Идеологическая Сью

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Идеологическая Сью — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор по-другому ещё не научился и, возможно, не научится. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, вот он и подыгрывает любимчикам (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или чьи деньги пытается своим произведением привлечь. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что жизнь подражает искусству и что публика воспримет произведение как прямое руководство к образу мыслей.

Идеологическая Сью по определению резонёр, но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «Горе от ума» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически хипстером XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем развитие персонажа? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой спорной ситуации. Естественно, противоположное сьюшному мировоззрение превращается в соломенное чучело, а неудобные точки зрения радостно игнорируются. Все несогласные — всегда плохие, и никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно. Viva il Duce!

Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая каноническая Сью и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации цвет кожи, пол, возраст, а то и вообще всё, кроме имени.

Идеологическая анти-Сью тоже существует и называется «у нас он будет негодяем». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьюшей, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «вам террористы, нам партизаны».

Где встречается[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Общее[править]

  • Сабж всплывает у любого МТА, если он вооружается политической повесткой.
  • Среднестатистический попаданец поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое.

Комплексные франшизы[править]

  • Супергеройский мэйнстрим идеологическими сьями живёт и дышит.
    • Капитан Америка, каким он создавался изначально — с прикрученным фитильком. Всеми силами воплощал в жизнь и продвигал в умы американскую мечту, играючи побивал всех, кто стоял на пути к ней (нацистов, коммунистов, исламистов… смотря по эпохе) — но вот типичного тРаГиЧеСкоГо нАдРыВа, без которого Сью не Сью, был лишён начисто.
    • Персонажи, которых возвела в статус идеологических Сью MCU:
      • Капитан Марвел сьёй была и в комиксах, но только в своём сольном фильме приобрела так недостававшее ей измерение кумира интерсекциональной «повесточки».
      • Ваканда — коллективная идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит Т’Чакой, и все творящиеся в ней несуразности списывались на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей фараонов (потому что показывать негров дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально превратили сюжет в маразм, где вместо запланированного воспевания африканской культуры негры выставлены большими дикарями, нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («Принцесса и лягушка» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел.
        • Шури тянет на идеологическую Сью с прикрученным фитильком. Девушка, к тому же чернокожая, к тому же из Африки — ну так же тут не подмазать нужной части аудитории? Разумеется, Шури в свои лет 20 — не только красотка, но и гениальнейший гений, у которого Тони Старк мог бы в лаборантах ходить. Но Шури хотя бы с горем пополам развивается как персонаж и вообще прописана более-менее человечно. А вот её товарка Рири «Железное сердце» Уильямс этого достоинства напрочь лишена — а недостатки всё те же.
      • Женская версия Халка не отстаёт. Это мужской версии надо было учиться самоконтролю, у женщины проблем нет по определению.
        • Проблема Женщины-Халка не в том, что у неё нет проблем с самоконтролем. Проблема в том, что оригинальная Халкиня из комиксов из затюканной офисной работницы стала привлекательной бабищей, соответственно разобралась со своими комплексами, и как следствие — она сильная независимая женщина здорового человека, уверенная в себе, не боящаяся показывать свои достоинства (как умственные, так и физические), и уважающая других. Ну и за ней не охотятся кто попало с целью убить/экспериментировать, так что загонов на эту тему у неё тоже нет, отсюда и самоконтроль.[1] А в кино она «сильная независимая женщина» курильщика, то есть стервозная дура, обвиняющая мужчин во всех грехах, и судящая всех исключительно по себе (формата «за мной не охотятся, значит и за тобой не могут, а если охотятся — то самдураквиноват»).
  • «Звёздные войны» — Рей неловко балансирует где-то на границе между идеологической сьёй и обыкновенной. Второй, пожалуй, больше — потому что сильных женских персонажей во франшизе и раньше хватало за гланды, и идеологический посыл «потому что она девочка» попросту потерялся.

Литература[править]

  • Ильф и Петров, фельетон «Рождение ангела» — пародия на троп. Восемь киносценаристов работают над образом советского положительного героя, наделяя его всеми возможными достоинствами и тщательно следя, чтобы у него не было ни одного недостатка:
«

а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме.
б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути.
в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно.
г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней).
д) Утром он работает. А вечером? — Учится. — А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. — А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией.
е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. — А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи.

»

Кино[править]

«

Сегодня, если героиня считается сильной, она обязана без чьей-либо помощи (либо с помощью других сильных женщин, ить помощь от мужика — это сексизм) раскидывать всяких мерзких мужиков-злодеев направо и налево. То бишь, сила духа подменяется физической силой, и плевать, что враги героини — бугаи, проведшие полжизни в спортзале, а сама она толщиной со спичку. Что делает персонажку не только очередным мужиком с женским скином, но ещё и нелепым посмешищем.

У Кэмерона же всё совершенно иначе, главное проявление силы у его героинь — это внутренняя стойкость, недостаток физической силы они восполняют изобретательностью, ибо подлинная сила — это не отсутствие слабостей, а способность их преодолевать. Являясь не картонками, которые без потери харизмы можно заменить на плакат «САТРИТЕ, У НАС ФЕМЕНИЗМ!», они имеют проработанные характеры, достоинства и недостатки, привязанности, где-то могут оказаться слабыми и нуждающимися в помощи — но всегда проявляют инициативу, что-то делают, пробуют, принимают решения и несут ответственность, наравне с мужскими персонажами — столь же неидеальными, но имеющими внутренний стержень и изобретательность.

Это ещё одно важное отличие: в прогрессивных произведениях мужские образы, как правило, либо максимально никчёмные, либо максимально гнусные, дабы ненароком не затмить во всём идеальную героиню, идеальность которой обусловлена буквально наличием дырки в мясе. (Ну, и заодно подчеркнуть, что всё зло от гадких мужиков, поэтому объединяйтесь против стручконосцев, сёстры). По иронии, сегодняшние сильные и независимые банально боятся конкуренции со стороны достойных мужских образов, и могут быть сильными и независимыми лишь настолько, насколько жалкими являются окружающие их мужские персонажи. В итоге получается, что такой подход оскорбляет всех: и мужчин, которых из раза в раз представляют бесполезными чмошниками, и женщин, которые могут производить впечатление сильных и независимых только на фоне таких бесполезных чмошников.

А вот в фильмах Кэмерона достойные женские образы соседствуют с достойными мужскими, и так женщины завоёвывают себе лишь ещё большее уважение, ибо даже на фоне мужчин далеко не робкого десятка им удаётся выделиться стойкостью, силой духа и умением решать проблемы. Можно сказать, что один лишь Кэмерон сделал для фем-повестки больше, чем все прогрессивные тварьцы, вместе взятые — причём начал задолго до того, как к этому начала обязывать конъюнктура, то бишь, он делает это не для того, чтобы перед кем-то выслужиться, а потому, что ему совершенно искренне нравятся сильные женщины.

»

Безумный Кроссовер

  • Игровые экранизации Диснея рады стараться. Почти любая главная героиня — идеологическая Сью в силу своего пола.
    • «Мулан» — девушка и азиатка, стало быть, идеальна от рождения. Ей нечему учиться в военном лагере. Достаточно не сдерживать свое ци — и она круче всех мужиков вместе взятых. Противостоит ей злая Сью — такая же супер-женщина, только злая. Мужики где-то там под ногами мешаются.
    • «Алладин» — Жасмин близка к тропу и даже песню спела о том, что никто не заставит её замолчать. Правда, ничего особо полезного затем не сделала. Фильм продвигает мысль, что лишь предрассудки мешают принцессе править Аграбой. При этом она, как и в мультике, не в курсе, что на базаре товары продают за деньги.
    • «Русалочка» — естественно, чернокожая Ариэль теперь спасает принца не только в те моменты, когда ей полагается, но и в те, когда спасать её должен был принц, и кораблём, который пронзает бушпритом пузо Урсулы, рулит сама. Ах да, хрестоматийный поцелуй истинной любви так и не состоялся, и они с Эриком, судя по всему, остались просто друзьями.
    • Грядущая «Белоснежка», судя по пресс-релизам, тоже рвётся в троп. Зрители заранее готовятся болеть за Злую Королеву.
  • «Добыча» — Нару. Хочет стать охотницей, «потому что все думают, что она не сможет»[2] и, самое интересное, лажает в этом занятии, но вот инопланетного монстра, обвешенного гаджетами побеждает «на раз» и без особых усилий. А в конце соплеменники признают ее великим воином за то, что она принесла голову Хищника. И, плевать, при этом все охотники племени погибли, отправившись на поиски нашей гг и что Хищник, напрамую, племени не угрожал… Зато теперь она самая крутая.

Видеоигры[править]

  • Marvel's Spider-Man 2 от Insomniac — Майлз АБАС Моралес. Формально — ученик Питера Паркера с восьмилетним стажем в геройстве (чью крутизну мы ощутили в первой игре). Здесь же паук из Гарлема превосходит своего наставника по всем параметрам: сила, ловкость, интеллект, способности… У него и проблем серьёзных нет, и с друзьями всё ладится, и город он защищать успевает (пока на Паркера проблемы летят, как из рога изобилия). А всё почему? Правильно, потому что подсуетились «Sweet Baby inc.», ответственные в играх за современную, неадекватную повесточку! Поэтому Питера Паркера у нас давят холодильником, а Моралесу похрен на всё.

Примечания[править]

  1. «Профессора Халка», после того как Бэннер наконец перестал Халка давить и слился с ним, видели? Халкиня начала сразу с этого.
  2. В обществе охотников-собирателей такие выкрутасы отдельных личностей невозможны в принципе.