Крутой вояка, но никудышный командир

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Наш герой крут! Наш герой побъет семерых одним ударом! Он стреляет как ковбой! И бегает как его лошадь! Но ему категорически нельзя доверять командование войсками! В лучшем случае он выполнит задачу, ценой огромных потерь на чистом героизме. В худшем — положит всех во главе с собой о позиции противника.

Другими словами это не генерал-рубака, который лихо скачет во главе своих войск, не теряя нити командования и управляя боем прямо с передовой. Это ближе к генералу Фейлору, который полез командовать, не имея для этого нужной подготовки или навыков. Да, как боец это все еще сильная боевая единица. Вот только кроме мордобития у него — никаких чудес.

Причины подобного могут быть различны:

  • Зеленый лейтенант — у него просто нет нужного опыта или образования, чтобы командовать людьми. Это может быть молодой герой, уже заработавший себе репутации, но командовать которому еще не доводилось. Или крутой поединщик/герой-одиночка, которого впервые выставили во главе крупного соединения. В перспективе он может стать отличным генералом-рубакой. Если доживет.
  • Крутой, но тупой — у героя нет образования и навряд ли появится. Он попросту не понимает все эти тактические схемы и стратегические вопросы, ибо все очки характеристик вкачал в Силу, Ловкость и Выносливость, забив на Интеллект и Мудрость.
  • Фанатик — храмовник или что похуже. В этом случае здравомыслию и грамотному командованию мешает куча религиозны/доктринальных/личных установок, за пределам которых герой мыслить просто не способен. Да, стойкость и презрение к опасности могут изменить ход боя. Но куда чаще все заканчивается бойней, а враг марширует дальше.
  • Призванный из отставки — это реально крутой генерал. Был. Много лет назад. Сейчас он на пенсии, но родина зовет! Он все еще крутой воин. Но совершенно не умеет в современную войну.
  • Что-то пошло не так — персонаж изначально не планировался в командиры. Быть может он был живым знаменем вдохновлявших войска. Или просто злой рок возвел его на пост командира, оставив без компетентных советников. Как и в первом варианте, у героя еще есть шансы набраться опыта. Если что-то вновь не пойдет не так.

Троп часто используется авторами, избегающими создания Мэри Сью. Потому что с одной стороны, это позволяет создать крутого персонажа, с другой — даровать ему ахиллесову пяту, избегая унылой непобедимости. Впрочем, получается увы далеко не всегда.

Противотроп: Слаб в бою, но отличный тактик — когда персонажу недовесили физических характеристик, но стратегическое мышление у него работает на пять с плюсом. Другой вариант — вышеупомянутый генерал-рубака — герой одинаково крутой и как боец и как командир.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Приговор» Юрия Нестеренко — аристократы намного лучше владеют мечом, но каждая описанная в романе битва скатывается в неорганизованный балаган, итог которого предопределяется какой-нибудь одной хитростью одной из сторон.
  • Троецарствие — Люй Бу, лучший боец во всей Поднебесной, но крайне хуёвый командир, который ничего кроме как махать своей алебардой с коня не умеет.
  • «Хроники странного королевства» — принц-бастард Элмар. Подсвечивается самим Шелларом: «Моему брату категорически нельзя командовать войсками. Он опытный приключенец и тактика одиночки или малой группы у него отработана до совершенства. Но выше — не его уровень». Справедливости ради, сам Элмар отлично знает про свою особенность и в командиры не лезет. Даже в корпусе паладинов он играет роль номинального командира, а вся организационная и командная работа сведена на Второго Паладина, графа Орри.
  • «Песнь Льда и Огня» — Джейме Ланнистер, в первых книгах. Один из сильнейших мечников Вестеросса, но единственный стиль командования, который он понимает «за мной, на штаб врага!». На чем его и подловил Робб Старк. Впрочем, плен и скитания пошли Джейме на пользу и к «Танцу Драконов» он уже вполне себе средний командир.
    • Григор «Гора» Клиган — такому отморозку можно доверить только командование эскадроном смерти, для закошмаривания простых крестьян. В нормальном бою, такой командир принесет больше вреда своим, чем врагу.
    • В сериале таким показан Джон Сноу, героически угробивший свою армию о фалангу Рамси. Будет ли такое в книге — поживем-увидим.
  • Стюарт Слейд «The Salvation War» — такова почти вся армия Ада. Цепь командования определяется тем, кто круче и сильнее. Отлично работает против армий бронзового/железного века. Вот только против танков и артиллерии такой подход не канает.
    • Роберт Ли. Прославленный командир Гражданской Войны, после спасения из Адской Впадины, где он аки Сизиф толкал здоровенный камень, он немедленно предложил свои услуги «стране и флагу». Вот только первые же учения показали, что этот великий генерал совершенно неспособен осознать масштабы и принципы современной войны. При этом, он все еще крутой рубака, благо все Второживущие сильнее обычных людей и выглядят сильно моложе.
    • В меньшей степени полковник Дэвид Стирлинг. Легендарный командир и основатель САС, все еще крутой воин, самостоятельно сбежавший из огненной реки и сколотивший небольшой отряд таких же беглецов. Но и он с горечью понимает, что те двадцать лет, прошедших после его отставки полностью перевернули военную мысль.
  • «Живые и Мёртвые» — и в книге К. М. Симонова и в фильме, генерал-лейтенант авиации Козырев. Из уст самого автора: «Он впервые в жизни проклинал тот день и час, которым раньше гордился, когда после Халхин-Гола его вызвал сам Сталин и, произведя из полковников прямо в генерал-лейтенанты, назначил командовать истребительной авиацией целого округа. Сейчас, перед лицом смерти, ему некому было лгать: он не умел командовать никем, кроме самого себя, и стал генералом, в сущности оставаясь старшим лейтенантом. Это подтвердилось с первого же дня войны самым ужасным образом, и не только с ним одним. Причиной таких молниеносных возвышений, как его, были безупречная храбрость и кровью заработанные ордена. Но генеральские звезды не принесли ему умения командовать тысячами людей и сотнями самолетов.»

Аниме и манга[править]

  • «Берсерк» — Адон Бокович. С фитильком, ибо крут он в основном против красных рубашек. Любой сколь-нибудь крутой боец (Гатс или Каска) навешают ему люлей по самое немогу. И вообще, он больше хвастун, чем реально крутой воин.
  • «Code Geass» ― интересный зигзаг: Киосиро Тодо зачастую называется по ходу сериала «Командиром-чудотворцем», нанёсшим британцам поражение при Ицукушиме, из него вышел невероятно умелый мехвод, уступающий по уровню подготовки лишь Каллен и Ли Синьхэ, но стоило лишь ему получить из рук Зеро руководство «Чёрным восстанием», как наш бывший «Чудотворец» был разбит, попал в плен и едва не был казнён.
  • «Kingdom» — ГГ, Ли Синь. Выдающийся мечник, способный пустить на вырезку бойца втрое здоровее и опытнее себя. Но как командир — полный ноль. Имея сильнейший тысячный отряд армии Цинь едва не угробил его некомпетентным командованием. К счастью, его друг, император Иэнь Чжень, быстро спохватился и прислал к нему талантливого стратега.
  • «Дорога в королевство» — главный горой Эгир, без дураков сильнейший мечник, а вот полководец ну очень средне что он сам понимает, и поэтому стремиться окружить себя толковыми подчинёнными.

Настольные игры[править]

  • Warhammer во всех ипостасях — орки, но зигзагом. Для них единственным требованием к командиру является его способность набить рожу любому подчиненному, всё остальное не принципиально — этим, собственно, и объясняется способность отбить целую планету силами СПО и пары полков Имперской Гвардии. Беда в том, что орки растут всю жизнь, то есть самый сильный и жлобный босс, скорее всего, будет в своей банде и самым умным, а равно и сильнее всех фонящим WAAAAGH!-ом. И когда босс дорастает до размеров Газкулла или Наздрега, ему начинает хватать опыта и на тактику, и на стратегию — и вот тут-то всем соседям по вселенной становится очень тревожно. Компашка «прим-орков» под коллективным псевдонимом Зверь вообще чуть не поделила на ноль Империум — и не нынешний, а 32 тысячелетия, при живых примархах и не до конца похеренном наследии ТЭТ.
    • Warhammer 40,000 — у Астартес таковыми являются космодесантники-ветераны и чемпионы. Выдающиеся воители, с сотнями лет боевого опыта, но без командирских задатков. Так как для подавляющего большинства десантуры обязанность служить Ордену и Империуму максимально эффективно заложена на уровне генов, то наверх они не лезут. А почета… почета им и так хватает.
      • Кустодесы таковы почти поголовно. Все дело в крайнем индивидуализме и генетически заложенной недоверчивости. Впрочем, некоторые ломают систему и из них формируют сержантский и офицерский состав.
    • Warhammer Fantasy Battles — таковых много. В первую очередь бретонские рыцари (эти ребята привыкли драться в одиночку. Да смотреть на всех окружающих как на говно тоже не помогает в установке связей) и гномы-убийцы (просто потому, что этим рубакам не до командования. Они ищут достойной смерти в бою. И упаси вас боже встать между ним и ею).

Видеоигры[править]

  • Mass Effect 2 — Заид Массани, крутой наёмник, но слишком привык думать только о себе. В командиры группы в самоубийственной миссии не годится, чего не скрывает. Грюнта тоже не надо, у него один метод: «Ай эм Кроган! и башкой стену прошибу».
    • Впрочем, последний с фитильком: в третьей части он дорастает до командования кроганским спецотрядом. Командует не гениально, но и не ужасно, отряд может погибнуть, но это скорее вина обстоятельств и следствие решения Шепарда.
  • «Битва за Средиземье» — в первой части это можно сказать про Эовин, которая крутая леди-воительница, но никаких бонусов войскам не раздаёт, в отличие от своих родственников. Гимли тоже крут и суров, но от его присутствия войскам ни холодно, ни жарко. В сиквеле ту же самую роль уничтожителей вражеских войск или героев без каких-то бонусов для армии помимо этих двоих получили Гэндальф у людей (пассивка на лидерство просто не поместилась на панель способностей), Глоин (сразу видно, в кого сын пошёл) у гномов, назгулы на крылатых тварях у Мордора, Шелоб и Дрогот у гоблинов (впрочем, последние три примера вообще проходят по категории чудовищ), а также, педаль в пол, Саурон и Галадриэль, способные одним ударом раскидывать целые отряды, но не дающие никаких усилений для армии.

Реальная жизнь[править]

В чистом виде почти не встречается, ибо в реальной войне всегда воюют большие батальоны и успешный командир должен иметь не только силу и харизму, но и определенное тактическое мышление,. Ведь недостатки стрельбы можно поправить хитрой тактикой. А вот недостатки тактики, меткой стрельбой не поправишь. Впрочем, близких примеров было навалом.

  • Рыцарские ордена позднего Средневековья. После завершения эры крестовых походов, на роли комтуров, а то и магистров орденов, могли выставить просто знатного буратину с неплохими послужным списком турнирных побед.
  • Король тропа — Иоахим Мюрат. Блестящий кавалерийский генерал, Маршал Франции, но совершенно бездарный организатор. Как охарактеризовал его сам Наполеон: «В поле он был настоящим рыцарем, в кабинете — хвастуном без ума и решительности».
  • Император тропа ― президент Парагвая Франсиско Солано Лопес. Безумно тащился от Наполеона и даже косплеил его в мелочах, отличался личным мужеством, но воевать не умел, и если на верных полководцах ему удалось выдержать блицкриг против Бразилии и Аргентины, то после потери стратегической инициативы не нашёл ничего более подходящего, чем устроить в армии натуральную децимацию, а также репрессии против ближайших сподвижников, включая собственных родственников, которых подозревал в измене. При этом многократно отказывался сдаваться и подписывать мирные соглашения, а когда столицу взяли бразильцы – отправился с сыном и личной гвардией партизанить в горы, где спустя полтора года и погиб по-чапаевски.