Это не наш мир!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Поначалу зритель думает, что история происходит в нашем мире. Упс... А мир то не наш.
«

Пусть правила просты, как дважды два, В итоге выйдет вовсе не четыре, Ведь даже здесь, в почти обычном мире, Не меньше, чем две трети волшебства.

»
— Хельга эн-Кенти (ныне Алан Чароит)
« — Нет! Давай будем считать, что это Каракумы! »
— Кин-дза-дза

Представьте себе: вы читаете книгу или смотрите фильм, где показаны абсолютно привычные, будничные сцены. Дети утром просыпаются и собираются в школу, кошка греется на солнышке, дворник метёт опавшие листья… А потом показывают нечто, чего в реальном мире быть никак не может: дети вместо школьного автобуса запрыгивают в НЛО, кошка заводит беседу со случайным прохожим, а дворник говорит: «Крибле-Крабле-Бумс», и листья сами собираются в аккуратную кучку.

От тропа Не совсем нормальный мир это отличается тем, что для героев этот мир совершенно нормальный и привычный, а в заблуждение вводят только аудиторию. Также может пересекаться с тропами Странная альтернативная реальность и Жуткая альтернативная реальность

Примеры[править]

Литература[править]

  • Павел Шумил, «Долг перед видом» — с самого начала можно заметить некоторые странности, но только где-то после трети книги становится понятно, что описываемый мир — никак не Земля, даже очень далёкого будушего.
  • «Города красной ночи» Уильяма Берроуза — первая глава книги повествует о санитарном инспекторе Фарнсворте, путешествующем по джунглям, и кажется, что речь идёт про двадцатый век в нашем мире (и, скорее всего, про Африку: во всяком случае, источником вдохновения для автора был роман Грэма Грина «Суть дела», где действие происходит в британской колонии в Африке сороковых годов). Однако при внимательном прочтении можно заметить незнакомые топонимы «Вагдас» и «Гхадис», а из дальнейшего текста становится понятно, что это фантастические города древней цивилизации, где существовала и магия, и пришельцы, и много чего ещё. В книге есть и две другие сюжетные линии, про юного капитана Ноя Блейка в начале XVIII века и про частного детектива Клема Снайда в США — и в обоих предостаточно странностей, намекающих, что это тоже не наш привычный мир.
  • «Хроники Амбера» — герой путешествует по разным странным мирам, которые называются Отражениями… но при внимательном анализе романов цикла можно понять, что и здешняя Земля — это тоже не наш родной мир, и слава Богу, потому что то, что вытворяют прото- и антагонисты той вселенной, отражается на всех её мирах, и мы бы испытывали тут не слабенькие гравитационные волны, а натуральное редакирование реальности, в отличие от эффекта Манделы, не субъективные искажения.
    • «Девушка и чудовище» — племя, поклоняясь богам, совершало жертвоприношения. Старейшины избрали в качестве жертвы молодую девственницу и отвели в грот, накормив листьями Забвения. Так они делали каждую весну и осень. Их становилось всё меньше и меньше, но никогда ещё они не осмеливались наблюдать, что будет делать с жертвой их бог… рыцарь-драконоборец.
  • Р. Л. Стайн:
    • «Лето кошмаров» — в самом конце книги выясняется, что родители главного героя — суперагенты, и собираются вместе с ним отправиться на другую планету для выполнения опасной миссии. «Там живут люди, похожие на нас. Но они очень странные и совершенно непредсказуемые. Это действительно очень опасное место. И даже, наверное, жуткое. Но зато интересное». Планета называется… Земля!
    • «Мой друг-невидимка» — в конце выясняется, что и главный герой, и все остальные персонажи — не люди, а фантастические существа вроде монстров и инопланетян, а вот невидимый друг ГГ — на самом деле один из последних выживших людей.
  • Айзек Азимов, «Молодость» — хрестоматийный пример. Только в самом конце читатель понимает, что двое ребятишек, нашедших разбитый миниатюрный космический корабль, — не люди. Совсем-совсем не люди, как выясняется в последнем абзаце.
  • Марик Лернер, «Совсем не прогрессор» — «попаданцы» из альтернативного СССР 2000-х переместились в мир рыночной экономики. Поначалу кажется: в наш. Ближе к финалу всё же понимаешь, что альтернативный мир — всё таки не наш.
  • «Просто смешно» Фредерика Брауна, и его переделка «Трезвый ум» Стругацких — отец нашел в комнате сына книгу неподобающего содержания. Ну, не Декамерон конечно, а сборник фантастических рассказов: всякие там полеты через гиперпространство, машины времени и прочая несерьёзная чушь. Вдоволь этим навозмущавшись, отец собирается и уезжает на работу… на атомокаре с автопилотом, смотря по стереовизору новости о терраформировании Марса.
  • Вселенная Крапивина. Читаешь: вроде похоже на нашу Землю, да не она. Затем герой попадает в другой мир и кажется, что вот это наша Земля, а потом появляются бормотунчики и табу на число пять.
  • Харитонов, «Покажите мне другой глобус» — попаданец путешествует по параллельным мирам и, наконец, возвращается в свой родной, который обманчиво похож на наш, но оказывается тоже не нашим — в нём сексуальные меньшинства составляют большинство. А наш мир был лишь одним из посещённых.
  • Роберт Хайнлайн
    • «Иов, или Осмеяние справедливости» — вероятно, все миры[1]. «не наши». И совершенно обычный мир, в котором жил протагонист, тоже не наш (у них там один доллар — огого какая сумма!).
    • «Колумб был остолопом» — обычный бар, в котором посетитель возмущается бармену на рост расходов из бюджета на космическую программу при том, что на Земле масса проблем так и не решены. Только вот находится этот бар на Луне.
    • «Туннель в небе» — внутримировой пример. Протагонист долго пытается убедить напарника, что для испытания на выживание их выкинули на Землю, куда-нибудь в дикую Африку (именно поэтому, мол, их и не забрали вовремя: испытуемые должны раскрыть этот хитрый план и выбраться к цивилизации на своих на двоих), предварительно заморочив рассказами об испытании во внеземелье (но фонды не резиновые, вот и сэкономили). Но нет, напарник хорошо знает звёздное небо (а звёздное небо южного полушария — особенно). Это не Земля.
  • Илья Гутман, «Неприкаянный» — вроде как двадцатый век, холодная война… Империя против Конфедерации Социалистических Республик. Мир вроде похож на наш, но названия стран и городов другие. Явная альтернативная история, не то другая планета, не то параллельный мир. Сущность мира раскрывается ближе к концу. Понять её можно и раньше.
  • Сергей Лукьяненко, трилогия «Линия грёз» — Терра не является Землёй будущего. Как раз-таки создатель той Вселенной, скорей всего, играет в «Master of Orion» в нашем мире в самом разгаре девяностых.
  • Евгений Лукин «Портрет кудесника в юности» — в одной из последних новелл Нехорошев видит альтернативный мир — судя по всему, наш. Подчёркивает, что «альтернативный мир» ничуть не менее абсурден, чем их предельно балканизированный мир, где Россия сперва распалась на суверенные области, а затем как минимум одно суверенное государство — бывшая область — распалось на ещё более мелкие суверенные государства, бывшие районы.
  • Боб Шоу, «Деревянные космолеты» — пример с фитильком: что это другая планета, ясно с самого начала, но по ходу дела выясняется, что и Вселенная совсем другая, в их мире число пи равно трем. В финале планета перемещается в наш мир, о чем все сразу узнают по изменению соотношения длины и диаметра окружности.
  • Алексей Лютый, «Рабин Гут» — в начале третьей книге троица главных героев уверены, что они наконец-то вернулись домой, всё вроде бы как обычно. Пока не пришли на работу, их должности поменялись, начальник тоже сменился, ОМОН (где служил Иван Жомов) вообше ликвидировали… Оказалось субверсией, потому что мир то был как раз наш, просто из-за изменений во время путешествий троицы в других мирах много чего поменялось, миры и эпохи как бы накладывались один на другой, что и оказало большое влияние на мировую историю и культуру. К примеру, Троянской войны не было, римская цивилизация развивалась, поклоняясь шумерским богам. А Русь крестили не в православие, а в помесь мусульманства и лютеранства.
  • Орсон Скотт Кард, «Седьмой сын» — поначалу выглядит, как городское фэнтези с поправкой на время действия (Америка незадолго после войны за независимость), но в тексте упоминается топор, которым отрубили голову Джорджу Вашингтону. А в аннотации и вовсе прямо говорится, что в реальности книги и Вашингтон сложил голову на плахе, и Наполеон оказался в своем завоевании Европы куда успешней и теперь намеревается отправить через Атлантический океан флот для усмирения непокорных Штатов.

Кино[править]

  • «Два капитана 2» с Сергеем Курёхиным — первые семь минут смотрятся как увлекательный документальный фильм о предпосылках Первой Мировой. Ну, упоминается пара незнакомых фактов и имён (например, некий доктор Фаркус), на которые неспециалист вообще не обратит внимания… А потом внезапно выясняется, что действие происходит в каком-то лютом психоделическом зазеркалье: этот самый доктор Фаркус совершает оккультные ритуальные убийства, наводит ужас на всю Европу и готовит безумный план покорения Сибири Ермаком, капитан Альфред Дрейфус и философ Освальд Шпенглер томятся в застенках у маньчжурских иезуитов, а на скалах Курильской гряды обитает фантастическое племя голых, не имеющих переда.
  • MonsterVerse — несмотря на то, что в фильмах имеется множество отсылок на реальные события, включая Вторую мировую и вьетнамскую войны, в мире франшизы гипотеза полой земли оказалась верна, а сегрегация если и была, то в гораздо более мягкой форме.
  • «Планета обезьян». Инверсия.
  • «Шпион» — в реальности фильма Дом Советов построен и эксплуатируется, цветная видеосвязь используется уже в начале сороковых.

Аниме и манга[править]

  • Хентайная Furohile — в ванной Кёичи появилась альтернативная версия его же из другого мира. Поначалу он думает, что различия несущественны — например, в этой вселенной он парень и у его отца есть волосы, а в параллельной — девушка, и отец у неё лысый. Однако в конце он таки попадает в родную вселенную своего двойника, и с ужасом понимает, что живёт она на летающем острове, вместо машин здесь используют гигантских жуков, и что там водятся настоящие драконы. Альтернативная она была в таком же шоке, когда ГГ сказал ей, что живёт в пятнадцати метрах над землёй (в его вселенной они не выходили из дома и не открывали окно: протагонисты — два жутких хиккана, да ещё и девственники, им было не до устройства мира).

Видеоигры[править]

  • Disco Elysium — главный герой, детектив полиции, приходит в себя после долгого запоя в отеле, в который он прибыл, чтобы расследовать совершённое неподалеку убийство. Ничего необычного, разве что город какой-то не такой, вымышленный — Ревашоль. А потом оказывается, что и география не такая, и народы/расы не такие. Местная святая, которой нынче поклоняются как божеству — жила на самом деле, и была скорее тираном-просветителем, а не духовным наставником, и вообще подобных святых в истории было много. А потом герой, а с ним и игрок, узнает про Серость и местную космологию, и все становится совсем чудно.
  • Sid Meier's Civilization — в игре можно выбрать режим «Земля» и играть на карте, совпадающей очертаниями материков с нашей планетов, только это всё равно будет не наш мир, так как здесь по сюжету вокруг света проплыл Колумб.

Музыка[править]

Интернет[править]

  • Шутки ради — в обзоре на «Черновик» BadComedian путешествует по мирам. В конце он вроде бы возращается в наш мир, но это оказывается Мир Агутина.
  1. Но вообще никаких «миров» и перескакивания между ними нету. Создаётся маааааленький кусочек мира, непосредственно окружающий главгероя с супругой