Парето-оптимальность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Оптимальность по Парето (не путать с законом Парето) — встроенный в реальность механизм защиты от Мэри Сью и реактивных громил. Встречается также в играх, особенно стратегических и ролевых и, реже, в не-интерактивных произведениях (книгах, комиксах, кино и т. п.).

Парето-оптимальностью называют такое состояние чего-либо (от персонажа до государств) когда увеличение одного неизбежно ведет к уменьшению чего-то другого. Например, любой здоровый человек может улучшить свои навыки в какой-либо профессии или виде спорта, но за счет своего свободного времени потраченного на учебу и тренировки. А государство — увеличивать производство пушек только за счет, к примеру, производства масла.

Частным случаем Парето-оптимальности является эффективность по Парето при котором все характеристики объекта прокачаны равномерно — без перекосов в ту или иную сторону.

Нюансы[править]

В играх Паретто-оптимальность, как правило, задается простыми правилами вроде распределения ограниченного количества очков прокачки между параметрами. В реальности связь между характеристиками системы, как правило, значительно сложнее — степенные функции далеко не предел.

Но в тех же играх часто оказывается что ценность параметра при генерации персонажа не совпадает с его ценностью в игре. Что активно используется манчкинами. Что самое интересное, подобное явление встречается и в реальной жизни — мы все принадлежим к виду-манчкину, прокачавшему интеллект ценой физической силы и безопасности размножения.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Фольклор[править]

  • Поговорка про «быстро, качественно, дёшево» — выбирать приходится два пункта из трёх.

Видеоигры[править]

  • Game Dev Tycoon — Вы можете лишь выбрать как будете распределять силы в производстве, уделив больше времени тем аспектам, которые будут более важны в данном жанре. Конечно, если не предоставить другим аспектам времени вообще не ждите хороших оценок, но и полный «середняк» журналисты раскритикуют.
  • Spore — Любая техника на этапе «Цивилизация» создаётся именно так. Есть три параметра — прочность, скорость и эффективность (военная, экономическая или пропагандистская) — и увеличение одного из ведёт к уменьшению других.
  • Need for Speed: Underground 2 настройка турбо.

Аниме[править]

Реальная жизнь[править]