Детектив: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Детектив''' — широко использующийся в [[Литература|литературе]] и [[Кино|кинематографе]] [[жанр]], главная особенность которого выражается в характерном развитии [[сюжет]]а от преступления к наказанию.
'''Детектив''' широко использующийся в [[Литература|литературе]] и [[Кино|кинематографе]] [[жанр]], главная особенность которого выражается в характерном развитии [[сюжет]]а от преступления к наказанию.


Произведения в жанре детектива описывают, как заинтересованные люди с помощью «ума и сообразительности» расследуют загадочные происшествия, надеясь выяснить все обстоятельства и найти виновных. В центре детективного расследования обычно стоит преступление, зачастую убийство.
Произведения в жанре детектива описывают, как заинтересованные люди с помощью «ума и сообразительности» расследуют загадочные происшествия, надеясь выяснить все обстоятельства и найти виновных. В центре детективного расследования обычно стоит преступление, зачастую убийство.


Главными героями детективов становятся личности, которым не чужда жажда приключений — это может быть и честный представитель закона, и [[ищейка-любитель]], и [[бесстрашный журналист]], и [[Частный детектив|частный сыщик]], и все-все-все, кто так или иначе любит совать нос в чужие дела. Конечно же, в хорошем смысле.
Главными героями детективов становятся личности, которым не чужда жажда приключений — это может быть и честный представитель закона, и [[ищейка-любитель]], и [[бесстрашный журналист]], и [[Частный детектив|частный сыщик]], и все-все-все, кто так или иначе любит совать нос в чужие дела. Конечно же, в хорошем смысле.


Как правило, хотя это и не интуитивно, абсолютных злодеев в этом жанре мало. За редкими исключениями, убийцы в детективах вовсе не злодеи, в ''очень'' редких случаях, вроде «Убийства в „Восточном экспрессе“», или «[[Десять негритят|Десяти негритятах]]» (см. троп Герой-Социопат) они могут даже быть на стороне добра. Обычно они показаны как люди слабые, достаточно добрые, которые искренне собираются сделать немало добрейших дел… с помощью денег, на которые у них нет права. Или доведённые до ручки. Иногда старающиеся кого-то защитить от серьёзной опасности, или отомстить за содеянную подлость. В общем, если убийца в детективе показан как абсолютное зло, автор ленился.
Как правило, хотя это и не интуитивно, абсолютных злодеев в этом жанре мало. За редкими исключениями, убийцы в детективах вовсе не злодеи, в ''очень'' редких случаях, вроде «Убийства в Восточном Экспрессе», или «Десяти Негритятах»  (см. троп Герой-Социопат) они могут даже быть на стороне добра. Обычно они показаны как люди слабые, достаточно добрые, которые искренне собираются сделать немало добрейших дел...с помощью денег на которые у них нет права. Или доведённые до ручки. Иногда старающиеся кого-то защитить от серьёзной опасности, или отомстить за содеянную подлость. В общем, если убийца в детективе показан как абсолютное зло, автор ленился.


== Виды детективов ==
== Виды детективов ==
* '''Детектив закрытого типа''' — поджанр, наиболее подходящий под описание классического детектива. В произведениях этого типа преступление совершается в уединённом месте, где присутствует строго оговоренное количество персонажей, и проникнуть извне, как и покинуть место происшествия, практически невозможно. Следовательно, [[Убийца — один из нас|кто-то из присутствующих — это преступник]]. Задача детектива — выяснить, кто же мог иметь мотивы и возможности. Классика жанра: [[Agatha Christie|Агата Кристи]], «Убийство в „Восточном экспрессе“». Некоторая [[инверсия]] в её же «[[Ten Little Niggers|Десяти негритят]]»: сыщики появляются в самом конце, а большую часть произведения разобраться в убийствах пытаются сами подозреваемые (они же жертвы), один из которых и является убийцей.
* '''Детектив закрытого типа''' поджанр, наиболее подходящий под описание классического детектива. В произведениях этого типа преступление совершается в уединённом месте, где присутствует строго оговоренное количество персонажей, и проникнуть извне, как и покинуть место происшествия, практически невозможно. Следовательно, [[Убийца — один из нас|кто-то из присутствующих — это преступник]]. Задача детектива — выяснить, кто же мог иметь мотивы и возможности. Классика жанра: [[Agatha Christie|Агата Кристи]], «Убийство в „Восточном экспрессе“». Некоторая [[инверсия]] в её же «[[Ten Little Niggers|Десяти негритят]]»: сыщики появляются в самом конце, а большую часть произведения разобраться в убийствах пытаются сами подозреваемые (они же жертвы), один из которых и является убийцей.
* '''Перевёрнутый детектив''' (по-английски ''howcatchem'', то есть «как-его-поймать») — противоположен классическому детективу. Преступление совершается в начале произведения на глазах у читателя или зрителя, зачастую с ясной идентификацией преступника и его мотивов и тщательным заметанием следов (как позднее выясняется, несколько недодуманным или перемудренным). Задачей детектива становится дойти до уже известного читателю вывода, не обладая исходно, в отличие от последнего, всей полнотой знания. Издаётся обычно в серии криминального романа и стоит в книжном на другой полке. Как ни странно, именно так построено «Преступление и наказание». Классика-переклассика: «Почтальон всегда звонит дважды» и «Двойная страховка» Джеймса М. Кейна, «Грязь на снегу» Сименона, «Он своё получит» Чейза
* '''Перевёрнутый детектив''' (по-английски ''howcatchem'', то есть «как-его-поймать») противоположен классическому детективу. Преступление совершается в начале произведения на глазах у читателя или зрителя, зачастую с ясной идентификацией преступника и его мотивов и тщательным заметанием следов (как позднее выясняется, несколько недодуманным или перемудренным). Задачей детектива становится дойти до уже известного читателю вывода, не обладая исходно, в отличие от последнего, всей полнотой знания. Издаётся обычно в серии криминального романа и стоит в книжном на другой полке. Как ни странно, именно так построено «Преступление и наказание». Классика-переклассика: «Почтальон всегда звонит дважды» и «Двойная страховка» Джеймса М. Кейна, «Грязь на снегу» Сименона, «Он своё получит» Чейза
** Опора на троп — в знаменитых настольных играх Clue и Cluedo.
** Опора на троп — в знаменитых настольных играх Clue и Cluedo.
* '''Психологический детектив''' отличается особым вниманием к личностным особенностям подозреваемых, к их привязанностям, убеждениям и предрассудкам. В произведениях этого поджанра только тонкий психолог может безошибочно определить убийцу. Частенько встречается в смягчённом виде у той же Агаты Кристи: мисс Марпл и Эркюль Пуаро — недюжинные психологи, хоть за счёт богатого жизненного опыта и наблюдательности, а не подходящего образования. В качестве примера можно также привести цикл Павла Шестакова про следователя (позднее — частного детектива) Игоря Мазина («Через лабиринт», «Игра против всех», «Давняя история» и другие).
* '''Психологический детектив''' отличается особым вниманием к личностным особенностям подозреваемых, к их привязанностям, убеждениям и предрассудкам. В произведениях этого поджанра только тонкий психолог может безошибочно определить убийцу. Частенько встречается в смягчённом виде у той же Агаты Кристи: мисс Марпл и Эркюль Пуаро — недюжинные психологи, хоть за счёт богатого жизненного опыта и наблюдательности, а не подходящего образования. В качестве примера можно также привести цикл Павла Шестакова про следователя (позднее — частного детектива) Игоря Мазина («Через лабиринт», «Игра против всех», «Давняя история» и другие).
* '''Исторический детектив''', как правило, происходит в прошлом. Однако есть и исключения: к произведениям в жанре исторического детектива относятся и современные расследования, раскрывающие всеми забытые преступления. Первый такой детектив появился одновременно с первыми рассказами По: «Мадемуазель де Скюдери. Хроника времён Людовика XIV» Э. Т. А. Гофмана вышла аж в 1820 и имела такой успех, что издатель премировал автора ящиком вина. Хорошие представители жанра:
* '''Исторический детектив''', как правило, происходит в прошлом. Однако есть и исключения: к произведениям в жанре исторического детектива относятся и современные расследования, раскрывающие всеми забытые преступления. Первый такой детектив появился одновременно с первыми рассказами По: «Мадемуазель де Скюдери. Хроника времён Людовика XIV» Э. Т. А. Гофмана вышла аж в 1820 и имела такой успех, что издатель премировал автора ящиком вина. Хорошие представители жанра:
** Цикл детективов про бенедиктинского монаха Брата Кэдфаэля, поставленные Эллис Питерс во время т. н. Анархии, английской Гражданской войны середины XII в.
** Цикл детективов про бенедиктинского монаха Брата Кэдфаэля, поставленные Эллис Питерс во время т. н. Анархии, английской Гражданской войны середины XII в.
** Цикл Роберта ван Гулика про судью Ди времён династии Тан.
** Цикл Роберта ван Гулика про судью Ди времён династии Тан.
** Абсолютная классика жанра — детектив «Дочь Времени» английской писательницы Джозефины Тей (Josephine Tey), в котором детектив, [[ложись и лечись|лёжа на койке]] [[Великий Смог|лондонской]] больницы 1950-х, разбирается в убийстве «принцев в Тауэре», якобы совершённым по приказу короля Ричарда III в 1480-х.
** Абсолютная классика жанра — детектив «Дочь Времени» английской писательницы Джозефины Тей (Josephine Tey), в котором детектив, [[ложись и лечись|лёжа на койке]] [[Великий Смог|лондонской]] больницы 1950-х, разбирается в убийстве «принцев в Тауэре», якобы совершённым по приказу короля Ричарда III в 1480-х.
** Сюда можно добавить и роман Агаты Кристи «Смерть приходит в конце», действие которого происходит в Древнем Египте.
** Сюда можно добавить и роман Агаты Кристи «Смерть приходит в конце», действие которого происходит в Древнем Египте.
** Из отечественных — цикл Бориса Акунина про [[приключения Эраста Фандорина]] и его потомков от 1870-х и дальше.
** Из отечественных — цикл Бориса Акунина про [[приключения Эраста Фандорина]] и его потомков от 1870-х и дальше.
* '''Крутой детектив''' (по-английски ''hardboiled'') характерен для американской традиции, но не всегда (цикл Рекса Стаута про Ниро Вульфа ближе к ироническому, а англичанин Чейз производил hardboiled в промышленных масштабах). Начинался как чисто развлекательные приключения крутых частных сыщиков, но когда за него взялись отставной сотрудник агентства Пинкертона Дешил Хэммет и сильно пьющий интеллектуал [[Рэймонд Чандлер]], получился тот самый [[нуар]]. В отличии от whodunnit, расследование упрощено и мир более мрачен: частный сыщик (нередко, бывший коп, уволенный за принципиальность, беспощадность и алкоголизм) расследует в джунглях мрачного мегаполиса очередное зловещее дело. Он идёт от зацепки к зацепке, чудом выживает в погонях и перестрелках, выколачивает показания, успокаивает пострадавших и свидетелей и пытается устоять перед коварными обольстительницами. Хэммет, Чандлер (сыщик Филип Марлоу), Питер Чейни, Джон и Росс Макдональд, Микки Спиллейн… и тысячи, тысячи их последователей и подражателей. Коррупция и беспредел настолько тотальны, что нередко сам сыщик тоже является гангстером, только честным и принципиальным («Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета, «Этот человек опасен» Питера Чейни, «Дип» Микки Спиллейна и многие другие)
* '''Крутой детектив''' (по-английски ''hardboiled'') характерен для американской традиции, но не всегда (цикл Рекса Стаута про Ниро Вульфа ближе к ироническому, а англичанин Чейз производил hardboiled в промышленных масштабах). Начинался как чисто развлекательные приключения крутых частных сыщиков, но когда за него взялись отставной сотрудник агентства Пинкертона Дешил Хэммет и сильно пьющий интеллектуал Раймонд Чандлер, получился тот самый [[нуар]]. В отличии от whodunnit, расследование упрощено и мир более мрачен: частный сыщик (нередко, бывший коп, уволенный за принципиальность, беспощадность и алкоголизм) расследует в джунглях мрачного мегаполиса очередное зловещее дело. Он идёт от зацепки к зацепке, чудом выживает в погонях и перестрелках, выколачивает показания, успокаивает пострадавших и свидетелей и пытается устоять перед коварными обольстительницами. Хэммет, Чандлер, Питер Чейни, Джон и Росс Макдональд, Микки Спиллейн… и тысячи, тысячи их последователей и подражателей. Коррупция и беспредел настолько тотальны, что нередко сам сыщик тоже является гангстером, только честным и принципиальным («Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета, «Этот человек опасен» Питера Чейни, «Дип» Микки Спиллейна, и многие другие)
* '''Иронический детектив''' — [[пародия]] на классический детектив. В произведениях этого поджанра серьёзные расследования описываются в ироническом, а иногда даже в юмористическом ключе. Фактический изобретатель (и одна из лучших представительниц жанра) — Иоанна Хмелевская.
* '''Иронический детектив''' пародия на классический детектив. В произведениях этого поджанра серьёзные расследования описываются в ироническом, а иногда даже в юмористическом ключе. Фактический изобретатель (и одна из лучших представительниц жанра) Иоанна Хмелевская.
* '''Фантастический детектив''' отличается временем действия (зачастую это будущее, альтернативное прошлое или настоящее), а также прочими атрибутами, присущими фантастическим произведениям.
* '''Фантастический детектив''' отличается временем действия (зачастую это будущее, альтернативное прошлое или настоящее), а также прочими атрибутами, присущими фантастическим произведениям.
* '''Политический детектив''' редко встречается в чистом виде. Основная особенность данного поджанра — действие, развивающееся вокруг политических событий. Как правило, все персонажи подобных историй ведут грязную игру, и детективу приходится очень постараться, чтобы вывести их на чистую воду. Хороший пример, и не один, встречается в творчестве Джеффри Арчера.
* '''Политический детектив''' редко встречается в чистом виде. Основная особенность данного поджанра — действие, развивающееся вокруг политических событий. Как правило, все персонажи подобных историй ведут грязную игру, и детективу приходится очень постараться, чтобы вывести их на чистую воду. Хороший пример, и не один, встречается в творчестве Джеффри Арчера.
* '''Шпионский детектив''' основывается на описании деятельности [[шпион]]ов в военное или же в мирное время. Часто идёт в паре с политическим детективом. Один из лучших представителей жанра — Джон ле Карре, впрочем, и в рассказах о [[Шерлок Холмс|Шерлоке Холмсе]] встречается частенько. Собственно, в самом последнем рассказе, поставленном накануне Первой мировой войны, пожилой Холмс разоблачает немецкого шпиона. Известный отечественный пример — Владимир Богомолов, «[[Момент истины (В августе сорок четвёртого)]]».
* '''Шпионский детектив''' основывается на описании деятельности [[шпион]]ов в военное или же в мирное время. Часто идёт в паре с политическим детективом. Один из лучших представителей жанра — Джон ле Карре, впрочем, и в рассказах о [[Шерлок Холмс|Шерлоке Холмсе]] встречается частенько. Собственно, в самом последнем рассказе, поставленном накануне Первой мировой войны, пожилой Холмс разоблачает немецкого шпиона. Известный отечественный пример — Владимир Богомолов, «[[Момент истины (В августе сорок четвёртого)]]».
* '''Полицейский детектив''' — самый популярный поджанр среди создателей современных [[телесериал]]ов. В произведениях данного типа обычно описывается работа группы профессионалов, занимающихся расследованиями по долгу службы. Известная классика жанра, книги и сериал про инспектора Мегрэ, поставленные Жоржем Сименоном в послевоенной Франции. Забавный фантастический вариант в серии «Лабиринты Ехо» [[Макс Фрай|Макса Фрая]]. «Малое Тайное Сыскное Войско», в котором служит Макс, и является, по сути дела, вариантом если не тайной, то весьма специализированной полиции. Хотя это вообще не детектив, а мистика.
* '''Полицейский детектив''' самый популярный поджанр среди создателей современных [[телесериал]]ов. В произведениях данного типа обычно описывается работа группы профессионалов, занимающихся расследованиями по долгу службы. Известная классика жанра, книги и сериал про инспектора Мегрэ, поставленные Жоржем Сименоном в послевоенной Франции. Забавный фантастический вариант в серии «Лабиринты Ехо» [[Макс Фрай|Макса Фрая]]. «Малое Тайное Сыскное Войско», в котором служит Макс, и является, по сути дела, вариантом если не тайной, то весьма специализированной полиции. Хотя это вообще не детектив, а мистика.
* '''Криминальный детектив''' — отличается тем, что события в нём описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей.
* '''Криминальный детектив''' отличается тем, что события в нём описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей.
* '''Уютный детектив''' — вид детективного жанра, где насилию отведено в повествовании меньше места или оно преподносятся с юмором, а преступления и расследования проходят в небольшом, тесном сообществе. Сыщиками в таких историях почти всегда выступают дилетанты, часто женщины среднего или пожилого возраста. Сюжеты историй просоциальны, в конце каждой из них порок наказан, торжествует добро. В уютных детективах никто не ругается матом, не фигурируют маньяки и серийные убийцы, никого не насилуют и [[детская неуязвимость|не убивают детей]]. Часто расследуемым преступлением является крупная кража, похищение драгоценностей или завещания, разоблачение мошенников либо розыск пропавшего человека. Убийства же происходят «за кадром», часто бескровны (отравления и утопления). Ран на жертве почти не остаётся и они редко используются в качестве улики. Сексуальные отношения, даже между женатыми персонажами, лишь подразумеваются или не упоминаются в сюжете.
* '''Уютный детектив''' вид детективного жанра, где насилию отведено в повествовании меньше места или оно преподносятся с юмором, а преступления и расследования проходят в небольшом, тесном сообществе. Сыщиками в таких историях почти всегда выступают дилетанты, часто женщины среднего или пожилого возраста. Сюжеты историй просоциальны, в конце каждой из них порок наказан, торжествует добро. В уютных детективах никто не ругается матом, не фигурируют маньяки и серийные убийцы, никого не насилуют и [[детская неуязвимость|не убивают детей]]. Часто расследуемым преступлением является крупная кража, похищение драгоценностей или завещания, разоблачение мошенников либо розыск пропавшего человека. Убийства же происходят «за кадром», часто бескровны (отравления и утопления). Ран на жертве почти не остаётся и они редко используются в качестве улики. Сексуальные отношения, даже между женатыми персонажами, лишь подразумеваются или не упоминаются в сюжете.
* '''[[Детский детектив]]''' — поджанр, где роль сыщиков исполняют дети.
* '''[[Детский детектив]]''' поджанр, где роль сыщиков исполняют дети.
* '''[[Процедурал]]''' — не менее популярный поджанр в сериалах и литературе. Герои — работники судебной системы, прокуроры и адвокаты. Как правило, протагонистом является адвокат, задача которого — доказать невиновность своего клиента, а антагонистом выступает прокурор, стремящийся добиться обвинительного вердикта. Известнейшая классика жанра — книги, сериал и фильмы про адвоката Перри Мейсона, пера Эрла Стэнли Гарднера, а также [[визуальный роман]] и его [[аниме]]-экранизация Gyakuten Saiban (на Западе локализован как [[Ace Attorney]].)
* '''[[Процедурал]]''' не менее популярный поджанр в сериалах и литературе. Герои — работники судебной системы, прокуроры и адвокаты. Как правило, протагонистом является адвокат, задача которого — доказать невиновность своего клиента, а антагонистом выступает прокурор, стремящийся добиться обвинительного вердикта. Известнейшая классика жанра — книги, сериал и фильмы про адвоката Перри Мейсона, пера Эрла Стэнли Гарднера, а также [[визуальный роман]] и его [[аниме]]-экранизация Gyakuten Saiban (на Западе локализован как [[Ace Attorney]].)


== Список знаменитых сыщиков ==
== Список знаменитых сыщиков ==
''(Пока что не про всех написаны статьи)''
''(Пока что не про всех написаны статьи)''
* [[Первопример]] — «Царь Эдип» Софокла. Фиванский царь Эдип расследует смерть своего предшественника на престоле Лая и в итоге выясняет, что убийца — он сам.
* [[Первопример]] «Царь Эдип» Софокла. Фиванский царь Эдип расследует смерть своего предшественника на престоле Лая и в итоге выясняет, что убийца — он сам.
** Второпример — [[Библия|библейский пророк Даниил]], разоблачивший жрецов Бела и лжесвидетельствовавших против Сусанны старцев.
** Второпример — [[Библия|библейский пророк Даниил]], разоблачивший жрецов Бела и лжесвидетельствовавших против Сусанны старцев.
* Уильям Шекспир — [[Гамлет]], принц датский.
* Агата Кристи — Эркюль Пуаро с капитаном Гастингсом и мисс Марпл.
* [[Эдгар По]] — Огюст Дюпен, персонаж трёх рассказов: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», и «Похищенное письмо». Холмс его не ценил, но это всё-таки первый сыщик в литературе.
* Артур Конан Дойл — [[Шерлок Холмс]] с д-ром Уотсоном, сыщик всех времён и народов.
* Артур Конан Дойл — [[Шерлок Холмс]] с д-ром Уотсоном, сыщик всех времён и народов.
* Б. Акунин — [[Приключения Эраста Фандорина|Эраст Фандорин]] и монахиня [[Приключения Пелагии|Пелагия]].
* Ник Картер — начал аж за год до Холмса и успешно ловил и разоблачал преступников до середины 1950-х. Продукт коллективного творчества [[Литературный негр|литературных негров]] (известно 4 фамилии, но после скоропостижной смерти трёх из них в 1924 серия продолжалась). Всего приблизительно 1500 историй, полной коллекции нет нигде.
* Гилберт Кит Честертон — отец Браун.
** Нат Пинкертон, герой [[w:Пинкертоновщина|бульварных детективных книжек]]. По сути, копиркин Ника Картера.
* Морис Леблан — Арсен Люпен, по основной профессии — [[благородный разбойник]].
* Агата Кристи — [[Hercule Poirot|Эркюль Пуаро]] с капитаном Гастингсом и [[Miss Marple|мисс Марпл]].
* Рекс Стаут — Ниро Вульф с Арчи Гудвином.
* Гилберт Кит Честертон — [[отец Браун]].
* Жорж Сименон — комиссар [[Maigret|Мегрэ]].
* Эрл Гарднер — адвокат Перри Мейсон (его читали сотрудники [[Понедельник начинается в субботу|НИИЧАВО]] и Берти Вустер — вот такой вот разброс среди поклонников).
* Б. Акунин — [[Приключения Эраста Фандорина|Эраст Фандорин]] и монахиня [[Приключения Пелагии|Пелагия]].
* Джессика Флетчер, Главная героиня [[телесериал]]а «[[Она написала убийство]]».
* Джессика Флетчер, Главная героиня [[телесериал]]а «[[Она написала убийство]]».
* Колин Декстер — инспектор Морс, утончённый интеллектуал и выпускник Оксфорда.
* Жорж Сименон — комиссар Мегрэ.
* Кадзуки Сакубара — Викторика де Блуа. [[Gosick]] может показаться детской книжкой, но рейтинг 18+ показывает обратное.
* Ник Картер — начал аж за год до Холмса и успешно ловил и разоблачал преступников до середины 1950-х. Продукт коллективного творчества [[Литературный негр|литературных негров]] (известно 4 фамилии, но после скоропостижной смерти трёх из них в 1924 серия продолжалась). Всего приблизительно 1500 историй, полной коллекции нет нигде.
* Ю Несбё — [[крутой полицейский]] и [[пьяный мастер]] [[Харри Холе]].
* Нат Пинкертон, герой [[w:Пинкертоновщина|бульварных детективных книжек]]. По сути, копиркин Ника Картера.
* Колин Декстер — инспектор Морс, утончённый интеллектуал и выпускник Оксфорда.
* Кадзуки Сакубара — Викторика де Блуа. [[Gosick]] может показаться детской книжкой, но рейтинг 18+ показывает обратное.
* Лейтенант Коломбо, ГГ [[телесериал]]а «[[Коломбо]]».
* Лейтенант Коломбо, ГГ [[телесериал]]а «[[Коломбо]]».
* Морис Леблан — Арсен Люпен, по основной профессии — [[благородный разбойник]].
* Рекс Стаут — Ниро Вульф с Арчи Гудвином.
* [[Dashiell Hammett|Дэшил Хэммет]] — Сэм Спейд и безымянный сотрудник детективного агентства «Континенталь».
* [[Raymond Chandler|Рэймонд Чандлер]] — Филип Марлоу.
* «[[Скуби-Ду]]».
* «[[Скуби-Ду]]».
* Уильям Шекспир — [[Гамлет]], принц датский.
* Эдгар По — Огюст Дюпен, персонаж трёх рассказов: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», и «Похищенное письмо». Холмс его не ценил, но это всё-таки первый сыщик в литературе.
* Эрл Гарднер — адвокат Перри Мейсон (его читали сотрудники [[Понедельник начинается в субботу|НИИЧАВО]] и Берти Вустер, вот такой вот разброс среди поклонников.)
* Ю Несбё — [[крутой полицейский]] и [[пьяный мастер]] [[Харри Холе]].
* Жан-Кристоф Гранже — старший комиссар парижской полиции Пьер Ньеман.


== Примеры из видеоигр ==
== Примеры из видеоигр ==
* [[Judgment: Judge Eyes]]
* [[Lost Judgment]]
* [[Lost Judgment]]
{{Nav/Detective}}
{{Nav/Detective}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Криминал}}
{{Nav/Криминал}}
[[Категория:Жанр:Детектив| ]]
[[Категория:Жанр:Детектив| ]]

Текущая версия на 15:03, 5 ноября 2022

Детектив — широко использующийся в литературе и кинематографе жанр, главная особенность которого выражается в характерном развитии сюжета от преступления к наказанию.

Произведения в жанре детектива описывают, как заинтересованные люди с помощью «ума и сообразительности» расследуют загадочные происшествия, надеясь выяснить все обстоятельства и найти виновных. В центре детективного расследования обычно стоит преступление, зачастую убийство.

Главными героями детективов становятся личности, которым не чужда жажда приключений — это может быть и честный представитель закона, и ищейка-любитель, и бесстрашный журналист, и частный сыщик, и все-все-все, кто так или иначе любит совать нос в чужие дела. Конечно же, в хорошем смысле.

Как правило, хотя это и не интуитивно, абсолютных злодеев в этом жанре мало. За редкими исключениями, убийцы в детективах вовсе не злодеи, в очень редких случаях, вроде «Убийства в Восточном Экспрессе», или «Десяти Негритятах» (см. троп Герой-Социопат) они могут даже быть на стороне добра. Обычно они показаны как люди слабые, достаточно добрые, которые искренне собираются сделать немало добрейших дел...с помощью денег на которые у них нет права. Или доведённые до ручки. Иногда старающиеся кого-то защитить от серьёзной опасности, или отомстить за содеянную подлость. В общем, если убийца в детективе показан как абсолютное зло, автор ленился.

Виды детективов[править]

  • Детектив закрытого типа — поджанр, наиболее подходящий под описание классического детектива. В произведениях этого типа преступление совершается в уединённом месте, где присутствует строго оговоренное количество персонажей, и проникнуть извне, как и покинуть место происшествия, практически невозможно. Следовательно, кто-то из присутствующих — это преступник. Задача детектива — выяснить, кто же мог иметь мотивы и возможности. Классика жанра: Агата Кристи, «Убийство в „Восточном экспрессе“». Некоторая инверсия в её же «Десяти негритят»: сыщики появляются в самом конце, а большую часть произведения разобраться в убийствах пытаются сами подозреваемые (они же жертвы), один из которых и является убийцей.
  • Перевёрнутый детектив (по-английски howcatchem, то есть «как-его-поймать») — противоположен классическому детективу. Преступление совершается в начале произведения на глазах у читателя или зрителя, зачастую с ясной идентификацией преступника и его мотивов и тщательным заметанием следов (как позднее выясняется, несколько недодуманным или перемудренным). Задачей детектива становится дойти до уже известного читателю вывода, не обладая исходно, в отличие от последнего, всей полнотой знания. Издаётся обычно в серии криминального романа и стоит в книжном на другой полке. Как ни странно, именно так построено «Преступление и наказание». Классика-переклассика: «Почтальон всегда звонит дважды» и «Двойная страховка» Джеймса М. Кейна, «Грязь на снегу» Сименона, «Он своё получит» Чейза
    • Опора на троп — в знаменитых настольных играх Clue и Cluedo.
  • Психологический детектив отличается особым вниманием к личностным особенностям подозреваемых, к их привязанностям, убеждениям и предрассудкам. В произведениях этого поджанра только тонкий психолог может безошибочно определить убийцу. Частенько встречается в смягчённом виде у той же Агаты Кристи: мисс Марпл и Эркюль Пуаро — недюжинные психологи, хоть за счёт богатого жизненного опыта и наблюдательности, а не подходящего образования. В качестве примера можно также привести цикл Павла Шестакова про следователя (позднее — частного детектива) Игоря Мазина («Через лабиринт», «Игра против всех», «Давняя история» и другие).
  • Исторический детектив, как правило, происходит в прошлом. Однако есть и исключения: к произведениям в жанре исторического детектива относятся и современные расследования, раскрывающие всеми забытые преступления. Первый такой детектив появился одновременно с первыми рассказами По: «Мадемуазель де Скюдери. Хроника времён Людовика XIV» Э. Т. А. Гофмана вышла аж в 1820 и имела такой успех, что издатель премировал автора ящиком вина. Хорошие представители жанра:
    • Цикл детективов про бенедиктинского монаха Брата Кэдфаэля, поставленные Эллис Питерс во время т. н. Анархии, английской Гражданской войны середины XII в.
    • Цикл Роберта ван Гулика про судью Ди времён династии Тан.
    • Абсолютная классика жанра — детектив «Дочь Времени» английской писательницы Джозефины Тей (Josephine Tey), в котором детектив, лёжа на койке лондонской больницы 1950-х, разбирается в убийстве «принцев в Тауэре», якобы совершённым по приказу короля Ричарда III в 1480-х.
    • Сюда можно добавить и роман Агаты Кристи «Смерть приходит в конце», действие которого происходит в Древнем Египте.
    • Из отечественных — цикл Бориса Акунина про приключения Эраста Фандорина и его потомков от 1870-х и дальше.
  • Крутой детектив (по-английски hardboiled) характерен для американской традиции, но не всегда (цикл Рекса Стаута про Ниро Вульфа ближе к ироническому, а англичанин Чейз производил hardboiled в промышленных масштабах). Начинался как чисто развлекательные приключения крутых частных сыщиков, но когда за него взялись отставной сотрудник агентства Пинкертона Дешил Хэммет и сильно пьющий интеллектуал Раймонд Чандлер, получился тот самый нуар. В отличии от whodunnit, расследование упрощено и мир более мрачен: частный сыщик (нередко, бывший коп, уволенный за принципиальность, беспощадность и алкоголизм) расследует в джунглях мрачного мегаполиса очередное зловещее дело. Он идёт от зацепки к зацепке, чудом выживает в погонях и перестрелках, выколачивает показания, успокаивает пострадавших и свидетелей и пытается устоять перед коварными обольстительницами. Хэммет, Чандлер, Питер Чейни, Джон и Росс Макдональд, Микки Спиллейн… и тысячи, тысячи их последователей и подражателей. Коррупция и беспредел настолько тотальны, что нередко сам сыщик тоже является гангстером, только честным и принципиальным («Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета, «Этот человек опасен» Питера Чейни, «Дип» Микки Спиллейна, и многие другие)
  • Иронический детектив — пародия на классический детектив. В произведениях этого поджанра серьёзные расследования описываются в ироническом, а иногда даже в юмористическом ключе. Фактический изобретатель (и одна из лучших представительниц жанра) — Иоанна Хмелевская.
  • Фантастический детектив отличается временем действия (зачастую это будущее, альтернативное прошлое или настоящее), а также прочими атрибутами, присущими фантастическим произведениям.
  • Политический детектив редко встречается в чистом виде. Основная особенность данного поджанра — действие, развивающееся вокруг политических событий. Как правило, все персонажи подобных историй ведут грязную игру, и детективу приходится очень постараться, чтобы вывести их на чистую воду. Хороший пример, и не один, встречается в творчестве Джеффри Арчера.
  • Шпионский детектив основывается на описании деятельности шпионов в военное или же в мирное время. Часто идёт в паре с политическим детективом. Один из лучших представителей жанра — Джон ле Карре, впрочем, и в рассказах о Шерлоке Холмсе встречается частенько. Собственно, в самом последнем рассказе, поставленном накануне Первой мировой войны, пожилой Холмс разоблачает немецкого шпиона. Известный отечественный пример — Владимир Богомолов, «Момент истины (В августе сорок четвёртого)».
  • Полицейский детектив — самый популярный поджанр среди создателей современных телесериалов. В произведениях данного типа обычно описывается работа группы профессионалов, занимающихся расследованиями по долгу службы. Известная классика жанра, книги и сериал про инспектора Мегрэ, поставленные Жоржем Сименоном в послевоенной Франции. Забавный фантастический вариант в серии «Лабиринты Ехо» Макса Фрая. «Малое Тайное Сыскное Войско», в котором служит Макс, и является, по сути дела, вариантом если не тайной, то весьма специализированной полиции. Хотя это вообще не детектив, а мистика.
  • Криминальный детектив — отличается тем, что события в нём описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей.
  • Уютный детектив — вид детективного жанра, где насилию отведено в повествовании меньше места или оно преподносятся с юмором, а преступления и расследования проходят в небольшом, тесном сообществе. Сыщиками в таких историях почти всегда выступают дилетанты, часто женщины среднего или пожилого возраста. Сюжеты историй просоциальны, в конце каждой из них порок наказан, торжествует добро. В уютных детективах никто не ругается матом, не фигурируют маньяки и серийные убийцы, никого не насилуют и не убивают детей. Часто расследуемым преступлением является крупная кража, похищение драгоценностей или завещания, разоблачение мошенников либо розыск пропавшего человека. Убийства же происходят «за кадром», часто бескровны (отравления и утопления). Ран на жертве почти не остаётся и они редко используются в качестве улики. Сексуальные отношения, даже между женатыми персонажами, лишь подразумеваются или не упоминаются в сюжете.
  • Детский детектив — поджанр, где роль сыщиков исполняют дети.
  • Процедурал — не менее популярный поджанр в сериалах и литературе. Герои — работники судебной системы, прокуроры и адвокаты. Как правило, протагонистом является адвокат, задача которого — доказать невиновность своего клиента, а антагонистом выступает прокурор, стремящийся добиться обвинительного вердикта. Известнейшая классика жанра — книги, сериал и фильмы про адвоката Перри Мейсона, пера Эрла Стэнли Гарднера, а также визуальный роман и его аниме-экранизация Gyakuten Saiban (на Западе локализован как Ace Attorney.)

Список знаменитых сыщиков[править]

(Пока что не про всех написаны статьи)

  • Первопример — «Царь Эдип» Софокла. Фиванский царь Эдип расследует смерть своего предшественника на престоле Лая и в итоге выясняет, что убийца — он сам.
  • Агата Кристи — Эркюль Пуаро с капитаном Гастингсом и мисс Марпл.
  • Артур Конан Дойл — Шерлок Холмс с д-ром Уотсоном, сыщик всех времён и народов.
  • Б. Акунин — Эраст Фандорин и монахиня Пелагия.
  • Гилберт Кит Честертон — отец Браун.
  • Джессика Флетчер, Главная героиня телесериала «Она написала убийство».
  • Жорж Сименон — комиссар Мегрэ.
  • Ник Картер — начал аж за год до Холмса и успешно ловил и разоблачал преступников до середины 1950-х. Продукт коллективного творчества литературных негров (известно 4 фамилии, но после скоропостижной смерти трёх из них в 1924 серия продолжалась). Всего приблизительно 1500 историй, полной коллекции нет нигде.
  • Нат Пинкертон, герой бульварных детективных книжек. По сути, копиркин Ника Картера.
  • Колин Декстер — инспектор Морс, утончённый интеллектуал и выпускник Оксфорда.
  • Кадзуки Сакубара — Викторика де Блуа. Gosick может показаться детской книжкой, но рейтинг 18+ показывает обратное.
  • Лейтенант Коломбо, ГГ телесериала «Коломбо».
  • Морис Леблан — Арсен Люпен, по основной профессии — благородный разбойник.
  • Рекс Стаут — Ниро Вульф с Арчи Гудвином.
  • Дэшил Хэммет — Сэм Спейд и безымянный сотрудник детективного агентства «Континенталь».
  • Рэймонд Чандлер — Филип Марлоу.
  • «Скуби-Ду».
  • Уильям Шекспир — Гамлет, принц датский.
  • Эдгар По — Огюст Дюпен, персонаж трёх рассказов: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», и «Похищенное письмо». Холмс его не ценил, но это всё-таки первый сыщик в литературе.
  • Эрл Гарднер — адвокат Перри Мейсон (его читали сотрудники НИИЧАВО и Берти Вустер, вот такой вот разброс среди поклонников.)
  • Ю Несбё — крутой полицейский и пьяный мастер Харри Холе.
  • Жан-Кристоф Гранже — старший комиссар парижской полиции Пьер Ньеман.

Примеры из видеоигр[править]