Странная альтернативная реальность: различия между версиями
(→Примеры: Доперенос с неолурка) |
|||
Строка 8: | Строка 8: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Комплексные франшизы]] === | |||
* [[Вселенная Marvel]]: | |||
** [[Киновселенная Marvel]] | |||
*** Мультсериал «[[Что, если…?]]» — [[день выборов|ради этой строчки вся песня и писалась]]. | |||
*** Фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» — инвертированные цвета светофора ещё наименьшая странность, с которой героям придётся столкнуться в параллельных вселенных. Альтрон, не поднимавший восстания и верно служащий человечеству? Мария Рамбо, ставшая Капитаном Марвел вместо Кэрол Дэнверс? Вселенная, где герои становятся сгустками краски? В ассортименте. Да и некоторые сюжеты из вышеупомянутого «Что, если?..» (привет, Капитан Картер, с возвращением, Верховный Стрэндж) здесь либо прямо продолжены, либо получили [[камео]]. | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]] | * [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]» — советская действительность перемешана с волшебными, мифическими и сказочными элементами. | ||
* Роберт Шекли, «Координаты | * Роберт Шекли, «Координаты чудес» — главный герой путешествует по разным альтернативным версиям нашей Земли: одна — доведённое до абсурда общество потребления, где все рекламируют какие-нибудь товары, на другой есть живой говорящий город, на третьей — дворец из мусора… | ||
** Его же «Обмен разумов». Главный герой после долгих мытарств попадает наконец на родную Землю, радуясь тому, что это именно та Земля, откуда он родом. {{spoiler|Ведь тут, как и до его приключений, его отец пасёт крыс, а мать безмятежно несёт яйца…}} | ** Его же «Обмен разумов». Главный герой после долгих мытарств попадает наконец на родную Землю, радуясь тому, что это именно та Земля, откуда он родом. {{spoiler|Ведь тут, как и до его приключений, его отец пасёт крыс, а мать безмятежно несёт яйца…}} | ||
* Стивен Кинг, «Короткая дорога миссис | * Стивен Кинг, «Короткая дорога миссис Тодд» — некая трасса «Моторвей-Би», ведущая через странный мир, где водятся лягушки размером с кота и другая странная флора и фауна. | ||
* «Пена дней» Бориса | * «Пена дней» Бориса Виана — педаль в ядро. Фантастические устройства типа пианоктейля (пианино, которое смешивает коктейли, когда на нём играешь), говорящие мыши, кошки и облака, вымышленные болезни вроде нимфеи (цветок лилии в лёгком), и так далее. | ||
* «[[Дом, в котором]]»: такова Изнанка Дома. А вот | * «[[Дом, в котором]]»: такова Изнанка Дома. А вот Лес — мимо: он совершенно непохож на наш обычный мир. | ||
* Дмитрий Колодан, «Время | * Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — главный герой Джек проваливается из нашего обычного мира именно в такую реальность, основанную на «[[Alice in Wonderland|Алисе в Стране Чудес]]», только в эстетике мистического нуар-детектива (напополам с [[Жуткая альтернативная реальность]]). В этом мире живут люди-устрицы, на заводе по производству часов часы смазывают маслом, а работают там лунные жители, Бармаглот из известного стиха здесь инфернальное [[Чу-Чу]], а Плотник — [[Серийный убийца|маньяк-убийца]], который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей. | ||
* Р. | * Р. Л. Стайн, «Лифт в никуда»: собственно, этот самый лифт перемещает в разные альтернативные версии нашего мира. В одном перепутаны верх и низ, в другом людьми правят животные, в третьем школы похожи на тюрьмы и действует антидетская полиция, которая ловит детей с помощью игрушек-ловушек. | ||
* [[Жан Рэй]] тоже любил этот троп. Некоторые из альтернативных миров в его рассказах откровенно инфернальные, а | * [[Жан Рэй]] тоже любил этот троп. Некоторые из альтернативных миров в его рассказах откровенно инфернальные, а другие — просто необычные. | ||
* Практически все миры Дианы Уинн Джонс. | * Практически все миры Дианы Уинн Джонс. | ||
* «[[Chronicles of Amber|Девять принцев Амбера]] | * «[[Chronicles of Amber|Девять принцев Амбера]]» — Корвин на машине своего брата Рэндома проезжает множество таких миров (вероятно, это разные Отражения). | ||
** А при внимательном анализе романов цикла можно догадаться, что и сама тень Земля, это не тот же мир, в котором живем мы, читатели. | ** А при внимательном анализе романов цикла можно догадаться, что и сама тень Земля, это не тот же мир, в котором живем мы, читатели. | ||
* «Центр Роста» Алексея | * «Центр Роста» Алексея Смирнова — действие происходит в очень красочном и странном мире: в нём множество богов и полубогов (в том числе боги уличного движения, боги страхования недвижимости и др.), на улицах стоят оракулы-автоматы, в которых можно получить предсказание за монетку, а главный герой работает в Агентстве Неприятностей, которое организует людям различные проблемы (вплоть до смерти) по их же заказу. При этом там представлены и реалии нашего обычного мира (упоминаются Себастьян Жапризо, Солженицын, Карл Густав Юнг, и др.) | ||
* Том Б. Стоун, «[[Graveyard School|Сторож из преисподней]] | * Том Б. Стоун, «[[Graveyard School|Сторож из преисподней]]» — главный герой Джекс случайно забрёл в незнакомый район города, в котором никогда раньше не был, и встретил там загадочного старика Томсона, который нанял его косить траву возле его дома (дом и лужайка вокруг него тоже были весьма странные) и заплатил за работу… бобами, из которых впоследствии вырос гигантский стебель до небес. Тот мир, куда Джекс залез по стеблю, тоже в принципе подпадает под троп: он во многом похож на наш, но, во-первых, там живут гиганты, которые воспринимают ''людей'' как мифических существ и называют их «коротконожками», а во-вторых, там есть волшебные предметы (например, гусыня, несущая золотые яйца). | ||
* Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам с «[[Жуткая альтернативная реальность]]», потому что место отчасти зловещее. | * Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам с «[[Жуткая альтернативная реальность]]», потому что место отчасти зловещее. | ||
* Герберт Уэллс, «Дверь в | * Герберт Уэллс, «Дверь в стене» — пополам с «[[Дворец-призрак]]». Герой нашёл некую белую стену с зелёной дверью, и через эту дверь попал в чудесный мир с прекрасным садом и дворцом… Впоследствии двери на этом месте не оказалось, хотя она попадалась ему в самых разных местах ещё несколько раз в жизни. | ||
* «Грань креста» + «Гребцы галеры» А.Карпенко. Нет, это не про Гундяева с Путиным. Это про работу Скорой помощи в некоем лютом зазеркалье. | * «Грань креста» + «Гребцы галеры» А.Карпенко. Нет, это не про Гундяева с Путиным. Это про работу Скорой помощи в некоем лютом зазеркалье. | ||
* Эдмонд Гамильтон, «Долина создания». Затерянный мир, в котором, наряду с людьми, полноценным разумом обладают также лошади, тигры, волки и орлы. | * Эдмонд Гамильтон, «Долина создания». Затерянный мир, в котором, наряду с людьми, полноценным разумом обладают также лошади, тигры, волки и орлы. | ||
* Владимир Дрозд, «Ирій» (в прямом | * Владимир Дрозд, «Ирій» (в прямом смысле — «место, куда отлетают птицы», в переносном — «мир по ту сторону», что бы это ни значило). С одной стороны, просто небольшой городок в послевоенный период, и жизнь подростка-полусироты в этом городке со всей соответствующей повседневной проблематикой. С другой, мир этот подчиняется каким-то ну совсем своим законам, которые даже сформулировать затруднительно (как поняла автор правки, метафоры переходят в объективную реальность, но за истинность этого утверждения она не ручается; у самих обитателей городка это никаких вопросов не вызывает). | ||
* Макс Фрай «Лабиринт Мёнина». | * Макс Фрай «Лабиринт Мёнина». | ||
* Сергей Снегов, | * Сергей Снегов, «Диктатор» — мир здесь заметно отличается от нашего. С одной стороны, во многом сохраняется уровень конца XIX века — о лифтах никто и не слышал, здания даже в крупнейших городах не более пяти этажей. С другой, вместо развития артиллерии и расщепления ядра тут умудрились сгущать молекулы и с помощью сгущенной воды управлять погодой, устраивая настоящие метеовойны из циклонов. Кроме того, основу составляет не стрелковое оружие, а электрическое (вибрационное и резонансное). Ах да, отсутствует одна из ключевых проблем — многоязычие: все люди из всех стран мира спокойно общаются на едином языке. Так же и с религией — в отдаленных странах еще верят в пророка Мамуна, в развитых о религии вообще ни слова. | ||
==== Сетевая ==== | ==== Сетевая ==== | ||
* Крипипаста «[http://www.diary.ru/~THE-MOVING-FINGER/p193088280.htm?oam Наблюдатели] | * Крипипаста «[http://www.diary.ru/~THE-MOVING-FINGER/p193088280.htm?oam Наблюдатели]» — ГГ просто решил проследить за [[Жуткий прохожий|странным незнакомцем]] [[Кошмар в метро|в метро]], и в итоге заблудился в лабиринте маршрутов, идущих через разные альтернативные реальности: одна населена оранжевыми горбунами, другая — синевато-серыми монстрами… | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Трасса 60»: главный герой, выехавший на эту самую трассу, попадает во множество причудливых мест явно не из нашего мира. | * «Трасса 60»: главный герой, выехавший на эту самую трассу, попадает во множество причудливых мест явно не из нашего мира. | ||
* «Город | * «Город Зеро» — едкая сатира на советскую действительность. Главный герой попадает в очень странный провинциальный город, из которого невозможно выбраться (есть мнение, что это чистилище). | ||
* «Алиса, или Последний побег» | * «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «[[Alice in Wonderland|Алисы в Стране Чудес]]», напополам с [[Жуткая альтернативная реальность]]: главная героиня после аварии попадает в очень странную и местами зловещую версию реальности и оказывается в особняке, окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться. {{spoiler|[[Твист Найта Шьямалана|А разгадка проста]].}} | ||
* «Сиеста» | * «Сиеста» 1987 года — аналогично. По сюжету парашютистка приходит в себя на лётном поле где-то в Испании с амнезией и в окровавленном платье, вспоминает своё прошлое и пытается понять, как она там оказалась и чья это кровь. При этом почему-то ей попадаются донельзя странные места и персонажи, например, [[Дворец-призрак|появляющаяся из воздуха вилла с вечеринкой в ретро-стиле]] и загадочный блондин, называющий себя ангелом. {{spoiler|На самом деле, как и в предыдущем примере, [[Твист Найта Шьямалана|она умерла, путешествует по загробному миру]], и кровь — её собственная.}} | ||
* «Чёрная луна» Луи | * «Чёрная луна» Луи Маля — главная героиня живёт в очень странной версии нашего мира, где идёт [[Война полов|война между мужчинами и женщинами]], бродят говорящие [[единорог]]и, свиньи сидят за столами, а пожилая дама разговаривает с крысой. Создано тоже под вдохновением от «Алисы в Стране Чудес». | ||
* «Девушка в лабиринте» Донато | * «Девушка в лабиринте» Донато Карризи — вроде бы обычный детективный сюжет, но если приглядеться, можно заметить, что действие явно происходит в каком-то Зазеркалье: смешение реалий разных времён (современные мобильники и компьютеры+кассетные диктофоны и кнопочные телефоны) и стран (итальянские имена героев+небоскрёбы в американском духе), психоделические антуражи комнат в духе [[джалло]], да и большинство персонажей выглядит откровенно сюрреалистически. | ||
* «Слайс» | * «Слайс» 2018 года — обыкновенный американский городок Кингфишер, где люди живут бок о бок с призраками, ведьмами и оборотнями. | ||
* Экранизация «Пены дней» Мишеля Гондри. | * Экранизация «Пены дней» Мишеля Гондри. | ||
* [[Вестерн]] «Чистилище». Банда грабителей, спасаясь от погони, попадает в тихий городок, где жители вежливы, и никто не носит оружия. Но не всё так просто… | * [[Вестерн]] «Чистилище». Банда грабителей, спасаясь от погони, попадает в тихий городок, где жители вежливы, и никто не носит оружия. Но не всё так просто… | ||
* «В пасти | * «В пасти безумия» — городок Хобс Энд сначала выглядит сабжем, но быстро превращается в жуткий его вариант. | ||
* «[[Типа я Тарковский|Жена керосинщика]] | * «[[Типа я Тарковский|Жена керосинщика]]» — место действие названо четко: 1953 год, Калининградская область. Но выглядит город так… Начнем с того, что там по улице ходят ангелы и говорят по-немецки… | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Sam & Max Hit the Road]] | * «[[Sam & Max Hit the Road]]» — собственно, сам сеттинг игры представляет собой карикатуру на американский фольклор и городские легенды. Здесь есть инопланетные люди-кроты, бигфуты и аномальная зона под названием «Mystery Vortex» («Таинственный Водоворот» — пародия на реальное место под названием «Mystery Spot»). | ||
* «[https://zorpek.itch.io/boneyard-demo The Funny Boneyard] | * «[https://zorpek.itch.io/boneyard-demo The Funny Boneyard]» — юная героиня живёт во вроде бы обычном современном мире и живёт более-менее обыкновенной жизнью: выясняет отношения с домовладельцем, который собирается выселить её за неуплату, пытается спасти свой любимый паб от закрытия, тусуется в Фейсбуке… Но при этом её лучшая подруга — зелёный инопланетный монстр, по улицам бродит самый настоящий конь в пальто (и в широкополой шляпе) из {{Перевод|ЛБР|Лошадиное бюро расследований}}, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|а ещё тут бесплатно раздают 50-процентные скидочные купоны на ЛЮБЫЕ товары и услуги в ЛЮБОМ магазине]]. | ||
* «Петька 6: Новая | * «Петька 6: Новая реальность» — действие происходит в с виду обычном, но на самом деле сюрреалистическом российском городе. Кроме людей, в нём обитают вампиры, скелеты, монстры и антропоморфные животные, разделённые на Светлых и Тёмных (пародия на «[[Ночной Дозор]]» Лукьяненко). | ||
** Встречалось и в предыдущей части «Петька 5: Конец игры». Хотя там по большей части альтернативная история. | ** Встречалось и в предыдущей части «Петька 5: Конец игры». Хотя там по большей части альтернативная история. | ||
* [[Fran Bow]] | * [[Fran Bow]] — под действием таблеток заглавная героиня перемещается между «обычным» миром и призрачным. А вообще реальностей аж пять. | ||
=== [[Городские легенды]] === | === [[Городские легенды]] === |
Текущая версия на 14:30, 11 марта 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи World of Weirdness, World of Chaos. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Этот мир очень похож на наш: в нём есть дома, магазины, автомобили, самолёты, возможно, даже Интернет, и если вы туда попадёте, то поначалу вам покажется, что вы дома. Вот только чем дальше, тем больше здесь странностей: в соседней квартире живёт семья гномов, на клумбе растут полосатые розы-вампиры, автомобили живые и говорящие, а в магазинах продаются необычные марки товаров с абсолютно безумными свойствами.
Под этот троп не подпадает всевозможная альтернативная история в духе «Гитлер выиграл Вторую Мировую, а Элвис жив», поскольку это всё реальные варианты, развившиеся из тех же самых начальных условий. А здесь речь идёт про то, что в сами законы мира добавлено нечто донельзя дикое. Кроме того, странности должны бросаться в глаза и не быть скрыты за каким-нибудь маскарадом: «Гарри Поттер», например, мимо, поскольку всегда можно сказать: «А откуда вы знаете, что это альтернативный мир, а не наш собственный? Маги же хорошо прячутся, понятно, что мы их не видим».
Часто используется в качестве сеттинга в жанре магического реализма. Более общий троп — Не совсем нормальный мир. Субтроп для откровенно инфернальных и недружелюбных реальностей — Жуткая альтернативная реальность.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- Вселенная Marvel:
- Киновселенная Marvel
- Мультсериал «Что, если…?» — ради этой строчки вся песня и писалась.
- Фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» — инвертированные цвета светофора ещё наименьшая странность, с которой героям придётся столкнуться в параллельных вселенных. Альтрон, не поднимавший восстания и верно служащий человечеству? Мария Рамбо, ставшая Капитаном Марвел вместо Кэрол Дэнверс? Вселенная, где герои становятся сгустками краски? В ассортименте. Да и некоторые сюжеты из вышеупомянутого «Что, если?..» (привет, Капитан Картер, с возвращением, Верховный Стрэндж) здесь либо прямо продолжены, либо получили камео.
- Киновселенная Marvel
Литература[править]
- Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — советская действительность перемешана с волшебными, мифическими и сказочными элементами.
- Роберт Шекли, «Координаты чудес» — главный герой путешествует по разным альтернативным версиям нашей Земли: одна — доведённое до абсурда общество потребления, где все рекламируют какие-нибудь товары, на другой есть живой говорящий город, на третьей — дворец из мусора…
- Его же «Обмен разумов». Главный герой после долгих мытарств попадает наконец на родную Землю, радуясь тому, что это именно та Земля, откуда он родом. Ведь тут, как и до его приключений, его отец пасёт крыс, а мать безмятежно несёт яйца…
- Стивен Кинг, «Короткая дорога миссис Тодд» — некая трасса «Моторвей-Би», ведущая через странный мир, где водятся лягушки размером с кота и другая странная флора и фауна.
- «Пена дней» Бориса Виана — педаль в ядро. Фантастические устройства типа пианоктейля (пианино, которое смешивает коктейли, когда на нём играешь), говорящие мыши, кошки и облака, вымышленные болезни вроде нимфеи (цветок лилии в лёгком), и так далее.
- «Дом, в котором»: такова Изнанка Дома. А вот Лес — мимо: он совершенно непохож на наш обычный мир.
- Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — главный герой Джек проваливается из нашего обычного мира именно в такую реальность, основанную на «Алисе в Стране Чудес», только в эстетике мистического нуар-детектива (напополам с Жуткая альтернативная реальность). В этом мире живут люди-устрицы, на заводе по производству часов часы смазывают маслом, а работают там лунные жители, Бармаглот из известного стиха здесь инфернальное Чу-Чу, а Плотник — маньяк-убийца, который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей.
- Р. Л. Стайн, «Лифт в никуда»: собственно, этот самый лифт перемещает в разные альтернативные версии нашего мира. В одном перепутаны верх и низ, в другом людьми правят животные, в третьем школы похожи на тюрьмы и действует антидетская полиция, которая ловит детей с помощью игрушек-ловушек.
- Жан Рэй тоже любил этот троп. Некоторые из альтернативных миров в его рассказах откровенно инфернальные, а другие — просто необычные.
- Практически все миры Дианы Уинн Джонс.
- «Девять принцев Амбера» — Корвин на машине своего брата Рэндома проезжает множество таких миров (вероятно, это разные Отражения).
- А при внимательном анализе романов цикла можно догадаться, что и сама тень Земля, это не тот же мир, в котором живем мы, читатели.
- «Центр Роста» Алексея Смирнова — действие происходит в очень красочном и странном мире: в нём множество богов и полубогов (в том числе боги уличного движения, боги страхования недвижимости и др.), на улицах стоят оракулы-автоматы, в которых можно получить предсказание за монетку, а главный герой работает в Агентстве Неприятностей, которое организует людям различные проблемы (вплоть до смерти) по их же заказу. При этом там представлены и реалии нашего обычного мира (упоминаются Себастьян Жапризо, Солженицын, Карл Густав Юнг, и др.)
- Том Б. Стоун, «Сторож из преисподней» — главный герой Джекс случайно забрёл в незнакомый район города, в котором никогда раньше не был, и встретил там загадочного старика Томсона, который нанял его косить траву возле его дома (дом и лужайка вокруг него тоже были весьма странные) и заплатил за работу… бобами, из которых впоследствии вырос гигантский стебель до небес. Тот мир, куда Джекс залез по стеблю, тоже в принципе подпадает под троп: он во многом похож на наш, но, во-первых, там живут гиганты, которые воспринимают людей как мифических существ и называют их «коротконожками», а во-вторых, там есть волшебные предметы (например, гусыня, несущая золотые яйца).
- Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам с «Жуткая альтернативная реальность», потому что место отчасти зловещее.
- Герберт Уэллс, «Дверь в стене» — пополам с «Дворец-призрак». Герой нашёл некую белую стену с зелёной дверью, и через эту дверь попал в чудесный мир с прекрасным садом и дворцом… Впоследствии двери на этом месте не оказалось, хотя она попадалась ему в самых разных местах ещё несколько раз в жизни.
- «Грань креста» + «Гребцы галеры» А.Карпенко. Нет, это не про Гундяева с Путиным. Это про работу Скорой помощи в некоем лютом зазеркалье.
- Эдмонд Гамильтон, «Долина создания». Затерянный мир, в котором, наряду с людьми, полноценным разумом обладают также лошади, тигры, волки и орлы.
- Владимир Дрозд, «Ирій» (в прямом смысле — «место, куда отлетают птицы», в переносном — «мир по ту сторону», что бы это ни значило). С одной стороны, просто небольшой городок в послевоенный период, и жизнь подростка-полусироты в этом городке со всей соответствующей повседневной проблематикой. С другой, мир этот подчиняется каким-то ну совсем своим законам, которые даже сформулировать затруднительно (как поняла автор правки, метафоры переходят в объективную реальность, но за истинность этого утверждения она не ручается; у самих обитателей городка это никаких вопросов не вызывает).
- Макс Фрай «Лабиринт Мёнина».
- Сергей Снегов, «Диктатор» — мир здесь заметно отличается от нашего. С одной стороны, во многом сохраняется уровень конца XIX века — о лифтах никто и не слышал, здания даже в крупнейших городах не более пяти этажей. С другой, вместо развития артиллерии и расщепления ядра тут умудрились сгущать молекулы и с помощью сгущенной воды управлять погодой, устраивая настоящие метеовойны из циклонов. Кроме того, основу составляет не стрелковое оружие, а электрическое (вибрационное и резонансное). Ах да, отсутствует одна из ключевых проблем — многоязычие: все люди из всех стран мира спокойно общаются на едином языке. Так же и с религией — в отдаленных странах еще верят в пророка Мамуна, в развитых о религии вообще ни слова.
Сетевая[править]
- Крипипаста «Наблюдатели» — ГГ просто решил проследить за странным незнакомцем в метро, и в итоге заблудился в лабиринте маршрутов, идущих через разные альтернативные реальности: одна населена оранжевыми горбунами, другая — синевато-серыми монстрами…
Кино[править]
- «Трасса 60»: главный герой, выехавший на эту самую трассу, попадает во множество причудливых мест явно не из нашего мира.
- «Город Зеро» — едкая сатира на советскую действительность. Главный герой попадает в очень странный провинциальный город, из которого невозможно выбраться (есть мнение, что это чистилище).
- «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «Алисы в Стране Чудес», напополам с Жуткая альтернативная реальность: главная героиня после аварии попадает в очень странную и местами зловещую версию реальности и оказывается в особняке, окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться. А разгадка проста.
- «Сиеста» 1987 года — аналогично. По сюжету парашютистка приходит в себя на лётном поле где-то в Испании с амнезией и в окровавленном платье, вспоминает своё прошлое и пытается понять, как она там оказалась и чья это кровь. При этом почему-то ей попадаются донельзя странные места и персонажи, например, появляющаяся из воздуха вилла с вечеринкой в ретро-стиле и загадочный блондин, называющий себя ангелом. На самом деле, как и в предыдущем примере, она умерла, путешествует по загробному миру, и кровь — её собственная.
- «Чёрная луна» Луи Маля — главная героиня живёт в очень странной версии нашего мира, где идёт война между мужчинами и женщинами, бродят говорящие единороги, свиньи сидят за столами, а пожилая дама разговаривает с крысой. Создано тоже под вдохновением от «Алисы в Стране Чудес».
- «Девушка в лабиринте» Донато Карризи — вроде бы обычный детективный сюжет, но если приглядеться, можно заметить, что действие явно происходит в каком-то Зазеркалье: смешение реалий разных времён (современные мобильники и компьютеры+кассетные диктофоны и кнопочные телефоны) и стран (итальянские имена героев+небоскрёбы в американском духе), психоделические антуражи комнат в духе джалло, да и большинство персонажей выглядит откровенно сюрреалистически.
- «Слайс» 2018 года — обыкновенный американский городок Кингфишер, где люди живут бок о бок с призраками, ведьмами и оборотнями.
- Экранизация «Пены дней» Мишеля Гондри.
- Вестерн «Чистилище». Банда грабителей, спасаясь от погони, попадает в тихий городок, где жители вежливы, и никто не носит оружия. Но не всё так просто…
- «В пасти безумия» — городок Хобс Энд сначала выглядит сабжем, но быстро превращается в жуткий его вариант.
- «Жена керосинщика» — место действие названо четко: 1953 год, Калининградская область. Но выглядит город так… Начнем с того, что там по улице ходят ангелы и говорят по-немецки…
Видеоигры[править]
- «Sam & Max Hit the Road» — собственно, сам сеттинг игры представляет собой карикатуру на американский фольклор и городские легенды. Здесь есть инопланетные люди-кроты, бигфуты и аномальная зона под названием «Mystery Vortex» («Таинственный Водоворот» — пародия на реальное место под названием «Mystery Spot»).
- «The Funny Boneyard» — юная героиня живёт во вроде бы обычном современном мире и живёт более-менее обыкновенной жизнью: выясняет отношения с домовладельцем, который собирается выселить её за неуплату, пытается спасти свой любимый паб от закрытия, тусуется в Фейсбуке… Но при этом её лучшая подруга — зелёный инопланетный монстр, по улицам бродит самый настоящий конь в пальто (и в широкополой шляпе) из ЛБР, а ещё тут бесплатно раздают 50-процентные скидочные купоны на ЛЮБЫЕ товары и услуги в ЛЮБОМ магазине.
- «Петька 6: Новая реальность» — действие происходит в с виду обычном, но на самом деле сюрреалистическом российском городе. Кроме людей, в нём обитают вампиры, скелеты, монстры и антропоморфные животные, разделённые на Светлых и Тёмных (пародия на «Ночной Дозор» Лукьяненко).
- Встречалось и в предыдущей части «Петька 5: Конец игры». Хотя там по большей части альтернативная история.
- Fran Bow — под действием таблеток заглавная героиня перемещается между «обычным» миром и призрачным. А вообще реальностей аж пять.
Городские легенды[править]
- Городская легенда из Самары 1970-х годов: поднявшись на аварийном лифте на определённый этаж, в некоторые дни можно было наблюдать очень странный «иномирный» пейзаж с балкона.