Офелия: различия между версиями
(→Музыка) |
(Новая страница: «{{TVTropes|TheOphelia|The Ophelia}} {{Q|Скорбь и печаль, страданье, самый ад<br/>Она в красу и прелесть превращает.|Лаэрт об Офелии, «Гамлет», акт IV}} 240px|thumb|right|Примерно так выглядит типичная Офелия Представьте себе привлекательную героиню с тонкими класс...») |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Представьте себе привлекательную героиню с тонкими классическими чертами лица, точёной фигурой и загадкой во взоре… да-да, всё как в любовных романах, но плюс одна маленькая деталь: она абсолютно и полностью не в себе. Бродит по улицам в странном наряде и [[Босоногий чудак|без обуви]], [[Говорит сам с собой|разговаривает сама с собой]], [[Безумный художник|рисует что-то необычное]] на асфальте и стенах домов, на вопросы отвечает [[Говорить загадками|загадками]] или [[Говорить стихами|стихами]] и видит то, чего не видит никто другой (и иногда даже [[Безумный провидец|бывает права]]). Иными словами, образ '''Офелии''' — романтизация и эстетизация безумия (этот троп особенно любят писатели-мужчины, и как следствие, подавляющее большинство таких персонажей — женского пола). На [[архетип]]ическом уровне его связывают с оракулами и предсказательницами (самый известный пример — пифии из Дельф), а также с духами природы — нимфами, феями, дриадами и подобными им (последняя аналогия особенно прослеживается в картинах прерафаэлитов). Иногда превращение в Офелию является [[Разум не вынес|следствием психологической травмы]] (как в случае с кодификатором); в других же случаях героиня [[Я не страдаю безумием, я им наслаждаюсь|вполне счастлива в своём воображаемом мире]] и иногда даже может [[Заразное безумие|втянуть в него героя]], особенно если этот мир не совсем воображаемый. | Представьте себе привлекательную героиню с тонкими классическими чертами лица, точёной фигурой и загадкой во взоре… да-да, всё как в любовных романах, но плюс одна маленькая деталь: она абсолютно и полностью не в себе. Бродит по улицам в странном наряде и [[Босоногий чудак|без обуви]], [[Говорит сам с собой|разговаривает сама с собой]], [[Безумный художник|рисует что-то необычное]] на асфальте и стенах домов, на вопросы отвечает [[Говорить загадками|загадками]] или [[Говорить стихами|стихами]] и видит то, чего не видит никто другой (и иногда даже [[Безумный провидец|бывает права]]). Иными словами, образ '''Офелии''' — романтизация и эстетизация безумия (этот троп особенно любят писатели-мужчины, и как следствие, подавляющее большинство таких персонажей — женского пола). На [[архетип]]ическом уровне его связывают с оракулами и предсказательницами (самый известный пример — пифии из Дельф), а также с духами природы — нимфами, феями, дриадами и подобными им (последняя аналогия особенно прослеживается в картинах прерафаэлитов). Иногда превращение в Офелию является [[Разум не вынес|следствием психологической травмы]] (как в случае с кодификатором); в других же случаях героиня [[Я не страдаю безумием, я им наслаждаюсь|вполне счастлива в своём воображаемом мире]] и иногда даже может [[Заразное безумие|втянуть в него героя]], особенно если этот мир не совсем воображаемый. | ||
В мягких вариантах (когда нет тяжёлой психиатрии) является подвидом тропа [[Житель Страны Эльфов]]. Может рассматриваться как [[привлекательный недостаток]] с [[Педаль в пол|педалью, выжатой в пол]] (странность и «чудесатость» может быть привлекательной и в реальной жизни) | В мягких вариантах (когда нет тяжёлой психиатрии) является подвидом тропа [[Житель Страны Эльфов]]. Может рассматриваться как [[привлекательный недостаток]] с [[Педаль в пол|педалью, выжатой в пол]] (странность и «чудесатость» может быть привлекательной и в реальной жизни, а настоящее сумасшествие можно романтизировать только в художественных произведениях). | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[ | === [[Литература]] === | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Мария из пушкинской «Полтавы». | * Мария из пушкинской «Полтавы». | ||
* «[[Герой нашего времени]] | * Улия из рассказа Марины и Сергея Дяченко «Подземный ветер» (она же [[POV-персонаж]], и поэтому трудно понять, является ли она «не от мира сего» в прямом или переносном смысле). | ||
* «[[Герой нашего времени]]» — загадочная девушка-«ундина» из главы «Тамань»: то поёт песни, то [[Говорит сам с собой|рассуждает сама с собой]], и говорит [[Говорить загадками|загадочными]] [[Говорить пословицами и поговорками|пословицами и поговорками]]. Сойдёт за субверсию с деконструкцией: на самом деле она довольно-таки хладнокровная контрабандистка, которая скорее косит под этот троп. Печорин, сам [[Самоуверенный мерзавчик|косплеивший рокового байронического героя]], купился на образ «загадочной девушки не от мира сего», [[Жанровая ошибка|и это чуть не стоило ему жизни]]. | |||
* Наина Георгиевна из романа Акунина «[[Приключения Пелагии|Пелагия и белый бульдог]]» явно эксплуатирует этот образ (на что в одной из сцен [[Подсветка|прямо указывает её брат]]), например, почти всегда [[Говорить загадками|говорит загадками]]. Впрочем, она относительно нормальна, и это скорее выпендрёж. | * Наина Георгиевна из романа Акунина «[[Приключения Пелагии|Пелагия и белый бульдог]]» явно эксплуатирует этот образ (на что в одной из сцен [[Подсветка|прямо указывает её брат]]), например, почти всегда [[Говорить загадками|говорит загадками]]. Впрочем, она относительно нормальна, и это скорее выпендрёж. | ||
** У него же в «Любовнице | ** У него же в «Любовнице Смерти» — девушка Александра Синичкина, собственно, по прозвищу Офелия. Обладает экстрасенсорными способностями. | ||
* «[[Хроники странного королевства]]» — нимфа Азиль. Впрочем, это субверсия: Азиль не безумна и очень позитивна, просто она нимфа и в силу этого не понимает многих условностей мира людей. Ну и бонусом: [[не любит обувь]], видит то, чего не видят другие, и многое из чего может исправить… Специфическим способом. Мужчины, впрочем, [[Секс животворящий|не жалуются]]. | |||
* «[[Хроники странного королевства]] | * «[[Часодеи]]» — Николь Огнева. | ||
* «[[Часодеи]] | * Вера Камша, «Хроники Арции» — Лупе. | ||
* Вера Камша, «Хроники | * «Страшная месть» Гоголя — Катерина же! | ||
* | * Татьяна Леванова, «Повелитель иллюзий» — Либрант, редчайший пример тропа мужского пола. Он «задумчивый» («задумчивыми» в этом мире называют тех, кто сошёл с ума после подключения к виртуальной реальности — «Лабиринту Иллюзий»), похож на утончённого сказочного принца и говорит загадками. А женским вариантом тропа является не названная по имени дочь чиновника Увидалия, тоже «задумчивая». {{spoiler|В конце они оба излечились и стали парой.}} | ||
* Татьяна Леванова, «Повелитель | |||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* «Ламмермурская невеста» Вальтера Скотта. | |||
* «[[The Deerslayer|Зверобой]]» Фенимора Купера — Хетти Хаттер. | |||
* «Женщина в белом» Уилки Коллинза — Анна Катерик. | |||
* Таня Хафф, «Врата тьмы» — Ребекка. Юная красивая девушка, которую считают умственно отсталой, при этом [[Чудак со сверхспособностями|наделена способностью видеть магических существ]]. | |||
* Эрих Мария Ремарк, «Чёрный обелиск» — Женевьева Терговен (она же Изабелла). | |||
* «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича — Надежда Яновская, последняя из древнего дворянского рода Яновских. Здесь надо сказать, что до такого состояния её долго, настойчиво и методично доводили. А всё потому, что она доверчива, как дитя, особенно в том, что касается семейных преданий и суеверий. | |||
* Доротея из повести Павла Вежинова «Барьер». | |||
* Полумна/Луна Лавгуд из [[Harry Potter|цикла о Гарри Поттере]] — с прикрученным фитильком (в принципе нормальна, хотя и со странностями). | |||
* Отчасти Дженни Рен из романа Чарльза Диккенса «Наш общий друг». В начале романа выглядит просто как [[житель Страны Эльфов]], но ближе к концу появляются намёки на романтику (в частности, её отношения с Хлюпом). | |||
* Безумная Лори из повести Пола Гэллико «Томасина». И в книге, и в экранизации Леонида Нечаева «Безумная Лори» — классическая Офелия, чего не скажешь о диснеевской версии «Девять жизней Томасины», где её сделали ухоженной красоткой с незначительными странностями. | |||
* «Идиоглоссия», по которой снят «Nell» с Джоди Фостер — [[субверсия]] про девушку, выросшую в изоляции. Нет, она не сумасшедшая, как многие её воспринимают, а просто ведёт себя неадекватно, так как ничего в большом мире не понимает. | |||
* Пауло Коэльо, «Ведьма из Портобелло» — главная героиня Афина. | |||
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]» — Жюстина в ранних книгах. Однако она проходит курс лечения и за несколько лет становится вполне вменяемой (хотя и эксцентричной). И даже [[Поднял уровень крутизны|поднимает уровень крутизны]], при этом используя свой прежний образ милой дурочки [[Крутой в дурацком колпаке|как маску]]. | |||
* [[Безумная художница]] Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «[[The Gargoyle|Горгулья]]». | |||
* Патрик Ротфусс, «Хроники убийцы короля» — Аури. | |||
* Цикл Муни Витчер про Джено — красивая арабская волшебница Ранья Мохатдина. Во второй книге была отравлена помощницей главгада Баттерфляй о’Коннор и сошла с ума, превратившись в классическую Офелию. В третьей книге успешно поправилась. | |||
* «[[451 градус по Фаренгейту]]» Рея Брэдбери — Кларисса Маклеллан. Классическая представительница тропа — мечтательная, очень красивая юная девушка и явно не от мира сего. Даже дядя считает ее «помешанной». Погибла под колесами автомобиля. | |||
=== Театр === | |||
* Офелия из шекспировского «[[Гамлет]]а» — [[кодификатор]] тропа. | |||
* | |||
* | |||
* | |||
* Эрих Мария Ремарк, «Чёрный | |||
* | |||
* | |||
* [[Harry Potter| | |||
* | |||
* Безумная Лори из повести Пола Гэллико «Томасина». И в книге, и в экранизации Леонида Нечаева «Безумная | |||
* «Идиоглоссия», по которой снят «Nell» с Джоди | |||
* Пауло Коэльо, «Ведьма из | |||
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]] | |||
* Эндрю | |||
* Патрик Ротфусс, «Хроники убийцы | |||
* Цикл Муни Витчер про | |||
* | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Босиком по мостовой» и американский ремейк «Босиком по асфальту»: главный герой знакомится с главной героиней в… психушке! | * «Босиком по мостовой» и американский ремейк «Босиком по асфальту»: главный герой знакомится с главной героиней в… психушке! | ||
* «[[Отель | * «[[Отель "Миллион долларов"]]» Вима Вендерса: начитанная [[Не любит обувь|босоногая]] красавица Элоиза, считающая себя плодом воображения. | ||
* «Барьер» — экранизация повести Вежинова. | * «Барьер» — экранизация повести Вежинова. | ||
* «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика — Надежда Яновская. | * «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика — Надежда Яновская. | ||
** Плюс ещё одна — пани Кульша, сошедшая с ума после того, как её муж стал жертвой «дикой охоты». У Короткевича пани Кульша тоже есть, но там она измождённая, жуткого вида старуха, тогда как у Рубинчика — каноничнейшая Офелия. | ** Плюс ещё одна — пани Кульша, сошедшая с ума после того, как её муж стал жертвой «дикой охоты». У Короткевича пани Кульша тоже есть, но там она измождённая, жуткого вида старуха, тогда как у Рубинчика — каноничнейшая Офелия. | ||
* | * «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо — главная героиня, собственно, Офелия. Да, и по имени тоже. | ||
* «Куклы» Такеши Китано — они собрались пожениться, но он приглянулся дочери президента корпорации, которая захотела за него замуж, после колебаний он ей объявил, что её бросает, на что она покончила собой, и её слишком поздно откачали, так что она повредилась мозгами, он, узнав об её самоубийстве, сбежал со свадьбы и забрал её из больницы, и уехал с ней далеко-далеко… (а поскольку это трагедия, то стали они бомжами) | * «Куклы» Такеши Китано — они собрались пожениться, но он приглянулся дочери президента корпорации, которая захотела за него замуж, после колебаний он ей объявил, что её бросает, на что она покончила собой, и её слишком поздно откачали, так что она повредилась мозгами, он, узнав об её самоубийстве, сбежал со свадьбы и забрал её из больницы, и уехал с ней далеко-далеко… (а поскольку это трагедия, то стали они бомжами) | ||
* «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — Элис после адского забега-дерби, во время которого якобы «устал и прилёг отдохнуть» пожилой моряк. | * «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — Элис после адского забега-дерби, во время которого якобы «устал и прилёг отдохнуть» пожилой моряк. | ||
* [[w:Письма к Эльзе|«Письма к Эльзе»]] Игоря Масленникова — Ольга. Муж-олигарх, судя по всему, пользовал в качестве супруги «Офелию», найденную | * [[:w:Письма к Эльзе|«Письма к Эльзе»]] Игоря Масленникова — Ольга. Муж-олигарх, судя по всему, пользовал в качестве супруги «Офелию», найденную в... психушке. | ||
* «Сибирское воспитание» — блаженная девушка Ксения. По-детски наивна, говорит [[о себе в третьем лице]], [[не умеет читать]]… Ну вы поняли, да. | * «Сибирское воспитание» — блаженная девушка Ксения. По-детски наивна, говорит [[о себе в третьем лице]], [[не умеет читать]]… Ну вы поняли, да. | ||
* | * «Начало» — Мол, жена Доминика. Перестав отличать сон и реальную жизнь, сошла с ума, что привело её к самоубийству. | ||
* «Аквамарин» — главная героиня. Причём, сама по себе Аквамарин совершенно нормальная, просто воспринимается как Офелия как и в родном подводном царстве, так и на земле. В первом случае — из-за веры в большую любовь, во втором — из-за нетипичного для людей поведения. | * «Аквамарин» — главная героиня. Причём, сама по себе Аквамарин совершенно нормальная, просто воспринимается как Офелия как и в родном подводном царстве, так и на земле. В первом случае — из-за веры в большую любовь, во втором — из-за нетипичного для людей поведения. | ||
* «Дэвид и Лиза» 1962 | * «Дэвид и Лиза» 1962 года — Лиза, психически больная возлюбленная главного героя. [[Раздвоение личности|Одна её личность]], «Лиза», [[Говорить стихами|говорит только в рифму]], а другая, «Мюриэл», [[Немой|не говорит вообще]] и [[Разговаривает надписями|общается записками]]. {{spoiler|В конце Лиза излечивается и начинает разговаривать нормально.}} | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Firefly|Светлячок]] | * «[[Firefly|Светлячок]]» — Ривер Тэм. | ||
* «[[Buffy the Vampire Slayer| | * «[[Buffy the Vampire Slayer|Баффи — истребительница вампиров]]» — Друсилла. Злодейский вариант. | ||
* «Особняк Красная Роза» по сценарию [[Стивен Кинг| Стивена Кинга]] | * «Особняк Красная Роза» по сценарию [[Стивен Кинг| Стивена Кинга]]) — Энни. | ||
* «[[Criminal Minds|Мыслить как преступник]]», серия «Если обувь впору» — Клэр Данбар: тоже злодейский вариант. Бродит босиком и в белом платье, считает себя Золушкой и ищет своего прекрасного принца… и убивает тех, кто оказался не принцем. | |||
* «[[Criminal Minds|Мыслить как преступник]]», серия «Если обувь впору» — Клэр Данбар: тоже злодейский вариант. | * «Суд присяжных. Окончательный вердикт», серия «[[Именно то, что написано на упаковке|Офелия]]» — убитая Жанна Калинина: опять же, злодейский вариант. Была помешана на древностях, но при этом не любила людей, в том числе и самых родных, за что и поплатилась. Даже соседи в разговоре с Владимиром Золотарёвым в открытую называли молодую женщину сумасшедшей. Что примечательно, труп Жанны был сброшен в реку. | ||
* «Суд присяжных. Окончательный вердикт», серия «[[Именно то, что написано на упаковке|Офелия]] | |||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Ледниковый период: Столкновение неизбежно» — Брук. Мягкий и даже [[Шутки ради|юмористический]] вариант тропа. | * «Ледниковый период: Столкновение неизбежно» — Брук. Мягкий и даже [[Шутки ради|юмористический]] вариант тропа. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[DC]] | * [[DC]] — злая и очень сумасшедшая версия: Харли Квинн. Ну да ничего, её [[Безумная любовь|возлюбленный]] тоже, как минимум, не совсем нормален. | ||
* | * Sandman — сестры главного героя, Сумашествие (в прошлом, что характерно, Восхищение) и Смерть. Впрочем, Смерть отнюдь не безумна, хотя и кажется посторонним слегка «не от мира сего». | ||
* | * «Джайкарн» — принцесса Мади. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* Аниме [[Gakkou Gurashi!]] по одноимённой манге: Юки Такея очень оригинально воспринимает творящийся вокруг {{spoiler|зомби-апокалипсис}}, полагая, что она и другие члены клуба просто так сильно любят свою школу, что готовы в ней даже ночевать. Подруги стараются не разрушать грубо её воображаемый мир, опасаясь, что воспоминания об истиной трагедии приведут к [[Синий экран смерти|ПТС]] | * Аниме [[Gakkou Gurashi!]] по одноимённой манге: Юки Такея очень оригинально воспринимает творящийся вокруг {{spoiler|зомби-апокалипсис}}, полагая, что она и другие члены клуба просто так сильно любят свою школу, что готовы в ней даже ночевать. Подруги стараются не разрушать грубо её воображаемый мир, опасаясь, что воспоминания об истиной трагедии приведут к [[Синий экран смерти|ПТС]]. | ||
* [[Berserk]] | * [[Berserk]] — Каска {{spoiler|превратилась из [[Бой-баба|бой-бабы]] в [[Немой|немого безумца]] после пережитого во время Затмения. [[Педаль в пол]]: несколько раз она едва не повторяет [[поплыл, как топор|судьбу]] «гамлетовской» Офелии}}. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[TES/The Elder Scrolls IV: Shivering Isles|TES: Shivering Isles]] | * [[TES/The Elder Scrolls IV: Shivering Isles|TES: Shivering Isles]] — герцогиня Сил. Стройная, красивая, с холодным и подозрительным взором, тайная любовница герцога Мании Тейдона. Ей, герцогине Деменции, быть безумной сам бог велел. [[Бог во плоти|Лично]]. Поскольку сам бог является её сюзереном, принц Безумия Шеогорат. Там же — и многие другие женские персонажи, например, [[Герр Доктор|Релмина Вереним]], возлюбленная самого Шеогората. | ||
* [[Dragon Age: Origins]] — такой кажется (но не является !) [[ведьма]] Морриган: говорит (в русской локализации) [[Говорить стихами|белым стихом]] и [[Говорить загадками|туманными намёками]], отличается [[Социальный дарвинист|социальным дарвинизмом]] и [[Циник|циничной]] [[Сарказм|язвительностью]]. Причина — в её, кхм, крайне специфической мамаше. | |||
** Во второй части — долийка Мерриль (в первой части деловая и адекватная, во второй теряет ориентацию в пространстве и социуме). Причина, вероятно, в гибели/уходе из клана её единственных друзей, Махариэль (возможного Серого Стража-долийца) и Тамлена. | |||
* [[Dragon Age: Origins]] | * «[[Мор (Утопия)]]» — Ева Ян. | ||
** Во второй | * [[Clive Barker's Jericho]] — Симона Коул. | ||
* Diablo III — [[с прикрученным фитильком|с фитильком]]: Лия. | |||
* «[[Мор (Утопия)]] | * [[Vampire: The Masquerade]]: Bloodlines — повышенно хаотичная версия в исполнении Жанетт. | ||
* [[Clive Barker's Jericho]] | |||
* Diablo | |||
* [[Vampire: The Masquerade]]: | |||
** Сабж напоминает женская версия игрового Тремера. | ** Сабж напоминает женская версия игрового Тремера. | ||
** И Малкавианка, разумеется! | ** И Малкавианка, разумеется! | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* Рин Тэдзука из [[Katawa Shoujo]]. | * Рин Тэдзука из [[Katawa Shoujo]]. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Егор Летов — собственно, «Офелия». Посвящена безвременно погибшей Янке Дягилевой, которая была сабжем если не по жизни, то в сценическом образе. | |||
* [[Король и Шут]] — песня «Бедняжка». | |||
* Линда — клип «Взгляд изнутри». И вообще образ явно эксплуатировался в раннем имидже певицы. | |||
* Ирина Богушевская — песня «Офелия». | |||
* Егор | * Эллисон Гарвард — клип «Underwater». | ||
* [[Король и Шут]] | |||
* | |||
* Ирина | |||
* Эллисон | |||
* Овиди Монльор — «Homenatge a Teresa». | * Овиди Монльор — «Homenatge a Teresa». | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Элизабет Сиддал — натурщица, поэтесса и художница эпохи викторианской Англии. Позировала для известнейшей картины с Офелией. Впала в депрессию и начала злоупотреблять опиатами, впоследствии [[антиреклама наркотиков|умерла от передозировки]]. | * Элизабет Сиддал — натурщица, поэтесса и художница эпохи викторианской Англии. Позировала для известнейшей картины с Офелией. Впала в депрессию и начала злоупотреблять опиатами, впоследствии [[антиреклама наркотиков|умерла от передозировки]]. | ||
** Её история была экранизирована в сериале Desperate Romantics. | ** Её история была экранизирована в сериале Desperate Romantics. | ||
Строка 244: | Строка 107: | ||
* Лючия Джойс — красавица-дочь писателя Джеймса Джойса, талантливая итальянско-ирландская танцовщица. Была госпитализирована с диагнозом «шизофрения». | * Лючия Джойс — красавица-дочь писателя Джеймса Джойса, талантливая итальянско-ирландская танцовщица. Была госпитализирована с диагнозом «шизофрения». | ||
* Ранее упомянутая Эллисон Гарвард интересуется гемофилией и находит привлекательной кровь из носа. В остальном же является нормальным человеком. | * Ранее упомянутая Эллисон Гарвард интересуется гемофилией и находит привлекательной кровь из носа. В остальном же является нормальным человеком. | ||
* Интернет-образ Софии Кабенковой. | |||
* А также образ певицы That Poppy. | * А также образ певицы That Poppy. | ||
* Бабета, она же Француженка, она же Дама-с-Прической — проживавшая в Одессе бывшая балерина с по-настоящему трагической судьбой: сошла с ума после того, как на её глазах убили её мужа и обоих детей. К сожалению, скончалась — по разным данным не то в 2015, не то в 2018 году. | * Бабета, она же Француженка, она же Дама-с-Прической — проживавшая в Одессе бывшая балерина с по-настоящему трагической судьбой: сошла с ума после того, как на её глазах убили её мужа и обоих детей. К сожалению, скончалась — по разным данным не то в 2015, не то в 2018 году. | ||
Строка 249: | Строка 113: | ||
{{Nav/Crazy}} | {{Nav/Crazy}} | ||
{{Nav/Романтические тропы и штампы}} | {{Nav/Романтические тропы и штампы}} | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} |
Версия 23:46, 26 марта 2022
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Ophelia. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Скорбь и печаль, страданье, самый ад Она в красу и прелесть превращает. |
» |
— Лаэрт об Офелии, «Гамлет», акт IV |
Представьте себе привлекательную героиню с тонкими классическими чертами лица, точёной фигурой и загадкой во взоре… да-да, всё как в любовных романах, но плюс одна маленькая деталь: она абсолютно и полностью не в себе. Бродит по улицам в странном наряде и без обуви, разговаривает сама с собой, рисует что-то необычное на асфальте и стенах домов, на вопросы отвечает загадками или стихами и видит то, чего не видит никто другой (и иногда даже бывает права). Иными словами, образ Офелии — романтизация и эстетизация безумия (этот троп особенно любят писатели-мужчины, и как следствие, подавляющее большинство таких персонажей — женского пола). На архетипическом уровне его связывают с оракулами и предсказательницами (самый известный пример — пифии из Дельф), а также с духами природы — нимфами, феями, дриадами и подобными им (последняя аналогия особенно прослеживается в картинах прерафаэлитов). Иногда превращение в Офелию является следствием психологической травмы (как в случае с кодификатором); в других же случаях героиня вполне счастлива в своём воображаемом мире и иногда даже может втянуть в него героя, особенно если этот мир не совсем воображаемый.
В мягких вариантах (когда нет тяжёлой психиатрии) является подвидом тропа Житель Страны Эльфов. Может рассматриваться как привлекательный недостаток с педалью, выжатой в пол (странность и «чудесатость» может быть привлекательной и в реальной жизни, а настоящее сумасшествие можно романтизировать только в художественных произведениях).
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Мария из пушкинской «Полтавы».
- Улия из рассказа Марины и Сергея Дяченко «Подземный ветер» (она же POV-персонаж, и поэтому трудно понять, является ли она «не от мира сего» в прямом или переносном смысле).
- «Герой нашего времени» — загадочная девушка-«ундина» из главы «Тамань»: то поёт песни, то рассуждает сама с собой, и говорит загадочными пословицами и поговорками. Сойдёт за субверсию с деконструкцией: на самом деле она довольно-таки хладнокровная контрабандистка, которая скорее косит под этот троп. Печорин, сам косплеивший рокового байронического героя, купился на образ «загадочной девушки не от мира сего», и это чуть не стоило ему жизни.
- Наина Георгиевна из романа Акунина «Пелагия и белый бульдог» явно эксплуатирует этот образ (на что в одной из сцен прямо указывает её брат), например, почти всегда говорит загадками. Впрочем, она относительно нормальна, и это скорее выпендрёж.
- У него же в «Любовнице Смерти» — девушка Александра Синичкина, собственно, по прозвищу Офелия. Обладает экстрасенсорными способностями.
- «Хроники странного королевства» — нимфа Азиль. Впрочем, это субверсия: Азиль не безумна и очень позитивна, просто она нимфа и в силу этого не понимает многих условностей мира людей. Ну и бонусом: не любит обувь, видит то, чего не видят другие, и многое из чего может исправить… Специфическим способом. Мужчины, впрочем, не жалуются.
- «Часодеи» — Николь Огнева.
- Вера Камша, «Хроники Арции» — Лупе.
- «Страшная месть» Гоголя — Катерина же!
- Татьяна Леванова, «Повелитель иллюзий» — Либрант, редчайший пример тропа мужского пола. Он «задумчивый» («задумчивыми» в этом мире называют тех, кто сошёл с ума после подключения к виртуальной реальности — «Лабиринту Иллюзий»), похож на утончённого сказочного принца и говорит загадками. А женским вариантом тропа является не названная по имени дочь чиновника Увидалия, тоже «задумчивая». В конце они оба излечились и стали парой.
На других языках
- «Ламмермурская невеста» Вальтера Скотта.
- «Зверобой» Фенимора Купера — Хетти Хаттер.
- «Женщина в белом» Уилки Коллинза — Анна Катерик.
- Таня Хафф, «Врата тьмы» — Ребекка. Юная красивая девушка, которую считают умственно отсталой, при этом наделена способностью видеть магических существ.
- Эрих Мария Ремарк, «Чёрный обелиск» — Женевьева Терговен (она же Изабелла).
- «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича — Надежда Яновская, последняя из древнего дворянского рода Яновских. Здесь надо сказать, что до такого состояния её долго, настойчиво и методично доводили. А всё потому, что она доверчива, как дитя, особенно в том, что касается семейных преданий и суеверий.
- Доротея из повести Павла Вежинова «Барьер».
- Полумна/Луна Лавгуд из цикла о Гарри Поттере — с прикрученным фитильком (в принципе нормальна, хотя и со странностями).
- Отчасти Дженни Рен из романа Чарльза Диккенса «Наш общий друг». В начале романа выглядит просто как житель Страны Эльфов, но ближе к концу появляются намёки на романтику (в частности, её отношения с Хлюпом).
- Безумная Лори из повести Пола Гэллико «Томасина». И в книге, и в экранизации Леонида Нечаева «Безумная Лори» — классическая Офелия, чего не скажешь о диснеевской версии «Девять жизней Томасины», где её сделали ухоженной красоткой с незначительными странностями.
- «Идиоглоссия», по которой снят «Nell» с Джоди Фостер — субверсия про девушку, выросшую в изоляции. Нет, она не сумасшедшая, как многие её воспринимают, а просто ведёт себя неадекватно, так как ничего в большом мире не понимает.
- Пауло Коэльо, «Ведьма из Портобелло» — главная героиня Афина.
- «Досье Дрездена» — Жюстина в ранних книгах. Однако она проходит курс лечения и за несколько лет становится вполне вменяемой (хотя и эксцентричной). И даже поднимает уровень крутизны, при этом используя свой прежний образ милой дурочки как маску.
- Безумная художница Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «Горгулья».
- Патрик Ротфусс, «Хроники убийцы короля» — Аури.
- Цикл Муни Витчер про Джено — красивая арабская волшебница Ранья Мохатдина. Во второй книге была отравлена помощницей главгада Баттерфляй о’Коннор и сошла с ума, превратившись в классическую Офелию. В третьей книге успешно поправилась.
- «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери — Кларисса Маклеллан. Классическая представительница тропа — мечтательная, очень красивая юная девушка и явно не от мира сего. Даже дядя считает ее «помешанной». Погибла под колесами автомобиля.
Театр
- Офелия из шекспировского «Гамлета» — кодификатор тропа.
Кино
- «Босиком по мостовой» и американский ремейк «Босиком по асфальту»: главный герой знакомится с главной героиней в… психушке!
- «Отель "Миллион долларов"» Вима Вендерса: начитанная босоногая красавица Элоиза, считающая себя плодом воображения.
- «Барьер» — экранизация повести Вежинова.
- «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика — Надежда Яновская.
- Плюс ещё одна — пани Кульша, сошедшая с ума после того, как её муж стал жертвой «дикой охоты». У Короткевича пани Кульша тоже есть, но там она измождённая, жуткого вида старуха, тогда как у Рубинчика — каноничнейшая Офелия.
- «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо — главная героиня, собственно, Офелия. Да, и по имени тоже.
- «Куклы» Такеши Китано — они собрались пожениться, но он приглянулся дочери президента корпорации, которая захотела за него замуж, после колебаний он ей объявил, что её бросает, на что она покончила собой, и её слишком поздно откачали, так что она повредилась мозгами, он, узнав об её самоубийстве, сбежал со свадьбы и забрал её из больницы, и уехал с ней далеко-далеко… (а поскольку это трагедия, то стали они бомжами)
- «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — Элис после адского забега-дерби, во время которого якобы «устал и прилёг отдохнуть» пожилой моряк.
- «Письма к Эльзе» Игоря Масленникова — Ольга. Муж-олигарх, судя по всему, пользовал в качестве супруги «Офелию», найденную в... психушке.
- «Сибирское воспитание» — блаженная девушка Ксения. По-детски наивна, говорит о себе в третьем лице, не умеет читать… Ну вы поняли, да.
- «Начало» — Мол, жена Доминика. Перестав отличать сон и реальную жизнь, сошла с ума, что привело её к самоубийству.
- «Аквамарин» — главная героиня. Причём, сама по себе Аквамарин совершенно нормальная, просто воспринимается как Офелия как и в родном подводном царстве, так и на земле. В первом случае — из-за веры в большую любовь, во втором — из-за нетипичного для людей поведения.
- «Дэвид и Лиза» 1962 года — Лиза, психически больная возлюбленная главного героя. Одна её личность, «Лиза», говорит только в рифму, а другая, «Мюриэл», не говорит вообще и общается записками. В конце Лиза излечивается и начинает разговаривать нормально.
Телесериалы
- «Светлячок» — Ривер Тэм.
- «Баффи — истребительница вампиров» — Друсилла. Злодейский вариант.
- «Особняк Красная Роза» по сценарию Стивена Кинга) — Энни.
- «Мыслить как преступник», серия «Если обувь впору» — Клэр Данбар: тоже злодейский вариант. Бродит босиком и в белом платье, считает себя Золушкой и ищет своего прекрасного принца… и убивает тех, кто оказался не принцем.
- «Суд присяжных. Окончательный вердикт», серия «Офелия» — убитая Жанна Калинина: опять же, злодейский вариант. Была помешана на древностях, но при этом не любила людей, в том числе и самых родных, за что и поплатилась. Даже соседи в разговоре с Владимиром Золотарёвым в открытую называли молодую женщину сумасшедшей. Что примечательно, труп Жанны был сброшен в реку.
Мультфильмы
- «Ледниковый период: Столкновение неизбежно» — Брук. Мягкий и даже юмористический вариант тропа.
Комиксы
- DC — злая и очень сумасшедшая версия: Харли Квинн. Ну да ничего, её возлюбленный тоже, как минимум, не совсем нормален.
- Sandman — сестры главного героя, Сумашествие (в прошлом, что характерно, Восхищение) и Смерть. Впрочем, Смерть отнюдь не безумна, хотя и кажется посторонним слегка «не от мира сего».
- «Джайкарн» — принцесса Мади.
Аниме и манга
- Аниме Gakkou Gurashi! по одноимённой манге: Юки Такея очень оригинально воспринимает творящийся вокруг зомби-апокалипсис, полагая, что она и другие члены клуба просто так сильно любят свою школу, что готовы в ней даже ночевать. Подруги стараются не разрушать грубо её воображаемый мир, опасаясь, что воспоминания об истиной трагедии приведут к ПТС.
- Берсерк — Каска превратилась из бой-бабы в немого безумца после пережитого во время Затмения. Педаль в пол: несколько раз она едва не повторяет судьбу «гамлетовской» Офелии.
Видеоигры
- TES: Shivering Isles — герцогиня Сил. Стройная, красивая, с холодным и подозрительным взором, тайная любовница герцога Мании Тейдона. Ей, герцогине Деменции, быть безумной сам бог велел. Лично. Поскольку сам бог является её сюзереном, принц Безумия Шеогорат. Там же — и многие другие женские персонажи, например, Релмина Вереним, возлюбленная самого Шеогората.
- Dragon Age: Origins — такой кажется (но не является !) ведьма Морриган: говорит (в русской локализации) белым стихом и туманными намёками, отличается социальным дарвинизмом и циничной язвительностью. Причина — в её, кхм, крайне специфической мамаше.
- Во второй части — долийка Мерриль (в первой части деловая и адекватная, во второй теряет ориентацию в пространстве и социуме). Причина, вероятно, в гибели/уходе из клана её единственных друзей, Махариэль (возможного Серого Стража-долийца) и Тамлена.
- «Мор (Утопия)» — Ева Ян.
- Clive Barker's Jericho — Симона Коул.
- Diablo III — с фитильком: Лия.
- Vampire: The Masquerade: Bloodlines — повышенно хаотичная версия в исполнении Жанетт.
- Сабж напоминает женская версия игрового Тремера.
- И Малкавианка, разумеется!
Визуальные романы
- Рин Тэдзука из Katawa Shoujo.
Музыка
- Егор Летов — собственно, «Офелия». Посвящена безвременно погибшей Янке Дягилевой, которая была сабжем если не по жизни, то в сценическом образе.
- Король и Шут — песня «Бедняжка».
- Линда — клип «Взгляд изнутри». И вообще образ явно эксплуатировался в раннем имидже певицы.
- Ирина Богушевская — песня «Офелия».
- Эллисон Гарвард — клип «Underwater».
- Овиди Монльор — «Homenatge a Teresa».
Реальная жизнь
- Элизабет Сиддал — натурщица, поэтесса и художница эпохи викторианской Англии. Позировала для известнейшей картины с Офелией. Впала в депрессию и начала злоупотреблять опиатами, впоследствии умерла от передозировки.
- Её история была экранизирована в сериале Desperate Romantics.
- В любом городе есть свои местные странные персонажи, среди которых иногда можно встретить и такую.
- По личному опыту автора правки, некоторые из таких персонажей при личном знакомстве могут оказаться в целом нормальными и очень интересными людьми.
- Лючия Джойс — красавица-дочь писателя Джеймса Джойса, талантливая итальянско-ирландская танцовщица. Была госпитализирована с диагнозом «шизофрения».
- Ранее упомянутая Эллисон Гарвард интересуется гемофилией и находит привлекательной кровь из носа. В остальном же является нормальным человеком.
- Интернет-образ Софии Кабенковой.
- А также образ певицы That Poppy.
- Бабета, она же Француженка, она же Дама-с-Прической — проживавшая в Одессе бывшая балерина с по-настоящему трагической судьбой: сошла с ума после того, как на её глазах убили её мужа и обоих детей. К сожалению, скончалась — по разным данным не то в 2015, не то в 2018 году.