающегося!!) с параличом или окаменением, а можно и с ядом, горением или морозом (урон от этих эффектов будет игнорировать заставляющую стонать броню Стража), или же, если Страж в конкретном сценарии слаб или у Вас несколько достойных армий — можно пожертвовать одной-двумя-почти всеми, ослабляя врага поэтапными налётами В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ (иначе Вы рискуете столкнуться с полным исцелением противника) с добиванием той силой, которой хотите подарить весь опыт и славу стражеборцев.
  • Minecraft — аналогично предыдущему пункту. Только готовьтесь к тому, что вам придётся хорошенько попотеть на создание своего замка. А для этого потребуется огромное количество ресурсов. Но результат того стоит. Помимо отличной защиты от гриферов и просто злоумышленников, вы получите огромное уважение на сервере.
    • Помимо Майнкрафта подобную крепость можно построить в любой игре, где есть возможность свободное на строительство. Terraria, Starbound, No Man' Sky, Fallout 4… Список можно продолжать.
  • Серия Overlord — Башня Повелителя. Собственно, это пародия на Барад-Дур и ему подобные твердыни.
  • Серия игр Dragon Age — Минратос, великая столица Тевинтерской империи. Как прямо указано в кодексе: «Минратос осаждали люди, кунари, даже сама Андрасте, но взять его не удалось никому.»
    • В ту же копилку идет Скайхолд из третьей части. Крепость, защищаемая древней эльфиийской магией и расположенная на скале посреди Морозных гор, где царит вечная зима. Взять этот замок в рамках сеттинга с полным гарнизоном нереально, только если ты не Таргариен с полным комплектом драконов, но до этого в Тедасе еще не развились.
    • К этой категории также относится тейг Орзаммар, город-государство гномов: единственный крупный тейг, который Порождения Тьмы так и не смогли захватить за все Моры. Есть еще тейг Кэл-Шарок — бывшая столица королевства гномов, но его так за все три игры и не показали.
  • Tales of Berseria — крепость Вортигерн… До того, как там побывали Велвет и Ко.
  • World of Warcraft — нередкое явление для рейдов.
    • Чёрный Храм — хоть армии Шаттрата ведут бой с войсками Иллидана непосредственно перед «парадным входом», внутрь игрокам заходить нужно через небольшой пролом в стене и далее по водостокам.
    • Ульдуар — сыграно зигзагом: поначалу приходится осуществлять осаду вполне себе «в лоб», но далее Кирин-Тор сталкивается с такими силами, что не находит лучшего решения, как использовать телепортацию в их обход.
    • А вот с Цитаделью Ледяной Короны получилась инверсия: кампания Джайны / Сильваны по проникновению внутрь окольными путями через Кузню Душ — Яму Сарона — Залы Отражений потерпела полное фиаско; зато Серебряный Авангард, отобрав лучших героев на Турнире и объединившись с Рыцарями Чёрного Клинка, осуществил штурм просто-набросто перебив злобную нежить на подступах и выбив переднюю дверь.
    • Стальгорн, просто Стальгорн, единственная крепость, которую так никто и не смог взять штурмом. Та операция по пленению Мойры не считается.
    • Ещё Даларан стал таким, когда взлетел.
  • The Banner Saga — Арберранг. Тут с фитильком. Сам город имеет три стены. Первые 2 стены деревянные и взять их достаточно легко, но третья стена, которая окружает королевский дворец, считается неприступной и её никто ещё не смог взять.
  • Dark Souls — замок Дранглик во второй части. Напавшие на одноимённое королевство-материк гиганты доходили до самого замка, но не смогли ему хоть как-то повредить.
    • А вот для Старого Железного Короля попытка отгрохать себе сабж закончилась провалом. Буквально — построенная из чистого железа гигантская цитадель просто наполовину ушла в землю под собственным весом.
  • Stellaris — Загадочная Крепость. Уничтожить невозможно, только подавить активные оборонительные сооружения, и то ненадолго. Хватит, чтобы украсть пару Загадочных технологий, но взять под контроль не получится. Пожалуй, самый крутой из Левиафанов.
  • «Герои Меча и Магии 5» — Коготь, столица Империи Грифона. Во времена до начала губительного правления лже-Изабель практически никто и никогда не взял знаменитые башни и стены этого города штурмом. Когда же в Когте окопалась Биара с ордой элитных демонов — потребовался союз лучших армий всего мира, в том числе и божественных (ангелы и драконы) чтобы прорваться за оборонительный рубеж. С прикрученным фитильком таким городом считается и летающий и следующий за магией Зехира город Ильм-Хиджра (и — нет, тут не про ислам речь!) — попробуйте только напасть на парящий в небесах замок без супермощной магии и летучих тварей!
    • В первой части пятых Героев такой крепостью является Данмур, отбивший несколько нападений демонов и ставший, таким образом, даже более неприступной крепостью, чем те, что сдаются лишь сверхъестественным силам. Хотя демоны и относительно «естественны» для этого сеттинга.
      • Во «Владыках Севера» практически каждый город гномов является такой крепостью, но Тор Хралл и Тор Мирдал выдержали натиск всей красной Империи Грифона.
    • В «Героях Меча и Магии 3» столица Эрафии Стедвик также отмечается адскими и подземными полководцами не только приоритетной целью, но и весьма непростым в разгрызении орешком.
    • В «Героях Меча и Магии 4» Голдот Полумёртвый весьма основательно защитил Некоррум (в «холодильниках» столицы Некросса хранилось несколько десятков тысяч тел, готовых к мгновенному превращению в боевую нежить вместе со всеми живыми жителями).

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40k — Мир-крепость Кадия… была такой.
    • Дворец Императора на Терре. Хорусу, несмотря на огромные силы вторжения, так и не удалось его взять штурмом. Пришлось попытаться взять Императора «на слабо»…
      • Зато почти удалось оркам. Почему почти? Потому что орочий варбосс Зверь просто не стал.
    • Железные Воины вовсю специализировались на создании таких крепостей (равно как и на их разрушении). В результате чего, небольшие гарнизоны могли контролировать огромные планеты (как вам примеру гарнизон из 10 десантников на 130-миллионный мир?). И во время Ереси Хоруса обе стороны (да, были и Железные Воины, до конца верные Императору!) разрушали такие крепости долгой осадой и большими потерями. А в хитроумной «Железной Клетке» едва не погиб сам примарх Имперских Кулаков Рогал Дорн — не прилети извечный местный рояль в кустах в лице Унитазомаринов Ультрадесанта, Пертурабо бы сполна наслаждался триумфом (впрочем, ему и этой победы хватило до демонического «повышения»).
    • Мир-арсенал Вракс — кристально чистый образец тропа! Три оборонительных периметра с окопами и ДОТ-ами глубиной по 5 километров каждый; 150 батарей турболазеров, способных «посадить» звездолёт, и пустотные щиты, защищающие всё это великолепие. Потребовалось 18 лет, десятки миллионов криговцев и несколько Орденов космодесанта, чтобы раздавить этот орешек!
    • Клык, крепость Космических Волков. Создавалась как полностью автономная цитадель для легиона карателей-ликвидаторов. Минимум два раза осаждалась заклятыми противниками и десяток раз вчерашними союзниками. Выстояла.
  • Warhammer Fantasy Battles — выстроенный в циклопическом кратере Талабхейм невозможно заморить голодом(агроугодья обеспечивают всех защзитников), а укрепления и артиллерия превращают штурм в самоубийство. Возведенный на огромной скале Ульрикберг город Мидденхейм полями внутри стен не похвастается, зато является самой лучшей крепостью Империи. Оба города успели побыть столицами сепаратистких" империй в Эпоху Войн, а также являются центрами почитания Таала и Ульрика соответственно, что добавляет рвения защитникам и усиливает их ряды храмовниками, жрецами-воинами и просто фанатиками. Прочность обороны пробовали зверолюды, хаоситы, скавены, зеленокожие, нежить и даже соседи-курфюрсты, но до Конца Времен пробить оборону не выходило.
  • Сеттинг Planescape для D&D — крепость Машлим. Расположена в самой глубокой трещине на самом глубоком кругу местного ада. Она простирается на сотни километров во все стороны (включая верх и низ) и имеет в своём гарнизоне миллионы демонов. Именно там собираются на совет владыки демонов.
  • Шахматы — существует ничейные позиции, которые так и называются «крепость»! В них серьёзное материальное преимущество сильнейшей стороны оказывается полностью нивелировано правильной позицией стороны слабейшей.

Музыка[править]

  • Фарамир и Захар, «Бастион»

Реальная жизнь[править]

  • Афины в период с окончания строительства Длинных стен до конца Пелопоннесской войны. Мощнейшие укрепления и невозможность оборвать поставки продовольствия (поскольку Длинные стены защищали дорогу из Пирея — главного порта Афин — в собственно город) привела к тому, что Афины так ни разу и не были взяты, хотя в ходе Пелопоннеской войны город неоднократно осаждали. И лишь полная блокада Пирея, которую в конце концов сумел установить спартанский флот, привела к тому, что город сдался после пятимесячной осады.
  • Карфаген — в ходе Третьей Пунической город был взят только после 2 лет осады.
  • Крак де Шевалье — по крайней мере, в эпоху госпитальеров (1142—1271 гг.) Частично расположенный в скале, окружённый мощной стеной, этот замок стал самым крупным оплотом крестоносцев в Святой земле, рассчитанным на абсолютно автономное проживание 2-2,5 тысяч человек в течение 5 лет. И стоит заметить, что за 129 лет правления госпитальеров замок ни разу не был захвачен, хотя его дважды повреждало землетрясениями (1157 и 1170 гг.), а осаждали его в т. ч. такие прославленные военачальники как Нуреддин и Саладин.
  • Замок Розенберг (Кронах, Бавария). Одна из мощнейших цитаделей своего времени, выдержавшая всю тяжесть Тридцатилетней войны и кучу конфликтов поменьше.
  • Троице-Сергиев монастырь после возведения каменных стен ни разу не был захвачен. Хотя формально — ничего сверхъестественного. Ну да, французы и немцы до него не допёхали, а вот сдерживание 16-месячной осады от польско-литовских интервентов (до 30 000 нападающих против 2000 солдат и ополченцев/нонкомбатантов) — ачивмент нехилый. Потерь, конечно, было очень немало. Но, так или иначе, о-очень популярный образ в исторической литературе.
  • Соловецкий монастырь тоже отличился: старообрядцы держали там оборону практически от всего войска царя Алексея Михайловича, и взять монастырь получилось только обнаружив тайный ход, через который монахи получали припасы.
    • Строго говоря, численность осаждающих редко превышала тысячу человек. И на зиму осаждающие войска уходили на континент. Кроме того, первый год осада велась во многом формально, так как правительство поначалу надеялось решить дело примирением.
  • Крепость Свияжск на острове в слиянии рек Свияги и Щуки. Построен по указу Ивана Грозного как форпост для захвата Казани (раньше не получалось именно из-за отсутствия опорного пункта). Стройматериалы переправляли по реке и строили стахановскими темпами. Такому финту татары противопоставить ничего не смогли, и в следующем году потерпели былинное поражение.
  • Дом Павлова в Сталинграде — его оборона длилась 58 дней, и он так и не был захвачен. На оперативных картах Паулюса обычный четырёхэтажный жилой дом был отмечен как крепость.
    • Более современные источики сообщают, что Дом Павлова немцы рассматривали лишь как наблюдательный пункт русских и особых боевых действий против него не предпринимали. Самые жестокие бои на участке 13-й стрелковой дивизии РККА шли вокруг «Дома Железнодорожников» и «Г-образного дома». Причем в обороне там сидели немцы.[1]
  • Константинополь же! Кто об него только не обламывал зубы, а взять получалось только трижды, и каждый раз — не без хитростей.
    • В 1204 году крестоносцы воспользовались смутой, из-за которой им не смогли дать достойный отпор, да ещё тесно связанные с Венецией и Генуей купцы сыграли роль «пятой колонны».
    • В 1261 году никейцы проникли через потайной ход.
    • В 1453 году турки вошли в город через потайную калитку Калокира, которую забыли (случайно ли?) закрыть. Кроме того во время этой осады численность гарнизона была настолько небольшой,[3] что воинов было просто невозможно распределить вдоль всех стен и практически отсутствовали резервы (что и стало роковым обстоятельством, когда янычары сумели прорвать линию обороны). Если бы город к тому времени не представлял из себя тень своего былого величия в режиме педаль в асфальт (что-то уровня фактически заброшенного толкиновского Осгилиата), турки обломали бы зубы и на этот раз.
    • Так, стоп, а Вещий Олег? А Олег Константинополь не брал ни по изложенной в Повести Временных Лет версии с фантазийными колесными ладьями и прибиванием щита (византийцы согласились заключить договор о торговле и уплате дани), ни по византийским источникам (там этот поход вообще не упоминается, в отличие от предшествующего и последующего — только договор, принципиально не отличающийся от ранее заключенного).
  • Ясногорский монастырь в Ченстохове — единственный укрепленный пункт в Польше, который шведы не смогли захватить в ходе т. н. «Потопа». Горстка монахов и солдат (в общей сложности около 300 человек) держала оборону против 3-тысячного корпуса шведов. Через месяц осаждающие подсчитали понесенный ущерб в живой силе и артиллерии и решили, что овчинка выделки не стоит. Зря посчитали, однако — на фоне общего упадка боевого духа успешная оборона Ясной Горы подействовала на поляков так воодушевляюще, что шведов где-то за год выпинали обратно.
    • Поправка: один из трёх пунктов. Помимо монастыря выдержал неслабую осаду город Гданьск, и Замощч (Замойск), твердыня князей Замойских. Последний был настолько крепкий орешек что сам Карл X Густав приехал, посмотрел… и решил не тратить время и силы на осаду.
  • Замок Одавара устоял против Такэды Сингэна и Уэсуги Кэнсина (на минуточку, двух самых крутых полководцев своего времени). Удалось его взять только Тоётоми Хидэёси — и то не приступом, а измором и психологическим давлением.
  • Перонна, в честь данного обстоятельства прозванная Перонной Девственницей. Взял эту крепость только герцог Веллингтон.
  • Измаил же! Об эту цитадель безуспешно расшибали лбы с полдесятка русских генералов, и даже победоносный Суворов, осматривая её перед знаменитым штурмом, компетентно заключил: «Крепость без слабых мест». Добавим к этому численное превосходство обороняющихся и нескольких крыс, раскрывших план приступа турецкому командованию. Суворов, конечно, всё равно её взял, причём с шестикратно меньшими потерями личного состава, чем у обороняющихся — но на то он и Суворов
  • Flakturmen Башня Сов — не была взята и капитулировала вместе с остальными войсками вермахта
  • Голландский Остенде держался в испанской осаде аж 3 года (1601-04) за счёт крепких стен и снабжения с моря. По факту, испанцы «пошли на принцип» и получили почти что пиррову победу (город разрушен, защитники почётно капитулировали, потери огромны). Зато какая вышла «военная академия Европы»!
  • Республика Сан-Марино, анклав в Италии. По легенде, Наполеон однажды лично приехал, посмотрел на эти крепости, стоящие на отвесных скалах, и поехал дальше, не предпринимая попыток их захватить. С ремаркой «я уважаю их стремление к свободе» (это Наполеон-то).
  • Каркассон. Сильнейшая крепость средневековья. Не взяли ни разу.
  • Выборг. Взять сумел только Петр I, с применением тяжёлых осадных пушек. И то, «взял» только потому, что шведы его именно что «отдали».

Примечания[править]

  1. Вообще, цитадель - это крепость внутри крепости. Да, именно полноценная крепость. Просто укреплённая башня, цитаделью не является, и название имеет "донжон".
  2. Крепость, которую Саурон счёл нужным переименовать в Минас Моргул (Твердыню Тёмных Чар), изначально звалась у гондорцев Минас Итил — Твердыня Луны. Крепость, изначально названная Минас Анор (Твердыня Солнца), однажды была переименована самими гондорцами в Минас Тирит — Стерегущую (Бдительную) Твердыню.
  3. Около семи тысяч. Численность турецкого войска, осаждавшего город, составляла порядка двухсот тысяч — почти тридцатикратное превосходство!