Невероятно аналитический слух
Перейти к навигации
Перейти к поиску
« | Редактор услышал, как в трубке кого-то стукнули арбузом по лбу, а потом стали поливать квасом. По полу прокатилась кастрюля с супом, и всё затихло. | » |
— Григорий Остер, «Сказка с подробностями» |
Троп, как правило, используется в комедийных целях. Суть его в том, что персонаж по звуку определяет невероятные подробности, которые бы он, по-хорошему, определить не мог бы никак.
Не путать со сверхчувствительными чувствами: они сверхчувствительны, так сказать, анатомически. Будда, слышащий, как растёт трава — не об этом. Будда, услышавший, что шуршал красный кленовый лист, а не жёлтый осиновый — как раз сюда. Обычный человек прекрасно слышит шорох листвы, вопрос именно в, так сказать, «аналитической части».
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Анекдот про охотника, который вместе с проводником-индейцем путешествует по прериям в поисках достойной дичи. В какой-то момент проводник бесшумно спрыгивает на дорогу, припадает ухом к земле и уверенно сообщает:
— Тут недавно пробегали бизоны!
— И ты до сих пор слышишь их топот?! — поражается охотник чуткому слуху индейца.
— Не совсем… Просто всё ухо в навозе, и он ещё тёплый.- Подобный анекдот: «Скачет по бескрайней прерии Вождь. Вдруг видит — лежит на дороге, прижавшись к ней ухом, индеец Красное Солнышко: — Что ты слышишь, Красное Солнышко? — Вождь, едет большая повозка с белыми людьми. У всех у них ружья. Их примерно десять человек. Один из них лысый и толстый. У повозки правое заднее колесо скрипит. Лошади две: одна пегая, а другая вороная. — Красное Солнышко, как ты все это узнал?! Неужели по дрожи земли!? — Нет, Вождь! Эти козлы только что меня переехали!»
- «Песнь Меди и Олова» — айтишная байка про такого уникального специалиста. «Андрей Олегович раньше работал на шаговой АТС. Говорит, на глаз их бесполезно было чинить, только на слух».
Литература[править]
- Конечно же, непревзойдённый Хармс, «Наше Всё абсурдизма»: «Что слышу я? Как будто бы фитиль трещит, как будто мышь скребёт, как будто таракан глотает гвоздь, как будто мой сосед, жилец, судьбою одинокий, рукой полночной шарит спичку и ногтем, сволочь, задевает стаканы, полные воды, потом вздыхает, и зевает, и гладит кончик бороды…»
- «Injunz of Idaho. New Shoshones» не отстают. «Билл снова поднес трубку к уху как раз вовремя, чтобы услышать глухой звук, который, например, может произвести рукоять пистолета, соприкоснувшаяся с чьим-то затылком».
- Роберт Хайнлайн, «Луна — суровая хозяйка» — ещё бы компьютеру Майку не обладать аналитическим слухом. Плюс он всегда точно знает, с какого телефона звонят. Плюс прослушивает все телефоны, не только те, по которым говорят в данный момент.
- А. Маринина, «Шестёрки умирают первыми» — у сотрудника МВД Дмитрия Платонова такой слух. Правда, он обычно просто развлекается, угадывая по звукам, что человек делает.
- В. Пелевин:
- «Бэтман Аполло»: «Нельзя писать, например, так: „Дрова шипели, словно размокший в писсуаре окурок, раскуриваемый нетерпеливым и жадным ртом“. Потому что сразу становится интересно, где автор это шипение слышал и насколько часто. И как подобный тип жизненной умудренности сочетается с претензией на красоту слога. Человек, возможно, хотел поразить соседей по камере богатством языка — а в результате к нему возникло много вопросов».
- «Священная книга оборотня»: вервольф Саша обладает невероятно аналитическим волчьим обонянием (и в человеческом облике тоже). Он не может нюхать кокаин, потому что сразу понимает всю историю его перевозки в заднем проходе курьера, откуда конкретно курьер его привёз и что ещё с задним проходом курьера происходило.
- Юрий Брайдер, Николай Чадович, «Ищейка» — протагонист в финале утрачивает своё супер-обоняние… но обретает супер-слух.
- Майкл Крайтон, «Крылья» — без хиханек. Экс-ФБРовец, помогающий в расследовании, имеет для различения звуков чёртову кучу приборов, программ и натренированный слух. Сумел-таки из записей чёрных ящиков вытянуть звук выдвигаемых предкрылков.
Кино[править]
- «Операция „Кооперация“» — знатоки по магнитофонной записи на слух определили марку унитаза, из которого сливали воду.
- «Убрать перископ». Акустик на лодке Тома Доджа способен по звуку определить номинал монет которые уронили на палубу другой подводной лодки, крадущейся в сотне метров выше. И название самой лодки тоже.
- Если подумать: 1) монетки упали не совсем одновременно - задача сродни назвать ноту на слух 2) вода хорошо проводит звук 3) Гомер за время службы мог регулярно слышать как роняли монеты, так и сам их ронять 4) музыкой он тоже занимается 5) он сам признает, что знает движок «Орландо».
- Ну и работа у него такая - другого бы на нее просто не взяли.
- Если подумать: 1) монетки упали не совсем одновременно - задача сродни назвать ноту на слух 2) вода хорошо проводит звук 3) Гомер за время службы мог регулярно слышать как роняли монеты, так и сам их ронять 4) музыкой он тоже занимается 5) он сам признает, что знает движок «Орландо».
- «Зов волка». Местный акустик подлодки Шантерод может по звуку определить, оснащена ли запущенная ракета ядерной боеголовкой!
Телесериалы[править]
- «Следователь Тихонов» — не комедийный случай: сын Фокса может на слух определить и восстановить комбинацию кнопок для открытия сейфа, который один раз открыли при нём.
- «Строго на юг» — главный герой определяет по звуку нажатую клавишу и сообщает другу, где он опечатался.
- «Агент национальной безопасности» — в одной из серий Лёха Николаев, прослушивая запись звонка с телефона-автомата, определяет, какой номер набирал звонивший (телефон дисковый, так что немудрено).
- «Кости» — 6 сезон 18 серия. В Институте Джефферсона есть целая фонотека с записями нескольких миллионов различных звуков. При помощи этой фонотеки Энджела распознала непонятный звук на видеозаписи - это был шум мотора уезжающего квадроцикла.
Телевидение[править]
- «Уральские пельмени», сценка «Кафедра бубна». Преподаватели консерватории в совершенно одинаковом и монотонном (по крайней мере, для зрителя) позвякивании не только отличают одну композицию от другой, но слышат фундаментальные ошибки («Вы переход с адажио на аллегро сделали в восьми тактах, а надо в шести, вот же написано. И потом, почему в миноре эта пьеса? Повнимательнее надо быть»), различают бездарное, бездушное исполнение от талантливого («Что за сик-сик-сик?! Это же Шнитке! „Смерть Арлекина“! Тут трагедия должна быть! Дай мне трагедию, а не сик-сик-сик»), а включённое на магнитофоне точно такое же звяканье вызывает бурю восторга: «Чак Берри! Это же Чак Берри, тридцать восьмой год, Лос Анджелес, золотой век бубна, боже мой!» Подчеркнуто самими персонажами: «Что вы повторяете, у нас абсолютный слух – мы всё-таки преподаватели кафедры бубна, между прочим».
Веб-комиксы[править]
- «Ропсенштильс и Шизнагсингерзуппе» — «Тихо. Я слышал характерный звук тлеющего полена, вонзившегося кому-то в глаз».
Аниме[править]
- Звуки Небес — главная героиня по звону способна различать состав стекла в линзах, точнее, отличить кустарные линзы от оригинальных.
- City Hunter — Рё Саеба способен на слух определить откуда стреляли и из чего и стрелять так фактически вслепую.
Реальная жизнь[править]
- Неисправность многих приборов действительно часто приходится определять на слух. Ремень генератора посвистывает, клапана стучат, подшипники гудят, шрусы хрустят. И это касается не только автомобиля, порой к разному промышленному оборудованию приставляют специального человека, который знает, как звучит тот или иной агрегат и вовремя заметит, если появились какие-либо посторонние шумы.
- До конца Второй Мировой широко использовалась акустическая локация для раннего обнаружения авианалётов. А под водой акустическая локация используется и по сей день, так как радиоволны в воде распространяются плохо, а звуковые — просто замечательно.
- Только сейчас акустик в наушниках - элемент глубоко вспомогательный.
- Абсолютный слух — способность точно запоминать высоту звуков, определять и воспроизводить её без постоянного пользования подсказками-стандартами. Приводит к своеобразному восприятию музыки, которое помогает играть (когда не ругаешься с менее чувствительными коллегами), но мешает слушать из-за перекоса в сторону сухо-профессиональной оценки чистоты звучания.