В будущем почти как в настоящем
Перед нами явно будущее. Демонстрируется что-то, чего (пока ещё?) не существует в наши дни: пилотируемые полёты к другим планетам, роботы, физически и интеллектуально практически не отличимые от человека, выращивание донорских органов с помощью клонирования. Вот только всё, что не связано со стоящим во главе сюжета чудом научной мысли, показано таким же, каким оно было в момент создания произведения: и технологии, и общественный строй, и даже мода. Документы печатают на машинках, письма рассылают по факсу, а находясь на улице, чтобы позвонить домой, ищут телефон-автомат. Мир не переживал катаклизмов, замедливших его развитие или отбросивших назад. Показанная технология не является экспериментальной или засекреченной военной разработкой — она успешно прошла все испытания и активно используется в повседневной жизни. Также она не унаследована от древней цивилизации или космических пришельцев, а разработана людьми, вот только ни в каких других сферах жизни, кроме той, что нужна для повествования, элементы этого изобретения не используются. Например, налажено массовое производство роботов-двойников, но в полиции продолжают использовать людей либо роботов, неотличимых от них, хотя можно было бы отказаться от ненужного сходства с человеком, добавив вместо него роботу возможность бегать на четырёх конечностях и карабкаться по отвесным стенам [1]. В первую очередь троп касается тех случаев, когда во время создания произведения уже можно была догадаться, что нечто из привычного обихода (таксофоны, ЭЛТ-мониторы, видеокассеты) скоро исчезнет, но автор тем не менее показывает это в будущем.
Близкий троп — датировка по электронике. Но здесь «почти как в настоящем» оказывается только электроника или её аналог, сиречь системы связи и обработки информации; остальное может и отличаться.
Примеры[править]
Литература[править]
- Олег Чарушников, рассказ «Утконос» — сначала кажется, что описывается современный рассказу Советский Союз середины 80-х. И только в последних строках выясняется, что на дворе 2084 год и люди летают к звёздам
Кино[править]
- «Суррогаты». Кроме собственно суррогатов и зарядных устройств для них, 2057-й год внешне ничем не отличается от 2009-го.
- «Тринадцатый этаж» — в 1999 уже изобретена виртуальная реальность с полным погружением; потом оказывается, что исходный мир (или, по крайней мере, крайний из показанных) — 2024 год, который от симуляции 25-летней давности отличается не очень сильно.
Телесериалы[править]
- «Этот фантастический мир». В восьмом выпуске экранизированы рассказы Рэя Бредбери «О теле механическом я пою» и Ильи Варшавского «Тревожных симптомов нет». В обоих случаях всё, кроме стоящей во главе сюжета технологии (человекоподобные роботы и процедура омоложения, соответственно) соответствует 1980-м годам.
- «Чародей: Страна Великого Дракона». Один из показанных в сериале миров около двухсот лет назад пережил страшную пандемию. Когда в живых осталось несколько сотен человек, была изобретена вакцина с побочным эффектом в виде вечной жизни и бесплодия. В результате, когда герои попали в этот мир, там по-прежнему царит атмосфера Галантного века, единственным исключением из которой являются человекоподобные роботы, выступающие в роли лакеев, а также заменяющие бессмертным детей.
- Doctor Who. Сколько там будущих человечества было, а отличались от настоящего лишь единицы и притом не самые далёкие по сравнению с другими.
Мультсериалы[править]
- «Гриффины» — полнометражка «Stewie Griffin: The Untold Story». Внутримировой пример с подсветкой. Стьюи встречает себя из будущего, который проводит отпуск в прошлом, после чего попадает в будущее и ужасно разочарован тем, что там нет никаких летающих автомобилей и реактивных ранцев. Стьюи из будущего резонно объясняет, что прошло всего 30 лет. За это время мало что может измениться.
Манга и аниме[править]
- «Арена ангелов» и «Чобиты». В этом мире техника дошла до создания роботов, способных ходить (а также резво бегать и прыгать) на двух ногах и общаться с людьми на живом языке, но одновременно с этим люди продолжают использовать ЭЛТ-телевизоры, видеокассеты и мобильники с торчащей антенной.
- А это не датировка по электронике ?
- «Onegai Teacher» и «Onegai Twins». Действие происходит в середине XXI века, но на Земле всё осталось таким же, каким было в 2002 году. О том, что на дворе будущее, можно понять только по упоминанию о неудачной экспедиции на Марс 2009 года.
- «Легенда о Героях Галактики» — почти во все поля. Пузатые ламповые компьютеры и телевизоры, гражданская одежда как в восьмидесятых годах на жителях Союза и Феззана и как в XIX веке у имперцев, присутствуют также деревни, похожие на фермерские хозяйства конца XX века, и недалеко ушедшая медицина — появились развитое протезирование, заморозка ран в качестве экстренной помощи и капсулы для сна, остальное же либо осталось за кадром, либо как у нас — некоторые герои умирают от болезней, пусть неназванных, но одна явно похожа на рак мозга. Дизайн городов и машин отдаёт слабым футуризмом, но по большей мере похож на современный. И всё это соседствует с космическими кораблями, космическими крепостями чуть меньше Звезды Смерти и бластерами.
- Собственно аниме восьмидесятых годов почти всё такое — «Гандам» и «Гандам Зета», «Мегазона 23»… Список можно продолжить.
Научная фантастика | |
---|---|
Литература | Bobiverse • Алиса Селезнёва • Астровитянка • Аэлита • Берег динозавров • Будущее • Великий Кристалл • Великое Кольцо (Туманность Андромеды • Час Быка) • Зверолов • Книга Нового солнца • Ложная слепота • Лунная Радуга • Люди как боги • Мечтают ли андроиды об электроовцах? • Олаф Стэплдон (Последние и первые люди • Создатель звёзд) • Память о прошлом Земли • Продавец приключений • Роза и Червь • Слово о драконе • Собачье сердце • Солярис • Фаэты Авторы: Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Небесный гость • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Эдгар Райс Берроуз (Барсум) • Рэй Брэдбери • Жюль Верн (Двадцать тысяч льё под водой) • Сергей Лукьяненко (Лабиринт отражений • Танцы на снегу/Геном) • Абрахам Меррит • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Герберт Уэллс (Война миров • Машина времени • Остров доктора Моро • Человек-невидимка) • Энди Уир (Марсианин • Проект «Аве Мария») |
Кино | 2035: Город-призрак • Авалон • Бегущий по лезвию • Бегущий по лезвию 2049 • Джонни-мнемоник • Звёздный десант • Капсула • Кибервойны • Люди в чёрном • Матрица • Монстро • Назад в будущее • Начало • Нирвана • Охотники за привидениями • Парк юрского периода • Потрошители • Район №9 • Супер 8 • Суррогаты • Терминатор • Хищник • Чужой • Экзистенция … Советская фантастика: Большое космическое путешествие • Гостья из будущего • Дорога к звёздам • Кин-дза-дза! • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Приключения Электроника • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца … |
Телесериалы | 4400 • Андромеда • Вавилон-5 • Герои • Грань • Доктор Кто • Звёздные врата (Звёздные врата: Атлантида) • Звёздный крейсер «Галактика» • Звёздный охотник • Звёздный путь (Орвилл) • Земля: Последний конфликт • Континуум • Лексс • Лучше,чем люди • Марс • Мир Дикого Запада • На краю Вселенной • Неземной сёрфинг • Параллельные миры • Первая волна • Первобытное • Подводная одиссея • Потерянная комната • Приключения Бриско Каунти-младшего • Притворщик • Светлячок (Конмэн) • Сейчас или никогда • Секретные материалы • Сослан на планету Земля • Сотня • Сумеречная зона (1959 • Фильм • 1985 • Утраченная классика Рода Серлинга • 2002 • 2019) • Тёмная материя • Терминатор: Хроники Сары Коннор • Чародей • Человек в высоком замке • Человек-невидимка (2000) • Чернобыль: Зона отчуждения • Чёрное зеркало • Чудеса • Школа «Чёрная дыра» • Штамм • Экспансия |
Мультипликация | ВАЛЛ-И • Футурама • Перевал • Тайна третьей планеты |
Аниме и манга | Gundam • ΠΛΑΝΗΤΕΣ • Rocket Girls |
Игры | Crysis • Deus Ex • Half-Life • Mass Effect • MechWarrior • Phoenix Point • Prey (2017) • Вселенная X |
Визуальные романы | Harmonia • Infinity (Never 7 • Ever 17 • Remember 11 • 12Riven • Code_18) • Planetarian: Chiisana Hoshi no Yume • Science Adventure (Chaos;Head • Steins;Gate • Robotics;Notes • ChäoS;Child • Steins;Gate 0) • YU-NO |
Прочее | BattleTech • Трон |
Поджанры | Космическая опера (Затерянный ковчег • Звёздные короли • Имперская космоопера • Космический вестерн • Планетарный романс) • Меха • Один день из будущего • Микромир • …панк (Атомпанк • Дизельпанк • Киберпанк (Кассетный футуризм • Посткиберпанк) • Кейппанк • Клокпанк • Манапанк • Паропанк • Соларпанк) • Хронофантастика |
Хронофантастика | Альтернативная история (Точка бифуркации) • Альтернативный таймлайн • В будущее своим ходом • Временное кольцо (День сурка) • Временной парадокс (Глагольно-временная хронокаша • Темпоральная константа) • Время Сан-Димаса • Машина времени • Мастер времени • Принцип наилучшего развития событий (Закон Годвина для путешествий во времени) • Ребёнок из будущего • Хронокаша • Эффект бабочки Попаданец: Группа попаданцев • Обратный попаданец • Остров времени • Параллельный попаданец • Попаданец в чью-то голову • Попаданец против попаданца • Пришелец из прошлого • Хвостик попаданца • Группа попаданцев |
Будущее | Бесславное будущее (Ньютон, Эйнштейн, Сурак) • Будущее не оправдало ожиданий vs Датировка по электронике/Датировка по экономике • Будущее ради будущего • Далёкое будущее • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Одежда (в облипочку • как в будущем • как в настоящем • как в прошлом) • Ретрофутуризм vs Футур-ретро • Синдром Трансмета • Стандартный космооперный сеттинг • Через недельку нашей эры • Эклектичное будущее |
![]() | Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
- ↑ В мире будующего же использование людей на таких работах возможно либо при дороговизне роботов, что обычно прямо опровергается в тексте, либо дешевизне людей, которую по определенным причинам является ещё более глупым и странным вариантом (плохое отношение и жалкие условия труда вроде набора оперативников методом галерного труда и отсутствия каких-либо зарплат и компенсаций сотрудникам в принципе не работают по причине бунтов, невозможности кого-либо нанять и нарушения законов и морали; огромной безработицы, которая бы позволила людям работать за гроши, в будующем нет, и опять же — будут бунты и рост преступности; попытки делать сервиторов из модифицированных «на коленке» клонов и преступников разбиваются об мораль, а также об то, что цена такой боевой единицы будет больше цены робота при меньшей боевой мощи, да и производство клонов не только дороже, но и медленнее и менее массово, а уж идея с преступниками вообще смешная — на нужды силовой структуры никаких преступников не напасешься (возьмем переделку в сервитора за «высшую меру наказания» — тогда — сравним, сколько преступников приговаривается к высшей мере наказания в год, и сколько рекрутов/работников нужно силовой структуре в тот же год. Вот — цифры получаются в совершенной степени несравнимыми.); нанимать людей по-нормальному — с зарплатами, контролем труда, ограничениями нагрузки и выплатой компенсаций родственникам погибшего — тоже не вариант, так как, опять же, слишком дорого и сама боевая единица при прочих равных слабее.. И тут ещё и не рассмотрена тонна побочных эффектов и ошибок от этих глупых методов (кроме последнего, с нормальным отношением к сотрудникам — хотя при наличии роботов из-за увеличения затрат и снижения пользы не годится и он — в настоящем времени же дешевых роботов нет, и поэтому не используются)…)