Атрибут

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Атрибут — это простая, умещающаяся буквально в одно понятие второстепенная характеристика персонажа, которая, в отличие от амплуа или архетипа, не определяет его поведение полностью. Амплуа/архетипы двигают сюжет неусыпно и непрестанно; атрибуты, в отличие от них, большую часть времени просто есть.

Причём порой это «просто есть» доходит до такой степени, что атрибуты полностью отрываются от своего персонажа, существуя будто бы в вакууме. Если случай не столь тяжёлый, то атрибуты с амплуа запросто путаются: например, Раздаватель прозвищ или, скажем, Тетеря в наушниках лежат в одной корзине с амплуа, хотя и улитке понятно, что это атрибуты, ведь сюжет они не двигают (по крайней мере, по-крупному).

Очень часто атрибутами можно больно бить своих противников.

Атрибуты в кристально чистом виде можно наблюдать на т. н. «карточках персонажей», а также в скупых текстовых описаниях героев различных старых игр.

Иногда атрибуты могут использоваться и для конструирования сеттинга. Как правило, выходит забористый сборник стереотипов.

Атрибуты имеют наиболее широкое распространение в аниме и околанимешной продукции, а также методом культа карго проникли и в некоторые западные произведения, написанные анимешниками. Впрочем, и в самом аниме не всё так просто: разница с обыкновенным амплуа порой бывает трудноощутима; один и тот же троп запросто может быть как амплуа, так и атрибутом — зависит от того, как конкретно его сыграл автор. Возьмём, например, троп Крутая принцесса (выбран абсолютно случайным образом). Всё будет зависеть от того, как себя будет вести персонаж, применительно к которому этот троп заявлен: если крутая принцесса будет проявлять явные признаки крутости и принцессовости, то это амплуа, если же она будет вешаться на ояша вместе с ещё семью девушками, строить им козни и смеху ради натравливать на врагов ояша огромных телохранителей-негров — то это точно атрибут.

Есть мнение, что такое распространение атрибутов именно в японской медиапродукции тесно связано с Синто: ультра-политеистической религией Японии, являющейся одной из наиболее развитых форм язычества. Как и в прочих традиционных религиях, здесь есть потенциально бесконечное количество ками — богов, или, скорее, духов, обитающих во всём сущем, однако фирменной чертой синто является наличие большого количества ками, которые абсолютно ничего не делают, просто существуют. Совершенно точно с этим связаны, например, мозговыносящие описания персонажей Touhou, серии игр, славящейся бесконечным количеством моэ-девочек, конвейерным методом моэ-антропоморфизма производящихся из этих самых ками. (Точнее, ёкаев, но это уже тема для отдельной статьи.) Многие начинающие фанаты зачарованно офигевают, узнав, что их вайфу — literally является Китаем, манипулирует любыми границами и порталами (!), мышь и лозоходец (!!), или ворует книги в библиотеке (!!!). Что курил автор? Теперь вы знаете: он курил Синто.

Для украшения персонажа, углубления его образа, проявления каких-то психологических черт атрибуты могут быть очень хороши, просто-таки незаменимы. Иногда с их помощью, не развивая атрибут до полноценного амплуа, можно таки куда-то двинуть сюжет, ввернуть персонажа в какую-то перипетию или повесить чеховское ружьё. Однако, к сожалению, очень часто слишком велик соблазн от балды навешать персонажам атрибутов и характеристик, полностью заменив ими создание психологического образа, после чего выплюнуть несчастных болванчиков на страницы. Из-за простоты такого «творческого метода» очень часто этих персонажей становится ещё и дофига, что совершенно не помогает легче воспринимать произведение. Кто-то вон вообще радостно лепит персонажей прямо по рецептам из статей сего сайта, совершенно не задумываясь о том, как этот «синкретизм» будет выглядеть.

Таким образом атрибуты использовать не стоит.

См. также[править]