Мир мусорщиков

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Scavenger World. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Все сделано из того, что подвернётся под руку

Производственные процессы в современном обществе настолько взаимосвязаны, что каждый продукт можно назвать результатом деятельности всего общества. Есть люди, собирающие изделия, люди, которые добывают сырье для этих изделий, люди, которые поддерживают электростанции, питающие производство энергией и т. д. Также часто забываются и иногда даже не ассоциируются с изготовлением изделий те, кто пишут пособия и инструкции, посыльные и курьеры, организаторы производственных процессов и т. п.

Не забудьте всех тех людей, которые производят средства производства (например, машино- и станкостроительные предприятия), а также тех, кто строят эти самые предприятия, и многих других.

Теперь представим, что большая часть человечества внезапно уничтожена. Это повлечёт за собой появление огромных пробелов в знаниях о том, как производить вещи. Разумеется, будут те, кто может починить двигатель автомобиля, но если не будет тех, кто знает, как изготовлять свечи зажигания, первые будут вынуждены обследовать руины, оставшиеся после конца света, в надежде найти нужные запчасти.

А ведь еще нужен бензин, нефть, шины, антифриз, аккумуляторы… ну вы поняли.

Даже если кто-то знает, как произвести эти ключевые элементы, все это знание будет бесполезным, так как большая часть современных производственных процессов нуждается в широком использовании компьютеров, силовой техники, а также точности, равной которой люди не смогут достичь без соответствующих инструментов.

Все эти пробелы в знаниях с каждым поколением будут расти все быстрее и быстрее. Общество будет вынуждено полагаться на поиск рабочей техники в развалинах, не зная ни как она была сделана, ни принципов ее работы. Если же определенное количество шестеренок и иных мелких деталей отсутствует, эта техника станет бесполезной. Более того — эти детали имеют свойство изнашиваться; говнопалочному миру, слишком долго использующему такую технику, следует иметь объяснение, почему все еще продолжает работать.

Во время боя большинство ожидаемо будет пользоваться подручным хламом в виде оружия и защищаться такой же «броней».

Примеры[править]

Литература[править]

  • Бесчисленное количество постапокалиптических произведений.
  • Жюль Верн, «Таинственный остров» — с цивилизацией в целом ничего не случилось, но изолированным на необитаемом острове героям приходится выкручиваться, используя остатки воздушного шара и дары капитана Немо.
  • Александр Беляев, «Остров погибших кораблей» — ещё в большей степени.
  • Герберт Уэллс, «Война в воздухе» — этим все заканчивается.
  • Властелин Колец — в королевстве Гондор есть древние города и памятники, техника строительства которых неизвестна нынешнему населению из-за технологического регресса.
  • Ю. Нестеренко:
    • «Плющ на руинах» (вторая часть дилогии «Ошибка Риллена Ли»): описывается мир, скатившийся в средневековье после крушения цивилизации наподобие нашей. Соответственно, месторождения железной руды уже изрядно разработаны предыдущей цивилизацией, и нынешним средневековым технологиям они не по зубам. Приходится искать железные изделия и постройки этой самой предыдущей цивилизации и переплавлять их.
    • «Причастие». Соответствующие добытчики в опустошенном пандемией мире так и называются — скэвенджеры. При этом особо ценной добычей считаются не столько остатки машин, сколько, к примеру, кожаная обувь — в мире, где вымерли почти все млекопитающие, изготовить ее не из чего.

Кино[править]

  • Безумный Макс 2: Воин дороги. Успешно показал говнопалочный мир на большом экране, что повлияло на появление множества последующих работ, вдохновленных атмосферой и визуальным стилем.
    • Да и в принципе вся франшиза Безумного Макса.
  • Терминатор — Земля после ядерной войны.
  • Матрица — пустоши, в которые превратилась планета. Люди были вынуждены собирать технику, которая позволила создать единственный подземный город человечества.

Телесериалы[править]

  • Вавилон 5 — есть намёки на это в серии «Деконструкция падающих звёзд». В далеком будущем из-за Великого Пожара люди были отброшены в Средневековье. Рейнджеры пытаются восстановить технологии, будучи вынужденными полагаться на внеземную помощь в пополнении запасов, в том числе и запасов топлива.

Мультфильмы[править]

  • 9 — тряпичные куклы собирают необходимые им вещи в развалинах мира, в котором из-за войны людей и роботов не живут даже бактерии.

Комиксы[править]

  • Бэтмен — во время событий арки «Ничья земля» все занимаются сбором необходимого в развалинах. Одно яблоко стоило больше целой коробки девятимиллиметровых патронов.

Веб-комиксы[править]

  • Вселенная комикса «Aurora Danse Macabre» из-за пока не описанного конца света.

Манга и Аниме[править]

  • Манга «Странствующий торговец оружием» — после неизвестного катаклизма мир откатился в средневековье. Технологии производства оружия и патронов утеряны (или находятся в ведении Гильдии оружейный торговцев). Так что раскопки останков мертвой цивилизации в поисках чего-то полезного вполне привычно.
  • Dorohedoro — мир Дыры. Просто мир Дыры.

Видеоигры[править]

  • Серия Mass Effect. Тучанка, родной мир кроганов. Целая разрушенная планета, чьи обитатели заинтересованы не в производстве, а в сражениях друг с другом за остатки технологий. Причем кроганам нравится такая жизнь, так как она является доказательством их силы и стойкости.
    • В общем смысле все современные расы собирают большую часть своих достижений из обломков цивилизации протеан.
  • Игра по фильмам про Безумного Макса. Высохшую и лежащую в руинах Пустошь населяют рейдеры, психи и горстка крутых выживших, живущих в укрепленных крепостях. Это все, что осталось от человечества — если вы не служите одному из крутых психов и не живете с (относительно) адекватными выживальщиками в крепости, вы мертвы. Абсолютно все извлекается из руин и обломков давно уничтоженных технологий, а деньги заменены полезным ломом. Троп играется зигзагом — хотя все выглядит настолько мрачно и безжалостно, что больше похоже на загружаемое дополнение к Borderlands, чем на Землю, можно найти нетронутые реликвии прошлого, согласно которым конец света произошел не раньше, чем сменилось одно или два поколения.
  • Metro 2033. Место действия представляет собой постапокалиптический мир-помойку в тоннелях московского метро, где укрылись люди после ядерного удара, смертельно заразившего поверхность и спровоцировавшего ядерную зиму. Те немногие, кто выжил на поверхности, превратились в мутантов разной степени ужасности. Большая часть найденного или увиденного оборудования склепана из остатков довоенной техники или переделана для не предусмотренного использования. Ярче всего показано на примере оружия — оно просто незаменимо в мире игры для защиты от бандитов или монстров, нападающих на населенные станции, но сделано в основном из трубок, фанеры и частей довоенного оружия. Например, стандартные игровые эквиваленты двухстволки и пистолета-пулемета. В сиквеле появляются еще более кустарные виды оружия, как например винтовка со скользящим затвором, смотря на которую видно, что сделана она из частей двух разных пушек и модифицирована для стрельбы зажигательными патронами от дробовика с помощью сигнального пистолета.
    • Условия проживания в обеих играх ничуть не лучше качества оружия, так как жители большинства станций живут либо в потрепанных хижинах, сделанных из фанеры и листового металла, либо в импровизированных «квартирах» из пустых вагонов метро.
    • В дополнении «Комплект разработчика» к Metro: Last Light имеется многоствольный дробовик, сделанный из частей велосипеда.
  • В серии Fallout действие разворачивается в постапокалиптическом говнопалочном мире, где приведение старой машины в рабочее состояние является одним из важных квестов. Однако этот мир постепенно начинает оправляться от катастрофы: в хороших концовках Fallout и Fallout 2 строятся новые города, создаются новые правительства, и намекается на улучшение общей обстановки. Следует заметить, что дефицит, из-за которого, в частности, трудно найти автозапчасти, судя по всему не повлиял на оружейную отрасль, судя, по крайней мере, по огромному количеству энергетического оружия, многоствольных пулеметов и автоматов, разбросанных по округе. Под это был подведен обоснуй в виде одного персонажа-кузнеца, появляющегося в поздней игре, который производит свой собственный порох и начиняет им переработанные гильзы, делая таким образом новые патроны для продажи.
    • Fallout 3 стартует на противоположном побережье Америки, а местный сеттинг куда ближе к тропу, чем предыдущие игры. Например дома, мебель и стены города Мегатонны сделаны из металла со старого аэропорта. Это также влияет на геймплей, потому что один раз обобранные здания так и остаются пустующими. Броня, используемая рейдерами и супермутантами сделана из мусора, такого как части автомобилей и старых шин. На одном концепт арте супермутант-бегемот использовал самодельный цеп, сделанный из автомобильного двигателя, прикрепленного к цепи.
    • Fallout: New Vegas. Мохаве в меньшей степени является говнопалочным миром, о чем можно сделать вывод, глядя на наличие фабрик, производящих новое оружие, патроны и снаряжением. Хотя изделий производится гораздо больше, исследование руин остается хорошим способом для нахождения оружия и дешевых предметов на продажу.
      • Это соответствует внутриигровому объяснению того, по каким законам работал мир после падения бомб. Знания не были потеряны — они просто хранились в старых компьютерах убежищ и на военных базах, похожих на ту, где начиналось Братство Стали. Неудивительно, учитывая, что над игрой работали те же самые люди, которые сделали первые две игры, и гораздо более последовательны с ним, чем с Fallout 3.
        • Ирония в том что здесь можно делать больше полезных вещей из мусора чем в третьей части. Да и институт мародерства… в смысле старательства, описан четче.
      • В одном из квестов игроку дано задание закрыть одну из таких фабрик, из-за того, что та производила местную валюту — бутылочные крышки, и производство большго их количества могло вызвать инфляцию и обрушить рынок.
      • Дополнение Dead Money является воплощением этого тропа. Игрок попадает в мертвый мир, нашпигованный ловушками и крайне опасными существами. Все что у вас есть — тряпичный комбинезон и раздолбанная голографическая винтовка, поэтому, если вы хотите прожить следующие пять минут, вы вынуждены собирать все, что найдете — оружие, еду и медикаменты.
    • Fallout 4. Педаль в пол, потому что собирать надо собирать практически весь мусор, который найдете, потому что из него делаются модификации оружия, инструменты и даже здания. И да, вид у самопального оружия (гладкостволы 38 калибра) откровенно мусорный. Да и дома выглядят соответствующе.
  • Hyper Light Drifter. Вся более-менее пристойная жизнь — в Центральном городе, вокруг — треш и содомия. И куча старых механизмов, за которые Дрифтеру даже неплохо платят.
  • Terminator: Resistance — как и в первоисточнике, местный сеттинг именно такой. Наш главный герой солидную часть времени будет тратить на собирательство ценных ресурсов, из которых потом на верстаке можно собрать аптечки, боеприпасы, отмычки, ловушки, стимуляторы и т. д..

Визуальные романы[править]

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — Адептус Механикус, живущие за счёт поиска остатков технологий древней Эры Тёмных Технологий.
    • Орки вообще по-другому своей жизни не мыслят. Приделать к подбитому гравитанку эльдар колёса (патаму чта не па орачьи фейками летать, ВААААГХ) и установить на трофейный танк «Леман Русс» ракетные ускорители, вызвав одним видом подобного истерику у Механикус? Это еще не самые вопиющие примеры. «Лутание» орки любят не меньше (а то и больше) «пастука».

Реальная жизнь[править]

  • Довольно распространено в бедных странах, не имеющих развитых производств, особенно в тех, где почти отсутствуют высокие технологии. Педаль в пол давила Кампучия после революции «красных кхмеров», где были запрещены технологии; с фитильком (в частности, в отношении автотранспорта) — Куба некоторое время, когда помощь от соцлагеря вдруг перестала поступать, а капстраны ещё не сняли эмбарго на торговлю.
    • Некоторые бедные регионы развивающегося мира (Индия, некоторые африканские государства) могут позволить себе иметь небольшое количество новой техники или запчастей, что выливается в использование старых автомобильных аккумуляторов при сварке вместе с трансформаторами, сделанными из картона.
    • Также встречается в сообществах австралийских аборигенов из аутбэка, что показано в документальном сериале Bush Mechanics.
  • Некоторые страны второго и третьего мира покупают использованные самолеты у авиакомпаний первого мира. На первый взгляд ничего страшного, так как многие авиакомпании заменяют парк каждые пять лет. Но впоследствии эти покупатели продают еще более потрепанные самолеты бедным авиакомпаниям, те, в свою очередь, тоже продают их после использования, что приводит к использованию самыми низкосортными авиакомпаниями стран третьего мира самолетов, перепроданных по три, четыре, пять и более раз.
  • В Индии многие бедняки занимаются сбором мусора для последующей его продажи фирмам, занимающимся переработкой отходов, что является одним из самых эффективных способов переработки. К сожалению, Индия, как и многие другие бедные страны, является свалкой для большого количества токсичных отходов (например, электроники) из стран первого мира, не желающих заниматься переработкой. Сборщика мусора подвергают себя риску поражения такими токсичными веществами, как полихлорированные дифенилы, свинец, кадмий, ртуть, а также разнообразными ядовитыми растворителями и канцерогенами.
    • Китай, в частности, является одной из самых загрязненных стран мира из-за того, что многие местные жители покупают сломанные компьютеры и другую технику для того, чтобы сжечь пластик и получить ценные серебро и золото из монтажных плат. Получающийся дым крайне токсичен, и люди работают от девяти до одиннадцати часов в день в этом дыму.
  • Случается в местностях, где идут активные военные действия, а также там, где недавно произошла природная катастрофа.
  • Было распространено во время Великой Депрессии, когда почти никто ничего не мог купить. Одним из лучших примеров является фургон Гувера — автомобиль, который тянули запряженные в него лошади или ослы, так как владелец не мог купить бензин.
  • Патрик О’Рурк в своей сатирической книге по экономике «Ешьте богатых» приводит в пример карандаш как свидетельство того, что даже такая простая вещь состоит из такого большого количества материалов (дерево, графит, резина, сталь, краска), и требуется так много знаний и умений, чтобы получить эти материалы (ботаника, геология, горное дело, плотничество, фрезерование, металлообработка, химия, рисование), что изготовление хотя бы одного карандаша в одиночку просто невозможно. И в то же время карандаш является копеечным, легко заменяемым предметом благодаря современному массовому производству, которое легко штампует их в промышленных количествах.
  • Выставки рэт родов представляют собой именно этот троп, так как большинство их владельцев не понимают сути этих машин и просто фанатеют от франшизы про Безумного Макса. Некоторые рэт роды специально построены в таком стиле, являясь видом постапокалиптического искусства. Другие же действительно находятся в плохом состоянии и собираются вместе, в том числе и для ремонта, который им может потребоваться. Мотоциклы для «выживания» схожи по назначению с рэт родами, и могут выглядеть так, будто они постоянно разваливаются, и их собираются по частям. Часто это случается на самом деле.
  • Что иронично, люди, чьим увлечением является занятием традиционными ремеслами, могут считать говнопалочным весь современный мир, так как в высокотехнологичном обществе практически невозможно отыскать многие древние материалы и инструменты, которые были давно превзойдены. Попробуйте найти запчасти для прядильного колеса XIII века или для древнеримского доспеха, не заглядывая в музеи.