 | Короче, Склихосовский! Выучить пару-тройку полезных в работе заклинаний считается правилом хорошего тона для любого профессионала. |
Именно то, что написано на упаковке. Умение использовать магию не требует никакого врожденного или поднесенного дара. Любой индивид, прошедший тренировки, способен колдовать. Эффективность зависит только от того насколько прилежно волшебник учится. Проще говоря, все как с фехтованием — это может любой, но насколько хорошо — зависит от тренировок и опыта.
Впрочем, возможны некоторые варианты:
- Магического дара не существует, все упирается в учебу и тренировки.
- Дар есть, и его обладатели на порядок сильнее, чем не одаренные. Но и те, у кого дара нет, могут научиться магии.
- Дар есть и дает определенные преимущества, но учеба важнее. Хорошо обученный не одаренный маг сильнее одаренного неуча.
- Дар есть, но обязателен лишь для овладения определенными видами магии.
NB: просьба указывать наиболее нехарактерные примеры.
Если владение магией постепенно приходит само с освоением любых навыков, это кабинет напротив.
- Чем больше общий и крайний уровень сил, тем более вероятно и явно проявляется этот троп.
- Развитие магии в различных магических заведениях. Тысячи их.
- В большинстве произведений жанра сянься второй вариант. Талант, конечно, сильно решает, там где талантливый человек потратит месяц, неталатливому могут понадобиться годы, но можно обойтись и без него, просто усердно тренируясь и превозмогая[1]. Впрочем, гг, каким бы ни был его талант ничтожным, всё равно словит рояль.
- «Хроники Ехо» М.Фрая — к магии способны все жители мира Ехо, а жители города Ехо используют её дословно с пелёнок. Выход же за пределы бытовой магии требует как таланта, так и тренировок.
- Т. Гудкайнд, «Меч истины» — варианты 3 и 4. Любой человек может овладеть Магией Приращения, причем на довольно высоком уровне (намного превосходящим возможности необученного мага с Даром). Но обученный обладатель Дара несопоставимо сильнее. Стоит, правда, учесть, что Дар — штука сложная, и при отсутствии обучения со 100%-й вероятностью убивает своего носителя. А вот Магия Ущерба доступна только в виде врожденной способности, хотя возможны варианты.
- Дяченко, «Магам можно всё» — чистый второй вариант. Маги делятся на врождённых и учёных, причём врождённые намного сильнее выученных, но зато никак не способны развивать свой дар и учиться новому.
- Антон Орлов, «Тина Хэдис» — в последних книгах цикла получается именно так. Мощными псиониками становятся даже двое бывших «ликвидаторов» Конторы Игрек, занимавшейся уничтожением всех носителей сверхъестественных способностей.
- Нет, какая-то предрасположенность все же должна быть. В «Комнатах страха» упоминается, как Лейла тестировала Генри и расстроилась, узнав, что он не псионик. С другой стороны, эти способности долгое время могут дремать, не выявляясь при тестировании.
- Hunter × Hunter — потенциально, любой человек способен пробудить нэн (так здесь называют ауру), научиться им управлять и даже приобрести особые способности. На практике же, это может быть довольно трудно или даже опасно. Явно второй вариант: по словам одного из менторов Гона и Киллуа, их талант один к миллиону, поэтому они осваивают нэн куда быстрее менее талантливых учеников.
- Франшиза Fullmetal Alchemist — абсолютно каждый человек рождается со способностью практиковать алхимию. Однако эта наука довольно сложна и поэтому её мало кто изучает.
- Dungeon Siege 2 — лучники могут «зачаровать» лук/арбалет на урон молнией. Мечники могут впасть в ярость, нанося при этом стихийный урон.
- Dungeon Siege 3 — Лукас, обычный воин умеет, как минимум, лечить себя и остальных. Чистый воин, что сказать.
- Pillars of Eternity — с прикрученным фитильком, но монах подходит. Обычный боевой класс, способный призывать своих двойников. Покажи всем своё растроение личности!
- Подозрительно напоминает Бурю, землю и огонь из Warcraft. Не копиркин ли?
- Path of Exile — любой персонаж может поставить в соответствующую ячейку на снаряжении камень заклинания и применять его, вопрос только в эффективности.
- Minecraft — прокачанный деревенский житель начинает торговать зачарованным товаром.
- Forager — как бы вы не хотели, а магию для продвижения прокачивать придётся, иначе застопоритесь на этапе, когда дальнейшее продвижение невозможно без материалов, получаемых через магические фичи. Да и вообще магия тут очень помогает в развитии.
- Disgaea — мало того, что любой боец может освоить магию, так ещё и многие воинские скиллы демонстрируют явную магию. Чего стоит разрез измерений, или перенос врага в карманную вселенную (и местную пародию на Unlimited Blade Works).
- Heroes of Might and Magic — с первой по третью части сами по себе раскачанные герои-маги были куда круче таких же по уровню героев-воинов. Но в первой вторичных навыков не было, довольствовались лишь магическими первичными, а рыцарям и варварам было трудно развивать их. Во второй можно было изучить магические вторичные навыки, только они были не особо и нужны. В третьей ситуация улучшилась: можно было изучить школы Магии Земли/Огня/Воздуха/Воды, получая так всяких Крэг Хаков с массовым ускорением/замедлением. Можно было также пойти в сопротивляемость магии. В четвёртой воины стали очень крутыми, перестав нуждаться в магии для выживания, но становясь (почти) непобедимыми при умении колдовать. В пятой Рыцари благославляют, Демоны призывают иллюзии сородичей, а Варвары научились
громко материться издавать грозные кличи, усиливая показатели войск.
- D&D — Волшебники (Wizard) изучают магию как науку, колдуют от Интеллекта, обладают самым обширным арсеналом заклинаний и свысока посматривают на Чародеев (Sorcerer), которые магию получают просто от рождения или в результате контакта с магической аномалией.
- Вообще можно сказать, что многие классы в D&D учатся своей магии почти что с нуля, вроде изобретателей-техномагов, бардов и следопытов. Зигзагом отыгрывают этот троп паладины и жрецы — с одной стороны можно научиться делать священные ритуалы и заклинания, с другой — это всё же магия богов, даруемая свыше.
- Мультикласс позволяет взять воину уровень мага для возможности использования свитков высокоуровневых заклинаний
- Shadowrun — Аверсия. Дар необходим, но недостаточен и без обучения магический потенциал бесполезен.
- ↑ Там много чего решает. Например наследственность-результат столетий целенаправленной клановой селекции обычно сильнее безродных. Или богатство-когда нищий питался отбросами наследник всё того же клана наворачивал варенье из тысячелетней клюквы. Способность к алхимической переработке всё той же тысячелетней клюквы в высокоэффективную фармацевтику. «Места силы», секретные техники или способность пожирать чужие души (демонические школы/кланы и, часто, главгерой). И так далее.
Суперспособности и магия |
---|
Происхождение
| Магия (Sorcery) • Антимагия (Гаситель сверхспособностей (Криптонит повсюду) • Магоед • Твоя магия здесь бесполезна) • Антирегенерация • Аспект • Бытовая магия • В руках государя целебная сила • Ведьмовство (Гадание, приворот, заговор) • Вклиниться в чужой спеллкаст • Герметическая магия • Данный свыше дар • Друидизм • Инициация • Источник магии () • Магия вероятностей • Магия крови • Магия подобна радиации • Маг-фу • Матемагия • Метамагия (суперспособности к суперспособностям) • Нацистский оккультизм vs Советская магия vs Колдуны из НАТО • Некромантия • Не магия • Оммёдо • Призыв духов • Псионические способности • Расовая магия • Религия — это магия • Родомагия • Сексуальная магия • Сила денег • Стандартные магические проблемы (Психологические эффекты магии) • Супергеройство • Суповой набор заклинаний • Техномагия (Технология получения суперспособностей • Чудеса от науки) • Чернокнижие • Шаманизм • Шкала комфортности бытия магом • Шкала могущества богов • Шкала могущества магов • Шкала способностей персонажей
|
---|
Превращение
| Асимметричная метаморфоза • Анимагия vs Оборотень (Поединок оборотней) • Болезненная трансформация • Доппельгангер • Окаменение • Превратить в животное
|
---|
За счет чего колдуем
| Артефакты • Альтернативный источник силы • Мана • Мидихлорианы • Каст с хитов • Каст с годов
|
---|
Форм-фактор
| Адаптация к урону • Астральная проекция • Атакующие перья • Всеведение • Всемогущество • Дальновидение • Дурной глаз • Дышит в космосе • Желание • Звукоимитатор • Изменение реальности (Всесильная бюрократия) • Истинное зрение/Нечеловеческое зрение • Копирование сверхспособностей/Скопировать материю • Кроме мордобития — никаких чудес • Левитация • Летучий кирпич • Лучи из глаз • Люди-плюс • Монстр-жижица • Многозадачность • Невидимость (Гад-невидимка • Хороший невидимка) • Не чувствует боли • Няшная суперсила • Очень твёрдое тело • Волшебный барьер • Отражение урона/Перенос урона • Паразит сверхспособностей/Даритель сверхспособностей/Убил — забрал способность • Регенерация (утебяжрегенерация) • Руки-ножницы • Самокопирование • Самоуничтожение • Сверхчувствительные чувства • Сверхэластичность • Симпатическая магия • Созидание/Призыв и Магия Материи (трансфигурация) vs волшебная дезинтеграция • Стенолаз • Суперскорость • Технопатия • Убойное дыхание • Управление голосом • Ураганный чих • Физическая неуязвимость • Физическая суперсила • Ходить по воде • Хождение сквозь стены • Ядовитая персона
|
---|
Элементалистика
| Ветродуй • EXPLOSION!!! • Всех замочу (Ледяная душа • Заморозить и разбить) • Геокинез (Кристаллокинез) • Игра с огнём (Мощь лавы • файербол и его история • Ходячий крематорий • Холодное пламя vs. Адский и термоядерный) • Мастер бумаги • Окаменение • Повелитель металла • Погодная магия • Пятая стихия/Пятый элемент (эфир • пустотная сингулярность) • Распад и гниение vs Биомагия • Сила лепестков • Сила природы • Человек-сонар/Вибромантия • Шок и трепет (демон электричества • псих-электрик) vs. Не электричество • Ща как засвечу (Солнечная батарейка) vs Тёмная энергия
|
---|
Экзистенциалика
| Божественный бэкап • Внепричинность • Демонология (режим демона) • Магическое подчинение • Магия иллюзий • Магия имени (Истинное имя • тот, кого нельзя называть) • Манипуляция воспоминаниями • Массовый гипноз • Похититель душ/Похитители тел • Предсказание • Принудительный сон • Ретрокогниция vs Ясновидение (тактическое • ясновидящий детектив) • Семантическая сверхспособность • Творчество меняет реальность/Эмоциональное миротворение • Телепатия • Энергетический вампир
|
---|
Структуристика
| Алхимия • Артефакторика (исходный код Мироздания • программный язык Мироздания) • Магия воображения • Манипуляция возрастом • Музыка — это магия • Телепортация (боевая • через ад • экстренная) • Телекинез • Чародей-тополог
|
---|
Управление временем
| Мастер времени • Вернуться и переиграть • Остановка времени • Замедление времени • Ретрокинез
|
---|
Маги и Ко.
| Алхимик (Фулканелли) • Армия магов • Архимаг/Маг широкого профиля • Астролог • Боевой маг/Военный маг/Колдун и стрелок • Босоногий маг • Варлок • Ведьма (Баба-Яга) • Верховный маг • Гадалка (Слепой прорицатель) • Звероуст • Добрый волшебник vs Злой колдун • Карга vs Прекрасная волшебница (Готическая волшебница • Милая ведьмочка) • Изобретатель заклинаний • Ковен • Лидер и маг • Лич • Магл • Маг-недоучка • Маг-разбойник • Медиум • Нарушитель теории вероятностей • Некромант (Некромант-изобретатель) • Неуклюжий маг • Придворный маг vs Чернокнижника вызывали? • Ребёнок со сверхспособностями • Робот-маг • Следопыт • Сноходец • Спирит • Телосложение (в отличной боевой форме • толстый • хлипкий) • Убийца магов • Чудак со сверхспособностями/Просветлённый со сверхспособностями
Волшебники против ведьм • Миллионер-оккультист • Президент-супергерой • Смертный не может быть так крут vs Реалистичные суперспособности • Тело не по навыкам (Для магии нужна сила)
|
---|
Магические предметы и вещества
| Аксессуар для трансформации • Бездонный мешок • Бутылочка зелья • Волшебная книга (Гримуар • Книга заклинаний • Книга запретных знаний • Книга судеб и пророчеств) • Волшебная палочка • Волшебная татуировка • Волшебное зеркало • Волшебный цветок • Карты Таро • Ковёр-самолёт • Магический колокол • Магический пейджер • Машина лотофагов • Множитель силы • Непонятная штуковина • Рука славы • Священное древо • Средство Макропулоса • Филактерия • Фэнтезийные металлы (Адамантиум • Метеоритное железо/Холодное железо • Мифрил • Орихалк • Проклятое золото • Серебро — светлый металл) • Фэнтезийные неметаллы (Адский камень • Вечный лёд • Ихор • Обсидиан • Философский камень • Энергетические кристаллы)
Артефакт: Античитерский артефакт • Бесполезный артефакт • Злобный артефакт • Копирующий артефакт • Узнаваемый артефакт (Священный Грааль) • Читерский артефакт
Магическая одежда и аксессуары: Артефактная броня • Волшебная накидка • Волшебная шляпа • Магическая цепь • Магические ботинки • Магический браслет • Магический посох • Магический пояс • Магическое кольцо • Плащ невидимости • Талисман и амулет • Хрустальный шар
Оружие: Зачарованное оружие vs Колдовской клинок • Магический посох • Огненный меч • Одушевлённое оружие • Ритуальный клинок • Флеботические пули
Транспорт: Летучий Голландец • Мистическая карусель • Мистический транспорт • Поезд-призрак
|
---|
Магические места
| Агентство паранормальных исследований • Азкабан • Аномальная зона • Башня мага • Волшебный водоём • Дом-бестиарий • Магазинчик, которого вчера здесь не было • НИИ магии • Мистический лес (Чудесный лес • Тёмный лес) • Проклятый старый дом • Чужеродное место • Школа волшебства
|
---|
Прочее
| А кто ты без брони? • Автозащита • Активация через страдание • Антимист-фильтр • Без пяти полуночная спецспособность • Бесконечная выносливость • Борьба внутри (Прочь из моей головы!) • Вернуть силу • Взрослые не верят в волшебство • Волшебная аптека • Деньги тоже сверхспособность • Жертва сверхспециализации • Запретная магия • Забыл про сверхспособности (Сюжетоломающая способность) • Заявленная способность (Заявленная опасность / Заявленное проклятие / Заявленный интеллект) vs заявленная слабость • Иммунитет к магии • Как использовать суперсилу • Маги — мудрые • Магией владеют дети • Магическая ломка • Магию может победить только магия vs Сила против магии • Магом можно только родиться vs Любой тренированный — маг • Магический дозор • Магия против науки vs. Магия — фэнтезийная наука • Магия уходит vs. Пришествие магии • Магия — это плохо • Магл под опекой мага • Магутор сломался • Медитация/Азиатские волшебные мантры • Ментальная защита • Может, магия, а может, реальность vs Внезапная мистика • Мозаика сверхспособностей • Морально нейтральная сила • Моя способность — совсем не это • Название заклинания произносится вслух • Не в ладах со всемогуществом • Невероятно клёвое проклятие vs Невероятно отстойный дар (Ироничная способность • Не такой уж отстойный дар) • Незамеченное чудо • Нестандартное использование магии (Магия не действует на живое) • Неуправляемая сила (Аварийная трансформация • Конечность или жизнь) • Низведён до простого смертного (до крутого смертного) • Новая сила взамен старой • Носитель • Обязательные побочные способности (бессонница) • Одолжить ману • Оккультрёп • Орёл — сверхсила, решка — могила • Отметина мага/Одарённый — значит, с недостатком • Ошибка в ритуале • Парадокс магократии • Плохие силы, хорошие люди • Подцепить паранормальщину • Портал (живой портал) • Правило 34 для сверхспособностей • Пространство берёт своё • Роман магла с магом • Сверхспособности — это плохо • Сила ёжика • Сквиб • Скомбинировать сверхспособности (летучий кирпич, Одной невидимости мало) • Сорвать ритуал • Стазис-броня • Суперсилы провоцируют конфликты • Тошнотворная суперсила • У магии нет инерции vs Проклятие-паразит (Инкубационный период проклятия) • Уровень силы • Фиговая суперспособность • Цвета магии • Человек массового поражения • Хозяин своего тела • Шкала могущества магов
Проклятие: Нечаянное проклятие • Проклятие по эстафете • Нас бьют, а мы крепчаем
Сверхъестественное зло, обыденное добро
|
---|
←
| Комиксы • Штамп • Основы
|
---|