Между вашей группой приключенцев и сокровищем лежит ещё одна дверь. Только замочная скважина странная — как раз в форме человеческой головы. И почему-то над ней лезвие гильотины.
Кровожадная дверь предлагает простой и понятный обмен: проход в обмен на жизнь. Менее добросовестные организаторы экспедиции, знающие о таких ловушках, берут с собой балласт в виде ни о чем не подозревающего неудачника, которому придётся играть роль отмычки для замка. В более мягком варианте дверь требует увечья, пяти литров свежей крови или других подобных жертвоприношений.
См. также Садистский выбор, Пойдешь первым.
Где встречается[править]
- «Нисхождение Инанны в нижний мир» в шумерской мифологии — богиня плодородия Инанна наносит визит в подземное царство, где правит её сестра Эрешкигаль. Хотя она позаботилась о защите, но при проходе через семь врат по пути, за каждыми из них Инанне пришлось отдавать один из своих «предметов силы». В итоге она нагой предстаёт судьями нижнего мира, Эрешкигаль убивает её взглядом, а затем подвешивает труп Инанны на крюк.
- Русские народные сказки (в частности, в собрании Афанасьева) — «Ну, брат, тебе туда не доехать! — Отчего так? — Оттого, что есть на пути три реки широкие, на тех реках три перевоза: на первом перевозе отсекут тебе правую руку, на втором — левую ногу, а на третьем голову снимут».
- Братья Стругацкие, «Пикник на обочине». На пути к Золотому шару лежит аномалия «мясорубка»: убив человека, она некоторое время перезаряжается, и можно успеть дойти до Шара и загадать желание.
- Стервятник Барбридж получил такое прозвище за то, что постоянно возвращался без напарников. Поскольку маловероятно, что он ходил к Шару раз за разом, в Зоне, скорее всего, есть не одна «мясорубка» или другие аналогичные аномалии, которым он скармливал напарников или использовал их в качестве живых тральщиков.
- «Досье Дрездена», «Грязная игра» (15-я книга) — одна из дверей на пути к сокровищнице Аида. Никодимус открывает её, пожертвовав своей дочерью Дейрдре, которая для этого и была взята в команду, причем будучи в курсе дела.
- Стивен Кинг, «Лангольеры» — дыра во времени: все, кто пролетает через неё бодрствующим, растворяются бесследно. Таким образом, чтобы пролететь обратно в наш мир, одному из героев приходится пожертвовать собой.
- «Гарри Поттер и Принц-полукровка» — вход в пещеру ещё с прикрученным фитильком, потому что требует только вымазать камень кровью (Гарри на обратном пути хватило ободранной руки), а вот зелье, под которым хранился собственно крестраж, играет троп уже в полную силу. Дамблдор отмечает, что защита была продумана неплохо: в одиночку её бы никто не преодолел, а прийти вдвоём должна была помешать лодка, рассчитанная на одного.
- На одного взрослого мага. Волдеморт, конечно, и вообразить себе не мог, что потенциальный вор может использовать в качестве отмычки ребёнка. Ну, или там, раба-эльфа… вроде того, на котором он сам испытывал ловушку… Так что там насчёт «неплохой» защиты?
- «Тина Хэдис» — на Савайбе Тина Хэдис и захвативший её Лиргисо попадают в плен к местным людям, называющим себя «ростками рахады», которые радуются возможности добраться до города «коротким путем». Лиргисо поясняет Тине, что речь идёт о проходе через пищеварительный орган живой горы, которой поклоняются «ростки», куда сперва бросают пленника. После этого антизлодей убивает двоих «ростков», а третьего связывает и берёт с собой — да, для прохода по «короткому пути». А после прохода оставшиеся без проводника герои заблудились внутри рахады. Тина ещё попеняла своему не слишком желанному спутнику, что для открытия прохода можно было привезти на грузовом роботе труп одного из ранее убитых "ростков". Но нет же - Лиргисо "местной экзотики" возжелал! Вот и дели теперь последний глоток воды на двоих...
- Конан, в рассказе «Бог запятнанный кровью», столкнулся с такой дверью, когда решил ограбить давно заброшенный храм. К счастью для киммерийца первым ее решил открыть его временный напарник.
- В киновселенной «Марвел» камень души можно получить, только пожертвовав кем-то любимым. В оригинальной вселенной Танос столкнул со скалы приёмную дочь Гамору, а в альтернативном 2014 г. Чёрная Вдова и Соколиный Глаз дерутся за право покончить с собой, отдав таким образом другому камень, и в итоге побеждает Вдова.
- Вся серия фильмов «Пила» строится на дилемме садистского выбора: или изувечь себя и открой дверь на свободу, или умри. Периодически возникает необходимость пожертвовать другим — как, скажем, в первой части, где Аманде нужно было вырезать ключ от капкана из кишок другого человека, который якобы мертв, но на самом деле просто накачан транквилизаторами, а Лоуренс должен был убить Адама.
- Субверсия в пятой части. Пятеро незнакомых людей, виновных в гибели нескольких бездомных при поджоге заброшенного здания, проходят три подобных испытания. И только перед последним двое выживших понимают, что предыдущие
можно нужно было пройти в кооперативном режиме без потерь. А теперь извольте наполнить своей кровью большую банку вдвоём (впятером было бы гораздо проще) или же окончательно перейти моральный горизонт событий, засунув в мясорубку другого. Они всё же решили искупить вину вместе.
- Во второй части собранная Пилой компания и вовсе могла избежать всех испытаний, если бы сумела договориться между собой и хорошо подумать над приветствием Пилы.
- «Порода» — субверсия: люк к тайнику с белогвардейским золотом снабжен нехитрой, но смертельной ловушкой в виде выскакивающего кола. Когда Михалыч и последний выживший в ходе похода член его шайки, немой от рождения парень, стали его открывать, старый хранитель, знавший о ловушке и симпатизировавший немому, попытался их остановить, и пока Михалыч боролся с ним, немой получил колом в грудь. Поскольку для Михалыча он был почти как родной сын, то старому бандиту резко стало уже не до клада.
- «Убей Шесть Миллиардов Демонов» — огромная дверь с зубами преграждает путь в главное хранилище Бесконечного Банка Маммона. Чтобы её открыть, команда взяла «специалистку по замкам», которой заранее не сообщили, что она будет ключом.
- Made in Abyss — дверь на шестой слой Бездны закрыта на ключ, который можно открыть с помощью артефакта под названием «Белый свисток». Создаются они с помощью жертвоприношения, причем жертва должна быть добровольной.
- Chainsaw Man — чтобы отправить кого-то в ад или вернуть обратно, нужно заплатить дьяволу ада как минимум одной человеческой жизнью.
- Adventure Time: в одной из серий Финну попадается дверь-монстр в виде проема с огромным раззявленным ртом. Когда Финн пнул в нее валяющийся рядом скелет, дверь сомкнула челюсти.
- Cultist Simulator — чтобы открыть Дверь Паука, нужно принести в жертву живого человека. В крайнем случае подойдет и преданный (в обоих смыслах слова) культист, но пойдут и соблазнённый Чашей или украденный Гранью заключённый, а то и какой-нибудь безумец.
- «Ведьмак 3: Дикая Охота» — с прикрученным фитильком. Во время поисков Солнечного Камня в пещере на Скеллиге Геральт и Филиппа находят дверь, на которой изображён стражник, ждущий платы. Филиппа разрезает свою ладонь и, слегка капнув кровью, открывает дверь.
- The Binding of Isaac — дверь в проклятую комнату усеяна шипами, отнимает у персонажа здоровье.
- В Darkest Dungeon, чтобы убить финального босса игры, нужно пожертвовать жизнями двух из героев, отправившихся на битву.
- Не обязательно. Сердце Тьмы заставляет игрока выбирать, кем пожертвовать, только два раза за битву - когда у него остаётся 2/3 здоровья, а у игрока ровно 4 героя и когда у него остаётся 1/3 здоровья, а у игрока ровно 3 героя. Поэтому возможно, хоть и крайне сложно, снести эту тварь одним ударом, например, Финалом Шута, предварительно его раскачав как следует.
- Ну или же можно просто пойти на бой всего с двумя героями
- Neverwinter Nights 2 — в одном заброшенном замке дверь бьёт всех электричеством. Огр-маг посылает гоблинов одного за другим, рассчитывая истощить её заряд. А герой может освободить психа, который станет крушить все двери и выломает эту ценой своей жизни. Или же может остановить психа и доломать дверь своим героическим упорством.
- или собрать сет мастера и дверь откроется сама, так что, скорее всего, не совсем этот троп...
- Некоторые из «кровавых пазлов» в Bloodrayne 2 представляют из себя загадки типа «накидай несколько человек в вентилятор\лопасти вертолета\измельчитель веток и проходи дальше».
Добро и зло |
---|
Основы | Антигерой (Байронический герой) • Антизлодей • Герой • Диалектика Льда и Огня • Женственное Добро, мужественное Зло vs Мужественное Добро, женственное Зло • Заклятый враг • Злодей • Зло всегда сильнее • Изнасилование — худшее из зол vs Изнасилование — не худшее из зол • Кодекс чести • Мировоззрение • Оздоровительная порка (Оздоровительная амнезия) vs Оздоровительная порка не помогла • Семь добродетелей vs Семь смертных грехов • Сильнейший враг • Хорошие дела делают герои • Хороший, плохой, злой vs Хороший, плохой и нечто среднее • Цвет добра, цвет зла • Шкала идеализма против цинизма • Этический компас | |
---|
Общее | Высшие силы слабо устойчивы ко злу • Граница проходит по Андуину • Добро мучительно для Зла • Добру необходимо зло • Добрый верующий, злой верующий • Злу не постичь Добра/Добру не постичь Зла • Неохота мараться • Ничего личного • Оттенить героя мерзавцем • Победитель дракона становится драконом • Простить за красивые глаза • Руссо был прав vs Гоббс был прав • Сверхъестественное зло, обыденное добро • Сотвори себе злодея (Программа «Доступный враг»)/Сотвори себе героя • Твой близкий — злодей
Что такое хорошо и что такое плохо: Амбиции — это плохо vs Амбиции — это хорошо • Бедный — хорошо, богатый — плохо vs Богатый — это не плохо vs Нищее быдло • Броня — это для злодеев • Героев — хоть в монастырь, злодеев — хоть на панель • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Неряшливый герой, опрятный злодей • Порядок — хорошо, хаос — плохо • Секс — это плохо (…но очень хочется) • Умный — это зло, тупой — это добро • Эскапизм — это плохо |
---|
Мораль | Все цвета спектра • Белая • Бело-серая • Серая • Чёрно-белая • Чёрно-серая • Чёрная • Серобуромалиновая
Гибкая (пока так) • Готтентотская (ворон ворону глаз не выклюет • готтентотская вера) • Двойная (Разделение на свой-чужой) • Изменившаяся • Нейтральная • Протестанская • Ригидная (Чёрно-белое безумие) • Сословная
Читайте также о мировоззрениях D&D. |
---|
Сила добра | А для меня это был вторник (добрая версия)/А чё я такого сделал-то?! (добрая версия) • Антинигилист • Всегда хорошие • Всеобщий любимец • Герой поневоле • Герой-бунтарь • Герой-недотёпа • Герой по должности • Герой с плохой репутацией (херой) • Гладить собаку • Добрый безумец • Добрый начальник • Добрый — не значит милый • Друг всему живому • Зло — это отстой • Искупление любовью • Казался злодеем, оказался героем • Кошмар головореза • Маленький ангел • Меркантильный герой • Мессия • Моральный питомец • Народный герой • Непоколебимая чистота • Не хочу быть плохим (Белая овца) • Обыкновенный Дон Кихот • Очищение • Паршивая овца • Перевести бабушку через дорогу • Подставить другую щёку • Светлый властелин • Спаситель-разрушитель (угнетатель) • Супергерой (Шкала могущества супергероев) • Сусанин-герой • Уволен из гестапо за доброту • Хороший парень • Язвительный ангел
Свойства добра: Добро — это выгодно (Не плюй в колодец vs Проблема последней транзакции) • Добро — это паршиво (Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным) • Добро — это приятно • Добро — это скучно • Свет есть добро
Цветы Цвета добра: Героический (красный • синий • розовый) • Добрый зелёный • Золотые волосы, золотое сердце |
---|
Сила зла | В нашем мире так много зла, что из-за него шаблон распух и мешает ходить. Для зла у нас есть специально обученный шаблон |
---|
Неоднозначные | Для неоднозначных героев также создан отдельный шаблон. |
---|
Добрый X, злой X | верующий • крылья • курение • полицейский • электричество • секс |
---|
Добрый X, злой Y | Муж — добрый, жена — злая vs Жена — добрая, муж — злой |
---|
← | Навигация |
---|
Штампы |
---|
Особые штампы | Шаблон:Nav/Вседозволенность • Игры со штампами • Кнопки и рычаги • ЛитРПГ • Планеты • Художественная вольность • Явления и идеи
См. также: Штампы по темам |
---|
Сюжетные элементы | Аварийная замена дипломата • Австралия с барского плеча • Ай, молодца! • Ай, молодца, злодей! • Антивосставательная фича • А остальные куда смотрели? (Мама, у нас в подвале партизан) • А родители не знают • Бейсбольный эпизод/Папа не пришёл на бейсбол • Без страховки vs Тайная страховка • Битва за душу • Богатые тоже плачут (Голливудская нищета • Мелкий жемчуг) • Боже, какой пустяк! • Братство распалось • Буллинг • Был никем, стал кошмаром • Варенье на завтра • В жизни всё бывает • Взрослые не верят в волшебство • Внутри тонущего автомобиля • Вознестись на высший уровень существования • Враг в отражении/Маньчжурский агент/Помидор в зеркале/Помидор в яблочной шкуре • Враг мой (Временный союз) • Всё было розыгрышем • Вся слава досталась не тому • Вторжение в ад/Сегодня мы штурмуем небеса • Выдумка не врёт • Выкинули на мороз • Вышел за хлебом • Гейс • Герой и его X • Герой пришел на готовое • Геройская красная кнопка • Гордыня визиря • Да ты не слушаешь меня • День сурка • Дискотека (Выпускной бал • Школьные танцы) • Докопались • Дорогой ценой • Драматическая болезнь • Драматическая немота • Древний заговор • Дружба начинается с поражения • Есть только один способ проверить • Жёлтый чемоданчик • Задолбало быть примерным! • Заколдованный круг • Замена золотой рыбки • Звонок мужу на работу • Злой рок • Знакомое лицо под маской • Игра в реальном мире • Игры азартные и не очень (Игра в ножики • Лотерея) • Идея фикс • Избиение младенцев • Изгнание • Инстинкт старшего брата • Ироничное эхо • Источник власти • Каждому предложили своё • Каждую серию • Караул, спасают! (Невероятно отстойная благодарность) • Кнопка сброса • Когда есть только молоток • Кома • Компаньон из подсознания • Конец карьеры из-за травмы • Конец света, как мы его знаем • Конфликт победителей • Королевская битва • Корона в конце пути • Коронный момент • Краденое Солнце • Красная сельдь • Дразнить Ктулху/Ктулху с побитой мордой/Разбудить Ктулху • Купленный пиар • Ложная тревога • Лох против козла • Лучше бы ты окончил колледж • Люди имеют свою цену • Маленький герой и большая война • Маловато будет! • Манипуляция воспоминаниями • Метод утёнка • Милый — значит, злодей • Момент характеристики • Моська лает на слона • Мыши плакали, кололись…/Танцы на граблях/Усложняю эксперимент (Мазохистское танго) • Мэнгст • Моисей в тростниках • На обиженных воду возят • Неизвестность пугает больше • Видали мы вашего Х (У тебя нет преимущества) • Они опять убили Кенни) • Не тебя ждём • Одной смерти мало • Они все были плохие • Первый контакт • Перенос личности в чужое тело (Обмен телами) • Поворот не туда • Погоня • Поймай их всех! (Время собирать камни • Головоломка мадам Петуховой) • Полундра • Попал — пропал • Пора свести счёты • Постельный кастинг • Поступай неправильно • Приехал не в тот город (Не туда пацаны заехали • Поворот не туда) • Проблема доверия • Пробуждение спящего гиганта • Проснулся — и ты звезда YouTube • Прощай, Алиса • Пуффендуй • Разбитый идол (кризис веры) • Раздевание равносильно поражению • Раздеть, чтобы унизить • Ребёнок в память о нём • Ребёнок один дома/Спрятавшийся ребенок • Рыльце в пуху • Роковое падение • Сам себя перехитрил vs Эффект Доктора Всезнайки • Синдром Марии-Антуанетты • Скованные одной цепью • Скомпрометированность • Скупая мужская слеза • Слив компромата • Слить моральную дилемму • Сломать стоика/Сломать милашку • Служба в награду • Случайное попадание • Спасти в последний момент • Список болезней • Список врагов • Список проблем • Спрятано на виду (Лист прячут в лесу • Спрятаться не на виду • Хранится в дерьме) • Сразу в эпилог • Средний палец • Судьба-индейка • Судьбоносный грузовик • Так просто, что уже сложно • Тени былого величия (В тени колосса) • Только один лишний билет • Тот, который не стрелял • Традиционное гостеприимство • Ты лучше, чем думаешь • Ты уволен • Умереть может каждый • У страха глаза велики (Женщины боятся мышей • Фобия) • Укол в шею • Участь хуже смерти (Но я должен кричать) • Ходячая мишень • Цель оправдывает средства • Что-то пошло не так (Фиаско)/Всё пошло слишком так (Горшочек, не вари!) |
---|
Типичные действия | А нам всё равно • Асимметричная метаморфоза • А тут будет дверь • Беги или умри • Бремя лидера • Бросить собаке кость • Бросить трубку • Визжит, как девчонка • Всё бросил и побежал • Вкусить запретный плод • Водит, как псих • Войти через окно • Гамбит (Гамбит Арагорна • Гамбит Бэтмена • Гамбит Ксанатоса • Гамбит Танатоса) • Диссонирующее спокойствие • Добровольно снять погоны • Желудок — лучший карман • Заболтать до смерти • Забрать домой • Засунуть лампочку в рот • Захватить мир • Здесь был Вася • Злобный плевок • Идиотский план • Император охреневает • Инициация • Из пушки по воробьям • Иудин поцелуй (Издевательский поцелуй) vs Поцелуй на удачу • Из полымя • Ищем клады • Крик в небеса • Кроссдрессинг • Ласково прикоснуться к ране • Лизать нож • Ловушка для самозванца • Массовый гипноз • Медвежьи объятия• Наблюдать за спящим • На колени перед Зодом vs На колени перед Фродо • Нажать на все кнопки • Нарушение правил • Нарушить приказ • Насмешливые аплодисменты • Обратный допрос • Одноразовый козырь • Одноразовый план • Оздоровительная порка (не помогла) • Остановка времени • Отвлечь с помощью женщины • Отказ от рукопожатия • Оторву твой длинный… • Отрастить крылья • Ошибка Ботвинника • Ошибка слепого • Пешеход сбил машину • Плохие новости по-хорошему/Здесь живёт вдова Рабинович?• Перекрасить кумира • Подтянуться на руках • Поездить на монстре • Пойдёшь первым • Покарать гонца • Поплыл, как топор • Притворяться тем, кем являешься • Проскочить в закрывающуюся дверь • Прятаться за улыбкой • Разбить зеркало • Разминулись • Разрубить Гордиев узел • Самоубийственно выглядящий прыжок • Сам себе парикмахер • Свободу попугаям! • С глаз долой — с фоток вон • Сейчас как извинюсь • Сидеть на пианино • Снять обручальное кольцо • Согласиться по инерции • Спасти мир • Спустили на него его же собак • Тащить за шиворот • Тогда пригласим такого же • Убежать в закат • Убийственный взгляд • Укушен собственной собакой • Уничтожение денег • Упасть в воду • Усердие не по разуму • Фирменный знак • Фэйспалм • Хитрый план • Хорошие сапоги, надо брать • Цыганочка с выходом • Эффект рыжей кошки • Ядерная дезинфекция |
---|
Охрана | Неправильно (Во лошаки! • Неохраняемый пульт охраны • Полуслепые стражники • Эффект штурмовика • Камеры слежения) • Правильно (Мясные ворота • Стражники-экстрасенсы • Суперстража) |
---|
Награды | Взятие образца ДНК как награда • Отказаться от награды (расчётливый отказ от награды) • Сам путь — награда • Фальшивая награда • Отказ от силы |
---|
Выбор | Друг или золото? • Либо это, либо то • Ложная дихотомия выбора • Подбросим монетку? • Садистский выбор (Роковая клятва) • Явно искусственная ловушка • Отказ от силы |
---|
Вероятность | Магнит для неприятностей • Нарушитель теории вероятностей • Хроническое невезение • Эффект Пуаро |
---|
Исчезновение/появление персонажа | Посадить в автобус (Автобус вернулся/Автобус разбился) • Нелицо • Помните нового мышонка?/Что стало с мышонком? • Ретгон • Синдром Чака Каннингема |
---|
Самопожертвование | Бессмысленное самопожертвование vs Пережить самопожертвование • Героическое самопожертвование vs Злодейское самопожертвование • Тупое самопожертвование |
---|
Позы | Герои в позе пьеты • Герой в распятой позе • Герой в гробу • Поза вознесения • Поза трёх обезьян • Поза эмбриона • Раскинуть руки как крылья • Фирменная поза
Забросить на плечо • Нести как невесту (Запрыгнуть на руки) • Нести на спине |
---|
← | Основы |
---|