Приключения Пелагии: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показано 5 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Приключения Пелагии''' — вторая по известности (после [[Приключения Эраста Фандорина|Эраста Фандорина]]) серия исторических детективов Бориса Акунина. Повествует, как понятно из названия, о приключениях монахини по имени Пелагия, которая по совместительству занимается расследованием преступлений (западные критики назвали серию «русским отцом Брауном»). В серию входят книги:
'''Приключения Пелагии''' вторая по известности (после [[Приключения Эраста Фандорина|Эраста Фандорина]]) серия исторических детективов [[Борис Акунин|Бориса Акунина]]. Повествует, как понятно из названия, о приключениях монахини по имени Пелагия, которая по совместительству занимается расследованием преступлений (западные критики назвали серию «русским отцом Брауном»). В серию входят книги:


# Пелагия и белый бульдог
# Пелагия и белый бульдог
Строка 5: Строка 5:
# Пелагия и красный петух
# Пелагия и красный петух


Первые две книги цикла, представляющие собой классические детективы, были оценены достаточно высоко; третья же книга, в которую автор [[Может, магия, а может, реальность|добавил намёки на мистику]] в стиле «типа я Булгаков» и предложил, мягко говоря, оригинальную трактовку христианства, получила [[Проблема противоположных оценок|диаметрально противоположные оценки]]. В 2009 по первой книге цикла был снят телесериал; планировалось экранизировать и другие две, но новостей про них пока нет.
Первые две книги цикла, представляющие собой классические детективы, были оценены достаточно высоко; третья же книга, в которой автор уклонился в мистику «типа я Булгаков» и предложил, мягко говоря, оригинальную трактовку христианства, получила [[Проблема противоположных оценок|диаметрально противоположные оценки]]. В 2009 по первой книге цикла был снят телесериал; планировалось экранизировать и другие две, но новостей про них пока нет.


== Что здесь есть ==
== Что здесь есть ==
* [[Акула вуду]] — если принять на веру, что {{spoiler|Эммануил действительно Христос, то его история — это просто эталон данного тропа применительно к Библии. Христос воскрес? Да ни разу, просто ученики спрятали его в пещере, он провалился во времени в Россию 19 века, вместо него распяли другого, а он потом нашёл ещё одну дыру во времени и вернулся. [[Сарказм|Не правда ли, убедительнее, чем религиозное чудо?]]}}
* [[Акула вуду]]: если принять на веру, что {{spoiler|Эммануил действительно Христос, то его история — это просто эталон данного тропа применительно к Библии. Христос воскрес? Да ни разу, просто ученики спрятали его в пещере, он провалился во времени в Россию 19 века, вместо него распяли другого, а он потом нашёл ещё одну дыру во времени и вернулся. [[Сарказм|Не правда ли, убедительнее, чем религиозное чудо?]]}}
* [[Безумный художник]] — Конон Есихин («Пелагия и Чёрный Монах»). Безумный-то он безумный, но по его зарисовкам Пелагия сумела восстановить картину преступления.
* [[Безумный художник]] Конон Есихин («Пелагия и Чёрный Монах»). Безумный-то он безумный, но по его зарисовкам Пелагия сумела восстановить картину преступления.
* [[Босоногий чудак]] — в экранизации первой книги Наина почти всегда ходит босиком.
* [[Босоногий чудак]] в экранизации первой книги Наина почти всегда ходит босиком.
* [[Вещий сон]] — если придерживаться пессимистического взгляда на концовку третьей книги, таковым может оказаться второй сон Митрофания про Пелагию.
* [[Вещий сон]] если придерживаться пессимистического взгляда на концовку третьей книги, таковым может оказаться второй сон Митрофания про Пелагию.
* [[Гайнакс-энд]] — в чистом виде он самый. Пелагия переместилась в другое время, погибла или исчезла без вести по другой причине? Пещера — портал во времени или нет?
* [[Гайнакс-энд]] в чистом виде он самый. Пелагия переместилась в другое время, погибла или исчезла без вести по другой причине? Пещера — портал во времени или нет?
* [[Говорить загадками]] — Наина Телианова изъясняется исключительно загадками, чем сильно достаёт родных и окружающих.
* [[Говорить загадками]] Наина Телианова изъясняется исключительно загадками, чем сильно достаёт родных и окружающих.
** [[Наслаждаться загадками]] — при этом она откровенно получает удовольствие от недоуменной реакции окружающих.
{{q|
{{q|
— Любовь не бывает без предательства, — продолжила Наина Георгиевна, глядя прямо перед собой широко раскрытыми черными глазами. — Потому что любящий предает родителей, предает друзей, предает весь мир ради кого-то одного, кто этой любви, может быть, и недостоин. Да, любовь — тоже преступление, это совершенно очевидно…
— Любовь не бывает без предательства, — продолжила Наина Георгиевна, глядя прямо перед собой широко раскрытыми черными глазами. — Потому что любящий предает родителей, предает друзей, предает весь мир ради кого-то одного, кто этой любви, может быть, и недостоин. Да, любовь — тоже преступление, это совершенно очевидно…
<br>— И в каком смысле «тоже»? — пожал плечами Сытников. — Что у вас за привычка говорить недомолвками?
<br>— И в каком смысле «тоже»? — пожал плечами Сытников. — Что у вас за привычка говорить недомолвками?
<br>— Это она интересничает, — фыркнул брат. — Прочла где-то, что в столицах современные барышни непременно изъясняются загадками, вот и упражняется на нас.|«Пелагия и белый бульдог»}}
<br>— Это она интересничает, — фыркнул брат. — Прочла где-то, что в столицах современные барышни непременно изъясняются загадками, вот и упражняется на нас.|«Пелагия и белый бульдог»}}
* [[Говорить словесной окрошкой]] — физик Сергей Николаевич Лямпе, которого расстройство связной речи привело в сумасшедший дом.
* [[Говорить словесной окрошкой]] физик Сергей Николаевич Лямпе, которого расстройство связной речи привело в сумасшедший дом.
* [[Злодей, косящий под жертву]] — {{spoiler|под маской Чёрного Монаха скрывался Алексей Ленточкин, которого этот самый монах якобы довёл до сумасшествия.}}
* [[Злодей, косящий под жертву]] {{spoiler|под маской Чёрного Монаха скрывался Алексей Ленточкин, которого этот самый монах якобы довёл до сумасшествия.}}
* [[Камаз Отходов]] («Пелагия и белый бульдог») — Мурад Джураев.
* [[Комическая псевдоучёность]] пророк Эммануил очень любит к месту и не к месту вставлять в речь «книжные» слова, иногда даже [[Путает слова|путая их значения]] (например, «Есть у меня одна гипотенуза»). Особенно интересно, что это субверсия, потому что [[Эксцентричный мудрец|он действительно мудрый]].
* [[Комическая псевдоучёность]] — пророк Эммануил очень любит к месту и не к месту вставлять в речь «книжные» слова, иногда даже [[Путает слова|путая их значения]] (например, «Есть у меня одна гипотенуза»). Особенно интересно, что это субверсия, потому что [[Эксцентричный мудрец|он действительно мудрый]].
* [[Кровавый навет]] в романе «Пелагия и белый бульдог» языческий народец «лесные зытяки» обвиняется в человеческих жертвоприношениях. [[Отсылка]] к [[w:Мултанское дело|Мултанскому делу]] (в нём были [[Поменять имена|вотяки]]).
* [[Кровавый навет]] — в романе «Пелагия и белый бульдог» языческий народец «лесные зытяки» обвиняется в человеческих жертвоприношениях. [[Отсылка]] к [[w:Мултанское дело|Мултанскому делу]] (в нём были [[Поменять имена|вотяки]]).
* [[Любовный фрик]] пророк Эммануил.
* [[Любовный фрик]] — пророк Эммануил.
* [[Нагадили посреди берлоги]]:
* [[Нагадили посреди берлоги]]:
** «Пелагия и белый бульдог» — синодский чиновник Бубенцов, ради карьеры состряпавший липовое дело о ритуальных убийствах, отделался публичным унижением.
** «[[Пелагия и белый бульдог]]» — синодский чиновник Бубенцов, ради карьеры состряпавший липовое дело о ритуальных убийствах, отделался публичным унижением.
** «Пелагия и красный петух» — плодовитый профессиональный убийца Яков Михайлович пережил раскаяние, совершил поворот [[направо кругом]] и начал служить своему бывшему «заказу» — [[Эксцентричный мудрец|пророку Мануйле]].
*** Ой вряд ли. В Синоде ему уж точно больше не служить, слишком громкий пук вышел, на всю империю, да и всесильный начальник от него после такого афронта отвернётся.
* [[Не в ладах с богословием]] — «Пелагия и Чёрный Монах»: разговор между инокиней и епископом о самоубийствах совершенно невозможен.
** «[[Пелагия и красный петух]]» — плодовитый профессиональный убийца Яков Михайлович пережил раскаяние, совершил поворот [[направо кругом]] и начал служить своему бывшему «заказу» — [[Эксцентричный мудрец|пророку Мануйле]].
* [[Не в ладах с богословием]] «Пелагия и Чёрный Монах»: разговор между инокиней и епископом о самоубийствах совершенно невозможен.
** Акунин в одном интервью даже просил отстать от него с этим диалогом, мол это вообще не важно для сюжета, считайте что [[обоснуй|в мире книги именно такая догматика]].
** Акунин в одном интервью даже просил отстать от него с этим диалогом, мол это вообще не важно для сюжета, считайте что [[обоснуй|в мире книги именно такая догматика]].
** Любопытная, однако, догматика, переворачивающая с ног на голову вообще всё христианское учение. Нет чтобы отделаться обоснуем, что просто персонажи у него радикально мыслящие, или ещё что-нибудь.
** Любопытная, однако, догматика, переворачивающая с ног на голову вообще всё христианское учение. Нет чтобы отделаться обоснуем, что просто персонажи у него радикально мыслящие, или ещё что-нибудь.
* [[Не щадить детей]] — Яков Михайлович.
* [[Не щадить детей]] Яков Михайлович.
* [[Офелия]] — Наина Георгиевна в первой книге имеет именно такой имидж; впрочем, она относительно нормальна, и это скорее выпендрёж.
* [[Офелия]] Наина Георгиевна в первой книге имеет именно такой имидж; впрочем, она относительно нормальна, и это скорее выпендрёж.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — «Пелагия и красный петух». Здесь показаны и евреи в черте оседлости, и [[Хумус, киббуцы и хайтек|еврейские переселенцы в Палестине]]. Например, [[Пастырь недобрый|раввин]] Арон Шефаревич. Нетерпимый к чужим мнениям, вспыльчивый и жестокий [[Козёл|козёл]], являющийся преподавателем ешибота.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] «Пелагия и красный петух». Здесь показаны и евреи в черте оседлости, и [[Хумус, киббуцы и хайтек|еврейские переселенцы в Палестине]]. Например, [[Пастырь недобрый|раввин]] Арон Шефаревич. Нетерпимый к чужим мнениям, вспыльчивый и жестокий [[Козёл|козёл]], являющийся преподавателем ешибота.
** Заволжский губернский прокурор Матвей Бенционович Бердичевский — еврей-выкрест
** Заволжский губернский прокурор Матвей Бенционович Бердичевский — еврей-выкрест
*** В святцах нет имени Бенцион, а новообращенные и незаконорожденные отчество получали по крестному отцу.
*** В святцах нет имени Бенцион, а новообращенные и незаконорожденные отчество получали по крестному отцу.
* [[План Стэплтона]] — призрак Чёрного Монаха оказался вполне себе земным преступником.
* [[План Стэплтона]] призрак Чёрного Монаха оказался вполне себе земным преступником.
* [[Полное чудовище]] — Яков Михайлович; частичная субверсия в финале. {{Цитата|Это очень интересный человек. Совсем-совсем черный, а все-таки с белым пятнышком. Так не бывает, чтобы в человеке не было хотя бы крошечного белого пятнышка. У белых-пребелых то же самое, хоть капелька черная, да есть. Без этого Богу неавантажно.|[[Эксцентричный мудрец|Эммануил]]}}
* [[Полное чудовище]] Яков Михайлович; частичная субверсия в финале. {{Цитата|Это очень интересный человек. Совсем-совсем черный, а все-таки с белым пятнышком. Так не бывает, чтобы в человеке не было хотя бы крошечного белого пятнышка. У белых-пребелых то же самое, хоть капелька черная, да есть. Без этого Богу неавантажно.|[[Эксцентричный мудрец|Эммануил]]}}
* [[Похищение инопланетянами]] — внутримировой пример тропа. В психбольнице доктора Коровина есть пациент, который утверждает, что его похищали инопланетяне с планеты Вуфер, причём рассказывает об этом крайне занятно и убедительно — доктор даже словарь языка пришельцев по его рассказам составил.
** А вот [[злодей, косящий под жертву|Алёша Ленточкин]] — без всяких субверсий, хотя изначально таким не был.
* [[Православие — это круто]]. Да, боец Пелагия никакой — зато крутой [[детектив]]!
* [[Похищение инопланетянами]] внутримировой пример тропа. В психбольнице доктора Коровина есть пациент, который утверждает, что его похищали инопланетяне с планеты Вуфер, причём рассказывает об этом крайне занятно и убедительно — доктор даже словарь языка пришельцев по его рассказам составил.
* [[Православие — это круто]]. Да, боец Пелагия никакой — зато крутой [[детектив]]!
* [[Прикинуться сумасшедшим]]: {{spoiler|Алексей Степанович Ленточкин aka Чёрный Монах.}}
* [[Прикинуться сумасшедшим]]: {{spoiler|Алексей Степанович Ленточкин aka Чёрный Монах.}}
* [[Принцесса, вы так невинны…]] — этим очень часто отличается Эммануил: особенно примечателен эпизод с евреями у Стены Плача. Причём он удивительным образом сочетает чудаковатость и наивность с иронией, поэтому не всегда понятно, где он правда не понимает условностей, а где — сознательно иронизирует над ними.
* [[Принцесса, вы так невинны…]] этим очень часто отличается Эммануил: особенно примечателен эпизод с евреями у Стены Плача. Причём он удивительным образом сочетает чудаковатость и наивность с иронией, поэтому не всегда понятно, где он правда не понимает условностей, а где — сознательно иронизирует над ними.
* [[Сам себе парикмахер]] («Пелагия и красный петух») — Бердичевский в ходе расследования неоднократно перекрашивает волосы, чтобы поочерёдно выглядеть то неевреем, то евреем. При его радикально чёрной природной шевелюре это было бы весьма проблематично, но кого это волнует?
* [[Сам себе парикмахер]] («Пелагия и красный петух») Бердичевский в ходе расследования неоднократно перекрашивает волосы, чтобы поочерёдно выглядеть то неевреем, то евреем. При его радикально чёрной природной шевелюре это было бы весьма проблематично, но кого это волнует?
* [[Страх смерти смешон для умерших]] — в третьей книге во сне владыке Митрофанию является сама Пелагия, которая рассказывает, что умерла и сейчас пребывает в Жизни Вечной.
* [[Страх смерти смешон для умерших]] в третьей книге во сне владыке Митрофанию является сама Пелагия, которая рассказывает, что умерла и сейчас пребывает в Жизни Вечной.
* [[Твист Хозяина Склепа]] — конец второй книги. Главгад, скрывавшийся под маской Чёрного Монаха, не только ушёл от ответственности, но и прихватил с собой украденные им фрагменты драгоценного метеорита… Вот только именно это его и погубит: метеорит радиоактивен, и у горе-Мориарти уже проявляются первые признаки лучевой болезни.
* [[Твист Хозяина Склепа]] конец второй книги. Главгад, скрывавшийся под маской Чёрного Монаха, не только ушёл от ответственности, но и прихватил с собой украденные им фрагменты драгоценного метеорита… Вот только именно это его и погубит: метеорит радиоактивен, и у горе-Мориарти уже проявляются первые признаки лучевой болезни.
* [[Только не по пальцам!]] («Пелагия и красный петух») — [[Мстительный абрек|черкес Даниэль-бек]], похитивший Пелагию, собирается отрезать ей палец ради получения выкупа. «Пальцев много, один не жалко. Через две недели, если консул деньги не пришлет, отправлю ему твой маленький палец. Э, э, зачем белая стала? Боишься пальчик резать? Купи у кого-нибудь из наших, за маленький палец недорого возьмут».
* [[Умереть с улыбкой]]: {{spoiler|Наина. «Это хорошо, что я умираю. Самое лучшее, что могло случиться».}}
* [[Умереть с улыбкой]]: {{spoiler|Наина. «Это хорошо, что я умираю. Самое лучшее, что могло случиться».}}
* [[Фефекты фикции]] — Эммануил. По-русски он смешно картавит, его иврит описан как «похожий на клёкот птицы». В сочетании с высоким штилем это создаёт особенно комический эффект, причём похоже, что он сам это понимает и ему не откажешь в [[Самоирония|самоиронии]]:
* [[Фефекты фикции]] Эммануил. По-русски он смешно картавит, его иврит описан как «похожий на клёкот птицы». В сочетании с высоким штилем это создаёт особенно комический эффект, причём похоже, что он сам это понимает и ему не откажешь в [[Самоирония|самоиронии]]:
{{Q|Да, он вообще ужасно чудно говорит, это я еще плохо изображаю. Ну вот, а дальше как в сказке. Только разбойник на него саблей замахнулся, вдруг там-па-пам! — гром небесный. Злодей повалился мертвый, из головы кровь течет. «А вокхуг никого — тут гоха, тут гоха, а тут тхопинка. Ни души! Я поблагодахил Господа, закопал мехтвого хазбойника и пошел дальше». Мы так смеялись — чуть не лопнули. '''Но он необидчивый, Эммануил этот, тоже с нами смеялся'''.|Малке}}
{{Q|Да, он вообще ужасно чудно говорит, это я еще плохо изображаю. Ну вот, а дальше как в сказке. Только разбойник на него саблей замахнулся, вдруг там-па-пам! гром небесный. Злодей повалился мертвый, из головы кровь течет. «А вокхуг никого — тут гоха, тут гоха, а тут тхопинка. Ни души! Я поблагодахил Господа, закопал мехтвого хазбойника и пошел дальше». Мы так смеялись — чуть не лопнули. '''Но он необидчивый, Эммануил этот, тоже с нами смеялся'''.|Малке}}
* [[Характерный тик]]:
* [[Характерный тик]]:
** Прокурор Бердичевский, задумываясь над чем-либо, хватается двумя пальцами за кончик своего носа.
** Прокурор Бердичевский, задумываясь над чем-либо, хватается двумя пальцами за кончик своего носа.
** А пророк Эммануил/Мануйла, возможно, имеет привычку почёсывать голень (во всяком случае, об этом упоминается дважды: сначала «почесал голень», потом «почёсывал лодыжку»).
** А пророк Эммануил/Мануйла, возможно, имеет привычку почёсывать голень (во всяком случае, об этом упоминается дважды: сначала «почесал голень», потом «почёсывал лодыжку»).
* [[Чудак со сверхспособностями]] — Эммануил.
* [[Чудак со сверхспособностями]] Эммануил.
* [[Эксцентричный мудрец]] — опять же Эммануил.
* [[Эксцентричный мудрец]] опять же Эммануил.
** [[Может, магия, а может, реальность ]] — Мануйла в действительности просто [[добрый безумец]] или на самом деле то же лицо, которое известно нам как {{spoiler|Иисус из Назарета}}? В финале Пелагия {{spoiler|попала в хронодыру вместе с ним или осталась в нашем времени, ибо никакой хронодыры и не было}}?
** [[Может, магия, а может, реальность ]] Мануйла в действительности просто [[добрый безумец]] или на самом деле то же лицо, которое известно нам как {{spoiler|Иисус из Назарета}}? В финале Пелагия {{spoiler|попала в хронодыру вместе с ним или осталась в нашем времени, ибо никакой хронодыры и не было}}?
* [[Язвительный чудак]] — Эммануил кажется по-детски наивным и сильно «не от мира сего», но иногда неожиданно выдаёт что-нибудь ироничное.
* [[Язвительный чудак]] Эммануил кажется по-детски наивным и сильно «не от мира сего», но иногда неожиданно выдаёт что-нибудь ироничное.


{{Nav/Книги}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Российское искусство}}
{{Nav/Российское искусство}}
{{Nav/Detective}}
{{Nav/Detective}}

Текущая версия на 15:13, 4 апреля 2024

Приключения Пелагии — вторая по известности (после Эраста Фандорина) серия исторических детективов Бориса Акунина. Повествует, как понятно из названия, о приключениях монахини по имени Пелагия, которая по совместительству занимается расследованием преступлений (западные критики назвали серию «русским отцом Брауном»). В серию входят книги:

  1. Пелагия и белый бульдог
  2. Пелагия и Чёрный Монах
  3. Пелагия и красный петух

Первые две книги цикла, представляющие собой классические детективы, были оценены достаточно высоко; третья же книга, в которой автор уклонился в мистику «типа я Булгаков» и предложил, мягко говоря, оригинальную трактовку христианства, получила диаметрально противоположные оценки. В 2009 по первой книге цикла был снят телесериал; планировалось экранизировать и другие две, но новостей про них пока нет.

Что здесь есть[править]

  • Акула вуду: если принять на веру, что Эммануил действительно Христос, то его история — это просто эталон данного тропа применительно к Библии. Христос воскрес? Да ни разу, просто ученики спрятали его в пещере, он провалился во времени в Россию 19 века, вместо него распяли другого, а он потом нашёл ещё одну дыру во времени и вернулся. Не правда ли, убедительнее, чем религиозное чудо?
  • Безумный художник — Конон Есихин («Пелагия и Чёрный Монах»). Безумный-то он безумный, но по его зарисовкам Пелагия сумела восстановить картину преступления.
  • Босоногий чудак — в экранизации первой книги Наина почти всегда ходит босиком.
  • Вещий сон — если придерживаться пессимистического взгляда на концовку третьей книги, таковым может оказаться второй сон Митрофания про Пелагию.
  • Гайнакс-энд — в чистом виде он самый. Пелагия переместилась в другое время, погибла или исчезла без вести по другой причине? Пещера — портал во времени или нет?
  • Говорить загадками — Наина Телианова изъясняется исключительно загадками, чем сильно достаёт родных и окружающих.
«

— Любовь не бывает без предательства, — продолжила Наина Георгиевна, глядя прямо перед собой широко раскрытыми черными глазами. — Потому что любящий предает родителей, предает друзей, предает весь мир ради кого-то одного, кто этой любви, может быть, и недостоин. Да, любовь — тоже преступление, это совершенно очевидно…
— И в каком смысле «тоже»? — пожал плечами Сытников. — Что у вас за привычка говорить недомолвками?
— Это она интересничает, — фыркнул брат. — Прочла где-то, что в столицах современные барышни непременно изъясняются загадками, вот и упражняется на нас.

»
— «Пелагия и белый бульдог»
  • Говорить словесной окрошкой — физик Сергей Николаевич Лямпе, которого расстройство связной речи привело в сумасшедший дом.
  • Злодей, косящий под жертвупод маской Чёрного Монаха скрывался Алексей Ленточкин, которого этот самый монах якобы довёл до сумасшествия.
  • Комическая псевдоучёность — пророк Эммануил очень любит к месту и не к месту вставлять в речь «книжные» слова, иногда даже путая их значения (например, «Есть у меня одна гипотенуза»). Особенно интересно, что это субверсия, потому что он действительно мудрый.
  • Кровавый навет — в романе «Пелагия и белый бульдог» языческий народец «лесные зытяки» обвиняется в человеческих жертвоприношениях. Отсылка к Мултанскому делу (в нём были вотяки).
  • Любовный фрик — пророк Эммануил.
  • Нагадили посреди берлоги:
    • «Пелагия и белый бульдог» — синодский чиновник Бубенцов, ради карьеры состряпавший липовое дело о ритуальных убийствах, отделался публичным унижением.
      • Ой вряд ли. В Синоде ему уж точно больше не служить, слишком громкий пук вышел, на всю империю, да и всесильный начальник от него после такого афронта отвернётся.
    • «Пелагия и красный петух» — плодовитый профессиональный убийца Яков Михайлович пережил раскаяние, совершил поворот направо кругом и начал служить своему бывшему «заказу» — пророку Мануйле.
  • Не в ладах с богословием — «Пелагия и Чёрный Монах»: разговор между инокиней и епископом о самоубийствах совершенно невозможен.
    • Акунин в одном интервью даже просил отстать от него с этим диалогом, мол это вообще не важно для сюжета, считайте что в мире книги именно такая догматика.
    • Любопытная, однако, догматика, переворачивающая с ног на голову вообще всё христианское учение. Нет чтобы отделаться обоснуем, что просто персонажи у него радикально мыслящие, или ещё что-нибудь.
  • Не щадить детей — Яков Михайлович.
  • Офелия — Наина Георгиевна в первой книге имеет именно такой имидж; впрочем, она относительно нормальна, и это скорее выпендрёж.
  • Пейсы, кашрут и день субботний — «Пелагия и красный петух». Здесь показаны и евреи в черте оседлости, и еврейские переселенцы в Палестине. Например, раввин Арон Шефаревич. Нетерпимый к чужим мнениям, вспыльчивый и жестокий козёл, являющийся преподавателем ешибота.
    • Заволжский губернский прокурор Матвей Бенционович Бердичевский — еврей-выкрест
      • В святцах нет имени Бенцион, а новообращенные и незаконорожденные отчество получали по крестному отцу.
  • План Стэплтона — призрак Чёрного Монаха оказался вполне себе земным преступником.
  • Полное чудовище — Яков Михайлович; частичная субверсия в финале.
« Это очень интересный человек. Совсем-совсем черный, а все-таки с белым пятнышком. Так не бывает, чтобы в человеке не было хотя бы крошечного белого пятнышка. У белых-пребелых то же самое, хоть капелька черная, да есть. Без этого Богу неавантажно. »
— Эммануил
  • Похищение инопланетянами — внутримировой пример тропа. В психбольнице доктора Коровина есть пациент, который утверждает, что его похищали инопланетяне с планеты Вуфер, причём рассказывает об этом крайне занятно и убедительно — доктор даже словарь языка пришельцев по его рассказам составил.
  • Православие — это круто. Да, боец Пелагия никакой — зато крутой детектив!
  • Прикинуться сумасшедшим: Алексей Степанович Ленточкин aka Чёрный Монах.
  • Принцесса, вы так невинны… — этим очень часто отличается Эммануил: особенно примечателен эпизод с евреями у Стены Плача. Причём он удивительным образом сочетает чудаковатость и наивность с иронией, поэтому не всегда понятно, где он правда не понимает условностей, а где — сознательно иронизирует над ними.
  • Сам себе парикмахер («Пелагия и красный петух») — Бердичевский в ходе расследования неоднократно перекрашивает волосы, чтобы поочерёдно выглядеть то неевреем, то евреем. При его радикально чёрной природной шевелюре это было бы весьма проблематично, но кого это волнует?
  • Страх смерти смешон для умерших — в третьей книге во сне владыке Митрофанию является сама Пелагия, которая рассказывает, что умерла и сейчас пребывает в Жизни Вечной.
  • Твист Хозяина Склепа — конец второй книги. Главгад, скрывавшийся под маской Чёрного Монаха, не только ушёл от ответственности, но и прихватил с собой украденные им фрагменты драгоценного метеорита… Вот только именно это его и погубит: метеорит радиоактивен, и у горе-Мориарти уже проявляются первые признаки лучевой болезни.
  • Умереть с улыбкой: Наина. «Это хорошо, что я умираю. Самое лучшее, что могло случиться».
  • Фефекты фикции — Эммануил. По-русски он смешно картавит, его иврит описан как «похожий на клёкот птицы». В сочетании с высоким штилем это создаёт особенно комический эффект, причём похоже, что он сам это понимает и ему не откажешь в самоиронии:
« Да, он вообще ужасно чудно говорит, это я еще плохо изображаю. Ну вот, а дальше как в сказке. Только разбойник на него саблей замахнулся, вдруг там-па-пам! — гром небесный. Злодей повалился мертвый, из головы кровь течет. «А вокхуг никого — тут гоха, тут гоха, а тут тхопинка. Ни души! Я поблагодахил Господа, закопал мехтвого хазбойника и пошел дальше». Мы так смеялись — чуть не лопнули. Но он необидчивый, Эммануил этот, тоже с нами смеялся. »
— Малке
  • Характерный тик:
    • Прокурор Бердичевский, задумываясь над чем-либо, хватается двумя пальцами за кончик своего носа.
    • А пророк Эммануил/Мануйла, возможно, имеет привычку почёсывать голень (во всяком случае, об этом упоминается дважды: сначала «почесал голень», потом «почёсывал лодыжку»).
  • Чудак со сверхспособностями — Эммануил.
  • Эксцентричный мудрец — опять же Эммануил.
    • Может, магия, а может, реальность — Мануйла в действительности просто добрый безумец или на самом деле то же лицо, которое известно нам как Иисус из Назарета? В финале Пелагия попала в хронодыру вместе с ним или осталась в нашем времени, ибо никакой хронодыры и не было?
  • Язвительный чудак — Эммануил кажется по-детски наивным и сильно «не от мира сего», но иногда неожиданно выдаёт что-нибудь ироничное.