Объединительная война

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Разве ты забыл завет наших предков «объединить всё что под Небом»? »
— Emperor and Assassin

Итак, дано: десятки небольших, разрозненных стран, грызущихся между собой. Возможно, когда-то они были частью старой Империи, но после её краха разбежались кто куда. Ещё у нас имеется харизматичный (анти)злодей/(анти)герой, который решает во имя власти или всеобщего блага всё это многообразие свести воедино. И так начинается Объединительная Война. Её отличительной особенностью является, в первую очередь, идеологизированность. Иными словами, воюют за какую-то идею, а не только ради выгоды. Точнее, истинной причиной может быть и выгода для объединителя, но армии и народы следуют за идеей. Во-вторых, учитывая размах, такая война ведётся без всяких правил и норм — победителей всё равно не судят. В-третьих, в случае успеха, Объединительная Война заканчивается основанием новой Империи, а в случае неудачи — кромешным адом, ведь старая система взаимодействия была разрушена, а новая не создана.

Если Великое Объединение задумал злодей, то на выходе получится полноценная Империя Зла, так что лучше бы он ничего и не объединял. Если объединил всех герой, жить стало действительно лучше, а тёмные силы получили по сусалам. Впрочем, бывают и промежуточные варианты. Например, довоенный мир мог быть настолько чудовищным местом, что злодейская Империя Зла оказалась всё равно что Швейцария в сравнении с КНДР. Или же Империя, построенная героем, выродилась в безжалостный аппарат насилия и коррупции.

По результатам Объединительные войны можно классифицировать следующим образом:

  1. Полный успех. Добились всего, чего хотели, а империя просуществовала ещё много веков, а то и тысячелетий.
  2. Частичный успех. Объединить-то объединили, а вот удержать долго не смогли. После смерти первого правителя или его наследника всё вернулось на круги своя.
  3. Успех, да не у тех. Победила не страна-инициатор, а другое государство, из тех, которые предполагалось завоевать. Но сама идея несостоявшейся жертве так понравилась, что она сама скопила силёнок и всех захватила.
  4. Провал. Объединительная война провалена, государство-инициатор разгромлено, а мир смог вернуться к своему довоенному состоянию. Как вариант — пришла соседняя империя и всех скушала.
  5. Катастрофа. Империя так и не родилась, а довоенная система международных отношений уже непоправимо разрушена. Хаос, анархия и вторжение варваров.

Ну а если мы имеем дело с технологическим сеттингов, объединительная война может быть и мировой, и даже галактической.

На самом деле

« Сохрани людей, потеряв землю — землю еще можно захватить. Сохрани землю, потеряв людей — останешься и без людей, и без земли »
— Мао Цзэдун

Из уроков истории дорогой читатель может узнать что чем меньше территория — тем проще ею управлять. Поэтому в том, что большое гособразование разваливается на несколько маленьких, поскольку возникает кризис управления — ничего плохого, по большому счету нет. Иногда оно может развалиться даже по своей воле, создавая буферные государства на границе с потенциально опасным противником (у таких решений есть свои плюсы и минусы), или чтобы ускорить развитие самодостаточности областей, дабы потом их реинтегрировать. Вот как раз с реинтеграцией обычно и возникает сабж (например — собирание расплодившейся после ордынского ига кучи княжеств в царство русское).

Другой вариант — это когда после некоей войны некий народ оказался разделен между странами-победителями, и остался без земли и без государства. Тогда сабж возникает пополам с народно-освободительной войной (в данный момент пытаются провернуть курды, в прошлом пыталась провернуть Польша, неудачно[1], если есть более удачные примеры — милости просим добавить).

Третий вариант — экспансионный, когда для оправдания интеграции других стран используется идеология, основанная на пан-чего-то там, иначе говоря на некоей расширенной националистической идеологии. Панславянство (претензии Российской Империи на Восточную Европу и Стамбул), Пан-тюркизм (претензии Турции на Балканы и Кавказ, плюс ещё по мелочи), пан-арабизм (попытки сделать что-то вроде аналога СССР на ближнем востоке), и так далее. Более обширный вариант — претензии основанные на религиозном единстве (халифат, Священная Римская Империя и так далее). Но, это так, мелочи. Вот реально мощная претензия — это основанный на идеологии всемирного братства трудящихся в классовой борьбе против капиталистов-угнетателей экспорт революции — под её знаменем полагалось объединить вообще весь мир в одну большую социалистическую республику.

Показательно, что все попытки сделать объединительную войнушку третьего типа — провалились (не сами войны, хотя иногда и они тоже, а возникающие вследствие этого государства). Причин тому множество. Например, организаторы войнушки хотели видеть конечным итогом централизованное унитарное государство — а объединяемые не видели для себя никаких плюсов, зато в качестве минусов видели потерю свободы самоуправления, и яростно сопротивлялись. Или, например, организаторы поступили умнее и решили забацать федерацию, что уже лучше — но опять же, это требует развитого управленческого аппарата, без которого новообразованная федерация развалится как карточный домик. В лучшем случае получалось объединить всех вокруг идеи противостояния с общим врагом, а потом уже реинтегрировать, но как вы понимаете, масштаб подобного был ограничен. Лучше всего с задачей справлялись в новейшей истории Россия (СССР реинтегрировала большую часть бывших имперских территорий, плюс вернула кое-что отжатое, правда наглухо потеряв кучу других территорий) и Китай (успешно реинтегрировали назад все территории кроме Тайваня, с которым бодаются до сих пор). Хуже всего — страны латинской америки, которые много раз пытались собраться в Соединенные Штаты Центральной Америки (что-то вроде этого у них получилось в 19 м веке (Великая Колумбия и Федеративная Республика Центральной Америки), и Симона Боливара там очень уважают), но всё время разваливались на кучу мелких стран. Третий Рейх планировал объединить в своем составе кучу стран, работающих на благо Высшей Расы, против чего были вообще все и войну они в итоге проиграли. Югославия стоит особняком — вокруг Сербии собирались сперва желающие подраться с турками, потом желающие подраться с австрияками и немцами, потом желающие подраться с итальянцами и немцами (и желающие — по причине предсказуемого провала попытки сопротивляться иностранной агрессии своими маленькими силами, вместе всё таки веселее. Особенно черногорцам), поэтому затевать войнушку ради объединения почти не приходилось. Попытки провернуть нечто в этом духе на Кавказе и в Средней Азии тоже обречены на провал потому что никаких демаркационных линий, говорящих «тут живет одна нация а там — другая» — никогда не было. Захотите устроить сабж — получите Карабах.

Мирная интеграция, в качестве альтернативы — проворачивалась, в частности, Евросоюзом, в который все лезут, как говорится в шутке про холодильник, за едой.

Поэтому принимая во внимание вышесказанное, Тёмному Властелину нужно подумать над дополнением своего списка вещей, которые делать не надо. Потому что проще поступить как Палпатин.

Примеры

Литература

  • «Песнь Льда и Огня»:
    • Именно это проделал Эйгон Таргариен с Вестеросом, а до него безуспешно пытались сделать Харрен Чёрный и Аргилак Дюррандон (оба, кстати, получили летального леща от того же Эйгона). Полный успех. Получившееся континентальное государство просуществовало три столетия, и было устойчивым, пока у Таргариенов было абсолютное оружие возмездия — драконы. Когда драконы выродились и вымерли, блондинчики ещё сколько-то лет поганили землю в качестве главноуговаривающих. Последний Таргариен был сумасшедшим, его спихнули, и государство при новом короле Роберте Баратеоне (психически нормальном, но не слишком умном) протянуло ещё сколько-то благодаря «железному канцлеру» Джону Аррену. А вот после смерти Аррена государство начало стремительно рассыпаться.
    • Время от времени очередной харизматичный одичалый объединяет разные племена Вольного Народа и становится Королём-за-Стеной. Во время Войны Пяти Королей таковым становится Манс-Разбойник, который спомощью доброго слова и дубины объединил все кланы в одну большую армию дабы штурмовать стену и спасаться от Белых Ходоков. Что с ним, и его затеей, в итоге стало — вы знаете, а если нет то это спойлер.
  • Prince of Nothing. За 20 лет Анасуримбору Келлхусу удалось создать из почти двух десятков вечно грызущихся королевств и империй могущественную Новую Империю. Причём сделано это было не столько ради власти, сколько ради спасения мира от угрозы Нечестивого Консульта, который хочет уничтожить мир. Веселье, вроде массовой резни, религиозной подоплёки и сожжённых городов, прилагается. По итогам, скорее, успех, но судить пока что рано.
  • Трауновская Трилогия из Расширенной вселенной Звёздные войны. Адмирал Траун почти уничтожил Новую Республику и почти объединил Галактику, но предательство собственного охранника поставило точку в его замыслах. Провал, но не катастрофический. И Осколки Империи уцелели, и Новая Республика. Хуже другое. Одержи верх Траун, Галактика не понесла бы столь тяжёлых потерь в войне с йуужань-вонгами. А если брать глубже, то о йуужань-вонгах знал ещё Палпатин, и есть мнение что свои суперразрушители и Звезду Смерти он строил не для прикола, а чтобы вынести вонгов ещё на подлёте. И «сверхдальний перелёт» загубил, чтобы Республика не узнала о вонгах как можно дольше, хотя вопрос дискуссионный — экспедиция напоролась не на вонгов а на Трауна, а Траун о вонгах ничего не знал, так что данная гипотеза находится в области предположений — инфа о вонгах поступила к Палычу по другим каналам. Кроме того все в курсе что с вонгами прилетел один старореспубликанский джедай.
    • Сама война с йуужань-вонгами заставила сплотиться Новую Республику и Империю Фела, наследницу Осколков. А Джейна Соло, джедай и дочь Леи Органы, вышла замуж за правителя Империи.
    • Так-то Траун знал о вонгах
    • задолго до этих событий Дарт Реван пытался объединить Республику для отражения угрозы обнаруженных им истинных ситхов. Махачу с оными посвящена известная ММО.
  • «Сага о Копье». Если у вас над головой летает живое огнедышащее оружие — невольно забываются и культурные, и межрасовые распри, и вот уже эльфы, гномы и люди бьются плечом к плечу за выживание.
  • «Лекарство от любви» Юрия Нестеренко. После победы в Великой войне с Вольдемаром Проклятым 15 лет продолжались Войны Объединения между бывшими союзниками по антивольдемаровской коалиции, увенчавшиеся созданием Империи, охватившей весь цивилизованный мир (точнее, то, что от него осталось). В итоге получился феодально-магический вариант социализма, где номинальная власть принадлежала Императору, а реальная — Светлому совету имперских магов, контролировавших всё, вплоть до погоды. Триста лет эта конструкция оставалась успешной, несмотря на воцарившийся в ней полнейший застой, благодаря отсутствию конкурентов и усилиям магов, давивших всё, что могло вывести систему из равновесия — пока, как водится, не возник неучтённый и неподвластный им фактор…
  • «Рейтар» Андрея Круза. Правитель страны и его правая рука, на службу к которым поступает ГГ, готовят (а затем ведут) войну, конечной целью которой должно быть объединение разрозненных мелких государств.
  • «Легенды Этшара» — варлок Вонд, обнаружив, что в том медвежьем углу, куда он попал, у него фактически нет конкурентов, свергнув глупого короля, быстро объединил множество мелких королевств в Империю имени себя.
  • «Архимаг» — Астрамарий Целебор Краш устроил такую в далёком прошлом. Впоследствии получившееся государство назовут Серой Землёй.
  • Айзек Азимов «Основание»/«Академия» — этим занимался Мул, подминая под себя один мир за другим через массовую деморализацию и прямой контроль ключевых фигур. Частичный успех — подчинить Первую Академию ему удалось, но в тайной войне со Второй Академией он потерпел поражение, сам оказался перепрограммирован и оставшиеся 10 лет жизни правил как просвещённый деспот. Из-за мутаций не мог иметь детей, и наследника не назначил, так что во многом плодами его войны воспользовалась воспрявшая Первая Академия. Фокус ещё и в том, что даже без Мула войной буквально пахло в воздухе, учитывая непримиримые разногласия олигархов и свободных торговцев.
  • Терри Пратчетт, «Патриот». Зигзаг — война Клатча с Анк-Морпорком была призвана объединить как раз сам Клатч из мутной конфедерации племен и городов в полноценную империю. Не вышло — война кончилась перемирием, так и не начавшись, да еще и спорный остров тут же ушел под воду, так что позиции принца Кадрама очень сильно пошатнулись.

Кино

  • Звёздные войны — именно таковые и предшествовали образованию Республики. Но что это были за войны — сие великая тайна, ибо из тех, кто мог бы что-то сказать о тех событиях осталась разве что сама Арден Лин. Известно только то, что на одной стороне были джедаи и монахи бенду, а на другой представители неких «тёмных сил».
    • кроме Арден Лин об этом ещё могла рассказать голограмма Ксо Ксаан и призрак Дарта Андедду. Но это в расширенной вселенной.

Мультсериалы

  • «Легенда о Корре»: в последнем сезоне Кувира начала войну, чтобы объединить части Царства Земли, на которые оно распалось в предыдущем.

Аниме и манга

  • Code Geass, последняя арка. Любопытный зигзаг. Император Лелуш завоёвывает мир, объединяя его в Британскую империю, но лишь затем, чтобы заставить этот мир себя крепко ненавидеть, а затем умереть от руки нового Зеро. Тем самым он убивает сразу нескольких зайцев, в частности, разбирается с межнациональными дрязгами и очищает запятнанный ранее образ Зеро. На момент эпилога империя под управлением Наналли ещё не развалилась, но как дела обстоят хотя бы в среднесрочной перспективе, возможно, расскажет третий сезон.
  • А вот Райнхард фон Лоэнграмм из Legend of the Galactic Heroes всякие хитрейшие планы не отмачивал, а без затей объединил всю галактику и даже самоубиваться не побежал. Впрочем, вскоре умер от болезни, но в итоге — успех. Наследника породить успел, а его выжившие подчинённые весьма талантливы и не склонны рвать друг другу глотки.

Видеоигры

  • Civilization 4 — Два сценария к ней. В одном предстоит выбрать одну из стран, образовавшуюся после распада римской империи, а в другом предстоит выбрать одну из областей бывшей РФ. Понятно, что именно предстоит возрождать в этих объединительных войнах.
  • Supreme Ruler 2010 — собственно, задача игрока — любыми средствами объединить под своим контролем сначала один из регионов (Европу, Россию, Ближний Восток, Индию, Китай, Океанию, Северную или Южную Америки), а затем — командуя одним из регионов, подчинить себе весь мир.
    • Supreme Ruler 2020 — то же самое, но на сей раз играть придётся сразу в большом мире (при этом есть выбор — играть по реальным картам или по картам с развалившимися на кусочки крупными государствами (как легко догадаться, в последнем случае собирание земель можно начать, командуя любым государством)).
  • Langrisser II — именно этим всю игру занимается кайзер Бернхард. Ради объединения континента он даже пошёл на сделку с древним злом, лишь бы получить силу меча тьмы Алхазарда (правда, в его защиту, стоит заметить, что цель кайзера была более, чем благородна — прекратить все войны). В результате получился итог № 4 — империя Рэйгард была разгромлена протагонистом и его соратниками, а сам Бернхард погиб вместе со всеми своими ближайшими сторонниками.
    • Der Langrisser и другие ремейки Langrisser II — тоже самое, плюс вариант перехода Эрвина (протагонист) на «нейтральный» путь. В этом случае он полностью одобряет планы Бернхарда, но возмущённый тем, что в них не нашлось места демонам (ну и из личных амбиций) решает исполнить их сам, ради чего выписывает люлей и Бернхарду, и тому самому древнему злу, и даже своим бывшим союзникам, сторонникам богини света Луширис (перепадает и самой Луширис, причём в самом что ни на есть прямом смысле). В результате получился как минимум итог № 2 — Эрвин успешно объединил весь континент и даже сумел вписать в свою империю демонов, но поскольку этот исход не считается каноничным, то неизвестно, насколько прочным оказался этот успех.
      • Кроме того возможен вариант с прохождением игры на стороне Бернхарда. В таком случае варианта № 2 добьётся и он.
      • Там же: в финальном сценарии «нейтрального» пути, если поговорить с призванным Луширис духом Ледина (протагониста Langrisser I и дальнего предка Эрвина), то можно узнать, что он после победы над Хаосом тоже занялся тропом. Закончилось всё итогом № 2 — объединить континент он кое-как сумел, но после его смерти всё быстро стало как было.
  • Crusader Kings — Не считая идеи захватить ойкумену немалая часть игры состоит именно в идее объединить… Ну за кого вы решили играть? Если играть за кого-то мелкого — то свой народ в королевство, если за кого-то покрупнее — то свой кусок земли в империю, если за Византию — то Римскую Империю.
  • Mount and Blade: Warband. Если вы играете не «просто поприкалываться» — вашей окончательной целью скорее всего станет ведение именно такой войны, победа в ней и, как итог, империя Кальрадия, или как там вы предпочтёте её назвать, с вами в качестве единого государя.
  • «Ведьмак 3: Дикая Охота»:
    • Если не участвовать в убийстве Радовида, он разобьёт Нильфгаард и объединит Север от Ковира до Яруги в одну державу.
      • С прикрученным фитильком — вариант поддержки Дийкстры.
    • Вариант с поддержкой Нильфгаарда даже пафоснее — Империя объединит практически весь Континент.
  • «Shattered Union» — бывшие США раскололись на 7 государств после ядерного взрыва в Вашингтоне. Сама территория вокруг бывшей столицы оккупирована силами Евросоюза, в то время как Россия вводит войска в Аляску. Игрок берёт управление одной из 6 из 7 государств (Гавайи в войне не участвуют), либо войсками Евросоюза. Задача — возвращение всех штатов под единое знамя. Независимо от выбора государства, финальная миссия — возвращение Аляски (Гавайи возвращаются сами после объединения). От методов игрока зависит будущее возрождённой нации. Если использовать ядерное оружие и вести боевые действия в городах, то получится диктатура. Если нет — демократия.
  • Rise of Legend — Джакомо первую треть сюжетной кампании занят именно этим, объединяя разобщенные земли народа винчи.
  • История мира WarCraft. Империя Аратора возникла в результате объединения племенем Арати других человеческих племён, как необходимость достигнуть достаточной военной силы для войны с агрессивной Империей Амани и возможного столкновения с Кель-Таласом, планы которого на тот момент были неизвестны и предположительно недружелюбны. Но потом раскололась на известные по играм 7 королевств (вернее 5 королевств и 2 республики).
  • StarCraft — и в Brood War, и в Heart of The Swarm Королева Клинков воюет за воссоединение всех зергов под своим коммандованием. А в Legacy of The Void Артанис объединяет всех протоссов ради совместного противостояния тёмному богу и последующего мирного сосуществования.
  • Final Fantasy XV — Империя Нифльхейм. За четыре века до событий игры начала войну против трёх остальных государств Эоса — королевства Тенебра, союза Аккордо и королевства Люцис, но фактически смогла добраться только до первого, которое захватила год спустя. Через два с половиной века новая война заканчивается сокрушительным поражением объединённых сил Аккордо и Люциса, после чего первый был вынужден капитулировать, а второе оказалось на осадном положении. Ещё сто двадцать лет спустя империя предпринимает решительное наступление на Люцис, в результате которого последнее теряет все территории кроме собственно столицы — города Инсомния. Которую империя захватывает спустя ещё тридцать лет, в самом начале игры. Тем самым весь Эос оказывается под властью империи… ровно на пару месяцев после чего происходит полномасштабный Апокалипсис и 10 лет Тьмы.
  • Realpolitik — может идти как обязательное условие победы (например сюжет про объединение территорий бывшего СССР или Сибири + Аляски Новым Китаем со столицей во Владивостоке) или просто для развития страны, благо что претензии на популярные объединения выдаются без траты ресурсов по ивенту. Так что игра к этому даже подталкивает.

Настольные игры

  • В WarHammer 40,000 наиболее преуспел в сиём благородном деле Император Человечества. За 200 лет захватил почти всю Галактику, а это, по самым скромным подсчётам, около миллиона обитаемых миров. Успех по очкам, поскольку сам Импи пришёл к успеху и заделался божеством (ну, по крайней мере так думают его верные рабы), а Империум стоит вот уже десять тысячелетий. А вот если приглядеться, то получилась натуральнейшая катастрофа. Человечество в глубочайшей заднице за всю свою историю, даже хуже, чем в Эру Раздора. Процветают религиозный фанатизм, техноварварство и дичайшая ксенофобия, а имперское правительство спокойно выжигает дотла свои же миры и посылает солдат на убой миллиардами. Вокруг кольцо врагов, многие из которых самими же имперцами и взращенные (Космодесант Хаоса — свернувшие не туда суперсолдаты Империума, тираниды летят на имперский варп-маяк, с Тау и Эльдар тоже поссориться умудрились).
    • В новом каноне 8-ой редакции схожее устраивает Робаут Жиллиман, сын Императорапосле появления Великого Разлома (другое название — Кикатрикс Маледиктум, Зловеший Шрам. Око Ужаса сейчас является его частью), разделившего Галактику надвое, весь Империум буквально развалился на отдельные космические регионы, изолированные варп-штормами (не только географически/астрономически, но и по времени — в одни регионы время шло быстрее, чем в другие). Жиллиман созвал Неодолимый Крестовый Поход и прошёлся по всему Империуму, освобождая миры людей от демонов, еретиков и ксеносов и восстанавливая власть Терры. Однако, удерживать контроль над Империум Нигилус, расположенного по ту сторону Зловешего Шрама, трудно — Разлом глушит свет Астрономикона и астропатическую связь.
    • А некронов и их войны сецессии не забыли? Сейчас и это, кстати, повторяется потому что дедушка Сарех зачем-то отключил командные протоколы перед отходом ко сну, так что до него все достаточно оклемавшиеся пытались объединить расу вокруг себя.

Реальная жизнь

Самый распространённый сюжет в истории — объединение чего-то кем-то, начиная от объединения Египта Минесом-Нармером и множества аналогичных историй разного масштаба в Двуречье до индо-пакистанских войн.

  • Объединение Китая царством Цинь в конце Эпохи Воюющих Царств. Относительный успех, но сами Цинь протянули всего три поколения (два, если не считать последнего императора-младенца). Зато после них и последовавшей за распадом Империи Цинь смуты возникла Империя Хань, считающаяся до сих пор могущественнейшей из всех китайских империй. А вообще, подобная история в Поднебесной случалась ещё, как минимум, дважды: в конце Троецарствие постарались Цзинь, и Тан отличились после адового веселья Варварских Государств и Войны Северных и Южных Династий.
    • Помимо китайского Чжаньго Шидай было ещё и японское Сэнгоку Дзидай, записываемое теми же самими иероглифами, что и китайское.
    • Помимо китайского Троецарствия было ещё два корейских троецарствия, и одно окинавское, всё записываемые теми же самими иероглифами, что и китайское.
  • Ну и этим же занял Филипп II, когда объединил разрозненные греческие полисы в Корифский союз.
  • Александр Македонский. Пацан к успеху шёл, и очень даже уверенно — пока не умер. И всё сразу рассыпалось.
    • Скорее, распалось, или даже разделилось: государства диадохов были весьма крупными, а таковое у Селевкидов вообще огромным.
  • Именно её провёл Рим против других итальянских городов-государств. Результат можно увидеть в учебниках истории за пятый класс.
  • Что-то подобное замыслил византийский император Юстиниан I — объединить обратно Римскую Империю, но у него не особо получилось. В Северной Африке и Италии закрепился, а вот дальше не пошло.
  • Чуть лучше вышло у франков. Изначальная их территория их расселения включала фактически лишь нынешнюю Бельгию и прилегающие части Франции, Нидерландов и Германии. Династии их королей — Меровинги и Каролинги сумели за 400 лет завоевать всю нынешнюю Францию, Швейцарию.
    • Правление Карла Великого стало пиком экспансии франков. На полном серьезе он рассматривал объединительную войну как восстановление Римской Империи. Даже предлагал заключить брак вдовствующей императрице Восточно-Римской Империи для восстановления Римской Империи. Построенная им империя включало в себя нынешние Францию (кроме Бретани), западную и южную Германию, Австрию, северную Италию, всё, что между ними и часть Испании и но распалось всего через 29 лет после его смерти.
      • Зато последствием его кампаний стало ослабление арабов в Испании и закрепление уже ныне известных нам границ Франции-Италии-Германии.
  • Войны первых Рюриковичей за объединение Руси.
  • Круче всех отжигал Чингисхан, покоривший почти всю Азию. Впрочем, Монгольская империя ненадолго его пережила, зато отдельные её осколки протянули ещё очень долго.
    • Ну, формально империя развалилась в 1309-м, превратившись в подобие федерации, хотя де-факто последним реальным правителем всех монгол был Кублай Хан, скончавшийся в 1294-м.
  • Московское княжество же! Иван III Великий, Василий III и Иван IV Грозный последовательно объединили вокруг Москвы сперва русские княжества и торговые республики, а затем остатки распавшейся Орды.
    • Дед и отец Ивана III Василий I и Василий II Тёмный провели локальную объединительную войну внутри Московского княжества.
    • С Иваном Великим — скорее инверсия. Он был больше хитрый дипломат, чем генерал, и крупные кампании провёл только против Новгорода и Орды[2]. А большую часть соседних княжеств присоединил без серьёзного кровопролития, некоторые даже просто купил.
    • При Иване Третьем объединение Руси закончилось (после него были только бунты), а началось всё с Юрия Даниловича.
  • Пытался провернуть что-то подобное польский король Сигизмунд III Ваза, причём в планах у него было ни много ни мало — объединение Речи Посполитой, Русского царства и Швеции под его мудрым руководством. Результатом стало присоединение к РП аж целого Смоленска (да и тот полвека спустя пришлось вернуть).
  • Наполеон I успешно объединил практически всю континентальную Европу, пока не надорвался сами знаете где. (Был ещё Наполеон III, мечтавший об аналогичных лаврах, но у него вышло совсем плохо.)
    • Однако его войны и кодексы простимулировали объединение Германии и Италии (правда, вначале они были типичными протекторатами).
  • Пруссия в 1860-71 годах последовательно объединила вокруг себя мелкие германские государства, разгромила мешавших ей Австрию и Францию и создала Второй рейх.
  • Параллельно объединению Германии Пьемонт вёл борьбу за объединение Италии, действуя сначала в союзе с Францией (которая в обмен на Ниццу отвоевала Италии австрийскую Ломбардию), затем с Германией (на этот раз итальянцам досталась австрийская же Венеция), затем пьемонтцы самостоятельно захватили юг полуострова и наконец, после разгрома Франции в 1871 году заняли Рим.
  • Гражданская война в США — Север мечтал вернуть потерянные штаты, тогда как Юг желал жить сам по себе, хотя некоторые южане строили планы захвата Севера, а после этого — обеих Америк!.. Обе стороны мало чего добились: южане проиграли, но по-прежнему имеют сильное влияние, а северяне, несмотря на победу, вынуждены идти на некоторые уступки, чтобы не допустить раскола нации. Но, несмотря на относительную гармонию в обществе, есть риск раскола нации, а, учитывая резкое отличие во взглядах на политику, расколы есть не только между северянами и южанами, но и внутри них самих.
  • Гражданская война в России — половина из возникших на руинах Российской империи правительств мечтала объединить страну под своим руководством (другая половина выступала с заявками на создание собственных независимых государств). В итоге удалось это большевикам (без Польши и Финляндии), которые с самого начала пользовались поддержкой в столицах, где много рабочих, а не на окраинах.
  • Война за независимость Турции была именно войной за объединение Турции после развала Османской Империи — результатом являются современные границы Турции. Есть мнение, что это временно — уж больно много в Турции недовольных гегемоном.
  • Аналогично — гражданская война в Китае, почти закончившаяся победой коммунистического проекта объединения. Точнее, почти закончилась почти победой: ещё остался Тайвань как остаток «другого», гоминьдановского Китая (но с ним вообще сложно-сложно…). Короче пока у них перемирие.
    • Северная и Южная Корея пока не знают, объединятся ли они мирно, или же предстоит старый добрый сабж с горой трупов в итоге.
  • Вторая мировая война — это, собственно, столкновение нескольких проектов объединительных войн: германского, советского, итальянского и японского. Советский Союз, оказался успешным частично, а вот сами союзники, несмотря на победу, не только ничего не объединили, но, напротив, вскоре потеряли все свои колонии.
    • Впрочем, бывшие колониальные державы Европы в итоге всё-таки объединились в Европейское экономическое сообщество, а затем — в Евросоюз, к которому позже присоединились и другие государства. Объединились мирно. Однако, кажется, ЕС распух и мешает ходить…
    • США до войны совсем не имели колоний, а после войны стали самопровозглашённым мировым ментом.
    • СССР поначалу тоже стал, но затем распался на отдельные республики.
      • По этой причине сложилась странная ситуация — граждане бывших советских республик, а заодно и кое-каких вошедших в Евросоюз, были бы не прочь вернуться, но некуда. В самой РФ также есть много людей различной политической оринтации (как монархисты, мечтающих о возрождении Империи, так и коммунисты, мечтающие о ренессансе СССР), также подумывающих о реинтеграции окраин. До кучи глава государства пару раз ляпнул по ТВ что мол, было бы неплохо. А потому на горизонте маячит Объединительная Война (с местечковыми князьками) в СССР 2.0, как уже было после революции, которой многие (особенно Польша, у которой есть свои идеи по поводу реинтеграции от балтики до черноморья) боятся.
  • Серия малых военных конфликтов в Индии после обретения независимости. А именно — вторжения в Хайдерабад (1948, успех), Кашмир (1947—…, частичный успех), территории Дадра и Нагар-Хавели (1954, успех) и Гоа (1961).
  • «Война 08.08.08» — тоже была войной за объединение Грузии, распавшейся в девяностые. Не получилось.
    • Хотя за четыре года до того частично получилось — с Аджарией.
  • Половина бывшей Югославии уже жалеет о случившемся. Закај сте разјебали лијепу Југу нашу? Пока что сабж не наклёвывается, но сербы мечтают вернуть назад Косово (сакральное место), а мирно это сделать не получится.

Примечания

  1. и ЧСХ, оба раза польское государство возникало можно сказать чудом. Сперва из-за распада Австро-Венгрии и поражения Германии плюс революции в России она возникла по причине утраты над её территориями контроля гегемонов (плюс Ленин раздал всем желающим мандаты на самоопределение, задолго до того как это было прописано в устав ООН), потом исчезнув с карты мира будучи распиленой между Третьим Рейхом и Советским Союзом, она появилась вновь освобожденная красной армией.
  2. Великое Стояние на Угре, которое до масштабной битвы так и не дошло. Однако для российской независимости оказалось важнее той же Куликовской битвы.