Колдуй сильно, умри молодым!
Перейти к навигации
Перейти к поиску
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cast from Lifespan. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Ништяки в обмен на снижение продолжительности жизни |
Магия, требующая кровь, относительно безопасна. Все-таки кровь восстанавливается со временем. А что, если для результата необходимо пожертвовать своим сроком жизни?
Варианты исполнения:
- Каст с хитов в режиме педаль в пол — колдунство настолько мощное, что тело заклинателя быстро изнашивается. Этакий форсаж из мира биологии.
- Мистический — сделка с дьяволом, другими сущностями и т. п.
- Жизнь и есть топливо для магии — хочешь не хочешь, троп работает.
См. также:
- Каст с хитов — облегченная версия.
- Опасный и запретный приём — сабж нередко проходит по этому ведомству.
- Манипуляция возрастом — надтроп.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- S.T.A.L.K.E.R — в некоторых книгах такие свойства приписываются артефакту «душа». Сверхвыносливость и регенерация в обмен на 5 лет жизни.
Фольклор[править]
- Легенда о Фаусте, вдохновение для многих подобных сделок в других произведениях, у Мефистофеля контракт довольно прост: Фауст проживёт определённый срок, после чего Мефистофель заберёт его душу.
- Пан Твардовский — польский Фауст, вариант той же легенды.
- Леананши — ирландская муза, дарующая поэтам и музыкантам вдохновение, в обмен на которое они умирают молодыми.
Театр[править]
- Йоханн Вольфганг Гёте, «Фауст» — литературная обработка легенды.
Литература[править]
- Оноре Бальзак, «Шагреневая кожа» — собственно шагреневая кожа может исполнять желания своего владельца, но за счет того, что срок его жизни уменьшается (соответственно сокращается и площадь самой кожи). Дополнительная проблема в том, что кожа «включается» просто тогда, когда ее хозяин чего-то хочет, то есть даже без прямого приказа с его стороны. Поэтому единственная возможность для владельца кожи прожить более-менее долго — вообще ничего не желать.
- При этом неясно, что будет, если человек пожелает, чтобы вот этот вот конкретный кусок шагреневой кожи работал, не меняя размеров (или что-нибудь ещё в таком духе).
- Да ничего не будет. Как считаете, Рафаэль хоть раз да не желал, чтобы не было такого ограничения?
- Либо не подумал
на пару с автором, либо (если подумал, но не вышло) получается крайне интересная ситуация. Потому что, если верить надписи на изнанке этой самой кожи, желать можно всё, что угодно. Но при всём этом талисман, как видно, действительно выполняет только те желания, которые не касаются изменения его размера. Например, когда Рафаэль пробовал искусственно растянуть кожу, он наверняка желал, чтобы попытка увенчалась успехом. Но не прокатило. Вот такая у нас получается хитрая кожа, которая очень не хочет, чтобы «хозяин» увиливал от платы по счетам! Теперь автору правки интересно, а можно ли с помощью желания лишить кожу способности их выполнять? Ну, или, на худой конец, кому-нибудь эту кожу «передать» (типа, «от души желаю, чтоб ты, хрень шагреневая, от меня отстала и отныне выполняла только желания во-он того Х, а мои не выполняла, я закончился»). Кожа и Бальзак на этот счёт вроде бы молчат.
- При этом неясно, что будет, если человек пожелает, чтобы вот этот вот конкретный кусок шагреневой кожи работал, не меняя размеров (или что-нибудь ещё в таком духе).
- Звёздная пыль — магия ведьм использует их жизненные силы. Поэтому они охотятся на упавших звёзд, чтобы за счёт их убийства получить дополнительные годы жизни.
- Мельмот Скиталец — заглавный персонаж получил от дьявола сверхспособности, но на вполне конкретный срок, после которого он отправится в ад, если не найдёт кого-то, кто согласится поменяться с ним участью.
- «Артемис Фаул: Код Вечности» — Холли спасает Батлера от смертельного огнестрельного ранения исцеляющим заклинанием, но ей не хватает собственной маны, и заклинание забирает часть жизни Батлера. Батлер заметно стареет и вынужден сделать пластическую операцию, чтобы это скрыть.
- Александр Грин, «Клубный арап» ― протагонист получает магическую карточную колоду, которая позволяет в любой игре поставить на кон «любое количество лет, месяцев, дней, часов и даже минут». Выиграешь — вернёшься в прошлое (и, возможно, получишь шанс его изменить, хотя напрямую в тексте это не сказано). Проиграешь — окажешься в будущем, соответственно постарев и даже не помня, что происходило за это время. Протагонист играет дважды и оба раза проигрывает.
- Брэндон Сандерсон любит этот троп:
- Архив Буресвета — артефакты, способные превращать один материал в другой, понемногу превращают плоть использующего в целевой материал с каждым использованием, что негативно сказывается на сроке жизни.
- Рожденный туманом — одна из способностей ферухимии позволяет запасать молодость и потом её использовать. Поскольку КПД любой ферухимической конверсии меньше ста, использующий эту способность ферухимик продлевает молодость в обмен на более раннее старение и смерть. Вседержитель обошёл эту проблему с помощью комбинирования ферухимии и алломантии: запасаем свою молодость в атиуме, алломантически сжигаем этот атиум — получаем КПД намного больше ста и неограниченное продление жизни.
- Клинок бесконечности (адаптация одноименной игры на iOS) — кольцо исцеления лечит раны путём многократно ускоренной естественной регенерации, каждый раз старя носящего на полгода.
- Евгений и Любовь Лукины, «Пока не кончилось время» — в мире этого рассказа время человеческой жизни буквально является платёжным средством. Две минуты за звонок по телефону, двадцать — за пачку сигарет, десять дней — квартплата за пару месяцев…
- Сергей Лукьяненко, «Маги без времени» — на этом построена система рунной магии в книге. Чтобы сотворить заклинание, маг должен отдать от нескольких секунд до нескольких лет жизни (можно чужой).
- Майкл Джон Муркок, «Король Мечей» из цикла «Повелители Мечей» — обряд вызова демона Йиркана отнимает у колдуна год жизни.
Кино[править]
- «Золотое путешествие Синдбада» — злодей-колдун после каждого применения магии стареет лет на пятнадцать. Поскольку злодей ищет источник молодости, он готов жертвовать возрастом в процессе поисков.
- «Время» (2011) — оставшееся время жизни буквально используется в обществе как валюта. Богачи практически бессмертны, бедняки умирают очень молодыми, потому что никто не стареет.
Телесериалы[править]
- «Мастера ужасов» (2005) — эпизод «История Хэккеля» (1 сезон, 12 серия). По словам некроманта Монтескино, за каждое воскрешение человека он отдаёт один год собственной жизни. Именно поэтому его услуги стоят так дорого. На тот момент Монтескино выглядит явным шарлатаном, который просто пытается набить себе цену, но как показали дальнейшие события, он и вправду настоящий некромант.
- «Сверхъестественное» — стандартная сделка с демоном перекрёстка: у человека остаётся десять лет жизни.
- «Сергий против нечисти» - Расплатиться с Бабой Ягой можно в том числе и таким способом. Пузырёк с Живой Водой стоит сорок лет жизни, для Сергия тридцать, потому что сорок он не протянет.
Мультсериалы[править]
- Аватар: Легенда об Аанге — форма аватара сокращает продолжительность жизни использующего её. Аанг был заморожен в форме аватара и провёл в ней целое столетие, в результате чего умер от старости в физическом возрасте 66 лет (для аватаров это смехотворно юный возраст, Кьёши было за 230).
- Аладдин — злодей Мозенрат платит годами жизни за каждое использование своей магической перчатки. Мозенрат хотел обойти эту проблему, украв тело Аладдина, но не выгорело, и больше в сериале он не появлялся
Аниме, манга и пр.[править]
- Тетрадь Смерти — можно попросить у синигами способность видеть истинные имена людей (что позволяет гарантировано убивать их с помощью тетради) в обмен на сокращение отведенного срока жизни вдвое. Миса берет способность дважды.
- Бездарность Наны — Мичиро просто не повезло. Мало того, что за исцеление она платит своим сроком жизни, так и форм-фактор весьма неловкий.
- Этот герой неуязвим, но очень осторожен — педаль в пол. В обмен на могущество главгад 2-й арки жертвует своими запасными жизнями.
- Атака титанов — получивший силу титана (или родившийся с ней) сможет после этого прожить только 13 лет.
- Моя идеальная жизнь — вариант на минималках. Маги времени для совершения сильных заклинаний берут силу у самих себя из будущего, где в этом будущем у них этих сил не будет.
- «Bokurano» — меха используют оставшиеся годы жизни своих пилотов в качестве топлива, поэтому после каждого боя пилот умирает (собственно, это одна из причин, по которым в пилоты обычно набирают детей).
- «Chainsaw Man»:
- Ангел выкачивает из людей оставшееся им время жизни прикосновением и может превращать его в оружие, мощность которого пропорциональна потраченному на него времени.
- Некоторые дьяволы продают свои способности в обмен за срок жизни. Аки заключил контракт с дьяволом проклятий, который забирает у него год жизни за каждое использование предоставленного им меча.
- Президент США заплатил дьяволу ружей годом жизни каждого американца за голову Макимы.
- Chrono Crusade — срок жизни Розетты тратится на поддержание договора с демоном Хроно, и она считает, что не доживёт и до тридцати. Не дожила даже до двадцати пяти.
- «Darker than Black» — Альма платит за способность менять облик старением и в итоге умирает от старости. Эмбер платит за способность путешествовать во времени молодением и в итоге просто исчезает из реальности, заплатив большее количество лет, чем ей есть физически.
- «Fullmetal Alchemist» — Эд использовал свою душу в качестве философского камня, чтобы вылечить свою рану, серьёзно сократив срок жизни в процессе. Разумеется, рана была смертельной, так что в противном случае срок жизни сократился бы до нуля всё равно.
- «Kami nomi zo Shiru Sekai» — Кейма может играть в несколько дейтинг-симов сразу, активируя свою мощнейшую секретную способность «Бог Завоевания», но платой за него будет три года жизни за каждый час использования (на самом деле нет).
- «Закон Уэки» — Роберт обладает способностью превращать воображаемое в реальное, но платит за каждое использование годом жизни.
- «Моя геройская академия» — способность «Один за всех» очень сильно сокращает срок жизни получивших её, их тело просто не выдерживает столько способностей одновременно, но её носители погибали или получали тяжелейшие травмы в бою, несовместимые с продолжением геройской карьеры раньше, чем этот эффект можно было заметить. Впрочем, он распространяется только на тех, кто уже имел свою способность до трансфера, а Мидория и Яги были маглами от рождения.
- Hunter × Hunter — за каждую секунду, когда Курапика использует «Время Императора», его собственное время жизни сокращается на один час.
- «Наруто» — регенерация Цунадэ и Наруто вызывает быстрое деление клеток и соответственно сокращает их срок жизни. Для Наруто это заявленная слабость, так как он из клана Узумаки, отличающегося крайним долгожительством, но и Цунадэ, использующая эту способность в основном в ситуациях, где её неиспользование сократит её срок жизни ещё резче, жива и в полном здравии в сиквеле.
- Mahou Shoujo Site — как и положено в деконструкции махо-сёдзё, каждое использование магии расходует жизнь девочки-волшебницы.
- Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — за оружие и полезные магические артефакты, которые предоставил героиням добренький администратор Фав, нужно расплачиваться годами собственной жизни.
- Злодейка перевернувшая песочные часы – героиня может раз в день откатывать время на 5 минут назад и способностью этой она пользуется весьма часто. В итоге, героиня быстро взрослеет. Сама она подозревает, что способность сокращает срок жизни. И, вероятно, она права. Можно предположить, что она стареет только для внешнего наблюдателя, ибо постоянно путешествует в прошлое, но даже если так, то за условные 5 лет ГГ постарела бы на 6 дней всего.
Видеоигры[править]
- Stellaris — происхождение «Разогнанные». Преимущества «здесь и сейчас» в обмен на сниженную продолжительность жизни. Если перестараться на старте с выбором разогнанных признаков, то лидеры будут дохнуть только в путь.
- Sifu — центральная механика игры состоит в том, что персонаж игрока обладает талисманом, воскрешающим его после каждой смерти в обмен на несколько лет жизни, и у этого есть геймплейные эффекты. Чем больше смертей подряд, тем быстрее вы стареете с каждой смертью, и этот процесс можно замедлить (но не обратить вспять), побеждая боссов.
- Dragon Age — Серые Стражи заражают себя скверной, благодаря которой чувствуют порождений тьмы и могут убивать архидемонов, но жить им после этого остаётся плюс-минус тридцать лет (а некоторые умирают сразу).
- Винн тратит отведённое ей время на исцеляющую магию, в особенности свою фирменную способность. Она уже мертва и тратит ресурс, который ей нужен для поддерживания имитации жизни в мёртвом теле.
- Эликсир мудрости из второй части старит тех, кто его пьёт, но с возрастом приходит мудрость (+1 уровень).
- Blasphemous — Веридиана, загадочная девушка, которая будет лечить Кающегося во время схваток с боссами, но каждый сеанс магии старит её лет на сорок.
- Castlevania — легендарный кнут семейства Белмонтов сокращает жизнь использующих его, не являющихся членом этого семейства.
- Might and Magic - в 6, 7, 8 частях заклинание Света Divine Intervention ( Божественное Вмешательство): полностью излечивает всю партию восстанавливает ману, убирает все негативные эффекты и старит кастующего на 10 лет. С возрастом начинают снижаться характеристики персонажа, а убрать магическое старение не так просто. С фитильком, так как мана тоже расходуется и немело.
Настольные игры[править]
- Dungeons and Dragons старые редакции:
- Заклинание «Желание» состаривало кастующего.
- Заклинание ускорения Haste отнимало у того, на кого его накладывали, год жизни.
- Warhammer 40000 — генетические усовершенствования Громовых Воинов давали им колоссальную боеспособность, но их тела и разумы постепенно разрушали сами себя.
Реальная жизнь[править]
- Некоторые виды стимуляторов, особенно если используются на постоянку. Примеры см. в статье Психостимуляторы и допинги.