Пойди туда, не знаю куда

Материал из Posmotreli
Версия от 00:42, 28 апреля 2022; Александр Вербицкий (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Вкратце|Отправиться за артефактом, который спрятан непонятно где.}} {{Q| Третья история — о поиске. […] Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, которы...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Отправиться за артефактом, который спрятан непонятно где.
« Третья история — о поиске. […] Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все‑таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.

»
— Хорхе Луис Борхес. Четыре цикла


Пойди туда, не знаю куда (и принеси то, не знаю что), или квест в изначальном смысле слова — одна из самых древних и популярных сюжетных завязок. В некой очень далекой стране хранится артефакт или иной макгаффин, каковой очень нужен кому-то мудрому и могущественному (как вариант — хитрому и подлому, а то и просто (само)дурному), но не слишком подвижному, для некой великой (как вариант — низменной) цели[1]. За этим предметом и посылают героя, не давая никаких точных указаний, как туда добраться. Нередко его посылают на самом деле за собственной смертью, придумывая заведомо несуществующий макгаффин из головы (как в сказке-кодификаторе), или такой макгаффин, который, по мнению посылальфа, достать невозможно (как в «Сильмариллионе» Толкина). В этом случае иногда оказывается, что макгаффин-то на самом деле ещё как существующий и/или в принципе-то добываемый — к изумлению посылальфа.

Далее большую часть сюжета занимают дороги и тропы, по которым шагают герой и его спутники, сталкиваясь по ходу с приключениями и подлостями.

Иными словами, Пойди туда, не знаю куда — мотив для сюжетообразующего путешествия. Мотив заезженный, но, несмотря ни на что, не теряющий эффективности. Толкин, например, впервые поигрался с тропом, сделав свое сюжетнообразующее путешествие в LotR не за артефактом, а за способом избавиться от изначально данного, злого и крайне опасного артефакта. В чистом виде квест сейчас используется только в RPG, и то редко; большая часть современных RPG-квестов сильно модифицирует схему «пойди туда, не знаю куда»; квест, использующий её в чистом, неразбавленном виде, зовется fetch quest («подай-принеси квест») и презирается как убогий и заезженный.

Примеры

«

Исхитрись-ка мне добыть То, Чаво Не может быть! Запиши собе названье, Штобы в спешке не забыть.

»
— Л. Филатов
  • Справочник автора/Греко-римская мифология:
    • Куда только ни посылали Геракла! Даже на три буквы — к Аиду.
    • Царь Полидект посылает Персея за головой Медузы Горгоны.
    • Царь Пелий посылает Ясона за золотым руном.
  • Царь посылает Ивана-царевича за молодильными яблоками.
  • Точно так же царь отправляет героя (Андрея и др.) за разными диковинами.
  • Королевича послали за тремя гигантскими апельсинами сначала в итальянской народной сказке, затем в основанной на ней пьесе Карло Гоцци и наконец в пародийной (по отношению к обоим первоисточникам и ещё много к чему) пьесе Леонида Филатова.
  • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — одни рыцари отправляются искать Святой Грааль, другие отправляются искать первых.
  • Обручев, «Плутония» — учёных послали исследовать Северный полюс, а на самом деле цель экспедиции состояла в том, чтобы найти вход в полую землю на этом самом полюсе. Но самим учёным ничего не сказали о подлинной цели экспедиции.
  • Михаил Успенский, «Приключения Жихаря» — в каждой книге трилогии протагонист отправляется в очередное «не знаю куда». А в первой книге — так и дважды.
  • Fallout 2 же! Чтобы спасти деревню, Избранного посылают за ГЭККом в Убежище 13, а где оно находится — никто уже не припомнит. Учитывая, что по прямой до Убежища более 500 км, путешествие будет долгим.

Примечания

  1. Ну, или просто без цели, если речь идёт об утреннем желании левой пятки комичного царя-батюшки