Псевдодокументалистика: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 7: Строка 7:
* «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными.
* «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными.
* «Каллоден» (1965) — один из первых представителей псевдодокументального кино. Показывает [[w:Сражение_при_Каллодене|Сражение при Каллодене]] (которое состоялось 16 апреля 1746) в виде «телерепортажа», включающего в себя и «интервью» с участниками событий.
* «Каллоден» (1965) — один из первых представителей псевдодокументального кино. Показывает [[w:Сражение_при_Каллодене|Сражение при Каллодене]] (которое состоялось 16 апреля 1746) в виде «телерепортажа», включающего в себя и «интервью» с участниками событий.
* «Хватай деньги и беги» (1969), «Зелиг» (1983) и «Сладкий и гадкий» (1999) Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями  очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во втором — о человеке, обладающем способностью перевоплощаться в кого угодно, в третьем — о легендарном джазовом музыканте.
* «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца.
* «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца.
* «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль ([[Я не Зельда!|а вовсе не в Блэр]]), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, [[дневник катастрофы|отснятые и в самом деле пропавшими студентами]]. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного.  
* «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль ([[Я не Зельда!|а вовсе не в Блэр]]), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, [[дневник катастрофы|отснятые и в самом деле пропавшими студентами]]. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного.  
Строка 29: Строка 30:
* «Существует» (2014) — ужастик о группе друзьяшек-ютуберов, которые приехали в одинокую лесную хижину, чтобы отдохнуть и поснимать на природе, но очень скоро привлекали к себе внимание не очень дружелюбного [[йети]]. В финале выясняется (хотя не трудно догадаться и раньше), что {{spoiler|снежный человек мстил им за своего детёныша, которого главгерои случайно сбили в самом начале}}.
* «Существует» (2014) — ужастик о группе друзьяшек-ютуберов, которые приехали в одинокую лесную хижину, чтобы отдохнуть и поснимать на природе, но очень скоро привлекали к себе внимание не очень дружелюбного [[йети]]. В финале выясняется (хотя не трудно догадаться и раньше), что {{spoiler|снежный человек мстил им за своего детёныша, которого главгерои случайно сбили в самом начале}}.
* «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего [[Терриконы и шахтёры|в зоне военных действий в Луганске]]. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-[[Злобный клоун|клоуны]] «Шарапов» и «Жиглов» из [[Цирк ужасов|цирка «Лунатики»]], и за этим читается намёк на [[Война — это кошмар|ужасы войны]]. {{spoiler|На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце [[Магический реализм|в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру]].}}
* «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего [[Терриконы и шахтёры|в зоне военных действий в Луганске]]. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-[[Злобный клоун|клоуны]] «Шарапов» и «Жиглов» из [[Цирк ужасов|цирка «Лунатики»]], и за этим читается намёк на [[Война — это кошмар|ужасы войны]]. {{spoiler|На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце [[Магический реализм|в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру]].}}
* Короткометражка «Выжить в [[Чёрный континент|Йобурге]]», позже развернутая в фильм «Район № 9».
* Короткометражка «Выжить в [[Чёрный континент|Йобурге]]», позже развернутая в фильм «Район № 9».  
* «Хватай деньги и беги», «Зелиг» и «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями  очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во втором — о человеке, обладающем способностью перевоплощаться в кого угодно, в третьем — о легендарном джазовом музыканте. 
* «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне.
* «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне.
* «Это — Spinal Tap». Фильм, который тонко подшучивает над разными рок-группами, обыгрывая их взлёты и падения на примере выдуманной глэм-рок группы Spinal Tap.
* «Это — Spinal Tap». Фильм, который тонко подшучивает над разными рок-группами, обыгрывая их взлёты и падения на примере выдуманной глэм-рок группы Spinal Tap.

Версия 16:48, 3 октября 2022

Псевдодокументальный фильм или mockumentary (англ. mock — насмехаться, пародировать и documentary — документальный) — кинематографический или телевизионный жанр игрового кино, в котором вымышленные события показаны в формате документального фильма. Жанр появился как ответ на коммерциализацию документального кинематографа и вытекающую из этого ложь с постановочными сценами[1]. Так что в фильмах этого жанра документалистика высмеивается и доводится до абсурда — например, иногда можно наблюдать нарочитый «непрофессионализм» операторов. Различают комедийные и драматические псевдодокументальные фильмы. Псевдодокументальные комедии часто используются в качестве сатиры. В некоторых фильмах всё действо снимается на любительскую камеру (как в «Ведьмах из Блэр»), и данный приём наиболее распространен в современной псевдодокументалистике.

Не стоит путать псевдодокументалистику с доку(ментальной)драмой. Докудрама (Docudrama, Documentary drama) — это воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, внешне подающееся в форме документального или научно-популярного фильма. Также есть такой жанр, как документальный вымысел — комбинация документалистики и вымысла.

Примеры

Кино

  • «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными.
  • «Каллоден» (1965) — один из первых представителей псевдодокументального кино. Показывает Сражение при Каллодене (которое состоялось 16 апреля 1746) в виде «телерепортажа», включающего в себя и «интервью» с участниками событий.
  • «Хватай деньги и беги» (1969), «Зелиг» (1983) и «Сладкий и гадкий» (1999) Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во втором — о человеке, обладающем способностью перевоплощаться в кого угодно, в третьем — о легендарном джазовом музыканте.
  • «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца.
  • «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль (а вовсе не в Блэр), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, отснятые и в самом деле пропавшими студентами. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного.
    • Одной из составляющих этой мистификации был фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», который показывали по телевизору за неделю до премьеры основного фильма — это документальная (на самом деле, конечно же, тоже «псевдо») лента рассказывающая о ведьме, связанных с ней легендах, обстоятельствах исчезновения несчастных студентов и обнаружения тех самых плёнок, которые стали «Курсовой с того света». Фильм содержал интервью с родственниками пропавших, участниками поисковой группы, полицейскими, расследующими дело и т. д. В общем, не удивительно, что зрители купились.
    • А вот сиквел «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом!
    • В 2016 году вышел ещё один сиквел «Ведьма из Блэр: Новая глава» — на этот раз снова псевдодокументальный. Двадцать лет спустя брат одной из пропавших в первом фильме студентов, отправился во всё те же леса в компании друзей и верных камер на поиски сестрёнки. И конечно же, новая группа разделила судьбу старой. А вы ждали чего-то другого?
  • Культовый треш «Зелёный слоник» (1999) до повального бума в сети некоторые принимали за реальную съёмку.
  • «Первые на Луне» (2005) — СССР запустил космонавта на Луну еще в 1938 году и после частично неудачного запуска уничтожил почти все следы космической программы, а космонавт-то не только долетел, но и вернулся!
  • «Борат» (полное название «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана») (2006) — туалетно-сатирическая комедия о казахском журналисте Борате Сегдиеве (Саша Барон Коэн), который по заданию правительства Казахстана отправился в США, чтобы снять репортаж об американском обществе и культуре, но по прибытии увидел по телевизору сериал «Спасатели Малибу», влюбился в Памелу Андерсон и решил сделать её своей женой. Вместе со своим другом и продюсером Азаматом Борат колесит по просторам Америки, берёт интервью у её жителей и снимает их быт и нравы. Фильм высмеивает в основном американское общество, однако, казахи нашли его очень оскорбительным, поскольку Казахстан выведен в нём, как этакий собирательный образ «жопы мира», и имеет мало общего с настоящей страной.
  • «Дневники мертвецов» от небезызвестного Джорджа Ромеро (2007) — студенты снимали фильм ужасов, как вдруг грянул зомби-апокалипсис. А у них уже и камеры наготове!
  • Испанский «Репортаж» (REC) (2007) — тележурналистка, снимающая репортаж о трудовых буднях Барселонских пожарных, приезжает вместе с ними на вызов в многоквартирный дом, а там как раз вспышка зомби-вируса. Сан-инспекция закрывает здание на карантин, и съёмочная группа, пожарные и жильцы оказывается заперты внутри вместе с агрессивными каннибалами. Наиболее известен первый фильм, но на самом деле это серия из четырёх фильмов, последний из которых был снят в 2014 году. Если вы смотрели сиквелы, можете, не стесняясь, дополнять.
  • «Монстро» (в оригинале «Cloverfield») (2008) — нападение неведомого кайдзю на Нью-Йорк, показанное глазами (а точнее — ручной камерой) обычного гражданского, который вместе с друзьями пытается эвакуироваться из города. Не получилось.
  • Серия «Паранормальное явление» (с 2009) — у молодой супружеской пары в доме завёлся полтергейст, и муж обзавёлся камерой, чтобы фиксировать его проявления. Вот только здешняя НЁХ оказалась кое-чем гораздо более серьёзным, чем банальная барабашка,.. Первый фильм снискал огромный успех и быстро опух сиквелами, приквелами и прочими пердиквелами, так что на данный момент серия насчитывает аж семь фильмов (а ведь есть ещё пародии и копиркины). Описывать каждый из них по отдельности в данной статье не имеет смысла: тот же демон донимает всё новых и новых людей, среди которых каждый раз находится оператор-любитель, не расстающийся со своими камерами до самого немного предсказуемого конца.
  • «Искатели могил» (2010) — группа «охотников за привидениями», снимающая собственное телешоу, а потому под завязку вооружённая камерами, решила провести ночь в заброшенной психиатрической лечебнице. Но очень скоро обнаружилось, что, в отличие от всех предыдущих подобных мест, в этой больничке действительно живёт зло (в роли зла призраки врачей и пациентов с тёмными глазами и сверх меры раззеваемыми ртами), и выйти из неё гораздо сложнее, чем войти.
  • «Аполлон 18» (2011) — теперь в космосе! Фильм представляет из себя секретные киноматериалы, отснятые в 1974 участниками лунной экспедиции «Аполлон 18», которая по официальной версии была отменена, но на самом деле состоялась, просто власти пытаются это скрыть. К счастью в 2011 году они всплыли на сайте www.lunartruth.com и теперь люди наконец-то могут узнать, почему правительство США засекретило информацию об этом полёте и свернуло программу «Аполлон» сразу после него. Если вкратце: На Луне есть жизнь, и она очень агрессивна, а камни на Луне — совсем не то, чем они кажутся.
  • «Хроника» (2012) — псевдодокументальный супергеройский триллер. Затюканный ботан-подросток купил видеокамеру, чтобы снимать всё, что видит. И как водится в фильмах сабжевого жанра, материал для съёмки не заставил себя ждать. После контакта с загадочными светящимися кристаллами главгерой и два его приятеля открыли в себе способность к мощному телекинезу и принялись исследовать и развивать свои новообретённые силы. Вот только вместо Дяди Бена или дворецкого Альфреда у главного героя были адский папаша и тяжело больная мать.
  • Серия «V/H/S», превращённая сумрачным локализаторским гением в «З/Л/О» (с 2012) — каждый фильм представляет из себя сборник коротких, никак не связанных друг с другом псевдодокументальных зарисовок о встречах мирных (и не очень) граждан с нечистью, обрамлённую историей о зловещих видеокассетах, на которых записаны эти самые зарисовки. Подобный формат оказался прекрасным решением, поскольку позволяет избежать характерного для жанра долгого нудного вступления, в котором ничего толком не происходит, и одновременно отрывает простор для экспериментов с сюжетом. Как итог, все истории насыщены действием и не похожи одна на другую. На момент правки вышло четыре фильма, в 2022 планируется пятый.
  • «Тайна перевала Дятлова» (2013) — американские студентики приехали на Северный Урал и давай самоубиваться на свежем воздухе, чтобы снять документальный фильм о гибели туристической группы Игоря Дятлова, пройти по её маршруту и попытаться выяснить причины произошедшего. Конец с одной стороны немного предсказуем, но с другой содержит не самый заезженный твист.
  • «После смерти» (Post Mortem) (2013) — наш ответ «Паранормальному явлению». Молодой человек, занимающийся по просьбе находящегося в отъезде друга похоронами его дедушки, остаётся на ночь в квартире один-на-один с лежащим в гробу покойником. Как назло, во всём районе гаснет свет, и главному герою приходится использовать фонарик своей камеры для освещения. Несмотря на затянутость, слабую насыщенность событиями и такую себе актёрскую игру, фильм получился довольно жутковатым и может напугать, если смотреть его ночью и без света — такова магия мокьюментари.
  • «Пограничная полоса» (The Borderlands) (2013) — команда главных героев приезжает по заданию Ватикана в отдалённую британскую деревушку, чтобы расследовать «чудеса», творящиеся в местной церкви, и определить, действительно ли это чудеса господни или просто мистификация тамошнего священника (ну и конечно же, тщательно зафиксировать всё происходящее на камеры). «Чудеса» и правда настоящие, но христианский Бог не имеет к ним никакого отношения. Фильм можно отнести к категории «сферический мокьюментари в вакууме»: в первой половине не происходит почти ничего интересного за исключением унылых редких полтергейстов, а под конец главгерои бегают впотьмах не пойми где, и в итоге умирают не пойми от чего.
  • «Существует» (2014) — ужастик о группе друзьяшек-ютуберов, которые приехали в одинокую лесную хижину, чтобы отдохнуть и поснимать на природе, но очень скоро привлекали к себе внимание не очень дружелюбного йети. В финале выясняется (хотя не трудно догадаться и раньше), что снежный человек мстил им за своего детёныша, которого главгерои случайно сбили в самом начале.
  • «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего в зоне военных действий в Луганске. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-клоуны «Шарапов» и «Жиглов» из цирка «Лунатики», и за этим читается намёк на ужасы войны. На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру.
  • Короткометражка «Выжить в Йобурге», позже развернутая в фильм «Район № 9».
  • «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне.
  • «Это — Spinal Tap». Фильм, который тонко подшучивает над разными рок-группами, обыгрывая их взлёты и падения на примере выдуманной глэм-рок группы Spinal Tap.
  • «Забытое серебро» Питера Джексона и Косты Боутса.
  • What We Do in the Shadows (в русском прокате «Реальные упыри») — деконструкция идеи современных вампиров, живущих среди нас.
  • «Два капитана II» Курёхина. И его же видеолекция о брома
  • «Армия Франкенштейна».
  • «Trailer Park Boys» — подается как документалка о жизни канадского «белого отребья» в трейлерном парке. Один раз оператора даже подстрелили из ружья.
  • «Alien Abduction: Incident in Lake County» — подаётся как найденная плёнка, заснявшая нападение пришельцев на семью во время Дня благодарения.
  • Фильм «Горько!» стилизован под свадебное видео.
  • «Шопинг-тур», ужастик не особо успешный, зато российский.
  • «Документалистика сегодня!» — цикл пародий на известные в США документальные фильмы и сериалы от выпускников SNL. Детально воссоздают стилистику оригиналов, часто на грани оммажа.
  • «Залив» (2012) — ужастик в стиле «body-horror».
  • В 2013 году был снят псевдодокументальный телефильм «Великая Марсианская война 1913—1917». На Уэллса похоже лишь местами, но навеяно явно его нетленкой.

Телесериалы

  • «Скорая помощь» — в одном из первых сезонов была серия, по сюжету которой местный телеканал снимал репортаж «один день приемного отделения многопрофильной городской больницы», снятая в псевдодокументальном стиле.
  • «Пси Фактор: Хроники паранормальных явлений» (1996-2000) — сериал о спецслужбе, расследующей разнообразные паранормальные явления и необъяснимые происшествия — что-то вроде бюджетной версии «Секретных материалов». С фитильком: Первый сезон подавался, как реконструкция реальных событий, зафиксированных в отчётах означенной спецслужбы, и включал в себя псевдодокуметальные вставки вроде интервью с очевидцами. Но выдерживать полудокументальный стиль получалось не очень, и в последующих сезонах от него отказались.
  • «Восьмидесятые» — одна из серий сделана в этом стиле: американцы снимают документальный фильм о советской молодёжи.
  • «Школа» В. Г. Германики.
  • «Реальные упыри», упомянутые в разделе «Кино», оказались настолько успешными, что обзавелись двумя сериальными спин-оффами. Тоже, разумеется, псевдодокументальными.
    • «Паранормальный Веллингтон» — помните, как в первоисточнике к вампирам нагрянули с проверкой копы, которые осмотрели весь дом, но так и не заметили ничего подозрительного, хотя это самое «подозрительное» было у них прямо под носом? Так вот, из этой зарисовки сделали отдельный сериал. Теперь операторы-документалисты таскаются за теми самыми двумя копами, которые в каждой серии расследуют новое паранормальное дело, тупя так же, как в фильме, но уже без обоснуя в виде вампирского гипноза.
    • «Чем мы заняты в тени» (в оригинале сериал называется так же, как фильм, просто на сей раз переводчики не стали пускаться в безумный креатив) — создатели второго спин-оффа не стали изобретать велосипед и сняли те же яйца, только в другой корзине. Операторы-документалисты снова следят за жизнью небольшого ковена вампиров, но только не того, что был в фильме, а другого. Вампиры из первоисточника тоже порой появляются в сериале в качестве камео.
  • Rookie — эпизод, посвященный бывшему актеру, основавшему свою секту.

Телевидение

Мультфильмы

  • Есть несколько мультиков у Текса Эйвери: «Автомобиль будущего», «Ферма будущего» и «Дом будущего». С одной стороны пародировались обучающие мультфильмы, а с другой — сюжеты из киножурналов и теленовостей.

Мультсериалы

  • «Годзилла» (1998) — вся 3 серия 2 сезона (за исключением последних нескольких минут) представляет из себя репортаж отважной журналистки Одри Тиммонс о том, как экотеррористы из организации S.C.A.L.E. напали на остров мутантов и освободили содержащихся там кайдзю. Тут есть материалы отснятые оператором на бегу трясущейся камерой, фрагменты интервью с участниками тех событий, взятых как во время, так и после происшествия, записи с камер наблюдения, комментарии самой Одри и даже записи, сделанные «из глаз» робота Найджела — в общем, отличная стилизация под мокьюментари.

Аниме

  • В режиссёрской версии «Первого отряда» действие перемешивается с псевдодокументальными вставками, в которых якобы очевидцы событий, психологи и врачи комментируют происходящее.

Интернет-проекты

  • SCP — собственно, целиком об этом. Истории про вымышленные объекты с фантастическими свойствами, изложенные в формате какбе реального научного исследования (и даже с фотографиями).

Прочее

  • Радиопостановка Орсона Уэллса по книге Герберта Уэллса[2] В 1938 году в США «Война миров» была выполнена в виде репортажа о высадке пришельцев. По легенде, 1/5 часть слушателей приняла постановку за чистую монету, и началась паника (несмотря на то, что во время постановки диктор несколько раз напомнил, какая передача идёт в эфире и кто её автор). По альтернативному мнению, историю о массовой панике раздули газетчики, чтобы очернить деятельность своего лютого конкурента, радио. А вот в Эквадоре в 1949 году действительно дело кончилось тем, что эквадорцы, разгневанные тем, как их напугали, в итоге устроили на радиостанции погром с жертвами.

См. также

Примечания

  1. Так, известная сцена самоубийства леммингов в фильме «Белая пустошь» (1958) полностью постановочная. Реальные причины колебания численности леммингов куда сложнее и связаны с кормовой базой, моделью «хищник-жертва» и миграциями.
  2. Нет, они не родственники и даже не однофамильцы — их фамилии пишутся по-разному, Welles и Wells, соответственно.