Дмитрий Быков: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
м |
||
(не показано 5 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{ | {{stub|больше информации об авторе (кто таков, чем знаменит), хотя бы краткие описания романов, больше тропов богу тропов}} | ||
[[Файл:Bykov.jpg|мини]] | [[Файл:Bykov.jpg|мини]] | ||
'''Дмитрий Львович Быков''' (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в [[Москва|Москве]]) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов [[Сытые нулевые|2000-х]] и [[Эпоха айфона и мемов|2010-х]] годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в | '''Дмитрий Львович Быков'''<ref>признан иноагентом</ref> (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в [[Москва|Москве]]) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов [[Сытые нулевые|2000-х]] и [[Эпоха айфона и мемов|2010-х]] годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать». Даже играл в «Свою игру», правда всего [http://svoya-igra.org/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2/ два раза]. | ||
Несмотря на то, что в настоящее время Быков наиболее известен [[смердяков|деятельностью]], приведшей к зачислению его в «иностранные агенты», следует помнить, [https://oboguev.livejournal.com/7095500.html что ею он занимался отнюдь не всегда]. | |||
== Избранные произведения == | == Избранные произведения == | ||
=== Романы === | === Романы === | ||
* 2005 — Эвакуатор | * 2005 — Эвакуатор | ||
* 2006 — ЖД | * 2006 — ЖД | ||
* 2008 — Списанные | * 2008 — Списанные | ||
* 2014 — Квартал: Прохождение | |||
==== О-трилогия ==== | |||
* 2000 — Оправдание | |||
* 2003 — Орфография | |||
* 2010 — Остромов или Ученик чародея | * 2010 — Остромов или Ученик чародея | ||
==== И-трилогия ==== | |||
* 2012 — Икс | * 2012 — Икс | ||
* 2017 — Июнь | * 2017 — Июнь | ||
* 2021 — Истребитель | * 2021 — Истребитель | ||
=== Поэтические сборники === | === Поэтические сборники === | ||
* 1992 — Декларация независимости | * 1992 — Декларация независимости | ||
* 1994 — Послание к юноше | * 1994 — Послание к юноше | ||
Строка 46: | Строка 51: | ||
** [[Не в ладах с историей]] — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого. | ** [[Не в ладах с историей]] — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого. | ||
* [[Белая Россия]] — поэма «Версия» | * [[Белая Россия]] — поэма «Версия» | ||
* [[Гражданская война в России]] с переходом в [[Гулаги и рабы]] — трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов или Ученик чародея». И отдельно — роман «Июнь» про конец 1940 — начало | * [[Гражданская война в России]] с переходом в [[Гулаги и рабы]] — трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов или Ученик чародея». И отдельно — роман «Июнь» про конец 1940 — начало 1941 года. Как правило, встречается в преувеличенно-фантастическом виде, с окрасом постмодернисткого глумления. | ||
* [[Красное зло]] в лице [[Красный Октябрь|Красного Октября]] — ария [[Владимир Ленин|Ленина]] из [[Остап Бендер|гениально задуманной, но пока ещё]] [[змеебарсук|не написанной]] оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна [[Il fascismo eterno|применима к любой диктатуре]], отнюдь не только коммунистической: | |||
{{note|Ария Ленина|'''Ленин''' (''поначалу плавным речитативом'')''':''' | |||
Сейчас художники нередко уверяют, | |||
Что можно в схватке быть [[из двух зол ни одно выбирать не стоит|на третьей стороне]], | |||
Коллег-борцов они фальшиво укоряют | |||
За подчинение диктату, то есть мне! | |||
Они намерены поддержку обрести в нас, | |||
Они расчётливо играют в объективность, | |||
Внушая прочим и себе, | |||
Что можно в [[классовый конфликт|классовой борьбе]] | |||
Остаться чистыми, играя на трубе, | |||
Бе! Бе! | |||
Да полноте! | |||
Который год нам? | |||
Кому вы врёте, любезные друзья? | |||
Жить в обществе | |||
И быть свободным, | |||
И быть свободным от общества нельзя! | |||
Нельзя смотреться замечательно по нашим временам, | |||
Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам, | |||
Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам, | |||
[[готтентотская мораль|Нельзя сочувствовать рабам, | |||
А только нам, нам, нам!]] | |||
А то вот есть ещё любители такие, | |||
Что и к борьбе не призывали испокон, | |||
Что опасаются разнузданной стихии, | |||
Но верят истово в порядок и закон. | |||
Они кричат, что не по нраву никому мы, | |||
Напоминают нам об участи [[:w:Парижская Коммуна|коммуны]], | |||
А ведь она — ''comment ça va'' — | |||
Лишь в том была и неправа, | |||
Что слишком верила в красивые слова. | |||
[[я хороший, мне всё можно|Находчивым | |||
И сумасбродным | |||
Всегда приятна кровавая резня]]! | |||
Жить в обществе | |||
И быть свободным, | |||
И быть свободным от общества нельзя! | |||
А тем, кто болен милосердием по нашим временам, | |||
Остерегая нас с усердием ходить по головам, | |||
Тот ближе к [[пастырь добрый|Тихонам и Сергиям]], чем к Марксу или нам, | |||
Гуманность выбросьте к хренам, | |||
Не то съедят, ням, ням! | |||
А то вот есть ещё поборники свободы, | |||
А то вот есть ещё сторонники добра — | |||
Как бы поклонники тропической погоды | |||
Во [[поморы и купцы|льдах Архангельска]] и в [[город, которого нет|городе Петра]]! | |||
Они уверены в плодах своих утопий, | |||
Они намерены [[Россия — часть Запада|тут сделать, как в Европе]], | |||
Чтобы невинность соблюсти | |||
И «Капитал» приобрести, | |||
Как бы подсахарить, прости, родные шти! | |||
Вам хочется | |||
Быть самым модным, | |||
Но это крайне опасная стезя! | |||
Жить в обществе | |||
И быть свободным, | |||
И быть свободным от общества нельзя! | |||
У нас [[гулаги и рабы|холодная, огромная, бездомная страна]], | |||
У нас [[эти злобные русские|традиция погромная]], и нам она верна, | |||
А если вам мила укромная, уютная весна, | |||
Мы с грациозностью слона | |||
Пошлем вас на, на, на! | |||
(''Сrescendo, на авансцене.'') | |||
Вы с творчеством | |||
Антинародным | |||
Хотите выжить, над бездною скользя! | |||
Жить в обществе | |||
И быть свободным, | |||
И быть свободным от общества нельзя! | |||
Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца, | |||
Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца, | |||
А несогласные растопчутся до самого конца, | |||
Хоть вы от пяток до лица | |||
Такая ца-ца-ца!}} | |||
* [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным. | * [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным. | ||
* [[Специально коверкает язык]] — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке. | * [[Специально коверкает язык]] — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке. | ||
* [[Супружеская измена]] — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём: | * [[Супружеская измена]] — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём: | ||
{{q|noanon=1|Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне, | {{q|noanon=1|Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне, | ||
Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне.<br | Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне.<br> | ||
Я сижу в кустах, полускрыт кустами, у автора на виду,<br | Я сижу в кустах, полускрыт кустами, у автора на виду,<br> | ||
Я сижу в кустах и менять не стану свой шиповник на резеду,<br | Я сижу в кустах и менять не стану свой шиповник на резеду,<br> | ||
Потому что всякой Господней твари полагается свой декор,<br | Потому что всякой Господней твари полагается свой декор,<br> | ||
[[Разрушение четвёртой стены|Потому что автор, забыв о паре, глядит на меня в упор]].}} | [[Разрушение четвёртой стены|Потому что автор, забыв о паре, глядит на меня в упор]].}} | ||
* [[Такой сильный, что уже слабый]]: | * [[Такой сильный, что уже слабый]]: | ||
Строка 73: | Строка 236: | ||
Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы.|Пасхальное}} | Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы.|Пасхальное}} | ||
{{Nav/Евреи}} | |||
{{Nav/Персоналии}} | {{Nav/Персоналии}} | ||
{{Nav/ | {{Nav/Российское искусство}} |
Текущая версия на 15:30, 8 марта 2024
Дмитрий Львович Быков[1] (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в Москве) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов 2000-х и 2010-х годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать». Даже играл в «Свою игру», правда всего два раза.
Несмотря на то, что в настоящее время Быков наиболее известен деятельностью, приведшей к зачислению его в «иностранные агенты», следует помнить, что ею он занимался отнюдь не всегда.
Избранные произведения[править]
Романы[править]
- 2005 — Эвакуатор
- 2006 — ЖД
- 2008 — Списанные
- 2014 — Квартал: Прохождение
О-трилогия[править]
- 2000 — Оправдание
- 2003 — Орфография
- 2010 — Остромов или Ученик чародея
И-трилогия[править]
- 2012 — Икс
- 2017 — Июнь
- 2021 — Истребитель
Поэтические сборники[править]
- 1992 — Декларация независимости
- 1994 — Послание к юноше
- 1996 — Военный переворот
- 2000 — Отсрочка
- 2003 — Призывник
- 2005 — Письма счастья
- 2007 — Последнее время
- 2010 — Отчёт
- 2010 — Новые письма счастья
- 2011 — На самом деле
- 2011—2012 — Гражданини поэт (цикл стихов на злобу дня в исполнении Михаила Ефремова)
- 2012 — Новые и новейшие письма счастья
- 2013 — Блаженство
- 2015 — Ясно. Новые стихи и письма счастья
- 2017 — Если нет: новые стихи
Литературоведение и биографии[править]
- 2005 — Пастернак (в серии «Жизнь замечательных людей»)
- 2008 — Был ли Горький? (сценарий документального цикла «Горький. Живая история» для Пятого канала)
- 2009 — Булат Окуджава (в серии «Жизнь замечательных людей»)
- 2014 — Советская литература. Расширенный курс
Тропы и штампы в творчестве[править]
« | Вот думал Штрайхер, что его не тронут, когда придёт заслуженный провал: другие боссы нации утонут, а он же никого не убивал! Он, ничего дурного не содеяв, присядет, может быть, на пару лет, — он просто призывал мочить евреев, но это же свобода слова, нет? Он действовал правительству в угоду, он был сопротивляться не готов, он попросту транслировал народу известия! Из тыла и с фронтов!.. Он журналист, пропагандист, и баста! Но объяснил международный суд, что он довольно сильно ошибался, и эти аргументы не спасут. | » |
— «Открытым текстом» |
- Не в ладах с историей — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого.
- Белая Россия — поэма «Версия»
- Гражданская война в России с переходом в Гулаги и рабы — трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов или Ученик чародея». И отдельно — роман «Июнь» про конец 1940 — начало 1941 года. Как правило, встречается в преувеличенно-фантастическом виде, с окрасом постмодернисткого глумления.
- Красное зло в лице Красного Октября — ария Ленина из гениально задуманной, но пока ещё не написанной оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна применима к любой диктатуре, отнюдь не только коммунистической:
Ария Ленина
|
---|
Ленин (поначалу плавным речитативом):
Сейчас художники нередко уверяют, Что можно в схватке быть на третьей стороне, Коллег-борцов они фальшиво укоряют За подчинение диктату, то есть мне! Они намерены поддержку обрести в нас, Они расчётливо играют в объективность, Внушая прочим и себе, Что можно в классовой борьбе Остаться чистыми, играя на трубе, Бе! Бе!
Который год нам? Кому вы врёте, любезные друзья? Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя смотреться замечательно по нашим временам, Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам, Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам, Нельзя сочувствовать рабам, А только нам, нам, нам!
А то вот есть ещё любители такие, Что и к борьбе не призывали испокон, Что опасаются разнузданной стихии, Но верят истово в порядок и закон. Они кричат, что не по нраву никому мы, Напоминают нам об участи коммуны, А ведь она — comment ça va — Лишь в том была и неправа, Что слишком верила в красивые слова.
Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! А тем, кто болен милосердием по нашим временам, Остерегая нас с усердием ходить по головам, Тот ближе к Тихонам и Сергиям, чем к Марксу или нам, Гуманность выбросьте к хренам, Не то съедят, ням, ням!
А то вот есть ещё поборники свободы, А то вот есть ещё сторонники добра — Как бы поклонники тропической погоды Во льдах Архангельска и в городе Петра! Они уверены в плодах своих утопий, Они намерены тут сделать, как в Европе, Чтобы невинность соблюсти И «Капитал» приобрести, Как бы подсахарить, прости, родные шти!
Вам хочется Быть самым модным, Но это крайне опасная стезя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! У нас холодная, огромная, бездомная страна, У нас традиция погромная, и нам она верна, А если вам мила укромная, уютная весна, Мы с грациозностью слона Пошлем вас на, на, на!
(Сrescendo, на авансцене.) Вы с творчеством Антинародным Хотите выжить, над бездною скользя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца, Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца, А несогласные растопчутся до самого конца, Хоть вы от пяток до лица Такая ца-ца-ца! |
- Ловушка для сердобольных — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать аномальную зону. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
- Специально коверкает язык — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке.
- Супружеская измена — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём:
« | Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне,
Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне. |
» |
« |
Хорошо, говорю. Хорошо, говорю я им. Поднимаю лапки, нет разговору. Но допустим, я буду неслышен, буду незрим, уползу куда-нибудь в щёлку, в нору, стану тише воды и ниже травы, как рак. Превращусь в тритона, в пейзаж, в топоним. Нет, они говорят, никак. Нет, они отвечают, никак-никак. Только полная сдача и смерть, ты понял? Хорошо, говорю. Хорошо же, я им шепчу. Всё уже повисло на паутинке. Но допустим, я сдамся, допустим, я сам себя растопчу, но допустим, я вычищу вам ботинки! Ради собственных ваших женщин, детей, стариков, калек: что вам проку во мне, уроде, юроде? Нет, они говорят. Без отсрочек, враз и навек. Чтоб таких, как ты, вообще не стало в природе. Ну так что же, я говорю. Ну так что же-с, я в ответ говорю. О как много попыток, как мало проку-с. Это значит, придётся мне вам и вашему королю в сотый раз показывать этот фокус. Запускать во вселенную мелкую крошку из ваших тел, низводить вас до статуса звёздной пыли. То есть можно подумать, что мне приятно. Я не хотел, но не я виноват, что вы всё забыли! Раз-два-три. Посчитать расстояние по прямой. Небольшая вспышка в точке прицела. До чего надоело, Господи Боже мой. Не поверишь, Боже, как надоело. |
» |
— Двенадцатая баллада |
« | Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:
— Погибло всё. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зёрна. — Предатель ты. — Подослан ты. — Он был неправ. — Неправ?! — Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес… Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы. |
» |
— Пасхальное |
Евреи и еврейское искусство | ||
---|---|---|
Б-г Израилев | Библия • Иудаизм (это круто!) • Могучий лев Яхве | |
Б-гоизбранный народ | Еврей-насмешник • Идише мамэ • Мудрый еврей vs Хитгый и жадный евгей • Прекрасная еврейка • Самсон • Скрыть еврейское происхождение vs Поцл... | |
Места обитания | Галут (Гомель • Краков • Львов • Одесса) • Древняя Иудея/Израиль (Иерусалим) | |
Б-гоугодное искусство | Дмитрий Зильбертруд • Даниэль Клугер (Дела магические) • Ликвидация • Пётр Бормор... | |
Таки да! | ЦАХАЛ • Арабо-израильский конфликт • Хуцпа... |
- ↑ признан иноагентом