Рядовой Чээрин: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 73: | Строка 73: | ||
{{Nav/Вторая мировая война (фильмы)}} | {{Nav/Вторая мировая война (фильмы)}} | ||
{{Nav/Искусство на военную тематику}} | {{Nav/Искусство на военную тематику}} | ||
[[Категория: Фильмы по алфавиту]] |
Текущая версия на 19:28, 17 февраля 2024
Рядовой Чээрин | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | |
Страна производства | Россия |
Киностудия |
|
Режиссёр | Дмитрий Кольцов |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 2020 |
Продолжительность | 95 минут |
В главных ролях: | |
Айтал Степанов | Егор Чээрин |
Александр Казанцев | снайпер Михаил Гурьянов |
Дмитрий Кольцов | лейтенант Лобода |
Юрий Гаретовский | снайпер Шульц |
Дмитрий Трофимов | старшина Шагуров |
Вячеслав Югов | Фон Рюллих |
Рядовой Чээрин — экранизация повести якутского писателя-фронтовика Тимофея Егоровича Сметанина. Фильм снят с весьма скромным бюджетом в 5,5 млн рублей, большинство ролей исполнены любителями-энтузиастами, «окопные» съёмки проходили на даче (!) художника-постановщика Гавриила Петрова — но качеству фильма это нисколько не повредило: актёры сыграли с полным погружением в роль, а малобюджетность ощущается только в нехватке исторически достоверного реквизита. На фоне мейнстримного кина с немцами якутский фильм смотрится буквально глотком свежего воздуха.
В октябре 2021 г. фильм официально выложен в свободный доступ. Причаститься можно здесь.
Первоисточник[править]
Фильм снят по повести Тимофея Сметанина «Егор Чээрин» («Дьогүөр Чээрин»). Вышедшая в 1947 году книга стала самым известным произведением писателя; в ней в оригинальной художественной форме — в виде дневниковых записей — рассказывается о фронтовых буднях снайпера-якута и его однополчан. По своему оптимистичному настрою повесть очень напоминает поэму А. Твардовского «Василий Тёркин». Главный герой заявлен как собирательный образ, но в качестве его сослуживцев автор вывел своих боевых товарищей под их реальными именами. События повести вымышлены, но в них угадываются детали Насво-Маевской операции, в которой принимал участие сам автор.
Сюжет[править]
Осень 1943 года.
После долгих месяцев изнуряющей позиционной войны, большая часть батальона майора Беляева была уничтожена. Лейтенант Лобода докладывает, что не в силах ничего противопоставить немецким снайперам — асам, хозяйничающим на передовой. Одна надежда на пополнение, в числе которого должны прибыть и опытные снайперы. Но долгожданная колонна попадает под немецкий авианалет. В результате погибают все, кроме горстки солдат и молодого охотника из Якутии — Егора Чээрина. Встретив остатки пополнения, лейтенант Лобода принимает решение проверить молодого якута в качестве снайпера. В первом же бою Егору удается проявить себя. Он вступает в схватку с немецкими снайперами и меняет баланс сил на передовой.
Сюжетные элементы и тропы[править]
- А оружие отнимем у противника — для подрыва моста Егор совместно с партизанами использовали немецкую миномётную мину. Для детонации у Чээрина была винтовка всего с двумя патронами... и немецкий снайпер-ас Шульц поблизости. Решение: намеренно неточным выстрелом «выдать» себя, выманить немца, убить его и забрать его винтовку.
- Аллитеративное имя — радист-якут Три Николая: Николаев Николай Николаевич.
- Африканская кукабара — действие фильма происходит где-то в средней полосе России, при том, что снят он в Якутии. Можно только похвалить талантливого и внимательного к своей работе оператора: он сделал всё возможное, чтобы якутские пейзажи не воспринимались таковыми. Кроме того, многие фоны были отсняты в Ленинградской области, и они не выбиваются из общего визуального ряда.
- Блестящий неканон: повесть не имеет сквозного сюжета — это просто фронтовые заметки бойца. В фильме отдельные эпизоды повести связали воедино, значительно переработав и сделав темнее и острее. Антагонист Чээрина, снайпер Шульц — это и вовсе оригинальный персонаж фильма, у Сметанина не было даже его прототипа (а вот второго немецкого снайпера — был); арка характера Гурьянова — это тоже находка сценаристов. При всём при этом дух книги передан превосходно.
- Бонус для гениев — последняя батальная сцена с контрнаступлением красноармейцев под миномётным огнём на превосходящие силы врага и дерзким захватом командных пунктов явно вдохновлена реальным боем за Федорухново, за проявление героизма в котором Сметанин был награждён медалью «За отвагу».
- Дружба, закалённая в огне — у Чээрина и Гурьянова. Второй числился снайпером просто за неимением лучшего, но стрелком был весьма посредственным, и к на голову превосходившему его Егору относился с профессиональной ревностью. После совместных боёв и уроков стрельбы Михаил заметно поднял уровень крутизны, а с Чээриным они стали друзьями.
- Героическое самопожертвование — раненый боец разведгруппы взял винтовку Чээрина и назвался снайпером, чтобы убили не Егора, а его… и подорвал гранатой себя и окруживших его немцев.
- Жизнь пишет сюжет: сыгравший разведчика Дмитрий Трофимов не мог сбрить бороду — она была нужна для его роли в театре. В фильме эту неуместность умело обыграли: придумали его персонажу соответствующее суеверие.
- Зарубка на приклад — один из немецких снайперов ставил зарубки на портсигаре. До снайперской дуэли с Егором таковых было 52.
- Издалека сойдёт — проблема с реквизитом перед создателями определённо стояла, но откровенные муляжи и анахронизмы старались показывать только издали.
- Два в одном и три в одном — тут не актёры, а реквизит. Ну что поделать, у съёмочной группы был только один газон — ему и пришлось изображать целую автоколонну. Аналогично с оружием: на всех реквизита не хватило, поэтому винтовки, пулемёты и автоматы переходят из рук в руки. А вот с немецкими танками аверсия: все они смоделированы, и весьма добросовестно — двух одинаковых среди них нет.
- Самый матёрый анахронизм — это, конечно, аппаратура связи. Радиостанции серии «Парус» были выпущены только в 67 году! Справедливости ради, найти исторически правильный «Север» в разы сложнее, чем прочий реквизит.
- У немецких снайперов показаны советские прицельные сетки. В принципе, для рядового зрителя разница невелика. Для придирчивого — и обоснуй легко подводится: во время ВОВ немцы довольно активно использовали трофейные прицелы ПУ и ПЕ, которые прекрасно встают на немецкий кронштейн. В фильме прицел явно более современный, но по силуэту он совершенно не похож на Zf.39, а за ПЕ издалека сойдёт.
- Не в ладах с оружием — практически полная аверсия.
- Однополый кастинг — женщин в фильме нет совсем.
- Партизаны — после побега из плена Егор встречает остатки партизанского отряда: из двухсот человек осталось только пятнадцать.
- Попадание через прицел — Шульца Чээрин подстрелил именно так. Увы — только ранил (причём больше самолюбие).
- По уши в… — на притаившуюся разведгруппу немецкий солдат буквально выплеснул ведро с нечистотами. Судя по выражению лиц разведчиков, запашок от содержимого был ещё тот, но никто из них своего присутствия не выдал.
- Прикинуться шлангом — в плену у немцев Чээрин проделывает именно это: говорит офицеру, что русским владеет очень плохо, а читать вообще не умеет, да и вообще притворяется не особо умным простачком, для которого верх счастья — это хорошо поесть.
- Производственный ад — съёмки фильма начались в 2015 году под руководством Аркадия Михайловича Новикова, и первоначально заглавную роль исполнял Федот Львов. Из-за финансовых трудностей и смерти режиссёра производство картины пришлось приостановить, а из-за напряжённого графика Федота — провести рекаст (исключительно удачный). Новым режиссёром стал исполнитель роли лейтенанта Лободы Дмитрий Кольцов, ранее занимавшийся съёмками рекламы.
- Пропаганда — из своего окопа немцы через громкоговоритель агитируют красноармейцев сдаваться и ставят немецкие военные марши. Эффект от этих передач выходит обратный ожидаемому: сдаваться желающих не находится, но порой у кого-то из бойцов срабатывает кнопка берсерка, и он с криками «Ненавижу!» лезет в безрассудную атаку. Под снайперский и пулемётный огонь.
- Сам поставил, сам играл — тут скорее в обратном порядке: Дмитрий Кольцов изначально был приглашён играть в фильме, но в итоге стал его режиссёром и сценаристом.
- Смехотворно низкая награда — в награду за выполнение задания и взятие языка Чээрин попросил зеркало. Субверсия: оно было нужно Егору как инструмент наблюдения.
- Снайпер — им поневоле стал охотник Чээрин; Михаил Гурьянов числился снайпером штатно, поскольку из всех оставшихся только он имел теоретическую подготовку (в финале стал таковым и на деле). С немецкой стороны — несколько опытных снайперов, включая аса Шульца.
- Спрятаться за языковым барьером — Егор дважды передаёт сообщения своим, используя якутский язык. Про немецкие танки даже поёт в радиоэфир! Ничуть не хуже индейцев-навахо.
- Поддразнивать из-за языкового барьера — Три Николая толсто троллит Гурьянова, расспрашивающего про якутский язык («Какой у вас язык?» — «Как и у вас — красный!»). Сцена почти дословно воспроизведена по повести Сметанина.
- Шутка-бумеранг: полковой повар Бычков повесил на раздаче шуточное «меню» — баранина, биточки, баклажаны, икра, — при том, что реально на обед только каша. Попавшего в плен Чээрина немцы принуждают рассказывать в громкоговоритель о том, как хорошо в немецком плену: он и начинает рассказывать, как хорошо у немцев кормят, перечисляя все пункты того самого «меню». Красноармейцы в окопе смеются: «У немцев тоже одну кашу дают!».
- Я пишусь через «Э» — даже через два «Э». А читается фамилия главгероя просто — [Черин]. В одном из переводов повести-первоисточника с якутского он даже писался так.
Ссылки[править]
Искусство на военную тематику | ||
---|---|---|
Древний мир. Средневековье | Троянская война (Гомер, «Илиада») • Гражданская война в Англии (Столпы Земли) • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Кампания крестоносцев) • Assassin's Creed I • Stronghold Crusaders) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc» • Бесконечный Мир) • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2) • В целом по Античности: Rome: Total War • В целом по Средневековью: Medieval II: Total War • Knights of Honor | |
Новое время | Тридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex • Тобол) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Американская революция (Сыны свободы) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой • Рождение Нации) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/«Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода) | |
Первая мировая война | Киплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1 | |
Гражданская война в России | Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia | |
Вторая мировая война и её последствия |
Литература: Б. Васильев («А зори здесь тихие…» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • В. Линна («Неизвестный солдат») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация) • Стюарт Слейд («Изо всех сил») • А. Бек «Волоколамское шоссе»
| |
Войны XX века | Корейская война (МЭШ) • Война во Вьетнаме (Стивен Кинг, «Сердца в Атлантиде» • Апокалипсис сегодня • Call of Duty: Black Ops • Форрест Гамп • Цельнометаллическая оболочка • We were soldiers • Хранители • Сабатон • Battlefield Vietnam) • Война в Афганистане (Киплинг • Александр Афанасьев (Период распада • Противостояние/Наступление/Силовой вариант • Бремя Империи • Sabaton • Наутилус Помпилиус • ДДТ • 9 рота) • Война в Персидском заливе (Александр Афанасьев, половина книг • Lost • Sabaton) • Война в Сомали (Чёрный Ястреб) • Первая чеченская война (Чистилище • ДДТ) • Вторая чеченская война (Грозовые ворота • Спецназ) • Война в бывшей Югославии (Балканский рубеж) | |
Войны XXI века | Война в Афганистане (с 2001) (Medal of Honor) • Война в Сирии (Сирия: Русская буря) | |
Третья мировая война | 1984 • 451 градус по Фаренгейту и «Марсианские хроники» Р. Бредбери • Период распада • «Красный шторм поднимается» Тома Клэнси • Call of Duty: Modern Warfare • Звёздный путь • Fallout • Command & Conquer: Red Alert 2 и 3 • Arma 2 • серия Modern Combat • Серия Wargame • «Ария» (и «Мастер»), «Воля и разум» | |
Разное | Operation Flashpoint-ArmA • Капитанская дочка • Мулан • Тарас Бульба | |
Жанры | Военная драма |