Странная альтернативная реальность: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
(→‎Примеры: Доперенос с неолурка)
 
Строка 10: Строка 10:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]» — советская действительность перемешана с волшебными, мифическими и сказочными элементами.
* [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]» — советская действительность перемешана с волшебными, мифическими и сказочными элементами.
* Стивен Кинг, «Короткая дорога миссис Тодд» — некая трасса «Моторвей-Би», ведущая через странный мир, где водятся лягушки размером с кота и другая странная флора и фауна.
* Роберт Шекли, «Координаты чудес» — главный герой путешествует по разным альтернативным версиям нашей Земли: одна — доведённое до абсурда общество потребления, где все рекламируют какие-нибудь товары, на другой есть живой говорящий город, на третьей — дворец из мусора…
* «Пена дней» Бориса Виана — педаль в ядро. Фантастические устройства типа пианоктейля (пианино, которое смешивает коктейли, когда на нём играешь), говорящие мыши, кошки и облака, вымышленные болезни вроде нимфеи (цветок лилии в лёгком), и так далее.
** Его же «Обмен разумов». Главный герой после долгих мытарств попадает наконец на родную Землю, радуясь тому, что это именно та Земля, откуда он родом. {{spoiler|Ведь тут, как и до его приключений, его отец пасёт крыс, а мать безмятежно несёт яйца…}}
* Финал «Обмена разумов» Роберта Шекли. Причем главный герой никак не осознает этого из-за своего визита в Искаженный мир.
* Стивен Кинг, «Короткая дорога миссис Тодд» — некая трасса «Моторвей-Би», ведущая через странный мир, где водятся лягушки размером с кота и другая странная флора и фауна.
* «[[Дом, в котором]]»: такова Изнанка Дома. А вот Лес — мимо: он совершенно непохож на наш обычный мир.
* «Пена дней» Бориса Виана — педаль в ядро. Фантастические устройства типа пианоктейля (пианино, которое смешивает коктейли, когда на нём играешь), говорящие мыши, кошки и облака, вымышленные болезни вроде нимфеи (цветок лилии в лёгком), и так далее.
* Р. Л. Стайн, «Лифт в никуда»: собственно, этот самый лифт перемещает в разные альтернативные версии нашего мира. В одном перепутаны верх и низ, в другом людьми правят животные, в третьем школы похожи на тюрьмы и действует антидетская полиция, которая ловит детей с помощью игрушек-ловушек.
* «[[Дом, в котором]]»: такова Изнанка Дома. А вот Лес — мимо: он совершенно непохож на наш обычный мир.
* [[Жан Рэй]] тоже любил этот троп. Некоторые из альтернативных миров в его рассказах откровенно инфернальные, а другие — просто необычные.
* Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — главный герой Джек проваливается из нашего обычного мира именно в такую реальность, основанную на «[[Alice in Wonderland|Алисе в Стране Чудес]]», только в эстетике мистического нуар-детектива (напополам с [[Жуткая альтернативная реальность]]). В этом мире живут люди-устрицы, на заводе по производству часов часы смазывают маслом, а работают там лунные жители, Бармаглот из известного стиха здесь инфернальное [[Чу-Чу]], а Плотник — [[Серийный убийца|маньяк-убийца]], который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей.
* Р. Л. Стайн, «Лифт в никуда»: собственно, этот самый лифт перемещает в разные альтернативные версии нашего мира. В одном перепутаны верх и низ, в другом людьми правят животные, в третьем школы похожи на тюрьмы и действует антидетская полиция, которая ловит детей с помощью игрушек-ловушек.
* [[Жан Рэй]] тоже любил этот троп. Некоторые из альтернативных миров в его рассказах откровенно инфернальные, а другие — просто необычные.
* Практически все миры Дианы Уинн Джонс.
* Практически все миры Дианы Уинн Джонс.
* «[[Chronicles of Amber|Девять принцев Амбера]]» — Корвин на машине своего брата Рэндома проезжает множество таких миров (вероятно, это разные Отражения).
* «[[Chronicles of Amber|Девять принцев Амбера]]» — Корвин на машине своего брата Рэндома проезжает множество таких миров (вероятно, это разные Отражения).
** А при внимательном анализе романов цикла можно догадаться, что и сама тень Земля, это не тот же мир, в котором живем мы, читатели.
** А при внимательном анализе романов цикла можно догадаться, что и сама тень Земля, это не тот же мир, в котором живем мы, читатели.
* «Центр Роста» Алексея Смирнова — действие происходит в очень красочном и странном мире: в нём множество богов и полубогов (в том числе боги уличного движения, боги страхования недвижимости и др.), на улицах стоят оракулы-автоматы, в которых можно получить предсказание за монетку, а главный герой работает в Агентстве Неприятностей, которое организует людям различные проблемы (вплоть до смерти) по их же заказу. При этом там представлены и реалии нашего обычного мира (упоминаются Себастьян Жапризо, Солженицын, Карл Густав Юнг, и др.)
* «Центр Роста» Алексея Смирнова — действие происходит в очень красочном и странном мире: в нём множество богов и полубогов (в том числе боги уличного движения, боги страхования недвижимости и др.), на улицах стоят оракулы-автоматы, в которых можно получить предсказание за монетку, а главный герой работает в Агентстве Неприятностей, которое организует людям различные проблемы (вплоть до смерти) по их же заказу. При этом там представлены и реалии нашего обычного мира (упоминаются Себастьян Жапризо, Солженицын, Карл Густав Юнг, и др.)
* Том Б. Стоун, «[[Graveyard School|Сторож из преисподней]]» — главный герой Джекс случайно забрёл в незнакомый район города, в котором никогда раньше не был, и встретил там загадочного старика Томсона, который нанял его косить траву возле его дома (дом и лужайка вокруг него тоже были весьма странные) и заплатил за работу… бобами, из которых впоследствии вырос гигантский стебель до небес. Тот мир, куда Джекс залез по стеблю, тоже в принципе подпадает под троп: он во многом похож на наш, но, во-первых, там живут гиганты, которые воспринимают ''людей'' как мифических существ и называют их «коротконожками», а во-вторых, там есть волшебные предметы (например, гусыня, несущая золотые яйца).
* Том Б. Стоун, «[[Graveyard School|Сторож из преисподней]]» — главный герой Джекс случайно забрёл в незнакомый район города, в котором никогда раньше не был, и встретил там загадочного старика Томсона, который нанял его косить траву возле его дома (дом и лужайка вокруг него тоже были весьма странные) и заплатил за работу… бобами, из которых впоследствии вырос гигантский стебель до небес. Тот мир, куда Джекс залез по стеблю, тоже в принципе подпадает под троп: он во многом похож на наш, но, во-первых, там живут гиганты, которые воспринимают ''людей'' как мифических существ и называют их «коротконожками», а во-вторых, там есть волшебные предметы (например, гусыня, несущая золотые яйца).
* Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам с «[[Жуткая альтернативная реальность]]», потому что место отчасти зловещее.
* Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам с «[[Жуткая альтернативная реальность]]», потому что место отчасти зловещее.
* Герберт Уэллс, «Дверь в стене» — пополам с «[[Дворец-призрак]]». Герой нашёл некую белую стену с зелёной дверью, и через эту дверь попал в чудесный мир с прекрасным садом и дворцом… Впоследствии двери на этом месте не оказалось, хотя она попадалась ему в самых разных местах ещё несколько раз в жизни.
* Герберт Уэллс, «Дверь в стене» — пополам с «[[Дворец-призрак]]». Герой нашёл некую белую стену с зелёной дверью, и через эту дверь попал в чудесный мир с прекрасным садом и дворцом… Впоследствии двери на этом месте не оказалось, хотя она попадалась ему в самых разных местах ещё несколько раз в жизни.
* «Грань креста» + «Гребцы галеры» А.Карпенко. Нет, это не про Гундяева с Путиным. Это про работу Скорой помощи в некоем лютом зазеркалье.
* «Грань креста» + «Гребцы галеры» А.Карпенко. Нет, это не про Гундяева с Путиным. Это про работу Скорой помощи в некоем лютом зазеркалье.
* Эдмонд Гамильтон, «Долина создания». Затерянный мир, в котором, наряду с людьми, полноценным разумом обладают также лошади, тигры, волки и орлы.
* Эдмонд Гамильтон, «Долина создания». Затерянный мир, в котором, наряду с людьми, полноценным разумом обладают также лошади, тигры, волки и орлы.
* Владимир Дрозд, «Ирій» (в прямом смысле — «место, куда отлетают птицы», в переносном — «мир по ту сторону», что бы это ни значило). С одной стороны, просто небольшой городок в послевоенный период, и жизнь подростка-полусироты в этом городке со всей соответствующей повседневной проблематикой. С другой, мир этот подчиняется каким-то ну совсем своим законам, которые даже сформулировать затруднительно (как поняла автор правки, метафоры переходят в объективную реальность, но за истинность этого утверждения она не ручается; у самих обитателей городка это никаких вопросов не вызывает).
* Макс Фрай «Лабиринт Мёнина».
* Сергей Снегов, «Диктатор» — мир здесь заметно отличается от нашего. С одной стороны, во многом сохраняется уровень конца XIX века — о лифтах никто и не слышал, здания даже в крупнейших городах не более пяти этажей. С другой, вместо развития артиллерии и расщепления ядра тут умудрились сгущать молекулы и с помощью сгущенной воды управлять погодой, устраивая настоящие метеовойны из циклонов. Кроме того, основу составляет не стрелковое оружие, а электрическое (вибрационное и резонансное). Ах да, отсутствует одна из ключевых проблем — многоязычие: все люди из всех стран мира спокойно общаются на едином языке. Так же и с религией — в отдаленных странах еще верят в пророка Мамуна, в развитых о религии вообще ни слова.
==== Сетевая ====
* Крипипаста «[http://www.diary.ru/~THE-MOVING-FINGER/p193088280.htm?oam Наблюдатели]» — ГГ просто решил проследить за [[Жуткий прохожий|странным незнакомцем]] [[Кошмар в метро|в метро]], и в итоге заблудился в лабиринте маршрутов, идущих через разные альтернативные реальности: одна населена оранжевыми горбунами, другая — синевато-серыми монстрами…


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Трасса 60»: главный герой, выехавший на эту самую трассу, попадает во множество причудливых мест явно не из нашего мира.
* «Трасса 60»: главный герой, выехавший на эту самую трассу, попадает во множество причудливых мест явно не из нашего мира.
* «Город Зеро» — едкая сатира на советскую действительность. Главный герой попадает в очень странный провинциальный город, из которого невозможно выбраться (есть мнение, что это чистилище).
* «Город Зеро» — едкая сатира на советскую действительность. Главный герой попадает в очень странный провинциальный город, из которого невозможно выбраться (есть мнение, что это чистилище).
* «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «[[Alice in Wonderland|Алисы в Стране Чудес]]», напополам с [[Жуткая альтернативная реальность]]: главная героиня после аварии попадает в очень странную и местами зловещую версию реальности и оказывается в особняке, окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться. {{spoiler|[[Твист Амброза Бирса|А разгадка проста]].}}
* «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «[[Alice in Wonderland|Алисы в Стране Чудес]]», напополам с [[Жуткая альтернативная реальность]]: главная героиня после аварии попадает в очень странную и местами зловещую версию реальности и оказывается в особняке, окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться. {{spoiler|[[Твист Найта Шьямалана|А разгадка проста]].}}
* «Чёрная луна» Луи Маля — главная героиня живёт в очень странной версии нашего мира, где идёт [[Война полов|война между мужчинами и женщинами]], бродят говорящие [[единорог]]и, свиньи сидят за столами, а пожилая дама разговаривает с крысой. Создано тоже под вдохновением от «Алисы в Стране Чудес».
* «Сиеста» 1987 года — аналогично. По сюжету парашютистка приходит в себя на лётном поле где-то в Испании с амнезией и в окровавленном платье, вспоминает своё прошлое и пытается понять, как она там оказалась и чья это кровь. При этом почему-то ей попадаются донельзя странные места и персонажи, например, [[Дворец-призрак|появляющаяся из воздуха вилла с вечеринкой в ретро-стиле]] и загадочный блондин, называющий себя ангелом. {{spoiler|На самом деле, как и в предыдущем примере, [[Твист Найта Шьямалана|она умерла, путешествует по загробному миру]], и кровь — её собственная.}}
* «Чёрная луна» Луи Маля — главная героиня живёт в очень странной версии нашего мира, где идёт [[Война полов|война между мужчинами и женщинами]], бродят говорящие [[единорог]]и, свиньи сидят за столами, а пожилая дама разговаривает с крысой. Создано тоже под вдохновением от «Алисы в Стране Чудес».
* «Девушка в лабиринте» Донато Карризи — вроде бы обычный детективный сюжет, но если приглядеться, можно заметить, что действие явно происходит в каком-то Зазеркалье: смешение реалий разных времён (современные мобильники и компьютеры+кассетные диктофоны и кнопочные телефоны) и стран (итальянские имена героев+небоскрёбы в американском духе), психоделические антуражи комнат в духе [[джалло]], да и большинство персонажей выглядит откровенно сюрреалистически.
* «Слайс» 2018 года — обыкновенный американский городок Кингфишер, где люди живут бок о бок с призраками, ведьмами и оборотнями.
* Экранизация «Пены дней» Мишеля Гондри.
* Экранизация «Пены дней» Мишеля Гондри.
* [[Вестерн]] «Чистилище». Банда грабителей, спасаясь от погони, попадает в тихий городок, где жители вежливы, и никто не носит оружия. Но не всё так просто…
* «В пасти безумия» — городок Хобс Энд сначала выглядит сабжем, но быстро превращается в жуткий его вариант.
* «[[Типа я Тарковский|Жена керосинщика]]» — место действие названо четко: 1953 год, Калининградская область. Но выглядит город так… Начнем с того, что там по улице ходят ангелы и говорят по-немецки…


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* «[[Sam & Max Hit the Road]]» — собственно, сам сеттинг игры представляет собой карикатуру на американский фольклор и городские легенды. Здесь есть инопланетные люди-кроты, бигфуты и аномальная зона под названием «Mystery Vortex» («Таинственный Водоворот» — пародия на реальное место под названием «Mystery Spot»).
* «[[Sam & Max Hit the Road]]» — собственно, сам сеттинг игры представляет собой карикатуру на американский фольклор и городские легенды. Здесь есть инопланетные люди-кроты, бигфуты и аномальная зона под названием «Mystery Vortex» («Таинственный Водоворот» — пародия на реальное место под названием «Mystery Spot»).
* «Петька 6: Новая реальность» — действие происходит в с виду обычном, но на самом деле сюрреалистическом российском городе. Кроме людей, в нём обитают вампиры, скелеты, монстры и антропоморфные животные, разделённые на Светлых и Тёмных(намёк на «Ночной Дозор» Лукьяненко видимо).
* «[https://zorpek.itch.io/boneyard-demo The Funny Boneyard]» — юная героиня живёт во вроде бы обычном современном мире и живёт более-менее обыкновенной жизнью: выясняет отношения с домовладельцем, который собирается выселить её за неуплату, пытается спасти свой любимый паб от закрытия, тусуется в Фейсбуке… Но при этом её лучшая подруга — зелёный инопланетный монстр, по улицам бродит самый настоящий конь в пальто (и в широкополой шляпе) из {{Перевод|ЛБР|Лошадиное бюро расследований}}, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|а ещё тут бесплатно раздают 50-процентные скидочные купоны на ЛЮБЫЕ товары и услуги в ЛЮБОМ магазине]].
* «Fran Bow» — под действием таблеток заглавная героиня перемещается между «обычным» миром и призрачным. А вообще реальностей аж пять.
* «Петька 6: Новая реальность» — действие происходит в с виду обычном, но на самом деле сюрреалистическом российском городе. Кроме людей, в нём обитают вампиры, скелеты, монстры и антропоморфные животные, разделённые на Светлых и Тёмных (пародия на «[[Ночной Дозор]]» Лукьяненко).
** Встречалось и в предыдущей части «Петька 5: Конец игры». Хотя там по большей части альтернативная история.
* [[Fran Bow]] — под действием таблеток заглавная героиня перемещается между «обычным» миром и призрачным. А вообще реальностей аж пять.
 
=== [[Городские легенды]] ===
* [http://mystical-stories.com/strashno-interesno/59295-predposledniy-etazh.html Городская легенда из Самары 1970-х годов]: [[Лифт между мирами|поднявшись на аварийном лифте на определённый этаж]], в некоторые дни можно было наблюдать очень странный «иномирный» пейзаж с балкона.


{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}

Текущая версия на 08:20, 7 июля 2023

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи World of Weirdness, World of Chaos. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Этот мир очень похож на наш: в нём есть дома, магазины, автомобили, самолёты, возможно, даже Интернет, и если вы туда попадёте, то поначалу вам покажется, что вы дома. Вот только чем дальше, тем больше здесь странностей: в соседней квартире живёт семья гномов, на клумбе растут полосатые розы-вампиры, автомобили живые и говорящие, а в магазинах продаются необычные марки товаров с абсолютно безумными свойствами.

Под этот троп не подпадает всевозможная альтернативная история в духе «Гитлер выиграл Вторую Мировую, а Элвис жив», поскольку это всё реальные варианты, развившиеся из тех же самых начальных условий. А здесь речь идёт про то, что в сами законы мира добавлено нечто донельзя дикое. Кроме того, странности должны бросаться в глаза и не быть скрыты за каким-нибудь маскарадом: «Гарри Поттер», например, мимо, поскольку всегда можно сказать: «А откуда вы знаете, что это альтернативный мир, а не наш собственный? Маги же хорошо прячутся, понятно, что мы их не видим».

Часто используется в качестве сеттинга в жанре магического реализма. Более общий троп — Не совсем нормальный мир. Субтроп для откровенно инфернальных и недружелюбных реальностей — Жуткая альтернативная реальность.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — советская действительность перемешана с волшебными, мифическими и сказочными элементами.
  • Роберт Шекли, «Координаты чудес» — главный герой путешествует по разным альтернативным версиям нашей Земли: одна — доведённое до абсурда общество потребления, где все рекламируют какие-нибудь товары, на другой есть живой говорящий город, на третьей — дворец из мусора…
    • Его же «Обмен разумов». Главный герой после долгих мытарств попадает наконец на родную Землю, радуясь тому, что это именно та Земля, откуда он родом. Ведь тут, как и до его приключений, его отец пасёт крыс, а мать безмятежно несёт яйца…
  • Стивен Кинг, «Короткая дорога миссис Тодд» — некая трасса «Моторвей-Би», ведущая через странный мир, где водятся лягушки размером с кота и другая странная флора и фауна.
  • «Пена дней» Бориса Виана — педаль в ядро. Фантастические устройства типа пианоктейля (пианино, которое смешивает коктейли, когда на нём играешь), говорящие мыши, кошки и облака, вымышленные болезни вроде нимфеи (цветок лилии в лёгком), и так далее.
  • «Дом, в котором»: такова Изнанка Дома. А вот Лес — мимо: он совершенно непохож на наш обычный мир.
  • Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — главный герой Джек проваливается из нашего обычного мира именно в такую реальность, основанную на «Алисе в Стране Чудес», только в эстетике мистического нуар-детектива (напополам с Жуткая альтернативная реальность). В этом мире живут люди-устрицы, на заводе по производству часов часы смазывают маслом, а работают там лунные жители, Бармаглот из известного стиха здесь инфернальное Чу-Чу, а Плотник — маньяк-убийца, который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей.
  • Р. Л. Стайн, «Лифт в никуда»: собственно, этот самый лифт перемещает в разные альтернативные версии нашего мира. В одном перепутаны верх и низ, в другом людьми правят животные, в третьем школы похожи на тюрьмы и действует антидетская полиция, которая ловит детей с помощью игрушек-ловушек.
  • Жан Рэй тоже любил этот троп. Некоторые из альтернативных миров в его рассказах откровенно инфернальные, а другие — просто необычные.
  • Практически все миры Дианы Уинн Джонс.
  • «Девять принцев Амбера» — Корвин на машине своего брата Рэндома проезжает множество таких миров (вероятно, это разные Отражения).
    • А при внимательном анализе романов цикла можно догадаться, что и сама тень Земля, это не тот же мир, в котором живем мы, читатели.
  • «Центр Роста» Алексея Смирнова — действие происходит в очень красочном и странном мире: в нём множество богов и полубогов (в том числе боги уличного движения, боги страхования недвижимости и др.), на улицах стоят оракулы-автоматы, в которых можно получить предсказание за монетку, а главный герой работает в Агентстве Неприятностей, которое организует людям различные проблемы (вплоть до смерти) по их же заказу. При этом там представлены и реалии нашего обычного мира (упоминаются Себастьян Жапризо, Солженицын, Карл Густав Юнг, и др.)
  • Том Б. Стоун, «Сторож из преисподней» — главный герой Джекс случайно забрёл в незнакомый район города, в котором никогда раньше не был, и встретил там загадочного старика Томсона, который нанял его косить траву возле его дома (дом и лужайка вокруг него тоже были весьма странные) и заплатил за работу… бобами, из которых впоследствии вырос гигантский стебель до небес. Тот мир, куда Джекс залез по стеблю, тоже в принципе подпадает под троп: он во многом похож на наш, но, во-первых, там живут гиганты, которые воспринимают людей как мифических существ и называют их «коротконожками», а во-вторых, там есть волшебные предметы (например, гусыня, несущая золотые яйца).
  • Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам с «Жуткая альтернативная реальность», потому что место отчасти зловещее.
  • Герберт Уэллс, «Дверь в стене» — пополам с «Дворец-призрак». Герой нашёл некую белую стену с зелёной дверью, и через эту дверь попал в чудесный мир с прекрасным садом и дворцом… Впоследствии двери на этом месте не оказалось, хотя она попадалась ему в самых разных местах ещё несколько раз в жизни.
  • «Грань креста» + «Гребцы галеры» А.Карпенко. Нет, это не про Гундяева с Путиным. Это про работу Скорой помощи в некоем лютом зазеркалье.
  • Эдмонд Гамильтон, «Долина создания». Затерянный мир, в котором, наряду с людьми, полноценным разумом обладают также лошади, тигры, волки и орлы.
  • Владимир Дрозд, «Ирій» (в прямом смысле — «место, куда отлетают птицы», в переносном — «мир по ту сторону», что бы это ни значило). С одной стороны, просто небольшой городок в послевоенный период, и жизнь подростка-полусироты в этом городке со всей соответствующей повседневной проблематикой. С другой, мир этот подчиняется каким-то ну совсем своим законам, которые даже сформулировать затруднительно (как поняла автор правки, метафоры переходят в объективную реальность, но за истинность этого утверждения она не ручается; у самих обитателей городка это никаких вопросов не вызывает).
  • Макс Фрай «Лабиринт Мёнина».
  • Сергей Снегов, «Диктатор» — мир здесь заметно отличается от нашего. С одной стороны, во многом сохраняется уровень конца XIX века — о лифтах никто и не слышал, здания даже в крупнейших городах не более пяти этажей. С другой, вместо развития артиллерии и расщепления ядра тут умудрились сгущать молекулы и с помощью сгущенной воды управлять погодой, устраивая настоящие метеовойны из циклонов. Кроме того, основу составляет не стрелковое оружие, а электрическое (вибрационное и резонансное). Ах да, отсутствует одна из ключевых проблем — многоязычие: все люди из всех стран мира спокойно общаются на едином языке. Так же и с религией — в отдаленных странах еще верят в пророка Мамуна, в развитых о религии вообще ни слова.

Сетевая[править]

  • Крипипаста «Наблюдатели» — ГГ просто решил проследить за странным незнакомцем в метро, и в итоге заблудился в лабиринте маршрутов, идущих через разные альтернативные реальности: одна населена оранжевыми горбунами, другая — синевато-серыми монстрами…

Кино[править]

  • «Трасса 60»: главный герой, выехавший на эту самую трассу, попадает во множество причудливых мест явно не из нашего мира.
  • «Город Зеро» — едкая сатира на советскую действительность. Главный герой попадает в очень странный провинциальный город, из которого невозможно выбраться (есть мнение, что это чистилище).
  • «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «Алисы в Стране Чудес», напополам с Жуткая альтернативная реальность: главная героиня после аварии попадает в очень странную и местами зловещую версию реальности и оказывается в особняке, окружённом лесным лабиринтом, из которого невозможно выбраться. А разгадка проста.
  • «Сиеста» 1987 года — аналогично. По сюжету парашютистка приходит в себя на лётном поле где-то в Испании с амнезией и в окровавленном платье, вспоминает своё прошлое и пытается понять, как она там оказалась и чья это кровь. При этом почему-то ей попадаются донельзя странные места и персонажи, например, появляющаяся из воздуха вилла с вечеринкой в ретро-стиле и загадочный блондин, называющий себя ангелом. На самом деле, как и в предыдущем примере, она умерла, путешествует по загробному миру, и кровь — её собственная.
  • «Чёрная луна» Луи Маля — главная героиня живёт в очень странной версии нашего мира, где идёт война между мужчинами и женщинами, бродят говорящие единороги, свиньи сидят за столами, а пожилая дама разговаривает с крысой. Создано тоже под вдохновением от «Алисы в Стране Чудес».
  • «Девушка в лабиринте» Донато Карризи — вроде бы обычный детективный сюжет, но если приглядеться, можно заметить, что действие явно происходит в каком-то Зазеркалье: смешение реалий разных времён (современные мобильники и компьютеры+кассетные диктофоны и кнопочные телефоны) и стран (итальянские имена героев+небоскрёбы в американском духе), психоделические антуражи комнат в духе джалло, да и большинство персонажей выглядит откровенно сюрреалистически.
  • «Слайс» 2018 года — обыкновенный американский городок Кингфишер, где люди живут бок о бок с призраками, ведьмами и оборотнями.
  • Экранизация «Пены дней» Мишеля Гондри.
  • Вестерн «Чистилище». Банда грабителей, спасаясь от погони, попадает в тихий городок, где жители вежливы, и никто не носит оружия. Но не всё так просто…
  • «В пасти безумия» — городок Хобс Энд сначала выглядит сабжем, но быстро превращается в жуткий его вариант.
  • «Жена керосинщика» — место действие названо четко: 1953 год, Калининградская область. Но выглядит город так… Начнем с того, что там по улице ходят ангелы и говорят по-немецки…

Видеоигры[править]

  • «Sam & Max Hit the Road» — собственно, сам сеттинг игры представляет собой карикатуру на американский фольклор и городские легенды. Здесь есть инопланетные люди-кроты, бигфуты и аномальная зона под названием «Mystery Vortex» («Таинственный Водоворот» — пародия на реальное место под названием «Mystery Spot»).
  • «The Funny Boneyard» — юная героиня живёт во вроде бы обычном современном мире и живёт более-менее обыкновенной жизнью: выясняет отношения с домовладельцем, который собирается выселить её за неуплату, пытается спасти свой любимый паб от закрытия, тусуется в Фейсбуке… Но при этом её лучшая подруга — зелёный инопланетный монстр, по улицам бродит самый настоящий конь в пальто (и в широкополой шляпе) из ЛБР, а ещё тут бесплатно раздают 50-процентные скидочные купоны на ЛЮБЫЕ товары и услуги в ЛЮБОМ магазине.
  • «Петька 6: Новая реальность» — действие происходит в с виду обычном, но на самом деле сюрреалистическом российском городе. Кроме людей, в нём обитают вампиры, скелеты, монстры и антропоморфные животные, разделённые на Светлых и Тёмных (пародия на «Ночной Дозор» Лукьяненко).
    • Встречалось и в предыдущей части «Петька 5: Конец игры». Хотя там по большей части альтернативная история.
  • Fran Bow — под действием таблеток заглавная героиня перемещается между «обычным» миром и призрачным. А вообще реальностей аж пять.

Городские легенды[править]