Типа я Фауст: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Строка 14: | Строка 14: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «Огненный ангел» Брюсова. По сюжету ГГ даже встречает живых Фауста с Мефистофелем! | * «Огненный ангел» Брюсова. По сюжету ГГ даже встречает живых Фауста с Мефистофелем! | ||
* «[[Мастер и Маргарита]]» Булгакова ― очень хитрым [[зигзаг]]ом. Во-первых, большую часть романа мастер — очевидный архетип Фауста — вообще сидит в дурке и никаких вояжей не совершает. Зато этим вполне занимается Маргарита, и сделку с нечистью заключает тоже она ([[инверсия|в прямую противоположность]] [[непоколебимая чистота|непоколебимой чистоте]] Маргариты гётевской), так что для Воланда она сама — Фауст, тогда как для мастера — вполне себе Мефистофель. Во-вторых, итоговая [[награда от Дьявола]] для пары — тот самый «покой» в садовом домике — откровенная пародия на «родные осины». Это подсвечивает сам Воланд, предлагая мастеру «как Фауст, создать нового [[гомункул]]а» — юмор в том, что гомункула химичил как раз не романтик-Фауст, а его ученик, [[схоласт]] Вагнер, чьи идеалы и стремления самому Фаусту были противны. Да и проводить этот «покой» наедине с Маргаритой (учитывая вышесказанное) — всё равно что Фаусту навечно остаться наедине с Мефистофелем, пусть даже оснащённым [[готическая брюнетка|буйными ведьминскими кудрями и третьим размером груди]]; надо полагать, и она сама, вовсе не склонная к верности, от такого единообразия полезет на стену; в общем, сатана в очередной раз подсунул тем, кто ему доверился, [[невероятно отстойный дар]] Породило [[Типа я Булгаков|свой собственный жанр подражателей]]. | * «[[Мастер и Маргарита]]» Булгакова ― очень хитрым [[зигзаг]]ом. Во-первых, большую часть романа мастер — очевидный архетип Фауста — вообще сидит в дурке и никаких вояжей не совершает. Зато этим вполне занимается Маргарита, и сделку с нечистью заключает тоже она ([[инверсия|в прямую противоположность]] [[непоколебимая чистота|непоколебимой чистоте]] Маргариты гётевской), так что для Воланда она сама — Фауст, тогда как для мастера — вполне себе Мефистофель (идея издать роман о Пилате, то есть, в некотором смысле предпринять путешествие, принадлежала именно ей). Во-вторых, итоговая [[награда от Дьявола]] для пары — тот самый «покой» в садовом домике — откровенная пародия на «родные осины». Это подсвечивает сам Воланд, предлагая мастеру «как Фауст, создать нового [[гомункул]]а» — юмор в том, что гомункула химичил как раз не романтик-Фауст, а его ученик, [[схоласт]] Вагнер, чьи идеалы и стремления самому Фаусту были противны. Да и проводить этот «покой» наедине с Маргаритой (учитывая вышесказанное) — всё равно что Фаусту навечно остаться наедине с Мефистофелем, пусть даже оснащённым [[готическая брюнетка|буйными ведьминскими кудрями и третьим размером груди]]; надо полагать, и она сама, вовсе не склонная к верности, от такого единообразия полезет на стену; в общем, сатана в очередной раз подсунул тем, кто ему доверился, [[невероятно отстойный дар]] Породило [[Типа я Булгаков|свой собственный жанр подражателей]]. | ||
* «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса. | * «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса. | ||
* «Без юности юность» Мирчи Элиаде (особенно интересно это читается, если знать детали биографии автора, который [[:w:Железная гвардия|сам в некотором роде продал душу нечисти]]). | * «Без юности юность» Мирчи Элиаде (особенно интересно это читается, если знать детали биографии автора, который [[:w:Железная гвардия|сам в некотором роде продал душу нечисти]]). |
Версия 11:31, 17 января 2023
Пьеса «Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гёте, основанная на немецких легендах о докторе Фаусте, стала одним из ключевых произведений мировой культуры, оказала огромное влияние на готику и романтизм и породила множество фанфиков и подражателей.
Структура сюжета в произведении в жанре «типаяфауст» примерно такова:
- Герой, обуреваемый мирскими амбициями или жаждой запретных знаний, заключает (буквальную или символическую) сделку с тёмными силами
- Герой путешествует по всему миру или по иным мирам (возможно, при поддержке своих тёмных покровителей) и видит всякие чудеса и диковины, но не находит того, к чему стремится его душа
- Герой возвращается домой к родителям, любящей жене или любимой девушке, к родным берёзам и осинам и понимает, что то, что он искал, всегда было здесь, и для обретения этого ему требовались не кругосветки, а только лишь внутренний рывок к Богу. Иногда это осознание спасает его от представителей нечистой силы, пришедших взыскать должок, иногда нет — в зависимости от позиции автора и степени его оптимизма.
Примеры
Театр
- «Пер Гюнт» Ибсена.
Литература
- «Огненный ангел» Брюсова. По сюжету ГГ даже встречает живых Фауста с Мефистофелем!
- «Мастер и Маргарита» Булгакова ― очень хитрым зигзагом. Во-первых, большую часть романа мастер — очевидный архетип Фауста — вообще сидит в дурке и никаких вояжей не совершает. Зато этим вполне занимается Маргарита, и сделку с нечистью заключает тоже она (в прямую противоположность непоколебимой чистоте Маргариты гётевской), так что для Воланда она сама — Фауст, тогда как для мастера — вполне себе Мефистофель (идея издать роман о Пилате, то есть, в некотором смысле предпринять путешествие, принадлежала именно ей). Во-вторых, итоговая награда от Дьявола для пары — тот самый «покой» в садовом домике — откровенная пародия на «родные осины». Это подсвечивает сам Воланд, предлагая мастеру «как Фауст, создать нового гомункула» — юмор в том, что гомункула химичил как раз не романтик-Фауст, а его ученик, схоласт Вагнер, чьи идеалы и стремления самому Фаусту были противны. Да и проводить этот «покой» наедине с Маргаритой (учитывая вышесказанное) — всё равно что Фаусту навечно остаться наедине с Мефистофелем, пусть даже оснащённым буйными ведьминскими кудрями и третьим размером груди; надо полагать, и она сама, вовсе не склонная к верности, от такого единообразия полезет на стену; в общем, сатана в очередной раз подсунул тем, кто ему доверился, невероятно отстойный дар Породило свой собственный жанр подражателей.
- «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса.
- «Без юности юность» Мирчи Элиаде (особенно интересно это читается, если знать детали биографии автора, который сам в некотором роде продал душу нечисти).
- «Бесконечная книга» Михаэля Энде — начинается как типичная история про юного героя, спасающего сказочную страну, а продолжается как раз в духе сабжа по мере того, как героя искушают тёмные силы, и он «теряет берега». Из экранизации эту составляющую безбожно вымарали, сделав простой фэнтези-сюжет.
- Dragonlance же! Рейстлин — этакий сам себе и Фауст, и Вагнер, стремящийся в бессмертные и ради этого не раз и не два заключавший сделки с тёмными силами, рассчитывавшими использовать его друг против друга. Крисания и Карамон — тоже вполне себе вариации на тему Маргариты и Валентина соответственно, особенно в финале. До «света», правда, маг в итоге не дотягивается, но «покой» вполне заслуживает.
Кино
- «Молодость без молодости» Фрэнсиса Форда Копполы — экранизация романа Элиаде, где «фаустовская» составляющая подсвечена ещё ярче.
Аниме и манга
- Mo Dao Zu Shi — без бога и без дьявола.
Реальная жизнь
- Довольно-таки «фаустовской» была биография немецкого историка Отто Рана. Вдохновлённый Шлиманом и его открытием Трои, Ран мечтал точно так же найти священный Грааль из легенд, и ради этого заключил сделку с Генрихом Гиммлером, став оберштурмфюрером СС и сотрудником «Аненербе» и участвовал в экспедиции «Аненербе» в Исландию. Постепенно осознав, что из себя представляют эти фошысты и насколько всё плохо, Ран в конце концов покинул ряды НСДАП и СС и погиб при загадочных обстоятельствах. Заодно стал одним из источников вдохновения для Индианы Джонса.