Плотоядная масса: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
(доперенос) |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
* [[пионерский фольклор|Пионерские байки]] по мотивам рассказа Котляра и, вероятно, по мотивам романа Теодора Томаса и Кейт Вильгельм. | * [[пионерский фольклор|Пионерские байки]] по мотивам рассказа Котляра и, вероятно, по мотивам романа Теодора Томаса и Кейт Вильгельм. | ||
* В сборнике «Анекдоты-страшилки» белорусских писателей братьев Адамчиков есть две байки как раз на тему всепожирающей протоплазмы. | * В сборнике «Анекдоты-страшилки» белорусских писателей братьев Адамчиков есть две байки как раз на тему всепожирающей протоплазмы. | ||
* В середине девяностых жёлтые газеты типа «Чудеса и приключения» или «НЛО» перепечатывали байку про «гигантское бурое одеяло» в глубинах океана, которое на глазах свидетелей якобы загипнотизировало и сожрало акулу. | |||
** Похоже на кривоватый пересказ «Хозяина бухты» Севера Гансовского. | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 25: | Строка 27: | ||
* Повесть Дмитрия Емеца «Сердце пирата». Космический пират Крокс едва не становится жертвой пожирающей все протоплазмы. Параллельно вспоминает не по-детски жуткий случай другой своей встречи с этим кошмаром. | * Повесть Дмитрия Емеца «Сердце пирата». Космический пират Крокс едва не становится жертвой пожирающей все протоплазмы. Параллельно вспоминает не по-детски жуткий случай другой своей встречи с этим кошмаром. | ||
* Виктор Точинов, рассказ «Ночь накануне Дня Дураков». | * Виктор Точинов, рассказ «Ночь накануне Дня Дураков». | ||
* «[[Космоолухи]]: рядом» — говяжья биомасса, от которой Кай спасал Лизу. | * «[[Космоолухи]]: рядом» — говяжья биомасса, от которой Кай спасал Лизу. | ||
* С такой субстанцией сталкиваются герои «Метро2033» на одной из станций Метро-2. | * С такой субстанцией сталкиваются герои «Метро2033» на одной из станций Метро-2. | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* Эдгар Берроуз, роман | * Эдгар Берроуз, роман [[Barsoom|Искусственные люди Марса]] — протоплазма, из которой [[безумный учёный]] Рас Тавас создавал подобия людей. В конце она вырвалась на волю, а чтобы ее уничтожить, потребовались силы целого флота. | ||
* Энтони Рад, роман «Слизь» (The Ooze) — одно из первых появлений сабжа, гигантская амёба. | * Энтони Рад, роман «Слизь» (The Ooze) — одно из первых появлений сабжа, гигантская амёба. | ||
* Роберт Шекли, рассказ «Абсолютное оружие» (The Last Weapon, 1953 г.) | * Роберт Шекли, рассказ «Абсолютное оружие» (The Last Weapon, 1953 г.) | ||
Строка 36: | Строка 37: | ||
** Автор правки, будучи пионером, [[Детям это смотреть нельзя!|получил]] после прочтения настоящую фобию, которая проходила несколько лет. | ** Автор правки, будучи пионером, [[Детям это смотреть нельзя!|получил]] после прочтения настоящую фобию, которая проходила несколько лет. | ||
* [[Стивен Кинг]]: | * [[Стивен Кинг]]: | ||
** Рассказ «Плот» — плавающее на поверхности озера черное пятно, похожее на нефть, засасывает и пожирает купальщиков Вдобавок, умеет гипнотизировать их переливами цветов на своей маслянистой поверхности. | ** Рассказ «Плот» — плавающее на поверхности озера черное пятно, похожее на нефть, засасывает и пожирает купальщиков. Вдобавок, умеет гипнотизировать их переливами цветов на своей маслянистой поверхности. | ||
** «Тёмная Башня», роман «Колдун и кристалл» — Червоточина. | ** «Тёмная Башня», роман «Колдун и кристалл» — Червоточина. | ||
** Сюда не следует относить один из первых его рассказов, «Серая дрянь» — там действует [[монстр-жижица]]. | ** Сюда не следует относить один из первых его рассказов, «Серая дрянь» — там действует [[монстр-жижица]]. | ||
* [[Р. Л. Стайн]], повесть «Дьявольская кровь» из серии [[Детские ужастики|«Ужастики»]]. Мало того, что это липкое зеленое вещество является нехилым таким [[Супер-РАСТИШКА|супер-РАСТИШКОЙ]], превращая всех, кто его отведает, в великанов, в первой книге оно еще и само охотится на людей. | * [[Р. Л. Стайн]], повесть «Дьявольская кровь» из серии [[Детские ужастики|«Ужастики»]]. Мало того, что это липкое зеленое вещество является нехилым таким [[Супер-РАСТИШКА|супер-РАСТИШКОЙ]], превращая всех, кто его отведает, в великанов, в первой книге оно еще и само охотится на людей. | ||
* Обстебано в пародийной повести Бетси Хайнс «Slime Time» из серии «Bone Chillers», являющейся одновременно пародией и подражанием Стайну. Главный герой (приятного аппетита!) вычихнул из носа огромную зеленую соплю, а та выросла до колоссальных размеров и начала поглощать всех, кто ей попадался. | * Обстебано в пародийной повести Бетси Хайнс «Slime Time» из серии «Bone Chillers», являющейся одновременно пародией и подражанием Стайну. Главный герой (приятного аппетита!) вычихнул из носа огромную зеленую соплю, а та выросла до колоссальных размеров и начала поглощать всех, кто ей попадался. | ||
=== [[Радиопостановки]] === | === [[Радиопостановки]] === | ||
Строка 51: | Строка 50: | ||
* «Капля» же! 1958 года. Упавший на землю метеорит принес на землю плотоядную массу, растущую к тому же с невероятной скоростью. | * «Капля» же! 1958 года. Упавший на землю метеорит принес на землю плотоядную массу, растущую к тому же с невероятной скоростью. | ||
** И ее продолжение «Берегись капли». | ** И ее продолжение «Берегись капли». | ||
** И ремейк 1988 года, который по всем параметрам бьет оригинал. | ** И [[The Blob|ремейк 1988 года]], который по всем параметрам бьет оригинал. | ||
* «Ужастики» — попурри из всех книг Р. Л. Стайна. Среди прочих своих созданий Стайн встречает и Розовый Ком из книги «Тайна пишущей машинки». Только если в книге этот самый Ком имеет какие-никакие мозги и признаки животного (глаза, пасть, язык), т. е. является классическим [[Бесформенный монстр|бесформенным монстром]], то в фильме это просто масса розовой слизи. | * «Ужастики» — попурри из всех книг Р. Л. Стайна. Среди прочих своих созданий Стайн встречает и Розовый Ком из книги «Тайна пишущей машинки». Только если в книге этот самый Ком имеет какие-никакие мозги и признаки животного (глаза, пасть, язык), т. е. является классическим [[Бесформенный монстр|бесформенным монстром]], то в фильме это просто масса розовой слизи. | ||
* «Вкусная дрянь/The Stuff» Ларри Коэна — сначала ты ешь эту вкусную белую массу, похожую на растаявшее мороженое. А потом уже она начинает есть тебя изнутри, превращая в зомби (пожарить было не судьба?). Впрочем, в больших количествах она и сама способна гоняться за человеками. | * «Вкусная дрянь/The Stuff» Ларри Коэна — сначала ты ешь эту вкусную белую массу, похожую на растаявшее мороженое. А потом уже она начинает есть тебя изнутри, превращая в зомби (пожарить было не судьба?). Впрочем, в больших количествах она и сама способна гоняться за человеками. | ||
Строка 67: | Строка 66: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Коралина в стране кошмаров]]» — в «другом» мире все, включая людей, создано ведьмой. Чтобы это подчеркнуть, только ведьма становится выше и худощавей, а другие соседки и другой папа постепенно расползаются во что-то жирно-бесформенное. В оригинальной повести Нила Геймана такого не было, а «слипшиеся» соседки сравнивались с коконом из липкой паутины. | * «[[Коралина в стране кошмаров]]» — в «другом» мире все, включая людей, создано ведьмой. Чтобы это подчеркнуть, только ведьма становится выше и худощавей, а другие соседки и другой папа постепенно расползаются во что-то жирно-бесформенное. В оригинальной повести [[Нил Гейман|Нила Геймана]] такого не было, а «слипшиеся» соседки сравнивались с коконом из липкой паутины. | ||
* «[[Иван Царевич и Серый волк]] 4» — [[Смертоносная змея|королевская кобра]] Анак-Кракатау, главная [[антагонист]]ка, когда перед ней опустили [[магия зеркал|зеркало]], перестала петь, а потом оплыла лужицей, испарилась… и все очнулись. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* CARRION — это и есть. | * CARRION — это и есть. | ||
{{Nav/Ужасы}} | {{Nav/Ужасы}} | ||
{{Nav/Бестиарий}} | {{Nav/Бестиарий}} |
Версия 22:09, 6 марта 2023
Бесформенная, живая и притом безмозглая масса вещества непонятного происхождения. Движется с огромной скоростью, засасывает в себя все живое и переваривает в своих склизких недрах. После чего, обычно, растет. Иногда состоит из мутировавших амеб или бактерий. Уничтожить подобную мерзость как правило очень трудно. Боли она не чувствует, кровью не истекает, пули в ней вязнут. Иногда ее можно остановить огнем или, наоборот, заморозкой.
Изредка бывает и газообразной.
Троп невероятно любим в хорроре.
Родственный троп серая слизь.
Не путать с тропом Монстр-жижица. Разница в том, что МЖ — существо если и не мыслящее, то по крайней мере, на уровне достаточно интеллектуального животного. Оно осознаёт, что является жидким и целенаправленно пользуется всеми преимуществами своей жидкой формы. ПМ же лишена даже малейшего подобия мозгов, сознания и личности, она просто тупо реагирует на раздражители.
Где встречается
Фольклор
- Пионерские байки по мотивам рассказа Котляра и, вероятно, по мотивам романа Теодора Томаса и Кейт Вильгельм.
- В сборнике «Анекдоты-страшилки» белорусских писателей братьев Адамчиков есть две байки как раз на тему всепожирающей протоплазмы.
- В середине девяностых жёлтые газеты типа «Чудеса и приключения» или «НЛО» перепечатывали байку про «гигантское бурое одеяло» в глубинах океана, которое на глазах свидетелей якобы загипнотизировало и сожрало акулу.
- Похоже на кривоватый пересказ «Хозяина бухты» Севера Гансовского.
Литература
Русскоязычная
- Александр Беляев, «Вечный хлеб» — инверсия тропа: людям угрожает гибель из-за безобидной и притом съедобной биомассы, которая начала слишком бурно размножаться и заполонила океан.
- Рассказ советского писателя Юрия Котляра «Расплата». Написан, вы не поверите, в 1965 г. Чёрная масса, зародившаяся в результате ядерных испытаний, путешествует по канализационным трубам США и пожирает людей. Произвел колоссальное впечатление на пионеров и быстро ушел в фольклор.
- Братья Стругацкие, «Улитка на склоне». Клоака в Лесу. С прикрученным фитильком: не движется. «…падали в клоаку толстые мохнатые лианы, и клоака принимала их в себя, и протоплазма обгладывала их и превращала в себя. … Клоака щенилась. На ее плоские берега нетерпеливыми судорожными толчками один за другим стали извергаться обрубки белесого, зыбко вздрагивающего теста, они беспомощно и слепо катились по земле, потом замирали, сплющивались, вытягивали осторожные ложноножки и вдруг начинали двигаться осмысленно — все в одном направлении, одной текучей белесой колонной, как исполинские мешковатые слизнеподобные муравьи … Клоака катала в себе мотоцикл. Мотоцикл исчезал, появлялся вновь, и с каждым появлением его становилось все меньше, а потом обшивка расползлась, шины исчезли, мотоцикл нырнул в последний раз и больше не появлялся».
- Рассказ советского писателя Севера Гансовского «Хозяин бухты». Педаль в пол: огромный конгломерат микроскопических организмов, который в пассивном состоянии неотличим от обычной морской воды. Но как только в эту водичку попадает что-нибудь съедобное… микроорганизмы мгновенно объединяются и формируют сабж.
- Повесть Дмитрия Емеца «Сердце пирата». Космический пират Крокс едва не становится жертвой пожирающей все протоплазмы. Параллельно вспоминает не по-детски жуткий случай другой своей встречи с этим кошмаром.
- Виктор Точинов, рассказ «Ночь накануне Дня Дураков».
- «Космоолухи: рядом» — говяжья биомасса, от которой Кай спасал Лизу.
- С такой субстанцией сталкиваются герои «Метро2033» на одной из станций Метро-2.
На других языках
- Эдгар Берроуз, роман Искусственные люди Марса — протоплазма, из которой безумный учёный Рас Тавас создавал подобия людей. В конце она вырвалась на волю, а чтобы ее уничтожить, потребовались силы целого флота.
- Энтони Рад, роман «Слизь» (The Ooze) — одно из первых появлений сабжа, гигантская амёба.
- Роберт Шекли, рассказ «Абсолютное оружие» (The Last Weapon, 1953 г.)
- Роман Теодора Томаса и Кейт Вильгельм «Клон». Тоже масса, обитающая в американской канализации. Написан, невероятно, но факт, в том же 1965 году, а в 1973 его даже печатали в СССР, видимо, на тот случай, если пионеры забыли рассказ Котляра.
- Автор правки, будучи пионером, получил после прочтения настоящую фобию, которая проходила несколько лет.
- Стивен Кинг:
- Рассказ «Плот» — плавающее на поверхности озера черное пятно, похожее на нефть, засасывает и пожирает купальщиков. Вдобавок, умеет гипнотизировать их переливами цветов на своей маслянистой поверхности.
- «Тёмная Башня», роман «Колдун и кристалл» — Червоточина.
- Сюда не следует относить один из первых его рассказов, «Серая дрянь» — там действует монстр-жижица.
- Р. Л. Стайн, повесть «Дьявольская кровь» из серии «Ужастики». Мало того, что это липкое зеленое вещество является нехилым таким супер-РАСТИШКОЙ, превращая всех, кто его отведает, в великанов, в первой книге оно еще и само охотится на людей.
- Обстебано в пародийной повести Бетси Хайнс «Slime Time» из серии «Bone Chillers», являющейся одновременно пародией и подражанием Стайну. Главный герой (приятного аппетита!) вычихнул из носа огромную зеленую соплю, а та выросла до колоссальных размеров и начала поглощать всех, кто ей попадался.
Радиопостановки
- «Цыплячье сердце, которое пожрало мир» Арчи Оболера — именно то, что написано на этикетке. А нечего было вводить в него всякую дрянь.
- В оригинале «Тайна пишущей машинки» Стайна называется «The Blob That Ate Everyone», буквально, «Ком, который пожрал всех» — явная отсылка к Оболеру.
Кино
- «Капля» же! 1958 года. Упавший на землю метеорит принес на землю плотоядную массу, растущую к тому же с невероятной скоростью.
- И ее продолжение «Берегись капли».
- И ремейк 1988 года, который по всем параметрам бьет оригинал.
- «Ужастики» — попурри из всех книг Р. Л. Стайна. Среди прочих своих созданий Стайн встречает и Розовый Ком из книги «Тайна пишущей машинки». Только если в книге этот самый Ком имеет какие-никакие мозги и признаки животного (глаза, пасть, язык), т. е. является классическим бесформенным монстром, то в фильме это просто масса розовой слизи.
- «Вкусная дрянь/The Stuff» Ларри Коэна — сначала ты ешь эту вкусную белую массу, похожую на растаявшее мороженое. А потом уже она начинает есть тебя изнутри, превращая в зомби (пожарить было не судьба?). Впрочем, в больших количествах она и сама способна гоняться за человеками.
- «Через тернии к звёздам» — биомасса, пожирающая органику.
- «Эволюция» — пока инопланетяне, чей рост сильно зависит от тепла, развиваются сами по себе, они развиваются в нечто животноподобное. Но, когда военные решили спалить инопланетян напалмом, выросло… ну, что выросло, то выросло.
- Вырос гигантский плоский червь (вернее, морская звезда), но да, этому предшествовала гораздо более аморфная стадия роста.
- «Икс: Неизвестное» 1956 г. от студии «Хаммер». Предшественник всех «Капель».
- «Калтики, бессмертный монстр» 1959 г. — итальянское подражание первой «Капле». И оно гораздо интереснее оригинала.
- «Бактерия» 2006 г.
- «Био-слизь» 2010 г.
- «Живое» 2017 г.
Телесериалы
- «Мурашки» по повестям Стайна — серия-экранизация «Дьявольской крови».
Мультфильмы
- «Коралина в стране кошмаров» — в «другом» мире все, включая людей, создано ведьмой. Чтобы это подчеркнуть, только ведьма становится выше и худощавей, а другие соседки и другой папа постепенно расползаются во что-то жирно-бесформенное. В оригинальной повести Нила Геймана такого не было, а «слипшиеся» соседки сравнивались с коконом из липкой паутины.
- «Иван Царевич и Серый волк 4» — королевская кобра Анак-Кракатау, главная антагонистка, когда перед ней опустили зеркало, перестала петь, а потом оплыла лужицей, испарилась… и все очнулись.
Видеоигры
- CARRION — это и есть.